Научная статья на тему 'Формирование читательской компетенции школьников в соответствии с ФГОС НОО и ООО'

Формирование читательской компетенции школьников в соответствии с ФГОС НОО и ООО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1970
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ / СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ / ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА / РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ / СТРУКТУРА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ / TECHNOLOGY SEMANTIC READING / THE SEMANTIC STRATEGIES OF READING / TYPES AND FORMS OF WORK WITH TEXT / TRANSFORMATION / AND INTERPRETATION OF THE TEXT / WORK WITH INFORMATION / STRUCTURE TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинова Людмила Александровна

Показана система работы по технологии смыслового чтения как универсального учебного действия в соответствии с федеральным образовательным стандартом 2 поколения; разбираются различные стратегии продуктивного чтения, способствующие развитию навыков работы с различными текстами, информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование читательской компетенции школьников в соответствии с ФГОС НОО и ООО»

a) для проверки усвоения теоретических знаний по теме проводится бухгалтерский диктант, работа по тестовым заданиям

b) для отработки навыков обучающиеся работают по карточкам -заданиям

При выполнении практической работы № 9 в части заданий № 8 и 9 требуется воспользоваться электронным образовательным ресурсом http://www.rnk.ru/rubric/8-scheta-faktury, в котором получить дополнительную информацию и применить ее при выписки счетов - фактур (особенно по корректировочным счетам - фактурам) и записям в книгах покупок и продаж, обратить внимание на правила исправления ошибок в номерах счетов - фактур занесенных в книгу покупок в 2016 г.

Обучающиеся работают по оформлению первичных бухгалтерских документов, аналитических учетных регистров, получают консультацию у преподавателя по вопросам, на которые нет ответов на ЭОР. Информация, полученная на ЭОР, должна быть кратко вписана в тетрадь для практических работ в номер выполняемой работы

4. Этап обобщения и систематизации изученного - подведение итогов урока, сообщение и аргументация оценок по проведенной проверке уровня усвоения знаний, отмечаются недостатки, которые были выявлены в ходе обхода рабочих мест при выполнении обучающимися практической работы

5. Этап информации о домашнем задании - самостоятельная работа обучающихся № 2, вывести накопительные ведомости прихода и расхода материалов, ведомость № 10.

Литература

1. Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов - М.; Просвещение, 2012.

2. Амирова С. С. Самоорганизация личности в процессе обучения. Педагогика -1993. №5.

3. Смирнов И. П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Движение к открытой системе профессионального образования. Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. науч. тр. - Екатеринбург, 2004

Developing reading competence of pupils in accordance with the FSES EGE and SEO Blinova L.

Формирование читательской компетенции школьников в соответствии с ФГОС НОО и ООО Блинова Л. А.

Блинова Людмила Александровна /Blinova Ludmila - учитель высшей квалификационной

категории, методист, Государственное казенное общеобразовательное учреждение Урюпинская кадетская школа имени генерал-лейтенанта С. И. Горшкова, г. Урюпинск

Аннотация: показана система работы по технологии смыслового чтения как универсального учебного действия в соответствии с федеральным образовательным стандартом 2 поколения; разбираются различные стратегии продуктивного чтения, способствующие развитию навыков работы с различными текстами, информацией. Abstract: the system of technologies of the semantic reading as a universal educational actions in accordance with the Federal educational standard of the 2nd generation;

understand various strategies effective reading, promote the development of skills to work with different texts, information.

Ключевые слова: технология смыслового чтения, стратегии смыслового чтения, виды и формы работы с текстом, преобразование и интерпретация текста, работа с информацией, структура работы с текстом.

Keywords: technology semantic reading, the semantic strategies of reading, types and forms of work with text, transformation, and interpretation of the text, work with information, structure text.

Сегодня читательская компетентность личности высоко оценивается во всем мире: 2003-2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и в других странах, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. За последние двадцать лет отношение к чтению, его роль в образовании и повседневной жизни очень сильно изменилось. Поэтому данная проблема находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия даже у выпускников школ. Нас не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями -способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе универсальных учебных действий, знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни [2].

