Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ЧТЕНИЮ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ЧТЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПОНЯТИЙНО-ОБРАЗНОГО ЧТЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОГРУЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васев Дмитрий Валерьевич

Цель исследования - теоретически и методологически обосновать необходимость применения инновационных технологий приобщения к чтению студентов высшей школы. В исследовании раскрыта сущность технологий понятийно-образного чтения, коллективного погружения в художественный текст; описаны алгоритмы действий при применении инновационных технологий, интенсифицирующих познавательный процесс; обоснована эффективность использования предлагаемых технологий чтения в образовательном процессе. Научная новизна работы заключается в том, что разработаны алгоритмы применения технологий понятийно-образного чтения и коллективного погружения в художественный текст, направленные на приобщение студентов высшей школы к чтению. В результате доказано, что технологии понятийно-образного чтения и коллективного погружения в художественный текст применимы для учреждений высшего образования любого профиля и обеспечивают требуемый уровень качества подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR INVOLVING HIGHER SCHOOL STUDENTS IN READING

The aim of the study is to theoretically and methodologically substantiate the need of using innovative technologies to involve higher school students in reading. The paper reveals the essence of the technologies of conceptual and figurative reading, collective immersion in a literary text; algorithms of actions while applying the innovative technologies that intensify the cognitive process are described; the effectiveness of using the proposed reading technologies in the educational process is substantiated. The scientific novelty of the work lies in the fact that algorithms for applying the technologies of conceptual and figurative reading and collective immersion in a literary text aimed at involving higher school students in reading have been developed. As a result, it has been proved that the technologies of conceptual and figurative reading and collective immersion in a literary text are applicable to institutions of higher education of any profile and provide the required level of quality in training specialists.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ЧТЕНИЮ»

Зкратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 3. С. 313-318 | 2022. Volume 7. Issue 3. P. 313-318

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Инновационные технологии

приобщения студентов высшей школы к чтению

Васев Д. В.

Аннотация. Цель исследования - теоретически и методологически обосновать необходимость применения инновационных технологий приобщения к чтению студентов высшей школы. В исследовании раскрыта сущность технологий понятийно-образного чтения, коллективного погружения в художественный текст; описаны алгоритмы действий при применении инновационных технологий, интенсифицирующих познавательный процесс; обоснована эффективность использования предлагаемых технологий чтения в образовательном процессе. Научная новизна работы заключается в том, что разработаны алгоритмы применения технологий понятийно-образного чтения и коллективного погружения в художественный текст, направленные на приобщение студентов высшей школы к чтению. В результате доказано, что технологии понятийно-образного чтения и коллективного погружения в художественный текст применимы для учреждений высшего образования любого профиля и обеспечивают требуемый уровень качества подготовки специалистов.

EN

Innovative Technologies for Involving Higher School Students in Reading

Vasev D. V.

Abstract. The aim of the study is to theoretically and methodologically substantiate the need of using innovative technologies to involve higher school students in reading. The paper reveals the essence of the technologies of conceptual and figurative reading, collective immersion in a literary text; algorithms of actions while applying the innovative technologies that intensify the cognitive process are described; the effectiveness of using the proposed reading technologies in the educational process is substantiated. The scientific novelty of the work lies in the fact that algorithms for applying the technologies of conceptual and figurative reading and collective immersion in a literary text aimed at involving higher school students in reading have been developed. As a result, it has been proved that the technologies of conceptual and figurative reading and collective immersion in a literary text are applicable to institutions of higher education of any profile and provide the required level of quality in training specialists.

Введение

Развитие государств и их положение на мировом рынке в значительной мере зависят от культурно-профессионального уровня работников, их способностей к постоянному повышению квалификации, непрерывному самообразованию. Социально-экономическое развитие Российской Федерации ориентировано на «подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; на повышение статуса и качества чтения, читательской активности; развитие культурной и читательской компетентности молодежи, формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров» (Национальная доктрина..., 2000, с. 1). Развитие науки, совершенствование техники, новые технологии, гигантский рост информации - все эти и другие инновационные процессы требуют существенных изменений в подготовке специалистов с достаточным образовательным, профессиональным, экономическим и культурным уровнем.

