МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО АТР
(на примере образовательного сотрудничества
с КНР)
Т.Л. Гурулева
Институт Дальнего Востока Российской академии наук ул. Нахимовский проспект, 32, Москва, Россия, 117997
Статья посвящена рассмотрению процессов формирования образовательного пространства АТР и роли России в образовательной интеграции региона. Изучено участие России в сотрудничестве стран АТР в области высшего образования. Автор показывает формирование нового международного поликультурного образовательного региона Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая, исследовать предпосылки его формирования. Особое внимание уделяется роли Форума ректоров высших учебных заведений Дальнего Востока и Сибири РФ и Северо-Восточных провинций КНР.
Ключевые слова: единое образовательное пространство АТР, сотрудничество со странами АТР в области высшего образования, азиатская интеграция, новый международный поликультурный образовательный регион Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая.
Интеграция в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО), так же как и в Европейское научное пространство, предоставляет России широкую возможность для развития образовательного и научного сотрудничества с ЕС, повышения качества и конкурентоспособности российского образования, усиления позиций российской науки на мировой арене.
Однако, признавая необходимость и значимость европейской интеграции, российские ученые подчеркивают, что «при формулировании и претворении в жизнь политики РФ в отношении стран АТР... необходимо принимать во внимание специфику исторического опыта становления России в качестве евроазиатского государства, не допуская „отставания" азиатского вектора внешней политики от европейского „собрата", обеспечивая сбалансированную „бинаправленность" — европейскую и азиатскую — внешней политики нашей страны. Только видение
Российского государства в евразийском контексте дает необходимую методологическую основу для разработки геополитически и геоэкономически сбалансированной реалистичной стратегии развития» [Титаренко 2008:14].
Президент России В.В. Путин на саммите АТЭС 2012 г. в г. Владивостоке отметил: «Сегодня и для России, и для всех экономик АТЭС ключевой вызов — это поддержание устойчивых темпов роста. Именно качественного роста, с акцентом на инновации и развитие человеческого потенциала. Считаю, что нам нужно использовать все преимущества партнерства в этих сферах. Снимать барьеры для движения идей, знаний и технологий, координировать научную политику и совместно формировать перспективные инновационные рынки. Конечно, особое внимание необходимо уделить образованию. Россия предлагает организовать сетевое взаимодействие университетов, создать условия для повышения академической мобильности, обмена преподавателями и студентами. Считаем, что уже сейчас необходимо прорабатывать идею формирования единого образовательного пространства в АТР. Наша страна исторически, географически — неотъемлемая часть АТР. Полноформатный выход на азиатско-тихоокеанское пространство мы рассматриваем как важнейший залог успешного будущего России, развития сибирских и дальневосточных регионов»1.
Украинский кризис и последовавшее охлаждение отношений России с США и Европейским Союзом, а также введение ими санкций в отношении нашей страны еще раз подтвердили стратегическую важность азиатской интеграции для России. В связи с этим российские устремления на Восток стали приобретать все более конкретную реализацию.
Азиатское-тихоокеанское образовательное сотрудничество идет по пути взаимной интеграции образовательных систем стран региона. Россия принимает в нем активное участие. Образовательное взаимодействие осуществляется как на уровне правительств стран АТР, так и на уровне университетов. Образовательная интеграция обеспечивается деятельностью международных организаций, международных форумов, региональных межправительственных и неправительственных организаций, всемирных конференций по высшему образованию, региональных семинаров и конференций по признанию дипломов и степеней.
Важнейшую роль в обеспечении образовательной интеграции в регионе сыграла Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана, принятая ЮНЕСКО в декабре 1983 г. в Бангкоке и ратифицированная примерно 20 странами.
26 ноября 2011 г. в Токио была принята новая Конвенция Азиатско-Тихоокеанского региона о признании квалификаций высшего образования, которая при-
1 Россия рассматривает полноформатный выход в АТР как важнейший залог успешного будущего, заявил президент РФ [Russia sees full-access to the Asia-Pacific region as the most important key to a successful future, said the president of the Russian Federation]. Available at: http://itar-tass.com/ archivethemes/600158.
звана заменить конвенцию 1983 г. Прообразом Токийской конвенции стала Лиссабонская конвенция ЮНЕСКО о признании квалификаций (принята в 1997 г., 57 стран-участниц).
