А.В. Жданов
(Санкт-Петербург)
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ И РОССИИ
INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN MODERN UNIVERSITY
OF CHINA AND RUSSIA
В статье рассматривается проблема развития научно-образовательной среды в современных университетах России и Китая на основе инновационных технологий: дана характеристика информатизации как одного из определяющих направлений инноваций в университетах России и Китая; представлен аналитический обзор современной практики интеграции информационных технологий в преподавание в университетах Китая на основе результатов исследований, выполненных китайскими учеными.
Ключевые слова: инновационные технологии, научно-образовательная среда университета, информатизация, сетевое взаимодействие
In the article the problem of development of the scientific and educational environment in modern universities of Russia and China is considered on the basis of innovative technologiesю The characteristic of informatization as one of the leading trends of innovations in the universities of Russia and China is given; An analytical review of current practice of integrating information technologies into teaching in Chinese universities is presented based on the results of studies carried out by Chinese scientists. Key words: innovative technologies, scientific and educational environment of the university, informatization, networking
Стремительные социально-экономические изменения в современном мире ставят качественно новые задачи перед системами образования Китая и России. Решение этих задач определяет необходимость развития научно-образовательной среды в современных университетах на основе инновационных технологий.
Современная система высшего профессионального образования в России характеризуется рядом инноваций, касающихся прежде всего сферы обновления содержания образования, внедрения новых образовательных технологий. Инновации, инновационное образование, инновационные технологии, инновационная деятельность становятся предметом активного обсуждения в отечественной науке. Среди наи-
более значимых можно отметить работы В.И. Андреева, И.П. Подласого, В.А. Сластени-на, В.Д. Симоненко, В.В. Шапкина и др., которые активно способствовали развитию инновационных процессов в России. Проблеме инновационных технологий как средства развития научно-образовательной среды университетов посвящен широкий пласт исследований Г.А. Бордовского, И.С. Батраковой, С.В. Писаревой, Е.С. Заир-Бек, В.С. Кукушкина, Т.В. Скляровой и др.
Большинство авторов отмечают, что в самом общем смысле инновация - это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствован-ного технологического процесса. Под инновацией понимают
изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Педагогическая инновация - нововве-дение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии образования, имеющие целью повышение его эффективности. Как отмечает В. И. Слободчиков, «инновация означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в неё и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация - это, с одной стороны, процесс реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определённую социальную практику» [9]. В современной научной литературе, посвященной инновационному образованию, отмечается сложность и многоаспектность данного феномена. П.П. Ефимов и В.Н.Костин выделяют следующие показатели инновационного образования: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента, создание условий для овладения навыками научного стиля мышления и методологией нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах [3].
Развитие научно-образовательной среды в современных университетах на основе инновационных технологий предполагает активную разработку и использование мультимедийных и электронных обучающих средств, специализированных компьютерных программ, использование ресурсов Интернет, проблемные, исследовательские методы, модульно-рейтинговый подход к организации учебного процесса и др.
В России стратегия модернизации университетского образования определена в проекте «Образование», согласно которому средством инновационного развития образования выступают инновационные технологии, определяемые как принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и студентов, обеспечивающие эффективное достижение результатов образовательной деятельности. В русле реализации проекта «Образование» современная научно-образовательная среда в университетах России предполагает включение
в учебные планы дисциплин, способствующих развитию коммуникативных компетенций студентов. Это должно содействовать решению задачи подготовки специалистов, способных быть конкурентноспособными на современном рынке труда, компетентных в своей профессии на уровне мировых стандартов и ориентированных в смежных областях деятельности, мотивированных на постоянный профессиональный рост, социальную и профессиональную мобильность. Традиционная система обучения в российских вузах, ориентированная на подготовку узкоспециализированных профессионалов, требует модернизации в соответствии с проблемами и требованиями реального мира. В современных реалиях возрастает потребность в «мобильных» специалистах, которые могут успешно осваивать все новое, умеют системно работать с большим объемом информации и обучаться непосредственно в процессе реализации собственной профессиональной деятельности.
Для решения данной задачи необходимо создание соответствующих условий. Инновационные аспекты развития научно-образовательной среды университетов в России наряду с психологическими составляющими (мотивация субъектов процесса образования и др.) предполагают и совершенствование материально-технической базы, соответствующей современным требованиям. Многие университеты до сих пор оснащены техникой, которая не отвечает современным задачам обучения студентов. Инновационные технологии в научно-образовательной среде университетов предполагают проведение занятий в оборудованных аудиториях, где технические средства позволяют наглядно увидеть изучаемые процессы и явления, апробировать теоретические знания на практике и под руководством преподавателей исправить возможные просчеты и решить профессиональную задачу. Внедрение инновационных технологий нацелено на то, чтобы теоретическое знание подкреплялось практикой, что позволит в будущем молодым специалистам - выпускникам университетов оперативно реагировать на все изменения в их профессиональной сфере.
