Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИС ЧТЕНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / КУЛЬТУРА И ТЕХНОЛОГИИ ЧТЕНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васёв Дмитрий Валерьевич

В статье рассматривается проблема потери интереса к чтению в студенческой и молодежной среде. Кризис чтения - общемировая проблема, подходы к ее решению различны в России и на Западе. Чтение учебной и специальной литературы вырабатывает у студентов умение анализировать факты и явления, учит самостоятельно мыслить, формировать и отстаивать собственную точку зрения, искать пути нестандартного решения профессиональных задач. На основании чтения происходит не просто извлечение информации из научной, учебно-методической, специальной литературы, она творчески перерабатывается, в результате чего возникают новые перспективы. В высшем учебном заведении, читая учебную, научную и профессиональную литературу, студенты не только получают знания, но и учатся их преобразовывать, применять в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALISING THE POTENTIAL OF READING CULTURE WHEN TRAINING SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article deals with the problem of losing interest in reading among students and youth. The reading crisis is a worldwide problem; the approaches to solving it are different in Russia and in the West. Reading educational and specialized literature develops in students the ability to analyze facts and phenomena, teaches to think independently, to form and take a standpoint, to look for the ways of thinking out of the box. Reading is not just about extracting information from scientific, methodological and special literature; it is also about creatively processing it, resulting in new perspectives. In higher education, reading educational, scientific and professional literature, students not only gain knowledge, but also learn how to transform and apply it in practice.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 378.147 00|. Ю.31862/2073-9613-2021-1-84-94

ББК 74.48

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

| Д.В. Васёв

Аннотация. В статье рассматривается проблема потери интереса к чтению в студенческой и молодежной среде. Кризис чтения — общемировая проблема, подходы к ее решению различны в России и на Западе. Чтение учебной и специальной литературы вырабатывает у студентов умение анализировать факты и явления, учит самостоятельно мыслить, формировать и отстаивать собственную точку зрения, искать пути нестандартного решения профессиональных задач. На основании чтения происходит не просто извлечение информации из научной, учебно-методической, специальной литературы, она творчески перерабатывается, в результате чего возникают новые перспективы. В высшем учебном заведении, читая учебную, научную и профессиональную литературу, студенты не только получают знания, но и учатся их преобразовывать, применять в практической деятельности.

84

Ключевые слова: кризис чтения, читательская активность, культура и технологии чтения, академическое чтение.

Для цитирования: Васев Д.В. Актуализация потенциала культуры чтения при подготовке специалистов в высшей школе // Преподаватель XXI век. 2021. № 1. Часть 1. С. 84— 94. Б01: 10.31862/2073-9613-2021-1-84-94

ACTUALISING THE POTENTIAL OF READING CULTURE

WHEN TRAINING SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

■ D.V. Vasev

Abstract. The article deals with the problem of losing interest in reading among students and youth. The reading crisis is a worldwide problem; the approaches to solving it are different in Russia and in the West. Reading educational and specialized literature develops in students the ability to analyze facts and phenomena, teaches to think independently, to form and take a standpoint, to look for the ways of thinking out of the

© Васёв Д.В., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Ibox. Reading is not just about extracting information from scientific, methodological and special literature; it is also about creatively processing it, resulting in new perspectives. In higher education, reading educational, scientific and professional literature, students not only gain knowledge, but also learn how to transform and apply it in practice.

Keywords: reading crisis, reading activity, reading culture and technologies, academic reading.

Cite as: Vasev D.V. Actualising the Potential of Reading Culture when Training Specialists in Higher Education Institutions. Prepodavatel XX vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 1, part 1, pp. 84-94. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-1-84-94

Научно-технический прогресс, применение высоких технологий, разделение труда, развитие государств и их положение на мировом рынке в значительной мере зависят от уровня образования работников, их способностей к постоянному повышению квалификации, непрерывному самообразованию. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года предусматривает «развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий» [1].

