6. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя как условие модернизации педагогического образования // Пед. образование и наука. - 2004. -№ 5.
7. Клименко В. А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональный модель // Социологический альманах. 2012. №3. С. 92-103.
8. Сотникова А.В. Специфика профессиональной мотивации современной российской студенческой молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 3. С.75-62.
9. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М, 2014. 560 с.
Lapshova Anna Vladimirovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Bulaeva Marina Nikolaevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia PROFESSIONAL CULTURE OF STUDENT'S PERSONALITY: SOCIAL ASPECT Abstract. The article discusses the substantive foundations of the concept of professional culture of the individual of a high school student as part of the socialization process. The sociocultural component in the formation of professional culture as a social phenomenon is revealed. Highlighted professional qualities of the personality of the student governing social behavior in society.
Keywords: professional culture, socialization, sociocultural educational space, cultural-cultural approach.
УДК 376
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ
ОБРАЗОВАНИИ Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Пирогова Анна Алексеевна, студент (e-mail: [email protected]) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье раскрываются особенности инновационных технологий в инклюзивном образовании, состоящие в оптимизации посредством информационно-коммуникационных технических средств процесса обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются возможности инновационных технологий в процессе обучения лиц с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также с нарушением здоровья, вызванного соматическим заболеванием.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инновационные технологии, функции инновационных технологий, материально-техническое оснащение, технические средства.
Введение
Современная российская образовательная система развивается в направлении всестороннего развития личности с учетом образовательных потребностей всех обучающихся. В связи с этим особое внимание уделяется проблеме доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), решаемой посредством инклюзивного образования. Инклюзивный подход в образовании основывается на учете особых потребностей обучающихся, реализации учебного процесса на основе этих потребностей через включение всех обучающихся в образовательный процесс [4]. В настоящее время предъявляются высокие требования к организации процесса инклюзивного образования, которые предполагают поиск эффективных педагогических технологий для реализации данного процесса. Вследствие этого, актуальным становится использование в образовательном процессе инновационных технологий.
Методика исследования
Особенности и возможности инновационных технологий в инклюзивном образовании были сформулированы с использованием теоретических методов: подбор и анализ публикаций по проблеме.
Результаты и обсуждение
Инновационные технологии представляют собой новые способы и методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. Применение и развитие инновационных технологий, включающие телекоммуникационные системы и компьютерную технику, в процессе инклюзивного образования связано с динамичным, интенсивным характером современного общества. Данные технологии способствуют более быстрому сближению человека с социумом, способствуют формированию и развитию определенного уровня образования, культуры, мировоззрения, интеллектуальных способностей [3].
Использование инновационные технологий в процессе обучения лиц с ОВЗ раскрывает возможности развития их коммуникативных навыков, поддержания общения с преподавателями, тьюторами, другими обучающимися, что способствует интеграции обучающихся с ОВЗ в общество [5].
Данные возможности реализуются посредством использования в образовательном процессе технических средств. Отбор материально-технического оснащения в рамках инклюзивного образования определяется соотношением максимальной вариативности и инвариантности всех его составляющих [1]. Так, для обучающихся с нарушением слуха необходимы звукоусиливающие, мультимедийные технические средства, технологии беспроводной передачи звука, которые позволяют осуществлять обмен информацией в доступных формах, компенсируя слуховую функцию.
Обучение лиц с нарушением зрения также требует наличия в образовательной организации специального оборудования: видеоувеличители, электронные лупы, брайлевская компьютерная техника, программы-
синтезаторы речи и другие, не требующие использования зрительной функции. Особенность данных технических средств состоит в преобразовании компьютерной информации в доступные для обучающихся с нарушением зрения формы, то есть может состоять в усилении остаточного зрения или преобразовании визуальной информации в аудио и тактильные сигналы [2].
Обучение лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата предполагает использование в образовательном процессе системы компьютерной техники, операционного обеспечения, приспособленных для пользования инвалидами, позволяющих производить ввод-вывод информации в доступных для данных лиц формах: например, специальные возможности Windows (экранная клавиатура) [8].