Этим и объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы в современном образовании при формировании у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов действий, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования [1, с. 80].

Я согласна с ведущими специалистами в области образования, что читательская компетентность определяется:

S овладением техники чтения,

S приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

S знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

S сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Формированием читательской компетентности детей младших классов я занимаюсь несколько лет. Сложился определённый опыт работы по теме «Формирование читательской компетентности».

В 2012 году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы учащиеся к концу 4 класса владели техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении, что является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе. Ранее я ознакомилась с методиками скорочтения нескольких авторов, но этого на уроках литературного чтения оказалось недостаточно. Данные методики не предполагали развитие личностных УУД: относится к книге как к другу, учителю, источнику новых знаний, вдохновения. А новый поиск привел к стратегиям смыслового чтения. Содержание образования в течение жизни ребенка будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться, чем информацией,

которая неизбежно забудется. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены. Но на практике содержание программ не изменилось, а данная технология позволила более насыщенно, и не только на уроках литературного чтения, заниматься осмыслением прочитанного, работой с информацией и, в следствии, формированием читательской компетенции обучающегося. Для себя поставила цель: выявление способов, приёмов, стратегий организации читательской деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности.

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков в начальной школе в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности. Изменились и задачи на уроке:

- развивать читательские компетенции младших школьников через активное включение в деятельность через стратегии смыслового чтения;

- совершенствовать практические читательские умения на уроках в начальной школе, необходимые для успешного освоения программы ФГОС НОО и развития УУД младших школьников;

- создать условия для включения каждого обучающегося во внеурочную познавательную, исследовательскую, проектную деятельность на основе умений работы с информацией.

Читательскую компетентность я формирую на всех уроках в начальной школе, во внеклассной деятельности. Мне, как учителю, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное - организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, разнообразить методы и приемы работы с текстом, направляющих развитие читательской деятельности. Важно помочь ребенку постичь мир литературы - мир духовной нравственности и социально-эстетического опыта.

Вследствие того, что я являюсь и методистом школы, данный опыт работы был рассмотрен и внедрен через методические объединения учителей. На педагогическом совете «Итоги работы школы за 2012-2013 учебный год. Традиции и инновации: направления деятельности на перспективу в жизни школы» совместно с социально -психологической службой, учителями начальной школы был принят план работы по введению ФГОС НОО в учебно-воспитательный процесс, формированию универсальных учебных действий младших школьников. Создали инициативную группу, которая разработала 3 этапа деятельности педагогического коллектива для создания условий развития младших школьников в соответствии с ФГОС НОО и дальнейшего введения ФГОС ООО в 2015 году в 5 классе.

На первом (2011-12 гг. - поисково-теоретическом этапе), велась поисково-аналитическая работа в области выбранного направления: изучалась научная литература и нормативная документация, современные подходы к управлению учебно-воспитательным пространством на основании требований, определенных стандартами; выявлялись основные противоречия, на основе которых были сформулированы цель, задачи, разработаны диагностики на выявление уровня сформированности УУД, компетенций младших школьников на основании поставленных задач ФГОС НОО, построена модель внедрения технологии смыслового чтения в работу начальной школы в соответствии с ФГОС НОО. Изучив научные исследования, передовой педагогический опыт по данному направлению, посетив курсы ВГАПКиПРО, дистанционные курсы «Мой университет», предложила создать детское научное общество и включить в традиции школы Фестиваль исследовательских работ младших школьников «Мудрый совенок». В учебный план был введен факультатив «Основы смыслового чтения и работы с текстом». Включила в свой методический план ряд мероприятий по введению исследовательской и проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс. В рамках проведения ряда

исследований и изучения множества исторических источников и архивных документов были проведены экскурсии и сделаны исследовательские работы: «10 чудес Прихоперья», в результате, которого с детьми сделан путеводитель по достопримечательностям родного города; в станицу Михайловскую на Святые родники, в результате, которого сделан творческий проект «Экологическая сказка «Как рождается река»; «Как приходит осень», в осенний лес местного заповедника-дендропарка «Черничкин сад»; Акция «Моя чистая река Хопер», в результате которой был очищен от мусора берег реки в общественной зоне отдыха и собраны интересные факты из истории нашей реки.

