Научная статья на тему 'Технологии смыслового чтения как инструмент формирования профессиональных знаний у бакалавров'

Технологии смыслового чтения как инструмент формирования профессиональных знаний у бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2433
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЧТЕНИЕ / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ / УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ / НАУЧНЫЙ ТЕКСТ / READING LITERACY / READING / SENSE READING / TECHNOLOGIES OF SENSE READING / PROFESSIONAL KNOWLEDGE BUILDING / EDUCATIONAL TEXT / SCIENTIFIC TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Граф Софья Владимировна, Чистякова Наталия Николаевна

В статье рассматриваются понятие «смысловое чтение» и возможности применения технологий смыслового чтения в процессе формирования профессиональных знаний у бакалавров, виды текстов, с которыми сталкиваются студенты в вузе, уровни понимания обучаемыми текста, этапы работы с учебным и научным текстами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sense READING AS A TOOL for building UNDERGRADUATE STUDENTS’ PROFESSIONAL knowledge

The authors consider the concept of sense reading and the possibilities of applying sense reading technologies for building undergraduate students’ professional knowledge. The article discusses types of texts, levels of text comprehension and stages of work with educational and scientific texts.

Текст научной работы на тему «Технологии смыслового чтения как инструмент формирования профессиональных знаний у бакалавров»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-1-94-12 УДК 378.147

Граф Софья Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: graf-sonja@mail.ru

Чистякова Наталия Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: ntsh_4st@mail.ru

ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ УБАКАЛАВРОВ

Аннотация. В статье рассматриваются понятие «смысловое чтение» и возможности применения технологий смыслового чтения в процессе формирования профессиональных знаний у бакалавров, виды текстов, с которыми сталкиваются студенты в вузе, уровни понимания обучаемыми текста, этапы работы с учебным и научным текстами.

Ключевые слова: читательская грамотность, чтение, смысловое чтение, технологии смыслового чтения, формирование профессиональных знаний, учебный текст, научный текст

© Граф С. В., Чистякова Н. Н., 2020

Graf Sofia Vladimirovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: graf-sonja@mail.ru

Chistiakova Natalia Nikolaevna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: ntsh_4st@mail.ru

SENSE READING AS A TOOL FOR BUILDING UNDERGRADUATE STUDENTS' PROFESSIONAL KNOWLEDGE

Abstract. The authors consider the concept of sense reading and the possibilities of applying sense reading technologies for building undergraduate students' professional knowledge. The article discusses types of texts, levels of text comprehension and stages of work with educational and scientific texts.

Keywords: reading literacy, reading, sense reading, technologies of sense reading, professional knowledge building, educational text, scientific text

Введение

Ключевой компетенцией современного человека, позволяющей ему на протяжении всей жизни учиться и осваивать новое, является грамотность. Именно грамотность определяет способность и готовность человека к активному усвоению и применению знаний.

Данная компетенция - важнейшая предпосылка для овладения будущей профессией. Одним из основных видов грамотности, определяющим успешность освоения студентами профессиональных знаний, является читательская грамотность.

Читательская грамотность представляет собой понимание, использование и рефлексирование читателем содержания текста; его отношение к чтению для достиже-

ния собственных целей, наращивания знаний, развития потенциала и участия в жизни общества1.

В современном стремительно меняющемся мире, в котором гаджеты заменили книги, а для молодежи характерно клиповое мышление, наблюдается ярко выраженный кризис читательской культуры и грамотности. Активный читатель и статичный текст в настоящее время поменялись местами. Гипертекст не просто определяет запросы читателя, предлагает ему тексты и разъясняет содержание, а уводит его в сторону, навязывая новую информацию.

Многие преподаватели отмечают так называемое ложное понимание у студентов, при котором свободное сочетание известных читателю слов выдается за интерпретацию текста, а письменные работы обучаемых представляют собой отрывки фрагментов, найденных по ключевым словам, объединенные без всякого осмысления и логики.