Проблема снижения интеллектуального

и культурного уровня студенчества

Одной из актуальных проблем современности является снижение интеллектуального и культурного уровня студенчества и молодежи. Современное поколение мало читает, проблема чтения книг обостряется с каждым годом; «мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Есть опасность, что этот статус мы можем утратить. У нас растет число людей, которые вообще не читают книг. Это тревожный факт. В данной ситуации повышение читательского интереса является общенациональной задачей», — отмечал президент РФ В.В. Путин. Кризис чтения — общемировая проблема,

представляющая угрозу техническому и социокультурному прогрессу, конкурентоспособности государства; в связи с этим передовые страны внедряют программы поддержки и развития чтения, приравненные к мерам обеспечения национальной безопасности. В Российской Федерации осуществляется национальная программа поддержки и развития чтения, направленная на создание «в стране условий для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном для роста престижности чтения как культурной ценности. Чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество» [2].

В высшее учебное заведение приходят абитуриенты с разными стартовыми возможностями, чтение практически не рассматривается ими как основное

85

86

средство обучения и развития; недостаточность подготовки абитуриентов к обучению выражается:

• в преувеличении возможностей Интернета и нарастающем убеждении в том, что вскоре роль книги, библиотек в обществе значительно уменьшится или вообще не будет востребована;

• в недостаточном владении русским языком — государственным языком РФ;

• в отсутствии навыков работы с учебной, научной, профессиональной, специальной литературой;

• в падении уровня грамотности населения, подтвержденном результатами ВЦИОМ и международными исследованиями, проводимыми PISA;

• в увеличении числа желающих свести к минимуму интеллектуальные усилия при чтении за счет дайджестов, презентаций и т. д.

Практика работы в вузе, проводимые наблюдения за уровнем читательской культуры студентов показывают, что у значительной части студентов возникают затруднения при чтении литературы различного содержания; вслух текст они читают чуть ли не по слогам, смысл текста ими почти не воспринимается, что указывает на низкий уровень культуры чтения. Отсутствие владения техникой чтения влияет на речь, которая становится все примитивнее; студенты затрудняются в выражении своего мнения, в умении грамотно изложить свои мысли, суть явления [3]. Снижение интеллектуального и культурного уровня студенчества — это не только проблема качественного получения профессии, но и опасность для единства российской нации, ее будущего, так как происходит:

• искажение ценностных ориентиров, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

• деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости Российской Федерации;

• рост агрессии и нетерпимости, проявление асоциального поведения;

• рост индивидуализма и пренебрежения к правам других.

Без чтения невозможно представить развитие науки, образования, производства, оно — существенный фактор влияния на преобразование действительности. Недостаточное владение чтением является препятствием для ценностно-смыслового освоения содержания образования.

Чтение как понятийная категория

Потеря интереса к чтению в нашей стране типична и для всего остального мира: в Америке, Англии, Франции у молодежи нет тяги к чтению, понимания того, что процесс чтения включает в себя восприятие всевозможных текстов, оказывающих познавательное, образовательное, воспитательное, развлекательное, эстетическое воздействие. Чтение как понятийная категория по-разному рассматривается российскими и зарубежными специалистами; различный подход к чтению определяет и представление о его роли в социально-культурном развитии личности. Ученые США, Финляндии, Франции и других стран считают умение свободного беглого чтения базовой основой успешности образования, информационной и функциональной грамотности человека в целом. Для российских педагогов, помимо проблемы техники чтения, понимания текста, всегда была важна культура чтения, подразумевающая воспитательное, нравственное,

творческое предназначение. Специалист по развитию навыков чтения у детей И.И. Тихомирова подчеркивает: «Пересадить на русскую почву западную модель с ее информационной однозначностью и технологией текстовой деятельности означало бы упростить, принизить ту высокую духовность российского чтения, какая традиционно присуща нашей нации» [4]. Понимание книги, ее социализирующее влияние исключительно мыслительный процесс ориентирования в пространстве текста, предполагающий выбор правильных элементов ситуации и соединение их в том или ином соотношении. Академик А.А. Леонтьев сформулировал понимание текста как «процесс перевода смысла текста в любую форму его закрепления, сжатую или развернутую. Понимание может быть выражено и графически, и в цифровых и иных обозначениях»; исходя из этого, более всего в понимании нуждаются деловые, учебные, инструктивные и другие информационно насыщенные тексты. В развитии человечества наступил очень сложный момент: темпы развития техники сегодня очень высоки, а способность человечества все осмыслить и разумно жить в этой технической и информационной среде от этих темпов отстает. Интенсивное развитие современных технологий становится предпосылкой к формированию новой культуры чтения с учетом особенностей экранного чтения, визуального ряда, полифонии и гипертекста.