Для обучающихся с соматическими заболеваниями, вызванными различными нарушениями физического характера, которые возникли в результате психологического расстройства либо травмы, достаточно предусмотреть со стороны образовательной организации эргономические требования к учебным материалам. Это позволяет обучающемуся самостоятельно определять более комфортный вариант выполнения учебного задания, например, выбрать тип, размер шрифта печатного текста, изменить цвет текста, изменить яркость, контрастность и размер графических файлов в тексте [6].
Исходя из вышесказанного, можно выделить основные функции инновационных технологий в инклюзивном образовании:
- компенсаторная: техническая поддержка в целях облегчения читательской и письменной деятельности;
- дидактическая: преподавательская поддержка в применении инновационных технологий с целью создания подходящей образовательной сферы и просветительных ресурсов;
- коммуникационная: коммуникативная поддержка для участия в системах сетевого взаимодействия [9].
Именно с введением в образовательный процесс инновационных технологий, воплощенных в комплексном объединении средств коммуникации в сфере информационного взаимодействия, появляются предпосылки формирования открытого образования. Использование инновационных технологий в инклюзивном образовании влечет повышение эффективности организации познавательной деятельности обучающихся, которая основывается на такой возможности компьютера, как максимальная индивидуализация процесса обучения с одновременным сохранением его целостности, посредством постоянного развития обучающих программ [10].
Использование в рамках инклюзивного образования инновационных технологий позволяет достичь следующих результатов:
- создание единого образовательного пространства;
- эффективность взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;
- совершенствование методов, содержания и организационных форм обучения, связанное с требованиями современного общества к уровню образования личности и ее особенностями.
- максимальное раскрытие интеллектуального потенциала обучающегося, формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и осуществлению различных видов самостоятельной деятельности, связанной с обработкой информации [7].
Поэтому можно сказать, что современные образовательные организации, реализующие идеи инклюзивного образования, становятся инновационными, так как процесс обучения строится на основе оригинальных педагогических идей и инновационных технологий, что представляет собой воплощение новой образовательной практики в рамках инклюзивного образования.
Выводы и заключение
Таким образом, можно утверждать, что использование инновационных технологий в процессе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья отличается эффективностью, проявляющейся в быстрой интеграции человека в общество, развитии его коммуникативных навыков, освоении определенного уровня образования за счет вариативности использования в образовательном процессе информационно-технических средств.
Список литературы
1. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
2. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
3. Балашова Е.С., Богачева А.В., Воронкова А. А., Мальцева С.М. К вопросу о формировании предметных результатов образовательной деятельности студентов гуманитарных специальностей в контексте кросскультурной коммуникации //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 12-15.
4. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Современные тенденции развития социально-профессиональной ориентации студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 21-24.
5. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.
6. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. №1. С. 12-23.
7. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога//Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.
8. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегаю-щих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.
9. Петровский А.М., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Правовые аспекты создания инклюзивной образовательной среды вуза // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 45-48.
10. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Перспективы использования облачных технологий в образовательном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-286.
Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Pirogova Anna Alekseevna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN INCLUSIVE EDUCATION
Abstract. The article reveals the features of innovative technologies in inclusive education,
consisting in optimization through information and communication technology of the
learning process for persons with disabilities. The possibilities of innovative technologies
in the training of persons with hearing, vision, musculoskeletal system, as well as health
problems caused by somatic disease.
Key words: inclusive education, innovative technologies, junctions of innovative technologies, material and technical equipment.
УДК 331.103
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Вагин Дмитрий Юрьевич, к.с.н., доцент (e-mail: [email protected]) Синева Надежда Леонидовна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Плесовских Галина Артуровна, студент (e-mail: [email protected]) Шипулло Максим Станиславович, студент (e-mail: [email protected]) Комарова Ангелина Игоревна, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В статье обосновывается необходимость создания в учреждениях среднего образования системы менеджмента качества. Особое внимание уделяется противоречиям между новыми задачами, которые ставятся перед школой и устаревшими методами управления и контроля, которые применяются в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: качество; менеджмент качества; мониторинг; школа.