Чтение для сегодняшних студентов ассоциируется лишь с приобретенной в школе способностью, которая сводится к овладению техникой чтения. При этом возрастающий дефицит знаний и идей в области профессиональной деятельности у выпускников вузов во многом обусловлен снижением интереса к чтению и неумением воспринимать профессиональные тексты.

Возможный выход из сложившейся ситуации - включение в образовательный процесс вуза технологий смыслового чтения.

Основная часть

Чтение представляет собой процесс коммуникации посредством письменных или печатных текстов на родном или других языках, который предполагает общение с автором на основе зрительно-слухо-моторной декодировки информации. Оно активизирует личность читающего и обеспечивает ее формирование, в том числе профессиональное становление2.

Большинство авторов выделяют два аспекта чтения: технический и смысловой. Технический аспект предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, т. е. декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловой аспект включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и высказывания в целом (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода в свой смысловой код (М. И. Оморокова).

Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, семантической и идейной сторон произведения. Цель такого чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, учесть все детали и практически осмыслить извлеченную из текста информацию.

Данный вид чтения не может существовать отдельно от познавательной деятельности. Для того, чтобы чтение было смысловым, обучающимся необходимо точно и

1 Сметанникова Н. Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития // Библиотековедение. - 2017. - Т. 66. - № 1. - С. 41-48.

2 Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. - Москва: Форум, 2016. - С. 19.

полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т. е. осуществлять познавательную деятельность.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом чтении происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового компонента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

В основе определения «смысловое чтение» лежат такие понятия, как «смысл» и «понимание».

Смысл - внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом.

Необходимо различать понятия «смысл» и «значение». Л. С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал, что если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл» - это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации.

По Г. О. Винокуру, чтение, направленное на постижение смысла, характеризуется как культурный акт тем, что оно есть акт понимания.

A. Г. Горнфельд отмечает, что понимать - значит вкладывать свой смысл.

З. И. Клычникова трактует понимание как уяснение связей и отношений объектов, о которых говорится в сообщении, к объектам и явлениям реальной действительности; связей и отношений, существующих между объектами и явлениями, о которых говорится в сообщении; тех отношений, которые испытывает к ним пишущее лицо, а также о побудительно-волевой информации, содержащейся в сообщении.

B. П. Зинченко указывает на то, что между текстом и его пониманием имеется зазор, а многие системы обучения способствуют возникновению у обучаемых иллюзии полного понимания, которая мешает формированию у них продуктивного непонимания, открытию области незнания и непонимания, понимание того, что текст -это приглашение, вызов1.

В литературе выделяются три уровня понимания текста:

- фактический уровень, при котором обучающийся может распознать утверждения, ясно и эксплицитно выраженные в тексте;

- интерпретационный уровень, предполагающий понимание подразумеваемой, контекстной информации, которую можно додумать, реконструировать из текста;

- уровень применения, включающий сочетание того, что есть в тексте, и того, что обучающийся уже знает, и того, что он может использовать в послетекстовой деятельности2.

Смысловое чтение текста - это поиск нужной информации и понимание прочитанного, его интерпретация, оценка информации, заключенной в тексте.

В процессе обучения в вузе студенты читают тексты различных видов.

По организации все тексты делятся на две группы: сплошные и несплошные. Сплошной текст состоит из законченных предложений, организованных в абзацы. К ним относят литературные (описательные, повествовательные) и информационно -объяснительные тексты, подразделяющиеся на информационно-описательные, экс-

1 Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. - Москва: Форум, 2016. - С. 24-28.

2 Там же. - С. 24-25.

позиционно-объяснительные, убеждающие и обсуждающие, а также предписывающие тексты. Несплошные тексты чаще всего не имеют законченных предложений, а если предложения закончены, то не собраны в абзацы. К таким относят тексты, представленные в графической форме (на картах, схемах, в таблицах, рекламных плакатах и т. д.)1.

Следует отметить, что формирование у бакалавров профессиональных знаний осуществляется, прежде всего, с помощью технологий смыслового чтения учебных и научных текстов.

