Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / охрана общественного порядка / правонарушения / сотрудники милиции / карманный компьютер / функция мобильной связи / «Безопасный город». / технологияњои иттилоотї / њифзи тартиботи љамъиятї / њуќуќвайронкунињо / кормандони милитсия / компютери кисавї / функсияи алоќаи мобилї / «Шањри бехатар».

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ализода М.М.

Статья посвящена роли информационных технологий в деятельности сотрудников милиции Республики Таджикистан. Приводится анализ количества совершенных преступлений за по-следние 4 года. На основе проанализированного количества преступлений, совершенных в сфере охраны общественного порядка, сформулированы и приведены возможные причины, способствующие совершению правонарушений. В качестве варианта сокращения совершаемых правонарушений в деятельность органов внутренних дел Республики Таджикистан предлага-ется внедрить современные информационные технологии. Разработаны и описаны схемы вза-имодействия сотрудников милиции, задействованные при охране общественного порядка с Главным информационно-аналитическим центром МВД и комплексом «Безопасный город» с применением карманного компьютера и функцией сотовой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL BASIS FOR THE APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGY IN CARRYING OUT EVENTS TO PROTECT PUBLIC ORDER IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Маќола ба наќши технологияњои иттилоотї дар фаъолияти кормандони милитсияи Љумњурии Тољикистон бахшида шудааст. Тањлили шумораи љиноятњои дар давоми 4 соли охир содиршуда, оварда шудааст. Дар асоси шумораи љиноятњои тањлилшуда дар соњаи њифзи тартиботи љамъиятї сабабњои имконпазире, ки ба содир намудани њуќуќвайронку-нињо мусоидат мекунанд, мураттаб ва оварда шудаанд. Њамчун њолатикоњиш додани љиноятњои содиршуда дар фаъолияти маќомоти корњои дохилии Љумњурии Тољикистон љорї намудани технологияњои муосири иттилоотї пешнињод карда мешавад. Наќшањои њамкории кормандони милитсия, ки дар њифзи тартиботи љамъиятї бо Сармаркази итти-лоотї-тањлилии ВКД ва маљмааи «Шањри бехатар» бо истифода аз компютери кисавї бо функсияи алоќаи мобилї машѓуланд, тањия ва тавсиф шудаанд.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

M^ИHБAFИ OЛИMOHИ HAHOH

Трибуна молодых ученых

tRIBUNE oF yOUNG sCIENTISTS

удк 342.95:351.74

административно-правовые основы применения информационных технологий при проведении мероприятий по охране общественного порядка в республике таджикистан

асосхди маъмурй-^укукии истифодаи технологиями иттилооти ^ангоми гузаронидани чорабинщо оид ба ^ифзи тартиботи чамъияти дар чум^урии точикистон

administrative and legal basis for the application of information technology in carrying out events to protect public order in the

republic of tajikistan

Ализода М.М. Alizoda MM.

Адъюнкт 1-го курса факультета № 3 Академии управления МВД

России, подполковник милиции Адъюнкти курси 1-уми факултети № 3-и Академияи идоракунии

ВКД Россия, подполковники милитсия 1st year adjunct of Faculty No. 3 of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police lieutenant colonel

Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки.

Ихтисоси илмй: 5.1.2. Илмхои хукук;й-оммавй (хукук;й-давлатй).

Scientific specialty: 5.1.2. Public law (state-legal) sciences).

Рецензент: Бецков А.В. - начальник кафедры информационных технологий Академии управления МВД России, доктор технических наук, доцент, полковник полиции (научный руководитель).

Такриздщанда: Бетсков А.В. - сардори кафедраи технологиями иттилоотии Академияи идоракунии ВКД Россия, доктори илмхои техникй, дотсент, полковники политсия (рохбари илмй).

Reviewer: Betskov A.V. - Head of the Department of Information Technologies of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Police Colonel (scientific supervisor).

Аннотация: Статья посвящена роли информационных технологий в деятельности сотрудников милиции Республики Таджикистан. Приводится анализ количества совершенных преступлений за последние 4 года. На основе проанализированного количества преступлений, совершенных в сфере охраны общественного порядка, сформулированы и приведены возможные причины,

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

способствующие совершению правонарушений. В качестве варианта сокращения совершаемых правонарушений в деятельность органов внутренних дел Республики Таджикистан предлагается внедрить современные информационные технологии. Разработаны и описаны схемы взаимодействия сотрудников милиции, задействованные при охране общественного порядка с Главным информационно-аналитическим центром МВД и комплексом «Безопасный город» с применением карманного компьютера и функцией сотовой связи.

