Научная статья на тему 'Стратегический анализ деятельности предприятия розничной торговли детскими товарами'

Стратегический анализ деятельности предприятия розничной торговли детскими товарами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2986
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ДЕТСКИЕ ТОВАРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурадова С.Ш., Рязанова Анастасия Александровна, Петрищева Анна Сергеевна

Данная статья посвящена анализу предприятия розничной торговли ПАО «Детский мир». Выявлены основные факторы, оказывающие воздействие на деятельность исследуемой организации. Предприятие входит в четверку лидеров отрасли, имеет положительную динамику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мурадова С.Ш., Рязанова Анастасия Александровна, Петрищева Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ деятельности предприятия розничной торговли детскими товарами»

Lokteva Alina Olegovna, student

(e-mail: infobelinvest@mail.ru)

Abakumov, Roman Grigorievich, Cand Econ. Sciences, associate Professor

(e-mail: abakumov.rg@bstu.ru)

Belgorod Shukhov State Technological Universite, Belgorod,Russia THEORETICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF THE MUNICIPAL REAL ESTATE

Abstract. In this article, the relevance of the development of the management system of municipal real estate, the tasks of the real estate management system, the position of real estate in the composition of municipal property, the forms and principles of municipal property management are defined and delineated, and the directions for the development of the management system of municipal real estate are given. Keywords: municipal real estate, management, efficiency.

УДК 339.1

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ДЕТСКИМИ Т1ОВАРАМИ Мурадова С.Ш., к.п.н., доцент1 (e-mail: ssh.muradova@mail.ru)

2

Рязанова Анастасия Александровна, студент

Петрищева Анна Сергеевна, студент 1 Южный университет (ИУБиП), Ростов-на-Дону Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Данная статья посвящена анализу предприятия розничной торговли ПАО «Детский мир». Выявлены основные факторы, оказывающие воздействие на деятельность исследуемой организации. Предприятие входит в четверку лидеров отрасли, имеет положительную динамику.

Ключевые слова: стратегический анализ, розничная торговля, детские товары.

Обеспечение населения качественными детским товарами является важным, социально значимым направлением современной торговли. Обращение к данной проблеме определяет актуальность темы, прикладную значимость. Объект исследования - ПАО «Детский мир» - крупнейший оператор специализированной розничной торговли детскими товарами с разнообразным ассортиментом, включая игрушки, товары для новорожденных, одежду и обувь, крупногабаритные товары и пр. [1-3]

ПАО «Детский мир» - холдинговая управляющая компания, владеющая торговой маркой «Детский мир» и управляющая всеми магазинами торговой сети, реализуя единую политику в направлении закупок, маркетинга, информационных технологий, логистики, поддержки и развития сети. Компания оперирует на российском рынке детских товаров через свою сеть специализированных магазинов, а также посредством своего онлайн-

канала и конкурирует с другими специализированными розничными сетями.

Конкурентоспособность компании обеспечивает квалифицированный персонал и современная техническая оснащенность предприятия. Так, например, благодаря внедрению в конце 2016 года современных контрольно-кассовых аппаратов обслуживание клиентов стало происходить быстрее. Компания использует внешние учебные программы и курсы повышения квалификации для сотрудников. Рост выручки в 2016 году обеспечивает не только открытие новых магазинов, но и наличие высоких технологий для оптимизации бизнес-процессов, а также обеспечение сотрудников мотива-ционными программами [4-6].

Основной контингент потребителей - молодые семьи. Демографическая ситуация по-прежнему играет ключевую роль в развитии рынка детских товаров - государственные программы поддержки семьи и материнства, а также высокий уровень рождаемости за последние несколько лет положительно окажет влияние на рынок детских товаров. Даже несмотря на кризисные явления в экономике, торговля детскими товарами остается одним из наиболее перспективных сегментов розничной торговли. Для данной целевой аудитории немаловажным фактором является местоположение магазина, поэтому компания старается открывать все больше точек розничной сети как в торгово-развлекательных центрах, так и в спальных районах.

Диагностику макросреды осуществим на качественном уровне, с помощью традиционных схем РББТ-анализа [7-16].

К негативным политическим факторам можно отнести недостаточно развитую систему налогообложения России, а именно увеличение налоговых обязательств. Положительное влияние на деятельность компании оказывает политика государства относительно молодых семей (материнский капитал, пособия для молодых мам, жилищные программы), так как создаются благоприятные условия спроса на детские товары

Экономические факторы внешней среды в настоящее время имеют отрицательный характер влияния на компанию. В частности, в силу того, что розничная торговля очень зависима от импорта, то ослабление курса национальной валюты ведет к росту себестоимости, следовательно, конечной стоимости товара, что может отрицательно повлиять на проводимые закупки импортных детских товаров и, соответственно, на спрос.

