Научная статья на тему 'Инновационные технологии социально-культурной деятельности как средство формирования социальной активности учащейся молодежи: синергетический подход'

Инновационные технологии социально-культурной деятельности как средство формирования социальной активности учащейся молодежи: синергетический подход Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2356
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF WELFARE ACTIVITY / SOCIAL ACTIVITY / SYNERGETIC APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курапина Екатерина Валерьевна

Рассматривается проблема влияния инновационных технологий социально-культурной деятельности на формирование социальной активности учащейся молодежи с позиции синергетического подхода, выделены основные компоненты социальной активности, разработана система взаимосвязанных критериев и показателей социальной активности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Курапина Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION TECHNOLOGIES OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY AS MEANS OF FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDYING YOUTH: SYNERGETIC APPROACH

The problem of influence of innovative technologies of welfare activity on formation of social activity of studying youth from a position of a synergetic approach is considered, the main components of social activity are allocated, the system of the interconnected criteria and indicators of social activity of youth is developed.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии социально-культурной деятельности как средство формирования социальной активности учащейся молодежи: синергетический подход»

ние социально-культурной сущности экстремизма выступает методологической предпосылкой для разработки педагогической концепции профилактики экстремизма.

Социально-культурная профилактика

экстремизма - это составная часть системы профилактики правонарушений, ориентированная на формирование устойчивых установок и мотивов деятельности, препятствующих противоправному поведению личности и социальных групп в открытой социальной среде. Социально-культурная профилактика сосредоточена на первичной профилактике, которая может быть реализована как на социальном, так и на индивидуальном уровнях, обусловливает ее интегративный характер. Основными субъектами этой деятельности выступают социально-культурные институты и организации, реализующие методы развивающей социально-культурной деятельности, органично сочетающей различные направления и культурно-воспитательные технологии (информационно -просветительные, культуротворческие, культуроохранные, рекреативно-оздоровительные, культурно-раз-

влекательные и др.).

1. Павлинов А.В. Антигосударственный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические аспекты. М., 2008.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.08.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

4. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25.07.2002 г.

№ 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

5. О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»: федеральный закон от 25.07.2002 г. № 112-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3029.

6. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

7. Евдокимова Т. Формирование законодательных основ противодействия экстремизму // Власть. 2009. № 9.

8. Бааль Н.Б. Молодежные экстремистские организации в постсоветской России // История государства и права. 2007. № 11.

9. Фридинский С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Юридический мир. 2008. № 6.

10. Мощанский А.Б. Использование гипнозоподобных состояний для восстановления событий в ходе ОРМ // Нетрадиционные методы в раскрытии преступлений. М., 1994.

11. Гримак Л.П., Скрыпников А.И. Психологические методы активизации памяти свидетелей и потерпевших. М., 1997.

12. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537. иКЬ: http://www.rg.ru. Загл. с экрана.

13. Калинин В.Н. Религия и безопасность (религиозный экстремизм) // Право и безопасность. 2002. № 4.

14. Свищев М.П. Миссионерская деятельность в контексте геополитики. М., 1999.

15. Международная Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (принята резолюцией 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 34/140 4 декабря 1989 г.). иЯЬ: http://www.un. о^. Загл. с экрана.

16. Замковой В.И., Ильчиков М.З. Терроризм -глобальная проблема современности. М., 1996.

Поступила в редакцию 11.08.2012 г.

UDC 316.628.23

EXTREMISM AS SOCIO-CULTURAL EVENT

Elena Ivanovna GRIGORYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Culturology, Professor of Socio-cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

Aleksey Vladimirovich KUZMIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor, Candidate for Doctoral Degree of Socio-cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

The contents of concepts “extremism”, “extremism activity” is specified; the distinctive attributes of extremism activity are revealed, the numerous forms of extremism are selected, and also the characteristics to the basic groups of encroachments of extremism activity and interethnic criminality against the person are given.

Key words: extremism; extremism activity.