Ключевые слова: информационные технологии, охрана общественного порядка, правонарушения, сотрудники милиции, карманный компьютер, функция мобильной связи, «Безопасный город».

Аннотатсия: Макола ба накши технологиями иттилоотй дар фаъолияти кормандони милитсияи Чумхурии Точикистон бахшида шудааст. Тахлили шумораи чиноятхои дар да-воми 4 соли охир содиршуда, оварда шудааст. Дар асоси шумораи чиноятхои тахлилшуда дар сохаи хифзи тартиботи чамъиятй сабабхои имконпазире, ки ба содир намудани хукуквайронкунихо мусоидат мекунанд, мураттаб ва оварда шудаанд. Хдмчун холати-кохиш додани чиноятхои содиршуда дар фаъолияти макомоти корхои дохилии Чумхурии Точикистон чорй намудани технологияхои муосири иттилоотй пешниход карда мешавад. Накшахои хамкории кормандони милитсия, ки дар хифзи тартиботи чамъиятй бо Сармар-кази иттилоотй-тахлилии ВКД ва мачмааи «Шахри бехатар» бо истифода аз компютери кисавй бо функсияи алокаи мобилй машгуланд, тахия ва тавсиф шудаанд.

Вожа^ои калиди: технологияхои иттилоотй, хифзи тартиботи чамъиятй, хукуквайронкунихо, кормандони милитсия, компютери кисавй, функсияи алокаи мобилй, «Шахри бехатар».

Annotation: The article is devoted to the role of information technology in the activities of police officers of the Republic of Tajikistan. An analysis of the number of crimes committed over the past 4 years is provided. Based on the analyzed number of crimes committed in the field of public order, possible reasons contributing to the commission of offenses are formulated and given. As an option to reduce crimes committed, it is proposed to introduce modern information technologies into the activities of the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan. Schemes of interaction between police officers involved in maintaining public order with the Main information and analytical center of the Ministry of Internal Affairs and the "Safe City" complex using a pocket computer with a cellular communication function have been developed and described.

Key words: Information technology, public order protection, crimes, police officers, pocket computer, mobile communication function, «Safe City».

В настоящее время развитие информационных технологий заставляет диктовать свои правила при развитии общества в целом. Цифровизация всех сфер нашей жизни позволяет количественно сократить время на решение той или иной проблемы, а также облегчить и упростить процесс достижения поставленной цели. Приведем явный пример цифровизации из реальной жизни, человек приходя в банк уже не стоит в общей очереди в одну кассу, сейчас данный процесс автоматизирован, при входе в отделение банка находится терминальное устройство, которое позволяет разделять очередь по назначению и загруженно-

сти. Данная процедура позволяет в разы сократить затрачиваемое время посетителя для решения необходимой задачи в отделении банка и облегчить работу обслуживающего персонала. Правоохранительные органы, а именно органы внутренних дел в данном случае не являются исключением.

Ранее в работах [1-5] авторы уже рассматривали данную тему, при этом вопрос проработанности именно в интересах Республики Таджикистан не был всесторонне рассмотрен. Поэтому возникла необходимость проработать процедуру взаимодействия сотрудников милиции с применением

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

информационных технологий при проведении мероприятий по охране общественного порядка в Республике Таджикистан.

Предназначение милиции Таджикистана - это защищать права и свободы человека и гражданина, общественный порядок, интересы общества и государства от преступных и иных посягательств [6]. В связи с этим, для повышения эффективности деятельности сотрудников милиции необходимо применять современные технические средства, при помощи которых возможно увеличить процент раскрываемости и сократить время раскрытия преступлений.

Принимая во внимания слова главы государства Республики Таджикистан о том, что «...главной целью и стратегической линией наших усилий является обеспечение национальной безопасности, мира и стабильности, сплочение нации, развитие и сохранение добрых национальных обрядов и культурных традиций, развитие экономики Таджикистана.» [7], поэтому можно отметить, что именно сотрудники милиции являются гарантом безопасности государства. В связи с этим для того, чтобы сотрудники милиции оставались именно этим гарантом,

требуется постоянное совершенствование как в образовательной деятельности, а именно, участвовать в различных курсах повышения квалификации как с целью увеличения объёма знаний, который может помочь при решении обязанностей по охране общественного порядка, но и использовать в своей профессиональной деятельности.

