Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / управление / информация / преобразования / деятельность / технология / цифровая трансформация. / инноватсия / идоракунї / иттилоот / трансформатсия / фаъолият / технология / трансформат-сияи раќамї.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарифзода Ф. Р., Ульянов А. Д.

Актуальность научных исследований в области инноваций продиктована стратегическими ин-тересами Российской Федерации, Республики Таджикистан и является следствием стремления суверенных стран к инновационным преобразованиям. Инновационные нововведения в про-цесс управления на сегодняшний день являются перспективным направлением совершенство-вания организаторской работы руководителей. Внедрение инновационных технологий в управленческую деятельность органов внутренних дел объясняется не только их общенацио-нальным значением, но и социальным содержанием. По мнению авторов, определение места инноваций в системе управления органами внутренних дел, выявление их основных направ-лений представляют серьезный научный и практический интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шарифзода Ф. Р., Ульянов А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN INTERNAL AFFAIRS BODIES

Мубраммияти тадќиќоти илмї дар соњаи инноватсия бо манфиатњои стратегии Федерат-сияи Россия ва Љумњурии Тољикистон дарљ карда шуда, натиљаи хоњиши кишварњои соҳибистиќлол ба дигаргунињои инноватсионї мебошад. Навоварињои инноватсионї дар раванди идоракунї имрўз самти такмили кори ташкилотчигии роњбарон мебошанд. Ба аќидаи муаллифон, муайян намудани мавќеи навоварї дар системаи идоракунии маќомо-ти корхои дохилї ва муайян намудани самтњои асосии онњо раѓбати љиддии илмию амалї доранд.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

УДК 351.741

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ТЕХНОЛОГИЯМИ ИННОВАТСИОНИИ ИДОРАКУНЙ ДАР МАЦОМОТИ

КОР^ОИ ДОХИЛИ

INNOVATIVE MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN INTERNAL AFFAIRS BODIES

ШАРИФЗОДА Ф.Р.

Sharifzoda F.R. Профессор кафедры организации управления првоохранительной деятельности факультета № 1 Академии МВД Республики Таджикистан, доктор юридических наук,

доцент, генерал-майор милиции Профессори кафедраи ташкили идоракунии фаъолияти %ифзи %уцуци факултети № 1 Академияи ВКД Цум^урии Тоцикистон,

доктори илмуои ^уцуцшиносй, дотсент, генерал-майори милитсия Professor of the Department of Organization of Management of Law Enforcement Activities, Faculty No. 1 of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan, Doctor of Legal Sciences, associate professor, major general of militia

Ульянов А. Д., Ulyanov A.D.

Доцент кафедры организации деятельности ОВД Центра командно-штабных учений Академии управления МВД России,

кандидат юридических наук, доцент Дотсенти кафедраи ташкили фаъолияти МКД Маркази таълимй-фармонде^ии ситодии Академияи идоракунии ВКД Россия,

номзади илмуои ^уцуцшиносй, дотсент Associate Professor of the Department of Organization of Activities of the Department of Internal Affairs of the Center for Command and Staff Exercises of the Academy of Management of the MIA of Russia, Candidate

of Law, associate professor

e-mail:

faizali 74@mail.ru

e-mail:

alex ulyanov@inbox.ru

Научная специальность: 12.00.11 - Судебная деятельность; прокурорская деятельность, правоохранительная деятельность и правозащитная деятельность (5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки).

Ихтисоси илмй: 12.00.11 - Фаъолияти судй, фаъолияти прокурорй; фаъолияти химояи хукук ва фаъолияти хифзи хукук (5.1.2. Илмхои хукукй-оммавй (хукукй-давлатй)).

Scientific specialty: 12.00.11 - Judicial activity; prosecutorial activity, law enforcement activity and human rights activities (5.1.2. Public law (state-legal) sciences).

Рецензент: РАДЖАБЗОДА Р.М. - Председатель Комитета Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан по законодательству и правам человека, доктор юридических наук, доцент.

Такртдщанда: РАЧДБЗОДА Р.М. - Раиси Кумитаи Мачлиси намояндагони Мачлиси Олии Чумхурии Точикистон оид ба конунгузорй ва хукуки инсон, доктори илмхои хукукшиносй, дотсент.

Труды Академии МВД Республики Таджикистан № 1 (61). 2024

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

Reviewer: Rajabzoda R.M. - Head of the Majlisi Namoyandagon Committee of the Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan on Legislation and Human Rights, candidate of legal sciences, Associate Professor.

Аннотация: Актуальность научных исследований в области инноваций продиктована стратегическими интересами Российской Федерации, Республики Таджикистан и является следствием стремления суверенных стран к инновационным преобразованиям. Инновационные нововведения в процесс управления на сегодняшний день являются перспективным направлением совершенствования организаторской работы руководителей. Внедрение инновационных технологий в управленческую деятельность органов внутренних дел объясняется не только их общенациональным значением, но и социальным содержанием. По мнению авторов, определение места инноваций в системе управления органами внутренних дел, выявление их основных направлений представляют серьезный научный и практический интерес.