Учебный текст - это форма объективизированного представления знаний, которые распредмечиваются в процессе учебной деятельности. Учебным называется такой текст, на основе которого и в процессе понимания которого возможно выстраивание собственных знаний2.

Во время обучения в вузе используются следующие виды учебных текстов: учебные программы и учебно-методические комплексы, учебники и учебные пособия, первоисточники, словари и справочная литература.

Учебная программа - это максимально структурированный и краткий текст, освещающий содержание той или иной дисциплины. В ней перечисляются ключевые темы, понятия и категории, которые будут изучаться в течение семестра, учебного года или годов. Также программа содержит список обязательной и дополнительной литературы.

Учебно-методические комплексы помимо учебной программы включают также методические указания студентам по изучению дисциплины, работе с литературой к данному курсу, написанию контрольных и курсовых работ и т. д.

Учебник - это хорошо структурированный текст, в котором в систематической форме изложены основы научных знаний по данной дисциплине, актуальные в научном сообществе в настоящее время. Учебник - это основной текст, с которым взаимодействует студент. В нем приводятся определения базовых понятий и категорий, текст логически упорядочен, разделы содержат вопросы, направляющие внимание на наиболее важные аспекты изучаемой области.

Учебник, используемый для формирования профессиональных знаний, включает следующие компоненты:

- текстовые компоненты содержат основной, дополнительный (авторское изложение добавочных фактов и сведений, фрагменты научных материалов и документов, отрывки из художественных произведений) и пояснительный (сноски, пояснения к подписям в иллюстрациях, таблицах, графиках) тексты;

- внетекстовые компоненты включают в себя аппарат организации усвоения (таблицы, графики, вопросы, задания, инструктивно-методические материалы, специальные вставки, подписи к иллюстрациям);

- аппарат ориентировки содержит оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, библиографию, колонтитул;

1 Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. - Москва: Школьная библиотека, 2005. - С. 182-191.

2 Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. - Москва: Форум, 2016. - С. 26.

- иллюстративный материал представлен ведущими иллюстрациями (сообщают информацию, которой в тексте нет, заменяют основной текст), равнозначными иллюстрациями (дублируют текст), иллюстрациями, обслуживающими содержание изобразительными средствами.

Учебное пособие является дополнением к учебнику, в нем обращается внимание на аспекты дисциплины, недостаточно освещенные в учебнике. Учебное пособие призвано акцентировать внимание на значимых понятиях и связях между ними, вокруг которых структурируются атрибутивные понятия, описывающие предметную область науки, на освоение которой направлено обучение.

Первоисточниками являются тексты, в которых описываются собственные эмпирические или теоретические исследования автора1.

В учебных текстах применяются следующие способы изложения сведений: сообщающий текст, не требующий от студентов дополнительных интеллектуальных усилий, и проблемное изложение материала, предполагающее большую самостоятельность и активную позицию обучаемых в процессе работы с текстом.

Учебный текст представляет собой открытую систему, что предполагает возможность добавления в него новых элементов.

Основой содержания любого учебного текста является определение понятий, строящихся посредством перечисления существенных признаков представленных в них феноменов и указания на системные связи понятия с другими понятиями рассматриваемой предметной области.

В процессе формирования профессиональных знаний у бакалавров используются следующие разновидности научных текстов: научно-гуманитарная и научно -техническая литература, учебно-научная, научно-справочная и научно-популярная литература.

В зависимости от типа применяемых методов исследования выделяются следующие виды изложения в научном тексте: реферативный обзор, полемика, описание, повествование, рассуждение, объяснение.

В процессе обучения студенты, осваивая будущую профессию, сталкиваются со следующими типами изложения в научном тексте: описание объекта исследования, обзор проведенных исследований, постановка проблемы исследования, строгое доказательство тезиса, свободное рассуждение автора2.

Работа с учебными и научными текстами является ключевым компонентом познавательной деятельности. Ее целью является понимание смысла текста, заложенного в него автором. Такое понимание рождается в результате столкновения двух «смысловых подуниверсумов» - системы смыслов автора, репрезентирующих данную дисциплинарную область, и системы смыслов читателя3.