С социальной точки зрения человечество стало уязвимым перед информационными воздействиями и манипуляциями со стороны информационно-коммуникативных сетей, организаций и отдельных индивидуумов. Молодежь, относящуюся к цифровому поколению (Net-generation), отличает клиповое мышление, фрагментарный характер осваиваемых знаний, поверхностное восприятие информации, неустойчивость процессов внимания, делегирование решения личных задач разнообразным «интеллектуальным устройствам»

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220058

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

(девайсам, гаджетам и т.п.). При таком положении дел мозг недозагружен вплоть до редукции многих его действий, связанных с памятью, ориентированием, концентрацией внимания, способностью к системному и углубленному познанию, к критическому мышлению, индуктивному анализу. В высшие учебные заведения поступают абитуриенты, имеющие достаточно высокий уровень подготовки, но при этом даже они не владеют навыками функционального чтения, предполагающего понимание содержания текста, умение выделять в нем главное, определять последовательность событий.

Ценностные доминанты высшей школы, актуализированные в профессиональной и социальной деятельности, предполагают преобразующую деятельность педагогов-преподавателей, направленную на изменение сознания, мировоззрения, психологии, нравственное воспитание личности; приобретение ею знаний, умений, навыков, опыта, компетенций, необходимых для осознанного получения профессии, жизни в обществе. Снижение уровня функциональной грамотности студентов, связанное с понижением интереса к чтению, проявляющееся в недостаточном владении русским языком, навыками чтения вслух и про себя; понимания и пересказа прочитанного, логичного письменного изложения материала, препятствует усвоению знаний, получению профессии. Все увеличивающийся объем информации усложняет процесс чтения; огромные информационные нагрузки приводят к быстрой утомляемости, ограничивают область собственно чтения. Без совершенствования и развития индивидуальных способностей в читательской деятельности, без поиска путей совершенствования учебно-воспитательного процесса невозможна эффективность обучения.

В условиях современной информационной среды в высших учебных заведениях возникла проблема, заключающаяся в недостаточном владении студентами письменной и читательской грамотностью для ценностно-смыслового освоения содержания образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть содержательную сущность технологий понятийно-образного чтения, коллективного погружения в художественный текст, содействующих приобщению к чтению студентов высшей школы;

- описать алгоритмы действий при применении технологий понятийно-образного чтения, коллективного погружения в художественный текст, интенсифицирующих познавательный процесс;

- обосновать эффективность использования разработанных инновационных технологий чтения.

Теоретической базой исследования являются:

- концепция проектирования педагогических технологий, диагностика качества дидактического процесса, разработанная Г. К. Селевко (1998), М. С. Фабриковым (2021);

- инкультурация в образовательном процессе посредством чтения: Д. В. Васев (2021);

- теория чтения, выполняющая функцию профессионализации, воспитания на всех этапах социализации личности: Ю. П. Мелентьева (2010), А. М. Левидов (1983).

Методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялось при помощи теоретических, эмпирических и математико-статистических методов, позволивших изучить проблему в динамике. Исследование проводилось в Пермском государственном институте культуры; в нем участвовало 387 студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- материалы исследования приумножили теоретико-методологическую базу научной интерпретации феномена культуры чтения;

- инновационные технологии чтения, гарантирующие прогнозируемый уровень образовательного результата, могут быть использованы при организации методической работы в образовательных учреждениях, в работе учреждений последипломного образования и повышения квалификации;

- в перспективе владение технологиями понятийно-образного чтения, коллективного погружения в художественный текст позволят поднять уровень профессионально-личностной подготовки студентов высшей школы.

Основная часть

Педагоги, стремясь повысить качество образования, применяют инновационные технологии, методы и средства обучения и воспитания. Технология чтения - оптимальная программа когнитивных действий в работе с текстом, позволяющая экономить время, помогающая быстрее усваивать и сохранять знания, воспитывающая культуру чтения. Алгоритмы выполняемых действий при чтении активизируют читательскую деятельность, служат основой запоминания и последующего воспроизведения прочитанного, повышают эффективность чтения, берут на себя технические функции, освобождая студента для творчества. Отталкиваясь от алгоритма, студенты сознательно определяют цели, задачи чтения, оценивают прочитанное, оттачивают мыслительные способности, формулируют своими словами текстовые суждения, что ведет к развитию речи. В зависимости от поставленных задач для каждой конкретной ситуации, каждого вида чтения выбирают одну или несколько технологий чтения, одна из которых может доминировать.

