Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО–РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО–РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / национальная безопасность / субъект / объект / противо-правное деяние / преступление / законодательство. / фаъолияти оперативї-љустуљўї / амнияти миллї / субъект / объект / кирдори ѓайрињуќуќї / љиноят / ќонунгузорї.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарифзода Файзали Рахмонали, Рукавишников Г.А.

В статье рассматриваются отдельные вопросы оперативно-розыскной деятельности ОВД по обеспечению национальной безопасности Таджикистана и России, представляется понятие сферы национальной безопасности, делается вывод о том, что человек, являясь субъектом обеспечения национальной безопасности, становится в свою очередь и главным ее объектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шарифзода Файзали Рахмонали, Рукавишников Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ISSUES OF OPERATIONAL–SEARCH ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES TO ENSURE THE NATIONAL SECURITY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND RUSSIAN FEDERATION

Дар маќола масъалањои алоњидаи фаъолияти оперативї-љустуљўии маќомоти корњои до-хилї оид ба таъмини амнияти миллии Тољикистон ва Россия баррасї шуда, мафњуми соњаи амнияти миллї пешнињод гардида, муаллифон ба хулоса омадаанд, ки шахсе, ки субъекти таъмини амнияти миллї буда, дар навбати худ объекти асосии он мебошад.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО–РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 351/354

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАСЪАЛАХ,ОИ АЛОХИДАИ ФАЪОЛИЯТИ ОПЕРАТИВЙ-ЧУСТУ^УИИ МАЦОМОТИ КОРХОИ ДОХИЛЙ ОИД БА ТАЪМИН НАМУДАНИ АМНИЯТИ МИЛЛИИ ЧУМХУРИИ ТОЧИКИСТОН ВА ФЕДЕРАТСИЯИ РОССИЯ

CERTAIN ISSUES OF OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES TO ENSURE THE NATIONAL SECURITY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND RUSSIAN FEDERATION

Шарифзода Ф.Р. Sharifzoda F.R.

Начальник Академии МВД Республики Таджикистан, доктор юридических наук, доцент, генерал-майор милиции Сардори Академияи ВКД Цум^урии Тоцикистон, доктори илм%ои %уцуцшиноси, дотсент, генерал-майори милитсия Head of the Academy of the MIA of Republic of Tajikistan, doctor of Legal Sciences, associate professor, major general of militia

Рукавишников Г.А. Rukavishnikov G.A.

Доцент кафедры оперативно-технических мероприятий органов внутренних дел Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук Дотсенти кафедраи чорабини%ои оперативи-техникии мацомоти кор%ои дохилии Донишкадаи умумироссиягии такмили ихтисоси кормандони ВКД Россия, номзади илм%ои %уцуцшиноси Associate Professor of the Department of Operational and Technical Measures of the Internal Affairs Bodies of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of

Russia, Candidate of Legal Sciences

Научная специальность: 12.00.11 - Судебная деятельность; прокурорская деятельность, правоохранительная деятельность и правозащитная деятельность (5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки)

Ихтисоси илми: 12.00.11 - Фаъолияти судй, фаъолияти прокурорй; фаъолияти химояи хукук ва фаъолияти хифзи хукук (5.1.2. Илмхои хукукй-оммавй (хукукй-давлатй))

Scientific specialty: 12.00.11 - Judicial activity; prosecutorial activity, law enforcement activity and human rights activities (5.1.2. Public law (state-legal) sciences).

e-mail:

faizali_74@mail.ru

e-mail:

grukavishnikov2@mvd.ru

Рецезент: Зоир Дж.М. - главный научный сотрудник Института философии, политологии и права имени академика А. Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана, доктор юридических наук, профессор, Государственный советник юстиции 1 -го класса, генерал-майор милиции.

Такриздщанда: Зоир Ч,.М. - ходими калони илмии Институти фалсафа, сиёсатшиносй ва хукуки ба номи академик А. Баховаддинови Академияи миллии илмхои Точикистон, док-тори илмхои хукукшиносй, профессор, Мушовараи давлатии адлияи дарачаи 1, генерал -майори милитсия.

