Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоохранительная функция / национальная безопасность / внутренние угрозы / милиция / пре-ступность / состояние безопасности. / функсияи њуќуќњифзнамої / амнияти миллї / тањдидњои дохилї / милитсия / љинояткорї / вазъияти амният.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарифзода Ф.Р.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с правоохранительной функцией органов внут-ренних дел Республики Таджикистан в системе обеспечения национальной безопасности госу-дарства. Представляется авторское определение понятию правоохранительной функции, мне-ние автора относительно места и роли органов внутренних дел в системе правоохранительных органов Республики Таджикистан и их значении в обеспечении национальной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION BY THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN THE SYSTEM OF SUPPORT NATIONAL SECURITY STATE

Дар маќола масъалањои марбут ба функсияњои њуќуќњифзнамоии маќомоти корњои дохи-лии Ҷумњурии Тољикистон дар низоми таъмини амнияти миллии давлат баррасї шуда-анд. Тавсифи муаллиф оид ба мафњуми функсияи њифзи њуќуќ, андешаи муаллиф оид ба мавќеъ ва наќши маќомоти корњои дохилї дар низоми маќомоти њифзи њуќуќи Љумњурии Тољикистон ва ањаммияти онњо дар таъмини амнияти миллии давлат оварда шудааст.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

Труды Академии МВД Республики Таджикистан. № 1 (53)- 2022 Осори Академияи ВКД Чумхурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

УДК 351.74 : 340.12

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

ТАТБИЦИ ФУНКСИЯ^ОИ ^УЦУЦ^ИФЗНАМОИИ МАЦОМОТИ КОР^ОИ ДОХИЛИИ ЧУМХУРИИ ТОЧИКИСТОН ДАР СИСТЕМАИ ТАЪМИНИ

АМНИЯТИ МИЛЛИИ ДАВЛАТ

IMPLEMENTATION OF THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION BY THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN THE SYSTEM OF SUPPORT

NATIONAL SECURITY STATE

Шарифзода Ф.Р. Sharifzoda F.R.

Начальник Академии МВД Республики Таджикистан, кандидат юридических наук, доцент, генерал-майор милиции Сардори Академияи ВКД Цум^урии Тоцикистон, номзади илмуои ^уцуцшиносй, дотсент, генерал-майори милитсия Head of the Academy of the MIA of Republic of Tajikistan, candidate of jurisprudence, associate professor, major general of militia

Научная специальность: 12.00.11 - судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность.

Ихтисоси илмй: 12.00.11 - фаъолияти судй, фаъолияти прокурорй, фаъолияти хукук;мухофизавй ва хукукдифзнамой.

Scientific specialty: 12.00.11 - judicial activity; prosecutorial activities; human rights and law enforcement.

Рецензент: Рустамзода А.К. - начальник кафедры теории управления правоохранительной деятельности факультета № 1 Академии МВД Республики Таджикистан, кандидат юридических наук, майор милиции.

Такриздщанда: РУСТАМЗОДА АД. - сардори кафедраи назарияи идоракунии фаъолияти хифзи хукук;и факултети № 6 Академияи ВКД Чумхурии Точикистон, номзади илмхои хукукшиносй, майори милитсия.

Reviewer: Rustamzoda A.K. - Head of the Department of Law Enforcement Management Theory of Faculty No. 1 of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan, Candidate of Law, Major of the militia.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с правоохранительной функцией органов внутренних дел Республики Таджикистан в системе обеспечения национальной безопасности государства. Представляется авторское определение понятию правоохранительной функции, мнение автора относительно места и роли органов внутренних дел в системе правоохранительных органов Республики Таджикистан и их значении в обеспечении национальной безопасности государства.

Ключевые слова: правоохранительная функция, национальная безопасность, внутренние угрозы, милиция, преступность, состояние безопасности.