В новой Конвенции были учтены следующие положения Лиссабонской конвенции: учреждение (или обеспечение функционирования) каждой участвующей стороной собственного национального информационного центра по признанию, который будет предоставлять авторитетную и точную информацию о национальной системе образования и выдаваемых дипломах/квалификациях; разработка и внедрение в практику национальных квалификационных рамок и унифицированного приложения к диплому. Токийскую конвенцию уже подписали Армения, Бангладеш, Камбоджа, КНР, Лаос, РК, Тимор и Турция. В настоящее время процедура ратификации новой «Азиатско-Тихоокеанской региональной конвенции о признании квалификаций в области высшего образования» является открытой.
Международный экономический форум АТЭС также оказывает значимое влияние на образовательные интеграционные процессы в АТР.
В 2012 г. саммит проходил в России в г. Владивостоке. По итогам была принята Декларация, в Приложении D («Развитие взаимодействия в трансграничном образовании») которой подчеркнуто, что страны-участницы поощряют дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере образования и обмена образовательными ресурсами на добровольной основе, в соответствии с ситуацией отдельных экономик АТЭС в области усиления студенческой мобильности, мобильности исследователей и поставщиков образования, а также призывают к улучшению существующей сети двусторонних договоров1.
В декларации саммита АТЭС 2013, прошедшего на о. Бали, отмечено, что участницы форума намерены увеличить к 2020 г. обмен студентами между университетами экономик АТЭС до 1 миллиона человек в год; поддерживать дальнейшие шаги по повышению мобильности студентов, исследователей и поставщиков образовательных услуг, а также по развитию сети существующих двусторонних соглашений в сфере образования [Федоровский 2013].
В регионе также существует несколько организаций, деятельность которых направлена на расширение студенческой и преподавательской мобильности. К ним относятся: организация «Университетская мобильность в АТР» (University Mobility in Asia and The Pacific (UMAP)), Ассоциация тихоокеанских университетов (Association of Pacific Rim Universities (APRU), Азиатско-Тихоокеанская ассоциация международного образования (Asia-Pacific Association for International Education (APAIE)), Международная ассоциация транспортных университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона (МАТУ АТР) (International Association of Transport Universities of Asian-Pacific Countries) и др.
Процессы образовательной интеграции происходят и в Азиатском регионе и его субрегионах.
1 Приложение D. Развитие взаимодействия в трансграничном образовании. [Appendix D. The development of cooperation in cross-border education]. Available at: http://rus.apec2012.ru.
В 2013 г. была образована Ассоциация азиатских университетов, обозначившая себя основой для формирования единого образовательного пространства в азиатском регионе, мощным импульсом интеграционных процессов в сфере высшего образования, расширения академической мобильности и культурных связей. Членами ассоциации стали 7 стран: Россия, Китай, Армения, Казахстан, Киргизия, Монголия, Таджикистан.
Активизируется сотрудничество в сфере образования на субрегиональном уровне — Юго-Восточной, Восточной, Северо-Восточной и Центральной Азии.
На образовательную интеграцию в регионе оказывает большое влияние региональная межправительственная организация стран Юго-Восточной Азии — АСЕАН.
В 1995 г. была образована Университетская сеть АСЕАН (AUN), секретариат которой находится в Бангкоке. В настоящее время в нее входит 22 университета из 10 стран региона. Основная цель — унификация стандартов образования и совместное развитие образовательных и исследовательских программ. В рамках этой университетской сети действует система перезачета кредитов ACTS, которая направлена на создание единого механизма, обеспечивающего взаимное признание квалификаций и увеличение студенческой и преподавательской мобильности.
Для взаимодействия президентов ведущих исследовательских университетов Восточной Азии и организации взаимных обменов между основными вузами региона в 1996 г. создана региональная организация — Ассоциация исследовательских университетов Восточной Азии (Association of East Asian Research Universities (AEARU)). В нее входят президенты 17 ведущих университетов Китая, Японии, Кореи, Гонконга и Тайваня. Деятельность организации включает проведение семинаров, студенческих летних школ, студенческих олимпиад, международных симпозиумов.
В 2002 г. образована региональная международная организация — Форум президентов университетов Северо-Восточной Азии (Northeast Asian Forum of University Presidents (NAFUP)). В ее целях — вовлечение университетов стран СевероВосточной Азии в сотрудничество, укрепление взаимоотношений между этими университетами, содействие взаимопониманию культур разных народов, развитие образования, науки, культуры, экономики и других сфер деятельности, содействие устойчивому развитию стран Северо-Восточной Азии. В организацию входят ректора и председатели совета попечителей университетов КНР (включая Тайвань), КНДР, РК, Японии, Монголии и РФ.
