ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ
Васёв Дмитрий Валерьевич
Кандидат пед. наук, доцент
Пермский государственный институт культуры Пермь
SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM OF MASTERING THE CULTURE OF READING
Vasev Dmitry Valerevich
Candidate ped. sciences, associate professor Perm State cultural institute Perm
Аннотация
Успешность образования напрямую связана с активным чтением, что требует создания новых технологий, способствующих развитию целостной, креативно мыслящей личности. Цифровизация стала предпосылкой к формированию новой культуры чтения с учетом особенностей экранного текста, визуального ряда, полифонии и гипертекста. Привлекательность современных технологий, сочетание традиционного и экранного чтения могут использоваться как средство мотивации и приобщения к чтению молодёжи.
Abstract
The success of education is directly related to active reading, which requires the creation of new technologies that contribute to the development of a holistic, creatively thinking person. Digitalization has become a prerequisite for the formation of a new reading culture, taking into account the features of the on-screen text, visual range, polyphony and hypertext. The attractiveness of modern technology, the combination of traditional and on-screen reading can be used as a means of motivation and familiarization with the reading of young people.
Ключевые слова: кризис чтения, педагогическая технология, технологии чтения, успешность учебной и профессиональной деятельности.
Keywords: reading crisis, pedagogical technology, reading technology, the success of educational and professional activities.
Рост высокотехнологичных производств, информационных потоков и других инновационных процессов потребовал существенных изменений в подготовке кадров с достаточным образовательным,
профессиональным, экономическим и культурным уровнем. Становление информационного общества, появление новых медиасредств радикально изменило отношение к книге и чтению, наступил кризис чтения. Электронные устройства, гаджеты, используемые в основном для игр и просмотра развлекательных программ, вытеснили чтение, которое развивало память, аналитическое мышление, формировало через образы «книжных героев» морально-эстетические качества личности, способствовало получению социального опыта. Без определённой культуры чтения не может быть полноценного восприятия текста. Уникальность чтения в том, что оно формирует, развивает когнитивное и эмоциональное состояние личности. Без совершенствования и развития индивидуальных способностей в читательской деятельности, без поиска путей совершенствования учебно-воспитательного процесса невозможна эффективность обучения. Чтение в отличие от готовой информации из Интернета,
воспринимаемой без эмоций, будит мыслительную деятельность, оказывает эмоциональное воздействие на личность, влияет на формирование положительных человеческих качеств.
Преодоление сложившегося в настоящее время кризиса чтения первостепенная задача системы образования.
Владение знаниями в современных условиях настолько значимо, что они стали главным фактором развития общества, производства. Обучение в старших классах средней образовательной школы требует от учащихся осознанной самостоятельной работы над учебно-познавательной литературой, умений серьёзно работать с учебными текстами по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. Успешность образования напрямую связана с активным чтением, что требует создания новых технологий, способствующих развитию целостной, креативно мыслящей личности. В настоящее время применяется более ста технологий, каждая из которых, имея свои особенности, нацелена на достижение конкретного результата. Технологии чтения позволяют реализовать системно-деятельностный подход в обучении и лежат в основе формирования читательской культуры.
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и
интенсифицирующими деятельность
обучающихся, а в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Применение любой технологии чтения предусматривает выполнение действий предшествующих чтению текста, непосредственногочтения текста и
результирующих действий после прочтения текста. Выполнение действий предшествующих чтению текста связано с диагностикой фоновых знаний, навыков и умений чтения. Во время непосредственного чтения текста на основе применяемой технологии решаются
познавательно -коммуникативные задачи.
Результирующие действия направлены на проверку понимания прочитанного. Рассмотрим некоторые технологии чтения, обеспечивающие полноценное восприятие и понимание текста читателем.
Поисковое (просмотровое, сканирующее, быстрое, выборочное) чтение. Уже из названия ясно, что общее представление о читаемом материале складывается после прочтения заголовков, подзаголовков, отдельных абзацев. Цель поискового чтения - выбрать из текста необходимую информацию по определённой проблеме, объединить информацию по отдельным вопросам из нескольких текстов, найти в тексте или в массиве текстов интересующие данные: факты, характеристики, цифровые показатели, указания. Для поискового чтения необходимо умение ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, так как время нахождения информации ограничено; по прочтении текста принять решение - читать его полностью или нет. Поисковое чтение на бумажном носителе - это чтение «по диагонали», при чтении с электронного средства -автопоиск по ключевым словам.
Технология поискового чтения:
- внимательно прочесть название; сопоставить оглавление с названием;
- просмотреть начало каждой главы или абзаца, обращая особое внимание на соответствие содержания главному в тексте.
Поисковое чтение требует довольно высокой скорости чтения, свободного ориентирования в логико-смысловой структуре текста, умения извлекать и использовать материал источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
Ознакомительное ориентировочное чтение -установление в тексте наличия информации относящейся к определенной проблеме, представляющей для читающего интерес; антиципирует изучающее познающее чтение. Предваряя работу с текстом, читаем аннотацию, оглавление, предисловие, послесловие. Материал текста прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста, выделить ключевые слова, выбрать главные факты, обобщить содержание текста.