В процессе работы над данными творческими проектами была проведена работа с различными источниками информации, где вместе с детьми учились алгоритму работы с текстом, работали с разными видами текстов. Данная работа способствовала формированию стойкого понимания со стороны учащихся основ смыслового чтения и значение найденной информации для работы в общих проектах.

Целью второго, теоретико-экспериментального этапа стало повышение компетентности педагогов в вопросах формирования ключевых компетенций, УУД младших школьников по технологии смыслового чтения. Разработала методические рекомендации для педагогов и учащихся, провела мастер-класс «Формирование читательской компетенции младших школьников «Ступенька к успеху» по технологии смыслового чтения в рамках аттестации и Всероссийского форума-практикума в Сочи. Провела ряд открытых уроков по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку с использованием технологии смыслового чтения, мастер-класс для воспитателей школы «Формы работы с учащимися на самоподготовке с различными видами текстов». Подготовила с учащимися класса ряд творческих проектов в процессе подготовки к различным предметам и работы с различными видами информации.

На третьем, практическом этапе (2014-2016) передо мной стояла цель приобщения воспитанников к совместной творческой деятельности, развития их компетенций средствами технологии смыслового чтения. Приняла участие совместно с детьми в ряде конкурсов школьного, городского, регионального, всероссийского уровней. В рамках обобщения опыта проведен анализ возможностей учебно-методического комплекта «Школа России» для работы по технологии смыслового чтения и включения его в практическую деятельность другими педагогами школы, сравнительный анализ способов и приемов формирования читательской компетенции на основе урока литературного чтения и окружающего мира. Вместе с детьми учились составлять учебные тесты по пониманию прочитанного. В процессе данной работы разработаны критерии оценки сформированности читательской компетентности в 4 классе.

Выполнение описанных выше условий формирования и развития читательской компетенции, универсальных учебных действий при работе с различными видами информации через включение учащихся в выполнение совместных творческих проектов, проведении всех уроков с использованием технологии смыслового чтения привело к позитивным результатам. Определение результативности осуществлялось при помощи педагогических методик, методом наблюдения учителя, воспитателей, других педагогов, работающих в классе.

Для выявления овладения учащимися читательской компетенции была проведена диагностика по следующим критериям:

1) уровень навыка чтения школьников (уровень определения темы и главной мысли текста; владения монологической и диалогической речью);

2) уровень сформированности УУД младших школьников на основе наблюдений педагогов дополнительного образования и школьного психолога;

3) степень обучающихся, участвующих в творческих конкурсах школьного, городского, регионального, всероссийского уровней.

По первому критерию наблюдается положительная динамика сформированности навыка чтения, начиная с первого класса, включающая в себя правильное, осознанное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм.

В результате сравнения диагностических материалов по уровню сформированности универсальных учебных действий учащихся педагогов дополнительного образования и школьного психолога, самодиагностик учащихся по второму критерию выявлен рост основных показателей (компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО).

Анализируя проделанную работу по третьему критерию, сделала вывод, что 100 % учащихся включены в процесс исследовательской и проектной деятельности, владеют основными навыками данной работы, знают и применяют основные правила работы с информацией. Каждое детское портфолио пополнилось наградными материалами за активное участие и победы учеников в творческих конкурсах школьного, районного и всероссийского уровней.

1. Соболева Виктория - победитель школьного этапа конкурса исследовательских работ «Мудрый совенок» (творческий проект «Как появляются краски?») 2014 г. Данный проект стал победителем и Всероссийского дистанционного конкурса исследовательских работ «Умка-2014» Центра роста талантливых детей и педагогов «Аурум».

