Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2(2), 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2(2), 2016
УДК 37:82 (Образование. Воспитание. Обучение. Художественная литература. Литературоведение)
СПЕЦИФИКА «ЧИТАТЕЛЬСКИХ» ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
© 2016 С.Д.Колова
Колова Светлана Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской, зарубежной литературы и
методики преподавания литературы. Е-mail: kaf [email protected]
Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара, Россия
Статья поступила в редакцию 21.06.2016
В данной статье раскрывается специфика «читательских» технологии в школьном литературном образовании. Автором предлагается различные формы реализации данных технологий в зависимости от возрастной специфики школьников, жанровых особенностей литературного материала.
Ключевые слова: «читательские» технологии; акцентное чтение; чтение с остановками; развивающее чтение; быстрое чтение; технология развития творческого чтения художественной литературы; концепция школы понимания; технология акмеологического чтения; игровая технология, побуждающая к чтению.
Предложенный к обсуждению педагогической общественности проект «Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях РФ» актуализировал сложную, а, может быть, и самую острую проблему школьного литературного образования -проблему чтения и интереса к чтению у подрастающего поколения. Отказ от так называемой «иммитационной читательской деятельности» [1], столь укоренившейся в современной образовательной среде, требует реализации новых «читательских» технологий для пробуждения у подрастающего поколения интереса к книге. Формирование базовых для литературного образования читательских компетенций школьника предполагает актуализацию всех читательских способностей обучаемого к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг по мере их чтения, интерпретации, анализа, творческой рефлексии. Это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры учащегося, обеспечивающее возможность решения возникающих образовательных задач.
«Национальная программа поддержки и развития чтения» определяет читательские компетенции как «совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях» [2]. В «Рекомендациях по повышению уровня читательских компетенций» в рамках указанной программы также отмечается, что данное понятие
тесно связано с понятием функциональной грамотности, при этом «речь идет не о технике чтения, а о способности индивида читать, чтобы приобретать новые знания, помогающие в практической жизни и в дальнейшем обучении».
Выразительное чтение в этой системе способностей является отличительным показателем сформированности всех читательских компетенций школьника. Этому виду деятельности, объединяющему усилия и учителя, и ученика, на уроке литературы должно уделяться особое внимание. Он требует не только обращения учителя к традиционным, хорошо себя зарекомендовавшим методическим приемам, но и реализации новых творческих технологий, образовательно-продуктивных, адекватных специфике литературного образования. Конечный итог осуществления инновационных «читательских» технологий - постижение читателем-учеником глубинного, скрытого смысла художественного текста, готовность его к многоплановому анализу, творческому осмыслению позиции автора.
Такими средствами углубленного изучения текста и контекста, несомненно, являются отчасти уже известные учителям-словесникам, но вместе с тем инновационные в связи с постоянно обновляющейся методической базой современного филолога технологии акцентного чтения и чтения с остановками.
Акцентное «вычитывание» текста («акцентное чтение») можно рассматривать как методическую реализацию выборочно-направленного анализа литературного произведения. Это некая
технологическая разновидность «медленного чтения». При осуществлении данной «читательской» технологии задача учителя - открыть ученику глубинный, скрытый смысл текста, заинтересовать ребенка в многоплановом анализе предоставленного ему материала, вывести его на новое понимание позиции автора. В технологии акцентного чтения методист-практик Е.И.Вишнякова [3] определяет следующую последовательность действий читателя: 1) определение главной идеи прочитанного; 2) выбор акцента чтения (того ракурса, с которого будет рассматриваться происходящее в произведении; например, точка зрения определенного героя); 3) прочтение текста в соответствии с выбранным акцентом; 4) выявление и уточнение авторской позиции.
Естественно, что неоднократное прочтение текста при подготовке урока необходимо учителю не только для того, чтобы убедиться в точности расставленных акцентов, но и для того, чтобы самому «вычитать» текст, не допустить ошибок в анализе.
Целесообразно использовать акцентное чтение не только при работе с объемным текстом -оно позволяет мотивировать школьника к более глубокому и вдумчивому «вчитыванию», к перечитыванию текста, когда школьники приходят к выводу, что произведение - многоплановое. Логичным будет использование технологии акцентного чтения при жанровом подходе к анализу текста. В процессе ее реализации необходимо параллельно чтению вести сопутствующие записи, выделять в тексте главное, составлять так называемый «график настроения», выявлять наиболее острые, неоднозначные моменты в произведении.