Reviwer: Zoir J.M. - Chief Researcher of the Institute of Philosophy, Political Science and Law named after Academician A. Bahovaddinov of the National Academy of Sciences of Tajikistan, Doctor of Law, Professor, State Counselor of Justice 1st class, Major General of Police.

Аннотация: В статье рассматриваются отдельные вопросы оперативно-розыскной деятельности ОВД по обеспечению национальной безопасности Таджикистана и России, представляется понятие сферы национальной безопасности, делается вывод о том, что человек, являясь субъектом обеспечения национальной безопасности, становится в свою очередь и главным ее объектом.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, национальная безопасность, субъект, объект, противоправное деяние, преступление, законодательство.

Аннотатсия: Дар макола масъалахои алохидаи фаъолияти оперативй-чустучуии макомоти корхои дохилй оид ба таъмини амнияти миллии Точикистон ва Россия баррасй шуда, мафхуми сохаи амнияти миллй пешниход гардида, муаллифон ба хулоса омадаанд, ки шахсе, ки субъекти таъмини амнияти миллй буда, дар навбати худ объекти асосии он мебошад.

Вожа^ои калиди: фаъолияти оперативй-чустучуй, амнияти миллй, субъект, объект, кирдори гайрихукукй, чиноят, конунгузорй.

Annotation: The article deals with certain issues of the operational-search activities of the internal affairs department to ensure the national security of Tajikistan and Russia, the concept of the sphere of national security is presented, it is concluded that a person, being a subject of ensuring national security, becomes in turn and its main object.

Key words: operational-search activity, national security, subject, object, illegal act, crime, legislation.

В Таджикистане и России огромную роль и значение имеют национальные интересы и безопасность обоих государств. За последние три десятка лет - эти вопросы одни из ключевых для теории, по крайней мере, четырех наук так называемого криминального цикла: криминалистики, уголовного процесса, уголовного права и теории оперативно-розыскной деятельности.

Так, по данным ГИАЦ МВД Таджикистана, в 2010 г. в целом в республике было зарегистрировано 14 548 преступлений разных видов, из которых в том же году было раскрыто 12 423 преступления, (85,39). В 2015 г. зарегистрировано 21 585 преступлений, из них раскрыто 19 118, что составляет 88,48%. В 2020 г. зарегистрировано свыше 21

тысячи преступлений, из них 1940 приостановленных уголовных дел. В 2021 году зарегистрировано свыше 22 тысяч преступлений [1].

Сфера национальной безопасности представляет собой социально-политическое пространство, заключающее в себя фундаментальные основы общественного бытия Республики Таджикистан. Обеспечение состояния безопасности личности и упорядоченности социальной среды проживания, является основной социально обусловленной функцией государства, потому что общество, социальные регуляторы и государственные институты образуются и существуют в силу потребностей защиты гражданина от возникающих угроз как необходимого условия сохранения мира и стабильности, сплочения

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (57). 2023

нации, свободы и независимости, развития экономики Таджикистана и повышения на этой основе уровня жизни населения. В Послании Лидера нации, Президента Республики Таджикистан, уважаемого Эмомали Рахмона Маджлиси Оли подчеркнуто, что «...свобода и независимость являются для нас величайшим завоеванием и священной национальной идеей, несмотря на имеющиеся проблемы, мы и в дальнейшем будем направлять все свои стремления и усилия на их защиту, прочность и устойчивость, будем беречь и защищать это великое достояние нашей нации, словно зеницу ока [2].

Актуальные вопросы и проблемы обеспечения национальной безопасности России и роль оперативно-розыскной деятельности в этом процессе рассматривались в работах В.М. Атмажитова, С.И. Захарцева, С.В. Каткова, В.И. Козлова, А.И. Мелихова, А.Ю. Шарихина, М.А. Шматова, А.Ю. Шумилова и других ученых.

