Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ, ОГРАНИЧЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ, ОГРАНИЧЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2885
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ADDITIONAL EDUCATION / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / MODERN RUSSIA / EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цяо Ланьцзюуй, Цзян Цзюнь

Инновационные технологии (личностно ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, проектные, игровые, проблемного обучения), используемые при обучении детей в учреждениях дополнительного образования в современной России. Особенности инновационной работы и способностей учащихся, которые формируются в системе развивающей инновационной деятельности дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN MODERN RUSSIA: OPPORTUNITIES, LIMITATIONS, PROSPECTS

Innovative technologies (personality-oriented, information and communication, health-saving, project-based, game-based, problem-based learning) used in teaching children in institutions of additional education in modern Russia. Features of innovative work and abilities of students that are formed in the system of developing innovative activities of additional education.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ, ОГРАНИЧЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 374

\

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ, ОГРАНИЧЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Цяо Ланьцзюуй,

старший преподаватель Харбинского педагогического университета, г. Харбин, Китай e-mail: qiaolanju@163.com

Цзян Цзюнь,

профессор Харбинского педагогического университета, г. Харбин, Китай

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ, ПРОЕКТНЫЕ, ИГРОВЫЕ, ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ), ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ И СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТСЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

• дополнительное образование • инновация, инновационная деятельность • современная Россия • образовательный процесс • педагогическая технология

В настоящее время в системе образования происходит ряд глобальных изменений, среди которых выделяются следующие:

• введение нового профессионального стандарта для педагога;

• совершенствование программы Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);

• улучшение инфраструктуры и материального насыщения образовательных учреждений;

• модернизация образовательных методик и технологий1.

Всё это приводит к тому, что образование в современной России видоизменяется и становится более универсальным и разносторонним процессом, который охватывает все стороны жизни учащегося. В качестве одного из компонентов единого образовательного процесса выступает система дополнительного образования детей. Внедряемые инновационные технологии становятся для детей средством реализации вариативного обучения, направленного на развитие разносторонней личности.

К компонентам формирования разносторонней личности относятся следующие направления работы:

• овладение универсальными компетенциями;

• развитие творческих способностей и задатков;

• удовлетворение индивидуальных потребностей;

• формирование идентификации;

• адаптированность в социуме;

• становление личности2.

Поэтому вопрос применения инновационных технологий в системе дополнительного образования детей в современной России остаётся актуальным и представляет особый интерес для теоретиков образования и педагогов-практиков.

1 Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одарённый ребёнок: дар или наказание: книга для педагогов и родителей. 2016. — С. 1.

Цель данной работы — получение

2 Синицын Ю.Н., Хентонен А.Г. Методологические регулятивы разработки педагогической деятельности совре менного учителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: научный журнал. — 2013. — № 12/2. — С 283.

Рис. 1. Нормативные документы, раскрывающие инновации в системе общего и дополнительного образования

3 Синиц

логичесн

гогическ

учителя

тарных

журнал.2

результатов по педагогическому теоретико-практическому исследованию, которое направленно на изучение особенностей инновационной работы в системе дополнительного образования. Для её достижения необходимо решить несколько задач:

1) рассмотреть нормативные документы, раскрывающие применение инновационной деятельности в системе дополнительного образования детей;

2) выявить инновационные технологии, применяемые в учреждениях дополнительного образования в современное время;

3) обосновать эффективность инноваций в системе дополнительного образования, помогающих раскрыть ряд необходимых для личности ребёнка способностей.

В ходе решения первой задачи нами было отмечено, что значимость внедрения инновационной деятельности общего и дополнительного образования отражена в нескольких нормативных документах (рис. 1)3.

ын, Ю.Н., Хентонен, А.Г. Методо-ие регулятивы разработки педа-эй деятельности современного '/ Актуальные проблемы гумани-и естественных наук: научный 013. — № 12/2. — 280-283 с.

4 ХисаМетдинова Л.Х. Инновационное развитие современного учреждения дополнительного образования детей // Образование: вчера, сегодня, завтра: научно-п рактическая интернет-конференция. — 2017. — С. 144.

В представленных на рисунке 1 нормативных документах дополнительное образование раскрывается как система обучения, в которую внедряется ряд инноваций, осуществляющих вариативность обучения. Под вариативностью

обучения понимается универсальное образование детей, основанное на свободном выборе видов образовательной и творческой деятельности, формирующее важнейшие компоненты образования — личностное развитие и профессиональное самоопределение.

Так как одним из важнейших компонентов системы образования и развития личности ребёнка выступает дополнительное образование, то главная задача направлена на раннюю профессиональную ориентацию учащихся. Ценность дополнительного образования заключается в эффективной работе и реализации необходимых ЗУНов (знаний, умений и навыков), помогающих стимулировать детей на познавательную активность.

Главными условиями развития детей в области дополнительного образования являются:

1) развитие потенциальных способностей и задатков;

2) адаптированность в обществе;

3) самоопределение с будущей профессией.

На сегодняшний день применяемая инновационная деятельность в работе педагогов дополнительного образования считается ведущей тенденцией для совершенствования образовательного процесса. Под инновационной деятельностью понимается применение различных технологий (рис. 2)4:

1) личностно ориентированные технологии;

Рис. 2. Перечень инновационных технологий

2) информационно-коммуникативные технологии;

3) здоровьесберегающие технологии;

4) игровые технологии;

5) технологии проектной деятельности;

6) технологии проблемного обучения.

