Научная статья на тему 'Инновационные методы в дополнительном образовании'

Инновационные методы в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
992
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стаина О. А.

В статье рассматриваются вопросы применения инновационных методов в дополнительном образовании, в частности социоигровой метод. Доказывается, что социоигровая методика помогает формировать у воспитанника «инновационное мышление».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы в дополнительном образовании»

значительный рост уровня сформированное™ здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов по всем исследуемым компонентам.

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент и его результаты подтверждают справедливость выдвинутой гипотезы. Однако, мы не можем в окончательном виде утверждать о сформированности здоровьесберегающих компетенций будущих учителей и постоянному соблюдению его условий, так как это растянутый во времени процесс. Тем не менее, будет уместным утверждение о становлении, зарождении и первоначальном закреплении рассматриваемых жизненных ценностей - здоровья и здоровьесберегающего образа жизни у будущих педагогов.

Список литературы:

1. Аникеева Н.Г. Формирование здоровьесберегающей компетенции студентов при профессиональной подготовке в вузе (на материале дисциплины «Физическая культура): дисс. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2009. - 218 с.

2. Бусыгин А.Г., Бусыгина Т.А. Постановка вузовской лекции и оценка ее качества: научно-методическое пособие для преподавателей вузов и зав. кафедрами / Под ред. д.п.н., проф. А. Л. Бусыгиной. - Самара: ГП «Перспектива»; Изд-во СГПУ 2005. - 32 с.

3. Бусыгин А.Г., Бурбина Т.С., Левицкий И.А. Здоровье и профессионализм инспектора ГИБДД. - Самара: СГПУ, 2008. - 210 с.

4. Чуркина М.Ю. Формирование здоровьесберегающих компетенций в процессе профессиональной подготовки учителя химии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Самарск. гос. пед. университет. - Самара, 2008. - 21 с.

5. Чуркина М.Ю. Формирование здоровьесберегающих компетенций в процессе профессиональной подготовки учителя химии: дисс. ... канд. пед. наук. - Самара, 2008. - 179 с.

6. Чурюкина С.А. Педагогическая технология формирования здоровьесберегающих компетенций учителя в системе его профессиональной подготовки: автореф. дисс. ... кан. пед. наук. - Самара, 2007. - 23 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Стаина О.А.*

Институт развития регионального образования Свердловской области,

г. Екатеринбург

В статье рассматриваются вопросы применения инновационных методов в дополнительном образовании, в частности социоигровой метод. Доказывается, что социоигровая методика помогает формировать у воспитанника «инновационное мышление».

* Педагог дополнительного образования, педагог-организатор МОУ ДОД ЦДЮ «Созвездие».

В 21 веке одним из важнейших факторов, определяющих силу и жизнеспособность государства, стала конкурентоспособность в образовании. Поэтому вопросы модернизации системы образования чрезвычайно важны. Однако, процесс изменений в образовании, помимо внедрения новых технологий обучения, должен изменить и систему воспитания подрастающего поколения. Педагогическое сообщество прекрасно понимает, что «увеличение объема знаний не дает само по себе надежных ориентиров в моральном пространстве» [2, 5].

Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования «Наша новая школа» - школа инноваций определяется основная цель Российского образования: «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности»

Этой цели в полной мере отвечает система дополнительного образования. Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

- создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога;

- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;

- личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

- личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;

- создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

- признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

- применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний),

которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.

Но, к сожалению, современная система дополнительного образования детей не всегда отвечает данным требованиям, что в свою очередь объясняется тем, что в основном педагоги занимаются «передачей знаний» и «формированием навыков», а не воспитанием личности. Дополнительное образование остается «дополнительным» и по финансированию и по вниманию ученых.

Система дополнительного образования требует изменений, модернизации, внедрения новых технологий. Эффективное осуществление модернизации системы дополнительного образования и решение связанных с ней задач невозможно на базе принятых в прошлом подходов, в основном сложившихся на эмпирической основе.

Применение научных подходов при проектировании и моделировании системы дополнительного образования позволяет продуманно осуществить инновации, рассматривать и учесть многообразие реальных ситуаций, подвести научную основу под разработку и реализацию новых образовательных практик. В связи с этим возникает проблема: как смоделировать такую систему дополнительного образования, которая бы отвечала тенденциям развития и позволяла бы достичь наибольшего соответствия социальному заказу субъектов образовательного процесса - учащихся, их родителей, педагогов?

Отвечая на данный вопрос, мы отмечаем, что в настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, для дополнительного образования наиболее эффективны личностно ориентированные инновационные технологии.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

Одним из примеров личностно - ориентированной технологии является «социоигровой метод обучения и образования».