В ст. 1 Федерального закона «О безопасности» указываются виды безопасности: государственная, общественная, экологическая, безопасность личности и иные виды, предусмотренные законодательством [3]. При этом понятие «безопасности» отождествляется с термином «национальная безопасность». С учетом этого можно определить, что национальная безопасность включает в себя военную, государственную, общественную, экономическую, экологическую, информационную, транспортную и энергетическую.

В Стратегии национальной безопасности РФ понятие «национальная безопасность» определяется, как состояние защищенности национальных интересов РФ от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны [4].

В научной литературе видно, что понятие национальной безопасности РФ формулируется по-разному. А.И. Мелихов считает, что «национальная безопасность» - это

оценка и поддержание силами и средствами граждан, общества и государства как форм существования многонационального народа Российской Федерации такого его состояния, при котором суверенно и самостоятельно удовлетворяются его витальные потребности в самосохранении, самоподдержании и самовоспроизводстве в прошлом, настоящем и будущем [5, с. 16]. С.Ю. Чаптыков под национальной безопасностью понимает состояние защищенности личности, общества и государства от широкого спектра внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие государства [6, с. 3]. На наш взгляд, они должны соотносится с законодательным определением данного понятия.

Роль оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) в обеспечении национальной безопасности во многом определяется ее целями и задачами. Определение целей ОРД, обуславливающих ее содержание применительно к обеспечению национальной безопасности, связано с реализацией одной из важнейших функций управления -«целеполагания», заключающейся в определении направлений, целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности РФ

[7].

Термин «безопасность» используется законодателем при формулировании целей ОРД и ее задач. Так, в ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» обеспечение безопасности общества и государства названо в качестве одной из целей ОРД* [8].

При этом указывается, что обеспечение безопасности обуславливается защитой общества и государства от преступных посягательств. Также в ФЗ «Об ОРД» применительно к основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий встречается термин «противоправное деяние» (пп. 1, п. 2 ст. 7). Оба термина «преступное посягательство» и «противоправное деяние» охватываются содержанием понятия «преступления» (ст. 14 УК РФ). Позиция Конституционного Суда РФ также сводится к тому, что ФЗ «Об

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 1 (57). 2023

ОРД» под противоправным деянием во взаимосвязи с положениями, определяющими цели, задачи, основания и условия проведения ОРМ, подразумевает лишь уголовно наказуемое деяние, то есть преступление [9].

Вместе с тем, в Стратегии безопасности РФ помимо «преступных посягательств» (пп. 1 п. 47) используются термины «противоправные посягательства» (пп. 3 п. 25, п. 46) и «преступные проявления» (пп. 9 п. 47). Не развивая дискуссию о соотношении данных терминов и обоснованность их использования применительно к угрозам национальной безопасности, отметим, что, по-нашему мнению, термин «противоправное посягательство» значительно шире и предполагает в том числе другие правонарушения, не относящиеся к преступным с позиции уголовного права. Подтверждение данного тезиса можно найти в перечне задач ОРД, в качестве одной из которых указано добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ (ст. 2 ФЗ «Об ОРД»)**. На наш взгляд, указанная задача напрямую не связана с преступлениями. Поскольку угрозы названным видам безопасности могут проявляться не только в форме преступления в его уголовно-правовом понимании, но и виде других условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам РФ. Например, Стратегия безопасности, в качестве угроз безопасности называет возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе вследствие изменения климата, лесных пожаров, наводнений и паводков, износа инженерно-технической и транспортной инфраструктуры, заноса и распространения опасных инфекционных заболеваний (п. 43).

Несмотря на то, что получение сведений, о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ, как правило, не относится к числу основных задач органов внутренних дел РФ (далее -

ОВД), поскольку является компетенцией органов ФСБ России, оперативные подразделения ОВД при получении такой информации в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об ОРД» обязаны проинформировать о ней органы безопасности.