Аннотатсия: Дар мак;ола масъалахои марбут ба функсияхои хукукдифзнамоии мак;омоти корхои дохилии Чумхурии Точикистон дар низоми таъмини амнияти миллии

e-mail:

faizali 74@mail.ru

Осори Академияи ВКД Цумхурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

давлат баррасй шудаанд. Тавсифи муаллиф оид ба мафхуми функсияи хифзи хукук, ан-дешаи муаллиф оид ба мавкеъ ва накши макомоти корхои дохилй дар низоми макомоти хифзи хукуки Ч,умх,урии Точикистон ва ахаммияти онхо дар таъмини амнияти миллии давлат оварда шудааст.

Вожа^ои калидй: функсияи хукукхифзнамой, амнияти миллй, тахдидхои дохилй, ми-литсия, чинояткорй, вазъияти амният.

Annotation: The article deals with issues related to the law enforcement function of the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan in the system of ensuring the national security of the state. The author's definition of the concept of law enforcement function is presented, the author's opinion regarding the place and role of the internal affairs bodies in the system of law enforcement bodies of the Republic of Tajikistan and their importance in ensuring the national security of the state.

Key words: law enforcement function, national security, internal threats, police, crime, state of security.

Угроза криминализации общественных отношений, которая реально существует в процессе неравномерного, порой противоречивого социально-экономического и государственно-правового строительства при определенной недостаточности материальных, технических, кадровых, иных ресурсов противодействия криминогенным условиям и факторам, приобретает особую остроту на современном этапе. Обеспечивает сохранение, стабильность общества как целостного образования реализация правоохранительной функции, которая считается одной из важнейших в государстве [12, с. 109; 4, с. 167; 6, с.79]. Именно поэтому борьба с преступными посягательствами крайне важна для сохранения устойчивости и поступательного экономического и социального развития государства.

В связи с распространением актов терроризма, ростом наркомании, торговли людьми, незаконной миграции, мошенничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, преступность приобрела принципиально новые качества и представляет собой угрозу не для отдельного гражданина или группы граждан, но для общества в целом. Поэтому предназначение государства заключается в повышении эффективности правоохранительной функции, обеспечении безопасности личности, общества и самого государства от криминальных посягательств [2, с. 35, 38]. Отсюда вытекает вывод о том, что обязанности по обеспечению личной и общественной безопасности, охране обще-

ственного порядка, пресечению противоправных действий и восстановлению нарушенных прав носят общегосударственный, комплексный характер, обусловленный значимостью и взаимосвязанностью указанных общественных процессов.

Под правоохранительной функцией понимается важнейшее направление работы органов государственной власти, которое реализуется специальными уполномоченными правоохранительными структурами по защите конституционного строя от преступных посягательств, обладающими всеми имеющимися возможностями правотворчества, правоохраны, а также применения мер государственного принуждения в защите граждан, общества, государства от преступных посягательств.

Среди множества элементов системы обеспечения национальной безопасности важное место занимают органы внутренних дел и ее составная часть - милиция как государственный правоохранительный орган исполнительной власти республики и одно из основных звеньев в правоохранительной системе. Многие авторы справедливо утверждают, что органы внутренних дел наделены обширными властными правами в выполнении наибольшего количества правоохранительных обязанностей, «...именно на них, как представляется, возлагается основная работа по исполнению обязанности противостояния внутренним угрозам защищаемым интересам личности, общества и государства» [11, с. 124-125; 13, с. 57].

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

В подтверждение этому можно сослаться на результаты опроса должностных лиц руководящего состава органов внутренних дел, курсантов Академии МВД РТ*, которые в большинстве своем полностью согласны с тем, что органы внутренних дел в силу наибольшего контакта с населением, широкой компетенции, результатов работы и круглосуточного характера деятельности являются основной правозащитной и правоохранительной организацией - 65,7%.