УДК 37

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

© Екатерина Валерьевна КУРАПИНА

Орловский государственный институт искусств и культуры, г. Орел, Российская Федерация, аспирант, преподаватель кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: shaden26@bk.ru

Рассматривается проблема влияния инновационных технологий социально-культурной деятельности на формирование социальной активности учащейся молодежи с позиции синергетического подхода, выделены основные компоненты социальной активности, разработана система взаимосвязанных критериев и показателей социальной активности молодежи.

Ключевые слова: инновационные технологии социально-культурной деятельности; социальная активность; синергетический подход.

Синергетический подход предлагает рассматривать социально-культурную деятельность как сложную самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему. В данной системе субъектами деятельности являются: с одной стороны, организаторы процесса (работники культуры, специалисты учреждений культурно-досуговой деятельности, специалисты по работе с молодежью и т. д.); с другой - активные участники проекта. Это и определяет ее субъективную и деятельностную природу. Такой подход позволяет выдвинуть предположение, что в процессе создания и внедрения в практику инновационных технологий участвуют не только специалисты -технологи, но и аудитория, на которую направлен тот или иной социально-культурный проект, как конечный продукт инновационной технологии.

Инновационные технологии социальнокультурной деятельности мы определяем как систему форм, методов и средств, направленных на разработку, создание и внедрение новшеств в социально-культурную деятельность, позволяющие в результате достичь качественных изменений всей области культуры.

В рамках данного исследования следует отметить принцип «критического порога модификации», выделенного исследователями

А.П. Марковым и Г.М. Бирженюком [1, с. 40]. В его основе лежит синергетическая идея, определяющая возможности и пределы вмешательства в функционирование социальнокультурных систем. Данный принцип означает предоставление субъектам социально-

культурной жизни максимальной организационно-правовой самостоятельности, отказ от идеи навязывания преобразования, ведущей к разрушению молодого поколения, а главное - создание условий для саморазвития и самоорганизации субъекта социокультурной жизни.

Также для научного изыскания по данной проблеме является важным выявление принципа «персонифицированности процесса» и результатов социокультурного проектирования, который означает, во-первых, альтернативность идей и проектов, создающих условия для свободного самоосуществ-ления, самореализации человека средствами культурной деятельности. По мнению исследователей, основой поведения человека в рамках проекта должна стать его внутренняя детерминированная самодеятельность и творческая активность. Самореализация личности, перевод общественных ценностей в личные невозможен без самостоятельной деятельности человека, его встречной активности по усвоению общественных норм и идеалов.

Важно отметить, что создание и внедрение инновационных технологий невозможно без социальной активности населения, заинтересованного в решении социальных проблем. Молодежь является одной из наиболее активных частей населения, проводником и ускорителем внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, поэтому одним из важных и действенных форм инновационной деятельности выступает поддержка молодежной социальной активно-

сти, которая является также одним из важных условий повышения конкурентоспособности подрастающего поколения и выступает фактором качества жизни.

Молодежь как аудитория выступает в двух ипостасях: с одной стороны, в роли производителя, созидателя своего собственного досуга; с другой - потребителя ценностей, которые функционируют в сфере досуга. В последнем случае она выступает не как производитель, а как формирующаяся и развивающаяся личность в процессе социально -культурной деятельности, в процессе потребления соответствующих культурных ценностей. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в результате воспроизводства социальной структуры, способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Данный возрастной период характеризуется умственной активностью, пробуждением творческих сил и поиска их приложения, интересом ко всему новому. Следовательно, молодежь должна выступать носителем социальных инноваций, поэтому формирование ее социальной активности является приоритетной задачей различных государственных, общественных и социальнокультурных институтов.

На сегодняшний день в отечественной литературе существует несколько авторских подходов к определению социальной активности (Е.А. Ануфриев, Г.С. Арефьев, В.Ф. Бехтерев, Т.С. Лапина, Т.Н. Мальковская,

В.Г. Мордкович, В. А. Смирнов и др.).

Следует отметить, что научная литература советского периода наряду с понятием «социальная активность» содержит термин «общественная активность», который являлся практически синонимом первого и в настоящее время не употребляется. В.Ф. Бехтерев определяет общественную активность как качество личности, проявляющееся в сознании необходимости общественно значимой деятельности, в умении действовать на общую пользу бескорыстно [2, с. 12].

