Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ЧТЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ЧТЕНИЯ / УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васёв Дмитрий Валерьевич

Успешность образования напрямую связана с активным чтением, что требует создания новых технологий, способствующих развитию целостной, креативно мыслящей личности. Цифровизация стала предпосылкой к формированию новой культуры чтения с учетом особенностей экранного текста, визуального ряда, полифонии и гипертекста. Привлекательность современных технологий, сочетание традиционного и экранного чтения могут использоваться как средство мотивации и приобщения к чтению молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM OF MASTERING THE CULTURE OF READING

The success of education is directly related to active reading, which requires the creation of new technologies that contribute to the development of a holistic, creatively thinking person. Digitalization has become a prerequisite for the formation of a new reading culture, taking into account the features of the on-screen text, visual range, polyphony and hypertext. The attractiveness of modern technology, the combination of traditional and on-screen reading can be used as a means of motivation and familiarization with the reading of young people.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ

Васёв Дмитрий Валерьевич

Кандидат пед. наук, доцент

Пермский государственный институт культуры Пермь

SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM OF MASTERING THE CULTURE OF READING

Vasev Dmitry Valerevich

Candidate ped. sciences, associate professor Perm State cultural institute Perm

Аннотация

Успешность образования напрямую связана с активным чтением, что требует создания новых технологий, способствующих развитию целостной, креативно мыслящей личности. Цифровизация стала предпосылкой к формированию новой культуры чтения с учетом особенностей экранного текста, визуального ряда, полифонии и гипертекста. Привлекательность современных технологий, сочетание традиционного и экранного чтения могут использоваться как средство мотивации и приобщения к чтению молодёжи.

Abstract

The success of education is directly related to active reading, which requires the creation of new technologies that contribute to the development of a holistic, creatively thinking person. Digitalization has become a prerequisite for the formation of a new reading culture, taking into account the features of the on-screen text, visual range, polyphony and hypertext. The attractiveness of modern technology, the combination of traditional and on-screen reading can be used as a means of motivation and familiarization with the reading of young people.

Ключевые слова: кризис чтения, педагогическая технология, технологии чтения, успешность учебной и профессиональной деятельности.

Keywords: reading crisis, pedagogical technology, reading technology, the success of educational and professional activities.

Рост высокотехнологичных производств, информационных потоков и других инновационных процессов потребовал существенных изменений в подготовке кадров с достаточным образовательным,

профессиональным, экономическим и культурным уровнем. Становление информационного общества, появление новых медиасредств радикально изменило отношение к книге и чтению, наступил кризис чтения. Электронные устройства, гаджеты, используемые в основном для игр и просмотра развлекательных программ, вытеснили чтение, которое развивало память, аналитическое мышление, формировало через образы «книжных героев» морально-эстетические качества личности, способствовало получению социального опыта. Без определённой культуры чтения не может быть полноценного восприятия текста. Уникальность чтения в том, что оно формирует, развивает когнитивное и эмоциональное состояние личности. Без совершенствования и развития индивидуальных способностей в читательской деятельности, без поиска путей совершенствования учебно-воспитательного процесса невозможна эффективность обучения. Чтение в отличие от готовой информации из Интернета,

воспринимаемой без эмоций, будит мыслительную деятельность, оказывает эмоциональное воздействие на личность, влияет на формирование положительных человеческих качеств.

Преодоление сложившегося в настоящее время кризиса чтения первостепенная задача системы образования.

Владение знаниями в современных условиях настолько значимо, что они стали главным фактором развития общества, производства. Обучение в старших классах средней образовательной школы требует от учащихся осознанной самостоятельной работы над учебно-познавательной литературой, умений серьёзно работать с учебными текстами по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. Успешность образования напрямую связана с активным чтением, что требует создания новых технологий, способствующих развитию целостной, креативно мыслящей личности. В настоящее время применяется более ста технологий, каждая из которых, имея свои особенности, нацелена на достижение конкретного результата. Технологии чтения позволяют реализовать системно-деятельностный подход в обучении и лежат в основе формирования читательской культуры.

