смыслового, «категориального сдвига», которая проявляется в «имплицитном противопоставлении обыденного видения мира, соответствующего классифицирующим (таксономическим)
предикатам, необычному, вскрывающему индивидную сущность предмета»[2, с.26].
3. Этап понимания образа предполагает определение контекстного значения словообраза в динамике соотношения лексических значений его компонентов и установления связи их прямого и переносного значений. На этом этапе происходит открытие игровой природы словесного искусства на основе процесса столкновения лексических значений, перехода одного значения в другое, соединения значений внутри одного словообраза.
4. Этап определения терминологического значения, устанавливающий соотношение уровней наглядно-образного и понятийно-логического мышления.
5. Этап подтекста направлен на воссоздание образа на основе самостоятельной интерпретационной деятельности читателя, подразумевающей инвариантные способы выражения смысла (уровень творческого мышления), но объединяющий интуитивное, наглядно - образное представление (воображение) и логическое основание, внешнее и внутреннее единство словообраза.
Если первые 2 этапа составляют основу читательской деятельности на уровне начальной школы с переходом к третьему - понимающему восприятию, то последующие этапы можно признать результатом литературного образования школьников и отметить их актуальность в практике
организации литературного развития студентов нефилологических специальностей.
Представленный алгоритм обучения чтению лирических стихотворений на основе логико-понятийного подхода к организации лирики отражает характерное для нее движение от внешнего к внутреннему, от фактического содержания объективной действительности к ее эмоциональному пересозданию, к переживанию, к постижению внутренней правды.
Список литературы:
1. Зайцева М.А. Активизация метафорического мышления школьников как обучающая практика продуктивного чтения/ М.А. Зайцева //Ежемесячный международный научный журнал «SCITECHNOLOGY», No21/2019 1 часть, С.12-15 - - режим доступа к изд.:https://scitechnology.ru/wpcontent/uploads/2019/ 12/Scitechnology_21_dec_2019_1.pdf
2. Лотман Ю.М. Том 1 : Статьи по семиотике и типологии культуры : Избранные статьи : в 3 томах / Ю.М. Лотман. - Таллин : Александра, 1992. - 480 с.
3. Моляко В.А. Творческое поэтическое мировосприятие / В. А. Моляко // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского, г. Москва, 10-11 октября 2013 г.: В 3 т. - Т. 3 /Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. -С. 267-271.
4. Сильман Т.И. Заметки о лирике/ Т. И. Сильман. - Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1977. - 223 с.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА
Новикова Ольга Николаевна
аспирант 3 курса кафедры высшей математики и методики обучения математике Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
г. Пермь
ECONOMIC LITERACY AND ITS STRUCTURE
Novikova Olga N.
3rd year postgraduate student of the Department of higher mathematics and methods of teaching mathematics Federal state budgetary educational institution of higher education "Perm state humanitarian and pedagogical University"
Perm
АННОТАЦИЯ
Анализируя образовательные ресурсы за последние два года можно заключить, что в наибольшей степени возрос интерес к формированию основ финансовой грамотности школьников. Благодаря совместному проекту Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» появилась возможность обучения школьников посредством онлайн-уроков. Являются ли данные уроки оптимальным инструментарием для формирования финансово-экономической грамотности школьников - главный вопрос нашего исследования.
Результаты, полученные в ходе работы, позволили определить структуру экономической грамотности, а также критерии, отражающие уровень ее сформированное™.
ANNOTATION
Analyzing educational resources over the past two years, we can conclude that the greatest increase in interest in the formation of the foundations of financial literacy of schoolchildren. Thanks to the joint project of the Ministry of Finance of the Russian Federation and the world Bank "Promotion of financial literacy and development of financial education in the Russian Federation", it became possible to teach schoolchildren through online lessons. Whether these lessons are the best tools for the formation of financial and economic literacy of schoolchildren is the main question of our research.
The results obtained in the course of the work allowed us to determine the structure of economic literacy, as well as criteria that reflect the level of its formation.
Ключевые слова: экономическая грамотность, младший школьник, задача на основе ситуации.
Key words: economic literacy, Junior pupil, the problem based on the situation.
К выводу о том, что формировать экономическую грамотность школьников необходимо уже с начальной ступени образования отечественные педагоги пришли уже более десяти лет назад (И.А. Сасова, Е.Н. Землянская, И.В. Липсиц).
По мнению И.А. Сасовой экономическая грамотность - это «знание логики экономических процессов и оптимальные способы поведения в мире экономики» [4].
Аналогичные определения понятию «экономическая грамотность» дают и другие педагоги (И.В. Липсиц, И.В. Ермакова, Е.Н. Землянская): «процесс и результат формирования у школьников экономически значимых качеств личности, знаний, умений; системы ценностных представлений о взаимосвязях явлений экономической и социальной жизни» [2].