Роль чтения в образовательном процессе высшего учебного заведения

Под воздействием электронных технологий изменился подход к чтению, работе с книгой, а ведь именно книга один из инструментов обмена информацией.

Снижение статуса чтения привело к возрастающему дефициту знаний, сказалось на уровне общей образованности студентов. В высшем учебном заведении студенты получают профессиональные знания и практико-ориентированные умения, но в новых социокультурных и экономических условиях необходимо постоянно обновлять знания, самосовершенствоваться, а это невозможно без свободного владения чтением, важнейшим ресурсом развития личности, источником приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. Чтение: научное, учебное, общекультурное, прививающее навыки самостоятельной работы; служащее основой для письма, говорения и аудирования, расширяющее кругозор, формирующее мировоззрение, устойчивый интерес к работе с книгой занимает значительное место в образовательном процессе вуза. Преподаватели, занимаясь со студентами чтением учебной и специальной литературы, вырабатывают у них умения анализировать факты и явления, учат самостоятельно мыслить, формировать собственную точку зрения, искать пути нестандартного решения профессиональных задач. На основании чтения происходит не просто извлечение информации из научной, учебно-методической, специальной литературы, она творчески перерабатывается, в результате чего возникают новые перспективы. Чтение учебной литературы включает в себя повторение отдельных фрагментов, обдумывание и запоминание содержания. Каждый вид учебного издания определенным образом связан с учебной программой, индивидуален в отборе, представлении и обработке информации. Учебная литература по гуманитарным, математическим, естественнонаучным и

87

88

социально-экономическим дисциплинам во многом знакома и известна студентам по предметам, которые изучались в средней школе. Регламентация содержания и структуры учебного материала по специальным дисциплинам, соответствие его образовательным стандартам, согласование с программой делает вузовский учебник довольно строгим и сложным для восприятия. Интерес и в то же время значительные трудности у студентов вызывают сведения, связанные с профессиональными знаниями, содержащиеся в специальной литературе. Это вызвано тем, что:

• новизна профессиональной информации требует больше усилий для ее усвоения, чем известные сведения;

• строгая формализованная форма изложения материала, использование специальной лексики, терминов и определений делает чтение учебной литературы довольно сложным процессом углубленного изучения, запоминания и неоднократного повторения прочитанного;

• информация должна быть освоена в полном объеме в сжатый срок.

Специальный учебник требует особых навыков чтения и отличается от усвоения содержания общеобразовательных учебников большей трудоемкостью. Студентам, привыкшим скользить взглядом по экрану электронного устройства, сложно читать учебный текст по книге и про себя, и особенно вслух; при этом восприятие информации экранное и книжное, зрительное и на слух различны, но психологические механизмы закрепления в кратковременной и долговременной памяти одинаковы. Учебные тексты необходимо делить на отдельные фрагменты, законченные по смыслу; слишком длинный текст читать утомительно, он может отторгаться читающим еще до

прочтения, так как одолеть его кажется невозможным. Длина текста не говорит об его информативности, значимости; и короткий текст может быть информативным, особенно при наличии графиков, таблиц, схем. Для повышения своего образовательного уровня, написания рефератов, дипломной работы студент должен уметь пользоваться справочными и научными изданиями, что требует от него владения терминологией конкретной научной области. При работе с технической и гуманитарной литературой различной сложности, связанной с будущей профессиональной деятельностью, преподаватели рекомендуют студентам опираться на инновационные формы изучения текста.

1. Чтение с опорой на ключевые слова — сверхбыстрый поиск конкретного места в тексте при чтении с электронного носителя.

2. Конспективное чтение — записывание в процессе чтения нужной информации с обязательным указанием библиографических данных.

