Научная статья на тему 'Условия выявления и развития индивидуальных способностей обучающихся в щеобразовательной школе'

Условия выявления и развития индивидуальных способностей обучающихся в щеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / МОДЕЛЬ / INDIVIDUALITY / DEVELOPMENT ABILITIES / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харина Н. В.

В статье рассмотрены инновационные педагогические условия выявления индивидуальных способностей обучающихся в условиях общеобразовательных учреждений; представлена логико-структурная модель обеспечения высокого качества образования с учетом индивидуализации процесса обучения и развития уникальных личностных способностей школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONOLITIONS OF DETECTION AND DEVELOPMENT INDIVIAL OBILITIES OF LEORNING IN THE COMPREHESIVE SCHOOL

The article deals with innovative, pedagogical conditions of detection individual obilities of learning in the comprehensive school; the logical-structural model of ensuring hign quality of education according to the procen of individualization of teaching and development unique, individual abilities of pupils is presensed in the orticle.

Текст научной работы на тему «Условия выявления и развития индивидуальных способностей обучающихся в щеобразовательной школе»

сознательным). В целях освобождения от данного дискомфорта, Эго ухватывается за посредствующую основу, освобождающую от расщепленности - трансцендентную функцию [5].

Для Фрейда расщепление - есть результат уже существующего конфликта с непознанным причинным механизмом внутренней конфликтности. Понятие расщепленности имеет для Фрейда описательное, а не объяснительное значение, которое не конкретизирует причинность внутренней конфликтности, а, напротив, порождает новые вопросы.

Расщепленность у Юнга устраняется в результате построения трансцендентной функции, как срединной (компромиссной) позиции между двумя противоположностями - тезисом (сознанием) и антитезисом (бессознательным). При этом, данная посредствующая основа приемлема противоположностям, поскольку она является одинаково установленной как тезисом (Сознанием), так и антитезисом (Бессознательным) и компенсирует как тот, так и другой. При этом, Эго избежав обе крайности, усиливается, поскольку новая срединная позиция становится доступной осознанию. Это выводит субъекта из состояния, при котором он являлся "содержимым" (частью) проблемы по выбору ее решения, на новый уровень, когда субъект становится тож-

Библиографический список

дественен целому, а выбор становиться его частью, что и является реализацией его свободной воли. В моменты такого инсай-та человек полон недоумения: как же это он раньше не заметил столь очевидных вещей? Есть и чувство облегчения: ведь теперь не нужно тратить энергию Эго на волевое упорядочивание противоположностей. При этом не важен результат индивидуального выбора решения проблемы (отказ от выбора - это тоже выбор) - важно проявление свободной воли субъекта. Это -и есть реальное преодоление внутренней конфликтности [11]. Применительно к реалиям нашего времени, мы не ошибемся в утверждении того, что посредством своего метода, Юнг осуществлял деятельностный процесс по преодолению отрицательных последствий внутриличностного конфликта (дистресса) [6]. Бесспорно, что это единственная, практически апробированная теория в психологической науке, которая достаточно объясняет природную причину внутренней конфликтности индивида.

Что это дает? Это дает возможность перевода данной проблематики, из плоскости бесконечного интерсубъективного дискурса, в область практической работы по решению проблемы внутриличностного конфликта.

1. Вишневская, А.В. Курс лекций "Конфликтология". Лекция 6 Внутриличностный конфликт. 24.11.2003 // www.humanities.edu.ru/db/msg/46617

2. Лапланш, Ж. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис. - М.: Высшая школа. 1996.

3. Юнг, К. Аналитическая психология // Психология личности. Хрестоматия. - Самара, 1999. - Т. 1.

4. Емельянов, С.М. практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2009.

5. Зеленский, В. Толковый словарь по аналитической психологии. Изд-во: М.: Когито-Центр, 2008.

6. Клиническая психология. Словарь / под ред. Н.Д. Твороговой. - М.: ПЕР СЭ, 2007. (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского).

7. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология: учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996.

8. Вагин, Ю.Р. Влечение к смерти (Диалог со Шмидт-Хеллерау). - Пермь: Изд. ПОНИЦАА, 2004.

9. Юнг, К.Г Трансцендентная функция // Сознание и бессознательное. - Университетская книга АСТ, С.-П. - М. 1997.

10. Робертсон, Р. Введение в психологию Юнга. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1998.

11. Кононов, Р. А. Концепция "выбора/псевдовыбора" и ее перспективы с позиции аналитической психологии // Уральский психологический вес-

тник. - Екатеринбург: Изд-во Уральского госуниверситета. - 2002. - № 1.