Ключевые слова: инновация, управление, информация, преобразования, деятельность, технология, цифровая трансформация.

Аннотатсия: Мубраммияти тадкикоти илмй дар сох,аи инноватсия бо манфиатх,ои стратегии Федератсияи Россия ва Чумхурии Точикистон дарч карда шуда, натичаи хох,иши кишварх,ои сох,ибистиклол ба дигаргуних,ои инноватсионй мебошад. Навоварих,ои инно-ватсионй дар раванди идоракунй имруз самти такмили кори ташкилотчигии рох,барон ме-бошанд. Ба акидаи муаллифон, муайян намудани мавкеи навоварй дар системаи идораку-нии макомоти корхои дохилй ва муайян намудани самтх,ои асосии онх,о рагбати чиддии ил-мию амалй доранд.

Вожауои калидй: инноватсия, идоракунй, иттилоот, трансформатсия, фаъолият, технология, трансформатсияи ракамй.

Annotation: The relevance of scientific research in the field of innovation is dictated by the strategic interests of the Russian Federation and the Republic of Tajikistan and is a consequence of the desire of sovereign countries for innovative transformations. Innovative innovations in the management process today are a promising direction for improving the organizational work of managers. The introduction of innovative technologies into the management activities of internal affairs bodies is explained not only by their national significance, but also by their social content. According to the authors, determining the place of innovation in the management system of internal affairs bodies and identifying their main directions are of serious scientific and practical interest.

Key words: innovation, management, information, transformation, activity, technology, digital transformation.

Инновационная деятельность в органах внутренних дел представляет собой относительно самостоятельную область профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В общегосударственном значении применение инноваций рассматривается

через их решающее влияние на макроэкономические показатели, связанные с переводом экономики на обновленную технологическую основу, например, применение нанотехнологий в

промышленности, что является одним из важных инструментов

конкурентоспособности национальных экономик России и Таджикистана*.

Основные различия дружественных государств в инновационной сфере

В экономически развитых странах доля прироста валового внутреннего продукта за счет использования инноваций составляет 70-80% - Инновационная

политика Республики Таджикистан: Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан // [Электронный ресурс] - Режим ввода:

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

заключаются в уровне развитости инфраструктурных (интеллектуальных, материально-технических) возможностей, а также связаны с историческими, культурными, национальными

особенностями [1; 2, с. 68; 3, с. 97; 4, с. 30]. В деятельности органов внутренних дел ее эффективность рассматривается через активное воздействие на преступность посредством нововведения новых форм, методов борьбы с ней, совершенствования и применения новой спецтехники.

В системе органов внутренних дел инновации осуществляются в рамках научной организации труда (далее - НОТ) и научной организации управленческого труда (далее -НОУТ), которые взаимосвязаны, поскольку являются результатом научной деятельности, основываются на одних и тех же принципах и в равной мере подчинены задачам правоохранительной деятельности.

Воздействуя на систему органов внутренних дел, инновации в управлении выступают непосредственной основой возникновения новых организационных структур и методов работы, расширения потенциальных возможностей сотрудников, постепенного отмирания одних и возникновения других.

В Государственной программе противодействия преступности Республики Таджикистан [5] подчеркнута необходимость сосредоточения усилий на совершенствовании структурных построений и всей деятельности правоохранительных органов, поиска новых, нетрадиционных форм и методов воздействия на преступность.

Помимо процессных инноваций в правоохранительной деятельности органов внутренних дел осуществляются инновации продукционные. К ним можно отнести использование криминалистических комплексов «Мобильный Криминалист», комплексов досмотра и видео-фиксации, цифровую полицию [6, с. 40; 7, с. 294]. В частности, большой интерес вызывают разработки Уральского юридического института МВД России по созданию программно-технического комплекса «Я - полицейский» [8, с. 161].

Если говорить о научной составляющей деятельности, то необходимо отметить, что научный потенциал системы МВД России и Таджикистана обеспечивает ее текущие потребности в прикладных исследованиях по приоритетным направлениям оперативно-служебной и управленческой деятельности органов внутренних дел. Научные формы управленческой деятельности являются не столько практическими рекомендациями, сколько обязательными для применения правилами.

В этой связи инновационная деятельность в органах внутренних дел осуществляется на основе требований законов и имеет своей целью выработку способов конструктивного решения проблем, возникающих в процессе управления.

Термин «инновация» уже давно вошел в научный оборот, но на практике еще широко не употребляется. Смысл, который в него вкладывается, пока не однозначен. Существует множество трактовок самого понятия «инновация», что в свою очередь не позволяет определить конкретные цели инновационной деятельности в правоохране, объективно проанализировать и оценить именно «инновационность» какого-либо нововведения.