3. Рецензирующее чтение — поиск несоответствий и противоречий в тексте.

4. Компетентностное чтение — чтение литературы по общим и специальным темам для расширения кругозора в области научных и профессиональных знаний.

5. Поверхностное чтение — чтение небольшой по объему, быстро меняющейся информации в социальных сетях, на сайтах.

7. Аналитическое чтение — чтение, параллельно сопровождающееся выполнением анализа прочитанного текста, выделением и запоминанием главного.

8. Продуктивное чтение — чтение, сопряженное с истолкованием, интерпретацией прочитанного, формированием собственной позиции.

9. Контекстное чтение — чтение, при котором читатель свободно переходит от одного вида чтения к другому.

Для студентов главным должно стать конспективное чтение; без конспекта при достаточно широком списке изучаемых дисциплин и значительном разбросе во времени, уже через какое-то время текст невозможно хоть сколько-нибудь точно вспомнить и, следовательно, использовать. Полностью полагаясь на Интернет, извлекая готовый материал без лишних усилий, студенты перестают мыслить, у них не развивается воображение, отсутствует образное мышление, нет стремления к исследовательской деятельности. Во время учебной деятельности преподавателям высшего учебного заведения необходимо сформировать у студентов устойчивый интерес к чтению, обучить их приемам культуры чтения. Результаты международных исследований функциональной грамотности PISA показали недостаточную подготовку российских студентов во владении чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в жизни общества. Новые подходы к чтению обусловливает ряд причин:

• учебно-информационный материал значителен по объему, а время обучения ограничено, дефицит времени побуждает искать пути интенсификации и активизации учебного процесса;

• в основном преобладает коллективная форма обучения, что заставляет искать новые формы организации учебного процесса, позволяющие осуществлять индивидуально-личностный подход;

• средства массовой информации, Интернет, многообразие литературных

источников привели к тому, что педагог перестал быть главным, основным ретранслятором новой информации.

Результативность обучения зависит от сознательного выбора студентом образовательной траектории, конкретности поставленных целей.

Культура чтения как ресурс повышения качества образования

В культурно-образовательной среде высшего учебного заведения у студентов формируются умение работать, способность решать новые задачи; происходит социализация личности. Готовность к чтению определяется общей культурой обучающихся, их возрастными особенностями, знанием теории, обеспечивающей понимание; общая готовность подразумевает склонность к чтению, а специальная готовность направлена на прочтение конкретного текста, для нее важны отточенность механизма чтения, скорость чтения. Применяемые технологии чтения обеспечивают полноценное восприятие и понимание текста, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Алгоритмы в технологии своего рода оптимальная программа когнитивных действий в работе с текстом, позволяющая экономить время, помогающая лучше, быстрее усваивать и сохранять знания, воспитывающая культуру чтения. Алгоритмы активизируют читательскую деятельность, служат основой запоминания и последующего воспроизведения прочитанного, повышают эффективность чтения, берут на себя технические функции, освобождая студента для творчества. Отталкиваясь от алгоритма, студенты сознательно определяют цели, задачи чтения, оценивают прочитанное, оттачивают мыслительные способности,

89

90

формулируют своими словами текстовые суждения, что ведет к осознанному восприятию материала, развитию речи. Применение любой технологии чтения предусматривает: выполнение действий, предшествующих чтению текста, непосредственного чтения текста и результирующих действий после прочтения текста. Предтекстовая работа направлена на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для общего понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, учитывающих структурно-смысловые особенности подлежащего чтению текста. Первичное чтение учебного текста носит ознакомительный характер, первое задание перед чтением дается на понимание общего содержания текста или его ключевых моментов, при этом устанавливаются жесткие временные рамки на чтение текста. Текстовая работа определяет установки, содержащие указания на применяемую технологию, скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Смысловая сторона чтения предполагает понимание читающим:

• основного смысла всего содержания текста, т. е. осознание этого содержания и своего отношения к нему;

• значений слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;

• содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями.