2. Блинов Андрей - победитель городского конкурса исследовательских работ «В мире символов и знаков» - 2014 г.

3. Победитель Всероссийского конкурса педагогических проектов «Пришкольный участок - природная лаборатория», 2014 г. А учащиеся класса приняли участие в конкурсе на лучшую статью в школьную газету «Наша жизнь» о своей работе.

4. Участники международной метапредметной олимпиады «День знаний», всероссийского конкурса-тестирования «Школа-безопасности» сайта ФГОС-тест, всероссийского контрольного тестирования по математике и русскому языку на учительском образовательном портале Снейл.

5. Призеры Всероссийской олимпиады по окружающему миру международного проекта «VIDEOUROKY», Всероссийской олимпиады «Безопасность школьников в сети интернет» международного проекта «VIDEOUROKY», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, международного конкурса «Я -энциклопедия» по литературному чтению и многих других.

Данный педагогический опыт и результаты работы были представлены на МО начальных классов, педагогическом совете «Коммуникативная компетентность, творческий потенциал и профессиональное сознание педагога, секреты педагогического мастерства», на всероссийском форуме в Сочи и опубликованы в различных средствах СМИ: на персональном учительском сайте, на сайте Фестиваля международных и всероссийских дистанционных конкурсов «Таланты России», на сайте Центра педагогических инноваций им. К. Д. Ушинского «Новое образование», в рамках Всероссийского педагогического конкурса «Профессиональный мониторинг», на страницах педагогических порталов Videouroki.net, Infourok.ru, Kopilkaurokov.ru, PRODLENKA, Gotovimyrok.com, Интеллект-клуб «Эрудит»; на сайте «Учительского журнала on-line».

А в подтверждение ко всему сказанному хочется привести слова Э. Тоффлер: «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться».

Литература

1. Лыюрова Н. В., Назметдинова И. С. «Организация учебного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС». Издательство ГАОУ АО ДПО АИПКП, Астрахань - 2012 г, с. 91.

2. Минобрнауки.рф/документы/922.[Электронный ресурс] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC% D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) (Дата обращения: 02.03.2016 г.).

Sand therapy using live sand Living Sand, Kinetic Sand, quartz sand and a light module in the work on the development of speech

Valetova O.

Пескотерапия с использованием живого песка LivingSand, Kineticsand, кварцевого песка и светового модуля в работе по развитию речи Валетова О. А.

Валетова Ольга Александровна / Valetova Olga - логопед, учитель-дефектолог, Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Зарайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Зарайск

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы применения и использования живого песка LivingSand, Kineticsand, кварцевого песка и светового модуля в практической деятельности логопеда, учителя-дефектолога. Данный материал адресован дефектологам, логопедам, воспитателям коррекционных групп, родителям. Abstract: the paper deals with the application and use of live sand Living Sand, Kineticsand, quartz sand and a light module in the practice of speech therapy, speech pathologists, teachers. This material is addressed to speech pathologists, speech therapists, educators correctional groups, parents.

Ключевые слова: дошкольники, коррекционное обучение, образование, речь, песок, игра.

Keywords: preschoolers, corrective training, education, speech, sand game.

В системе традиционных и нетрадиционных методов психо лого-педагогической коррекции все больше места занимают специальные техники. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Нам хотелось бы остановиться на том, который, на наш взгляд, является наиболее целесообразным и эффективным - песочная терапия. Возможности метода «песочной терапии» постоянно расширяются, приобретая различные модификации и формы. Пескотерапия - это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного» [4].

Живой песок - это инновационная арт-терапевтическая техника, основным инструментом которой является уникальный по своему составу песок. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен - с одной стороны, с другой - «текуч». До него дотрагиваешься - он «движется», «оживает» [2]. С песком можно работать на любой поверхности. Песок абсолютно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.