Рассмотрим более подробно каждую инновационную технологию.

Ядром в личностно ориентированных технологиях выступает личность учащегося. В технологиях этого типа прослеживается создание комфортных и безопасных условий дальнейшего развития детей. Это происходит благодаря внедрению дидактического материала различных типов, а также конструированию видов и форм под цель, место и время использования на конкретном уроке. Задачами личност-но-ориентированных технологий выступают возможности предоставления детям инициативы, которые проявляются в следующих действиях:

• задавать вопросы;

• придумывать оригинальные идеи;

• высказывать мысли и мнения;

• анализировать и дополнять мнения других детей5.

Применение одного из видов личностно-ориентированных технологий помогает создать ситуации успеха каждого из детей, а также максимально развивать способнос-

ти, основываясь на том опыте, что имеют учащиеся.

Именно создание ситуации успеха является ярким примером личностно-ориентирован-ных технологий. Однако создание ситуации успеха возможно только при соблюдении педагогом следующих принципов:

• демонстрация доверия учащемуся;

• повышение мотивации к обучению и саморазвитию у ребёнка;

• взятие на себя роли источника трансляции социального опыта;

• стремление к взаимополезному взаимодействию;

• установление эмоционального контакта с ребёнком и руководство идеями эмпа-тии в своей профессиональной деятель-

ности

6

Стоит отметить, что реализация этих принципов может быть осуществлена при работе с любыми категориями детей, включая лица с ОВЗ.

5 Антонов В.Н. Побудительные мотивы инновационных проц образовательном пространстве современного российского об

В.Н. Антонов // Современная высшая школа: инновационный а 2013. — № 2. — С. 130.

ессов в цества / спект. —

6 Глущенко Н.Н. и др. Создание ситуации успеха в учреждении дополни тельного образования как фактор личностного, социального и п|

онального развития различных категорий детей // Актуальные п обучения и воспитания школьников и студентов в образова учреждении. — 2016. — С. 156-161.

рофесси-роблемы тельном

8 МитрЮ тво созда ме допол исследов нания и

9

В исследовании Э.В. Зауторовой7 описана практика использования ситуаций успеха в дополнительном образовании. При этом её использование является достаточно универсальным для любой студии или кружка, так как может быть скорректировано в зависимости от направления деятельности и его специфики. К примеру, для литературной студии использование ситуации успеха приводит к раскрытию внутреннего мира личности и её творческих способностей. В результате учащиеся не боятся высказаться, так как чувствуют эмоциональную поддержку от педагога, а также от других участников. В итоге участники студии начинают проявлять больше активности в её деятельности, что проявляется в сочинении стихов, написании текстов сценариев, подборе музыке и песен для собственного исполнения, т.е. приводит к развитию различных способностей учащихся.

Иной вариант использования ситуации успеха в дополнительном образовании описывается И.Н. Митрюхиной8, которая предлагает использовать её в качестве одного из вариантов обратной связи между педагогом и учащимся или педагогом и группой учащихся. В этом случае педагог использует «положительное подкрепление», которое стимулирует участников к дальнейшему самосовершенствованию. Так, для обсуждения после проведённого занятия могут быть заданы такие вопросы: «Что я ценю в другом? Какой вклад внёс каждый для достижения результата? Что каждый должен сделать, чтобы достичь большего?» Слушатели объективно выявляют свои сильные и слабые стороны, подчёркивают свои успехи, хвалят друг друга и выявляют, над чем им необходимо поработать. Как отмечает И.Н. Митрюхина, все обсуждения проходят в доброжелательной и позитив-

7 Зауторова Э.В. Использование ситуаций успеха в условиях дополнительного образования // Формирование успешности ребёнка — целевая

функция дополнительного образования. — 2019. — С. 51-54.

хина И.Н. Организация оперативной обратной связи как средс-ния ситуации успеха при обучении иностранному языку в систе-нительного образования // Вестник Пермского национального ательского политехнического университета. Проблемы языкоз-педагогики. — 2015. — №. 1. — С. 76-81.

Антонов В.Н. Побудительные мотивы инновационных процессов в образовательном пространстве современного российского общества / В.Н. Антонов // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2013. — № 2. — С. 121.

ной атмосфере, что способствует развитию нравственных качеств учащихся, а также эмпатии.

В целом использование личностно-ориен-тированной технологии не требует использования каких-либо особенных средств обучения, однако будет затруднительно для педагогов, которые имеют эмоциональное выгорание, а также не заинтересованы в росте своего профессионального мастерства.

Следующим видом инновационных технологий в дополнительном образовании в современной России являются информационно-коммуникативные технологии, суть которых заключается в использовании современных технических средств. В 2020 г. информационно-коммуникативные технологии получают особое внимание в практике образовательного процесса дополнительного образования, что обусловлено дистанционной формой обучения в период пандемии COVID-19.

Информационно-коммуникативные технологии помогают развивать и совершенствовать образовательный процесс, делая его более увлекательным и интересным для любого ребёнка. Информационно-коммуникативные технологии способствуют развитию способностей и самореализации личности учащихся. К способностям, развивающимся с их помощью, относятся:

• интеллектуальные способности;

• творческие способности;

• художественные способности.