В концепции В.А. Смирнова, понятие «социальная активность» является мерой деятельности, выражающей общественное значение и масштабы изменений, происходящих в самой личности и окружающей социальной среде [3, с. 23-27].

По мнению В. Г. Мордковича, содержательная сторона социальной активности состоит в том, что «... объективируясь, проявляясь как самодеятельность (свободная, сознательная, заинтересованная), деятельность человека. обретает статус явления социальной действительности» [4, с. 58].

В качестве структурных элементов социально активной личности С.В. Тетерский выделяет следующие качества, которые представляются нам важными:

- направленные на себя (целеустремленность, настойчивость, активность, любознательность, самостоятельность и др.);

- направленные на общество (лидерство, динамичность, мобильность, оригинальность, общительность, коллективизм и взаимопомощь, восприимчивость к новому и креативность);

- направленные на государство (ответственность, включенность в политическую практику и публичное поле и др.) [5, с. 16-17].

Анализ существующих подходов позволяет отметить следующие существенные характеристики категории «социальная активность»:

- внутренняя готовность к действию;

- ценностное понимание действительности;

- социально значимые действия;

- творческое отношение к деятельности;

- энергичная самодеятельность личности, направленная на преобразование действительности и самого субъекта.

Социальная активность может быть представлена двумя уровнями:

- исполнительский уровень - деятельность субъекта направлена на воспроизведение готовых образцов поведения;

- творческий уровень - высший уровень социальной активности, проявляется стремлением проникнуть в сущность вещей и явлений, применить новые приемы, внести элементы новизны в определенную деятельность.

Выражением социальной активности учащейся молодежи может выступать разностороннее участие в различных сферах жизнедеятельности учебного заведения, района, города и общества в целом. Социальная активность носит всепроникающий характер, она проявляется в профессионально-трудовой, познавательно-образовательной, семей-

но-бытовой и общественно-политической сфере. Но наиболее широкие возможности для проявления активности открываются в области социально-культурной деятельности, где в условиях свободного времяпрепровождения личность наиболее полно раскрывает свои потенциальные творческие возможности.

Социальная активность молодежи в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру и взаимодействия с другими людьми как система представляет собой наличие существенных компонентов:

- учебно-познавательная активность: направлена на формирование научного мировоззрения и предполагает наличие у молодежи познавательной самостоятельности, потребности в постоянном совершенствовании знаний и умений, стремление к их практическому использованию, активное участие в различных формах учебного процесса (конференции, семинары, научные кружки и т. д.);

- общественно-политическая активность: качественная и количественная деятельность молодежи в сфере социально-политических и правовых отношений, выражается в совокупности отдельных действий -акций и интеракций, на достижение общественно-политической цели и являющихся взаимодействием индивидов в политике и общественной деятельности. Политический характер имеет электоральная активность. На ее уровень влияет развитость в обществе механизмов демократии, гражданская и политическая зрелость, сознательность политическая культура молодежи, наличие в обществе гражданской самоорганизации.

По мнению исследователей О.М. Карпенко, И.А. Ламанова для молодежной среды характерны проявления стихийно-массовой активности, т. к. данная возрастная категория более категорична, эмоциональна, несдержанна и зачастую не имеет до конца сформировавшихся убеждений и ценностей [6, с. 15];

- гражданско-патриотическая активность характеризуется совокупностью устойчивых стереотипов поведения, базирующихся на гражданском сознании личности и направленных на усвоение ценностей гражданственности, на формирование социального чувства, содержанием которого является любовь и преданность отечеству, стремление своими действиями служить его интересам;

- экономическая активность предполагает степень участия молодежи в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности. Экономическая деятельность молодежи может быть успешной при условии наличия:

- экономической грамотности;

- творческих способностей;

- изобретательности;

- предприимчивости;

- инициативности.