Органы внутренних дел Республики Таджикистан представляют собой сложный механизм, который объединяет разнообразные по функциональному предназначению подразделения, службы, управляемые вышестоящими структурами на основе иерархической подчиненности. Каждое из подразделений является подсистемой более крупной системы и в то же время состоит из своих подсистем. Система МВД Республики Таджикистан делится на 3 уровня:

Схема 1

Анализ специальной литературы [1, с. 39-40; 7, с. 60-61; 8; 9, с. 177, 180] дает основания говорить, что существуют определенные качественно-количественные пока-

* В социологическом опросе о роли органов внутренних дел в противодействия внутренним и внешним угрозам национальной безопасности Республики Таджикистан в целом по группе экспертов участвовало 455 человек, из них 200 респондентов - должностные лица руководящего состава органов внутренних дел Республики Таджикистан.

затели, свидетельствующие о роли и месте органов внутренних дел в установленной сфере деятельности. К ним относятся: многообразие правоохранительных и иных функций, реализуемых подразделениями и учреждениями министерства (фактически МВД Республики Таджикистан в том или ином объеме выполняет все правоохранительные функции, включая социальную и юридическую защиту своих сотрудников); наличие особых сфер правоохранительной деятельности, отнесенных к его ведению (обеспечение безопасности дорожного движения и ряда иных); наличие вертикали организационных структур на всех уровнях административно-территориального устройства государства; многочисленность, высокая степень мобилизационной готовности и территориальной обороны личного состава; существенный объемом полномочий сотрудников, в том числе исключительных, включая применение мер принуждения, физической силы и огнестрельного оружия; особые требования к порядку комплектования и прохождения службы; наличие значительного количества вооружения, в том числе армейских (боевых) образцов, специальной, шифровальной и иной техники, средств связи и автоматизированного управления, вычислительной техники на основе ^ технологий и другого имущества; обыденным восприятием сотрудников МВД основной массой населения как главной правоохранительной силы государства.

В соответствии с Положением, МВД Республики Таджикистан является центральным аппаратом, одной из задач которого является управление подчиненными структурными подразделениями территориальных органов внутренних дел, внутренними войсками и организация их деятельности непосредственно и (или) через входящие в его структуру и схему: управления Министерства внутренних дел в Горно-Бадахшанской автономной области, областях, городе Душанбе и Раштской группе районов, органы Министерства внутренних дел в городах и районах, органы Министерства внутренних дел на железнодорожном и воздушном транспорте, управление внутренними войсками и воинскими частями

Осори Академияи ВКД Чумхурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

внутренних войск, представительства (представителей) Министерства внутренних дел Республики Таджикистан за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Республики Таджикистан порядке.

Общность содержания правоохранительных целей, задач и функций милицейских формирований обусловливают потребность адекватного им целостного организационного построения и ресурсного обеспечения, повышающего управляемость этой системы, возможность рационального использования ее функционала, концентрации и маневра силами и средствами.

С учетом указанных теоретических позиций обоснуем значимость Министерства внутренних дел Республики Таджикистан как элемента системы обеспечения национальной безопасности государства, где ключевая роль в реализации правоохранительной функции и защите внутринациональных интересов отводится органам внутренних дел и их основному звену - подразделениям милиции, которые в процессе повседневной и кропотливой работы оказывают непосредственное влияние на условия, способствующие реализации жизненных потребностей и качества жизни фактически во всех сферах таджикского общества, что является целью поступательного развития таджикского государства1.

Именно они реализуют основную задачу защиты интересов личности, общества, сохранения устойчивости и стабильности экономического и социального развития таджикского государства.

Развитие цифровых и информационно-коммуникационных технологий, компьютерных сетей, расширение информационной среды увеличивает возможности совершения традиционных видов преступных деяний (например, незаконного оборота наркотикосодержащих веществ с использованием

1 Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года - Утверждена постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 1 декабря 2016 года № 636 - docplayer.ru/42070411-Nacionalnaya-strategiya-razvitiya-respubliki-tadzhikistan-na-period-do-2030-goda.html (дата обращения - 25.01.22)

электронных торговых площадок в скрытом сегменте Интернета, мошенничеств с применением методов «социальной инженерии», вымогательства) дистанционным способом, а также позволяет появляться новым «киберпреступлениям» [3, с.205-206].

