ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
© Абилдаева А.Х.*
Центральноазиатский технико-экономический колледж, Республика Казахстан, г. Алматы
Информационные технологии как один из компонентов целостной системы обучения не только открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, гуманизация, мультимедийность.
Начало XXI века в Казахстане отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования.
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Казахстане отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественнополитической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую различными средствами и рекламой. Таким образом, включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.
* Преподаватель спец. дисциплин кафедры «Программных обеспечений и информационных систем», магистр естественных наук, старший преподаватель.
86
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой учащийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся [1].
Накопив определенный опыт работы в колледже, я считаю, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между преподавателем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом.
Главной компетенцией преподавателя-предметника становится его обновлённая роль - роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Задача современного преподавателя - «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»...».
Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям учащегося. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ). Внедрение ИКТ в работу преподавателя способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Актуальность данной темы связана с тем, что компьютеры все активнее вторгаются во все области образования, их умелое применение вызыва-
Информационные технологии в образовании
87
ет стойкий интерес у обучающихся к предмету, помогает им учиться с увлечением, добиваться высоких результатов в учебной деятельности.
Таким образом, объект исследования - образовательный процесс, способствующий формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению специальных дисциплин c помощью ИКТ.
Предмет исследования - использование ИКТ при обучении учащихся специальным дисциплинам.
Исходя из всего сказанного, я ставлю перед собой следующие цели: через применение ИКТ способствовать достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:
- использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе;
- сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
- формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
- направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
- дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.
Сущность понятия ИКТ
Образование формирующегося информационного общества призвано решать одну из главных проблем, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности в совершенно новых для него условиях информационного мира, формированием нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся экономическим, технологическим, информационным реалиям окружающего мира.
88
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ
Использование информационных технологий в учебном процессе, новых форм и методов обучения открывает обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность процесса самообразования, дает возможность для поисковой, творческой деятельности, позволяет свободно ориентироваться в информационном поле.
Информационно-коммуникационные технологии - это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Это представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, использование самого компьютера, самых разных программ [3].
Современный учащийся уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках формируется умение учащихся самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у обучающихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для преподавателя новые методические возможности подготовки и проведения уроков, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность учащихся.
В этом я вижу актуальность темы.
Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности.
Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить (в совокупности) о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств.
Информационные технологии в образовании
89
Эффективность использования ИКТ
Информатизация образования - один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Её основная задача - эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-компьютерных технологий:
- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности (потребности - мотивы - цели - условия - средства -действия - операции);
- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счёт программируемое и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;
- коренное изменение организации процесса познания путём её смещения в сторону системного мышления;
- возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому собственную траекторию обучения и самообучения;
- создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.
Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.
Классификация ИТ
Классификация ИТ в зависимости от способа представления обрабатываемой информации:
- по способу представления информации (текст, графика, звук, данные, знания, объекты реального мира);
- виды ИТ (текстовые процессоры, графические процессоры, средства обработки звука, СУБД, алгоритмические языки, табличные процессоры, экспертные системы, средства мультимедиа).
С позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения
90
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ
составляет движение и преобразование информации. Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» -ИКТ [3].
Установка личности на реализацию своих возможностей, на самоценность, самовыражение - насущные ориентации учебно-воспитательного процесса. В этом плане информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения так, чтобы обучающийся был активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Учитывая большую и серьезную заинтересованность обучающихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве инструмента развития мотивации на уроках.
Использование информационных технологий на уроках показало, что меняется отношение обучающихся к предмету, они не боятся проявлять инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне.
Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать обучающегося, не как объект, а как субъект обучения, преподавателя как «субъект учения», а компьютер «как средство обучения».
Сегодня преподаватель-предметник должен уметь подготовить урок с использованием ИКТ. Этот урок должен быть наглядным, информативным, интерактивным, экономить время учащихся и преподавателя, позволять учащемуся работать в своем темпе, а преподавателю - работать дифференцированно, давать возможность оперативного контроля и оценки работы учащегося.
Для эффективного использования ИКТ в образовательном процессе колледжа не нужны программные средства, требующие специальной длительной подготовки, можно использовать электронные ресурсы, ориентированные к широкому кругу потребителей. Главное, чтобы они могли помочь: - преподавателям при подготовке и осуществлении занятий и систематизации методического материала;
Информационные технологии в образовании
91
- учащимся полноценно усваивать новый материал и овладевать новыми технологиями;
- организовать совместное участие преподавателей и учащихся в образовательном процессе.
Рассмотрим несколько основных направлений использования информационных технологий в изучении специальных дисциплин:
- использование мультимедиа-технологий как иллюстративного средства;
- использование компьютера как средства самообразования для педагогов и учащихся;
- проведение практикума с применением компьютерного моделирования.
Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в конкретную социокультурную среду. Можно выделить два главных достоинства компьютера - интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия обучающегося, и мультимедийность, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения, а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания [2].