Были разработаны учебно-методические комплексы, включающие в себя учебные пособия и рабочие тетради для обучающихся: «Начала экономики» (И.В. Ермакова), «Экономика» (Е.Н. Землянской, И.А. Сасовой и др.). В настоящее время данные учебно-методические не пользуются былой популярностью, так как на смену им пришла программа «Финансовая грамотность» (авторы Г.Д. Гловелли, Ю.А. Корлюгова) [1], разработанная в рамках проекта содействия Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка. В содержании данной программы акцент сделан в сторону финансов и наблюдается переход от понятия «экономическая грамотность» к понятию «финансовая грамотность», которое подразумевает «разумное финансовое поведение, принятие обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг» [7]. Данное разделение понятий требует уточнения. На наш взгляд, финансы, это лишь часть экономической сферы, доказательством тому может выступать теория потребностей (А. Маслоу), согласно которой не все наши желания могут иметь материальную характеристику, хотя, в конечном итоге, и могут быть сведены к стоимостной оценке. Поэтому, для последующего анализа примем допущение, что «финансовая грамотность» и «экономическая грамотность» - это синонимичные понятия, но в своей работе будем использовать термин «экономическая
грамотность».
Анализируя определение «экономическая грамотность», можно сделать вывод, что в составе данного понятия содержится две составляющие. Во-первых, «знание логики экономических процессов» можно свести к определению уровня и оценки предметных знаний, то есть определить, как теоретическую составляющую понятия «экономическая грамотность». Во-вторых, определения содержат необходимость оценки «оптимальных способов поведения в мире экономики», «ответственного отношения к личным финансам», то есть на первый план выходит необходимость оценки действий - практическая составляющая понятия «экономическая грамотность».
Подтверждением данного вывода служат и задачи современной программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», одной из которых является «провести комплексную масштабную оценку и организовать мониторинг уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения» [7]. При этом, в рамках проекта, оценка сформированности экономической грамотности будет произведена посредством балльной системы уровня знаний. В таком случае остается вопрос: «Как будет оцениваться сформированность умений «финансового поведения»?». Мы считаем, что именного этого критерия и нет на сегодняшний день, отсутствует оценка и критерий, позволяющий определить сформированность практической составляющей понятия «экономическая грамотность».
На основании произведенного анализа, предлагаем под экономической грамотностью школьника понимать комплекс теоретических знаний экономических категорий и практических умений действовать в определенных экономических ситуациях.
Теоретическая составляющая включает в себя формирование нового и расширение имеющегося понятийного аппарата экономических терминов, предметного знания материала, умение решать математические задачи, экономические (сюжетные) задачи, тематическое содержание которых связано с экономическими понятиями (доход, расход, бюджет и пр.).
Практическая составляющая включает в себя систему определенных действий экономически
разумного поведения. Данные действия должны обладать конкретными характеристиками:
- время выполнения действия (мера овладения);
- наличие верного действия (разумность);
- словесная характеристика своего действия (осознанность);
- наличие корректировки действия (критичность)
Таким образом, оценка теоретической составляющей может быть произведена посредством бальной системы, с установлением трех - уровней: низкий, высокий, средний. Оценку практической составляющей предлагаем производить посредством протокола наблюдений. При этом задается шкала наблюдений, каждому действию присваивается характеристика и балл, что, в конечном итоге, также позволит определить уровень сформированности умений действовать в экономических ситуациях. Интегральный (суммированный итог, полученных баллов при оценке теоретической и практической составляющих позволит сделать вывод о сформированности экономической грамотности в целом.
Реализация данной системы оценки возможна при организации занятий на основе ситуации в рамках внеурочной деятельности.
Предпочтительной формой являются
краткосрочные курсы, позволяющие
придерживаться заданной тематики и определенного времени освоения содержания. Занятие на основе ситуации - это организованная деятельность ученика (группы учеников) и учителя, при которой учитель является инициатором моделирования экономической ситуации, которая может произойти с ребенком в реальной жизни (покупка товаров, расход материалов на изготовление поделки, расчет расходов на организацию праздника и пр.), а ученик - участник ситуации, который сам определяет для себя роль с целью решения смоделированной ситуации.
Занятие на основе ситуации может быть смоделировано двумя вариантами, при этом главный инструментарий - математические задачи и экономические задачи (задачи-кейсы).
Под математической задачей понимаем описание некоторой экономической ситуации, характеризующейся компонентами, обладающими однозначностью, конкретностью и наличием связей между всеми ее компонентами, с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента ситуации путем выполнения арифметических вычислений [5].
Под экономической задачей (задачей - кейсом) [6] предлагаем понимать описание некоторой экономической ситуации, характеризующейся компонентами, обладающими неоднозначностью, избыточным наполнением и отсутствием отношений между всеми ее компонентами, с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента путем выполнения
определенного алгоритма действий, возможного при различных вариантах развития ситуации.
Структуры экономической и математической задачи аналогичны, по своей сути они представляют собой текстовую задачу, сохраняя за собой принятую в педагогической литературе характеристику и представляется двумя блоками: условие и требование (вопрос) [5].
