тии навыков и умений анализировать и обогащать свою профессиональную компетенцию. Именно интенсивная учебная работа над лекционным курсом и решением задач формирует теорети-
Библиографический список
ческое и инженерное мышление, а также содержательную физико-математическую подготовку будущего инженера как важнейшие цели обучения.
1. Казаков Р.Х. Концепция состояния физической системы как фактор формирования системного курса общей физики. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51).
2. Меркулов И.П. Гипотетико-дедуктивные теории и проблема анализа диалектики развития знания. Проблемы материалистической диалектики как теории познания. Москва: Наука, 1979.
3. Чудинов Э.М. Природа научной истины. Москва: Политиздат, 1977.
4. Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. Серия «Кибернетика». Москва: Радио и связь, 1981.
References
1. Kazakov R.H. Koncepciya sostoyaniya fizicheskoj sistemy kak faktor formirovaniya sistemnogo kursa obschej fiziki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51).
2. Merkulov I.P. Gipotetiko-deduktivnye teorii i problema analiza dialektiki razvitiya znaniya. Problemy materialisticheskoj dialektiki kak teorii poznaniya. Moskva: Nauka, 1979.
3. Chudinov 'E.M. Priroda nauchnojistiny. Moskva: Politizdat, 1977.
4. Fejnberg E.L. Kibernetika, logika, iskusstvo. Seriya «Kibernetika». Moskva: Radio i svyaz', 1981.
Статья поступила в редакцию 29.10.17
УДК 378
Karimulaeva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Jamalutdinov D.M., MA student, Department of Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
THE ROLE AND PLACE OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN LEGAL EDUCATION. In the article topical questions of introduction of innovative pedagogical technologies into the educational process and their role and place in legal training and education are considered. For the successful implementation and solution of the tasks of legal education and upbringing, it is necessary to build activities by applying innovative educational technologies. The authors conclude that innovations in education manifest themselves as a response to the social request to bring sociocultural, political and technocratic changes. The successful implementation and use of modern techniques, methods and forms of work in the legal training of the educational institutions give the society a clever graduate, who understands and critically perceives social processes and situations.
Key words: pedagogy, innovation, pedagogical technologies, innovative methods, legal education.
Э.М. Каримулаева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский
государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Д.М. Джамалутдинов, магистр 2-го года обучения факультета права, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
РОЛЬ И МЕСТО ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий их роль и место в правовом обучении и воспитании. Для успешной реализации и решения задач правового обучения и воспитания необходимо строить свою деятельность применяя инновационные образовательные технологии. Авторы делают вывод о том, что инновации в образовании проявляют себя как ответ на социальный запрос на изменяющиеся социокультурные, политические и технократические изменения. Успешное внедрение и использование современных методов, приемов и форм работы в правовом обучении способствуют тому, что общеобразовательные учреждения дают обществу выпускника смыслящего, понимающего и критически осмысливающего общественные процессы и ситуации.
Ключевые слова: педагогика, инновация, педагогические технологии, инновационные методы, правовое образование.
Сегодня, в современную эпоху стремительных перемен, приходится пересматривать и отказываться от привычных представлений о том деле, которым ты занимаешься. Возникает необходимость постоянного совершенствования своих знаний и умений. Социальный и технический прогресс быстро и стремительно и кардинально изменяет условия труда. Эти процессы вносят свои изменения в содержание деятельности человека. Где бы человек ни трудился и чем бы он не занимался должен постоянно идти в ногу со временем. Все эти изменения затрагивают и современную систему образования. Значительные коррективы были внесены и в отечественной педагогической системе последнего десятилетия.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Она ориентирована на вхождение страны в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагается совершенно иное содержание, подходы, методы и формы. Время дик-
тует совершено новое поведение педагога, педагогический образ и менталитет [1, с. 12].
В этих условиях руководителям, административному корпусу, учителям, т. е. ко всем, кто имеет отношение к системе образования, необходимо ориентироваться на внедрение и введение инновационных технологий и идеи. Не надо тратить время на открытие уже известного и знакомого. Сегодня быть грамотным специалистом в области образования нельзя без изучения того обширного арсенала образовательных технологий, который нам предоставляет научный мир.
Учебный процесс в современной школе все более ориентируется на коллективное, публичное обсуждение проблем. Важно также и активное взаимодействие, сотрудничество между учителями и учащимися и обмен мнениями между ними. Все это, в конечном счете, нацелено на выработку правильного понимания содержания изучаемых предметов, их связи с жизненной практикой.
Целью учебных занятий являются прочное усвоение знаний, выработка устойчивых навыков их практического применения,
формирование на этой основе научного мировоззрения школьников. Как же это происходит при изучении правовых вопросов в процессе правового образовании и правового воспитания современных школьников? Рассмотрим эти вопросы более подробно и детально.
Приоритетным направлением правового образования является формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков. В процессе учебной работы у современных школьников должным образом развиваются умения самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, обобщения и вывода [2, с. 40].
Конечно же, и на уроках права широко применяются различные педагогические технологии. С их помощью можно организовывать и проводить учебно-исследовательскую работу. Педагогическая технология - это модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса. Она обеспечивает более комфортные условия участников образовательного процесса.