Статья поступила в редакцию 14.07.10

УДК 378

Н.В. Харина, соискатель УРАО "Институт развития образовательных систем"; начальник отдела развития государственно-общественного управления образованием ОГУ "Региональный центр развития образования", г. Томск, E-mail: ogo@education.tomsk.ru

УСЛОВИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассмотрены инновационные педагогические условия выявления индивидуальных способностей обучающихся в условиях общеобразовательных учреждений; представлена логико-структурная модель обеспечения высокого качества образования с учетом индивидуализации процесса обучения и развития уникальных личностных способностей школьников.

Ключевые слова: индивидуальность, развитие способностей, модель.

Современная школа находится в постоянном изменении, в постоянном развитии, в тоже время сохраняя традиции отечественного образования. Актуальность нашего исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью учета новых требований к результатам образования и к образовательному процессу. В качестве основного подхода к разработке проблемы исследования нами был избран модельный, имеющий большой потенциал, несмотря на свою популярность и активность в современном образовательном пространстве. Так, В.А. Болотовым и В.В. Сериковым образование рассматривается в рамках ком-петентностной модели [1]; В.В. Краевским и И.Я. Лернером как культурологическая модель содержания образования [2]; В.С.Ледневым [3] и М.С. Каганом [4] как модель, ориентированная на деятельность человека; Л.В.Занковым [5] и др.

В ходе осуществления исследования нами активно использовались концептуальные идеи и позиции: развития индивидуальности ученика И.Я. Якиманской [6], В.В. Серикова [7], А.Н. Тубельского [8], Е.А. Ямбурга [9] и др.

В качестве обобщенной ведущей идеи при разработке логико-структурной модели нами было определено, что индивидуальность выступает высшей степенью развития личности, для которой присущи неординарность, выдающиеся способности и качества. Индивидуализация, по определению Н.В. Бордовс-кой, А.А. Реан - "учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания" [10].

Таким образом, индивидуализация в нашей модели - это не только "учет и развитие индивидуальных особенностей учащих-

ся...", но, прежде всего, создание условий для развития индивидуальных способностей учащихся, в том числе, через предпро-фильную подготовку и профильное обучение, интеграцию и взаимодействие с системой дополнительного и профессионального образования, включение обучающихся в научно-исследовательскую, проектную, поисковую деятельность, участие в работе органов самоуправления, а также сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся через введение института тьюторства в школе.

Остановимся на организационно-педагогических условиях, обеспечивающих деятельность педагогического коллектива. Укомплектованность школы профессиональными кадрами -одно из необходимых организационно-педагогических условий. На этапе запуска модели необходима серьезная подготовительная работа с педагогическим коллективом, в основу которой положена системная диагностико-аналитическая деятельность и непрерывная система повышения квалификации педагогов. В данной связи нами была проведена диагностика "Методика определения модели взаимодействия педагога с ребёнком" для выяснения модельных ориентаций педагогов [11]. На основе проведенного анализа был составлен индивидуальный учебный профиль каждого учителя, по итогам работы проводится мониторинг профессиональных достижений, определена логика комплексной рейтинговой оценки деятельности учителя, создана методическая картотека учителей. Высокий уровень деятельности педагогов школы обеспечивается непрерывной системой повышения квалификации, основанной на индивидуальной программе повышения квалификации педагога, участии педагога в инновационно-методической работе школы и участии в системе повышения квалификации, основанной на модульно-накопительном и сетевом принципах обучения по ведущим направлениям реализации модели школы.

Индивидуальная программа повышения квалификации (ПК) учителя составляется на пять лет, на основе программ ПК учителей разрабатывается школьная программа. За последние годы в школе сложилась непрерывная система повышения квалификации педагогов, основанная на модульно-накопительном и сетевом принципах обучения. При этом основаниями для выбора модулей обучения являются приоритеты образовательной программы, программы развития школы и заявленные в модели ведущие направления деятельности школы.

Программа повышения квалификации педагогов школы носит проектно-деятельностный характер, основана на взаимодействии с партнерами, направлена на изменение качества потребительских услуг, учитывает ресурсы и возможности учреждений системы квалификации, образовательных учреждений, имеющий инновационный опыт по заявленным направлениям программы развития школы по реализации модели, включая опыт самой школы.

Среди изменений в системе управления школой можно назвать создание инновационной структуры методической службы, отслеживающим диагностику и прогнозирующим развитие учителей и учащихся, осуществляющую разработку локальных актов и управленческих программ.