Представляется, что в ближайшем будущем именно эта часть преступности будет наиболее прогрессивно развиваться сама и детерминировать развитие других антиобщественных проявлений [10, с.73, 74].

Приведем ряд цифровых показателей. Абсолютный ежегодный прирост отражен в табличной форме.

Таблица 1

Количество зареги- Прирост к

Годы стрированных пре- предыдущему

ступлении году (%)

1 2008 11 658 -0,96

2 2009 12 408 +1,06

3 2010 14 548 +1,17

4 2011 16 864 +1,15

5 2012 16 593 -0,98

6 2013 18 336 +1,10

7 2014 19 352 +1,05

8 2015 21 585 +1,11

9 2016 21 756 +1,00

10 2017 22 018 +1,01

11 2018 21 957 -0,99

12 2019 21 996 +6,91

13 2020 23 460 +9,37

14 2021 24 118 +1,03

Для удобства восприятия отразим табличные данные в виде диаграммы.

Диаграмма 1

КОЛИЧЕСТВО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗА 2008-2021 Г.

1Ряд1 1Ряд2

1 2 3 4 5 6 Т 8 9 10 11 12 13 14

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

Линия тренда показывает рост количества зарегистрированных преступлений. За указанный промежуток времени их количество возросло вдвое. Общая картина свидетельствует о тенденции к ежегодному приросту числа зарегистрированных преступлений (за небольшим исключением). Отсюда можно сделать вывод об относительной стабильности цифровых показателей за ряд лет. Анализ динамических рядов разных количественных величин и их корректное сопоставление с происходящими в стране, регионе, территории обслуживания ОВД социальными, экономическими, демографическими процессами дает возможность предвидения возможной криминальной ситуации для разработки упреждающих мер противодействия преступности.

Многоаспектность правоохранительных функций, число и разнообразие структурных подразделений, количество и мно-гопрофильность трудового потенциала, объем циркулируемой информации, технической оснащенности, материальной и финансовой основы территориальных органов внутренних дел Республики Таджикистан многократно превышают все иные правоохранительные органы, вместе взятые. Устойчивый, системный характер таких преступлений, как коррупция, терроризм, экстремизм, незаконный оборот наркотиков и иные противоправные действия, обусловливают особо важную роль органов МВД в деле обеспечения национальной безопасности.

Положительно характеризуя правоохранительную деятельность МВД Республики Таджикистан, можно с уверенностью говорить, что возложение задач на органы внутренних дел по охране и защите прав и свобод граждан обоснованы, так как именно милицейские подразделения, в отличии от иных правоохранительных органов, находятся в наиболее тесном контакте с населением в силу постоянного характера деятельности, широких полномочий воспринимаются значительной частью населения как основная правозащитная и правоохранительная организация. Обладая необходимыми ресурсами, органы внутренних дел эффективно участвуют в правовых, организа-

ционных, социальных, экономических мероприятиях, направленных на защиту от правонарушений и преступных деяний.

Рассмотрим раскрываемость (в %) ежегодно регистрируемых преступлений в Республике Таджикистан за 2008-2021 г.

Диаграмма 2

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 ■^Количество зарегистрированных преступлений % раскрываемости

В целом можно позитивно оценить правоохранительную работу Министерства внутренних дел Республики Таджикистан в системе обеспечения национальной безопасности государства. Данное утверждение основывается на том, что важнейшим социально обусловленным направлением стабильного развития общества и государства является постоянное обеспечение состояния безопасности личности и упорядоченности социальной среды, т.к. общество, социальные регуляторы и государство образуются и существуют в силу необходимости защиты человека от возникающих угроз как непременного условия его всестороннего развития.