Социоигровая методика была создана педагогами-новаторами Ершовой Александрой Петровной, Букатовым Вячеславом Михайловичем, на стыке народной педагогики, педагогики сотрудничества и театральной педагогики [3].

Авторы видят главную задачу обучения в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении учащимися их собственной личности. Анализируя принципы социоигровой методики, необходимо добавить, что данная методика формирует инновационное мышление у воспитанников, таким образом, воспитывает востребованного современным обществом гражданина.

Следуя принципам социоигровой методики, возможно строить педагогический процесс, например, работы над спектаклем, таким образом, что воспитанники становятся не исполнителями отведенных им ролей (как в узком, так и в широком смысле этого слова), а сотворцами общего дела. Когда принципы социоигровой педагогики охватывают не одно, а несколько направлений деятельности, то уже возможно вести речь об образовательной системе.

Достигаются это путем организации урока, занятия, события, мероприятия как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами -отсюда и термин «социоигровая»). Лозунг этой педагогики: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения». Умение продуктивно работать в группе является одной из составляющей инновационной деятельности.

Педагоги, работающие в социоигровой методике, педагогический процесс строят на игровых ситуациях-заданиях. Задания носят проблемный характер, они требуют нестандартного мышления, и учат воспитанников подвергать сомнению те истины, которые другим кажутся очевидными.

Многие задания требуют простора и передвижения, и учителю нужно поломать голову, как осуществить их в условиях тесной комнаты. Становится нормой по ходу занятия несколько раз менять место занятий, переходя от малого объема (класс, кабинет) в большой (зал, вестибюль, двор) и обратно. Педагогу приходится осваивать режиссерское умение менять мизансцены.

Авторы не призывают к единообразному подражанию, а убеждают последователей больше доверять своему педагогическому и жизненному опыту, ориентируясь на создание учеников ощущения полноты жизни, радости общения, радости учения.

Авторам и сторонникам «социоигровой педагогики» часто приходится слышать, что педагоги, особенно в дополнительном образовании, всегда использовали и используют различные игры, например, дидактические. Но социоигровой стиль - это стиль всего обучения, всего занятия, а не одного его какого-то элемента. Это не отдельные «вставные номера», это не разминка, отдых или полезный досуг, это - стиль работы педагога и воспитанников, смысл которого - не столько облегчить детям саму работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в неё.

Поскольку игра для детей является привычной формой общения, в ней они себя чувствуют наиболее комфортно, познавая, таким образом, окружающий их мир. Это позволяет в наибольшей степени раскрыть способности и потенциал ребёнка. Использование социоигровых приёмов пробуждает интерес воспитанников друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые ими и друг перед другом, и перед педагогом, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности.

Игровых приёмов и заданий известно много. Творческие задания пронизывают занятие от начала до конца. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путём соотнесения с закономерностями окружающей жизни.

Обобщая вышесказанное необходимо отметить, что социоигровая методика помогает формировать у воспитанника «инновационное мышление», потому что «инноватор не замыкается в себе, для успеха ему необходимо продуктивно работать с коллегами, при возможности устраивая мозговой штурм и перекрестное опыление» [4, с. 111]. Для инноватора характерно нестандартное мышление, инициатива, и веселое расположение духа, ведь он играет.

Социоигровая методика работает и на важнейшую составляющую инновационного образовательного процесса - воспитание лидера. Используя методику можно смоделировать новое образовательное направление -«урок лидерства». «Урок лидерства - это не просто один из уроков в школе, а целое направление деятельности современной школы. Установление человеческих отношений, целеполагание, умение публично выступать, разрешать конфликты - вот содержание этого курса» [1, с. 1-3].

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в дополнительном образовании необходимы изменения, внедрение новых образовательных технологий, способствующих воспитанию успешного человека, отвечающего требованиям современного Российского общества. Перед дополнительным образованием встают задачи формирования «инновационного класса», потому что страна нуждается в модернизации по всем направлениям.

Список литературы:

1. Гильмутдинов А.В педагогике ничуть не меньше инноваций, чем в технологиях / А. В Гильмутдинов // Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». - 2010 - Выпуск № 29.

2. Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике / М.Н. Дудина. - Екатеринбург: «Наука» Уральское отделение, 1998. - 312 с.

3. Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А.П. Ершова, В.М. Букатов. - М.: Издательство «Института практической психологии», 1995. - 268 с.

4. Лесков С.Л. Живая инновация. Мышление ХХ1 века: пособие для старшеклассников / С.Л.Лесков. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010 - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.