Использование технологий смыслового чтения с целью формирования профессиональных знаний опирается на освоение студентами различных видов чтения.

1 Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. - Москва: Форум, 2016. - С. 42-44.

2 Там же. - С. 27.

3 Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. - Москва: Форум, 2016. - С. 42.

В психолого-педагогической литературе выделяются следующие виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое.

Изучающее (аналитическое) чтение ориентировано на полноту и точность понимания учебной информации.

Просмотровое чтение дает самое общее представление о тексте и круге затрагиваемых вопросов.

Поисковое (сканирующее) чтение направлено на нахождение в тексте конкретной, необходимой читающему информации (определений, выводов, формулировок, сведений и т. д.).

Ознакомительное (ориентировочное) чтение предполагает понимание основного содержания и общей структуры текста или отбор важных фактов.

Основным видом чтения в процессе формирования профессиональных знаний у бакалавров является изучающее чтение1.

Ключевой целью обучения студентов технологиям смыслового чтения является формирование умения читать различные материалы, связанные с профессиональной деятельностью, на разных языках, используя различные приемы, ставя перед собой разные цели. Результатом такого обучения должно стать совмещение ролей чтеца и читателя. При этом как чтец обучаемый должен, приступая к чтению, выстраивать план своей деятельности, включающий ответы на следующие вопросы:

- Какова цель моего чтения?

- Какой текст я собираюсь читать?

- Как я буду его читать?

- Как я буду контролировать качество своего чтения?

Как читатель студент должен уметь осмыслить сложную, иногда противоречивую информацию, представленную в тексте, определить позицию автора, его мотив, намерения, цели; учиться и самосовершенствоваться в профессиональной деятельности.

Технологии смыслового чтения базируются на трех ключевых видах деятельности обучаемых: предтекстовой ориентировочной деятельности, текстовой деятельности или стадии осмысления текста, послетекстовой деятельности или стадии рефлексии.

Рассмотрим возможности формирования профессиональных знаний у бакалавров в рамках каждого из перечисленных видов деятельности.

Предтекстовая ориентировочная деятельность включает в себя постановку целей и задач чтения; актуализацию предшествующих знаний или знакомство со значимыми понятиями, терминами, ключевыми словами; диагностику обучаемых; формирование установки и управление чтением с помощью вопросов или других способов; определение скорости и количества прочтений; мотивирование читателя.

В процессе предтекстовой ориентировочной деятельности студент должен:

- определить цель чтения;

- выявить характер текста;

- осуществить просмотр заголовка и подзаголовка текста;

1 Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. - Москва: Форум, 2016. - С. 30-31.

- сделать предположение о цели написания текста;

- принять решение о виде чтения и используемых приемах чтения1.

В рамках предтекстовой ориентировочной деятельности можно использовать следующие приемы смыслового чтения с целью формирования профессиональных знаний у бакалавров:

1. Создание глоссария.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель данного приема - актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Каждый учебный и научный текст опирается на группу понятий. В глоссарий необходимо включить лишь те из них, которые раскрывают смысл текста. Словарь не должен содержать больше понятий, чем человек способен одновременно воспринять (5-9 единиц).

В работе со студентами глоссарий можно использовать следующим образом:

- до прочтения текста предложить обучаемым перечень ключевых понятий темы и попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия;

- выделить ключевые слова в названии текста (параграфа), объяснить их, предположить, о чем пойдет речь;

- предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать - какая из трактовок будет ближе содержанию текста;

- предложить ключевые слова по теме текста и попросить связать данные слова с помощью схемы.

2. Мозговой штурм.

Цель приема - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Использование данного приема помогает определить цель и задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск новой информации.

Работа со студентами при этом организуется следующим образом: преподаватель называет тему текста и просит обучающихся поделиться ассоциациями, которые у них вызывает озвученная тема. Все ответы преподаватель фиксирует на доске или флипчарте. Очень важно при этом собрать как можно больше ассоциаций, чтобы максимально точно сформулировать гипотезу о содержании текста.