Технология обучения ознакомительному чтению:
- прочесть заголовок текста и по нему попытаться определить основную тему;
- выделить в тексте абзацы и определить степень важности каждого, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию и предложения, содержащие второстепенную информацию;
- обобщить информацию, выраженную в абзацах, в единое смысловое целое.
Изучающее (аналитическое) чтение нацелено на максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации, на вдумчивое её осмысление. При изучающем чтении происходят действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов; выполняются все виды свёртывания информации: создание текстов-экстрактов: аннотаций, рефератов, тезисов, конспектов, создание схем текстов; оценка прочитанного, присвоение новых знаний как собственных.
Технология изучающего чтения:
- прочитать текст, сформулировать основную тему, идею и вопросы, которые поднимаются в тексте;
- разделить текст на смысловые части, подобрать к каждой название и выделить основную мысль;
- написать аннотацию к тексту, опираясь на содержание прочитанного, акцентировать проблемы, поднимаемые в тексте, кратко пересказать текст или отрывок из него, используя лексику текста;
-связать информацию, полученную из прочитанного текста, с ранее изученным материалом, выявить взаимосвязь, общее и частное, сформулировать вопросы, вызвавшие затруднение в понимании текста;
- определить познавательную ценность прочитанного, прокомментировать показавшуюся наиболее интересной часть текста, констатировать новые знания, полученные из текста; предположить, как и где может быть использована полученная информация.
Для изучающего чтения характерна медленная неторопливая работа с текстом, анализирующее перечитывание отдельных фрагментов текста, дающее возможность понять логические связи в предложениях и между частями текста; оценить, информацию, сделать выводы.
Экранное чтение - чтение информации с электронных носителей, обладающих широкими аудио и визуальными ресурсами. При экранном чтении можно быстро просмотреть текст, получая общее о нём представление, знакомясь с отдельными абзацами, страницами; выделяя ключевые слова и понятия, ища конкретные данные. Экранное чтение даёт возможность выделить и скопировать отдельные фрагменты текста, требующие тщательного изучения.
Технология экранного чтения:
- задаём необходимые параметры, через поисковики одной или нескольких
систем получаем текст или интересующую информацию;
- параллельно с чтением конспектируем, копируя и видоизменяя необходимые фрагменты текста, за счёт многооконного режима;
-расширяем возможности чтения, превращая электронный текст в гипертекст, позволяющий переходить от одной части текста к другой, выбирать сукцессивность чтения;
- контролируем знания, продвигаясь по электронному тексту; в отдельных случаях движение может быть приостановлено тем, что в текст встроена обучающая программа.
При всех достоинствах экранного чтения оно по результатам исследований, проведённых в России и США, менее продуктивно, восприятие электронного текста на 20-30% ниже, чем при работе с текстом на бумажном носителе. Читая текст на бумаге, мы сами управляем процессом чтения - текст пассивен, а читатель активен; электронное чтение заставляет нас двигаться от ссылки к ссылке - текст активен и динамичен, ведёт собой. Занимаясь экранным чтением, читатель постоянно отвлекается на несколько дел одновременно, что, по мнению шведского нейрофизиолога Т. Клингберга, ведёт к перегрузке мозга. В цифровую эпоху, находясь в перенасыщенном информационном потоке и в условиях многозадачности, мозг не концентрируется ни на одной из них, что снижает глубину понимания только что прочитанного текста. Для разных задач нужны разные читательские навыки, и современный человек, чтобы быть успешным, должен справляться как с медленным аналитическим чтением при чтении на бумажном носителе, так и с более быстрым поверхностным экранным чтением.
Смысловое чтение - вдумчивое проникновение в текст с целью такого понимания материала, которое даёт возможность анализировать, сравнивать, сопоставлять и оценивать полученную ранее и новую информацию.
Технология смыслового чтения:
- восприятие информации, содержащейся в тексте, осмысление встречающихся
в тексте слов, высказываний, фрагментов;
- понимание текста - когнитивный процесс выявления литофонического содержания текста и соотнесение прочитанного с ценностно-смысловыми и мотивационно-волевыми качествами личности;
- интерпретация - выявление внутреннего смысла текста и обогащение его новым содержанием; оценка происходящих событий с точки зрения персонажей произведения, автора и читателя.
На глубину и точность восприятия текста оказывают влияние образованность,
эмоциональность, уровень читательской культуры; Л. С. Выготский подчёркивал «Содержание текста
всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта».
Критическое чтение требует от читателя полного понимания содержания текста, умения соотнести авторское мнение с личной точкой зрения, с собственным жизненным опытом. Критическое чтение заставляет читателя корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям. В 90-е годы XX века американские учёные К. Мередит, Дж.Стил, Ч.Темпл, С. Уолтер разработали технологию развития критического мышления (ТРКМ). Опираясь на эту технологию, педагоги-исследователи И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская создали технологию критического чтения, выделив ряд этапов.