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и

интенсифицирующими деятельность

обучающихся, а в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Применение любой технологии чтения предусматривает выполнение действий предшествующих чтению текста, непосредственногочтения текста и

результирующих действий после прочтения текста. Выполнение действий предшествующих чтению текста связано с диагностикой фоновых знаний, навыков и умений чтения. Во время непосредственного чтения текста на основе применяемой технологии решаются

познавательно -коммуникативные задачи.

Результирующие действия направлены на проверку понимания прочитанного. Рассмотрим некоторые технологии чтения, обеспечивающие полноценное восприятие и понимание текста читателем.

Поисковое (просмотровое, сканирующее, быстрое, выборочное) чтение. Уже из названия ясно, что общее представление о читаемом материале складывается после прочтения заголовков, подзаголовков, отдельных абзацев. Цель поискового чтения - выбрать из текста необходимую информацию по определённой проблеме, объединить информацию по отдельным вопросам из нескольких текстов, найти в тексте или в массиве текстов интересующие данные: факты, характеристики, цифровые показатели, указания. Для поискового чтения необходимо умение ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, так как время нахождения информации ограничено; по прочтении текста принять решение - читать его полностью или нет. Поисковое чтение на бумажном носителе - это чтение «по диагонали», при чтении с электронного средства -автопоиск по ключевым словам.

Технология поискового чтения:

- внимательно прочесть название; сопоставить оглавление с названием;

- просмотреть начало каждой главы или абзаца, обращая особое внимание на соответствие содержания главному в тексте.

Поисковое чтение требует довольно высокой скорости чтения, свободного ориентирования в логико-смысловой структуре текста, умения извлекать и использовать материал источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

Ознакомительное ориентировочное чтение -установление в тексте наличия информации относящейся к определенной проблеме, представляющей для читающего интерес; антиципирует изучающее познающее чтение. Предваряя работу с текстом, читаем аннотацию, оглавление, предисловие, послесловие. Материал текста прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста, выделить ключевые слова, выбрать главные факты, обобщить содержание текста.

Технология обучения ознакомительному чтению:

- прочесть заголовок текста и по нему попытаться определить основную тему;

- выделить в тексте абзацы и определить степень важности каждого, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию и предложения, содержащие второстепенную информацию;

- обобщить информацию, выраженную в абзацах, в единое смысловое целое.

Изучающее (аналитическое) чтение нацелено на максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации, на вдумчивое её осмысление. При изучающем чтении происходят действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов; выполняются все виды свёртывания информации: создание текстов-экстрактов: аннотаций, рефератов, тезисов, конспектов, создание схем текстов; оценка прочитанного, присвоение новых знаний как собственных.

Технология изучающего чтения:

- прочитать текст, сформулировать основную тему, идею и вопросы, которые поднимаются в тексте;

- разделить текст на смысловые части, подобрать к каждой название и выделить основную мысль;

- написать аннотацию к тексту, опираясь на содержание прочитанного, акцентировать проблемы, поднимаемые в тексте, кратко пересказать текст или отрывок из него, используя лексику текста;

-связать информацию, полученную из прочитанного текста, с ранее изученным материалом, выявить взаимосвязь, общее и частное, сформулировать вопросы, вызвавшие затруднение в понимании текста;

- определить познавательную ценность прочитанного, прокомментировать показавшуюся наиболее интересной часть текста, констатировать новые знания, полученные из текста; предположить, как и где может быть использована полученная информация.

Для изучающего чтения характерна медленная неторопливая работа с текстом, анализирующее перечитывание отдельных фрагментов текста, дающее возможность понять логические связи в предложениях и между частями текста; оценить, информацию, сделать выводы.

Экранное чтение - чтение информации с электронных носителей, обладающих широкими аудио и визуальными ресурсами. При экранном чтении можно быстро просмотреть текст, получая общее о нём представление, знакомясь с отдельными абзацами, страницами; выделяя ключевые слова и понятия, ища конкретные данные. Экранное чтение даёт возможность выделить и скопировать отдельные фрагменты текста, требующие тщательного изучения.

