Научная статья на тему 'ЛИРИКА КАК АКТ ПОЗНАНИЯ: К ПРОБЛЕМЕ ПОЛНОЦЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО И ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЛИРИКА КАК АКТ ПОЗНАНИЯ: К ПРОБЛЕМЕ ПОЛНОЦЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО И ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИКА / ПОЛНОЦЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Марина Абукановна

Для формирования полноценного восприятия лирических произведений представлен алгоритм обучения чтению лирики на основе принципа процессуальности и логико-понятийного подхода к образной структуре стихотворений. Алгоритм воспроизводит этапы когнитивной деятельности читателя как активной речевой интерпретационной деятельности школьника и студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LYRICS AS AN ACT OF KNOWLEDGE: TO THE PROBLEM OF COMPLETE PERCEPTION OF LYRIC TEXT IN THE PRACTICE OF SCHOOL AND UNIVERSITY EDUCATION

For the formation of a full-fledged perception of lyric works, an algorithm for teaching the reading of lyrics based on the principle of procedurality and a logical-conceptual approach to the figurative structure of poems is presented. The algorithm reproduces the stages of the reader's cognitive activity as an active speech interpretive activity of a schoolchild and a student.

Текст научной работы на тему «ЛИРИКА КАК АКТ ПОЗНАНИЯ: К ПРОБЛЕМЕ ПОЛНОЦЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО И ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

6.Кислякова Ю.И. Формирование социально-бытовой компетенции младших школьников с интеллектуальной недостаточностью : автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / защищена 18. 08.2008. / Юлия Николаевна Кислякова. -Минск, 2008.

7. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы /Л.П.Кузнецова. Учебное пособие. — Изд-во ДВГТУ. Владивосток. — 2002.

8. Курганова А.О., Карабанова О.А. Диагностика личности школьников -СПб.: Речь. -2012. -256с.

9. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: Учебное пособие для вузов. - 7-е изд., испр. и доп.-М. : Академический Проект; Трикста. —2011.

10. Лыкова-Унковская, Е. С., Галкина В.А. Социально-коммуникативное развитие детей с легкой умственной отсталостью / Е.С.Лыкова-Унковская, В.А.Галкина // Научно-педагогическое обозрение. — 2019. 6 (28), С. 17-20.

11. Масленникова, В. Ш. Личностная композиция социального отношения / В. Ш. Масленникова // Современные концепции воспитания. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. - С. 84-89.

12. Мозговой В. М. Олигофренопедагогика. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. М. : Издательский центр «Академия». — 2006.

13. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. — СПб. : Питер, 2005.

14. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — М . : Академия, 2002. - 160 с.

15. Примерная основная адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http:// fgos-ovz.herzen. spb.ru/wp-content/aploads /2015/10 /1-и-2 варианты АООП-УО

16. Сафонова Л.М. Определение жизненной компетентности у подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 5, С.155-161.

17. Содномова Н.Б. Педагогические условия формирования социальных компетенций старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / защищена 17.12.2015 / Надежда Бадма-Цыреновна Содномова. — Улан-Удэ. - 2015.

18. Стебляк Е. А. Психолого-педагогические условия формирования социальных компетенций умственно отсталых обучающихся // Наука о человеке: гуманитарные исследования: Научный журнал. - 2016. - № 2 (24). - С. 140-147.

19. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста М. : Медгиз. — 1955, 230 с.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)- Режим доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/707606 70/

21. Цукерман Г.Я. Диагностика умения учиться [Текст] / Г. А. Цукерман, Е. В. Чудинова. — [2-е изд.]. — М. : Author's club, 2018.

22. Щетинина А.М.Диагностика социального развития ребенка. / Учебно-методическое пособие. В. Новгород . - НовГУ им. Ярослава Мудрого— 2000.

23. Щербакова А. М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида // Дефектология. —2001. —№ 3.

24. Pfingsten, U. Groppentraining Sozialer Kompetenzen / U. Pfingsten, R. Hintsch. Weinheim: Psychologie Verlag Union, 1991.

