Научная статья на тему 'Становление социально-культурной концепции профилактики экстремизма'

Становление социально-культурной концепции профилактики экстремизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
579
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONCEPTION / PREVENTIVE WORK / EXTREMISM / TERRORISM / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин Алексей Владимирович

Обосновывается идея, что эффективность криминологических мер противодействия идеологии и практике экстремизма существенно возрастает за счет дополнения их технологиями социально-культурного воспитания и профилактики, а также расширением субъектов профилактической деятельности, в которую, наряду с правоохранительными органами, должны быть включены учреждения культуры и образования, молодежной политики, институты гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIO-CULTURAL CONCEPTION OF EXTREMISM PREVENTIVE WORK

The idea is proved, that the efficiency of criminological measures of counteraction of ideology and practice of extremism essentially grows at the expense of addition by their technologies of welfare education and preventive maintenance, and also by expansion of the subjects of preventive activity, in which, alongside with law-enforcement bodies, should be switched on the establishments of culture and education, youth politics, institutes of a civil society.

Текст научной работы на тему «Становление социально-культурной концепции профилактики экстремизма»

УДК 31б/б28/23

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА1

© Алексей Владимирович КУЗЬМИН

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент, докторант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

Обосновывается идея, что эффективность криминологических мер противодействия идеологии и практике экстремизма существенно возрастает за счет дополнения их технологиями социальнокультурного воспитания и профилактики, а также расширением субъектов профилактической деятельности, в которую, наряду с правоохранительными органами, должны быть включены учреждения культуры и образования, молодежной политики, институты гражданского общества.

Ключевые слова: концепция; профилактика; экстремизм; терроризм; социально-культурная деятельность.

В настоящее время перспективные цели теоретического и практического характера сводятся к созданию разносторонней многоуровневой системы предупреждения правонарушений, выступающей гарантией сокращения преступности как явления и отдельных ее видов (в т. ч. экстремистских преступлений и террористических актов). В рамках этой системы активно разрабатываются меры нейтрализации криминогенных (стимулирующих преступность) факторов, а также меры усиления влияния на преступность ан-тикриминогенных факторов. Ближайшие же цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области предупреждения правонарушений с постепенным созданием для этого соответствующих правовых, организационных, кадровых, материальных, технических и иных ресурсов [1 с. 12].

Причины негативных изменений в динамике и структуре преступности обусловлены, прежде всего, растущим правовым нигилизмом, постоянно возникающими и тлеющими очагами социальных конфликтов, активизацией разжигания межнациональных настрое -ний, подрывающих устои российской государственности. Причем существенной подпиткой для экстремистов и полем для их деятельности продолжают оставаться локальные

1 Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ по проекту «Теоретические основы социально-культурной профилактики проявлений терроризма и экстремизма в современной России» № 6.2666.2011.

конфликты, возникающие на почве межнациональных отношений и территориальных претензий [2]. В этой связи, как отметил

В.В. Путин, важно «не только обеспечить законность и правопорядок, но и обезопасить общество от попыток «вброса» в общественно-политическое поле идеологии экстремизма, национальной и конфессиональной нетерпимости» [3], аналогичная приоритетная задача - борьба с терроризмом и экстремизмом вменена в обязанности полиции (п. 16, 17, ч. 1, ст. 12 ФЗ «О полиции»).

Осмысление сущности и специфики профилактики экстремизма опирается на опыт традиционного рассмотрения этого явления в криминологической науке, который сегодня во многом нуждается в «расширении границ» и переосмыслении с новых позиций, прежде всего, на основе социально-культурного подхода.

Развитие криминологических исследований связано с изучением комплексных проблем организации борьбы с экстремизмом. Главное же здесь - это выход на решение управленческих задач, т. е. на принятие управленческих решений. Управленческие проблемы должны стать предметом постоянных систематических исследований в рамках всех уголовно-правовых наук, связанных с преступностью. Это дает возможность выделить ключевые вопросы, касающиеся отдельных видов, категорий и групп преступности и сосредоточить внимание на терроризме. Задача должна решаться, в первую

очередь, с помощью криминологических исследований.