В современных условиях возможными очагами напряженности и конфронтации могут быть: стимулирование сепаратистских вооруженных конфликтов с доведением их до всеобщего кризиса и распада государства; социально-политический раскол общества, ценностной системы; резкая активизация различных форм и методов информационного воздействия, массовых панических настроений, полная деморализация ключевых институтов государственности [10, с.151]. Поэтому специального регулирования в интересах защиты от угроз и опасностей требуют не все явления и процессы, характеризующие конкретную совокупность отношений, а те из них, которые определяют жизненную основу развития таджикского общества и его граждан.

Таджикистан путем целенаправленной деятельности государственных общественных институтов и граждан страны в соответствии со своей Конституцией, конституционными законами и другими законодательными актами осуществляет регулирование политической, экономической и социальной безопасности объектов национальной безопасности [11, с. 85]. И, тем не менее, реальность обеспечения национальной безопасности во многом зависит от критического анализа устоявшихся в юриспруденции и правоохранительной практике стереотипов в теоретическом осмыслении ее концептуальных положений, форм и методов практической реализации в современных условиях. Это тем более важно, когда реальным «узким местом» является система правоприменения, институциональное и функциональное построение, прежде всего, правоохранительных органов. Интенсивно изменяющаяся геополитическая, геоэкономическая и технологическая картина современного мира ставит перед нашей страной задачу превентивного и устойчивого экономического развития, и мер по обеспечению национальной безопасности [12].

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 1 (57). 2023

Своевременное обнаружение

различных по степени вызовов, т.е. совокупности проблем, рисков, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов и реагирования на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности, имеют первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Поэтому в современных условиях наиболее емкие источники роста эффективности

государственных органов состоят в первую очередь в использовании собственного потенциала, поиске и реализации внутренних ресурсов, инновационной работы, использования новых информационно-коммуникационных технологий.

Одним из действенных мер противодействия внутренним угрозам национальной безопасности является вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности» [13] в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Можно согласиться с мнением, что деятельность оперативных подразделений правоохранительных органов является наиболее приоритетной, поскольку именно от них в первую очередь зависят выявление и раскрытие совершенных преступлений [14]. Цель такой деятельности - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, всех форм собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Таджикистан предоставляется оперативным подразделениям органов внутренних дел; органов национальной безопасности; органов обороны; органов юстиции; органов по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией; органов по

контролю за наркотиками; Национальной гвардии; таможенных органов.

Особое место среди элементов системы обеспечения национальной безопасности занимают органы внутренних дел и ее составная часть - милиция как государственный правоохранительный орган исполнительной власти Республики Таджикистан и одно из основных звеньев в правоохранительной системе. Органы МВД, являясь важнейшим элементом сил обеспечения национальной безопасности, в процессе повседневной кропотливой работы оказывают непосредственное влияние на факторы, способствующие реализации национальных интересов фактически во всех сферах жизнедеятельности таджикского общества, ибо они, наряду с другими правоохранительными военными структурами играют ключевую роль в защите высших ценностей государственности, обеспечении безопасности государства и общества, то есть верховенства закона [15, с. 20].

Наиболее критичные риски, угрозы национальной безопасности Таджикистана носят внутренний характер и в большей или меньшей степени связаны с особенностями функционирования социально-экономической и политической сфер, которые таят в себе внутренние противоречия, являющиеся источником социальных конфликтов и возможных кризисных ситуаций. Социально одобряемая деятельность сотрудников таджикской милиции позволяет в необходимой мере сохранять приемлемый уровень общественной безопасности. Однако преступность, будучи системным, самовоспроизводящимся явлением, очень быстро приспосабливается к применяемым формам социального контроля, снижает его эффективность и опережает его реализацию. Отсюда вытекает вывод о необходимости приведения органов внутренних дел и всех системных свойств МВД Таджикистана в соответствие с обновлением модели построения государственных органов исполнительной власти и национальным законодательством, рационализации организационных структур органов

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (57). 2023

управления, оптимизации распределения ресурсов с учетом вызовов и угроз национальной безопасности.