Для того, чтобы сформулировать предложения по обеспечению охраны общественного порядка на улицах Таджикистана с применением современных информационных технологий, требуется провести анализ преступлений за последние несколько лет [8-10] (см. рис. 1).

Анализируя количество зарегистрированных преступлений на территории Республики Таджикистан, следует сделать вывод о росте преступлений за последний год (прим. 2023). Данные значения не могут ни огорчать, потому что, если посмотреть на количество преступлений, зафиксированных за предыдущие года, то можно явно увидеть, что в 2023 году зафиксировано наибольшее количество преступлений за последние 4 года.

Количество зарегистрированных правонарушений за 2020-2023 гг.

1713865 1 714692

1720000

1710000 1699943

1700000 1692207

1690000

1680000

2020 г 2021 г 2022 г 2023 г

Рис. 1. Количество зарегистрированных преступлений на территории Республики Таджикистан

В качестве причин [11], которые могут привести к совершению правонарушений в сфере охраны общественного порядка различны, сформулируем наиболее возможные из них:

1. Экономические трудности и социальные проблемы, которые могут привести к повышенному уровню агрессии и

напряженности в обществе. К сожалению, наиболее частой причиной при совершении преступления является финансовая составляющая, именно из-за разного уровня классового сословия чаще случаются различные правонарушения.

2. Нехватка наличия сотрудников милиции. Кадровый недокомплект

Осори Академияи ВКД Чумхурии Точикистон

сотрудниками милиции может повлечь за собой недостаточное покрытие требуемой территории, что может вылиться в различные правонарушения по отношению к правам и свободе человека и гражданина.

3. Культурные и религиозные особенности общества, которые могут влиять на поведение людей в общественных местах. Уже давно не секрет, что по мотивам различных религиозных убеждений у людей могут возникать различные перепалки, оскорбление между группами лиц, что в последующем может перерасти в конфликт, который повлечет за забой совершение правонарушения.

4. Распитие алкогольных напитков в общественных местах. Лица без постоянного места жительства, либо лица несовершеннолетнего возраста (другими словами, подростки) находят наиболее доступные места для распития спиртных напитков или наркосодержащих веществ.

5. Нетрезвое вождение автотранспортным средством. Данная причина является наиболее социально опасным правонарушением, в связи с тем, что лицо, управляющее автотранспортным средством в нетрезвом состоянии подвергает как себя, так и других водителей, а также пешеходов возможной опасности, которая может повлечь за собой печальные последствия.

Рассмотренные причины могут воздействовать друг с другом и в следствие этого создавать тяжелую оперативную обстановку на определенной территории, что повлечет за собой привлечение большего количество сил и средств со стороны органов внутренних дел, а также возрастает вероятность появление возможных жертв со стороны населения. При этом, многие причины можно локализовать еще на стадии их зарождения, решением является

применения информационно-

аналитического центра в повседневной оперативной работе сотрудников милиции при осуществлении охраны общественного порядка, а также применение возможности использования функций «Безопасного города».

Еще одним немаловажным фактором, которым должен обладать каждый сотрудник милиции, несущий службу по охране общественного порядка - это наличие служебного оперативного смартфона (карманный компьютер с функцией мобильной связи). Данное терминальное устройство должно быть подключено к служебной ведомственной сети, а также обладать необходимой защитой от несанкционированного доступа к данному устройству из вне. Данное устройство, позволит сотрудникам на месте проверять подлинность документов или запрашивать и получать всю необходимую информацию о возможном правонарушителе, минуя сопутствующие службы, что достаточно сократит время, которое затрачивается сотрудниками при проверке документов в «ручную». Еще одним плюсом является возможность ведения служебных переговоров по закрытым и защищенным каналам связи. При этом сотрудники смогут в режиме реального времени получать всю информацию об оперативной обстановке с графическими выдержками, что достаточно серьезно облегчит процедуру

воспринимаемой информации сотрудниками милиции Республики Таджикистан.