Таким образом, традиционно в основу теории и практики профилактики экстремизма в отечественной науке кладется криминологическая концепция предупреждения преступности, призванная обеспечить достижение оптимального положительного практического результата от ее реализации.

Вместе с тем сегодня нельзя не признать, что только меры, предпринимаемые органами охраны правопорядка, оказываются неэффективными в ситуации расширения социальной базы экстремизма, вовлечения в экстремистские организации широких слоев населения, особенно молодежи, формирования национально-религиозной философии - мировоззренческой основы, оправдывающей терроризм как социальное явление.

Устойчивый рост преступности за последние годы, особенно среди несовершеннолетних, деградация отдельных слоев общества, пробелы в законодательстве, а также просчеты в правоприменительной практике в нашей стране выявили потребность в теоретическом обосновании необходимости охраны и защиты не только законодательно закрепленного устройства государства, но и общечеловеческих и художественно-культурных ценностей страны.

Рассмотрим более подробно традиционную систему профилактики правонарушений и преступлений экстремистской направленности.

В системе предупреждения правонарушений, понимаемой в широком смысле слова, выделяются две неравнозначных части. «Они выделяются на основе критерия целевой направленности предупредительного воздействия. Одна из них, специально не нацеленная только на преступления и административные правонарушения, но косвенно оказывающая на них сдерживающее воздействие, именуется общесоциальным предупреждением, другая специально направлена на преступность, она называется специальнокриминологическим предупреждением» [4].

Социально-культурная профилактика,

безусловно, должна быть органично встроена в систему общего социального и культурно обусловленного предупреждения правонарушений и преступлений. В определенной мере можно признать, что базовые идеи со-

циально-культурной профилактики нашли отражение в федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе 2001-2005 годы» (утверждена правительством РФ 25 августа 2001 г.). Среди основных направлений реализации этой программы была выделена разработка законодательства, обеспечивающего условия для формирования толерантного поведения, борьбы с проявлениями экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости. Однако акцент в программе был сделан все-таки на системе мер просветительного и образовательного характера.

Целью данной программы стало формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Среди основных направлений реализации программы были выделены:

- разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию у граждан толерантного поведения, противодействию экстремизму и снижению социальнопсихологической напряженности в обществе;

- мониторинг, диагностика и прогнозирование социально-политической ситуации в стране, оценка рисков и последствий деструктивных процессов в обществе.

Однако в силу ряда объективных и субъективных причин программа, как признают исследователи, «была выполнена не в полном объеме».

В настоящее время в некоторых субъектах РФ и отдельных муниципальных образованиях приняты нормативные акты, направленные на усиление противодействия экстремизму, в т. ч. путем формирования толерантных установок среди молодежи. Региональные целевые программы по профилактике терроризма и экстремизма были разработаны и приняты в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Удмуртской Республике, в Карелии, в Брянской, Белгородской, Ивановской, Пензенской и Омской областях.

В последнее время наблюдается повсеместная разработка региональных программ противодействия идеологии экстремизма и борьбы с терроризмом, к этой работе привлекаются все государственные органы и институты гражданского общества. При этом можно констатировать наличие многочисленных проблем как в планировании, так и в осуществлении этой работы.

Мы солидарны с оценками, согласно которым правовое регулирование противодействия экстремизму характеризуется отсутствием единой, скоординированной стратегии, рассчитанной на длительный срок. Большинство планов и программ не корреспондируют друг с другом, ресурсно не обеспечены, а значит, полностью не выполнимы.

Профилактика (греч. prophylaktikos -предохранительный, предупредительный) -это деятельность, направленная на предупреждение и недопущение каких-либо опасных явлений. Понятие «профилактика» получает свое наполнение и уточнение в соответствии с той областью общественной практики, в которой реализуется эта деятельность [5].

Профилактику преступлений, в т. ч. экстремизма, нужно понимать как широкий термин, охватывающий комплекс действий и мероприятий - от образования до высокотехнологичных мер безопасности, нацеленных на снижение преступности и, соответственно, опасности экстремизма и терроризма.

Так, в криминологической литературе, наряду с понятием «профилактика преступлений», широко используются понятия «предупреждение преступлений», «предотвращение преступлений», «пресечение преступлений» и др.