Необходимость защиты граждан и общегражданских ценностей от преступных деяний состоит в том, что преступность становится одной из угроз национальной безопасности. В связи с распространением актов терроризма, ростом наркомании, торговли людьми, незаконной миграции, резкого роста мошенничества с использованием информационно-коммуникационных технологий в сфере цифровых инноваций [2], преступность приобрела принципиально новые качества, представляет собой угрозу не для отдельного гражданина или группы

Осори Академияи ВКД Чумхурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

граждан, но для общества в целом. Поэтому предназначение государства заключается в обеспечении безопасности личности, общества и самого государства от криминальных посягательств.

Роль органов внутренних дел определяется главным образом объемом и содержанием юридически установленных прав как допустимых пределов воздействия на социальные отношения, а также кругом обязанностей, иными словами - полномочий. Объектом внимания деятельности органов внутренних дел выступают внутренние угрозы национальной безопасности, особенно такие, как развитие «теневой экономики», различные проявления терроризма, ненадлежащее исполнение законов, низкий уровень правопорядка. Таким образом, основной функцией органов внутренних дел является противодействие внутренним угрозам, что достигается решением таких задач и, соответственно, реализацией комплекса мер, как наступательное противодействие преступности, особенно с ее организованными формами; противодействие различным проявлениям экстремизма и терроризма; борьба с незаконным оборотом наркотиков, неконтролируемой миграцией; обеспечение общественной безопасности; обеспечение экологической безопасности.

Указанный комплекс мер имеет весьма важное значение и реализуется в условиях определенных ресурсных ограничений. Поэтому в современных условиях наиболее емкие источники роста эффективности правоохранительной деятельности органов внутренних дел заключаются, в первую очередь, в оптимальной реализации собственного потенциала, поиске и использовании внутренних ресурсов, инновационной работе, использовании новых информационных технологий, совершенствовании организации и координации взаимодействия, повышении научного уровня деятельности и организационной культуры.

Угроза криминализации общественных отношений, которая реально существует в процессе неравномерного, порой противоречивого социально-экономического и государственно-правового строительства при определенной недостаточности материальных, технических, кадровых, иных ресурсов противодействия криминогенным условиям и факторам, приобретает особую остроту на современном этапе. Именно поэтому борьба с преступными посягательствами крайне важна для сохранения устойчивости и стабильности экономического и социального развития таджикского государства.

Использованная литература

1. Аврутин, Ю.Е., Зубов, И.Н. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации (государственно-правовые и социальные вопросы функционирования и перспектив развития): монография / Ю.Е. Аврутин, И.Н. Зубов. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. - 198 с.

2. Воронов, А.М. Концепция общественной безопасности: вопросы реализации // Вестник Пермского университета. Серия: Юридические науки. - 2014. - Вып. 4(26). - С. 35-42.

3. Гаврилин, Ю.В. Тенденции цифровой трансформации и факторы, ее обусловливающие / Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы [Электронный ресурс]: сборник статей Международной научно-практической конференции / под общ. ред. И.Г. Чистобородова, А.Л. Ситковского, В.О. Лапина. - М.: Академия управления МВД России, 2020. - С. 205206.

4. Еллинек, Г. Общее учение о государстве. Право современного государства. Т. 1 / Еллинек Г.; Под ред.: Гессен С.И. - 2-е изд., испр. и доп. - С.-Пб.: Н. К. Мартынов, 1908. - 626 с.

5. Колоткина, О.А. Вопросы обеспечения национальной безопасности государства в условиях цифровизации / Государственная власть и местное самоуправление, 2021, - № 7. - 7-10.

6. Лонь, С.Л. Понятие правоохранительной деятельности и ее роль в борьбе с преступностью / Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XXIII международной научно-практической конференции (2-3 апреля 2020 г.): в 2-х ч. //отв. ред. Д.В. Ким. -Красноярск: СибЮИ МвД России, 2020. Ч. 1. - С.79.