Трудовая активность учащейся молодежи проявляется в творческом отношении к труду, сформировавшимися навыками работы самостоятельно и в коллективе, в присвоении социального опыта, позволяющего наиболее полно реализовать себя в преобразующейся действительности. Важным условием формирования у молодежи этого вида активности выступает совмещение обучения с практикой в сфере будущей профессии;

- социально-культурная активность выступает важнейшим фактором творческого устройства общественной жизни, неиссякаемым источником социальных нововведений, средством самореализации молодого человека, а главное - основным условием творческой ориентации личности в социально-культурной деятельности. Повседневные действия, связанные с материальным и духовным потреблением, социализация молодого поколения, его интересы, устремления и ориентации напрямую связаны с социально-культурной активностью. Важнейшей целью данного компонента социальной активности выступает обеспечение целостности общества посредством постоянного воспроизводства социокультурных норм и ценностей.

Анализ основных компонентов социальной активности послужил теоретическим обоснованием для выделения системы взаимосвязанных критериев социальной активности учащейся молодежи. Для определения социальной активности предлагается выявить показатели, которые позволяют судить об уровне развития исследуемого нами качества у учащейся молодежи.

Критерий первый - уровень сформиро-ванности нравственно-мотивационных представлений, характеризующих степень осознанности социальной активности молодежи. Этот критерий характеризует направлен-

ность активности и степень ее соответствия интересам коллектива, общества.

Показателями, подтверждающими уровень развития данных представлений, выступают:

- степень адекватности реальному миру;

- полнота идейно-нравственных представлений;

- осознанность идейно-нравственных представлений и мотиваций, отражающих наиболее существенные признаки явлений, предметов, качеств, и насколько эти представления в своем развитии приближаются к уровню понятий;

- стремление заботиться об окружающих выражается в доброжелательности, готовности по собственной инициативе помочь товарищам в учебе и других общественно полезных делах;

- проявление заботы о членах семьи (материальная, моральная поддержка).

Второй критерий - когнитивный уровень сформированности набора знаний, навыков и умений, реализуемый в учебном процессе. Показатель данного уровня - это наиболее выраженная потребность личности в знаниях. Уровень осведомленности молодого человека о возможностях самореализации в различных сферах: учебно-познавательной, экономической, общественно-политической и социально-культурной.

Третий критерий - творческо-деятель-ностный уровень - выражает степень овладения молодежи практическими умениями как необходимыми компонентами социальной активности. Данный критерий характеризует предметно-операционную сторону социальной активности. Наличие практических знаний, умений и навыков, требуемых для проявления того или иного вида социальной активности, зависит от содержания той или иной деятельности, в которой эта активность проявляется.

Важными показателями данного критерия социальной активности является:

- инициативность;

- креативность;

- самостоятельность;

- творческий подход к учебно-познавательной, экономической, общественно-политической и социально-культурной видам деятельности.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению. Креативное мышление у молодежи можно охарактеризовать как способность к нешаблонному анализу, преодолению стереотипов, установлению разнообразных контактов между объектами и их свойствами, к обобщению явлений, не связанных между собой напрямую. Зачастую сущность креативности выражается в ярко выраженной индивидуальности молодого человека, в отходе от стереотипных форм поведения, в желании и готовности всегда идти своим путем. Человек с развитым креативным мышлением способен порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем поведения, быстро разрешать проблемные ситуацию. Соответственно, креативность как качество является своего рода социальной защитой, и его развитие является немаловажной задачей в процессе воспитания современного молодого поколения.

Нами были выделены общие критерии социальной активности учащейся молодежи, которые могут служить основой для разработки соответствующих показателей сформированности ее отдельных компонентов: учебно-познавательной, экономической, общественно-политической и социально-культурной активности. Можно предположить, что разработанные показатели могут служить своеобразной модификацией общих критериев социальной активности применительно к конкретному содержанию той или иной деятельности.

Сфера проявления социальной активности может быть совершенно разная, главное -чтобы молодые люди имели право высказать свое мнение в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы. Это может касаться социальной сферы, образования, спорта, культуры, трудоустройства, вопросов здорового образа жизни, гендерного равенства, вопросов межкультурного взаимодействия и толерантности, защиты прав молодежи.

Необходимо акцентировать внимание на том, что социально-культурная сфера в большей мере, чем все другие, является областью творческой деятельности молодежи, выражающейся в свободном выборе места, времени и способа ее осуществления. Запрограммированная самой природой свободного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.