Эти понятия, означая «недопущение преступлений», семантически близки, поэтому могут использоваться как синонимы.

В то же время в практической деятельности правоохранительных органов использование термина «профилактика» широко распространено применительно к общему и индивидуальному специально-криминологическому предупреждению преступлений, особенно к такому его элементу, как индивидуальное предупреждение преступления на ранней стадии формирования у лиц антиобщественной установки.

Недопущение замышляемого или готовящегося лицом уголовно-наказуемого дея-

ния, склонение к добровольному отказу от его совершения является предотвращением одним из составных элементов индивидуального предупреждения преступления. Что же касается пресечения преступлений, то оно выходит за рамки их предупреждения, поскольку представляет собой осуществление специальных мер, направленных на недопущение негативных последствий начатых (на стадиях приготовления к преступлению, покушения на преступление) либо длящихся преступлений [6].

Целью предупреждения преступлений как и целью борьбы с преступностью является противодействие криминальным процессам в обществе, обеспечение сдерживания, сокращения преступности и темпов ее роста, защита личности, общества и государства от преступных посягательств.

Таким образом, в криминологической концепции профилактика рассматривается как недопущение преступлений, предохранение членов общества от совершения ими противоправных деяний (представляющих собой преступления). Профилактика - это и деятельность по недопущению нарушений норм уголовного права.

По мнению казахского исследователя Е. Алауханова, в такую профилактику входит правоохранительная деятельность. При этом выделяются два аспекта: «в узком смысле под профилактикой преступлений надо понимать деятельность, во-первых, по выявлению и устранению причин преступлений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, во-вторых, по определению круга лиц, могущих совершить преступление (в силу их антиобщественной направленности), и проведение с ними необходимой профилактической работы» [7, с. 240].

В совокупности эти понятия образуют единое содержание понятия «профилактика преступлений».

В свою очередь, в профилактике преступлений исследователи выделяются два вида деятельности: профилактическую и правоохранительную. Профилактика правонарушений - это деятельность по выявлению и устранению причин, их порождающих, иначе говоря, предотвращение возникновения правонарушений. Основной метод профилактики - убеждение, а в правоохранительной деятельности - принуждение.

приобретает совершенно особые параметры, прежде всего, целевые и деятельностные.

В табл. 1 сведены вместе важнейшие компоненты профилактики, осуществляемой органами охраны правопорядка, специальными субъектами криминологической профилактики и учреждений и организаций, действующих в социально-культурном пространстве.

В составе профилактики противоправной деятельности также выделяют первичную и вторичную профилактику, ориентированную на социальные группы (социальная профилактика) или на личность (индивидуальная профилактика).

При организации социальной профилактики выделяются:

- первичная социальная профилактика, обеспечивающая общественную работу, в т. ч. социально-культурную деятельность и все усилия по искоренению социальных проблем;

- вторичная социальная профилактика, заключающаяся в «ситуативной профилактике преступлений» на территориях с высоким риском; это могут быть общие меры типа улучшения уличного освещения или специальные меры для сдерживания преступников, например, надежные замки и сигнализация. В основе ситуативной профилактики преступлений лежит представление о том, что только полиции под силу бороться с преступниками; ответственные граждане должны исполнять

Таблица 1

Специфика социально-культурной профилактики в сравнении с другими видами профилактики правонарушений

Правоохранительная деятельность Криминологическая профилактика Социально-культурная профилактика

Субъекты Правоохранительные органы Специальные субъекты криминологической профилактики Социально-культурные институты и организации, включающие профилактические цели и задачи в свою основную деятельность

Цели Выявление и устранение причин преступлений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению Определение круга лиц, потенциально способных к совершению преступлений (в силу их антиобщественной направленности), и оказание предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением Формирование устойчивых установок и мотивов деятельности, препятствующих противоправному поведению в открытой социальной среде

Основной метод Принуждение Убеждение Развивающая социальнокультурная деятельность

Основной принцип Правовое воздействие Социальное воздействие Социально-культурное взаимодействие

Таким образом, в широком смысле профилактика правонарушений - это совокупность мер, разрабатываемых и проводимых государственными органами, учреждениями, общественными формированиями, направленная на выявление и устранение причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.

