Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативные технологии в образовании'

Информационно-коммуникативные технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATIVELY-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / MULTIMEDIA TECHNOLOGY / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / COMPUTER PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщевская Ирина Петровна

Рассматривается суть использования информационно-коммуникативных технологий в образовании. Значительное внимание уделяется системе доступных учащимся источников информации. Автор дает обобщенную характеристику применяемых в образовании компьютерных программ. Обосновывается мысль о том, что использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informatively-Communicative Technologies in Education

The essence of the use of informativelycommunicative technologies in education is discussed. Considerable attention is spared to the system of accessible information sources. Generalized description of the computer programs applied in education is given. An idea is proved that the use of information technologies guarantees higher quality of student’s progress, increased durability of knowledge and general efficiency of interest of students.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»

УДК 371.335 ББК 74.202.53

И.П. Борщевская

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Рассматривается суть использования информационно-коммуникативных технологий в образовании. Значительное внимание уделяется системе доступных учащимся источников информации. Автор дает обобщенную характеристику применяемых в образовании компьютерных программ. Обосновывается мысль о том, что использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учащихся.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, информатизация образования, мультимедийная технология, компьютерная программа.

Современное общество характеризуется высокой динамичностью. Это находит свое отражение и в образовании. В частности, появились новые технологии, которые при должном подходе могут быть использованы в учебном и воспитательном процессе.

Для детей, родившихся в окружении компьютеров, игровых приставок, тр3-плееров, видеокамер и сотовых телефонов, Интернета, - это естественная среда обитания, в которой они очень хорошо ориентируются. Для них цифровой мир стал неотъемлемой частью окружающей действительности.

Согласно многочисленным исследованиям [1; 2; 4], в настоящее время 90 % учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 45 % из них выходят в Интернет. В элитных (частных) учебных заведениях, гимназиях, лицеях этот процент выше. Следовательно, работа с компьютером является привлекательным для учащихся видом деятельности. В ходе опроса 90 % респондентов отметили перспективу получения более обширных знаний благодаря возможностям, которые открывает компьютер. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счет увеличения потенциала восприятия,

приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Все это позволяет сделать вывод, что использование информационно-коммуникативных технологий в образовании становится актуальной задачей преподавания.

Продуктивно данная проблема решена в работе А.А. Высоцкого, который отмечает, что совершенствование системы доступных учащимся источников информации и изменение масштабов информационного обеспечения в совокупности с процессами его демократизации убеждают нас в том, что в основе образовательной практики в ближайшем будущем будут лежать более сложные формы социальных отношений. Их суть определяется иной схемой взаимодействия, а именно индивид - информационно-образовательная среда, а их содержание составляет инициативная образовательная деятельность субъекта в глобальной информационной системе [1]. О.С. Задорина [2, с. 150], разрабатывая общие основы проблемы, утверждает, что время меняет сущность ролей основных участников образовательного процесса (педагога и учащегося), формы и содержание их общения, обостряет противоречия между информационными потребностями учащегося и информационными возможностями педагогов. В связи с этим мы приходим к выводу, что качественно и

го ш о со ГО

ю о

о ц

0

1

X ф

н ф

_0

I

го S

о

содержательно должен меняться набор информационно-компьютерных компетенций преподавателя.

Привычное для педагога понятие учебная среда стало чаще заменяться новыми терминами: единое информационное образовательное пространство, информационно-коммуникационная среда, информационная образовательная среда, виртуальная образовательная среда, цифровая школа и т. д. [5].

Специфика информационно-образовательной среды определяется качественным составом ее элементов, а также их свойствами и функциями. Комбинация этих элементов, разнообразие свойств и функций порождает различные модификации информационно-образовательной среды.

В связи с данными изменениями в практической деятельности педагога становится актуальным проблемы информатизации образования, а именно психолого-педагогическое обоснование использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в профессионально-педагогической деятельности.

Применяемые компьютерные программы вслед за Е.Б. Куркиным [4], С.В. Зенкиной [3] следует разбить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие. Презентации - средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включается три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная.

Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуаль-§ ным возможностям ребенка, соответство-8 вать индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуаль-^ ному темпу учебно-познавательной дея-^ тельности. Обучение носит диалоговый

характер, при котором педагог в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На занятиях могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Учащиеся находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.