В специальной литературе имеются различные трактовки определения смыслового содержания понятий

«нововведение», «новшество», «новация» и «инновация». В современном языке значение этих понятий схожи, и они интерпретируются как новое правило, новый метод или изобретение в области техники, технологии, работ или управления [9]. В то же время, по мнению некоторых ученых, нововведение означает, что новшество используется. А с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Управленческие инновации являются необходимым условием внедрения любых новшеств. Инновационная деятельность в органах внутренних дел отражает качественное состояние процессов

https://docs.yandex.ru/docs/view?tm= 1707717972&Ш (дата обращения: 11.02.2024).

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

управления, которые обеспечивают эффективное решение правоохранительных задач и включает в себя оптимизацию деятельности аппаратов управления, в том числе управленческих отношений.

Отсюда, цель инновационной деятельности состоит в совершенствовании управленческой и оперативно-служебной

деятельности ОВД, повышении ее эффективности на основе разработки или рационализации техники, технологии организационных форм и методов работы. Цель предопределяет решение следующих задач инновационной деятельности ОВД, оторые отразим в табличной форме.

Таблица 1.

Задачи инновационной деятельности в органах внутренних дел

1. Развитие системы МВД на основе инновационных изменений в управлении

2. Совершенствование всех направлений управленческой деятельности ОВД на основе выявления и внедрения инновационных технологий и внедрение их в деятельность всех подразделений

3. Поиск новых форм и методов работы, с помощью которых можно было бы добиться наиболее эффективных, стабильно высоких результатов

4. Повышение эффективности деятельности должностных лиц сотрудников ОВД за счет рационализации организации управленческого труда, использования новой техники и технологии

Инновационная деятельность* предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. Научные разработки в области инноваций нередко предлагают нестандартные формы организации управления, а их внедрение всегда сопровождается определенным риском. Общий подход заключается в том, что учет фактора риска становится необходимым компонентом инновационного процесса, однако риск неудачного внедрения новшества в правоохранительную деятельность является недопустимым.

Для того чтобы понять, в чем состоит сущность и каковы особенности реализации

инновационной деятельности в управлении ОВД, необходимо выявить те характерные черты, которые присущи этим органам, как и любой другой организации. Поскольку ОВД не производят материальные ценности, а выполняют правоохранительные функции, выражающиеся в противодействии преступности, охране общественного порядка, их можно отнести к организациям, осуществляющих социальный контроль, социальное управление. Выделим технологическую сторону в управлении оперативно-служебной деятельностью в органах внутренних дел:

* Деятельность, связанная с разработкой и внедрением инновации (новых или усовершенствованных результатов научных исследований, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений) и направленная на доведение ее до рынка в форме новой или

усовершенствованной продукции, услуг, способа производства или иного общественно полезного результата (См.: Закон Республики Таджикистан «Об инновационной деятельности» от 16 апреля 2012 г., № 822).

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

Рис.1. Место технологической сферы в управленческой деятельности

Под управленческой инновацией понимается качественное изменение содержания направлений деятельности (функций), организационных структур, методов, технологии и организации управления с целью достижения конечных результатов правоохранительной

деятельности при наименьших ресурсных затратах путем коррекции элементов традиционной системы управления на основе использования современных информационных технологий.

Инновация представляет собой поиск новых решений устаревших проблем, или вмешательство «будущего» в «настоящее», которое, безусловно, связано с вмешательством в целостность системы и гармонии субъектов данной системы [10, с. 150]. Анализ специальной литературы дает возможность выделить факторы, учет которых необходим при внедрении инновационных технологий в управленческую деятельность органов внутренних дел. Покажем их в табличной форме [11, с. 1; 12, с.113; 13, с. 219; 14, с. 160].

Таблица 2.

Факторы Обстоятельства

1 Способность управленческой инновации сохранять и поддерживать устойчивое функционирование органов внутренних дел Управленческая инновация не должна вносить разногласий и нарушений в установленный порядок межсистемных отношений субординации и координации органов внутренних дел, поскольку имеет своей целью улучшить качественное состояние системы управления

2 Подконтрольность управленческой инновации Инновация является формой управленческой деятельности, а изменение ее качества требует проверки нововведения. Фактор подконтрольности обусловлен принципом ответственности руководителя органа внутренних дел за внедрение инновации и конечные результаты правоохранительной деятельности

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

3 Необходимость критериальной качественно-количественной оценки функциональности нововведения Любое новшество требует различных затрат, в том числе затрат на его внедрение в практику. Финансирование конкретной научной разработки должно быть обоснованным, то есть должно обладать функционально-качественным ресурсом внедрения и использования. Кроме того, имеет значение период времени, в течение которого новшество сохраняет свое функциональное предназначение

4 Последствия внедрения управленческой инновации Этот фактор должен оцениваться на стадии изучения прикладного значения инновации

Направлениями внедрения инноваций в организацию управленческого труда в органах внутренних дел являются:

1. Структурные преобразования. В деятельности органов внутренних дел они ограничены законодательством. В целом структура органа внутренних дел, как и основные задачи, устанавливается вышестоящими субъектами управления. Тем не менее, допускаются отдельные изменения исходя из особенностей задач деятельности. Однако они могут проводиться в рамках установленной структуры, утвержденной штатной численности и выделенного объема (источников) финансирования.