В статье "Внедрение изменений в систему работы школы по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей" [12] нами представлен опыт работы школы по развитию одарённости детей, по созданию условий, ориентированных на развитие способностей каждого ученика. Среди основных составляющих этих изменений: ориентированность на качество, на результат; возможность выбора класса, программы, профиля обучения, элективного курса, факультатива, кружка; работа педагогического коллектива по развитию учащихся средствами учебных предметов, внедрение современных технологий обучения; выявление и развитие учащихся через систему внеклассной и воспитательной работы, программно-методическое и материально-техническое обеспечение изменений работы с одарёнными детьми, смена позиции учителя на позицию "педагогической поддержки", внедрение системного изменения в процесс управления.

На основе сетевого взаимодействия по реализации федеральной целевой программы "Одарённые дети" совместно с Ака-

демлицеем г. Томска на базе школы проводятся городские математические игры: "Математические карусели" для учащихся 5-8-х классов и "Математические бои" - для учащихся 9-10-х классов. Из новых внутришкольных форм работы "Интеллектуальный марафон". Для нашей работы по выявлению и развитию одарённых детей марафон хорош тем, что включает четыре тура и даёт поучаствовать в нём всем учащимся с 1 по 11 класс: в предметном, творческом, исследовательском и игровом туре. Согласно нашему положению об интеллектуальном марафоне, любой ученик может вступить в марафон на любом этапе, будь то олимпиада, фестиваль предметов, интеллектуальная игра или научно-практическая конференция.

Для выяснения образовательного запроса обучающихся в школе используется комплекс диагностических методик, среди них исследование изменений образовательного запроса.

Не менее важным условием запуска модели является наличие образовательных программ по выбору учащихся, наличие индивидуальных учебных планов (ИУП) и индивидуальных образовательных программ (ИОП). Считаем неотъемлемым право ребенка и родителей на выбор не только программ, но и форм учебной, внеклассной и внеурочной деятельности, возможности реализовать себя в познании, поведении, самоуправлении.

Без наличия кадровых, материально-технических условий, учебно-методического оснащения и информационно-технологического обеспечения образовательного процесса невозможно приступать к реализации модели. Современные требования к учебным кабинетам, специализированным лабораториям, мастерским, спортивным залам, библиотеке, кабинетам информатики порождают новые подходы к комплектованию учебного оборудования, привлечению средств для создания комфортных условий обучения, предполагают индивидуализированную образовательную среду в каждом конкретном кабинете, на каждом рабочем месте. Нами описана модель информационно-образовательной среды в школе, задачами которой являются: создание условий каждому участнику образовательного процесса для выбора направлений самореализации в открытой информационно-образовательной среде (в учебной, научно-исследовательской, творческой деятельности); эффективное внедрение информационных технологий в процесс обучения, воспитания, управления через свободный доступ к информационным образовательным ресурсам и тьюторское сопровождение индивидуальных проектов и программ обучающихся. Описаны индикаторы информационно-методического обеспечения, необходимого для реализации модели и требования к информации, обеспечивающей индивидуализацию образовательного процесса в каждом учебном кабинете, включающую паспорт кабинета, управленческую папку учителя, методические материалы, памятки, рекомендации для учителя, приказы по школе и т.д.

Следующим условием создания модели является разработка комплекса подготовительных мероприятий, в том числе нормативно-правовых актов, создание новых структур. Одной из таких структур является информационно-аналитический Центр, в котором собираются данные всех мониторинговых исследований и диагностик учителей, учащихся, родителей. Среди таких данных - банк инновационных технологий, материалы по ком-петентностному подходу, тьюторскому сопровождению образовательных программ. Реализация компетентностного подхода требует изменений на разных уровнях организации образовательного процесса и управления, включая определение уровней компетентностей и организацию педагогического сопровождения и поддержки обучающихся для достижения новых результатов нашей деятельности.

Еще одним педагогическим условием создания и реализации модели школы является подготовленность ребенка к осуществлению деятельности в качестве субъекта образовательной деятельности. Важную роль в данном контексте деятельности имеет система воспитательной работы в школе. Для эффективной реализации программы организуется методическая помощь всем категориям педагогических работников школы, участвующих в воспитательной деятельности. При этом используются разнообразные формы методической работы: проблем-

но-методические педагогические советы, "круглые столы", МО классных руководителей, творческие мастерские.