На рисунке 3 представлены ресурсы информационно-коммуникативных технологий, используемых в системе дополнительного образования в современное время.

Практическое применение информационных технологий выступает одним из популярных ресурсов для детей начальной школы, где наиболее распространёнными техническими средствами являются различные сайты9. На данных сайтах детям предоставляют информацию разностороннего характера в игровой форме. Электронные сайты как один из ресурсов инновационной технологии в современное время в системе дополнительного образования повышают уровень увлекательности

Соононашарж и пмгогмне потеши тмолвпшш х

Ж

Электронные учебники

Электронные справочники

Компьютерные модели

Конструкторы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тренажёры

Дистанционные конкурсы

Олимпиады

Рис. 3. Ресурсы информационно-коммуникативных технологий

и заинтересованности у учащихся, что сказывается на мотивации к образовательному процессу.

Благодаря применению разнообразных ресурсов информационно-коммуникативных технологий у детей происходит развитие следующих аспектов личности:

• совершенствование познавательных навыков;

• ориентировка в информационном пространстве;

• активация творческих способностей;

• расширение возможностей исследовательской деятельности;

• развитие интереса в сфере искусства;

• формирование творческого мышления и воображения;

• развитие практических умений и навыков, которые помогут детям жить и работать в современное время, в век информационных технологий10.

Достаточно интересно то, что информационно-коммуникативные технологии являются как средством развития детей, так и одним из направлений деятельности дополнительного образования. Возможности применения информационно-коммуникативных технологий в дополнительном образовании достаточно широки. Их можно использовать в учебной деятельности педагогами при подготовке и проведении занятий, создании мультимедийных пособий, в проектной деятельности, в разработки различных конкурсов онлайн-квестов, соревнований.

Д.А. Бобров и Д.Е. Деменков11, описывая практику использования информационно-коммуникативных технологий в МБОУ ДОД ДПЦ «Радуга» г. Архангельска, называют и иные возможности, которые открывают большие перспективы для современных педагогов дополнительного образования, а именно:

• создание календарно-тематических планов, ведение электронного журнала успеваемости;

• умение находить и выбирать информацию в сети Интернет, которая является необходимой и актуальной для использования в образовательном процессе;

• умение использовать периферийные устройства для реализации принципа наглядности на занятиях;

• умение организовывать онлайн-тестиро-вание по изученному материалу;

• создание и внедрение индивидуальных методик обучения (в том числе создавать индивидуальные образовательные маршруты для различных категорий учащихся);

• участие в видеоконференциях, вебинарах и семинарах;

• публикация на сайте образовательного учреждения материалов о его деятельности, предстоящих мероприятиях;

• создание электронной газеты образовательного учреждения.

10 Щетинская А.И., Тавстуха О.Г., Болотова М.И. Теория и пракГ ременного дополнительного образования детей: учебное пос Оренбург: ОГПУ, 2016. — С. 131.

11 Бобров ДА., Деменков М.Е. Подходы к организации дополни образования в области информатики и ИКТ // Наука и современ 2015. — № 35. — С. 64-67.

ика сов-обие. —

тельного ность. —

12 АндрЮ риотичес Мир, отн блемы ния. Ма практиче Е.В. Коро

13 ЗвереI вационно менеджм 2013. — http://ekO

Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют быстро и оперативно получать обратную связь от различных субъектов образовательного процесса (детей, родителей, администрации, общественности).

А.С. Андрюнина предлагает использовать информационно-коммуникационные технологии для «осовременивания» традиционных форм организации образовательного процесса. Вместо создания традиционных газет и открыток можно создавать электронные открытки, которые при этом легко распространять на широкую аудиторию. Такие открытки также могут быть пригласительными билетами на спектакль театральной студии или отчётный концерт танцевальной студии. Вместо выступлений и смотров может использоваться видеоряд, созданный самими учащимися при помощи мультимедиа. Участники различных студий старшего возраста могут сами вести тематический блог или сайт о своих успехах, интересах, поездках, а не использовать традиционные стенгазеты или плакаты12.

Таким образом, с одной стороны, информационно-коммуникационные технологии облегчают труд самого педагога, так как позволяют автоматизировать создание электронного расписания, учебных планов. С другой стороны, их использование создаёт больше образовательных возможностей для учащегося, а также способствует повышению учебной мотивации. С третьей стороны, они позволяют активно привлекать других субъектов, информировать о протекании учебного процесса.

Основное ограничение использования информационно-коммуникационных технологий связано с материально-технической базой образовательных учреждений. Старые

- компьютеры, отсутс-

нина А.С. Новые форматы в пат- твие интерактивных ком воспитании школьников // досок, широкопо-рытый детству: актуальные про- лосного доступа

звития современного образа- в Интернет, проек-ериалы Всероссийской научно-

ской конференции. Отв. редактор торов не П°зв°ляюТ таева. — 2020. — С. 290-296. в полной мере воспользоваться всем 1ва А.С. Проектный подход в инно-

потенциалом этих

й деятельности // Экономика и

ентинновационных технологий. — технологий- Кроме № 11 [Электронный ресурс]. URL: Того, ецё одно огра-nomika.snauka.ru/2013/11/3373 ничение связано

ра

с недостаточным уровнем профессиональной подготовки педагогов в области информационно-коммуникативных технологий. Несмотря на большое число курсов повышения квалификации соответствующей тематики, далеко не все работники системы образования действительно способны в полной мере использовать возможности информационно-коммуникативных технологий. Многие педагоги лишь формально следуют требованиям ФГОС в демонстрации их овладением.