В структуре таджикской милиции подразделения уголовного розыска, по контролю за оборотом наркотиков, экономической безопасности, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, собственной безопасности, оперативно-розыскной информации, по противодействию экстремизму, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, бюро специальных технических мероприятий, оперативно-поисковые бюро проводят специальные, основанные на принципах конспирации, по преимуществу негласные, разведывательные мероприятия, связанные с использованием оперативно-тактических мероприятий и технических средств, которые направлены на получение сведений о готовящемся, совершенном преступлении, лице, его совершившем, и о возможных источниках доказательств. Эти подразделения осуществляют оперативно-розыскную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной и экономической направленности, в том числе носящих межрегиональный, транснациональный характер, вызвавших большой общественный резонанс, противодействию организованной преступности, националистическому и религиозному экстремизму.

К ним относятся убийства представителей исполнительной, законодательной и судебной власти; преступления против личности, против половой неприкосновенности и половой свободы; тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, выявление и пресечение деятельности преступных сообществ (преступных организаций), организованных групп, направленных на подрыв экономических интересов государства, в том числе сформированных по этническому принципу, носящих транснациональный и межрегиональный характер; выявление, пресечение и раскрытие

преступлений, связанных с бандитизмом, похищением людей, незаконным лишением свободы и торговлей людьми, иные преступления.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности, которая в определенных случаях ограничивает конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность личной жизни, личной и семейной тайны, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, в соответствии с принятым законодательством комплекс оперативно-розыскных мероприятий проводится по мотивированному постановлению, утвержденному одним из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность и ходатайству уполномоченного прокурора на основании судебного решения уполномоченного на то судьи.

В их число входит оперативный опрос, наведение справок, оперативный сбор образцов для сравнительного исследования, личный сыск, оперативная проверочная закупка, оперативное исследование предметов, документов и иных объектов, оперативное наблюдение, оперативное отождествление личности и иных объектов, оперативное обследование жилища, помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, оперативный контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание и запись телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, получение компьютерной информации, образование юридического лица [13].

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий в рамках возбужденного уголовного дела являются поручения органа дознания, следователя, прокурора или определения суда (судьи). Основаниями также становятся ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совер-

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 1 (57). 2023

шаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу общественной государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Республики Таджикистан; о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов. В группу оснований входят запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Республики Таджикистан; запросы правоохранительных органов иностранных государств или международных правоохранительных организаций в соответствии с международными договорами.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. При этом информация об используемых или использованных при проведении

оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной

деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных

мероприятий составляет охраняемую законом государственную тайну [16].

Вся оперативно-розыскная деятельность основывается на принципах законности, гуманизма, равенства перед законом,

уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Соблюдение провозглашенных прав и свобод обеспечиваются:

- деятельностью субъектов ОРД в строгом соответствии с требованиями оперативно-розыскного законодательства, касающимися прав и обязанностей всех участников общественных отношений в данной сфере (объектов, проводимых ОРМ, связей проверяемых и разрабатываемых лиц, лиц, содействующих оперативно-розыскным органам и сотрудничающих с ними на конфиденциальной основе, представителей общественности и пр.) [17, с. 6];

- судебным контролем и прокурорским надзором за законностью и обоснованностью проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, иных действий оперативно-розыскных органов и их должностных лиц [18].

Результаты, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, могут быть использованы при подготовке и осуществлении следственных и судебных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания наказания, без вести пропавших, и установления имущества, подлежащего конфискации.