Технология понятийно-образного чтения

Теорию образного восприятия текста методологически обосновал А. М. Левидов (1983) в книге «Автор, образ, читатель». Выполненное им исследование было нацелено помочь читателям от непосредственного впечатления, полученного при чтении, перейти к глубокому пониманию прочитанного.

Русский физиолог И. П. Павлов (2011) утверждал, что словесно-знаковое обучение опирается на образное восприятие, которое, в свою очередь, требует активной деятельности органов чувств, их непосредственного контакта с окружающей средой, т.е. ведущие чувственные способности человека: видеть, слышать и двигаться - должны быть уравновешены. Культура личности тесно связана с культурой чтения и речи; слова обладают мощной энергетикой, они могут влиять на собеседников и позитивно, и негативно; заставляют ситуативно ориентировать речь; осознавать и регулировать силу воздействия слов при коммуникации. Нарушение взаимосвязи образного и речевого мышления приводит к утрате интеллектуальных возможностей человека. Исчезновение интереса к чтению связано с тем, что мозг затрудняется или не может выстроить образ на написанное слово, подсознательно это дает ощущение бессмысленности самого процесса чтения. Слова, обозначающие связи между предметами и явлениями окружающей жизни, устанавливающие временные, причинно-следственные отношения, выражающие нравственные правила, требования к поведению, играют ведущую роль в понимании текста. Слово социально по своей природе, его нельзя заменить вещью, а оно способно замещать те вещи, о которых мы говорим. Мысли, воплощенные в тексте, не всегда можно передать с помощью слов, но можно вызвать у собеседника схожие мысли и эмоции. Слова, фиксирующие опыт всего человечества, служат инструментом интериоризации - перемещения внешней деятельности во внутреннее осознание. Психика человека благодаря интериоризации способна оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве. Процесс, обратный интериориза-ции, - экстериоризация - воплощение умственных действий в материальный продукт, создание образа.

Активное внедрение медиасредств в образовательный процесс привело к тому, что студенты, используя уже готовые образы, не включают собственное воображение, оперируют терминологией, понятиями, иностранными словами, не понимая их смысла (иллюзия понимания). Воображение доступно каждому человеку, так как оно изначально органически заложено в человеческой психике. Целостный психический комплекс человеческих эмоциональных, интеллектуальных душевных сил: память, внимание, включая воображение, мысленно создают образ.

Цифровизация стала предпосылкой к формированию новой культуры чтения с учетом особенностей экранного текста, визуального ряда, полифонии и гипертекста. Понимание книги, ее социализирующее влияние реализуются непосредственно в процессе чтения. В изменившихся социокультурных и экономических условиях сформировалось экранное чтение, требующее информационно-медийной грамотности. Электронное (экранное) чтение - преимущественно деловое, учебное, коммуникационное и очень редко досугово-развлекательное. Использование коммуникативно-информационных ресурсов требует определенных навыков и финансовой состоятельности, связанной с приобретением и обслуживанием электронных устройств, тем не менее печатные книги не теряют своей значимости и востребованы наравне с электронными источниками. Сравнение экранной и книжной практик чтения представлено в Таблице 1.

Таблица 1. Сравнение экранной и книжной практик чтения

Показатели Экранное чтение Книжное чтение

Текст (по объему) сжатый развернутый

Восприятие текста поверхностное глубокое

Структура текста нарратив фактов, событий смысловая семантика

Достоверность относительная истинная

Трудоемкость готовая информация обработка текста

Реципиент зритель (вербально-визуальное) читатель

Прочтение текста однократное многократное

Работа с текстом индифферентное отношение интерпретация и анализ

Суггестивность управление сознанием развитие характера

Понятийно-образное чтение предполагает переход от «чтения словами» к «чтению понятиями» или «эмоционально-смысловыми образами»; что дает не просто некую сумму знаний, но и учит студентов правильно ставить вопросы и искать на них ответы, позволяет лучше понять себя и других при коммуникации. В процессе понятийно-образного чтения активизируется мыслительная деятельность, включающая воображение, эмоции, имеющиеся опыт и знания.