Информационные технологии, как инновация в университетском образовании в России, позволяют успешно организовывать сетевое взаимодействие субъектов в различных аспектах деятельности: учебной, научно-исследовательской, социально-проектной и др.. Н.Н. Суртаева С.В. Иванова, Н.Ф. Кашапов и др. подчеркивают, что сетевое взаимодействие как один из видов образовательного взаимодействия является важным условием развития системы образования в целом и ее отдельных подсистем, предполагает интегрирование социально-личностных, материальных и информационных ресурсов, что « ... позволяет выявить скрытый, или еще не востребованный, или не реализовавшийся в иных условиях инновационный потенциал, транслировать его на всю систему, активизировать процессы развития и саморазвития субъектов сети в организационном, содержательном, технологическом и управленческом аспектах» [1].
Таким образом, одним из определяющих направлений активно внедряемых инноваций в университетах современной России является информатизация научно-образовательной среды. Это направление также актуально и для университетов Китая.
В русле исследования по гранту, мы представляем аналитический обзор современной практики интеграции информационных технологий в преподавание в университетах в этой стране на основе результатов исследований, выполненных китайскими учеными.
Для развивающихся стран, таких как Китай, информатизация и развитие коммуникаций стали стратегическим приоритетом, поскольку они считаются критическим катализатором для страны, механизмом «броска вперед» в области применения технологий. Для более быстрого перехода Китая к уровню постиндустриального общества ряд «развивающихся» университетов и колледжей Китая делают дополнительный уклон на техническую сторону оснащения образовательного процесса. В Китае процесс «броска вперед» или, по крайней мере, стремительного движения к уровню передовых
стран Запада путем инвестиций в информационные технологии называют «информатизацией» (xin xi hua) - термином, широко цитируемым и используемым в науке, политике и бизнесе. Информатизация обучения в университетах в Китае имеет стратегическое значение для достижения общей национальной цели стремительного развития страны. К числу факторов, способствующих успеху развития научно-образовательной среды в университетах Китая, относятся развитие национальной экономики, социальной среды и развитие личности (как преподавателей, так и обучающихся).
Концепция общенациональной реформы высшего образования в Китае предполагает реализацию трех основных инструментов, которые будут использовать китайские граждане для присоединения к мировому сообществу и повышению собственной личностной значимости: изучение и применение в различных сферах жизнедеятельности иностранных языков, творческое развитие личности на основе национальных качеств и широкое внедрение информационных технологий [5].
Процесс информатизации научно-образовательной среды в современных университетах Китая имеет огромную сложность. Ее преодолению, по мнению авторов (Чжэн Хайсян, Ци Хайце, Янг Фанг и др.), должны способствовать активно внедряемые в ряде университетов пилотные программы, которые могут помочь накопить необходимые знания и опыт.
Информационное развитие в технологическом аспекте в университетском образовании в Китае предполагает прежде всего решение проблемы развития компьютерной грамотности обучающихся. Это одна из основных тем, которую затрагивают современные китайские исследователи университетского образования [10]. Компьютерная грамотность должна стать естественной составляющей традиционной грамотности и включать в себя набор деконтекстуализированных навыков кодирования и декодирования текстов, информации, использования инновационных технологий в образовательной и научно-иссле-
довательской деятельности. Расширенное понятие грамотности помогает переопределить и перестроить ряд информационных аспектов в научно-образовательной среде в университетах Китая.
Анализ современной практики интеграции информационных технологий в преподавание в университетах показал, что ряд китайских преподавателей активно используют информационно-коммуникативные технологии. Таким образом, в научно-образовательной среде происходит осознание, что сегодняшние выпускники университетов должны быть способны активно использовать целевой язык (будь то китайский, английский или немецкий), новые психологические, педагогические, социологические методики и т.д. для сложных международных коммуникаций, сотрудничества и исследований в самых разнообразных учебных и профессиональных областях. Эта часть преподавателей становится пусть и небольшой, во всяком случае, пока, но высокомотивированной группой, желающей внести изменения в систему китайского языкового образования и внедрить инновационные технологии в качестве важного средства развития коммуникации, исследований и производства знаний.
В настоящее время в русле реформы в Китае происходит переосмысление взаимодействия субъектов процесса университетского образования. Изучение большинства дисциплин в университетах Китая базируется по-прежнему на традиционном взаимодействии студента и преподавателя. В педагогическом труде преподавателя существенную роль играют центральные принципы учебного процесса, выступающие основой культурного, эстетического, языкового и информационного совершенствования личности обучающегося. Это может быть объяснено китайской традиционной культурной ориентацией, с одной стороны - на разностороннее развитие личности ученика (студента), с другой - на иерархическую власть и абсолютное уважение к личности учителя (преподавателя). Такая педагогическая практика на самом деле не уникальна для Китая. Чжэн Хайсян выделил
два «набора» разных методов обучения исходя из позиции студента в образовательном процессе, которые определяют методики, названные автором «обучающими зрелищами» и «обучающими делами», которые практикуют педагоги в университетах во всем мире. Методика «преподавания-зрелища» - это такая методика, при которой студенты в значительной степени пассивны и ведут себя как аудитория, «следящая за зрелищем», ориентированы на активность преподавателя. При таком подходе лекция является доминирующей формой обучения. Методика «обучения делами» - это та, где студенты включены в деятельность для получения знаний, профессиональных компетенций. Автор отмечает, что пилотные проекты модернизации университетского образования в современном Китае ориентированы прежде всего на активные формы обучения: сотрудничество, групповую работу студентов и преподавателей, исследовательскую и проектную деятельность. Социальные проекты становятся частыми учебными мероприятиями студентов в современной научно-образовательной университетской среде Китая. «Обучающие дела» широко применяются при изучении самых различных дисциплин.