На рис. 2 схематично построена примерная структура взаимодействия сотрудниками милиции, задействованных при охране общественного порядка с ГИАЦ МВД Республики Таджикистан и центром «Безопасный город» без использования карманного компьютера с функцией мобильной связи.

Осори Академияи ВКД Чумхурии Точикистон

Рис. 2. Схема взаимодействия сотрудников задействованные по ООП с ГИАЦ МВД Республики Таджикистан и с центром «Безопасный город» без использования карманного компьютера с функцией мобильной связи

Как видно из рис. 2, сотрудник, не оснащенный карманным компьютером с функцией мобильной связи, вынужден держать связь напрямую с дежурным (ответственным) сотрудником МВД. Для получения необходимой информации о возможном правонарушителе, сотрудник обязан связаться с дежурным, сделать запрос и ожидать ответа. При этом время ответа будет зависеть от оперативности соединения дежурного с ГИАЦ, а при необходимости и с комплексом «Безопасный город». А как известно время - это

очень дорогое удовольствие и иногда при пресечении совершаемого правонарушения, счет идет минуты или даже на секунды.

В связи с этим на рис. 3 приведена новая схема взаимодействия сотрудников, задействованных при ООП с ГИАЦ и «Безопасным городом», но при наличии у сотрудников карманного компьютера с функцией мобильной связи. Красным цветом на рис. 3 выделены новые возможные пути связи с данными центрами.

Рис. 3. Схема взаимодействия сотрудников задействованные на ООП с ГИАЦ МВД и с центром «Безопасный город» с использованием карманного компьютера с функцией мобильной связи

Анализируя рис. 3, можно сделать вывод, что использование карманного компьютера с функцией сотовой связи позволит сократить время для уточнения, запроса и получения необходимой служебной информации. При этом сотрудники всегда будут на

связи, и их маршрут передвижения возможно отслеживать на карте местности с вязи с тем, что устройство оснащено функцией ГЛО-НАСС/GPS. На случай возникновения ЧС, устройство оснащено тревожной кнопкой, для вызова помощи.

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

Современную жизнь в настоящее время невозможно представить без информационных технологий. Теперь нет необходимости носить с собой бумажные варианты документов - удостоверяющие личность, банковские карты также теряют смысл своего существования, в связи с тем, что все современные смартфоны обладают функцией оплаты и т.д.

В связи с этим, правоохранительным органам также необходимо двигаться и развиваться в ногу со временем, внедрять в свою деятельность современные информационные технологии, которые позволят усовершенствовать процесс несения службы сотрудниками милиции при выполнении своих служебных обязанностей.

Использованная литература

1. Шарифзода, Ф.Р., Ульянов, А.Д. Организаторская работа руководителей территориальных органов МВД Республики Таджикистан по обеспечению общественной безопасности: монография / Ф.Р. Шарифзода, А.Д. Ульянов // под общ.ред. Рахимзода Р.Х. - Душанбе: «ЭР-граф», 2020. - 348 с.

2. Шевцов, А.В. Применение некоторых современных информационных технологий в процессе организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности / А.В. Шевцов, В.А. Милёхин // Экстремальные ситуации, конфликты, социальное согласие. сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции. - М., 2023. - С. 291-298.

3. Крупина, М.А. Административно-правовые аспекты использования прикладных сервисов единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации / М.А. Крупина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2023. - № 2. - С. 138-146.

4. Шавыркин, Б.Б. Актуальные вопросы применения информационных технологий в деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, профилактике преступлений и правонарушений, охране общественного порядка / Б.Б. Шавыркин // Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. - 2017. - № 1. - С. 188-195.

5. Яворский, М.А. Использование цифровых технологий в административно-юрисдикционной деятельности правоохранительных органов / М.А. Яворский, Е.А. Саблина Е.А., М.С. Цымбалюк // Право и практика. - 2022. - № 2. - С. 73-77.

6. Бураева, Л.А. Роль информационных технологий в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности / Л.А. Бураева, Т.М. Шогенов // Социально-политические науки. - 2019. - Том IX. - С. 192-192.

7. Закон Республики Таджикистан «О милиции» от 17 мая 2004 г., № 41 (в ред. от 17.12.2020 № 1736) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn=8251 (дата обращения: 28.01.2024).

8. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года: утверждена постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1 декабря 2016 г., № 636 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: docplayer.ru/42070411-Nacionalnaya-strategiya-razvitiya-respubliki-tadzhikistan-na-period-do-2030-goda.html (дата обращения - 26.01.2024).