Алгоритм понятийно-образного чтения

1. Подготовка к занятию:

- прочесть текст, сформулировать основную идею или главный смысл текста;

- выделить в тексте понятийно-смысловые группы;

- перечитать текст, составляя уточняющие вопросы к каждой выделенной смысловой части текста;

- интерпретировать текст, объединяя в смысловое целое отдельные факты;

- мысленно представить складывающуюся картину: зрительно-вербальное восприятие ^ ощущение ^ чувства ^ понятийно-словесный образ.

2. Проведение занятия:

- выразительно художественно прочесть текст вслух (сначала кто-либо из студентов, затем преподаватель);

- разобрать, выяснить суть понятий, терминов, редко употребляемых слов и сочетаний, встречающихся в тексте;

- выявить причины происходящих действий, спрогнозировать возможные пути решения проблем;

- художественно пересказать текст или отдельные его фрагменты;

- обобщить прочитанный материал, сделать выводы.

Проведенное анкетирование показало: существенных различий во владении чтением между студентами сравниваемых групп на начало исследования нет. При применении понятийно-образного чтения вырос интерес к чтению, снизилась трудность освоения содержания программного материала; повысилось умение понимать и интерпретировать прочитанное (Таблица 2).

Таблица 2. Динамика мотивации читательской активности студентов при использовании технологии понятийно-образного чтения

Показатели Начало исследования Завершение исследования

балл КГ 1 курс балл ЭГ 1 курс балл КГ 4 курс балл ЭГ 4 курс

Интерес к чтению 1,56 1,75 3,85 4,15

Трудность освоения содержания изучаемой дисциплины 3,53 3,53 3,05 2,34

Результат применения инновационной технологии 2,25 2,37 3,71 4,46

Таким образом, инновационная понятийно-образная технология чтения целостна; воспроизводима в конкретных педагогических средах; адаптирована к личности студента и его познавательным способностям; применима к преподаванию дисциплин любого цикла - гуманитарного или технического. Понятийно-образное чтение стимулирует поиск и воплощение новых идей, мотивирует интерес к чтению, развивает речь, образное и логическое мышление, воображение, способствует познавательно-эмоциональному, эстетическому обогащению личности.

Технология коллективного погружения в художественный текст

В начале 20-х годов прошлого столетия русский педагог-психолог П. П. Блонский (1979), разработавший теорию трудового воспитания, ратовал за соединение теории с практикой. Суть предлагаемого им концентрированного обучения (погружения) была в том, чтобы без увеличения учебного времени учащиеся усвоили больший объем учебной информации за счет ее систематизации, обобщения, структурирования.

В 80-е годы XX века М. П. Щетинин (1986) включил в процесс обучения школьников технологию погружения П. П. Блонского (1979) как ведущую форму концентрированного обучения (погружения). В специализированных школах экспериментально применяли технологию погружения: эвристического - А. В. Хуторской (2011), межпредметного - А. И. Тубельский (2012), выездного - А. А. Остапенко (1995), образного -С. А. Терскова (1995), коллективного - С. Д. Месяц (1995), культурного - Е. Б. Евладова (1997). Коренное отличие разработанной в исследовании технологии коллективного погружения в художественный текст в том, что она, в сравнении с экспериментальным применением технологии погружения в школах, нацелена на профессионально-личностную подготовку специалистов и применима в любом учреждении высшего образования.