Понятно, что общую профилактику правонарушений нельзя рассматривать как закрытую систему, поскольку ее нормальное функционирование невозможно без участия большого числа субъектов, представляющих открытое социально-культурное пространство во всем многообразии не только организационных форм, но и ценностно-смысловых, культурных проявлений.

Исходя из этого, социально-культурная профилактика может быть признана составной частью общей профилактики правонарушений, наряду с традиционной правоохранительной деятельностью и криминологической профилактикой, осуществляемой органами охраны правопорядка. Здесь имеется в виду, что социально-культурная профилактика обеспечивает проекцию целей и задач правоохранительной деятельности и криминологической профилактики в открытое социально-культурное пространство. В связи с этим существенно расширяется круг субъектов, которые целенаправленно включаются в профилактическую работу, а сама эта работа

свои обязанности; профессиональные знания и позиция общественности неразделимы. Критики такого взгляда считают ситуативную профилактику «косметическим приемом, который позволяет государству возложить вину за преступление на жертву и который ничего не дает без улучшения жизни общества и повышения работоспособности правоохранительных органов» [8].

При организации профилактической работы с личностью потенциального преступника выделяются:

- первичная индивидуальная профилактика, включающая работу с отдельными людьми, которые могут совершить преступления или стать их жертвами; эта работа в основном имеет образовательный характер.

- вторичная индивидуальная профилактика, включающая снижение риска и предотвращение делинквентного поведения у преступников (например, работу по наблюдению за условно освобожденными и малолетними правонарушителями).

В связи с изучением особенностей социально-культурной профилактики мы может отнести ее к первичной профилактике, которая может быть реализована как на социальном, так и на индивидуальном уровнях. Это принципиально важный вывод, т. к. вся дальнейшая исследовательская работа обусловлена сочетанием социального и индивидуально-личностного аспектов организации социально-культурной профилактики экстремизма в молодежной среде.

При этом можно дать обобщенное определение социально-культурной профилактики противоправной деятельности, в которую входит в т. ч. и экстремизм в молодежной среде.

Наш анализ показывает, что социальнокультурная профилактика - это составная часть системы профилактики правонарушений, наряду с правоохранительной и криминологической профилактикой, ориентированная на формирование устойчивых установок и мотивов деятельности, препятствующих противоправному поведению личности и социальных групп в открытой социальной среде. Социально-культурная профилактика сосредоточена на первичной профилактике, которая может быть реализована как на социальном, так и на индивидуальном уровнях.

Основными субъектами этой деятельности выступают социально-культурные институты и организации, реализующие методы развивающей социально-культурной деятельности, органично сочетающей различные направления и культурно-воспитательные технологии (информационно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, рекреативно-оздоровительные, культурно-

развлекательные и др.).

Профилактика групповой делинквентности несовершеннолетних в США и Великобритании основывается на концепциях, «ориентированных на общесоциальные меры предотвращения криминализации молодежной среды, и теориях, обосновывающих необходимость специальных мер профилактики, в том числе на индивидуальном уровне» [9, с. 15].

При этом основное внимание ученых и практиков сосредоточено на мерах специальной профилактики, которые могут осуществляться на трех уровнях:

1) первичное предупреждение направлено на устранение факторов внешней среды, способствующих совершению преступлений;

2) вторичное предупреждение имеет целью предотвратить криминализацию личности потенциальных преступников и связано с воздействием на неустойчивых лиц, в т. ч. подростков из группы риска;

3) третичное предупреждение направлено на предотвращение рецидива со стороны лиц, уже совершивших преступление.

Наибольший эффект превентивные действия имеют, как показывают зарубежные исследования, если они сфокусированы в промежутке «окна возможностей», когда еще можно предотвратить участие подростка в банде. Этот промежуток времени простирается между первыми контактами подростка с членами группировки и первым арестом за участие в групповом правонарушении. Второй период, когда остается возможность для эффективной превенции, находится в промежутке между первым и последующим арестом и характеризуется все более глубоким вовлечением в деятельность криминальной группировки и совершением более серьезных преступлений [9, с. 15-16].