Третьим типом инновационных технологий, используемых в современном дополнительном образовании, являются проектные технологии13. Данные технологии получили распространение за счёт того, что их использование не ограничено возрастными критериями. Проектный метод можно использовать как с детьми дошкольного возраста, так и с учениками начальной школы, детьми подросткового возраста или даже с взрослыми, изменяя при этом технологии, методики и ресурсы.

Важной задачей технологий проектной деятельности является формирование и активация у детей заинтересованности на этапе включения в деятельность. В начале применения проектных технологий необходимо обеспечить заинтересованность, т.е. «влюбить» детей в их проект на этапе создания проекта. Обеспечить заинтересованность можно с помощью интересной проблемы, поставленной перед детьми, а также с помощью понимания социальной пользы данной деятельности.

Технология проектной деятельности включает в себя четыре компонента:

• целевой;

• содержательный;

• операционально-технологический;

• диагностико-результативный.

Целевой компонент подразумевает ответы на вопросы: «Кому это может быть интересно?», «Что мы можем сделать?», «Какая цель у этого проекта», «Какую пользу это может принести нам?».

Содержательный компонент требует ответов на следующие вопросы: «Какими ресурсами мы обладаем?», «Какие предметы нам нужны для реализации этого проекта?»,

«Чья помощь нам необходима?», «Кто нам может помочь?»

Операционально-технологический компонент включает ответы на вопросы: «Как нам достичь поставленной цели», «Какие способы нам необходимо использовать?»

Диагностико-результативный компонент подразумевает ответы на вопросы: «Как мы можем оценить полученный продукт?», «Получилось ли у нас достичь поставленной цели?», «Какой опыт мы можем вынести из этой работы?», «Что помогло, а что помешало нам в достижении цели?», «Довольны ли мы своими действиями в ходе реализации проекта?»

Как видно из этих вопросов, само содержание проектов может быть абсолютно любым. При этом проекты могут индивидуальными и групповыми. К примеру, в театральной студии групповым проектом может стать подготовка спектакля, а индивидуальным — прочтение монолога одного из персонажей произведения. Проекты могут краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Так, долгосрочным проектом может быть ежемесячная помощь ветеранам Великой Отечественной войны кружка военно-патриотического направления.

Одним из примеров, который чаще всего используется в системе дополнительного образования, является проект декоративно-прикладного искусства «Русский народный костюм». В процессе создания русского народного костюма дети не только учатся мастерить, но также происходит усвоение и расширение знаний истории русского костюма, знакомство с известными народными умельцами и художниками данного творчества.

Как отмечалось ранее, технологии проектной деятельности не ограничены по возрастному критерию, что проявляется в следующих направлениях работы:

• дети дошкольного возраста рисуют элементы народного костюма на бумаге, например кокошник;

• дети младшего школьного возраста изготавливают аппликацию из бумаги;

• дети подросткового возраста работают

с бумажными куклами, одевая их в русские народные костюмы.

Вышеперечисленные примеры доказывают, что технологии проектной деятельности в системе дополнительного образования направлены на работу с разными возрастными категориями, формируя, развивая и совершенствуя личность детей в разные возрастные периоды их жизни.

Основная ошибка использования проектной технологии связана с тем, что темы проектов, которые предлагаются учащимся, в действительности им не интересны, а соответствуют лишь учебному плану. Это приводит лишь к формальному выполнению задания, а не росту учебной мотивации. Кроме того, нужно понимать, что дошкольники и ученики начальной школы не могут самостоятельно приготовить мультимедийную презентацию проекта, а их родители не всегда готовы или могут помочь им. В связи с этим важно, чтобы сам проект был действительно «посилен» учащимся, при этом находился в зоне их ближайшего или актуального развития (по Л.С. Выготскому).

Стоит также отметить, что неправильно понимать любую мультимедийную презентацию, созданную ребёнком (самостоятельно или с помощью) как проект. Именно этим «грешат» многие педагоги, дискредитируя в глазах общественности универсальную и интересную технологию проектной деятельности.

Ещё одним типом инновационных технологий дополнительного образования современной России являются технологии, которые носятхарактер сохранения и укрепления здоровья детей. Такие технологии именуются здоровьесберегающими. Технологии обеспечивают реализацию главной задачи системы дополнительного образования — формирование и развитие здоровой лич-

ности

14

Представим основные методики, используемые данной инновационной технологией (рис. 4).

Отмечается, что использование точечного массажа как одной из методик

14 Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. — 2015. — С. 135-136.

здоровьесберегающих технологий помогает детям снять напряжение как нервное, так и мышечное. Особенно важно использование точечного массажа на занятиях, которые требуют зрительного напряжения. В таком случае можно использовать глазной массаж или гимнастику для глаз.

Использование физкультминуток или подвижных игр в образовательном процессе помогает снять напряжение с учащихся, которое, в свою очередь, имеет негативное влияние на здоровье детей. Выявляются предпосылки нарушения осанки, зрения, избыточного веса. Применение методик здоровьесберегающих технологий способствует профилактике детского травматизма.

