Научная статья на тему 'Влияние интегративного курса «Основы здоровьесберегающей деятельности» на формирование здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов'

Влияние интегративного курса «Основы здоровьесберегающей деятельности» на формирование здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пентюхин В. И.

Данная статья посвящена формированию здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки. В работе разработана программа и модель интегративного курса «Основы здоровьесберегающей деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние интегративного курса «Основы здоровьесберегающей деятельности» на формирование здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов»

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

© Пентюхин В.И.*

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,

г. Самара

Данная статья посвящена формированию здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки. В работе разработана программа и модель интегративного курса «Основы здоровьесберегающей деятельности».

В начале третьего тысячелетия в полной мере проявилась фундаментальная зависимость цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Существенные изменения в социально-политической и экономической жизни нашего общества предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Социальным заказом общества высшей школы становится подготовка не только истинных профессионалов и деловых людей, готовых интеллектуально и физически реализовать себя в условиях изменяющегося мира, но и ориентированных на сохранение и поддержание здоровья подрастающих поколений.

Изучением различных педагогических технологий по формированию здоровьесберегающих компетенций учащихся в системе образования, способствующих эффективности процесса обучения в высшей школе, занимаются отечественные и зарубежные ученые (Н.И. Бутенко, В.И. Горовая, В.Я. Ляудис, И.В. Боев, О.А. Бутова, В.Н. Муравьева и др.), однако дидактическое обеспечение формирования здоровьесберегающей компетенции студентов вуза, сложившееся к настоящему времени в теории и практике профессионального образования не позволяет осуществлять в полной мере преемственность и систематическое применение здоровьесберегающих технологий на всех этапах профессиональной подготовки [1, с. 4-6]. Усилия, прилагаемые высшими образовательными учреждениями в направлении здоровьесберегающей подготовки будущих учителей недостаточно эффективны, о чем свидетельствуют: снижение уровня двигательной активности студентов, отсутствие стремления к здоровьесберегающему образу жизни, наличие не достаточной инновационной деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных занятий, отсутствие необходимого формировании ценностных ориентаций у студентов в области здоровьесбережения [4, 5].

* Старший преподаватель кафедры Единоборств.

Анализ литературных источников показал неразработанность проблемы формирования здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки. На наш взгляд, в основу здо-ровьесберегающей компетенций будущих учителей входит приобретенный синтез здоровьесберегающих компетенций, которые в силу первого закона Б. Коммонера «все связано со всем» удобно свернуть до следующих: физиологические, в безопасности; социально-психологические (в принадлежности); гносеологические (в познании); акмеологические (в признании, эстетические, самоактуализации).

С целью формирования здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов нами была предложена педагогическая технология, включающая в себя тренинговую программу и интегративный курс «Основы здо-ровьесберегающей деятельности» (см. рис. 1), включающий в себя три блока: концептуально-интегрирующий, эмоционально-нравственный и деятельностный, которые взаимосвязаны и взаимозависимы и являются последовательными шагами к формированию здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов. Программа данного интегративного курса составлена на основе концептуальных положений стратегии устойчивого развития и теории здоровья здорового человека профессора А.Г. Бусыгина.

Концепция устойчивого развития - это развитие, которое учитывает фактор окружающей среды, качества жизни и здоровья. Появление данной концепции оказалось очень важным шагом в истории цивилизации, так как эта концепция знаменует отход от старого технократического мировоззрения на проблемы жизни и здоровья. Поэтому данную стратегию можно считать методологической основой здоровьесбережения. Стратегия устойчивого развития призвана объединить мировые регионы на основе одинаково важной для каждого из нас двуединой цели, состоящей в решении проблемы «безопасность - увеличение продолжительности жизни за счёт здоровьесбережения» [3, 6].

Теория здоровья здорового человека профессора А.Г. Бусыгина представляет из себя «синтез системных подходов к здоровью»:

1. системного подхода к организму человека, как к биолого-химической системе (И. Чепурной) на физиологическом уровне;

2. системного (холистичного) подхода к психике человека на всех уровнях высших, а не только базовых потребностей (А. Маслоу);

3. системного (десмоэкологического) подхода к деятельности человека и человечества (А.Г. Бусыгин).

Концептуально-интегрирующий компонент рассматривает следующие вопросы: сущность понятия «здоровье», ноосферную модель здоровья, философско-математическую формулу здоровья, закон сохранения (устойчивости) здоровья человека, закон устойчивости социального здоровья популяции.

Рис. 1. Модель педагогической технологии по формированию ЗСК будущих педагогов

Эмоционально-нравственный блок представлен следующими вопросами: влияние алкоголя на здоровье человека. Пределы потребления алкоголя, влияние никотина на здоровье человека, норма курения, воздействие психоактивных веществ на организм человека, влияние питания на психофизиологическое состояние организма.