Так, например, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации в 2017 году и в первом полугодии 2018 года на территории России задержано (установлено местонахождение) 178 обвиняемых, разыскиваемых органами внутренних дел Республики Таджикистан. Из них в отношении 34 лиц розыск инициатором был прекращен. В свою очередь МВД Республики Таджикистан за аналогичный период задержано (установлено местонахождение) 287 лиц, разыскиваемых органами внутренних дел Российской Федерации, установлено местонахождение 13 лиц, без вести пропавших

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (57). 2023

В то же время, согласно закону «Об оперативно-розыскной деятельности» гражданин, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть, в отношении, которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события или состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственных секретов. При отказе в предоставлении запрошенных сведений или, если гражданин полагает, что сведения получены не в полном объеме, он вправе обжаловать это в установленном законом порядке в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору, в суд (судье).

Прямое или косвенное склонение лица к совершению преступного деяния для создания в дальнейшем видимости его изобличения является нарушением правовых основ осуществления оперативно-розыскной деятельности и расценивается как способ искажения ее результатов. Представляемые оперативным сотрудником документы, свидетельствующие о якобы выявленном или предотвращенном преступлении, если это деяние было им самим же и спровоцировано, фактически искажают реальность и расцениваются как сфальсифицированные.

В случае, если в отношении предполагаемого нарушения прав человека и гражданина исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты, лицо может обратиться в международные судебные и арбитражные органы, например, в Европейский суд по правам человека [20].

В своем послании Маджлиси милли и депутатам Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ в декабре 2016 г. Лидер нации, Президент Республики Таджикистан, уважаемый Эмомали Рахмон еще раз напомнил,

что «обеспечение верховенства закона, правопорядок, защита стабильности и спокойствия общества, защита прав и свобод человека и гражданина, интересов государства и общества является главной задачей правоохранительных органов страны. С учетом этого и неспокойной ситуации в мире и регионе необходимо, чтобы правоохранительные органы и военные структуры страны усилили свою деятельность в направлениях борьбы против преступности, особенно организованной и транснациональной преступности, обеспечения безопасности и правопорядка, укрепления оборонной мощи страны, каждый сотрудник этих структур и органов должен выполнять свои служебные обязанности с чувством высокой ответственности и верности» [2].

В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об ОРД» не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач не предусмотренным данным законом. Анализ рассмотренных положений приводит нас к заключению о некотором несоответствии целей ОРД, ограниченными защитой общества и государства от преступлений, ее задачам, связанным с возможностями получения в ходе ОРД сведений о различных угрозах национальной безопасности, не принявших форму преступлений, и осуществления противодействия таким угрозам.

В заключении отметим, что эффективность ОРД, осуществляемой государственными органами Республики Таджикистан и Российской Федерации с присущими ей преимущественно негласными формами, методами и средствами оказывает существенное влияние на состояние защищенности жизненно важных объектов общества и государства и во многом определяет надлежащий уровень обеспечения национальной безопасности названных стран.

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел должна сочетаться с реализацией иных социально важных функций, осуществляться в тесном взаимодействии с другими государственными органами, органами самоуправления посёлков и сёл и организациями, несущими в пределах своих полномочий всю полноту ответственности за обеспечение безопасности в рамках

единой политики государства. Отсюда вытекает вывод о том, что человек, гражданин, являясь субъектом обеспечения национальной безопасности, становится в свою очередь и главным ее объектом. Об этом свидетельствует статья 1 Конституции Республики Таджикистан, где провозглашено, что Таджи-

кистан, «...являясь социальным государством, создает условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого человека», а также статья 5, где отмечено, что «права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством».

Примечания

* В ст. 1 Закона Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности» указана аналогичная формулировка.

** В ст. 3 Закона Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплена схожая задача, в которой дополнительными объектами защиты названы права и свободы человека и гражданина, а также общественная безопасность.

Использованная литература

1. Обзор Главного информационно-аналитического центра Республики Таджикистан. - Душанбе,

2022.

2. Послание Лидера нации, Президента Республики Таджикистан, уважаемого Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан 22.12.2016 г. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.president.tj/ru/node/13747 (дата обращения - 12.10.18).

3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

4. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

5. Мелихов, А.И. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности в процессе оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.12 / Александр Иванович Мелихов. - Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2022. - 230 с.