Особенно важны здоровьесберегающие технологии в танцевальных и спортивных кружках дополнительного образования, так как эти виды деятельности имеют высокую травматичность. Однако различные травмы возможны и при иных направлениях дополнительного образования, поэтому педагог должен учитывать специфику своего кружка или студии. К примеру, для тех, кто увлекается моделированием и конструированием, необходимо уделить особое внимание зрительной гимнастике, а также профилактике сколиоза.

Известно, что исследователи научно-педагогической области раскрывали приме-

нение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании не только в физических целях, но также образовательных. Образовательная цель многих методик прослеживается в том, чтобы создать у ребёнка осознанное отношение к своему здоровью. Накопление знаний о здоровье и развитие умений его оберегать, сохранять, поддерживать помогает в современное время вести здоровый образ жизни.

Вместе с тем те идеи, которые демонстрирует педагог при помощи здоровьесбере-гающих технологий, должны быть отражением образа жизни самого работника системы образования. Педагогическая профессия имеет множество угроз здоровью, обусловленных высокими эмоциональными нагрузками, долгим стоянием на одном месте в процессе преподавания, вероятностью заболеть в период распространения болезней. Поэтому важно, чтобы сам работник системы дополнительного образования знал, как сохранить не только здоровье учащихся, но и своё собственное. Педагог должен быть знаком и использовать в своей деятельности способы релаксации, варианты укрепления своего тела при помощи физических упражнений, придерживаться правильного питания. В этом случае педагог станет примером для детей, а использование им здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе будет более эффективным.

Также в научной литературе раскрывается благоприятное влияние такой инновационной технологии, как игровая15. Внедрение в систему дополнительного образования игровых технологий показывает благоприятные результаты, ведь залог каждого эффективного занятия заключается в правильно организованном отдыхе. Известно, что благодаря применению хорошего отдыха между занятиями происходит улучшение работоспособности и поднятие эмоционального состояния, которое ухудшилось в процессе обучения из-за усталости.

Основной отличительной чертой игры является получение удовольствия от самого процесса, а не только от результата, поэтому использование игровой технологии является эффективным способом повышения мотивации участников образовательного процесса, установления дружественных отношений между участниками.

Сегодня в дополнительном образовании может использоваться множество видов игр. Особенно эффективны дидактические игры, которые изначально имеют образовательную цель, но благодаря своей форме предлагают детям узнать нечто новое или закрепить уже ранее изученное в необычной и интересной форме. Непосредственное наполнение дидактической игры будет зависеть от той цели, которую ставит педагог, но сама по себе такая форма является достаточно универсальной. В системе дополнительного образования используются следующие виды дидактических игр: игры-упражнения, игры-путешествия, сюжетные (ролевые) игры, игры-соревнования16.

1. Игры-упражнения. Данный вид дидактических игр способствует развитию познавательных способностей учащихся, закреплению изученной информации и приводит к тому, что дети начинают использовать полученные знания на практике. Примерами таких игр являются различные виды кроссвордов (филворды, сканворды, крис-кросс), ребусов разного уровня сложности, загадок. При этом игры-упражнения также позволяют педагогу определить уровень остаточных знаний детей по определённой теме или по какому-либо разделу. Подготовка данного вида игр является наиболее простой для педагога, так как не требует особого творчества. Можно использовать

игры-упражнения в начале каждого занятия как одну из традиций.

2. Игры-путешествия. Этот вариант позволяет взглянуть на информацию под новым углом, что будет способствовать её закреплению и желанию узнать что-то ещё. К примеру, на занятиях по английскому языку можно «отправиться» в путешествие в Лондон, изучая его культуру, достопримечательности, и даже сходить в гости к королеве. На занятиях по автоделу можно стать фиксиком и изучить, как работает мотор в автомобиле. Использование игр-путешествий в рамках курса по мировой художественной культуре позволяет посетить Античную Грецию, залы Русского музея, центры народных промыслов нашей страны. Применение игр требует достаточно длительной и серьёзной подготовки, а также педагогического творчества. Однако учащиеся будут с интересом ждать новых путешествий, проявляя интерес к изучаемому материалу. Можно использовать этот вид дидактических игр в качестве «награды» за успешное овладение какой-либо темой или разделом.

3. Сюжетные (или ролевые) игры. Эти дидактические игры предполагают инсценировку какого-либо сюжета в задуманных условиях. Сам сюжет не обязательно должен быть чётко прописан, так как может иметь ситуативный характер. Такие игры носят и профориентационный характер. Так, на занятиях по английскому языку при изучении темы «Разговор в музее» дети могут взять на себя роли музейного работника и посетителя выставки. Однако не все виды дополнительного образования могут воспользоваться сюжетными играми именно в дидактических целях. Но здесь всё зависит от творческого воображения педагога.

4. Игры-соревнования. Такие игры могут включать все виды дидактических игр. Игры-соревнования могут быть индивидуальными или групповыми. Используя идею Олимпийских игр, _

можно провест и с°- 15 БуйловаЛ.Н. Педагогические ревнования в лю- гии в дополнительном образован^ бом направлении теория и опыт. — 2015. — С. 150

дополнительного 16 _ ,,,„ ..

16 Павлова М.И. Игровые техн

образования. Мож- дополнительном образовании

но провести и «многоборье», в котором

Молодой учёный. — 2014. — С. 543-546.