В высшие учебные заведения пришла учиться молодежь, считающая, что она умеет читать, но складывать буквы и слоги в слова не значит владеть свободным чтением; как следствие, наблюдаются бедность словарного запаса, эмоций, низкий уровень развития связной речи, трудности в аргументированном изложении мыслей, выражении своего мнения. Создание образов, мышление, чтение, письмо, говорение - способы существования сознания, форма межличностного общения, важные механизмы присущей только людям интеллектуальной деятельности. Технология коллективного погружения в художественный текст обязывает преподавателя владеть основами суггестопедии, способствующей высокой концентрации внимания, усилению творческих способностей студентов. Применение технологии коллективного погружения в художественный текст осуществляется при помощи психологических, дидактических, артистических средств, в частности художественного чтения. Преподаватель выразительно читает вслух изучаемый материал или отрывок из художественного произведения, пробуждая нестандартное восприятие текста студентами. Сама природа художественного чтения предполагает погружение в текст, что характеризует чтение как деятельность, способствующую развитию социальных качеств и связей. Художественное чтение дает студенту возможность стать соучастником действа, задуматься о том, что раньше, читая произведение, не замечал всей его красоты, содержательности и своеобразия. Педагог актуализирует нравственно-этические представления, чувства студентов; под его суггестивным воздействием интенсивно работает воображение студентов, вызывая яркие эмоциональные переживания, раскрывая новые грани проблем в уже известном материале. Творческое освоение содержания литературного произведения позволяет студентам вникнуть в идею произведения, определить свое отношение к событиям, поведению персонажей, оценить их в свете действующих моральных и культурных норм. У каждого поколения свои герои и идеалы, знаковые фигуры времени; восприятие произведения литературы постоянно изменяется; это связано с тем, что художественное произведение, оставаясь самим собой, обретает новый смысл, вступая во взаимодействие с новыми реалиями.

Алгоритм коллективного погружения в художественный текст

1. Подготовка к занятию:

- выбрать отрывок из предусмотренного программой литературного произведения;

- перечитать отрывок неоднократно про себя и вслух;

- изучить историю создания произведения (сведения об авторе, эпохе, отраженной в произведении, и т.п.);

- познакомиться с истолкованием произведения литературоведами;

- выделить главную идею, смысл сочинения, создать собственную концепцию произведения, которая станет основой интерпретации;

- проанализировать текст, размышляя по поводу содержания, формы текста.

2. Проведение занятия:

- художественное прочтение текста преподавателем или студентом;

- установление логической перспективы текста: выделение: начального состояния объекта - средств его преобразования - конечного состояния;

- определение содержания событий произведения и выявление возникающих отношений и противоречий в поведении персоналий;

- анализ мотивации действий персонажей, средств и способов их осуществления;

- оценка представленных в произведении действий с позиций автора, персонажей, читателя, соответствие этих действий сложившимся на данный период культурно-ценностным нормам;

- уточнение или корректирование первоначального подхода к содержанию текста;

- обсуждение, подведение итогов, коллективная рефлексия.

Следует отметить, что художественный текст не всегда имеет четко обозначенные пути разрешения конфликта, развязки действий, но в нем всегда есть тесная связь с реальной действительностью, представляющей собой целостную картину жизни (в драматических произведениях) или какое-либо целостное переживание (в лирических произведениях).

Таблица 3. Результативность применения технологии коллективного погружения в художественный текст

Показатели Результат

балл КГ 4 курс балл ЭГ 4 курс

Развитие воображения 3,6 4,3

Использование опыта и знаний, накопленных ранее 3,8 4,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Творческий подход к учебной деятельности 4,0 4,4

Укрепление памяти, внимания, мышления 3,6 3,9

Расширение знаний, кругозора, словарного запаса 3,8 4,4

Формирование коммуникативных умений 3,7 4,5

Стимулирование интеллектуального развития 4,0 4,3

Итоговый результат 3,8 4,3

Коллективное погружение в художественный текст воспринимается не столько информационно, сколько эмоционально, оказывая при этом познавательное, эстетическое, воспитательное воздействие. В культурно-образовательной среде высшего учебного заведения студенты постепенно становятся начитанными, грамотными и образованными участниками профессиональных, культурных, социальных, политических контекстов. Творческое осознанное освоение содержания текстов, их образное восприятие влияют на качество изучения и гуманитарных, и всех других дисциплин, изучаемых в высшей школе (Таблица 3).

Инновационные технологии понятийно-образного чтения, коллективного погружения в художественный текст прошли лонгитюдную проверку в Пермском государственном институте культуры и применялись в образовательном процессе ряда других высших учебных заведений г. Перми.