Оценка решения задач предполагает 3 балльную систему:
3 балла - приведены все необходимые преобразования, приводящие к ответу, получен верный ответ;
2 балла - приведены все необходимые преобразования, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего получен неверный ответ;
1 балл - приведены частичные преобразования, приводящие к промежуточному ответу, или допущено две арифметические ошибки, в результате чего получен неверный ответ;
0 баллов - отсутствуют преобразования, необходимые для получения верного ответа, допущено три и более арифметические ошибки, в результате чего получен неверный ответ.
На основании имеющегося инструментария занятие на основе ситуации имеет вариативность организации:
- модель 1 - математическая задача ^ экономическая задача ^ математическая задача;
- модель 2 - экономическая задача ^ математическая задача ^ экономическая задача.
Этапы и структура занятия могут использоваться общепринятые на сегодня современной педагогической литературе (урок открытия нового знания, формирования новых умений, обобщения и систематизации изученного и пр.) [3].
При организации занятий по принципу модели
1 ввод участников в ситуацию осуществляется посредством решения математической задачи. В ходе решения задачи могут быть установлены затруднения, требующие проработку и изучение литературных источников, возможно, что решения достигнуть на данном этапе не получится. Далее вводится экономическая задача, с аналогичным тематическим содержанием, что и математическая задача. Главный принцип на данном этапе, что экономическая задача должна быть решена, после чего может быть выполнен возврат к решению первоначальной математической задачи (если ответ не был получен), либо произведен анализ и сравнение решений математической и экономической задач.
При организации занятий по принципу модели
2 ввод участников в ситуацию осуществляется посредством решения экономической задачи, в ходе решения задачи должны быть выявлены затруднения, требующие изучения теоретических аспектов. Далее приводится математическая задача, с аналогичным тематическим содержанием, что и экономическая задача. Математическая
задача должна быть решена, после чего выполняется возврат к решению первоначальной экономической задачи, используя алгоритм решения математической задачи. На этапе самостоятельной работы может быть предложено решение новой экономической задачи с аналогичным содержанием.
Результаты. Итак, на основе произведенного анализа нами определены основные составляющие структуры экономической грамотности, заданы критерии, позволяющие определить уровень ее сформированности: умение решать
математические задачи с экономическим содержанием и экономические задачи, являющиеся главным инструментарием занятий на основе ситуации.
Литература
1. 2. Гловелли Г.Д., Корлюгова Ю.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2014. - 128 с.
2. 3. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 507 с.
3. Педагогические технологии. Справочник для студентов / А.В. Виневская. - Ростов н/Д: Феникс, 2014, - 253 с.
4. Сасова И.А., Аменд А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / под ред. В.К. Розова. - М.: Просвещение, 1988. - 254 с.
5. Селькина Л.В., Худякова М.А. Методика преподавания математики: учебник для студентов факультетов подготовки учителя начальных классов. - Пермь: ПГГТУ, 2013. - 374с.
6. Dan Remenyi. Case Study Research. // Academic Conferences and Publishing International Limited, Reading, RG4 9SJ, United Kingdom, infoiSacademic-publishing.org, 2013. - 298. ISBN: 978-1-909S07-17-3.
7. Минфин России. Официальный сайт https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram/ Дата обращения: 14.12.2020
УДК 378 ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Петрова Татьяна Адольфовна
Кандидат эконом. наук, доцент кафедры экономической теории Томский государственный педагогический университет
г.Томск
APPLICATION OF THE PRACTICAL METHOD OF TRAINING IN THE DISCIPLINE "STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT»
T. A. Petrova
Candidate of Science, assistant professor Of Pedagogical state University, Tomsk
АННОТАЦИЯ
Формирование необходимых управленческих компетенций является важнейшим фактором в рамках образовательного процесса по специальности государственное и муниципальное управление. В статье рассмотрены вопросы применения практических методов обучения в рамках формирования управленческих компетенций слушателей, как важнейшего фактора обучения, когда практические задания понуждают студента пройти всю цепочку формирования компетенции от теоретической основы, до понимания и возможностей применения нормативно-правовой базы с целью формирования персонального мнения студента накопительным итогом. К значительной проблеме государственного управления на современном этапе многими учеными отнесены факторы, влияющие на уровень компетентности государственных и муниципальных служащих, их понимания самой философии государственной службы и ее сущности для формирования профессиональных практических компетенций выпускника ВУЗа.
В рамках исследования данной проблемы автором рассмотрен алгоритм практического задания, которое используется в рамках образовательного процесса по дисциплине «Современное публичное управление» приведен пример алгоритма формирования таких компетенций посредством решения практического задания, для решения которого необходимо осуществить определенный механизм получения знаний и трансформировать их в навыки, делая определенные выводы самостоятельно. Считаем необходимым при формировании данных компетенций в образовательном процессе использовать системный подход, основанный на поступательном формировании знаний, позволяющих развить умения и сформировать навыки, доведенные до автоматизма. Приведенный пример заданий способствует и настоятельно понуждает детально разобраться в разных моделях государственного управления, оценить современную ситуацию и, таким образом, сформировать на базе полученных знаний определенное понимание предмета и на этой основе проанализировать все нюансы вопросы, разработав и, представив свою точку зрения современной модели публичного управления в стране.