М.А. Дьячкова, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, Уральский государственный педагогический университет, О.Н. Томюк, ст. преподаватель кафедры онтологии и теории познания, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, [email protected], [email protected]
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Поставленная государством и обществом задача модернизации дополнительного образования, повышения качества педагогического корпуса дополнительного образования детей потребовала изменения сложившейся практики повышения квалификации педагогов. Повышение качества работы дополнительного образования детей должно быть нацелено на развитие у педагогов готовности к реализации нового содержания дополнительного образования, использованию инноваций и разработке инновационных программ, умения работать в проектных командах, обеспечивать достижение конкретных результатов. Востребованными сегодня становятся специалисты, способные к решению достаточно широкого спектра профессионально-педагогических задач. В статье акцентировано внимание на необходимости изменения подходов к организации методической службы учреждений дополнительного образования детей на основе требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» к уровню сформиро-ванности у педагогов компетенций. Значимыми становятся компетенции в области профиля деятельности, готовность к реализации образовательных, социально-педагогических функций, что связано с многоплановостью педагогической деятельности в сфере дополнительного образования детей. Работа методических служб учреждений дополнительного образования детей должна осуществляться с учетом необходимости непрерывного профессионального развития педагогов, гибкого планирования содержательных и процессуальных аспектов педагогической учебы. В статье продемонстрированы возможности применения инновационных, в частности, интерактивных форм в совершенствовании профессиональных компетенций педагогов.
Ключевые слова: интерактивность, интерактивные методы обучения, индивидуальная траектория профессионального развития педагога.
В ситуации обновления дополнительного образования детей особенно актуально решение проблемы «полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков»1.
Для решения этой проблемы высокие требования предъявляются к образованию, культуре, уровню компетентности педагогов дополнительного образования детей2.
В профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» обозначены ключевые компетенции педагога: интеллектуально-педагогические, коммуникативные, информационные, рефлексивные, социально-правовые, персональные, специальные3.
Как показывает практика, далеко не все педагоги владеют компетенциями, необходимыми для решения задач дополнительного образования. Проблема повышения уровня
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
профессиональной компетентности педагогов, «умеющих сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инно-вационностью мышления и практикоориен-тированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных и воспитательных задач», является весьма актуальной4.
Профессиональная компетентность -это интегральная характеристика педагога. Компетентный педагог дополнительного образования способен эффективно решать следующие задачи: «обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; развитие инновационного потенциала общества»5.
Предложим классификацию имеющихся в современной практике форм профессиональной учебы педагогов:
— коллективные: педагогические чтения, семинары, конференции, педагогический совет, конкурсы профессионального мастерства и др.;
— групповые: круглые столы, творческие группы, методические объединения, тренинги, мастер-классы, проекты и др.;
— индивидуальные: собеседование, кон -сультация, самообразование, профессиональная подготовка и переподготовка, стажировка и др.
Остановимся подробнее на формах повышения профессиональной компетентности педагогов, которые реализуются чаще всего:
— педагогический совет как орган управления образовательной организацией выполняет административные, методические (информирование, обобщение, анализ и др.), воспита- : тельные (развитие индивидуальности педагогов), социально-педагогические (коммуникация, согласование, интеграция) функции;
Компетентный педагог дополнительного образования способен эффективно решать следующие задачи: «обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; развитие инновационного потенциала общества».
— семинары, практикумы, круглые столы как формы профессионального общения педагогов;
— деловые игры как способ повышения активности, интереса, мотивации, совершенствования профессиональных умений6;
— профессиональное объединение педагогов, нацеленное на решение научно-исследовательских, методических, инновационных задач;
— мастер-классы как форма передачи опыта;
— творческие коллективы, создающиеся для разработки программ, проектов, инновационных методик и др.
Требования к профессиональной компетентности педагога предполагают совершенствование работы методической службы, поиск новых, более эффективных методов работы с педагогами.
По мнению О. И. Панфиловой, проблемами существующей системы повышения квалификации педагогов являются «репродуктивный характер содержания повышения квалификации, внедеятельностный и непроектный характер форм организации содержания; формальный характер организации и прохождения повышения квалификации»7.