техноло-и детей:

ологии в детей // № 5. —

участникам предлагаются различные задания (ответить правильно на вопросы, потом выполнить какое-либо действие, решить тесты). Использование игр-соревнований может способствовать укреплению здоровья, а также воспитывать нравственные качества учащихся (сопереживание, умение проигрывать). Несмотря на достаточно длительную подготовку, сама форма игр-соревнований оказывается достаточно легка в разработке, так как вытекает из логики образовательного процесса и может включать традиционные способы проверки знаний, умений и навыков.

Кроме этих игр используются и иные. Особенно популярными сегодня являются различные квест-игры. Квест всегда строится на каком-то задании, чаще всего поиске чего-либо: предмета, подсказки, картины, чтобы двигаться дальше. Изначально квес-ты появились в компьютерных играх, однако из виртуальной реальности перешли в реальность, в том числе и в систему дополнительного образования. В ходе игры могут быть задействованы различные помещения образовательного учреждения, что может являться ограничением для его активного использования.

В целом использование игровых технологий вызывает живой интерес у учащихся. Однако их использование занимает достаточно большое время, которое могло бы быть потрачено иным образом, поэтому многие педагоги опасаются их включать в свои программы дополнительного образования. Кроме того, педагоги опасаются того, что дети привыкнут к играм и будут активно участвовать лишь в такой форме занятий, игнорируя традиционные. Частично эти риски оправданы, но игры производят пролонгированный образовательный эффект. Участие в необычных формах проведения занятий способствует лучшему усвоению изученного материала за счёт переживаемых эмоций и чувства принадлежности к происходящим событиям. Кроме того, как уже говорилось выше, использование игровых форм может выступать в качестве «награды» для тех, кто успешно справляется с программой, что будет дополнительным стимулом её освоения.

Инновационные технологии, которые используются сегодня в дополнительном об-

разовании, включают также и технологии проблемного обучения.

Технология проблемного обучения является формой организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Итогом становится творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Решение поставленной проблемы может проводиться учащимися индивидуально или в микрогруппах.

В процессе проблемного обучения формируются и развиваются знания, способности и умения учащихся:

• способности выделять наиболее значимые проблемы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• способности к анализу имеющейся информации, включая умения объединения проблем (синтеза), выдвижение гипотез, критической оценки имеющейся информации, анализа данных, принятия решений;

• общеучебные умения, необходимые для становления учащегося как самостоятельного субъекта обучения, который является ответственным за свой процесс и результат работы;

• умения по поиску знаний, необходимых для определения и решения проблем;

• умения, необходимые для взаимодействия в малых группах, в том числе умение оценить собственный прогресс, прогресс других членов группы и группы в целом.

Использование проблемной технологии в практике образовательного процесса может строиться на одном из трёх приемов.

1. Учащимся предлагается проблемная ситуация, которая строится на противоречивых положениях и фактах в теоретическом материале. В этом случае учащиеся должны внимательно изучить всю представленную информацию, критически осмыслить её и найти верное решение.

2. Проблемная ситуация, предлагаемая участникам системы дополнительного образования, строится на столкновении мнений между сами учащимися. К примеру, при изучении такой дисциплины, как

«музыкальный инструмент: гитара», этим приёмом можно воспользоваться при поиске оптимального способа настройки гитары. Например, один учащийся склоняется к настройке гитары гитарным тюнером. А второй учащийся — к настройке на слух. Возникает столкновение мнений, которые нужно проанализировать и выбрать подходящий способ.

3. Задание, которое даётся учащимся, изначально не имеет решения, однако осознание этого факта должно происходить не сразу, а только после получения достаточных теоретических знаний или практических навыков17.

В целом технологии проблемного обучения позволяют учащимся стать активным субъектом образовательного процесса. Основные ограничения использования этой технологии связаны с достаточно большими временными затратами на её применение, которые к тому же достаточно сложно прогнозировать. Кроме того, ситуации, предлагаемые учащимся, действительно должны быть «проблемными», стимулирующими поиск решений, а не иметь простой и лёгкий способ решения.

Важно отметить, что внедрение инноваций в образовательный процесс происходит и в работе с одарёнными детьми. Применение инновационных технологий в работе с такой группой детей представляет собой деятельность, направленную на развитие продуктивности и творческой активности. Используя оценку успешности как средство работы в системе дополнительного образования, педагог помогает благоприятному развитию личности детей, ведь именно оценка педагога выступает одновременно как награда и как оценка их самовосприятия. Необходимой деятельностью при работе с одарёнными детьми также выступают18:

• формирование и развитие мотивации достижения;

• активация творческого риска;

• развитие самостоятельного мышления.

Ученые-исследователи отмечают, что эффективность работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования заключается в способностях педагога выделить сильную сторону ребёнка, постараться совершенствовать её и помочь проявить.

Так, осознавая вкус успешной деятельности и поверив в свои возможности, одарённый ребёнок начнёт самореализовываться. Проявить сильную сторону в данном случае — это значит не ограничиваться рамками программы дополнительного образования.

Следует отметить, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одарёнными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов. Учитывая вышеперечисленные условия обучения в системе дополнительного образования, работа с одарёнными детьми сможет достигнуть высокого уровня и оказать своё прямое влияние на развитие важнейших психических процессов, которые формируют здоровую личность:

• развитие внимания;

• развитие памяти;

• развитие мышления19.