Послетекстовая работа ориентирована на проверку понимания прочитанного, контроль степени сформиро-ванности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной

деятельности. Педагогическая технология работы над текстом:

• просмотр текста;

• разбор и анализ текста;

• конспектирование выделенных частей;

• рефлексия: понимание и истолкование текста.

Особого внимания заслуживает понимание и истолкование текста. Традиционно и в учебной, и в художественной литературе понимание текста подчинено раскрытию того смысла, что вложил автор произведения; взаимосвязь происшедших социальных, экономических, нравственных и культурных изменений в жизни общества почти не затрагивается. Новаторский подход заключается в придании дополнительного смысла, расширении авторского прочтения, что связано с новыми концепциями и парадигмами в науке, технике, технологии, изменяющимися критериями познания, ценностными и моральными установками. По мнению филолога М.М. Бахтина, понимать текст так, как его понимал автор, недостаточно, «понимание может быть и должно быть лучшим»; не простое воспроизведение авторского смысла, а творческий подход к пониманию, который включает критическую его оценку, обогащение реалиями, присущими современности и органически связанными с авторским смыслом. Смысловая сторона чтения предполагает понимание значений большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле; уяснение смысла и взаимосвязей между предложениями, абзацами, главами; осознанное восприятие и формирование личного отношения к прочитанному. Техническая сторона чтения включает в себя способ чтения,

правильность, выразительность, скорость и т. п., которые в совокупности подчинены смысловой стороне, служит ее более полному выражению и пониманию. Во время чтения всегда можно перечитать отдельные фрагменты несколько раз, вникая в текст, сформулировать собственное отношение к прочитанному материалу. Теоретико-методологическое обоснование воспитания культуры чтения сделано А.М. Левидовым в книге-исследовании «Автор, образ, читатель», посвященной системному подходу к чтению, нацеленное помочь от непосредственного впечатления, полученного при чтении, перейти к глубокому пониманию прочитанного.

Студенты, приступая к решению поставленных специфических задач, неизбежно сталкиваются с методологическими вопросами, теоретическими построениями, эмпирическим опытом. Учебная и специальная литература — важное подспорье в педагогической деятельности, но она написана научным языком и студентам, привыкшим к простому, иной раз примитивному языку современной литературы, кажется не просто сложной, а практически недоступной. Теоретическое знание невозможно изложить на языке повседневного общения, сложные термины в науке не случайны, они результат ее развития. Преподаватель оказывается в сложной ситуации: с одной стороны, руководствуясь важностью подлинного, неформального усвоения учебного материала, он упрощает его, с другой стороны, государственные образовательные стандарты, официальные программы, проверяющие требуют дословного воспроизведения терминов, строго научного изложения. Человечество в течение длительного периода накопило обширный запас

знаний, который за годы учебы в вузе усвоить невозможно, да и не нужно; необходимо, владея культурой чтения, научиться добывать знания самостоятельно из огромного объема информации, творчески отбирать главное, применять его в своей учебной и практической деятельности. Задача педагога — научить студентов читать учебные, научные, специальные тексты не только для приобретения суммы знаний, но и для развития мышления, свободного владения устной и письменной речью. Сознательное и прочное усвоение фундаментальных идей, положений, понятий, категорий, понимание сущности изучаемых дисциплин, связей и отношений внутри них и между ними являются предпосылкой дальнейшего самообразования обучаемых. При чтении текст является коммуникативной единицей, средством передачи и получения информации; осознанное понимание, осмысление содержания прочитанного текста беспредельно, так как зависит от интересов, потребностей, общего развития, жизненного опыта читателя и многого другого. Выпускник вуза должен получить, помимо навыков профессиональной деятельности, навыки читательской и речевой культуры, он должен уметь работать с любой аудиторией, подчиняя ее своему влиянию. Без коммуникативной, речевой деятельности немыслимо ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Культура чтения тесно связана с культурой речи и культурой личности; слова обладают мощной энергетикой, они могут влиять на собеседников и позитивно, и негативно; заставляют ситуативно ориентировать речь; осознавать и регулировать силу воздействия слов при коммуникации (табл.).