Труды Академии МВД Республики Таджикистан. № 1 (53)- 2022 Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

7. Насуриён, П.А., Одиназода, А.Ш. Профилактическая деятельность органов внутренних дел как правоохранительная функция государства / Труды Академии МВД Республики Таджикистан. - 2017. -№ 4 (36). - С. 59-64.

8. Рахимзода, Р.Х. Оперативно-розыскная политика в сфере обеспечения экономической безопасности Республики Таджикистан: монография / Р.Х. Рахимзода. - Душанбе: «ЭР-граф», 2018. -636 с.

9. Репецкая, А.Л. Современное состояние преступности и правоохранительная деятельность: перспективы развития / Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2017, - № 3 (82). - С. 69-78.

10.Рябцев, А.В., Гунич, С.В. Формы и методы деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности / Юридическая наука и правоохранительная практика, - 2014, - № 2 (28). - С. 124-131.

11.Честнов, И.Л. Правоохранительная функция современного государства // Криминалистъ. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. юрид. ин-та Академии Ген. прокуратуры РФ, 2011, № 1 (8). - С. 109-112.

12.Шелепова, М.А., Маликов, Ж.К. Особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел: поступление и аттестация // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2019, - № 4. - С. 55-61.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Avrutin, Yu.E., Zubov, I.N. Internal affairs bodies in the state mechanism of the Russian Federation (state-legal and social issues of functioning and development prospects): monograph / Yu.E. Avrutin, I.N. Teeth. - St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1998. - 198 p.

2. Voronov, A.M. The concept of public safety: issues of implementation // Bulletin of the Perm University. Series: Legal Sciences. - 2014. - Issue. 4(26). - Р. 35-42.

3. Gavrilin, Yu.V. Trends in digital transformation and factors that determine it / Strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: state, trends, prospects [Electronic resource]: collection of articles of the International scientific and practical conference / under the general. ed. I.G. Chistoborodo-va, A.L. Sitkovsky, V.O. Lapin. - M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. - Р. 205-206.

4. Jellinek, G. The general doctrine of the state. Law of the modern state. T. 1 / Jellinek G.; Ed.: Gessen S.I. - 2nd ed., corrected. and additional - St. Petersburg: N. K. Martynov, 1908. - 626 p.

5. Kolotkina, O.A. Issues of ensuring the national security of the state in the context of digitalization / State power and local government, 2021, - No. 7. - 7-10.

6. Lon, S.L. The concept of law enforcement and its role in the fight against crime / Actual problems of the fight against crime: theory and practice: materials of the XXIII international scientific and practical conference (April 2-3, 2020): in 2 hours / /res. ed. D.V. Kim. - Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. Part 1. - P.79.

7. Nasuriyon, P.A., Odinazoda, A.Sh. Preventive activity of internal affairs bodies as a law enforcement function of the state / Proceedings of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan. - 2017. - No. 4 (36). - Р. 59-64.

8. Rakhimzoda, R.Kh. Operational-investigative policy in the field of ensuring the economic security of the Republic of Tajikistan: monograph / R.Kh. Rakhimzoda. - Dushanbe: «ER-graph», 2018. - 636 p.

9. Repetskaya, A.L. The current state of crime and law enforcement: development prospects / Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2017, - No. 3 (82). - Р. 69-78.

10. Ryabtsev, A.V., Gunich, S.V. Forms and methods of activity of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the system of ensuring national security / Legal science and law enforcement practice, -2014, - No. 2 (28). - Р. 124-131.

11. Chestnov, I.L. Law enforcement function of the modern state // Criminalist. - S.-Pb.: Publishing house of S.-Petersburg. legal in-ta Academy Gen. Prosecutor's Office of the Russian Federation, 2011, No. 1 (8). - Р. 109-112.

12. Shelepova, M.A., Malikov, Zh.K. Features of the passage of public service in the internal affairs bodies: admission and certification // Problems of law enforcement. - 2019, - No. 4. - P. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.