Исследователи, занимающиеся проблемами одарённых детей, отмечают, что достаточно часто эта категория учащихся «требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении "неодобряемых"»20. Кроме того, достаточно часто к одарённым детям начинают предъявлять завышенные требования, не давая им допустить ошибку вне зависимости от обстоятельств. В итоге эта категория учащихся может оказаться в ситуация стресса, эмоционального перенапряжения и даже вовсе полностью «перегореть».

17 Харченко В.В. Использование технологии проблемного об дополнительном образовании на примере дисциплины «музы

инструмент: гитара» // Реализация инновационной политики в Тю области. Материалы IV, V межрегиональной научно-практической конференции. Ответственный редактор Свищук Е.М. 2017. — С. 114—118.

18 Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одарённый ребёнок: дар зание: книга для педагогов и родителей. — 2016. — С. 162.

19 Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном о нии детей: теория и опыт. — 2015. — 135-136 с.

20 Иванова Е.А. Психологические особенности одарённых детей холого-педагогическое сопровождение // Редакционная колл 2006. — С. 97.

учения в кальный менской

бразова-

и их пси-егия. —

В связи с этим работа с одарёнными детьми должна строиться не только на развитии тех способностей, которые в них заложены, но и на оказании им психологической поддержки и помощи. Однако многие педагоги выбирают более простой путь, игнорируя саму личность такого учащегося, его проблемы.

Высокая одарённость ребёнка также может стать предметом зависти педагога, что может негативно сказаться на работе с таким учащимся.

Таким образом, основная проблема работы с одарёнными детьми связана с недостаточной психолого-педагогической квалификацией педагогов. Не случайно именно этому направлению посвящены работы современных исследователей (Л.Х. Азизовой, О.В. Звонаревой, Г.А. Сар-касян).

Также хочется отметить, что в настоящее время в современной России для развития навыков профессионального самоопределения у учащихся строятся игровые зоны для получения новых знаний и навыков, в которых через формат игры дети получают информацию, связывают её с применением и достигнутым результатом. Наиболее часто применяются в системе дополнительного образования такие проекты, как «Кидбург», «Лазертаг», «Мастерград» и другие парки для детей.

Выделим несколько задач тематических парков и музеев, направленных на развитие личности детей:

• получение умений и навыков, помогающих развивать творческие способности, например рисование, вырезание, лепка, оригами или скрапбукинг;

• знакомство с профессиями различных областей, например слесарь, строитель, врач или электрик, пожарный;

• овладение навыками работы с техническим оборудованием, например изготовление поделок из 3D-принтера или ламинатора;

• овладение кулинарными навыками, например приготовление торта с использованием настоящих кухонных приборов.

Такая активная деятельность для детей поможет развить у них мотивацию к обучению,

а также навыки к достижению успеха, адаптируясь в современных социально-экономических условиях России.

Известно, что создание таких интерактивных парков в системе дополнительного образования в современное время направлено на развитие у детей основных ЗУНов. В парках и музеях всё чаще проводятся тренинги по безопасности на дорогах, оказанию первой медицинской помощи, а также развитие знаний о здоровом образе жизни. Именно данная инновационная технология помогает детям быть самостоятельными, а также планировать профессиональное самоопределение, которое в будущей взрослой жизни будет приносить удовольствие и представлять общественную ценность.

Следовательно, возникает необходимость в создании новых образовательных программ, разработке нового методического обеспечения в системе дополнительного образования. Эти программы должны стать многофункциональными, более гибкими, лояльными для детей с разными способностями, позволяющими педагогу корректировать ход учебно-воспитательного процесса в зависимости от уровня его подготовки.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Инновационная деятельность в системе дополнительного образования детей позволяет более полно раскрыть возможности педагога и способности учащихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование личности. Применение инновационных технологий делает процесс образования вариативным, наиболее эффективным и увлекательным, что помогает способствовать развитию всесторонней личности учащихся в современной России.

Однако важно, чтобы теоретические исследования в области применения инновационных технологий в дополнительном образовании в полной мере сочетались с практикой. Необходимо выбирать те технологии, которые действительно можно использовать в практике образовательного процесса. □

Литература

1. Андрюнина А.С. Новые форматы в патриотическом воспитании школьников // Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Е.В. Коротаева. — 2020. — С. 290-296.

2. Антонов В.Н. Побудительные мотивы инновационных процессов в образовательном пространстве современного российского общества / В.Н. Антонов // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2013. — № 2. — 134 с.

3. Бобров Д.А., Деменков М.Е. Подходы к организации дополнительного образования в области информатики и ИКТ // Наука и современность. — 2015. — №. 35. — С. 64-67.

4. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. — 2015. — 135-136 с.

5. Глущенко Н.Н. и др. Создание ситуации успеха в учреждении дополнительного образования как фактор личностного, социального и профессионального развития различных категорий детей // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. — 2016. — С. 156-161.

6. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одарённый ребёнок: дар или наказание: книга для педагогов и родителей. — 2016. — 162 с.

7. Зауторова Э.В. Использование ситуаций успеха в условиях дополнительного образования // Формирование успешности ребёнка-целевая функция дополнительного образования. — 2019. — С. 51-54.

8. Зверева А.С. Проектный подход в инновационной деятельности // Экономика и менеджмент инновационных техноло-гий.2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/11/ 3373 (дата обращения: 23.05.2020).