ЛИРИКА КАК АКТ ПОЗНАНИЯ: К ПРОБЛЕМЕ ПОЛНОЦЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО И ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зайцева Марина Абукановна

кандидат филол.н. доцент Омский государственный педагогический университет

г. Омск

LYRICS AS AN ACT OF KNOWLEDGE: TO THE PROBLEM OF COMPLETE PERCEPTION OF LYRIC TEXT IN THE PRACTICE OF SCHOOL AND UNIVERSITY EDUCATION

Zaitseva Marina

Candidate of Science, assistant professor of Omsk State Pedagogical University,

Omsk

АННОТАЦИЯ

Для формирования полноценного восприятия лирических произведений представлен алгоритм обучения чтению лирики на основе принципа процессуальности и логико-понятийного подхода к образной

структуре стихотворений. Алгоритм воспроизводит этапы когнитивной деятельности читателя как активной речевой интерпретационной деятельности школьника и студента.

ABSTRACT

For the formation of a full-fledged perception of lyric works, an algorithm for teaching the reading of lyrics based on the principle of procedurality and a logical-conceptual approach to the figurative structure of poems is presented. The algorithm reproduces the stages of the reader's cognitive activity as an active speech interpretive activity of a schoolchild and a student.

Ключевые слова: лирика, полноценное восприятие, продуктивное чтение

Keywords: lyrics, full-fledged perception, productive reading

Лирические тексты как объект школьного изучения представляют собой известную проблему, связанную с природой поэтического восприятия мира, в основе которого способность к целостному переживанию, мироощущению, создающая возможность конструирования личностных смыслов, ценностных принципов и духовных представлений.

Исходя из данного положения, доминантой художественного своеобразия лирического произведения следует признать его образно-смысловую организацию, определяющую графический, ритмический, фонетический уровни структуры текста. Полнота и глубина лирического содержания создаются семантикой движения образного строя стихотворения от чувственно-конкретного, единичного к общему, от случайного к закономерному, от внешнего аспекта темы к внутреннему постижению ее сути. Динамический, процессуальный характер определяет особенности восприятия произведения искусства, которое есть «процесс претворения, конкретного

воспроизведения, продуктивной «отдачи» того, что было познано и прочувствовано, есть процесс частичного воспроизведения самого акта познания» [4, с.31]. Поэтому процесс познания лирического стихотворения в практике школьного анализа, обращенного к ценностно-смысловому восприятию и пониманию литературного произведения, не должен ограничиваться только итогом постижения сути какого-то предмета, явления, события внутренней жизни, а развернут во времени и пространстве становления смысла, продуктивного чтения, приобщения к знанию, в котором есть «не только «истина» как таковая, но и тот материал, из которого она созрела...» [4, с.31]. Этот «элемент живой действительности» (Т. Сильман) является предметной основой смысловой конструкции стихотворения, вызывающий сложные соотношения и взаимодействия эмоции и мысли.

Наличие данного элемента есть условие приближенности лирического материала к реальности и возможности полноценного восприятия лирических стихотворений, а, следовательно, продуктивного чтения с самого раннего возраста читателя. Не случайно лирика признана стратегией жизнедеятельности, в которой «словесная поэтическая «формула» достовернее любой математической формулы, поскольку математика это уже «двойной уход» от реальности - сначала в словах, а затем и в цифрах и формулах» [3, а 269].

Так как лирические тексты становятся сферой чтения-познания в дошкольном и младшем школьном возрасте, то необходим методический «механизм» реализации педагогической задачи -«научить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения», - представляющий «поэтические формулы» как процесс познания, т. е. последовательного движения от эмпирического материала к совершенной, содержательной форме.

Для формирования целостного представления и преодоления разобщенности субъекта и объекта восприятия, становлению их диалогичности представляем алгоритм обучения чтению лирики на основе принципа процессуальности и логико-понятийного подхода к образной структуре стихотворений. Данный алгоритм позволит избежать «взгляда на поэзию как только на сообщение на естественном языке» [2, с. 87] и актуализации бытового, эмпирического аспекта лирики, зачастую разрушающего ценностный мир художественного произведения. В соответствии действиям по алгоритму происходит процесс движения семантического строя лирического стихотворения, направленный на освоение функционального значения поэтических формул, а не на формальное терминологическое определение разновидности тропа, которое как в начальной школе, так и на последующих этапах школьного и вузовского образования, не приводит к осмыслению сущности поэтического языка, погружения в смысловую систему стихотворения и открытию личностного смысла, т.е. продуктивной читательской деятельности.