3. Рассечение вопроса.

Цель приема - построение смысловой догадки о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Прием реализуется следующим образом: преподаватель просит студентов прочитать заглавие текста, разделить его на смысловые группы и на основе этого опреде-

2

лить, о чем пойдет речь в тексте .

Текстовая деятельность включает в себя выдвижение гипотез, которые опровергаются или подтверждаются в процессе деятельности. Выдвижение гипотез о содержании текста сопровождается мониторингом чтения, т. е. постановкой и ответом на вопросы: имеются ли в тексте слова, которые непонятны; имеется ли в тексте ин-

1 Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. - Москва: Школьная библиотека, 2005. - С. 334-340.

2 Там же. - С. 346-347.

формация, которая не согласуется с тем, что уже известно по этому вопросу; понятен ли смысл текста; как связаны суждения (основные мысли, положения) текста, не противоречат ли они друг другу; вся ли информация ясно выражена в тексте или есть имплицитная, подразумеваемая информация1.

В процессе текстовой деятельности можно использовать следующие приемы смыслового чтения, способствующие формированию профессиональных знаний у бакалавров:

1. INSERT - это маркировка текста значками по мере его чтения: I - interactive, N - noting, S - system, Е - effective, R - reading и T - thinking.

Цель приема - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

По ходу чтения студенты делают на полях пометы: «V» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. После этого преподаватель предлагает обучаемым заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В нее тезисно заносятся сведения из текста. Важным этапом работы является обсуждение записей, внесенных в таблицу.

Прием "INSERT" работает на стадии осмысления содержания и обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. Кроме того, он делает наглядным процесс накопления информации и путь от «старого» знания к «новому»2.

2. «Ромашка Блума».

«Ромашкой Блума», или ромашкой вопросов, принято называть систему вопросов, основанную на созданной Б. Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности.

Б. Блум предложил организовать когнитивную и познавательную сферу в виде шестиуровневой иерархической структуры: первый уровень - знание; второй - понимание; третий - применение; четвертый - анализ; пятый - синтез, шестой - оценка.

Согласно данной иерархии эффективная работа на каждом уровне зависит от способности обучающегося осваивать текущий и от того, насколько проработаны предыдущие уровни. Так, чтобы студент смог применить профессиональные знания (уровень третий), ему нужно иметь необходимую информацию в области профессиональной деятельности (уровень первый) и понимать ее (уровень второй).

Рассматриваемый прием применяется в работе со студентами следующим образом: преподаватель формулирует задания и вопросы к тексту в соответствии с иерархией уровней познавательной деятельности по Б. Блуму3.

Например, при изучении бакалаврами третьего курса темы «Современные стратегии маркетинга» в рамках дисциплины «Основы маркетинга» «Ромашка Блума» может состоять из следующих вопросов:

- Что такое маркетинговая стратегия, какие маркетинговые стратегии используются на современном этапе?

1 Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. - Москва: Школьная библиотека, 2005. - С. 334.

2 Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. - Москва: Форум, 2016. - С. 34.

3 Там же. - С. 35-37.

- Чем концепция классического маркетинга отличается от социально-этичной концепции?

- Какие компании реализуют концепцию социально-этичного маркетинга?

- Какую концепцию маркетинга реализует компания «Северсталь»?

- Какую концепцию маркетинга вы выбрали бы для своей компании и почему?

- Насколько распространена и как реализуется концепция маркетинга отношений в вашем регионе?

3. «Толстые» и «тонкие» вопросы.

Цель приема - формировать умения самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладеть приемом постановки вопросов к тексту и составлять план.

«Тонкие» вопросы - это вопросы репродуктивного типа, требующие односложного ответа.

«Толстые вопросы» - это вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать1.

Приведем примеры «тонких» и «толстых вопросов» по теме «Маркетинговые коммуникации», изучаемой бакалаврами третьего курса в рамках дисциплины «Основы маркетинга».

«Тонкие вопросы»:

- Что такое коммуникационный микс и какие компоненты он содержит?