Применение тестирующих программ типа «Репетитор» обеспечивает строго индивидуальные и дифференцированные диагностики и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.

Наиболее распространенным в опыте работы педагогов является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на группу, изображение с которого выводится на экран. Психологические особенности развития учащихся, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс.

Мультимедийную технологию можно рассматривать как объективно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 30-50 %.

При использовании на занятии мультимедиаресурсов педагог получает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися (смена фронтальных, групповых и ин-

дивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т. п.), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой.

Анализ литературных источников и наш опыт работы позволяет выявить возможности использования педагогом информационных технологий на примере электронного пособия на занятиях в начальной школе:

• использование на занятии отдельного иллюстративного мультимедийного материала: видео, слайд-шоу, анимации, демонстрации опытов на этапе введения нового знания;

• использование справочного материала: словарей, биографий ученых, интерактивных карт и таблиц для выполнения творческих заданий учащимися во время поиска необходимой информации на этапах введения нового материала и закрепления;

• использование интерактивных заданий учащимися на этапе закрепления нового материала; на уроках-тренингах; для составления контрольных и самостоятельных работ; для выполнения учеником домашней работы;

• составление презентаций на основе различных материалов мультимедийного курса и использование их на уроке в интерактивном варианте;

• использование результатов выполнения заданий, зафиксированных в виде таблицы на отдельной странице электронного пособия, для формирования и тренировки рефлексивных способностей учащихся и развития у них навыков самооценки;

• составление и распечатка заданий для каждого ученика на основе имеющихся в электронном пособии для составления контрольных и самостоятельных работ, проводимых без применения компьютера;

• использование любого фрагмента электронного пособия для создания наглядно-иллюстративного материала урока, выведения его на распечатку. Определяя перспективы образовательной практики, дадим обобщенное представление: шире будут применяться такие формы организации учебного взаимодействия, как групповые проекты, при создании которых могут использоваться возможности глобальных сетей; электронные конференции с коллективным участием в них учащихся; поиск мультимедиаресурсов для рефератов и докладов; создание презентаций учащимися и т. п. При желании педагог может, например, организовать сюжетно-роле-вые игры в ходе коллективного решения задач на основе общения, опосредованного компьютером, - между отдельными учащимися, группами учащихся, смежными группами. Использование же интерактивной доски поможет педагогу значительно интенсифицировать процесс обучения, сделать более эффективными фронтальные формы работы. Все это усилит эмоциональную составляющую учебного процесса, позволит по-новому мотивировать и активизировать поисковую деятельность учащихся, сделать ее для них более привлекательной.

Однако, дидакты предупреждают, что учебный эффект всякого наблюдения будет зависеть от того, насколько педагог, использующий в своей работе мультимедийные образовательные программы, сумеет объяснить учащимся, что и для чего они должны наблюдать, а также сумеет привлечь и сохранить внимание учеников на протяжении всего процесса обучения. Учащиеся могут привыкнуть к тому, что информация подается визуальным способом. На этом пути есть опасность «избыточной наглядности», когда постоянное снабжение учащихся готовыми мультимедиадемонстрациями начинает тормозить развитие. Могут возникать разрывы между тем, что говорит педагог, и тем, что на самом деле воспринимает учащийся. Таким образом, в пре-

го со о

СО

го

Ю О

О

ц

0

1

X ф

н ф

_0

I

го о

подавании стоит трудная задача выбора оптимальной зрелищности, которая помогала бы обучению, а не мешала ему. Библиографический список:

1. Высоцкий А.А. К определению понятия «ИКТ - насыщенная образовательная среда» // [Электронный ресурс]: http://lib2.znate.ru/docs/ index-352333.html.

2. Задорина О.С. Отношения в системе «педагог-ученик» в условиях информационного общества» // Педагогическое образование в России. 2011. № 2.

3. Зенкина С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования // Педагогика. 2008. № 6.

4. Куркин Е.Б. Технологизация образования - требование времени // Школьные технологии. 2007. № 1. С. 23-33.

5. Учимся общаться в виртуальном мире // [Электронный ресурс]: Кйр:// detki33.blogspot.com.

к

го

^

о

ш

ф

^

о

LQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.