Еще одной методически продуктивной технологией метода творческого чтения является чтение с остановками, которое направлено на формирование у учащегося навыка вдумчивого чтения. Данную «читательскую» технологию можно реализовывать как при самостоятельном чтении школьника, так и при восприятии им текста «на слух»: выразительном чтении учителем, мастером художественного чтения, чтении «по ролям». Последовательность технологии «чтение с остановками» предполагает три этапа.
В первую очередь, необходимо актуализировать у учащихся имеющиеся читательские компетенции, связанные с текстом; вызвать интерес к получению литературной информации; стимулировать у читателей-школьников по названию
текста, опорным словам прогноз его содержания, идейно-художественного мира.
На втором (основном) этапе необходимо приступить к чтению текста, предварительно разбитого на части. После чтения каждой из частей осуществляется «поверхностный» анализ, обсуждение, завершающееся обязательным вопросом-прогнозом: «Что, как вы считаете, произойдет дальше и почему?»
Наконец, заключительный этап предполагает рассмотрение художественного произведения как единого целого. Ученики-читатели отчасти возвращаются к начальному этапу, первоначальным предположениям и прогнозам относительно содержания текста и соотносят их с итоговыми выводами. После интерпретации и анализа прочитанного организуется творческая переработка аналитического материала.
Таким образом, такие инновационные технологии метода творческого чтения как акцентное чтение и чтение с остановками позволяют на современном уроке литературы: 1) сформировать у школьника собственное читательское мнение, высказывать его, уметь аргументировать; 2) учиться слышать и слушать другого читателя, уважать мнение собеседника; 3) обогащать свой социальный опыт путем переживания тех или иных ситуаций; 4) продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать проявлять свою индивидуальность.
Технология развивающего чтения возникла как интегральное понятие на пересечении педагогики развивающего обучения и развития речи школьника. Термин «развивающее чтение» еще не получил широкого признания в педагогике общего образования, как и сама педагогика чтения, имеющая основание для обособления среди других разделов педагогического знания.
Технология развивающего чтения предполагает формирование и развитие интеллектуальных способностей и образного мышления учащихся на уроках литературы. По мнению ученого-методиста В.С.Кукушина, данная технология позволяет избежать одну из самых слабых сторон современного образования - слабость обратных связей в обучении. Она развивает у школьника умения самооценивания, акцентируя внимание на оценочных моментах при чтении художественного произведения.
В работе «Развивающее чтение как педагогическая технология» ученый-методист Л.Н.Засо-рина отмечает, что развивающее чтение в идеальном варианте одухотворяет работу с книгой [4]. Текст воспринимается как среда обучения,
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2(2), 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2(2), 2016
как фактор развития самой личности. В процессе реализации данной технологии совершается переход от среды как естественного, предметно-пространственного окружения к среде воспитания, том числе социальной среде, что особенно актуально в аспекте современных требований «Концепции...».
Педагогическая импровизация на уроках чтения художественного произведения означает умение учителя мгновенно реагировать на непредвиденное - на «проблемные» ответы учащихся, их нестандартное восприятие. Такая технология побуждает педагога к продолжению обсуждения смыслов, к учебному диалогу, к диспутам по острым вопросам мировосприятия и мироощущения своих воспитанников. Обучение способам продуктивной работы с текстом необходимо вводить в школьное образование в виде специальных факультативов, отдельных программ разделов курса русской словесности.
Смысловое чтение - технология чтения, которая нацелена на понимание читающим смыслового содержания текста. Смысловое (с-мыслью) чтение может стать основой формирования личности, воспитания ее на великих нравственных и культурных образцах. Овладевая основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, школьник учится выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ученик овладевает смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, - речь письменная.
Цель техники быстрого чтения (О.А.Андреев и Л.Н.Хромов): ускоренное чтение нетрадиционными методами с полным и качественным усвоением материала, освоение новых навыков умственной деятельности. В методике обучения литературе определены следующие правила быстрого чтения: 1) читать без регрессий, артикуляций; 2) мысленно укладывать информацию в блоки интегрального алгоритма; 3) читать «вертикальным» движением глаз; 4) быть внима-
тельным; понимать прочитанное в процессе чтения (выделять ключевые слова, смысловые опорные пункты); 5) использовать при чтении приемы запоминания; читать с переменной скоростью, помнить, что есть пять способов чтения; постоянно тренироваться, читать ежедневную норму текстов.