Алгоритм обучения полноценному восприятию лирического произведения включает следующие этапы [1]:

1. Этап выделения словообраза как подструктуры лирического текста. Являясь элементарной частицей авторского художественного сознания, словообраз в лирическом произведении, как правило, синтаксически оформлен, графически обозначен(синтагма), поэтому совпадает с границами речевого такта, паузами, что позволяет обратить внимание на внутреннее устройство текста.

2. Этап деконструкции образа связан с обращением к выяснению прямого лексического значения компонентов, составляющих словообраз. Обращение к толковым словарем на данном этапе позволяет не только реализовать познавательный аспект деятельности, уточнить значение слова, но и создать свойственную метафоре ситуацию

смыслового, «категориального сдвига», которая проявляется в «имплицитном противопоставлении обыденного видения мира, соответствующего классифицирующим (таксономическим)

предикатам, необычному, вскрывающему индивидную сущность предмета»[2, с.26].

3. Этап понимания образа предполагает определение контекстного значения словообраза в динамике соотношения лексических значений его компонентов и установления связи их прямого и переносного значений. На этом этапе происходит открытие игровой природы словесного искусства на основе процесса столкновения лексических значений, перехода одного значения в другое, соединения значений внутри одного словообраза.

4. Этап определения терминологического значения, устанавливающий соотношение уровней наглядно-образного и понятийно-логического мышления.

5. Этап подтекста направлен на воссоздание образа на основе самостоятельной интерпретационной деятельности читателя, подразумевающей инвариантные способы выражения смысла (уровень творческого мышления), но объединяющий интуитивное, наглядно - образное представление (воображение) и логическое основание, внешнее и внутреннее единство словообраза.

Если первые 2 этапа составляют основу читательской деятельности на уровне начальной школы с переходом к третьему - понимающему восприятию, то последующие этапы можно признать результатом литературного образования школьников и отметить их актуальность в практике

организации литературного развития студентов нефилологических специальностей.

Представленный алгоритм обучения чтению лирических стихотворений на основе логико-понятийного подхода к организации лирики отражает характерное для нее движение от внешнего к внутреннему, от фактического содержания объективной действительности к ее эмоциональному пересозданию, к переживанию, к постижению внутренней правды.

Список литературы:

1. Зайцева М.А. Активизация метафорического мышления школьников как обучающая практика продуктивного чтения/ М.А. Зайцева //Ежемесячный международный научный журнал «SaTECHNOLOGY», N021/2019 1 часть, С.12-15 - - режим доступа к изд.:https://scitechnology.ru/wpcontent/uploаds/2019/ 12^сйе^о1ояу_2^ес_2019_1.р^

2. Лотман Ю.М. Том 1 : Статьи по семиотике и типологии культуры : Избранные статьи : в 3 томах / Ю.М. Лотман. - Таллин : Александра, 1992. - 480 с.

3. Моляко В.А. Творческое поэтическое мировосприятие / В. А. Моляко // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского, г. Москва, 10-11 октября 2013 г.: В 3 т. - Т. 3 /Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. -С. 267-271.

4. Сильман Т.И. Заметки о лирике/ Т. И. Сильман. - Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1977. - 223 с.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА

Новикова Ольга Николаевна

аспирант 3 курса кафедры высшей математики и методики обучения математике Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

г. Пермь

ECONOMIC LITERACY AND ITS STRUCTURE

Novikova Olga N.

3rd year postgraduate student of the Department of higher mathematics and methods of teaching mathematics Federal state budgetary educational institution of higher education "Perm state humanitarian and pedagogical University"

Perm

АННОТАЦИЯ

Анализируя образовательные ресурсы за последние два года можно заключить, что в наибольшей степени возрос интерес к формированию основ финансовой грамотности школьников. Благодаря совместному проекту Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» появилась возможность обучения школьников посредством онлайн-уроков. Являются ли данные уроки оптимальным инструментарием для формирования финансово-экономической грамотности школьников - главный вопрос нашего исследования.

Результаты, полученные в ходе работы, позволили определить структуру экономической грамотности, а также критерии, отражающие уровень ее сформированное™.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.