Свободное владение технологиями чтения способствует когнитивной

91

Таблица

Навыки читательской и речевой культуры

Вид речевой деятельности Сформированный в высшем учебном заведении Сложившийся в процессе самообразования

Чтение • работа со всеми видами литературы, в том числе с инструкциями; • чтение вслух ясно, четко любого текста независимо от содержания; • уяснение смысловой связи между предложениями, понимание идеи текста в целом. • умение извлекать смысл из текста; • развитие профессионального мастерства; • расширение кругозора, общей культуры.

Говорение • логическая передача звуками смысла текста; • умение коммуницировать в разных обстоятельствах; • владение речью: монологической, диалогической, полилогической. • свободное владение русским литературным языком; • речевое разрешение конфликтных ситуаций; • воздействие словом в процессе коммуникации.

Слушание Аудирование • активный прием и переработка речевого сообщения; • установление обратной связи между коммуникантами; • понимание и анализ поступающей информации, адекватное на нее реагирование. • установление контактов в учебной, профессиональной, деловой коммуникации; • владение вербальными и невербальными средствами коммуникации.

92

самостоятельной деятельности каждого студента.

Знакомство студентов с современным состоянием науки и техники, теоретическое обоснование стоящих перед ними проблем и путей их решения происходит на лекции, основной форме учебного процесса в высшей школе, выполняющей научную, учебную, информационную, развивающую, воспитательную функции. Чтение лекции требует совершенного владения речью (педагог) и активного слушания (студент). Информация должна быть передана отправителем сообщения — лектором и надлежащим образом воспринята его получателем — студентом, а это зависит от того, как педагог говорит, от темпа речи, интонации, модуляций голоса, эмоциональности речи педагога, которая обладая воздействующей силой, становится мотивом действия. Лекция предваряет все виды самостоятельной работы студентов: семинары, практические и лабораторные занятия, курсовые проекты и работы и др.,

сочетая теорию и практику, абстракцию и наглядность. Особенность лекции в том, что она читается на языке науки, который предполагает специальные термины, понятия, суждения, стиль изложения; подготавливает студентов к работе с учебной литературой, к научному (академическому) чтению. Качественная подготовка специалистов в высшей школе требует от профессорско-преподавательского персонала высших учебных заведений, студентов магистратуры, аспирантов и докторантов владения академическим чтением. О развитии академического чтения как «отдельного вида чтения, направленного на извлечение информации из текстов научно-популярного и научного стилей речи, на анализ структуры научного текста и, в конечном счете, на создание вторичного текста: конспекта, реферата, аннотации» — писали М.А. Лытаева и Е.В. Та-лалакина [5]. Необходимость владения академическим чтением [6; 7] и письмом подчеркивали И.Б. Короткина [8; 9],

Е.Р. Ярская-Смирнова [10], делая упор на свободный билингвизм. Внедрение академического чтения и письма в образовательный процесс — дело не быстрое, но это путь повышения профессионализма профессорско-преподавательского персонала, воспитания научных кадров, конкурентоспособности высших учебных заведений.

В высшем учебном заведении, независимо от технической или гуманитарной

специализации, опираясь на научно-учебную и профессиональную литературу, студенты не только получают знания и умения, но и учатся преобразовывать, применять их в практической деятельности. Владение культурой чтения предполагает подготовку психологически адекватной, целеустремленной, саморазвивающейся личности, специалиста, востребованного на рынке труда.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. URL: https://rg.ru/2000/10/11/ doktrina-dok.html (дата обращения: 11.11.2020).

2. Национальная программа поддержки и развития чтения // Чтение 2007. URL: http://www. chtenie-21.ru/main/p-42 (дата обращения: 11.11.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Васев, Д.В. Теоретико-методологические аспекты культуры чтения в высшем учебном заведении // Alma Mater. 2020. № 6. С. 61-66.

4. Тихомирова, И.И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря / Учебно-метод. пособие для школьных библиотекарей как педагогов. М.: РШБА. 2014. 464 с.

5. Лытаева, М.А Academic skills: сущность, модель, практика URL: http://search.ebscohost.com/login. aspx?direct=true&site=edslive&db=edsbas&AN=edsbas.FFC97271 (дата обращения: 11.11.2020).