А. К. Маркова отмечает, что адресность, оперативность, сотрудничество, согласованность действий - это необходимые условия профессионального роста педагогов8.
По нашему мнению, интерактивные формы обучения, основанные на совместном решении задач, информационном обмене между субъектами действия, являются эффективной формой профессиональной учебы педагогов.
Такие формы, как деловая игра, тренинг, мозговой штурм, персональный сайт, фестиваль открытых занятий, интегрированные проекты, по сути своей являются интерактивными. Н.Т. Оганесян отмечает, что «интерактивные формы обучения педагогических работников и, в частности,
дискуссия
журнал научных публикаций
молодых педагогов, наиболее соответствуют инновационному характеру организации методической работы с кадрами в современном образовательном учреждении. Они стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов»9.
Для успешной профессиональной деятельности молодым педагогам необходима методическая поддержка опытных коллег. Решение этой проблемы, на наш взгляд, предполагает ориентированность на интерактивные формы работы, обладающие мо-тивационным эффектом, эффектом побуждения к саморазвитию, раскрытию личностного потенциала.
Интерактивность предполагает деятель-ностный подход к организации учебы, состоящий в обеспечении взаимодействия педагогов как на этапе целеполагания (определение тем, форм работы), так и на этапах проектирования, реализации индивидуальной траектории профессионального развития педагога и презентации, представления личностных достижений в формате мультимедиа, арт-квестов, шоу-программ, мини-спектаклей, персонального сайта.
В ходе исследования было установлено, что молодые педагоги испытывают затруд-
нения в применении современных образовательных технологий. Результаты анкетирования молодых педагогов на предмет выявления потребности в освоении современных технологий воспитания и обучения показали, что они испытывают затруднения в применении здоровьесберегающих, личностно ориентированных, проектных технологий, методик использования эвристических, модельных, диалоговых методов обучения.
Основными принципами интерактивного профессионального обучения, по нашему мнению, являются:
- принцип перехода от пассивно-репродуктивных форм организации педагогической учебы к интерактивным;
- принцип оценивания и рефлексии;
- принцип индивидуализации профессионального развития педагогов.
Интерактивность обучения педагогов может быть обеспечена комплексом таких прак-тико-ориентированных мероприятий методического, научно-исследовательского характера, как педагогическая учеба «Определи методику», фестиваль открытых занятий, ролевая игра «Замысел, целевые ориентиры и способы организации личностно развивающего учебного занятия», семинар-практикум «Спо-
дискуссия
журнал научных публикаций
собы организации проектной деятельности обучающихся», корпоративная учеба «Создание персонального сайта педагога», тренинг «Конфликты и способы их регуляции».
Все вышеназванные формы работы сочетают в себе исследовательскую, проектировочную, гностическую, организационную, коммуникативную, оценочную деятельность, что необходимо в условиях интерактивного обучения педагогов.
В ситуации изменений в дополнительном образовании высокие требования предъявляются к качеству работы педагогов, уровню их профессионализма.
Практика показала неэффективность пассивных, репродуктивных форм профессионального обучения педагогов. Важно, определяясь с формами профессионального обучения, учитывать интересы педагогов, уровень их профессиональной компетентности.
В заключение следует отметить, что интерактивность в профессиональном обучении педагогов повышает мотивацию, развивает компетенции, что, в свою очередь, обеспечивает качество и эффективность образовательного процесса. ^
Литература
1. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р. URL: http://static.government.ru (дата обращения: 17.11.2017).
2. Педагог дополнительного образования детей и взрослых [Электронный ресурс]: проф. стандарт: утв. приказом М-ва труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н. URL: http://fgosvo.ru/news/9/1347 (дата обращения: 12.10.2017).
3. Там же.
4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход. М.: Моск. соц.-психол. ин-т, 2005. 126 с.
5. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. URL: http://static.government.ru (дата обращения: 17.11.2017).
6. Тюков A.A. Опыт применения игровых форм профессионального обучения. Новосибирск: Сибирь, 2015. 80 с.