Выявленные социально-культурные факторы позитивно сказываются на деятельности фирмы. К их числу можно отнести: позитивную динамику показателей рождаемости, сложившуюся в последнее время тенденцию доверия со стороны потребителя к крупным специализированным магазинам различных товаров, нежели рыночным палаткам и мелким магазинам, что способствовало доверию потребителей и к одному из старожилов отраслевого рынка - магазинам «Детский мир».

Технологические факторы внешней среды. В 2015 году ГК «Детский мир» завершила переход на единую ИТ-платформу SAP, способную увеличить бесперебойное облуживание 600-800 магазинов сети «Детский мир». Отметим, что действующая платформа, способна обслуживать бесперебойно в 2 раза меньше сетевых магазинов.

Таблица 1 - Резюме SWOT-анализа ПАО «Детский мир»

Взве-

Стратегические факторы Оценка Вес шенная оценка

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

Возможности

Спрос на детские игрушки высок и имеет устойчивую тен- 4 0,2 0,8

денцию к увеличению; Развитие информационных технологий; 4 0,05 0,2

Появление новых технологий в области хранения и транс- 3 0,15 0,45

портировки товаров

Угрозы

Спад жизненного уровня населения; 5 4 5 4 0,15 0,15 0,15 0,15 0,75 0,6 0,75 0,6

Изменение вкусов и потребностей клиентов; Неблагоприятный сдвиг в курсах валют; Появление новых конкурентов или давление со стороны

старых

Суммарная оценка 1 4,15

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

Факторы силы Узнаваемый бренд; 5 0,25 1,25

Широчайший ассортимент; Хорошие деловые связи с потребителями продукции, 4 4 0,2 0,15 0,8 0,6

партнерами и поставщиками

Факторы слабости

Текучесть кадров; 5 5 0,1 0,15 0,05 0,1 0,5 0,75 0,25 0,5

Высокая арендная плата;

Значительная нагрузка на одного специалиста; Высокие затраты ручного труда на централизованном складе 5 5

Суммарная оценка 1 4,65

В рамках исследования проведем SWOT-анализ, позволяющий оценить влияние наиболее значимых внешних и внутренних факторов на деятельность компании [17-26], приведенный в табл. 1. В целом приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют о положительной динамике развития, как во внешней (оценка 4,15), так и во внутренней средах (оценка 4,65). Особенно значимы показатели внутреннего анализа, свидетельствующие о надежности менеджмента, хороших перспективах компании.

Цена

Рисунок 1 - Групповой конкурентный анализ

Существенное влияние на деятельность компании, ее конкурентоспособность оказывает действие рыночных сил, включая поставщиков, посредников, клиентов, отделы и службы фирм и конкурентов и др. Комплексную оценку конкурентоспособности предприятия, по сравнению с другими участниками отрасли, может дать групповой конкурентный анализ, проведенный в координатах ЦЕНА - КАЧЕСТВО и представленный для четырех ведущих предприятий рынка на схеме, представленной на рис. 1 [27-30].

Рыночным лидером является компания «Здоровый малыш», основные преимущества которой состоят в низкой цене и удобстве расположения (как в ТРК, так и в спальных районах). Далее следует сеть «Вотоня», которая имеет интернет-магазин и розничные точки продаж; основным преимуществом является также месторасположение (в спальных районах) и возможность доставки на дом. «Лукоморье» обеспечивает потребителя широким ассортиментом, интересными инсталляциями в розничных точках и высоким качеством обслуживания.

Таким образом, подводя итоги анализа, можно заключить. На сегодняшний день ПАО «Детский мир» - один из лидеров розничной торговли детскими товарами в СНГ. Позитивное влияние на деятельность компании оказывают как существующие меры государственной поддержки молодых семей, так и позитивная тенденция роста спроса на игрушки, появление новых технологий в области логистики, способствующих снижению себестоимости. Компания может рассчитывать на дальнейший рост и укрепление рыночных позиций.

Список литературы

1. Официальный сайт ПАО «Детский мир». - http://www.detskiy-mir.net/

2. Крымов С.М., Дудаков Г.С. Использование взаимосвязи торговых и технологических процессов в маркетинговой деятельности торговых предприятий // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 261-264.

3. Дудакова И. А. Формирование инвестиционной политики на предприятиях машиностроительного комплекса: автореф. дисс. канд. экон. наук; ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ). - Ростов-на-Дону, 2004. 27 с.

4. Кобзев В.В., Левенцов В.А. Бизнес-логистика. Серия «Экономика и управление на предприятии». 2-е изд. СПб., 2012. 300 с.

5. Крымов С.М., Капустина И.В. Обзор современных инструментов и методов мер-чандайзинга торгового предприятия// Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (238-1). С. 76-83.

6. Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Модернизация предприятий на основе реализации стратегических изменений //Экономика и предпринимательство. 2014. №5-1 (46-1). С. 356-360.

7. Крымов С.М. Тенденции развития организационных структур современных предприятий // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия «Социально-экономические науки». 2014. № 5. С. 51-57.