В регионе Восточной и Центральной Азии в рамках региональной международной организации ШОС с 2009 г. действует Университет ШОС (УШОС), включающий 82 университета из Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Беларуси. УШОС — сетевой университет, международная образовательная программа, предоставляющая студентам возможность в течение всего периода обучения осваивать выбранное направление в нескольких вузах, входящих в систему УШОС. Его цель — совместная подготовка высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по направлениям,
представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития стран — членов ШОС. В УШОС входят следующие направления: регио-новедение, ^-технологии, нанотехнологии, энергетика, экология, экономика, педагогика.
Образовательное сотрудничество осуществляется и на двусторонней основе. Так, университеты России активно сотрудничают с вузами КНР, для которых взаимодействие с нашей страной является одним из ключевых направлений в международной образовательной деятельности.
Одним из регионов России, принимающих активное участие в международном сотрудничестве с КНР, является регион Сибири и Дальнего Востока. Для оптимизации процесса дальнейшего международного образовательного сотрудничества и определения наиболее перспективных направлений образовательной деятельности между вузами Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая в регионе на постоянной основе проводятся различные международные научно-практические конференции, симпозиумы и форумы по вопросам международного образовательного сотрудничества.
Наиболее заметным событием такого рода является международный Форум ректоров высших учебных заведений Дальнего Востока и Сибири РФ и СевероВосточных провинций КНР. Этот проект начинался в 1993 г. как российско-китайское совещание ректоров высших учебных заведений Восточного региона России и провинции Хэйлунцзян в г. Хабаровске. На сегодняшний день состоялось одиннадцать Форумов — в Хабаровске, Харбине (КНР), Владивостоке, Даляне (КНР), Чанчуне (КНР) и Благовещенске.
Форум рассматривает проблемы сотрудничества в области образования и науки: вопросы реализации совместных образовательных программ, взаимного обмена студентами и преподавателями, их академической мобильности, сетевого взаимодействия университетов, научно-технического и инновационного сотрудничества, а также правовые вопросы, связанные с научно-образовательным взаимодействием.
На базе Форума в 2012 г. была утверждена Ассоциация вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных регионов Китая. Вузами-учредителями Ассоциации по поручению профильных министерств двух стран стали Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск) от России и Северо-Восточный сельскохозяйственный университет (г. Харбин) от Китая.
Образовательные процессы, происходящие на обозначенной территории, на наш взгляд, являются показателем формирования нового международного поликультурного образовательного региона, включающего Сибирь и Дальний Восток РФ и Северо-Восточные провинции КНР [Гурулева 2012; Гурулева 2013; Гурулева 2010; Гурулева 2009].
Трактовка понятия «регион» различными учеными неоднозначна. Этот вопрос рассматривался в исследовании Е.Г. Ефимовой, которая пришла к выводу, что наиболее универсальный подход к определению этого понятия предложил А.Г. Гран-берг, рассматривавший под регионом «определенную территорию, отличающуюся
от других территорий по ряду признаков и обладающую некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов» [Ефимова 2009]. По оценке Э.Д. Днепрова, образовательный регион выступает как «... основной интегральный, опорный элемент образовательной жизни и развития образования» [Днепров 1996: 213]. По мнению Е.В. Бондаревской, в качестве систематизирующего признака, обозначающего образовательный регион, используется признак наличия общих целей субъектов образования [Бондаревская 1997].
Образовательные регионы не совпадают с административными, они экстерриториальны и включают образовательные учреждения, исследовательские и проектные центры, службы обеспечения, локальные образовательные сети, расположенные на разных территориях.
Понятие «международный регион» исследовалось А.А. Казанцевым, Е.Г. Ефимовой и др. Международный регион, по определению Е.Г. Ефимовой, «представляется очерченным пространством, накопителем определенных межстрановых отношений... С территориальной точки зрения международный регион представляет собой географическую область, признанный элемент системы международных экономических отношений, который складывается в крупных политико-географических зонах» [Ефимова 2009].