6. Ворошкевич, Д.В. Академическое чтение. М.: МПГУ. 2018. 51 с.

7. Костылев, П.Н. Академическое чтение в гуманитарных науках // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 10. № 1. С. 1-5.

8. Короткина, И.Б. Академическое письмо: учебно-методическое пособие для руководителей школ и специалистов образования. Saarbrücken: LAP-Lambert Academic Publishing, GmbH & Co.KG, 2011. 175 с.

9. Короткина, И.Б. Академическое письмо: новые события, новые перспективы // Высшее образование в России. М.: 2013. № 4. С. 99-100.

10. Ярская-Смирнова, Е.Р. Создание академического текста: учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов. М.: «Вариант»: ЦСПГИ. 2013. 156 с.

REFERENCES

93

1. Nacionalnaya doktrina obrazovaniya v Rossiiskoi Federacii [National Doctrine of Education in the Russian Federation]. Available at: https_//rg.ru/2000/10/11/doktrina_dok.html (accessed: 11.11.2020) (In Russ.)

2. Nacionalnaya programma podderjki i razvitiya chteniya [National Program for the Support and Development of Reading]. Available at: http_//www.chtenie_21.ru/main/p_42. (accessed: 11.11.2020). (In Russ.)

3. Vasev D.V Teoretiko_metodologicheskie aspekti kulturi chteniya v visshem uchebnom zavedenii [Theoretical and Methodological Aspects of Reading Culture in a Higher Educational Institution]. Alma Mater, 2020, No. 6, pp. 61-66. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Tihomirova I.I. Pedagogicheskaya deyatelnost shkolnogo bibliotekarya. [The Pedagogical Activity of the School Librarian.]. In: Uchebno_metod. posobie dlya shkolnih bibliotekarei kakpedagogov [Educational Method. A Guide for School Librarians as Educators]. Moscow, 2014, 464 p. (In Russ.)

5. Litaeva M.A. Academic skills: suschnost, model, praktika [Academic Skills: Essence, Model, Practice]. Available at: http_//search.ebscohost.com/login.aspxdirect=true&site=edslive&db=edsbas& AN=edsbas.FFC97271 (accessed: 11.11.2020). (In Russ.)

6. Voroshkevich D.V Akademicheskoe chtenie [Academic Reading]. Moscow, MPGU, 2018, 51 p. (In Russ.)

7. Kostilev P.N. Akademicheskoe chtenie v gumanitarnih naukah [Academic Reading in the Humanities]. Elektronnoe nauchnoe izdanie "Almanah Prostranstvo i Vremya" = Electronic Scientific Publication "Almanac Space and Time", 2015, t. 10, No. 1, pp. 1-5. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Korotkina I.B. Akademicheskoepismo: uchebno_metodicheskoeposobie dlya rukovoditelei shkol i specialistov obrazovaniya [Academic Writing: a Teaching Guide for School Leaders and Education Specialists]. Saarbrücken, LAP Lambert Academic Publishing, GmbH & Co.KG, 2011, 175 p. (In Russ.)

9. Korotkina I.B. Akademicheskoe pismo: novie sobitiya, novie perspektivi [Academic Writing: New Events, New Perspectives]. Visshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2013, No. 4, pp. 99-100. (In Russ., abstract in Eng.)

10. Yarskaya-Smirnova E.R. Sozdanie akademicheskogo teksta ucheb. posobie dlya studentov i prepo-davatelei vuzov [Creation of an Academic Text: Textbook. Manual for Students and Teachers of Universities]. Moscow, "Variant", CSPGI, 2013, 156 p. (In Russ.)

Васёв Дмитрий Валерьевич, доцент, кандидат педагогических наук, кафедра режиссуры и мастерства

актера, факультет искусств, Пермский государственный институт культуры, vasevdima@mail.ru Dmitry V. Vasev, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Directing and Acting Skills Department, Faculty of Arts, 94 Perm State Institute of Culture, vasevdima@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.08.2020. Принята к публикации 29.11.2020 The paper was submitted 17.08.2020. Accepted for publication 29.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.