7. Панфилова О.И. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности // Молодой ученый. 2016. № 15. С. 488-491.
8. Маркова А.К. Педагогические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 2009. № 6. С. 55-63.
9. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось89, 2012. С. 169-172.
IMPROVEMENT INTERACTIVE FORMS OF SUPPLEMENTARY EDUCATION PEDAGOGUES' VOCATIONAL COMPETENCE
M.A. Dyachkova, Candidate of Pedagogy, Docent, the department of theory and methodology of upbringing of creative culture, Ural State Pedagogical University, O.N. Tomyuk, senior lecturer of the department of ontology and theory of cognition,
Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, [email protected], [email protected]
The objective set by the state and society for modernization of supplementary education, quality improvement of supplementary education pedagogues has required changes in the present practice of pedagogues' qualification training. Quality improvement of supplementary education's work with children should be aimed at development of readiness to realization of a new content of supplementary education, application of innovations development of innovative programs, ability to work in project teams and to get exact outcomes. Today in-demand specialists are people who are able to make a wide range of vocational and pedagogical objectives. The paper focuses on a necessity to change approaches to organization of methodical service of children supplementary education institutions on the base of
the professional standard's requirement "Pedagogue of supplementary education of children and adults" to the level of pedagogues' competences. The significant competences are in the field of activity, readiness to realize of educational, social and pedagogical functions, what is connected with diversity of pedagogical activity in the field of children supplementary education. The work of methodical services of supplementary education should be carried out taking into account the necessity of continuous vocational development of pedagogues, flexible planning of content and process aspects of pedagogical study. The paper provides the use opportunities of innovative forms, interactive ones in particular, in improvement of pedagogues 'professional competences.
Key words: interactivity, interactive methods of education, individual trajectory of pedagogue's vocational development.
References
1. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovani-ya detej. Utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 4 sentyabrya 2014 g. № 1726-r [The concept of development of additional education of children. Approved by order of the Government of the Russian Federation of 4 September 2014 No. 1726-R.]. URL: http:// static.government.ru (accessed: 17.11.2017).
2. Professional'nyj standart «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i vzroslyh», utverzhden-nyj Prikazom Ministerstva truda i social'noj zash-chity RF ot 8 sentyabrya 2015 g. № 613n [Teacher of additional education of children and adults]. URL: http://fgosvo.ru/news/9/1347 (accessed: 12.10.2017).
3. Professional'nyj standart «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i vzroslyh», utverzhden-nyj Prikazom Ministerstva truda i social'noj zash-chity RF ot 8 sentyabrya 2015 g. № 613n [Teacher of additional education of children and adults]. URL: http://fgosvo.ru/news/9/1347 (accessed: 12.10.2017).
4. Zeer EH.F., Pavlova A.M., Symanyuk EH.EH. Modernizaciya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyj podhod [Modernization of vocational education: competence approach]. M.: Mosko-vskij social'no-psihologicheskij institut, 2005. 126 s.
5. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 4 sentyabrya 2014 g. № 1726-r [The concept of development of additional education of children. Approved. by order of the Government of the Russian Federation of 4 September 2014 No. 1726-R.]. URL: http://static.government.ru (accessed: 17.11.2017).
6. Tyukov A.A. Opyt primeneniya igrovyh form professional'nogo obucheniya [Experience in the application of game forms of professional training]. Novosibirsk: Sibir', 2015. 80 s.
7. Panfilova O.I. Povyshenie professional'noj kompe-tencii pedagogov v oblasti vospitaniya v processe pedagogicheskoj deyatel'nosti [Improving the professional competence of teachers in the field of education in teaching]. Molodoj uchenyj. 2016. № 15. S. 488-491.
8. Markova A.K. Pedagogicheskie kriterii i stupeni professionalizma uchitelya [Pedagogical criteria and the level of professionalism of the teacher]. Peda-gogika. 2009. № 6. S. 55-63.
9. Oganesyan N.T. Metody aktivnogo social'no-psiholo-gicheskogo obucheniya: treningi, diskussii, igry [Methods of active socially-psychological training: trainings, discussions, games]. M.: Os'89, 2012. S. 169-172.