Технология критического чтения.
I этап: актуализация:
-обновление имеющихся знаний;
- стимулирование интереса к получению новой информации;
- коммуницирование, постановка собственных целей обучения.
II этап: содержание:
-выделение новых информационных смыслов по теме;
- классификация информации по категориям знания;
- поддержание, развитие интереса к изучаемой теме.
III этап: рефлексия:
- анализ новой информации;
- творческая переработка новой информации, расширению информационного поля;
- сравнительная оценка изученной информации, выработка собственной позиции.
Критическое чтение развивает мышление, необходимое не только в учёбе, но и в повседневной жизни.
Понятийно-образная технология чтения. Понятийно-образная технология чтения применима к преподаванию дисциплин любого цикла - гуманитарного или технического. Специалист, приступая к решению поставленных специфических задач, неизбежно сталкивается с методологическими вопросами, теоретическими построениями, эмпирическим опытом.
Эффективность учебной деятельности невозможна без основательного знания понятий и правил, которые регулируют эти понятия, выбора пути перехода понятий в суждения, а суждений в логически связанную систему. Составить правильную картину окружающего нас мира помогает диалектическая философия через понятие - формы человеческого мышления, отражающей в общих чертах суть явлений и предметов окружающего нас реального мира, выделяя среди них как общие, так и специфические признаки, и закрепляя полученный опыт в определениях, которые дают точное толкование какого-либо понятия. При чтении головной мозг в результате
переработки информации с помощью органов чувств создаёт зримый образ, складывающуюся обобщённую картину ситуаций, явлений, предметов. Образное чтение реализуется с помощью механизма представления,
мыслительных процессов, формирующих целостную картину описываемого. Способность к творению образов уникальна, ею наделён только человек. Создаваемый при чтении образ имеет свойство влиять на формирование характера, поведение, мировоззрение отдельной личности. Понятийно-образное чтение даёт не просто некую сумму знаний, оно учит правильно ставить вопросы и искать на них ответы, позволяет лучше понять себя и других при коммуникации.
Технология понятийно-образного чтения:
- первичное восприятие текста, формулирование основной идеи или совокупности главных смыслов;
- логическое выделение понятийно-смысловых групп;
- медленное, вдумчивое прочтение каждого фрагмента с постановкой
уточняющих вопросов к смысловым частям;
- объединение в общую картину, смысловое целое отдельных фактов текста;
- создание мысленно-графической картинки образа: зрительное восприятие ^ ощущение ^ чувства ^ понятийно-словесный образ;
- осмысление причин происходящего и образное представление возможных путей решения проблем;
- образное представление пересказа текста или отдельных фрагментов и их описание;
- обобщение прочитанного, выявление заложенных в нём смыслов.
Понятийно-образное чтение, визуализируя текст, даёт шанс на воплощение новых идей, мотивирует интерес к чтению, расширяет кругозор, способствует познавательно-эмоциональному обогащению личности.
Владение перечисленными технологиями чтения позволяет свободно переходить от одной технологии чтения к другой, так называемому контекстному чтению. Для расширения кругозора в конкретных областях научного знания применяется поддерживающее (компетентностное) чтение научной литературы по общим и специальным темам.
Компьютеризация оказала сильное влияние на чтение как инструмент культурного развития личности; при декларируемой обществом ценности чтения, в молодёжной среде складывается деструктивная тенденция лояльности к невежеству, чтение интенсивно вытесняется новыми информационными технологиями, сохраняются, доминируют только две функции чтения: образовательная и релаксационная. Снижение статуса чтения ведет к возрастающему дефициту знаний, мешает передовому движению общества на пути к прогрессу, сказывается на уровне общей образованности. Научно-технический прогресс, не только не приближает молодёжь к чтению и книге, а скорее отдаляет и от них, и от созданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, формируя рационально-потребительский тип сознания. Универсальная печатная энциклопедия «The World Book Encyclopedia» определяет чтение как основу обучения и один из самых необходимых навыков в жизни: «Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они сами живут более насыщенной жизнью». Культура чтения, традиционное и экранное чтение, дополняя друг друга, могут стать средством мотивации и приобщения к чтению молодёжи.
Литература
1. Айзерман, Л.С. Доживем до воскресения /Л.С. Айзерман. Литература в школе вчера, сегодня, завтра. - М.: Нестор-История. 2018. - 294 с.
2.Васёв, Д.В. Чтение как фактор успешного обучения и социального становления личности / Д.В. Васёв // Воспитание школьников. - 2011. - № 10. - С. 9-14.
3.Воронцов, А.В. Чтение как социально-экономическая проблема. Общество. Среда. Развитие. М.: Академия. 2007. - 256 с.
4.Мелентьева, Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. / Ю. П. Мелентьева. - М.: Наука. 2010. - 182 с.
5.Чудинова, В. П. Чтение детей и подростков в постсоветской России. / В. П. Чудинова. - М.: 2003. - 128 с.
© Д.В. Васёв, 2020