2. Технологические преобразования. Это собственно приемы управленческой деятельности и техническое оснащение процесса управления. В настоящее время этому направлению уделяется внимание, как существенному потенциалу совершенствования управления. Технологические нововведения в процесс управления регламентированы законодательством по вопросам защиты прав, свобод, жизни и здоровья человека.

3. Социальные преобразования. Рассматриваются как инновационные технологии управления человеческим ресурсом, кадровые новшества, которые связаны с обеспечением социального развития, возможностью снижения угрозы возникновения социальных проблем и способствуют решению социально-значимых задач в системе МВД.

Рассмотрим их подробнее*.

В Российской Федерации, Республике Таджикистан научные требования лежат в

* Имеются и иные классификации инноваций. См.: например: Пригожин А.И. Методы развития

основе проектирования и формирования организационной структуры органов внутренних дел, где, согласно инновации, каждый элемент системы специализируется на выполнении однородных функций. Наряду со строгой специализацией обеспечивается интеграция усилий их деятельности для решения общих задач, носящих межотраслевой характер. Таким образом, система организации управленческого труда основывается на определении и формировании функций всех звеньев системы, разделении труда между ними и создании условий для их согласованных действий. Кроме того, формирование организационной структуры предполагает выяснение потребностей системы в штатной численности сотрудников, установление состава штатов органов внутренних дел и определение должностных обязанностей и связей, закрепляющих служебные отношения в системе управления. При этом определяются полномочия руководителей органа и его отдельных звеньев с обязательным учетом нормы управляемости, то есть численности подчиненных, которыми начальник может руководить с достаточной степенью эффективности.

Инновационный подход при формировании организационных структур приводит к созданию функционального отличия уровней управления от системы информационно-управленческих связей. Исходя из стратегических и тактических задач оперативно-служебной деятельности в иерархии аппаратов управления МВД Российской Федерации и Республики Таджикистан (стратегический,

организаций / А.И. Пригожин. - М.: МЦФЭР. 2003. -863 с.

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

оперативный и тактический уровни управления) в организационной структуре могут осуществляться изменения уровней централизации (децентрализации) отдельных функций управления, корректировка системы взаимоотношений и информационных связей, перераспределение полномочий, создание дополнительных структур управления и другие решения.

Технологические преобразования

процесса управления связаны, прежде всего, с широким распространением

компьютерных технологий [15, с. 361]. Обозначенные процессы легли в основу концепции цифровой трансформации государственного управления, в реализации которой сегодня задействованы практически все институты публичной власти Российской Федерации [16] и Республики Таджикистан*. В настоящее время с помощью этих технологий в системах управления осуществляется формирование

информационных потоков и управление ими, производится оперативное преобразование управленческой информации в удобную для пользователя форму, широко применяется передача на значительные расстояния в реальном времени больших массивов данных, появляется возможность принятия решений на основе искусственного интеллекта [17]*. С помощью компьютерных технологий появилась возможность автоматизации процесса управления, позволяющего осуществить переход к безбумажным технологиям процесса

* Под цифровой трансформаций понимается совокупность действий, осуществляемых

государственным органом, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в свою деятельность в целях, определенных в п.16 Положения о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 10.10.2020, №2 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления

управления, что в целом можно назвать существенным технологическим прорывом, повышающим эффективность управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практика показывает исключительную полезность созданных в цифровом виде справочно-информационных фондов (СИФ), региональных банков данных научно-технической информации (РБД НТИ), электронных информационных порталов, внутренних сайтов территориальных органов, организаций системы МВД России, где циркулирует документационные материалы по всем направлениям управленческой' деятельности [18, с. 61].

МВД России принимает активное участие в реализации концепции цифровой трансформации государственного управления. Введение в эксплуатацию единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел (ИСОД МВД России) позволило перевести управленческую деятельность Министерства на цифровую платформу [19]. Обеспечен доступ к информационным ресурсам ИСОД МВД России зарегистрированных пользователей со своих автоматизированных рабочих мест, подключённых к интегрированной мультисервисной телекоммуникационной сети (ИМТС).