Следующий подход к реализации модели школы заключается в использовании современных технологий. Для реализации модели школы педагогами отбираются не любые, а личностноориентированные технологии, помогающие развить у обучающихся навыки критического мышления, рефлективности, коммуникативности, креативности, мобильности, самостоятельности, творчества. Кроме этого, внедрение современных технологий позволяет в процессе совместной деятельности учителя и ученика создать условия для раскрытия, реализации и развития как личностного потенциала учащихся, так и его интеллектуальных и творческих способностей. Педагоги школы владеют комплексом современных личностно-ориентированных технологий. До 2006 г. это были: модульная, адаптивная технология А.С. Границкой, технология коллективного способа обучения (КСО), модель учебной дискуссии, технология мастерских, технология эвристического образования А.В.Хуторского, технология полного усвоения знаний, здоровьесберегающие технологии. С 2006 г. появились технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, технология современного проектного обучения, технология биологической обратной связи "БОС-здоровье", игровые технологии, дебаты, Портфолио.

Использование Портфолио как формы оценивания индивидуальных достижений обучающихся имеет в школе свои осо-

Библиографический список

бенности. В нашей школе Портфолио вводится для всех обучающихся с 1 по 11 классы и используется не только в образовательном, но и в воспитательном процессах, а также в работе с учителями, методическими объединениями. В 2008-2009 уч. г. был проведен конкурс Портфолио учащихся 4-х классов.

"При анализе проблемы у себя в школе большинство руководителей придёт к заключению, что причины в содержании образования и тех технологиях, которые используются учителями, в "принуждающем" характере мотивационной среды, формирующей пассивность и "комплекс неудачника". Следовательно, основные изменения будет необходимо внести именно в эти элементы системы", полагает Н.В. Немова [13].

Нами разработаны программы мотивации для педагогов, обучающихся, родителей, CASE-интервью и карта оценки профессиональных компетенций для педагогов, персональные мотиваторы для педагогов, обучающихся, родителей.

Все вышеперечисленное, проверенное опытно-экспериментальным путем, позволяет говорить об эффективности реализации выявленной совокупности педагогических условий для создания и реализации личностно-ориентированной модели школы, ориентированной на формирование индивидуальности школьников, повышение степени удовлетворенности запросов различных целевых групп, повышение результативности и успешности обучения школьников, повышение уровня комфортности индивидуализированной образовательной среды.

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.

2. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. - Лернера. - М., 1983.

3. Леднёв, В.С. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. - М., 1980.

4. Каган, М.С. Человеческая деятельность. - М., 1974.

5. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.

6. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.

7. Сериков, В.В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность // Педагогика. Научно-практический журнал. - 2007. - №10.

8. Тубельский, А.Н. Новая модель образования старшеклассников: опыт создания / А.Н. Тубельский, М.Е. Кукушкин, М.В. Старостенко. - М: Сентябрь. 2001.

9. Ямбург, Е.А "Школа для всех". - М., "Новая школа", 1997.

10. Бордовская, Н.В. Модели образования. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан: учебник для вузов // Питер - СПб.: Издательство "Питер", 2000.

11. Захарова, Р. А. Интерпретация и авторизированный адаптированный вариант работы В.А. Ситарова и В.Г. Маралова "Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога". - М., 1997.

12. Харина, Н.В. Внедрение изменений в систему работы школы по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей // Научно-практический журнал "Одарённый ребёнок". - 2008. - №1.

13. Немова, Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. - М.: Сентябрь, 2002.

Статья поступила в редакцию 11.08.10

УДК 378:004

Е.В. Осокина, соискатель ШГПИ, г. Шадринск, E-mail: osokinaek@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В работе доказывается, что у будущих специалистов области прикладной информатики компетентность в коллективной разработке информационных систем будет сформирована, если соответствующее обучение организовать с использованием разработанной авторами методической системы.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, метод проектов, коллектив, методическая система обучения, информационные системы.

Исходные положения исследования

В связи с социальной значимостью работы специалистов в области прикладной информатики особую актуальность приобретают вопросы, связанные с поиском путей дальнейшего совершенствования их профессиональной подготовки. Прикладные информационные системы, являются одним из основных объектов профессиональной деятельности рассматриваемых специалистов, в частности они, разрабатывают и внедряют эти системы в административном управлении, в банковском деле,

в налогообложении, в маркетинге и рекламе, в оценочной деятельности и в других областях.

Под прикладной информационной системой принято понимать совокупность:

1. Функциональных процессов и связанных с ними информационных процессов, специфичных в конкретной предметной области;

2. Средств, способов и методов, направленных на создание и применение технологий сбора, хранения, анализа, обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.