8. Городнова Н. В., Крымов С. М. Приоритетные направления управления рынком жилой недвижимости: социальный аспект //Интеграл. 2010. №3. С.100-101.

9. Бахарев В.В. Анализ антикризисных программ операторов торговых центров // Наука Красноярья. 2016. № 3 (36). С. 106-117.

10. Krasyuk I.A., Krymov S.M., Medvedeva Y.Y., Chernisheva A.M., Lashko S.I. Marketing Management in Retail Chains // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. 83-91.

11. Shkurkin D.V., Krasyuk I.A., Krymov S.M., Kazantseva I.G., Zakharenko G.N. Sales Policy and Sales Marketing System // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. 203-213.

12. Дудаков Г.С. Использование почтоматов в дистанционной торговле // В сборнике «Инновационные научные исследования: теория и практика»; VI международная научно-практическая конференция. 2017. С. 124-127.

13. Крымов С.М., Кириллова Т.В. Методика оценки эффективности системы мер-чандайзинга предприятия розничной торговли //Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-2 (75-2). С. 621-627.

14. Федько В.П., Дудакова И.А. Маркетинговая составляющая развития розничной торговли//Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С. 55-64.

15. Медведева Ю.Ю., Красюк И.А. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения// Экономика и предпринимательство. № 6 ч.2 (59-2) 2015. С. 692-697.

16. Кхалаф К.З., Дудаков Г.С. Организационно-экономические аспекты потребления продуктов здорового образа жизни // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85-1). С. 859-863.

17. Крымов С. М. Развитие маркетинговых процессов в деятельности организаций: информационная модель // Предпринимательство. 2010. № 4. С. 114-117.

18. Крымов С.М., Кольган М.В. Экономико-организационные аспекты формирования информационной системы промышленного предприятия: монография. Ростов-на-Дону: ООО «ДГТУ-Принт», 2016. 122 с.

19. Жуков С.В., Крымов С.М. Производственные процессы научно-консультационных услуг вуза и системы сервисной поддержки коммерциализации //Вестник ДГТУ. 2012. Т. 12. № 2-1 (63). С. 91-96

20. Левенцов В.А., Радаев А.Е., Николаевский Н.Н. Аспекты концепции «Индустрия 4.0» в части проектирования производственных процессов //Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 1. С. 19-31.

21. Кольган М.В., Крымов С.М. Управление изменениями организационных структур на основе учета принципа версионности в информационных системах производственных предприятий //Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (592). С. 480-485.

22. Красюк И.А., Бахарев В.В., Медведева Ю.Ю. Инновационные решения в розничной торговле //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 32-38.

23. Мурадова С.Ш., Глызина М.П. Оценка существующих подходов обеспечения конкурентоспособности предприятия инфокоммуникационной сферы //В сборнике «Наука, образование, инновации»; сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2016. С. 152-157.

24. Мурадова С.Ш., Ткачук Е.О. Совершенствование стратегии развития предприятия инфокоммуникационной сферы ПАО «Ростелеком» //В сборнике «Научные основы современного прогресса»; сборник статей Международной научно -практической конференции. 2016. С. 91 -94.

25. Дзюбенко И.Б., Левенцов В.А. Финансовое управление развитием экономических систем: монография. Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2015. 242 с.

26. Красюк И.А., Бахарев В.В., Медведева Ю.Ю. Инновационные решения в розничной торговле //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 32-38.

27. Бурлов В.Г., Лепешкин О.М., Кириллова Т.В. Методологический подход к оценке безопасности функционирования социальной и экономической системы управления региона //Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2013. № 2. С. 99-103.

28. Лямин Б.М., Истомин Г.Ю., Михайлова Ю.М. Особенности распределения продукции на рынках товаров повседневного спроса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. №4 (22). С. 126-131.

29. Лямин Б.М., Царева Г.Р. Показатели экономической эффективности системы управления качеством // Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник трудов Международной молодежной научно-практической конференции; отв. ред. Е.В. Павлов. 2014. С. 293-297.

30. Гладкова Ю.В., Иванова Е.В., Хухлаев Д.Г. Особенности анализа и управления хозяйствующими субъектами в условиях современной экономики: монография; под общ. ред. М.Ю. Диканова. Ростов н/Д.: ДГТУ, 2016. 163 с.

Muradova Safura Shichovna, associate Professor, candidate of pedagogical Sciences

(e-mail: ssh.muradova@mail.ru),

Southern University (IUBiP), Rostov-on-Don.

Ryazanova Anastasiya, student (e-mail: anastaya.ryazanova@yandex.ru), Petrischeva Anna, student (e-mail: anna_petrischeva@mail.ru), Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg. STRATEGIC ANALYSIS OF THE COMPANY RETAILING CHILDREN'S GOODS

Abstract. This article is devoted to analysis of the retail outlets of PJSC «Children's world». The main factors affecting the activities of the organization under study. The company is one of four industry leaders, has a positive trend. Key words: strategic analysis, retail trade, children's products.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.