С позиции системного подхода важно четко и точно (научно обоснованно) определить разумные границы и необходимую степень автоматизации органов внутренних дел, а также выработать научный подход к ее при-

государственными внебюджетными фондами» (вместе с «Положением о ведомственных программах цифровой трансформации» (в ред. от 01.02.2024). * В Таджикистане в 2022 году с целью ускоренной индустриализации страны правительство республики приняло Стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2040 года, утвержденную постановлением Правительства Республики Таджикистан 30 сентября 2022 г. № 483. Стратегия предполагает выполнение четырех основных задач: подготовки кадров, формирования специальностей ИИ в государственных вузах, создание платформы данных и разработка программ, а также этическая составляющая, т.е. недопущение нанесения искусственным интеллектом вреда человеку // [Электронный ресурс] - Режим вода: http://adlia. tj/show_do с. fwx?Rgn= 143407 ШЪий:9]299349574 (дата обращения: 11.02.2024).

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

оритетам. Наиболее эффективно автоматизация осуществляется посредством автоматизированной системы управления, которая представляет собой систему «человек-машина» и включает в себя, помимо специалистов, совокупность программных и аппаратных средств, системы передачи информации, ее обработки и использования, при помощи которых осуществляется процесс управления с контролем отдельных его этапов и конечных результатов. В настоящее время они находят самое широкое применение в различных сферах управленческой деятельности и являются частью инновационных процессов.

Автоматизация управления органами внутренних дел - это разновидность средств специального назначения. В органах внутренних дел, так же, как и в других подобных системах, главным звеном автоматизированных систем является человек. Каждая задача, выполняемая с помощью средств автоматизации, должна контролироваться поэтапно уполномоченным на то лицом. Так, решение задачи анализа и оценки оперативной обстановки с использованием комплексного, проблемного и сравнительного анализа предполагает сбор и обработку больших массивов данных по различным направлениям оперативно-служебной деятельности. В недалеком будущем такую аналитическую работу возможно осуществить не в «ручном» контуре, а с внедрением инновационных технологий в области искусственного интеллекта и нейросетей [20, с. 90].

Комплексная обработка информации в системе органов внутренних дел представляет собой скоординированную и непрерывную обработку потока сведений, данных оперативно-служебного характера, необходимых для анализа и принятия управленческих решений. Ее применение требует четкой структурированности и формализации всей системы органов внутренних дел: каждому уровню управления и каждому его звену

должна соответствовать определенная совокупность данных, необходимых и достаточных для управления.

В целях совершенствования системы информационного обеспечения управления в системе МВД России актуальным является развитие и внедрение:

1. Технологий работы с «большими данными».

2. Создания программ и использования алгоритмов принятия решений.

3. Технологий искусственного интеллекта.

4. Сетей передачи данных, кабельных и радиоканалов.

5. Аппаратного обеспечения для различных уровней руководства, управления и исполнителей, усовершенствованной единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России.

6. Полицейских робототехнических систем.

7. Информационно-аналитической системы поддержки принятия решений сотрудниками МВД РФ.

8. Навигационного и геоинформационного обеспечения подразделений МВД РФ [21, с. 15-17].

Предстоит поэтапное внедрение новых методов работы с информацией, в частности формирование единой методологии сбора, обработки, хранения и защиты информации оперативно-розыскного, справочного,

криминалистического и статистического назначения.

Цель социальных человеческих ресурсов в возможность каждому сотруднику с учетом его внутренних потребностей сформировать и развить человеческий капитал, реализовать имеющийся у него интеллектуальный потенциал для повышения своего профессионализма и инновационного развития подразделения, органа*. На индивидуальном уровне управленческое

преобразований том, чтобы дать

* Инновационный потенциал сотрудников рассматривается как совокупность способностей и возможностей личного состава постоянно совершенствовать профессиональное мастерство в

решении правоохранительных задач. Инновационный потенциал подразделения определяется

возможностями как отдельного сотрудника, так и всего коллектива.

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

воздействие направляется в первую очередь на сотрудников, специалистов,

занимающихся интеллектуальным трудом, поскольку от них в большей степени зависит результативность инновационной

деятельности. На исполнительском уровне организаторская работа направлена на повышение уровня профессионального мастерства и поощрение восприимчивости к инновационным технологиям [22, с. 8].

Как справедливо отмечают специалисты, «кадровое новшество» в сфере управления, как конечный результат внедрения инновационного продукта, в большинстве своем представлен в виде алгоритмов, стандартов, методических рекомендаций, инструктивного материала [23, с. 161]. Использование технологических преобразований, анализ данных, гибкий график работы также входят в перечень инноваций, оказавших ощутимое влияние на практику управления коллектива

подразделений, органов внутренних дел.