Следовательно, на основании данных определений мы можем заключить, что международный образовательный регион — основной интегральный, опорный элемент образовательной жизни и развития образования, с территориальной точки зрения представляющий географическую область; признанный элемент системы международных отношений (экономических и иных), который складывается в крупных политико-географических зонах, системообразующим признаком которого является совместная образовательная деятельность совокупных субъектов образования по достижению единых целей. Характеристика образовательного региона как международного закономерно добавляет ему поликультурное качество, поскольку международный образовательный регион существует поверх государственных границ, интегрируя различные страны, культуры и цивилизации.
Исходя из полученного определения заключаем, что доказательствами формирования нового международного поликультурного образовательного региона Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая являются следующие положения:
— названный регион представляет собой географическую область, признанный элемент системы международных отношений (экономических и иных), который складывается в крупной политико-географической зоне. Доказательством этому служит одобренная 23 сентября 2009 г. Президентом РФ Д.А. Медведевым и Председателем КНР Ху Цзиньтао «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009—2018 годы)». Существование этой программы, Форума ректоров высших учебных заведений Дальнего Востока и Сибири РФ и Северо-Восточных провинций КНР и других проектов показывает, что названный регион Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных
провинций Китая является признанным элементом системы международных отношений (экономических, образовательных и иных);
— названный регион имеет общую цель укрепления дружбы и взаимопонимания между народами России и Китая, обогащения образовательных систем двух стран, способствующую социально-экономическому соразвитию и сопро-цветанию приграничных регионов (на основании анализа материалов Форума ректоров);
— названный регион постепенно становится основным интегральным, опорным элементом образовательной жизни и развития образования приграничных территорий РФ и КНР, поскольку уже сейчас очевидно наличие успехов, достигнутых в международной образовательной деятельности региона: повышение конкурентоспособности вузов двух стран, повышение научно-инновационного потенциала вузов и уровня научных исследований; повышение качества подготовки специалистов в вузах двух стран; установление дружеских, партнерских отношений между вузами на благо их соразвития в противовес жесткой конкуренции; интеграция вузов региона в мировое образовательное пространство (на основании анализа материалов Форумов ректоров).
Предпосылками успешного формирования названного международного поликультурного образовательного региона можно назвать:
1. Специфику современной системы образования Китая. В начальный период проведения реформ открытости Китай отказался от советской модели высшего образования и начал внедрение системы западноевропейского и американского образца. Так модернизация высшего образования в Китае пошла по пути кросс-культурного взаимодействия с Западом. Из западной системы образования Китай активно перенимает идею ценности научного познания, осознавая при этом негативные проявления позитивизма и прагматизма западного мировоззрения в сфере образования — установку на гонку технологий, утрату связи человека с природой. При этом Китай остается на позициях традиционного конфуцианского мировоззрения, поэтому в основе китайской образовательной системы сохраняется идея социального служения личности, подчинения интересов индивида интересам общества. Таким образом, современный Китай соединяет в системе высшего образования национальные традиции и мировые достижения так, что при сохранении традиционных установок конфуцианства личность могла стать квалифицированным специалистом, наделенным научным и практическим знанием и навыками и высокими профессиональными компетенциями [Чжэн Чжилянь 2006].
2. Некоторые схожие черты систем высшего образования России и Китая.
Вхождение России в Болонский процесс и ориентация Китая на западноевропейскую и американскую модели образования создают некоторые сходные черты образовательных систем наших стран, закладывающие базу для реализации активного сотрудничества. Этими чертами являются:
— похожая уровневая система высшего образования в России и Китае. В высших учебных заведениях Китая реализуются основные программы бакалавриата продолжительностью 4—6 лет. Постдипломное образование подразумевает маги-
стерскую подготовку с присвоением ученой степени магистра и реализацию докторских программ с присвоением ученой степени доктора;
— похожая система зачетных единиц. В Китае также используется система зачетных единиц, подобная системе ECTS, используемой в России;
— сопоставимая балльно-рейтинговая система оценивания знаний. В Китае существует 100-балльная система оценок, которая может иметь и «буквенный» эквивалент ^ (100—85), B (84—75), C (74—60), D (59—0)). Буквенный эквивалент может быть соотнесен с четырехбалльной системой оценивания, принятой в российских вузах;
— похожая система оценки качества образования. В высшем образовании Китая оценка качества производится на предмет установления соответствия деятельности вузов образовательным стандартам, разработанным Государственной комиссией по образованию. Оценка деятельности при этом осуществляется по совокупности трех форм: самооценки, оценки органом управления и социальной оценки со стороны потребителей и общественности. Похожая система оценки деятельности вузов существует и в России;
— похожие механизмы управления системой образования. В Китае функциями государства являются создание единой системы государственных экзаменов, учреждение системы выдачи дипломов и ученых степеней, инспекционной системы, а также системы аккредитации учебных заведений. Схожие элементы системы управления образованием есть и в России.