- Входит ли в коммуникационный микс реклама?

- К какому компоненту коммуникационного микса относятся скидки и акции?

«Толстые вопросы»:

- Чем реклама отличается от PR?

- Почему личная продажа чаще всего применяется на рынке B2B?

- Какой компонент коммуникационного микса наиболее эффективен в вашей профессиональной сфере и почему?

Послетекстовая деятельность включает рефлексивный анализ, направленный на поиск смысла изученного материала на основании имеющихся представлений, а также с учетом известных категорий знаний.

Послетекстовая деятельность предполагает обдумывание текста и выполнение задания, которое может быть репродуктивным, продуктивным-коммуникативным, творческим.

Такая деятельность также может представлять собой решение самостоятельно поставленной читателем задачи, либо задача может носить учебный характер2.

Формирование профессиональных знаний в рамках послетекстовой деятельности осуществляется в процессе создания студентами вторичных текстов.

Любой учебный или научный текст может служить основой для вторичного, т. е. такого, который создается как результат постижения исходного текста в процессе

1 Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. - Москва: Форум, 2016. - С. 33.

2 Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. - Москва: Школьная библиотека, 2005. - С. 334.

предтекстовой и текстовой деятельности. Вторичные тексты обусловлены стилем и жанром первичного текста.

Можно выделить следующие виды вторичных текстов, создание которых способствует формированию профессиональных знаний у бакалавров:

1. Тексты, создаваемые на материале исходного текста и являющиеся организаторами умственного труда:

- План, тезисы - учебные вторичные тексты, представляющие собой краткий вариант записей, связанных с аналитической переработкой первичного текста.

План - письменный вторичный текст, перечень основных положений первичного текста. Содержание плана обусловливается логической структурой первичного текста, его жанром и стилем.

В процессе обучения план выполняет следующие функции: передает схему подачи материала и обобщает; раскрывает содержание текста; восстанавливает в памяти содержание источника; заменяет конспект и тезисы или служит основой для их составления; помогает составлению записей разного рода; улучшает сделанную запись; ускоряет проработку источника информации; организует самоконтроль; используется, чтобы освежить в памяти хорошо знакомый текст1.

Тезисы - письменный вторичный текст, который включает сформулированные по пунктам основные идеи, положения первичного текста. Тезисы представляют собой компрессированный текст.

Выделяют следующие разновидности тезисов: читательские тезисы - вариант переработки чужого научного текста в ходе его изучения, и авторские тезисы - предварительный, подготовительный текст, предшествующий появлению других тек-стов2.

- Конспект - письменный вторичный текст, изложение, запись какого-либо научного, публицистического сочинения, лекции и проч. Назначение - сохранение ценной для конспектирующего информации, содержащейся в исходном тексте (письменном или устном).

Конспект выполняет следующие функции: подразумевает объединение плана, выписку тезисов; показывает внутреннюю логику изложения; содержит основные выводы и положения, факты, доказательства; может использоваться не только составителем, но и другим читателем.

Выделяют следующие виды конспектирования: подробное (основная информация фиксируется в сокращенном виде; дополнительная не включается), краткое (содержит перечень формулировок основных положений первичного текста), выборочное (предполагает конспектирование не всего первичного текста, а его части)3.

Студенты могут конспектировать учебный или научный текст следующими способами: цитатный способ (дословное выписывание важных по смыслу фрагментов); перефразирование (передача чужих мыслей в сокращенном виде); переработка (передача содержания своими словами); тезисный (перечень формулировок основных положений первичного текста).

1 Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. - Москва: Форум, 2016. - С. 45.

2 Там же.

3 Там же. - С. 45-46.

2. Тексты, создаваемые на материале исходного, содержащие только краткую характеристику либо краткую характеристику и анализ первичного текста.

- Аннотация - письменный вторичный текст, который содержит в себе краткую информационную характеристику статьи, книги, рукописи и т. п.

Ее назначение - кратко и обобщенно представить некоторые важные сведения о существующем первичном тексте и таким образом дать читателю возможность быстрого предварительного знакомства с ним.