Кроме того (а скорее, в первую очередь), можно поддержать мнение об актуальности переосмысления сегодняшних компетенций к руководящему составу органов внутренних дел, административным кадрам, их сформировавшейся позиции в восприимчивости использования всего потенциала инновационных технологий управления, которые с неизбежностью

влекут за собой трансформацию знаний и умений организаторской работы, создание «кадрового фундамента» цифровой полиции в управленческой сфере [24, с. 34; 25, с. 103].

В заключении отметим, что аппараты государственного управления

дружественных стран является активным участником инновационного процесса в социальной сфере, используя инструменты и механизмы, которые в настоящий момент имеются в наличии. Так, стратегическое планирование является механизмом управления, направленным на достижение приоритетов государства, включающие процессы целеполагания, прогнозирования, планирования социально-экономического развития суверенных государств [26, с. 1617].

Таким образом, инновационные технологии управления в органах внутренних дел становятся неотъемлемой частью любого труда, так как направлены на повышение эффективности управленческой деятельности и, в конечном счете, на решение правоохранительных задач. Их результатом становится улучшение организационной культуры подразделений, слаженная работа личного состава, повышение работоспособности и благоприятная социально-психологическая атмосфера в коллективе, в конечном счете -повышение эффективности противодействия преступности.

Использованная литература

1. Файзуллоев, М.К. Формирование и развитие национальной инновационной системы Республики Таджикистан (методологические подходы и механизм управления): автореф.. .д-ра экон. наук: 08.00.05 / Машраб Курбоналиевич Файзуллоев. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). 2012 // [Электронный ресурс] - Режим вода: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005091539.pdf (дата обращения: 11.02.2024).

2. Файзуллоев, М.К. Развитие инновационной- деятельности в Таджикистане как условие экономического роста / М.К. Файзуллоев // Управленческие науки. - 2015. - № 1. --С. 68-73.

3. Джабаров, С.М. Развитие инновационной экономики - стратегическая задача государственного управления в Республике Таджикистан / С.М. Джабаров // Государственная служба. - 2022. - .№ 6 (140). - С. 9699.

4. Каюмов, Н К., Довгялло, Я.П. Роль инноваций в развитии экономики Республики Таджикистан / Н.К. Каюмов, Я.П. Довгялло // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2023. - № 17 (1). - С. 2949.

5. Государственная программа противодействия преступности в Республике Таджикистан на 2021 -2030 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 2021 г. № 265 // [Электронный ресурс] - Режим ввода: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38299996&pos=5;-45#pos=5;-45 (дата обращения: 01.02.2024).

Осори Академияи ВКД Ч,умхурии Точикистон

6. Ульянов, А.Д., Канов, А.А. Актуальность инноваций в правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации / А.Д. Ульянов, А.А. Канов // Актуальные проблемы применения программно-целевого метода управления в деятельности территориальных органов МВД России: Материалы научно-практической конференции (19 мая 2016 г.). - М.: Издательство «Спутник +», 2016. - С. 39-42.

7. Копылов, В.В., Анисимова, Т.В., Прокофьев, О.М. Инновации в профессиональном обучении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / В.В. Копылов, Т.В. Анисимова, О.М. Прокофьев // Вестник экономической безопасности. - 2021. - № 3. - С. 292-295.

8. Западнова, Ю.А. Инновационные аспекты совершенствования деятельности органов внутренних дел / Ю.А. Западнова // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2023. - № 1 (37). - С. 161163.

9. Закон Республики Таджикистан «Об инновационной деятельности» от 16 апреля 2012 г. № 822 // [Электронный ресурс] - Режим ввода: -https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=51674&ysclid=lshlbufk9j299349574 (дата обращения: 11.02.2024).

10. Конко, З.У. Инновации как основа развития системы профессиональной подготовки кадров МВД России / З.У. Конко // Документ в современном обществе: на пути к междисциплинарному изучению: Материалы XV Всероссийской студенческой научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 8-9 апреля 2022 г.). - Екатеринбург, 2022. - С. 150-155.

11. Князев, С.Н., Ганчеренок, И.И. Управление инновациями и инновации в управлении / С.Н. Князев, И.И. Ганчеренок // Государственное управление. Электронный вестник. - 2007. - Вып. № 11. - С. 1-4.

12. Хвисевич Н.Ю. Инновационные технологии эффективности управления производственно -деловыми качествами личности / Н.Ю. Хвисевич // Вестник Брестского государственного технического университета. - 2017. - № 3. - С. 113-115.

13. Федорцова, А.С. Теоретико-методологическое обоснование методов управления инновациями / А.С. Федорцева // Modern Economy Success - 2021. - № 2.

- С. 219-222.

14. Западнова, Ю.А. Инновационные аспекты совершенствования деятельности органов внутренних дел / Ю.А. Западнова // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2023. - № 1 (37). - С. 160164.