3. Заинтересованность Китая в изучении и использовании опыта России в организации высшего профессионального образования.
Китайские ученые в своих исследованиях подчеркивают, что для Китая может быть полезным опыт России в следующих областях: создание единого образовательного пространства; введение системы образовательных стандартов с акцентом как на базовые, так и на современные комплексные дисциплины и интегративные учебные курсы; организация системы непрерывного профессионального образования [Хэ Сяоган 2004].
Китайские коллеги проявляют заинтересованность в научно-образовательном сотрудничестве по большому числу направлений: подготовка специалистов по прямым договорам между вузами двух стран; реализация совместных образовательных программ; совместная разработка и обмен учебно-методическими материалами и комплексами; реализация краткосрочных образовательных программ; взаимообмен на грантовой основе ведущими учеными для чтения курсов по наиболее актуальным направлениям науки, техники и технологий; обмен студентами и преподавателями, научными работниками и т.д.
4. Желание и готовность российских и китайских коллег выявлять и решать проблемы, возникающие в процессе международного образовательного сотрудничества.
В процессе образовательного сотрудничества в названном регионе возникает целый ряд проблем, от решения которых зависит дальнейшее развитие и углубление сотрудничества. Анализ материалов конференций, форумов по вопросам
образовательного сотрудничества региона Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая показал, что одной из наиболее серьезных проблем учеными считается недостаток специалистов, владеющих китайским и русским языками, особенно в научно-технической области, в области разработки высоких технологий.
Среди других проблем называются отсутствие взаимного признания квалификаций и степеней высшего образования; сложности создания учебных планов совместных образовательных программ из-за несоответствия государственных образовательных стандартов двух стран; несоответствие учебных программ вузов-партнеров; низкое качество учебно-методических комплексов, не учитывающих специфику учебных дисциплин за рубежом; невысокое качество набираемого контингента для прохождения обучения за рубежом; проблема социально-психологической и культурной адаптации студентов за рубежом; отсутствие системы взаимозачета зачетных единиц и др. [Ван Цзюнь 2009; Ли Юйлинь 2009; У Го-чунь 2009].
На совместных международных конференциях, симпозиумах и форумах российские и китайские коллеги предлагают различные пути решения существующих проблем. Одним из наиболее эффективных путей решения проблем предлагается повышение уровня сотрудничества двух стан в области высшего образования до уровня государственной стратегии.
5. Стратегическая заинтересованность России и Китая в экономическом подъеме и развитии Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая.
Правительства двух стран осознают стратегическую важность развития названного региона, примером тому служит «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009—2018 годы)». Правительствами двух стран предпринимаются серьезные шаги к согласованию путей реализации программы, что, безусловно, создает предпосылки взаимной экономической интеграции названных регионов и является экономической основой для формирования международного поликультурного образовательного региона Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая.
В настоящее время происходят процессы сближения ЕПВО и образовательного пространства АТР. Например, политический и экономический форум государств Европы и Азии (Asia-Europe Meeting (ASEM)) одобрил инициативу установления моста между странами ЕПВО и странами-участниками Токийской конвенции о признании1 и приступил к разработке Декларации о взаимном сотруд-
1 Лукичев Г.А. Новые международно-правовые акты по признанию квалификаций для государств Азиатско-Тихоокеанского региона и АТЭС. [Lukichev G.A. Novye mezhdunarodno-pravovye akty po priznaniyu kvalifikatsii dlya gosudarstv Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona
i ATES [New international legal instruments for the recognition of qualifications for the Asia-Pacific region and APEC]]. Available at: http://www.russianenic.ru/publications/19.html.
ничестве по признанию квалификаций высшего образования между Европейским и Азиатско-тихоокеанским регионами. Думается, что в процессе сближения образовательных систем Запада и Востока Россия как евразийское государство может играть ключевую роль. Важной стратегической задачей России в области развития образования в настоящее время является ее интеграция в образовательное пространство АТР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
[1] Бондаревская Е.В. Создание единого образовательного пространства как проблема образовательной политики в регионе. Практика и теория реконструкции муниципальной системы образования. Туапсе, 1997. С. 63. [Bondarevskaja E.V. Sozdanie edinogo obrazova-tel'nogo prostranstva kak problema obrazovatel'noi politiki v regione. Praktika i teoriya rekonstruktsii munitsipal'noi sistemy obrazovaniya. [The creation of a common educational space as the problem of educational policy in the region] Praktika i teorija rekonstrukcii munic-ipal'noj sistemy obrazovanija [The practice and theory of the reconstruction of the municipal education system.] Tuapse, 1997, P. 63].