Деятельностный блок включает следующие вопросы: основные подходы к преодолению стрессовых состояний человека, пища как источник опасности для человека, воздействие стрессовых реакций на организм человека, влияние анаболических стероидов на здоровье человека, здоровьес-берегающее питанием как залог нормальной жизнедеятельности организма.

Разработанная нами педагогическая технология формирования здоровь-есберегающих компетенций будущих учителей основана на десмоэкологи-ческом подходе, суть которого заключается в том, что он исходит из идеи целостности образования, предполагающей, что общие естественнонаучные дисциплины как носители фундаментальных знаний представляют собой не арифметическую совокупность традиционных курсов учебного плана, освещающих обобщенные представления о природе и профессии, а трансдисциплинарные естественнонаучные идеи описания взаимосвязи природы - техники - человека - общества. Десмоэкологический подход, поэтому считает систему: «двойная спираль Жизни, Здоровья и базовые потребности человека - общечеловеческие ценности - ноосферные нормы поведения людей Земли - эколого-социальная ответственность - аксиомы десмоэколо-гии основой современной (ноосферной) парадигмы образования [2, с. 19].

Учебно-тематический план интегративного курса «Основы здоровьес-берегающей деятельности» для факультета физической культуры и спорта представлен в табл. 1.

Таблица 1

Учебно-тематический план интегративного курса «Основы здоровьесберегающей деятельности

Содержание Лекции Семинары Количество часов (всего)

Концептуально-интегрирующий блок 8 4 12

Эмоционально-нравственный блок 4 4 8

Деятельностный блок 10 6 16

Итого 22 14 36

С целью определения эффективности разработанной нами педагогической технологии формирования здоровьесберегающих компетенций будущих учителей в условиях учебного процесса нами был проведен педагогический эксперимент. Результаты констатирующего эксперимента показали, что обо всех практически 4-х компонентах здоровьесберегающих компетенций будущие педагоги имеют слабое представление, поэтому необходимо кардинально изменить подход к формированию отношения к здо-ровьесбережению и здоровьесберегающим компетенциям студентов за счет изменения методологии психолого-педагогической подготовки, построенной на использовании разработанного нами интегративного курса «Основы здоровьесберегающей деятельности» и психолого-педагогического тренинга. Выполнение данной рекомендации составило суть формирующего эксперимента. Результаты эксперимента являются положительными: виден

значительный рост уровня сформированности здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов по всем исследуемым компонентам.

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент и его результаты подтверждают справедливость выдвинутой гипотезы. Однако, мы не можем в окончательном виде утверждать о сформированности здо-ровьесберегающих компетенций будущих учителей и постоянному соблюдению его условий, так как это растянутый во времени процесс. Тем не менее, будет уместным утверждение о становлении, зарождении и первоначальном закреплении рассматриваемых жизненных ценностей - здоровья и здоровьесберегающего образа жизни у будущих педагогов.

Список литературы:

1. Аникеева Н.Г. Формирование здоровьесберегающей компетенции студентов при профессиональной подготовке в вузе (на материале дисциплины «Физическая культура): дисс. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2009. - 218 с.

2. Бусыгин А.Г., Бусыгина Т.А. Постановка вузовской лекции и оценка ее качества: научно-методическое пособие для преподавателей вузов и зав. кафедрами / Под ред. д.п.н., проф. А. Л. Бусыгиной. - Самара: ГП «Перспектива»; Изд-во СГПУ 2005. - 32 с.

3. Бусыгин А.Г., Бурбина Т.С., Левицкий И.А. Здоровье и профессионализм инспектора ГИБДД. - Самара: СГПУ, 2008. - 210 с.

4. Чуркина М.Ю. Формирование здоровьесберегающих компетенций в процессе профессиональной подготовки учителя химии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Самарск. гос. пед. университет. - Самара, 2008. - 21 с.

5. Чуркина М.Ю. Формирование здоровьесберегающих компетенций в процессе профессиональной подготовки учителя химии: дисс. ... канд. пед. наук. - Самара, 2008. - 179 с.

6. Чурюкина С.А. Педагогическая технология формирования здоровь-есберегающих компетенций учителя в системе его профессиональной подготовки: автореф. дисс. ... кан. пед. наук. - Самара, 2007. - 23 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Стаина О.А.*

Институт развития регионального образования Свердловской области,

г. Екатеринбург

В статье рассматриваются вопросы применения инновационных методов в дополнительном образовании, в частности социоигровой метод. Доказывается, что социоигровая методика помогает формировать у воспитанника «инновационное мышление».

* Педагог дополнительного образования, педагог-организатор МОУ ДОД ЦДЮ «Созвездие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.