Видео и фотоматериалы способствуют формированию у обучающихся образных представлений, а на их основе - понятий. Так, например, элементы анимации позволяют смоделировать на экране различные процессы и явления. Компьютерная лекция, разработанная предметником - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране. Такая лекция позволит учителю создавать наглядные и более информационно насыщенные уроки, комбинировать различные средства наглядности, максимально используя их достоинства.
Очень важно качество представления мультимедийного материала:
- неперегруженность «картинками»,
- логика подачи,
- обоснованность применения анимации,
- единство стиля.
92
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ
Сейчас все образовательные учреждения города и области уже имеют подключение к глобальной сети. А, значит, разумное использование возможностей сети Интернет на уроках - это важный элемент в работе педагога. Он дает возможность учителю развивать:
- навыки работы с информацией,
- умений находить нужный материал после соответствующего анализа, сопоставления,
- критическое мышление,
- навыки самообразования, то есть способствует становлению человека информационного общества.
Таким образом, компьютер выступает как комплексное средство обучения, формирования, развития адаптированной к современным условиям личности.
Умение находить и собирать информацию, проверять её достоверность, качественно её обрабатывать, легко ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет - это первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.
Возможности использования ИКТ
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала - визуализация знаний демонстрационно-энциклопедические программы);
2) закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы);
Информационные технологии в образовании
93
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.);
7) интерактивный демонстрационный материал (упражнении, опорные схемы, таблицы, понятия).
Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие:
1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
В своей деятельности я использую следующие модели ИКТ:
- выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
- компьютерное тестирование;
- использование электронных образовательных ресурсов.
Мультимедиа - быстро развивающаяся современная информационная
технология, позволяющая объединить информацию разных типов, таких, как текст, звук, графическое изображение и анимацию. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, кроме того, им отводится задача обеспечения эффективной поддержки иг-
94
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ
ровых форм. Для решения обучающей задачи используются презентации, которые включают текстовые и графические фрагменты. Объяснение нового материала с опорой на презентацию позволяет вести беседу собучающими-ся, задавать вопросы по теме, заставляя актуализировать знания, полученные ранее, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, активизировать познавательную деятельность. Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, заставляет обучающихся производить различные мыслительные операции [2]. Таким образом, использование мультимедиа-презентации повышает эффективность учебно-воспитательного процесса за счет:
- активизации восприятия учащимися нового знания в процессе использования зрительных демонстраций;
- наличия тесного контакта с одноклассниками, отпадает необходимость обращаться к мелу и доске для записи на ней необходимого текста;
- высвобождения времени, которое можно употребить для отработки полученных знаний и формирования практических умений.
Особую значимость приобретает использование интерактивных средств обучения.
Наличие в кабинете интерактивной доски и мультимедийного проектора дает возможность активно использовать эти средства в обучении учащихся. Применение интерактивной доски позволяет создавать благоприятный климат на уроке, условия для самовыражения обучающихся, поддерживать интерес учащихся к предмету.
Вывод
Таким образом, использование информационных технологий на уроках необходимо и целесообразно, позволяет разнообразить и комбинировать средства воздействия на обучающихся, повышает положительную мотивацию обучающихся к учению, качественно изменить самоконтроль и контроль результатов обучения, своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения.
Информационные технологии в образовании
95
Использование ИКТ в образовании радикально меняет существенную систему обучения. Организация учебного процесса становится индивидуализированной, позволяет ориентировать его на каждого обучаемого.
В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (использование интегрированных пакетов, различных сред проектирования гипертекстов, Интернет).
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
- повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;
- обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.
Использование ИКТ на уроках активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает мышление и творческие способности, формирует активную жизненную позицию в современном информационном обществе.
Список литературы:
1. Инновационные технологии в образовании / Под ред. И.И. Абылга-зиева, И.В. Ильина / Сост. Д.И. Земцов. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 141 с.
96
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ
2. Алексеева М.Б., Балан С.Н. Технологии использования мультимедиа. -М., 2002.
3. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе / Л.А. Зайцева. - М., 2004.
4. Кузнецов Е.В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе / Е.В. Кузнецов. - М., 2003.
5. Зайцева С.А., Иванов В.В. Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sgpu2004. narod.ru/infotek/infotek2.htm.
АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ В MOODLE
© Басев И.Н.*
Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС),
г. Новосибирск
Рассматриваются возможности LMS Moodle для организации автоматического рейтингового контроля успеваемости.
Ключевые слова: электронный курс, LMS Moodle, рейтинговый контроль успеваемости.
LMS Moodle является одной из самых распространенных систем управления обучением в мире. В настоящее время она имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах, переведена на несколько десятков языков. Система хорошо масштабируется: существуют инсталляции, обслуживающие до миллиона пользователей. LMS Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов [1]. Возможности системы позволяют реализовать требования, предъявляемые к электронной информационно-образовательной среде организации, которая должна обеспечивать доступ к необходимым учебным и организационным материалам,
Старший преподаватель кафедры «Общая информатика».