[2] Ван Цзюнь. Поиск моделей международного научно-технического сотрудничества в вузах в контексте глобализации. VIII международный форум ректоров Дальнего Востока, Сибири РФ и Северо-Восточных провинций Китая. Далянь: Изд-во ДУИЯ, 2009. С. 112— 115. [Van Czjun' Poisk modelei mezhdunarodnogo nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva v vuzakh v kontekste globalizatsii [The creation of a common educational space as the problem of educational policy in the region] VIII mezhdunarodnyj forum rektorov Dal'nego Vostoka, Sibiri RF i Severo-Vostochnyh provincij Kitaja [VIII International Forum of Rectors of the Far East, Siberia, Russia and North Eastern provinces of China.] Daljan': Izd-vo DUIJa, 2009, P. 112—115].
[3] Гурулева Т.Л. Китай в контексте приграничного сотрудничества. Китай глазами российских друзей. М.: ИД «Форум», 2012. С. 224—238 [Guruleva T.L. Kitai v kontekste pri-granichnogo sotrudnichestva [China in the context of cross-border cooperation] Kitai glazami rossiiskikh druzei [China through the eyes of Russian friends] Moscow: ID «Forum», 2012, P. 224—238].
[4] Гурулева Т.Л. Научные проекты на приграничных территориях в условиях российско-китайского взаимодействия. Азиатское иллюстрированное обозрение: Россия и Китай. 2013. № 11. С. 28—31 [Guruleva T.L. Nauchnye proekty na prigranichnykh territoriyakh v usloviyakh rossiisko-kitaiskogo vzaimodeistviya. [Research projects in the border areas under Russian-Chinese cooperation] Aziatskoe illjustrirovannoe obozrenie: Rossija i Kitaj [Asian Illustrated Review: Russia and China] 2013, № 11, P. 28—31].
[5] Гурулева Т.Л. Становление и развитие нового лингвистического направления в контексте российско-китайского межцивилизационного взаимодействия. Проблемы Дальнего Востока, 2010. № 5. С. 158—163 [Guruleva T.L. Stanovlenie i razvitie novogo lingvisticheskogo napravleniya v kontekste rossiisko-kitaiskogo mezhtsivilizatsionnogo vzaimodeistviya. [Formation and development of new linguistic trends in the context of Russian-Chinese interaction between civilizations] Problemy Dal'nego Vostoka [The issues of Far East] 2010, № 5, P. 158—163]
[6] Гурулева Т.Л. Формирование международного поликультурного образовательного региона Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая. Вестник Читинского государственного университета. 2009. № 6 (57). С. 85—93 [Guruleva T.L.
Formirovanie mezhdunarodnogo polikul'turnogo obrazovatel'nogo regiona Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossii i Severo-Vostochnykh provintsii Kitaya [Formation of an international multicultural education in the region of Siberia and the Russian Far East and northeastern provinces of China] Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta [Journal of Chita State University] 2009, № 6 (57), P. 85—93].
[7] Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М.: Наука, 1996. С. 244—245. [Dneprov Je.D. Shkol'naya reforma mezhdu «vchera» i «zavtra». [School reform between "yesterday" and "tomorrow"]. Moscow: Nauka, 1996, P. 244—245].
[8] Ефимова Е.Г. Транспортная инфраструктура региона Балтийского моря в системе международных хозяйственных связей. СПб., 2009. [Efimova E.G. Transportnaya infrastruk-tura regiona Baltiiskogo morya v sisteme mezhdunarodnykh khozyaistvennykh svyazei [Transport infrastructure in the Baltic Sea in international economic relations] Saint-Petersburg, 2009].
