Научная статья на тему 'Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций'

Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ / ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чусовская С.Н.

В данной статье отражен опыт работы в котором значительное внимание уделяется развитию и использованию инновационных технологий в образовательном процессе. Образование это путь и форма становления целостного человека. Создавать новое это и есть инновация. На основании анализа инновационных технологий устанавливается, что при инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

© Чусовская С.Н.*

Средняя общеобразовательная школа № 26, г. Якутск

В данной статье отражен опыт работы в котором значительное внимание уделяется развитию и использованию инновационных технологий в образовательном процессе. Образование - это путь и форма становления целостного человека. Создавать новое - это и есть инновация.

На основании анализа инновационных технологий устанавливается, что при инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории.

Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

Ключевые слова инновация, образование, инновационные технологии, ИКТ, информационно коммуникативные технологии, метод исследования и проекта, проектная деятельность, проектирование, личностно-ориентированные технологии.

Новые Федеральные образовательные стандарты третьего поколения нацелены на формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

Если говорить в общем, то педагогическая технология - это продуманная модель общей педагогической деятельности, отвечающей за проектирование, организацию и проведение учебного процесса. Педагогическая технология обеспечивает комфортные условия для учителя и учеников. Сейчас в России происходит становление совершенно новой системы образования, требующей применения инновационных технологий в школе.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно [1].

Под инновацией в образовании я понимаю - нововведение, предназначенное для разрешения актуальной проблемной ситуации (с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования или организации благоприятных условий усвоения материала).

* Учитель начальных классов.

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 63

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса.

Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, -основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе [2].

В своей деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций: коммуникативных, информационных, автономиза-ционных, нравственных.

Успешность учащегося определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией.

Я поставила перед собой цель: создать условия учащимся для активизации познавательной деятельности, и направляю свою педагогическую деятельность на формирование базовых компетенций учащихся через ИКТ Учитывая, что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, в своей практической деятельности пытаюсь создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение информационных технологий в процесс обучения.

Данные технологии способствуют:

- Активизации познавательной деятельности учащихся.

- Развитию вариативности мышления, математической логики.

- Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование [3].

Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности через: Электронные носители. (Живая математика, Виртуальная школа Кирилла и Мифодия).

Стараюсь возможности компьютера использовать в предметном обучении в следующих вариантах:

- Использование возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала.

- Повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

- Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала.

64

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- Использование диагностических и контролирующих материалов.

- Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий.

- Использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников.

Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте (Живая математика) и для индивидуальной работы с учащимися (тренажеры и контроль).

Наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, поэтому использование ИКТ в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

Для формирования данных компонентов использую в процессе обучения презентации.

Применение презентаций на уроке позволяет мне:

Более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся, более разнообразно проводить устный счет на уроке, эффективнее использовать время на уроке.

Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя.) Каждый учащийся имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме.

Обучающие тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных заданий, учащийся сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой.

Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме, при его выполнении учащийся имеет всего одну попытку. Выполнив тест, учащийся сразу видит результат, который показывает какой процент. Учащиеся знают шкалу оценок: 25-50 % удовлетворительно; 51-80 % хорошо; 81-100 % отлично.

Такая форма работы позволила иметь оперативную информацию: об уровне знаний учащихся, о состоянии процесса усвоения знаний каждым учащимся по любой теме, видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся.

Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде) я формирую у учащихся основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы учащимся в будущем.

Применяя информационные технологии, мне удалось:

- Индивидуализировать учебный процесс.

- Создать условия для развития самостоятельности учащихся.

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 65

- Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, электронный носитель «Живая математика»: построение сечений многогранников, построение графиков т.д.).

- Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.

- Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

- Снять у учеников нервную нагрузку, сопутствующую контрольным работам, исчезает карающая роль оценки - ее всегда можно попытаться исправить, если все повторить.

Информационные технологии повысили: информативность урока, эффективность обучения, придали уроку динамизм и выразительность.

Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения качества знаний и повышение познавательной активности учащихся.

В последнее время очень сильно побуждает к познавательной деятельности и формирует личностные качества: творчество, самостоятельность, создает условия роста, успеха, самопознания личности - использование на уроках компьютерной техники. Самостоятельное создание презентаций к уроку, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование, все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала.

Среди образовательных (учебно-познавательных) компетенций одной из главных является деятельностная компетенция, которая включает элементы логической, методологической учебной деятельности, целеполага-ние, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность [5].

Учащийся самостоятельно подводит итоги деятельности, анализируя полученный результат работы (качество обучения). Таким образом, каждый учащийся совместно с преподавателем двигается по своей учебной траектории, что позволяет первому, независимо от изучаемой области, включать себя в целеполагание (учиться формулировать цель любой деятельности), организовывать и планировать свою деятельность, регулярно проводить анализ деятельности, подводить итоги, делать выводы. Данный подход позволяет преподавателю организовать работу каждого учащегося на уроке и дома, обеспечить сотрудничество учащегося с одноклассником и преподавателем, скорректировать его деятельность, целенаправленно работать с целью достижения успешного результата.

Список литературы:

1. Брендина Н.В. Интерактивные средства развивающие мышление / Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября». - 2010. -№ 19. - С.11-13.

66

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

2. Белый В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения / В.И. Белый // Школьные технологии. - 2010. - № 2. -С. 105-153.

3. Думенко Т.Г. Учитель технологии. Информационные технологии при изучении образовательной области «Технология» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pedsovet.org/.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Интернет-журнал «Эйдос».

5. Современные инновационные технологии в целостном педагогическом процессе школы: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т; [отв. ред. С.Г. Григорьева, З.М. Беляева]. - Чебоксары: ЧГПУ 2008. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.