Технология акмеологического чтения В.А. и С.М.Бородиных направлена на гармонизацию личностного мира человека на уровне «акме» -вершины его развития. Акмеологическое чтения помогает читателю овладеть высокопродуктивными методами работы с разнообразной информацией; оно реализуется на основе принципа интерактивности и использования многообразных форм индивидуального и диалогового обучения. Технология обеспечивает творческую свободу в освоении информации.
Игровая технология, побуждающая к чтению (Н.Б.Бураков), - это система игровых упражнений со строгой последовательностью всех шагов обучения. Маленькие шаги доступны каждому ребенку и позволяют избежать пробелов в знаниях. Для занятий с детьми автором созданы комплекты рабочих тетрадей и папок.
Технология развития творческого чтения художественной литературы (И.И.Тихомирова) основана на активном включении не только мыслительных способностей школьников, но и эмоциональном восприятии ими прочитанного. Она предполагает разговор читателя с автором не только о смысле, фабуле текста, основной идее произведения, но и о художественных особенностях, о восприятии Слова как искусства, о влиянии книги на читателя. Данные технологии ближе всего к чтению как искусству.
Концепция школы понимания (Т.С.Троицкая, доктор педагогических наук, профессор МПГУ им. Ленина) реализует подходы к анализу художественного текста с опорой на эвристическую модель художественного текста.
В ходе проведенной нами экспериментальной работы образовательную эффективность в классах старшего и среднего звена доказали «читательские» технологии акцентного чтения, чтения с остановками, развивающего чтения.
Таким образом, овладение несколькими выше рассмотренными технологиями позволяет комбинировать их в зависимости от цели чтения, возраста обучаемых, особенности художественных произведений. Интеграционный подход к использованию инновационных «читательских» технологий позволяет современному учителю-
словеснику не только совершенствовать свою об- осмысленному восприятию и пониманию худо-разовательную стратегию, но и приводит к более жественного текста читателями-школьниками.
1. Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях РФ. http:ruslitvuz.ru/mages/konception.pdf
2. Национальная программа поддержки и развития чтения. http://chtenie-21 .ru/national
3. Вишнякова, Е.И. Акцентное чтение как прием работы с текстом // Методическая программа образовательной системы «Школа 2100». Волгоград, Изд-во «Учитель», 2011. С. 1-3.
4. Засорина, Л.Н. Развивающее чтение как педагогическая технология // Начальная школа. 1999. №1. С. 68-71.
THE PECULIARITY OF "READERS" TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF STUDYING LITERATURE AT SCHOOLS
© 2016 S.D.Kolova
Svetlana D. Kolova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Russian and foreign literature and methods of teaching literature. E-mail: kaf [email protected]
Samara State University of Social Sciences and Education. Samara, Russia
This article deals with the "readers" technology peculiarities of literature teaching at school. The author suggests various ways of using these technologies, depending on students age specificities and genre peculiarities of literary material.
Keywords: "Readers" technology; reading for specific information; reading with pauses; developing reading; fluent reading; technology development of fiction creative reading; technology of acmeologic reading; reading inducing game-like technology.
1. Kontseptsiia prepodavaniia russkogo iazyka i literatury v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiiakh RF (The conception of teaching Russian and literature in the general education organizations of the Russian Federation). http://ruslitvuz.ru/mages/konception.pdf
2. Natsional'naia programma podderzhki i razvitiia chteniia (National Program for the Support and Promotion of Reading). http ://chtenie-21 .ru/national
3. Vishniakova, E.I. Aktsentnoe chtenie kak priem raboty s tekstom (Reading for specific information as the way of working with the text). Metodicheskaia programma obrazovatelnoi sistemy «Shkola 2100». Volgograd, Izd-vo «Uchitel'»,201L S. 1-3.
4. Zasorina, L.N. Razvivaiushchee chtenie kak pedagogicheskaia tekhnologiia (Developing reading as the pedagogical technology). Nachal'naia shkola. 1999. № 1. S. 68-71.