9. В МВД Таджикистана озвучили, сколько преступников находятся в розыске // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tj.sputniknews.ru/20230812/tajikistan-mvd-prestupniki-rozysk- (дата обращения: 01.02.2024).

10. В Таджикистане зафиксировали рост преступности // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tj.sputniknews.ru/20230811/tajikistan-rost-prestupnost-1058766703 .html (дата обращения: 01.02.2024).

11. Мошенничество и кражи - самые распространенные преступления в Таджикистане // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/laworder /20230223/moshennichestvo-i-krazhi-samie-rasprostranennie-prestupleniya-v-tadzhikistane (дата обращения: 02.02.2024).

12. Ишмаметов, И.А. Причины и условия совершения административных правонарушений в сфере охраны общественного порядка / И. А. Ишмаметов // Вестник Московского университета МВД России. -

2011. - №8. - С. 226-230.

Осори Академияи ВКД Чумхурии Точикистон

References

1. Sharifzoda, F.R., Ulyanov, A.D. Organizational work of the heads of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan to ensure public security: monograph / F.R. Sharifzoda, A.D. Ulyanov // under the general editorship of the Minister of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan, Doctor of Law, Associate Professor, Colonel General of Police Rakhimzoda R.Kh. - Dushanbe: "ER-graph", 2020. - 348 p.

2. Shevtsov, A.V. Application of some modern information technologies in the process of organizing the protection of public order and ensuring public safety / A.V. Shevtsov, V.A. Milekhin // Extreme situations, conflicts, social harmony. collection of materials of the XXV International Scientific and Practical Conference. - M., 2023. - Рр. 291-298.

3. Krupina, M.A. Administrative and legal aspects of the use of applied services of a unified system of information and analytical support for the activities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation / M.A. Krupina // Bulletin of Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. - 2023. - No. 2. - Рр. 138-146.

4. Shavyrkin, B.B. Topical issues of the use of information technologies in the activities of law enforcement agencies in the fight against crime, the prevention of crimes and offenses, and the protection of public order / B.B. Shavyrkin // Bulletin of the Donbass Law Academy. Legal sciences. - 2017. - No. 1. - Рр. 188-195.

5. Yavorsky, M.A. The use of digital technologies in the administrative and jurisdictional activities of law enforcement agencies / M.A. Yavorsky, E.A. Sablina E.A., M.S. Tsymbalyuk // Law and practice. - 2022. -No. 2. - Рр. 73-77.

6. Buraeva, L.A. The role of information technologies in ensuring public order and public safety / L.A. Buraeva, T.M. Shogenov // Social and political sciences. - 2019. - Volume IX. - Pp. 192-192.

7. Law of the Republic of Tajikistan "On the Police" dated May 17, 2004, No. 41 (as amended on December 17, 2020 No. 1736) // [Electronic resource] - Access mode: https://base.spin-form.ru/show_doc.fwx?rgn=8251 (date of access: 01/28/2024).

8. National development strategy of the Republic of Tajikistan for the period until 2030: approved by the resolution of the Majlisi namoyandagon of the Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan on December 1, 2016, No. 636 // [Electronic resource] - Access mode: docplayer.ru/42070411 -Nacionalnaya-strategiya-razvitiya -respu-bliki-tadzhikistan-na-period-do-2030-goda.html (date of access - 01/26/2024).

9. The Ministry of Internal Affairs of Tajikistan announced how many criminals are wanted // [Electronic resource] - Access mode: https://tj.sputniknews.ru/20230812/tajikistan-mvd-prestupniki-rozysk- (access date: 02/01/2024).

10. An increase in crime has been recorded in Tajikistan // [Electronic resource] - Access mode: https://tj.sputniknews.ru/20230811/tajikistan-rost-prestupnost-1058766703.html (access date: 02/01/2024).

11. Fraud and theft are the most common crimes in Tajikistan // [Electronic resource] - Access mode: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/laworder /20230223/moshennichestvo-i-krazhi-samie-rasprostranennie-prestupleniya -v-tadzhikistane (date of access: 02/02/2024).

12. Ishmametov, I.A. Reasons and conditions for committing administrative offenses in the field of maintaining public order / I. A. Ishmametov // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2011. - No. 8. - Pp. 226-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.