6. Чапчиков, С.Ю. Концептуальные основания национальной безопасности и механизм ее обеспечения: автореф. дис. ... док. юрид. наук: 12.00.01 / Сергей Юрьевич Чапчиков. - Курск, 2018. - 48 с.

7. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

8. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г., № 144-ФЗ (последняя редакция) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

9. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июня 1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ким, М.О. Проблемы национальной безопасности на современном этапе развития общества / М О. Ким // Философия права. - 2017, - № 3 (82). - С.150-155.

11. Джалилов, К. Принципы обеспечения национальной безопасности в Конституции Таджикистана // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.avesta.tj/sociaty/29186-principy-obespechenie-nacionalnoy-bezopasnosti-v-konstitucii-tadzhikistana.html (дата обращения - 12.10.18).

12. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года: Утверждена постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1 декабря

2016 года № 636 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gst.tj/nasionalnaya-strategiya-razvitiya-respubliki-tadzhikistan-na-period-do-2030-goda.html (дата обращения - 12.10.18).

13. Закон Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 25 марта 2011 г., № 678 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2011 год, №3, ст. 155; 2014 год, №7 ч.1, ст.387;

2017 год, №7-9, ст.570.

14. Лахин, А.Н. Совершенствование правового регулирования использования информационно-аналитических технологий оперативными подразделениями органов внутренних дел / А.Н. Лахин // Вестник Волгоградской академии МВД России, - № 4 (39), - 2016. - С. 83-88.

15. Выступление Лидера нации, главы государства, уважаемого Эмамоли Рахмона по случаю Дня знания и открытия нового здания Академии Министерства внутренних дел. 31 августа 2017 г. // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. - 2017. - № 3 (35). - С. 6-24.

16. Безлепкин, Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие. 7-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Безлепкин. - М.: «Проспект» 2011. - 304 с. / Доступ из СПС СТРАС «Юрист» (дата обращения - 18.11.18).

17. Железняк, Н.С. О необходимости судебного санкционирования оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в неотложном порядке / Н.С. Железняк // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России, - № 3 (24). - 2016. - С. 5-7.

18. Румянцев, Н.В. Обеспечение прав и свобод граждан в процессе оперативно-розыскной профилактики преступлений / Н.В. Румянцев // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - № 3, - 2018 // Доступ из СПС СТРАС «Юрист» (дата обращения - 18.10.18).

19. Материалы Решения Объединенной коллегии министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан от 16 октября 2018 г. № 1 коб РТ/1 - Приложение № 1 к приказу МВД России и МВД Республики Таджикистан от 16 октября 2018 г. № 675/677 «Об объявлении решений Объединенной коллегии министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан // [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения - 18.11.18).

20. Европейский суд по правам человека. Третья секция. Постановление от 7 ноября 2017 г. n 29431/05. Дело «Зубков и другие против России» // Доступ из СПС СТРАС «Юрист» (дата обращения -18.11.18). Материалы постановлений Европейского суда по правам человека размещены на сайте www.echr.coe.int в разделе HUDOC.

References

1. Overview of the Main Information and Analytical Center of the Republic of Tajikistan. - Dushanbe.

2022.

2. Message from the Leader of the Nation, the President of the Republic of Tajikistan, Emomali Rahmon Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan on December 22, 2016 // [Electronic resource] - Access mode: http://www.president.tj/ru/node/13747 (date of access - 12.10.18).

3. Federal Law of December 28, 2010 No. 390-FZ "On Security" // Reference legal system «Consultant

Plus».

4. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // Consultant Plus legal reference system.

5. Melikhov, A.I. Conceptual foundations for ensuring national security in the process of operational-search activities of internal affairs bodies: dis. ... Dr. jurid. Sciences: 12.00.12 / Alexander Ivanovich Melikhov. - Volgograd: Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. - 230 p.