Исследователи экстремизма в молодежной среде обоснованно считают, что его природа определяется социально-групповыми

особенностями сознания молодежи, а формы проявления связаны со спецификой ее социального поведения. Но это не означает, что «корень зла надо видеть в молодежи. Как социально-демографическая группа она является частью общества и по-своему отражает своеобразие каждого этапа его развития» [10].

Ю.А. Зубок и В.И. Чупров делают вывод, что для успешного противодействия молодежному экстремизму, следует, прежде всего, четко отличать его причины, «коренящиеся в несовершенстве самого общества, в недостатках государственной молодежной политики от форм его проявления, имеющих социально-групповую специфику» [10].

Углубляющееся противоречие между личностью и обществом - одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в себе возможности нарастающих социальных взрывов и катастроф, роста социальной напряженности, проявлений экстремизма и терроризма. Потребность в решении данной проблемы во многом определяет темпы социального прогресса, его ценностные ориентиры и духовные принципы.

С позиции теории социально-культурной деятельности социальное пространство необходимо рассматривать как непосредственное поле взаимодействия общества и личности. Общество выступает источником этого взаимодействия, определяемого уровнем зрелости всех его участников, направленностью к личности, что в конечном счете способствует реализации ее сущностных, социальнокультурных потребностей (в самовыражении, саморазвитии, самоуправлении, самообразовании, самовоспитании и т. п.).

Элементами социального пространства выступают гражданское общество, государство (органы государственного управления, охраны правопорядка и др.), регионы, семья, церковь, армия, общественные движения, партии, трудовые ассоциации и другие социальные институты и социальные организации (учреждения образования и культуры, учреждения социальной сферы).

Главная функция социального пространства - социальное обустройство своих граждан, удовлетворение их социальных потребностей не только в сфере производства, но и в ассоциированном распределении материальных и духовных благ, достойном образе

жизни, расширении и укреплении связей личности с обществом. Восстановление нормального состояния этой функции социального пространства является необходимым условием организации социально-культурной профилактики экстремизма и терроризма. Игнорирование этой функции ведет к формированию социальной базы для распространения экстремистских идей, формирования экстремистского мировоззрения лично -сти и, как следствие, реализации противоправных действий экстремистского и террористического характера.

Будущее социального согласия во многом зависит от снижения или роста радикализма в жизни общества, развития авторитарного мышления или движения в направлении глобального демократического консенсуса.

В современной России необходимо осуществлять целенаправленную, комплексную, в т. ч. пропагандистскую деятельность по профилактике экстремизма. Государство должно вернуть себе главную роль в процессе формирования патриотического самосознания граждан, воспитания и развития отдельной личности и всего общества в целом. Несомненно, что в этой работе должен быть максимально использован воспитательный потенциал социально-культурной деятельности.

1. Лебедев С.Я. Криминология: старые задачи на новом этапе истории // Криминологический журнал. 2005. № 6.

2. Антонян Ю.М. Состояние террористической преступности в России. // Сборник работ ИГУМО. М., 2005. № 6.

3. иИЬ: http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/ 01/117544^Ы:т1.

4. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. М., 2010.

5. Евдокимова Т. Правовое регулирование толерантности молодежи как средство противодействия экстремизму // Власть. 2009. № 11.

С. 64-66.

6. Криминология / под ред. В. Д. Малкова. М., 2005.

7. Алауханов Е. Криминология. Алматы, 2008.

8. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб., 2008.

9. Саламатина И. И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних: на ма-

териале США и Англии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007.

10. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявле-

ния // Социологические исследования. 2008. № 5.

Поступила в редакцию 1.10.2012 г.

UDC 316.628.23

DEVELOPMENT OF SOCIO-CULTURAL CONCEPTION OF EXTREMISM PREVENTIVE WORK

Aleksey Vladimirovich Kuzmin, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor, Candidate for Doctoral Degree, Socio-cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

The idea is proved, that the efficiency of criminological measures of counteraction of ideology and practice of extremism essentially grows at the expense of addition by their technologies of welfare education and preventive maintenance, and also by expansion of the subjects of preventive activity, in which, alongside with law-enforcement bodies, should be switched on the establishments of culture and education, youth politics, institutes of a civil society.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: conception; preventive work; extremism; terrorism; socio-cultural activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.