В результате применения разработанных технологий у студентов появился интерес, творческий подход к чтению; читая литературу, они приобрели умения сочетать рациональное и чувственное, логическое и эмоциональное; повысился уровень коммуникативной и общей культуры. Рекомендуемые технологии, не исключая важности понимания и восприятия текста в процессе чтения, нацелены на воспитательное, нравственное, творческое предназначение, выделяя:

- эмоциональную включенность в события, изображенные в тексте, сопереживание судьбам персонажей;

- способность откликаться на мысли и чувства действующих лиц своими эмоциями;

- соотнесение жизненных ассоциаций, создание идеалов духовно-нравственных достоинств человека.

Заключение

Чтение - важнейший ресурс качественного изменения студента, средство обучения, воспитания и развития, без которого невозможно преобразование науки, культуры, образования, производства. Свободное владение чтением влияет на интенсивность и качество учебного труда, профессионально-личностное становление студентов, формирование их социальной зрелости.

Чтение - творческий, развивающий вид деятельности, в процессе которого происходит извлечение информации из текста, передача и присвоение опыта, приобретенного человечеством в самых разнообразных областях социальной, трудовой и культурной жизни. Активное чтение письменной информации играет чрезвычайно важную роль, поскольку именно благодаря печатной продукции (в традиционном и электронном виде), письменным документам (рукописи, дневники, переписка - служебная, частная) происходит накопление социально значимой информации и знаний. Меняющийся характер чтения, новые читательские практики и инновационные технологии дают возможность видеть перспективы развития науки, техники, общества. Таким образом, можно сделать следующие выводы: инновационные технологии чтения повысят мотиваци-онный, когнитивный, деятельностный уровень студентов; расширится понятийно-категориальный аппарат чтения; свободное владение чтением обеспечит качественную подготовку специалистов, разовьет творческие способности, конкретизирует ценностные ориентации, обогатит культуру личности.

Перспективой дальнейшего исследования представляется изучение роли библиотекарей и педагогов в условиях расширяющегося потока информации, т.к. даже небольшое улучшение владения культурой чтения даст существенное повышение качества подготовки специалистов. При чтении происходит усвоение духовной, интеллектуальной культуры, познание человеком мира, осмысление своего назначения в обществе.

Источники | References

1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.

2. Васев Д. В. Чтение как полифункциональное явление культуры: монография. Пермь, 2021.

3. Евладова Е. Б. «Погружение» в культуру // Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / под ред. В. А. Караковского. М.: Сентябрь, 1997.

4. Левидов А. М. Автор, образ, читатель. СПб., 1983.

5. Мелентьева, Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. М.: Наука, 2010.

6. Месяц С. Д. Погружение - шаг в противоположность. Из опыта осмысления // Методика погружения: за и против: сб. науч.-метод. ст. / под ред. А. А. Остапенко. Краснодар: АЭСПК, 1995.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. 2000. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

8. Остапенко А. А. Погружение как средство реализации принципа целости // Методика погружения: за и против: сб. науч.-метод. ст. / под ред. А. А. Остапенко. Краснодар: АЭСПК, 1995.

9. Павлов И. П. Ответ физиолога психологам. СПб.: Северо-Запад, 2011.

10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

11. Терскова С. А. Тематическое погружение как основа формирования целостного мировоззрения // Методика погружения: за и против: сб. науч.-метод. ст. / под ред. А. А. Остапенко. Краснодар: АЭСПК, 1995.

12. Тубельский А. И. Школа будущего, построенная вместе с детьми / под. ред. А. М. Русакова. M.: Первое сентября, 2012.

13. Фабриков М. С. Современные образовательные технологии. Владимир, 2021.

14. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: в 5-ти т. М.: Эйдос, 2011. Т. 1. Научные основы.

15. Щетинин М. П. Объять необъятное: записки педагога. М.: Педагогика, 1986.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Васев Дмитрий Валерьевич1, к. пед. н., доц. 1 Пермский государственный институт культуры

Vasev Dmitry Valerievich1, PhD 1 Perm State Institute of Culture

1 vasevdima@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 04.03.2022; опубликовано (published): 29.04.2022.

Ключевые слова (keywords): технология понятийно-образного чтения; технология коллективного погружения в художественный текст; образовательный процесс в вузе; клиповое мышление; экранная культура; technology of conceptual and figurative reading; technology of collective immersion in literary text; educational process at higher school; clip thinking; screen culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.