Технология экранного чтения:

- задаём необходимые параметры, через поисковики одной или нескольких

систем получаем текст или интересующую информацию;

- параллельно с чтением конспектируем, копируя и видоизменяя необходимые фрагменты текста, за счёт многооконного режима;

-расширяем возможности чтения, превращая электронный текст в гипертекст, позволяющий переходить от одной части текста к другой, выбирать сукцессивность чтения;

- контролируем знания, продвигаясь по электронному тексту; в отдельных случаях движение может быть приостановлено тем, что в текст встроена обучающая программа.

При всех достоинствах экранного чтения оно по результатам исследований, проведённых в России и США, менее продуктивно, восприятие электронного текста на 20-30% ниже, чем при работе с текстом на бумажном носителе. Читая текст на бумаге, мы сами управляем процессом чтения - текст пассивен, а читатель активен; электронное чтение заставляет нас двигаться от ссылки к ссылке - текст активен и динамичен, ведёт собой. Занимаясь экранным чтением, читатель постоянно отвлекается на несколько дел одновременно, что, по мнению шведского нейрофизиолога Т. Клингберга, ведёт к перегрузке мозга. В цифровую эпоху, находясь в перенасыщенном информационном потоке и в условиях многозадачности, мозг не концентрируется ни на одной из них, что снижает глубину понимания только что прочитанного текста. Для разных задач нужны разные читательские навыки, и современный человек, чтобы быть успешным, должен справляться как с медленным аналитическим чтением при чтении на бумажном носителе, так и с более быстрым поверхностным экранным чтением.

Смысловое чтение - вдумчивое проникновение в текст с целью такого понимания материала, которое даёт возможность анализировать, сравнивать, сопоставлять и оценивать полученную ранее и новую информацию.

Технология смыслового чтения:

- восприятие информации, содержащейся в тексте, осмысление встречающихся

в тексте слов, высказываний, фрагментов;

- понимание текста - когнитивный процесс выявления литофонического содержания текста и соотнесение прочитанного с ценностно-смысловыми и мотивационно-волевыми качествами личности;

- интерпретация - выявление внутреннего смысла текста и обогащение его новым содержанием; оценка происходящих событий с точки зрения персонажей произведения, автора и читателя.

На глубину и точность восприятия текста оказывают влияние образованность,

эмоциональность, уровень читательской культуры; Л. С. Выготский подчёркивал «Содержание текста

всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта».

Критическое чтение требует от читателя полного понимания содержания текста, умения соотнести авторское мнение с личной точкой зрения, с собственным жизненным опытом. Критическое чтение заставляет читателя корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям. В 90-е годы XX века американские учёные К. Мередит, Дж.Стил, Ч.Темпл, С. Уолтер разработали технологию развития критического мышления (ТРКМ). Опираясь на эту технологию, педагоги-исследователи И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская создали технологию критического чтения, выделив ряд этапов.

Технология критического чтения.

I этап: актуализация:

-обновление имеющихся знаний;

- стимулирование интереса к получению новой информации;

- коммуницирование, постановка собственных целей обучения.

II этап: содержание:

-выделение новых информационных смыслов по теме;

- классификация информации по категориям знания;

- поддержание, развитие интереса к изучаемой теме.

III этап: рефлексия:

- анализ новой информации;

- творческая переработка новой информации, расширению информационного поля;

- сравнительная оценка изученной информации, выработка собственной позиции.

Критическое чтение развивает мышление, необходимое не только в учёбе, но и в повседневной жизни.

Понятийно-образная технология чтения. Понятийно-образная технология чтения применима к преподаванию дисциплин любого цикла - гуманитарного или технического. Специалист, приступая к решению поставленных специфических задач, неизбежно сталкивается с методологическими вопросами, теоретическими построениями, эмпирическим опытом.