В дидактике и методике пристальное внимание уделяется использованию и применению в образовании инновационных технологий. Что это означает? Инновации (от англ. Innovation -нововведение, новация) - это изменения внутри системы. Это процесс обновления, изменения, нововведения. Понятие «инновация» имеет два аспекта: с одной стороны, мы рассматриваем это как новшество, с другой - как введение и внедрение этого новшества, например, в дидактику, в педагогический процесс.
Инновационные педагогические процессы стали предметом специального изучения и сферой педагогической практики примерно с конца 50-х гг. на Западе, в Европе и с начала 90-х гг. ХХ в. в нашей стране. Мировая педагогическая общественность проявляет к этим технологиям большой интерес: создаются специализированные инновационные службы, лаборатории, издаются монографии, учебники, практикумы.
В настоящее время не существует четкого разграничения понятий «новшество», «новация», «нововведение», «инновация». Большинство авторов солидарны в определении «инновация» как идей, средств, являющихся новыми в конкретной ситуации и обеспечивающих эффективное достижение целей.
Применение инновационных технологий на уроках права способствует тому, что учащиеся успешнее овладевают и развивают следующие умения:
выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности;
самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности решения задач творческого и поискового характера.
Для успешной реализации и решения этих задач необходимо строить свою деятельность применяя инновационные образовательные технологии. К числу этих технологий мы относим информационно-коммуникативные технологии, технологии интерактивного обучения, технология критического мышления, проектная технология, технология проблемно - диалогическая, здо-ровьесберегающие технологии и другие.
Еще один немало важный аспект: в современной методике преподавания права выделяют пассивные, активные и интерактивные стратегии. Умелое сочетание данных методик обеспечивает эффективность преподавания и качество образования. Проектная технология, проблемное обучение, технология дебатов позволяют учащимся на уроках права реализовать самостоятельные проекты, определять и аргументировано доказывать
Библиографический список
свою позицию, свою точку зрения, способствуют самореализации и самоопределению [3, с. 109].
Активное внедрение интерактивного обучения на уроках права способствует организации и активизации познавательной, практической и творческой деятельности обучающихся. Из интерактивных методик на уроках права можно использовать такие методики, как «междусобойчик», «вертушка», «аквариум», «дерево решений», «шесть шляп мышления», «ПОПС-формула», «синквейн», «ИНСЕРТ» и т. д.
Применение и использование этих и других интерактивных методов имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Один из результатов их применения это:
• создание комфортных условий обучения;
• формирование чувства успешности у ученика;
• продуктивность самого процесса обучения [4, с. 450].
Применение интерактивных методов обучение в учебном
процессе выводит нас на решение следующих задач:
все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания;
каждый вносит свой особый индивидуальный вклад,
идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Интерактивная деятельность в ходе правового обучения предполагает организацию и развитие диалогового общения, учебного диалога и т. д. Такая организация обучения ведет к взаимопониманию, взаимодействию и к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в содержание образовательного процесса предполагает интеграцию различных предметных областей с информатикой. Это ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. ИКТ позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и саморазвитию личности. Учащиеся показывают достаточно высокие результаты в их использовании. Составляя презентации, активно осваивая теорию и практику использования информационно-коммуникационных технологий на уроках. Их внедрение в образовательный процесс позволяет усилить наглядность и эмоциональную составляющую обучения [5].
Итак, применение современных информационных технологий на уроках права повышает активность учащихся, организовывает познавательную и исследовательскую деятельность учащихся. Одновременно усиливается наглядность и эмоциональная наполненность урока, развивается творчество учащихся и их самореализации. Все это направленно на формирование правосознания, правовой культуры подрастающего поколения. Повышается мотивация детей к обучению и активизируется деятельность детей на уроках.
Проще говоря, ученик овладевает определенной суммой знаниями и умениями, которые позволяют ему не просто транслировать накопленный опыт в практическую деятельность, но и обладают определенным творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Инновации в образовании проявляют себя как ответ на социальный запрос на изменяющиеся социокультурные, политические и технократические изменения.
Успешное внедрение и использование современных методов, приемов и форм работы в правовом обучении способствуют тому, что общеобразовательные учреждения дают обществу выпускника смыслящего, понимающего и критически осмысливающего общественные процессы и ситуации.
1. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта. Педагогика. 2000; 7: 12 - 18.
2. Мамадалиев К. Р. Инновационные технологии в обучении. Молодой учёный. 2012; 11: 450 - 452.
3. Остапенко А. Современные технологии в преподавании права. Учитель. 2006; 2: 40.
4. Каримулаева Э.М. Использование инновационных педагогических технологий в правовом обучении. Карачаево, 2015: 161 - 163.
5. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Москва, 2003.
References
1. Klarin M.V. Interaktivnoe obuchenie - instrument osvoeniya novogo opyta. Pedagogika. 2000; 7: 12 - 18.
2. Mamadaliev K. R. Innovacionnye tehnologii v obuchenii. Molodojuchenyj. 2012; 11: 450 - 452.
3. Ostapenko A. Sovremennye tehnologii v prepodavanii prava. Uchitel'. 2006; 2: 40.
4. Karimulaeva 'E.M. Ispol'zovanie innovacionnyh pedagogicheskih tehnologij vpravovom obuchenii. Karachaevo, 2015: 161 - 163.
5. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu. Moskva, 2003.
Статья поступила в редакцию 06.11.17
УДК 378
Karimulaeva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Kurbanova A.M., senior teacher, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
COMMUNICATIVE CULTURE AS A COMPONENT OF THE GENERAL PROFESSIONAL CULTURE OF A TEACHER. The research studies some topical issues of a teacher's communicative culture. This type of culture is considered as one of the components of a common professional culture. Communicative culture of a teacher is a set of personal communicative qualities and technological communicative skills. Formation of communicative culture is an objective necessity of a modern school and university. The authors of the paper conclude that the communicative culture of a teacher is a qualitative characteristic of the subject of professional activities, including the system of communication of knowledge and skills that define a specific position of the individual in communicative activities. The communicative culture of a future educator is the basis of professional-pedagogical activity and determines its success. Key words: culture, teacher, communication, communicative culture, professional culture.
Э.М. Каримулаева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] А.М. Курбанова, ^. преп. каф. информационных и коммуникационных технологий ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ОБЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы формирования коммуникативной культуры педагога. Данный вид культуры рассматривается как один из компонентов общей профессиональной культуры. Коммуникативная культура учителя - это совокупность личностных коммуникативных качеств и технологических коммуникативных умений. Авторы делают вывод о том, что коммуникативная культура педагога - это качественная характеристика субъекта профессиональной деятельности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию личности в коммуникативной деятельности. Коммуникативная культура будущего педагога является основой профессионально-педагогической деятельности и определяет ее успешность.
Ключевые слова: культура, педагог, коммуникация, коммуникативная культура, профессиональная культура.
Всё большую остроту для современной школы приобретает проблема взаимодействия участников педагогического процесса. Успешность взаимодействия субъектов образовательного процесса определяется уровнем коммуникативной культуры. Она является обязательной составляющей целостного педагогического процесса, средством и условием реализации всех видов и функций педагогической деятельности [1, с. 58].
Особенно остро проблема коммуникативной культуры представлена в российском обществе. Это повышает требования к подготовке современного педагога, как высококомпетентной целостной личности, готовой к гуманным взаимоотношениям, взаимопониманию, сотрудничеству, творческому саморазвитию. Личности, способной осуществлять свое человеческое и социальное предназначение.
Повышать уровень коммуникативной культуры учителя необходимо для того чтобы ввести учащегося в активную речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней. Главным показателем коммуникативной культуры учителя является гуманистическая позиция, изучение самого себя, интерес к другому человеку, а затем уже техники, средства общения и т. д.
Коммуникативная культура учителя - это совокупность технологических коммуникативных умений и личностных коммуникативных качеств. Она характеризуется наличием коммуникативного идеала, ценностным отношением к обучающемуся, знанием норм и правил педагогического общения, знанием собственных коммуникативных качеств. Умение владеть педагогической ситуацией и выполнение регулятивной, информационной, мотива-ционной, рефлексивной и аффективной функцией тоже имеют важное значение.
Школа, организуя учебно-воспитательный процесс личност-но-ориентированной направленности, одной из своих задач считает формирование новых межличностных взаимоотношений ученика с людьми. Эти задачи включают в себя новые цели, способы общения и новую тактику, обеспечивают ученику чувство доверия к окружающим, психологической комфортности и радости жизни [2, с. 65].
Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризуется признанием ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития. Но для того, чтобы ввести учащегося в активную речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, необходимо повышать уровень комму-
никативной культуры учителя до необходимости видеть в учащемся личность.
Показателем коммуникативной культуры учителя является, прежде всего, гуманистическая позиция, а затем уже средства, техники общения. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - это не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями; общий язык с детьми - это не язык команд и послушания, а язык доверия [3, с. 20].
Коммуникативные умения и позиции развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности специалиста. Коммуникативная культура рассматривается не только как совокупность норм и правил, регулирующих процесс общения, но и как условие самореализации личности в педагогической деятельности. Так же, как составляющая коммуникативной культуры, рассматривается группа коммуникативных умений, связанных с приемами свободно пользоваться разнообразными языковыми и речевыми средствами в различных коммуникативно-речевых и ситуативных условиях.
Для достижения этого учитель должен уметь - выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие; пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения.
Ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры - педагогической, психологической, нравственной, лингвистической. Знание научных основ общения является базисом искусства общения. Искусство общения во многом определяет профессиональные успехи и обусловлено развитием у учителя комплекса умений:
умения наблюдать, переключать внимание, понимать душевное состояние другого человека;
умения управлять своим поведением, чувствами; устанавливать вербальный и невербальный контакт с учащимися [4, с. 110].
учитель, воспитатель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий многоплановые и разнообразные отношения со своими коллегами и обучающимися. Существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, развитию профессионализма, духовного мира, которые умеют развивать общую и коммуникативную культуру и могут использо-