6. Chapchikov, S.Yu. Conceptual Foundations of National Security and the Mechanism for Its Ensuring: Abstract of the thesis. dis. ... doc. legal Sciences: 12.00.01 / Sergey Yurevich Chapchikov. - Kursk, 2018. - 48 p.

7. Federal Law of June 28, 2014 No. 172-FZ "On Strategic Planning in the Russian Federation" // Reference legal system "Consultant Plus".

8. Federal law «On operational-investigative activities» of August 12, 1995, No. 144-FZ (last edition) // Reference legal system "Consultant Plus".

9. Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation of June 14, 1998 No. 86-O "On the case of checking the constitutionality of certain provisions of the Federal Law «On operational-search activity» on the complaint of citizen I.G. Chernova" // Reference legal system "Consultant Plus".

10. Kim, M.O. Problems of national security at the present stage of development of society / M.O. Kim // Philosophy of Law. - 2017, - No. 3 (82). - P.150-155.

11. Jalilov K. Principles of ensuring national security in the Constitution of Tajikistan // [Electronic resource] - Access mode: http://www.avesta.tj/sociaty/29186-principy-obespechenie-nacionalnoy-bezopasnosti-v-konstitucii-tadzhikistana. html (accessed 10/12/18).

12. National Development Strategy of the Republic of Tajikistan for the period up to 2030: Approved by the decision of the Majlisi Namoyandagon Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan on December 1, 2016 No. 636 // [Electronic resource] - Access mode: http://www.gst.tj/nasionalnaya -strategiya-razvitiya-respubliki-ta-dzhikistan-na-period-do-2030-goda.html (date of appeal - 12.10.18).

13. Law of the Republic of Tajikistan «On operational-search activity» dated March 25, 2011, No. 678 //

Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan, 2011, No. 3, Art. 155; 2014, No. 7 part 1, article 387; 2017, No. 7-9, item 570.

14. Lakhin, A.N. Improving the legal regulation of the use of information and analytical technologies by operational subdivisions of internal affairs bodies / A.N. Lakhin // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, - No. 4 (39). - 2016. - P. 83-88.

15. Speech by the Leader of the Nation, Head of State, esteemed Emamoli Rahmon on the occasion of the Day of Knowledge and the opening of a new building of the Academy of the Ministry of Internal Affairs. August 31, 2017 // Proceedings of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan. - 2017. - No. 3 (35). - Р. 6-24.

16. Bezlepkin, B.T. Criminal procedure in questions and answers: textbook. 7th ed., revised. and additional / B.T. Bezlepkin. - M.: «Prospect», 2011. - 304 p. / Access from SPS STRAS "Jurist" (date of access -11/18/18).

17. Zheleznyak, N.S. On the need for judicial authorization of operational-search measures carried out in an urgent manner / N.S. Zheleznyak // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Federal Drug Control Service of Russia, - No. 3 (24), - 2016. - P. 5-7.

18. Rumyantsev, N.V. Ensuring the rights and freedoms of citizens in the process of operational-search crime prevention / N.V. Rumyantsev // Penitentiary system: law, economics, management. - No. 3, - 2018 // Access from SPS STRAS "Lawyer" (date of access - 10/18/18).

19. Materials of the Decision of the Joint Board of the Ministries of Internal Affairs of the Russian Federation and the Republic of Tajikistan dated October 16, 2018 No. 1 kob RT / 1 - Appendix No. 1 to the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan dated October 16, 2018 No. 675 /677 "On the announcement of the decisions of the Joint Board of the Ministries of Internal Affairs of the Russian Federation and the Republic of Tajikistan // [Electronic resource] - Access mode: www.consultant.ru/ (date of access - 11/18/18).

20. European Court of Human Rights. Third section. Decree of November 7, 2017 n 29431/05. Case "Zubkov and Others v. Russia" // Accessed from SPS STRAS "Yurist" (accessed on 11/18/18). Materials of judgments of the European Court of Human Rights are posted on the website www.echr.coe.int in the HUDOC section.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.