Выделяют следующие компоненты аннотации: сведения о содержании, форме, предназначении и адресованности первичного произведения, общая оценка первичного текста, сведения об авторе, рекомендации по использованию.

К составлению аннотации предъявляются следующие требования: ее композиция внутренне логична и может отличаться от структуры исходного текста; язык лаконичен, прост, ясен; аннотация не содержит избыточной информации; для нее характерно использование глаголов констатирующего характера, а также оценочных стандартных словосочетаний1.

- Реферат - письменный вторичный текст, представляющий собой изложение и осмысление содержания первичного текста (или группы текстов). Первичный текст в реферат вовлекается избирательно (в связи с постановкой авторской проблемы).

Специфика реферата заключается в следующем: отсутствуют развернутые доказательства, сравнения, рассуждения; не отражает субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос; отвечает на вопрос «что нового, существенного содержится в тексте».

В структуру реферата входят следующие блоки: формулировка темы, проблемы первичного текста; характеристика его композиции; характеристика авторской позиции с воспроизведением аргументации первичного текста; воспроизведение выводов

2

первичного текста .

3. Тексты, содержащие разбор и оценку научного произведения.

- Рецензия - письменный вторичный текст, содержащий критический разбор научного или другого информационного явления.

Основными смысловыми акцентами в рецензии являются актуальность и новизна рецензируемого произведения; его вклад в науку или культуру; влияние на текущую ситуацию в своей сфере и в обществе.

Рецензия должна иметь следующую структуру:

- вступление: предмет анализа, актуальность темы, структура текста;

- основная часть: краткое содержание, общая оценка, недостатки, недочеты;

3

- заключение: итоговая оценка, пожелание автору .

4. Самостоятельные учебные работы.

- Курсовая работа - самостоятельное исследование научно-практического характера. При ее выполнении студент должен проявить знание теоретического материала, специальной литературы, исследовательский и научный подход к рассматриваемой проблеме, умения анализировать, делать обобщения и выводы.

1 Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. - Москва: Форум, 2016. - С. 47.

2 Там же. - С. 48-49.

3 Там же. - С. 49-50.

- Дипломная работа - форма итоговой государственной аттестации. Завершает подготовку специалиста и демонстрирует его способность решать теоретические и практические задачи по своей специальности.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что использование в процессе обучения бакалавров технологий смыслового чтения способствует не только развитию у обучаемых читательской грамотности, но и эффективному освоению представлений, понятий, закономерностей в области той или иной профессиональной деятельности (за счет более глубокого понимания учебных и научных текстов), а также формированию профессиональных знаний в целом.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. - Москва: Форум, 2016. - 368 с.

Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. - Москва: Школьная библиотека, 2005. - 512 с.

Сметанникова Н. Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития // Библиотековедение. - 2017. - Т. 66. - № 1. - С. 41-48.

References

Prantsova G. V., Romanicheva E. S. Sovremennye strategii chteniia: teoriia i praktika. Smys-lovoe chtenie i rabota s tekstom [Modern reading strategies: theory and practice. Sense reading and work with the text]. Moscow: Forum, 2016. 368 p.

Smetannikova N. N. Strategial'nyi podkhod k obucheniiu chteniiu [Strategic approach to teaching reading]. Moscow: Shkol'naia biblioteka, 2005. 512 p.

Smetannikova N. N. Chtenie, gramotnost', chitatel'skaia kompetentnost': strategiia razvitiia [Reading, literacy, reading competence: development strategy]. Bibliotekovedenie [Russian journal of library science], 2017, vol. 66, no. 1, pp. 41-48.

Для цитирования: Граф С. В., Чистякова Н. Н. Технологии смыслового чтения как инструмент формирования профессиональных знаний у бакалавров // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 1 (94). - С. 137-148. DOI: 10.23859/1994-06372020-1-94-12

For citation: Graf S. V., Chistiakova N. N. Sense reading as a tool for building undergraduate students' professional knowledge. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 1 (94), pp. 137-148. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-1-94-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.