[9] Ли Юйлинь. Стратегическое размышление о сотрудничестве в области высшего образования между Китаем и Россией на новом этапе. VIII международный форум ректоров Дальнего Востока, Сибири РФ и Северо-Восточных провинций Китая. Далянь: Изд-во ДУИЯ, 2009. С. 115—117 [Li Jujlin' Strategicheskoe razmyshlenie o sotrudnichestve v oblasti vysshego obrazovaniya mezhdu Kitaem i Rossiei na novom etape. [Strategic thinking on cooperation in the field of higher education between China and Russia on the new stage] VIII mezh-dunarodnyj forum rektorov Dal'nego Vostoka, Sibiri RF i Severo-Vostochnyh provincij Kitaja [VIII International Forum of Rectors of the Far East, Siberia, Russia and North Eastern provinces of China] Daljan': Izd-vo DUIJa, 2009, P. 115—117].
[10] Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. М.: Памятники исторической мысли, 2008. [Titarenko M.L. Geopoliticheskoe znachenie Dal'nego Vostoka. Rossiya, Kitai i drugie strany Azii. [Geopolitical importance of the Far East. Russia, China and other Asian countries]. Moscow: Pamjatniki istoricheskoj mysli, 2008].
[11] У Гочунь. Подготовка высококачественного и творческого специалиста — миссия современного университета. VIII международный форум ректоров Дальнего Востока, Сибири РФ и Северо-Восточных провинций Китая. Далянь: Изд-во ДУИЯ, 2009. С. 107—110 [U Gochun'. Podgotovka vysokokachestvennogo i tvorcheskogo spetsialista — missiya sovre-mennogo universiteta [Preparation of high quality and creative professionals — the mission of the modern university] VIII mezhdunarodnyj forum rektorov Dal'nego Vostoka, Sibiri RF i Severo-Vostochnyh provincij Kitaja [VIII International Forum of Rectors of the Far East, Siberia, Russia and North Eastern provinces of China] Daljan': Izd-vo DUIJa, 2009, P. 107—110]
[12] Федоровский А.Н. Саммит АТЭС 2013: первые итоги. [Fedorovskij A.N. Sammit ATES 2013: pervye itogi. [APEC 2013: first results.]] Available at: http://www.imemo.ru/index.php? page_id=502&id=784.
[13] Хэ Сяоган. Становление и развитие системы высшего профессионально-технического образования в Китае. М., 2004. [Hje Sjaogan. Stanovlenie i razvitie sistemy vysshego profes-sional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya v Kitae. [Formation and development of higher vocational education in China. Moscow, 2004].
[14] Чжэн Чжилянь. Становление образования в контексте взаимодействия культуры Востока и Запада (на материале системы высшего образования в Китае). Владивосток, 2006. [Chzhjen Chzhiljan'. Stanovlenie obrazovaniya v kontekste vzaimodeistviya kul'tury Vostoka i Zapada (na materiale sistemy vysshego obrazovaniya v Kitae) [Formation of education in the context of interaction of culture of East and West (based on the system of higher education in China)] Vladivostok, 2006].
INTEGRATION OF RUSSIA INTO ASIA PACIFIC EDUCATIONAL SPACE (The Case of Russian-Chinese Cooperation)
T.L. Guruleva
Institute of Far Eastern Studies, Russian Academy of Sciences Nakhimovsky Av., 32, Moscow, Russia, 117997
The article considers the formational processes of APR educational space and role of Russia in educational integration of the region. Participation of Russia in cooperation of Asia-Pacific countries in the higher education is studied. The author proves the formation of the new international polycultural educational region of Siberia and the Far East of Russia and the Northeast provinces of China, and investigates prerequisites of its formation. The author identifies the following prerequisites specificity of the modern education system in China, the similarity of the higher education systems of Russia and China, China's interest in the study and use the experience of Russia in the organization of higher education, the desire and the willingness of the Russian and Chinese counterparts to identify and solve the problems arising in the process of international educational cooperation, the strategic interest of Russia and China in the economic recovery and development of Siberia and the Russian Far East and north-eastern provinces of China. Particular attention is paid to the role of the Forum of rectors of higher educational institutions of the Far East and Siberia of Russia and north-eastern provinces of China. The author concludes that currently there are processes of convergence of the EHEA and educational area of APR. This can be illustrated by the initiative of establishing a bridge between the countries of the EHEA and the participating countries of the Tokyo Convention on the recognition, which was approved by the political and economic forum of European and Asian countries (Asia-Europe Meeting (ASEM)).
Key words: uniform educational space of APR, cooperation with Asia-Pacific countries in the higher education, Asian integration, new international polycultural educational region of Siberia and the Far East Russia and Northeast provinces of China.