15. Ульянов, А.Д., Шарифзода, Ф.Р. Информационная сущность цифрового пространства / А.Д. Ульянов, Ф.Р. Шарифзода // Цифровая трансформация системы МВД России: сборник научных статей по материалам Международного форума (Москва, 20 октября 2022 г.): в 2 ч. Ч. 2 / под ред. И. Г. Чистобородова.

- М.: Академия управления МВД России, 2022. - С. 361 -367.

16. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // [Электронный ресурс] - Режим вода: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf lshlbufk9j299349574 (дата обращения: 21.01.2024).

17. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года: утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] - Режим вода: http ://www.kremlin.ru/acts/bank/4473 1 21.01.2024).

18. Аникин, В.Н. Направления совершенствования правового регулирования управленческой деятельности в органах внутренних дел / В.Н. Аникин // Труды Академии управления МВД России. - 2021 - № 2 (58). - С. 57-66.

19. Распоряжение МВД России от 11 января 2022 г. № 1/37 «Об утверждении Ведомственной цифровой трансформации на 2022-2024 годы» (в ред. от 30.06.2022) // [Электронный ресурс] - Режим вода: https://l egalacts.ru/doc/rasporjazhenie-mvd-rossii-ot-11012022-n-137-ob-utverzhdenii/ lshlbufk9j299349574 (дата обращения: 10.01.2024).

20. Звонарева, А.Ю. К вопросу внедрения инновационных подходов при подготовке иинформационно-аналитических документов в органах внутренних дел / А.Ю. Звонарева // Государственное управление в правоохранительной деятельности: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции (Москва, 9 ноября 2023 г.) / под науч. ред. А.М. Кононова. - М.: Академия управления МВД России, 2023. - С. 88-99.

21. Тепляков, С.В. Перспективные инновации в МВД России / С.В. Тепляков // Актуальные исследования. - 2021. - № 4 (31). - С. 15-17.

22. Борщева, Н.Л. Управление человеческим капиталом - управление инновациями / Н.Л. Борщова // Экономика образования. - 2017. - № 5. - С. 8-12.

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

23. Слободянюк, М.Г., Юрченко, А.П. Инновации в системе управления персоналом организации / М.Г. Слободянюк, А.П. Юрченко // Экономика, управление, общество: история и современность: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. 2017. - С. 161.

24. Макаренкова, О.Н. Профессиональная готовность руководителя органов внутренних дел Российской Федерации к работе в условиях цифровой трансформации / О.Н. Макаренкова // Академическая мысль. - 2021. - № 3 (16). - С. 34-35.

25. Макаренкова, О.Н. О некоторых вопросах управления кадрами в Министерстве внутренних дел Российской Федерации в условиях формирования цифровой полиции / О.Н. Макаренкова // Труды Академии управления МВД России. - 2021. - № 3 (59). - С. 98-107.

26. Кузнецова, Ю.А. Социальные инновации в Российской Федерации: институциональный и информационный аспекты: монография / Ю.А. Кузнецова. - Новокузнецк: ИП Петровский К.В., 2020. - 131 с.

References

1. Faizulloev, M.K. Formation and development of the national innovation system of the Republic of Tajikistan (methodological approaches and management mechanism):

1. Abstract...Dr.Econ. Sciences: 08.00.05 / Mashrab Kurbonalievich Faizulloev. - M.: Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI). 2012 // [Electronic resource] - Water mode: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005091539.pdf (access date: 02/11/2024).

2. Faizulloev, M.K. Development of innovative activity in Tajikistan as a condition for economic growth / M.K. Faizulloev // Management sciences. - 2015. - No. 1. - Рр. 68-73.

3. Dzhabarov, S.M. Development of an innovative economy is a strategic task of public administration in the Republic of Tajikistan / S.M. Dzhabarov // State service. - 2022. - No. 6 (140). - Pp. 96-99.

4. Kayumov, N. K., Dovgyallo, Ya.P. The role of innovation in the development of the economy of the Republic of Tajikistan / N.K. Kayumov, Ya.P. Dovgyallo // Eurasian integration: economics, law, politics. - 2023. - No. 17 (1). - Pр. 29-49.

5. State program for combating crime in the Republic of Tajikistan for 2021-2030, approved by Decree of the Government of the Republic of Tajikistan dated June 30, 2021 No. 265 // [Electronic resource] - Input mode: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38299996&pos=5;-45#pos=5;-45 (date of access: 02/01/2024).

6. Ulyanov, A.D., Kanov, A.A. Relevance of innovations in law enforcement activities of internal affairs bodies of the Russian Federation / A.D. Ulyanov, A.A. Kanov // Current problems of using the program-target method of management in the activities of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Materials of a scientific and practical conference (May 19, 2016). - M.: Publishing house "Sputnik +", 2016. - Pр. 39-42.