Эффективность учебной деятельности невозможна без основательного знания понятий и правил, которые регулируют эти понятия, выбора пути перехода понятий в суждения, а суждений в логически связанную систему. Составить правильную картину окружающего нас мира помогает диалектическая философия через понятие - формы человеческого мышления, отражающей в общих чертах суть явлений и предметов окружающего нас реального мира, выделяя среди них как общие, так и специфические признаки, и закрепляя полученный опыт в определениях, которые дают точное толкование какого-либо понятия. При чтении головной мозг в результате

переработки информации с помощью органов чувств создаёт зримый образ, складывающуюся обобщённую картину ситуаций, явлений, предметов. Образное чтение реализуется с помощью механизма представления,

мыслительных процессов, формирующих целостную картину описываемого. Способность к творению образов уникальна, ею наделён только человек. Создаваемый при чтении образ имеет свойство влиять на формирование характера, поведение, мировоззрение отдельной личности. Понятийно-образное чтение даёт не просто некую сумму знаний, оно учит правильно ставить вопросы и искать на них ответы, позволяет лучше понять себя и других при коммуникации.

Технология понятийно-образного чтения:

- первичное восприятие текста, формулирование основной идеи или совокупности главных смыслов;

- логическое выделение понятийно-смысловых групп;

- медленное, вдумчивое прочтение каждого фрагмента с постановкой

уточняющих вопросов к смысловым частям;

- объединение в общую картину, смысловое целое отдельных фактов текста;

- создание мысленно-графической картинки образа: зрительное восприятие ^ ощущение ^ чувства ^ понятийно-словесный образ;

- осмысление причин происходящего и образное представление возможных путей решения проблем;

- образное представление пересказа текста или отдельных фрагментов и их описание;

- обобщение прочитанного, выявление заложенных в нём смыслов.

Понятийно-образное чтение, визуализируя текст, даёт шанс на воплощение новых идей, мотивирует интерес к чтению, расширяет кругозор, способствует познавательно-эмоциональному обогащению личности.

Владение перечисленными технологиями чтения позволяет свободно переходить от одной технологии чтения к другой, так называемому контекстному чтению. Для расширения кругозора в конкретных областях научного знания применяется поддерживающее (компетентностное) чтение научной литературы по общим и специальным темам.

Компьютеризация оказала сильное влияние на чтение как инструмент культурного развития личности; при декларируемой обществом ценности чтения, в молодёжной среде складывается деструктивная тенденция лояльности к невежеству, чтение интенсивно вытесняется новыми информационными технологиями, сохраняются, доминируют только две функции чтения: образовательная и релаксационная. Снижение статуса чтения ведет к возрастающему дефициту знаний, мешает передовому движению общества на пути к прогрессу, сказывается на уровне общей образованности. Научно-технический прогресс, не только не приближает молодёжь к чтению и книге, а скорее отдаляет и от них, и от созданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, формируя рационально-потребительский тип сознания. Универсальная печатная энциклопедия «The World Book Encyclopedia» определяет чтение как основу обучения и один из самых необходимых навыков в жизни: «Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они сами живут более насыщенной жизнью». Культура чтения, традиционное и экранное чтение, дополняя друг друга, могут стать средством мотивации и приобщения к чтению молодёжи.

Литература

1. Айзерман, Л.С. Доживем до воскресения /Л.С. Айзерман. Литература в школе вчера, сегодня, завтра. - М.: Нестор-История. 2018. - 294 с.

2.Васёв, Д.В. Чтение как фактор успешного обучения и социального становления личности / Д.В. Васёв // Воспитание школьников. - 2011. - № 10. - С. 9-14.

3.Воронцов, А.В. Чтение как социально-экономическая проблема. Общество. Среда. Развитие. М.: Академия. 2007. - 256 с.

4.Мелентьева, Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. / Ю. П. Мелентьева. - М.: Наука. 2010. - 182 с.

5.Чудинова, В. П. Чтение детей и подростков в постсоветской России. / В. П. Чудинова. - М.: 2003. - 128 с.

© Д.В. Васёв, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.