Инновационные технологии в контексте реформы образования становятся неотъемлемым условием поступательного, стремительного развития Китая. Ориентированная на мировые достижения государственная политика этой страны способствует развитию инфраструктуры информационно-коммуникативных технологий в различных сферах научно-образовательной среды университетского образования.
Активное внедрение инновационных информационно-коммуникативных технологий в научно-образовательную среду университетов Китая позволяет большему количеству преподавателей использовать новые формы, средства и методы в преподавании. Разумеется, физический доступ к компьютеру и Интернету, а также доступ в Интернет-сообщества в университетской среде доступен пока не всему населению. Лю Ци, Хсу Си, Куан Пи Вай в своих иссле-
дованиях отмечают, что из-за проблемы регионального неравенства между более богатым востоком и более бедным западом в Китае неравенство доступа к компьютерным единицам и другим информационным технологиям вполне может продолжаться в течение длительного времени. Тем не менее процесс распространения информационно-коммуникативных технологий как в университетской системе, так и в общей системе образования является поступательным и непрерывным из-за стабильного и быстрого развития национальной экономики [10].
Политика правительства и бурно развивающаяся инфраструктура информационно-коммуникативных технологий в китайском образовании привели к тому, что группа исследователей получила возможность провести масштабный эксперимент в научно-образовательной среде университетов с помощью разработки и внедрения инновационных технологий. Было проведено большое число пилотных проектов с использованием инновационных технологий в комплексе. Исследования показали, что новаторские усилия имеют большое значение для реформы и развития китайского образования при изучении иностранных языков, а также в освоении психолого-педагогических дисциплин. Пилотные программы в первую очередь способствуют применению сетевых технологий в научно-образовательной среде университетов.
Таким образом, анализ опыта отдельных вузов Китая и результатов исследований, выполненных китайскими учеными, показал успешность и перспективность современной практики интеграции информационных технологий в научно-образовательную среду университетов. Одной из насущных задач университетского образования на сегодняшний день, как в России, так и в Китае является создание системы открытого образования, обеспечивающего общенациональный доступ к мировым образовательным ресурсам на базе информационных технологий и сетевого взаимодействия. Разработка и внедрение инновационных технологий дает возможность создания ка-
чественно новой научно-образовательной среды университетов как информационной образовательной среды без границ, как системы, позволяющей с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию, такие как гибкость организационных форм, индивидуализация содержания образования, интенсификация процесса обучения и обмена информацией.
Диффузия инновационных технологий в образовании, по-видимому, необходима для любой страны в соответствии с потребностями новой мировой экономики, которая, согласно М. Кастеллсу, становится информационной, глобальной и сетевой [8]. Россия и Китай как и многие страны мирового сообщества, хотят создать и развивать информационное общество и информационную экономику, которая отражает национальные культуру и потребности, а также возможность выбирать оптимальную роль в глобальном сообществе.
Исследование выполнено при поддержке РГНФ по проекту 16-06-00083 «Становление и развитие научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России».
Литература
1. Галимов А.М., Кашапов Н.Ф., Маханько А.Ф. Управление инновационной деятельностью в вузе: проблемы и перспективы // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» - 2012. - V.15. - №4.
- C.625-636. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
2. Гудкова А.А., Ю.М.Баткилина. Формирование и развитие региональных инновационно
- технологических кластеров // Научное, экспертно - аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. Труды Шестой Всероссийской научно - практической конференции, М.- 2010. - Часть 2. - С. 190 - 193.
3. Ефимов П. П., Костин В. Н. Сущность инновационной образовательной среды вуза // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 502-506.
4. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников. 2004.— № 2-3. 72 с.
5. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000. 230 с
6. Филиппов И. Вузовские кластеры на практике // Intelligent Enterprise. - 2012. - №4(238). URL: http://www.iemag.ru/analitics/detail_print.php?ID=25820&PRINT=Y
7. Чжэн Хайсян, Ци Хайце. Новая модель образования учителя в XXI веке // Вестник университета. 2003. № 2. С. 26-32.
8. Castalls Manuel. The information Age: Economy, Society and Culture. Vol I-III Oxford. 19961998. Русский пер. Кастелльс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура.- М.: ГУ - Высшая школа экономики.-2000.
9. Ding, X., Niu, J., & Han, Y. (2010). Research on distance education development in China. British Journal of Educational Technology, 41(4), 582-592
10. Group, R. (2010). Monographic research reports on construction and application of educational informatization in China. Bejing, China: Higher Education Press. Hsu, S., & Kuan, P.-Y. (2013)