7. Kopylov, V.V., Anisimova, T.V., Prokofiev, O.M. Innovations in professional training for employees of internal affairs bodies of the Russian Federation / V.V. Kopylov, T.V. Anisimova, O.M. Prokofiev // Bulletin of Economic Security. - 2021. - No. 3. - Pр. 292-295.

8. Zapadnova, Yu.A. Innovative aspects of improving the activities of internal affairs bodies / Yu.A. Zapad-nova // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - No. 1 (37). - Pp. 161163.

9. Law of the Republic of Tajikistan "On Innovation Activity" dated April 16, 2012 No. 822 // [Electronic resource] - Input mode: - https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=51674&ysclid=lshlbufk9j299349574 (date access: 02/11/2024).

10. Konko, Z.U. Innovations as the basis for the development of the system of professional training of personnel of the Ministry of Internal Affairs of Russia / Z.U. Konko // Document in modern society: on the way to interdisciplinary study: Materials of the XV All-Russian Student Scientific and Practical Conference (Ekaterinburg, April 8-9, 2022). - Ekaterinburg, 2022. - Pp. 150-155.

11. Knyazev, S.N., Gancherenok, I.I. Management of innovations and innovations in management / S.N. Knyazev, I.I. Gancherenok // Public administration. Electronic newsletter. - 2007. - Issue. No. 11. - Pp. 1-4.

12. Khvisevich N.Yu. Innovative technologies for the effectiveness of managing production and business qualities of a person / N.Yu. Khvisevich // Bulletin of Brest State Technical University. - 2017. - No. 3. - Pр. 113-115.

13. Fedortsova, A.S. Theoretical and methodological substantiation of innovation management methods / A.S. Fedortseva // Modern Economy Success - 2021. - No. 2. - Pp. 219-222.

14. Zapadnova, Yu.A. Innovative aspects of improving the activities of internal affairs bodies / Yu.A. Zapadnova // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - No. 1 (37). - Pp. 160164.

15. Ulyanov, A.D., Sharifzoda, F.R. Information essence of digital space / A.D. Ulyanov, F.R. Sharifzoda // Digital transformation of the Russian Ministry of Internal Affairs system: a collection of scientific articles based on the

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

materials of the International Forum (Moscow, October 20, 2022): in 2 parts. Part 2 / ed. I. G. Chistoborodova. - M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. - Pp. 361-367.

16. Program "Digital Economy of the Russian Federation", approved by Order of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017 No. 1632-r // [Electronic resource] - Water mode: http://static.government.ru (date of access: 01/21/2024).

17. National strategy for the development of artificial intelligence for the period until 2030: approved by Decree of the President of the Russian Federation of October 10, 2019 No. 490 "On the development of artificial intelligence in the Russian Federation" // [Electronic resource] - Water mode: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 01/21/2024).

18. Anikin, V.N. Directions for improving the legal regulation of management activities in internal affairs bodies / V.N. Anikin // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021 -No. 2 (58). - Pp. 57-66.

19. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated January 11, 2022 No. 1/37 "On approval of Departmental digital transformation for 2022-2024" (as amended on June 30, 2022) // [Electronic resource] - Water mode: https:// l egalacts.ru/doc/rasporjazhenie-mvd-rossii-ot-11012022-n-137-ob-utverzhdenii/lshlbufk9j299349574 (date of access: 01/10/2024).

20. Zvonareva, A.Yu. On the issue of introducing innovative approaches in the preparation of information and analytical documents in internal affairs bodies / A.Yu. Zvonareva // Public administration in law enforcement: a collection of scientific articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference (Moscow, November 9, 2023) / under scientific. ed. A.M. Kononova. - M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023. - Pp. 88-99.

21. Teplyakov, S.V. Promising innovations in the Ministry of Internal Affairs of Russia / S.V. Teplyakov // Current research. - 2021. - No. 4 (31). - Pp. 15-17.

22. Borscheva, N.L. Human capital management - innovation management / N.L. Borschova // Economics of Education. - 2017. - No. 5. - Pp. 8-12.

23. Slobodyanyuk, M.G., Yurchenko, A.P. Innovations in the personnel management system of an organization / M.G. Slobodyanyuk, A.P. Yurchenko // Economics, management, society: history and modernity: Materials of the XV All-Russian scientific and practical conference. 2017. - Pp. 161.

24. Makarenkova, O.N. Professional readiness of the head of the internal affairs bodies of the Russian Federation to work in the conditions of digital transformation / O.N. Makarenkova // Academic thought. - 2021. - No. 3 (16). - Pp. 34-35.

25. Makarenkova, O.N. On some issues of personnel management in the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the context of the formation of a digital police / O.N. Makarenkova // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - No. 3 (59). - Pp. 98-107.

26. Kuznetsova, Yu.A. Social innovations in the Russian Federation: institutional and information aspects: monograph / Yu.A. Kuznetsova. - Novokuznetsk: IP Petrovsky K.V., 2020. - 131 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.