9. Иванова Е.А. Психологические особенности одаренных детей и их психолого-педагогическое сопровождение // Редакционная коллегия. — 2006. — С. 97.

10. Митрюхина И.Н. Организация оперативной обратной связи как средство создания ситуации успеха при обучении

иностранному языку в системе дополнительного образования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. — 2015. — №. 1. — С. 76-81.

11. Павлова М.И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой учёный. — 2014. — № 5. — С. 543-546.

12. Синицын Ю.Н., Хентонен А.Г. Методологические регулятивы разработки педагогической деятельности современного учителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: научный журнал. — 2013. — № 12/2. — С. 283.

13. Харченко В.В. Использование технологии проблемного обучения в дополнительном образовании на примере дисциплины «музыкальный инструмент: гитара» // Реализация инновационной политики в Тюменской области. Материалы IV, V межрегиональной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.М. Свищук, 2017. — С. 114-118.

14. Хисаметдинова Л.Х. Инновационное развитие современного учреждения дополнительного образования детей // Образование: вчера, сегодня, завтра: научно-практическая интернет-конференция. — 2017. — 131-156 с.

15. Щетинская, А.И. Тавстуха, О.Г., Болотова, М.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учебное пособие Оренбург: ОГПУ, 2016. — 404 с.

Literatura

1. Andryunina A.S. Novyye formaty v patrioti-cheskom vospitanii shkol'nikov // Mir, otkrytyy detstvu: aktual'nyye problemy raz-vitiya sovremennogo obrazovaniya. Mate-rialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Otv. redaktor Ye.V. Korotaye-va. — 2020. — S. 290-296.

2. Antonov V.N. Pobuditel'nyye motivy inno-vatsionnykh protsessov v obrazovatel'nom prostranstve sovremennogo rossiyskogo obshchestva / V.N. Antonov // Sovremen-naya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt. — 2013. — № 2. — 134 s.

3. Bobrov D.A., Demenkov M.Ye. Podkhody k organizatsii dopolnitel'nogo obrazovaniya v oblasti informatiki i IKT //Nauka i sovremen-nost'. — 2015. — №. 35. — S. 64-67.

4. Buylova L.N. Pedagogicheskiye tekhnolo-gii v dopolnitel'nom obrazovanii detey: teo-riya i opyt. — 2015. — 135-136 s.

5. Glushchenko N.N. i dr. Sozdaniye situatsii uspekha v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya kak faktor lichnostnogo, sot-sial'nogo i professional'nogo razvitiya raz-lichnykh kategoriy detey // Aktual'nyye pro-blemy obucheniya i vospitaniya shkol'nikov i studentov v obrazovatel'nom uchrezhdenii. — 2016. — S. 156-161.

6. Dzhumagulova T.N., SoloVyeva I.V. Oda-rennyy rebonok: dar ili nakazaniye: kniga dlya pedagogov i roditeley. — 2016. — 162 s.

7. Zautorova E.V. Ispol'zovaniye situatsiy

uspekha v usloviyakh dopolnitel'nogo ob-razovaniya // Formirovaniye uspeshnosti rebonka-tselevaya funktsiya dopolnitel'no-go obrazovaniya. — 2019. — S. 51-54.

8. Zvereva A.S. Proyektnyy podkhod v inno-vatsionnoy deyatel'nosti // Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnolo-giy.2013. № 11 [Elektronnyy resurs]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3373 (data obrashcheniya: 23.05.2020)

9. Иванова Е.А. Психологические особенности одаренных детей и их психолого-педагогическое сопровождение // Редакционная коллегия. — 2006. — С. 97.

10. Mitryukhina I.N. Organizatsiya operativ-noy obratnoy svyazi kak sredstvo sozda-niya situatsii uspekha pri obuchenii ino-strannomu yazyku v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya // Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo polite khnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. — 2015. — №. 1. — S. 76-81.

11. Pavlova M.I. Igrovyye tekhnologii v dopolnitel'nom obrazovanii detey // Molodoy ucho-nyy. — 2014. — № 5. — S. 543-546.

12. Sinitsyn Yu.N., Khentonen A.G. Metodolo-gicheskiye regulyativy razrabotki pedago-gicheskoy deyatel'nosti sovremennogo uchitelya // Aktual'nyye problemy gumani-tarnykh i yestestvennykh nauk: nauchnyy zhurnal. — 2013. — № 12/2. — S. 283.

13. Kharchenko, V.V. Ispol'zovaniye tekhnolo-gii problemnogo obucheniya v dopolnitel'-nom obrazovanii na primere distsipliny «muzykal'nyy instrument: gitara» // Reali-zatsiya innovatsionnoy politiki v Tyumen-skoy oblasti. Materialy IV, V mezhregio-nal'noy nauchno-prakticheskoy konferent-

sii. Otvetstvennyy redaktor Ye.M. Svish-chuk, 2017. — S. 114-118.

14. Khisametdinova L.Kh. Innovatsionnoye ra-zvitiye sovremennogo uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey // Obra-zovaniye: vchera, segodnya, zavtra: nauchno-prakticheskaya internet-konfe-rentsiya. — 2017. — 131-156 s.

15. Shchetinskaya, A.I. Tavstukha, O.G., Bolo-tova, M.I. Teoriya i praktika sovremennogo dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: uchebnoye posobiye Orenburg: OGPU, 2016. 404 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.