Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ, ЕЕ СТРУКТУРА И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ, ЕЕ СТРУКТУРА И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
844
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ЗАНЯТИЕ НА ОСНОВЕ СИТУАЦИИ / ЗАДАЧА НА ОСНОВЕ СИТУАЦИИ / ECONOMIC LITERACY / MATHEMATICAL PROBLEM / ECONOMIC PROBLEM / SITUATION-BASED OCCUPATION / SITUATION-BASED PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Ольга Николаевна, Плотникова Евгения Григорьевна, Худякова Марина Алексеевна

В статье рассматривается проблема определения критериев, позволяющих оценить уровень сформированное™ основ экономической грамотности школьников. Исследуются имеющиеся педагогические средства, позволяющие дать характеристику уровня сформированное™ экономической грамотности, анализируются существующие формулировки данного понятия и дается собственное определение термина «экономическая грамотность». Приводится перечень необходимых средств и методов формирования экономической грамотности. Результаты исследования - предложены критерии оценки показателя сформированное экономической грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Ольга Николаевна, Плотникова Евгения Григорьевна, Худякова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC LITERACY OF SCHOOL CHILDREN, ITS STRUCTURE AND MEANS OF FORMATION

The article deals with the problem of determining the criteria for assessing the level basics of economic literacy of schoolchildren. The article examines the available pedagogical tools that allow characterizing the level of economic literacy formation, analyzes the existing formulations of this concept, and gives its own definition of the term "economic literacy". A list of necessary tools and methods for the formation of economic literacy is provided. Research result: the authors give criteria for evaluating the indicator of economic literacy formation.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ, ЕЕ СТРУКТУРА И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ»

УДК 371.38

Ольга Николаевна Новикова, аспирант, кафедра высшей математики и методики обучения математике, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Пермь).

E-mail: novikova.no@yandex.ru

Евгения Григорьевна Плотникова, доктор педагогических наук, профессор, кафедра фундаментальной математики, Пермский государственный национальный исследовательский университет (г. Пермь).

E-mail: plotnikovaeg@mail.ru

Марина Алексеевна Худякова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и технологии обучения и воспитания младших школьников, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Пермь).

E-mail: mamigx@mail.ru

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ, ЕЕ СТРУКТУРА И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ

Ключевые слова: экономическая грамотность, математическая задача, экономическая задача, занятие на основе ситуации, задача на основе ситуации.

Аннотация. В статье рассматривается проблема определения критериев, позволяющих оценить уровень сформированное™ основ экономической грамотности школьников. Исследуются имеющиеся педагогические средства, позволяющие дать характеристику уровня сформированное™ экономической грамотности, анализируются существующие формулировки данного понятия и дается собственное определение термина «экономическая грамотность». Приводится перечень необходимых средств и методов формирования экономической грамотности.

Результаты исследования - предложены критерии оценки показателя сформированное™ экономической грамотности.

Olga N. Novikova postgraduate student, Department of higher mathematics and methods of teaching mathematics, University of Humanities and Education (Perm).

E-mail: novikova.no@yandex.ru

Evgeniya G. Plotnikova Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Department of fundamental mathematics Perm state national research University (Perm).

E-mail: plotnikovaeg@mail.ru

Marina A. Khudyakova, Cand. Sci. (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Department of theory and technology of teaching and upbringing of primary school children, University of Humanities and Education (Perm).

E-mail: mamigx@mail.ru

ECONOMIC LITERACY OF SCHOOL CHILDREN, ITS STRUCTURE AND MEANS OF FORMATION

Keywords: economic literacy, mathematical problem, economic problem, situation-based occupation, situation-based problem.

Annotation. The article deals with the problem of determining the criteria for assessing the level basics of economic literacy of schoolchildren. The article examines the available pedagogical tools that allow characterizing the level of economic literacy formation, analyzes the existing formulations of this concept, and gives its own definition of the term "economic literacy". A list of necessary tools and methods for the formation of economic literacy is provided.

Research result: the authors give criteria for evaluating the indicator of economic literacy formation.

Для цитирования: Новикова, O.H. Экономическая грамотность школьников, ее структура и средства формирования / О.Н. Новикова, Е.Г. Плотникова, М.А. Худякова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 4-5(89-90). - С. 72-81.

For citing: Novikova O.N., Plotnikova E.G., Khudyakova M.A.(2020). Economy literacy of school children, its structure and means of formation. Pedagogical journal of Bashkortostan. No 4-5(89-90): 72-81. (In Russ).

DOI: 10.21510/1817-3292-2020-89-90-4-5-72-81

Введение. Современные реалии образовательного пространства таковы, что зачастую инновации диктуют нам структуру и объемы образовательных программ. За последние три года вопросы формирования финансовой грамотности не только школьников, но и всего населения достигли пика актуальности. Благодаря совместному проекту Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» появилась возможность обучения как школьников, так и педагогов основам финансовой грамотности. Ежегодно высшие учебные заведения представляют возможность повышать квалификацию педагогам. Онлайн-уроки вводят в курс актуальных следующие темы: банковский кредит, страховка, бюджет, риски и пр. [12]. Несомненно, терминология и понятийный аппарат расширяются, но формируется ли экономическое мышление, экономическая грамотность? Этот вопрос и является ключевым в нашем исследовании.

Определение «экономическая грамотность». Прежде всего обратимся к формулировке понятия «экономическая грамотность» (сразу сделаем

уточнение, что в данном исследовании экономическая и финансовая грамотность - синонимичные понятия, возрастная группа обучающихся - 4-6 классы).

В словаре С.М. Вишнякова под «экономической грамотностью» понимается готовность к участию в экономической деятельности, состоящей в знаниях теоретических основ хозяйственной деятельности, понимании природы экономических связей и отношений, в умении анализировать конкретные экономические ситуации [4, 486].

По мнению Л.В. Макарова, В.П. Позднякова, термин «экономическая грамотность» сопряжен с понятием «экономическое поведение» и трактуется как рациональное поведение в мире ограниченных ресурсов и безграничных потребностей, когда необходимо постоянно принимать альтернативные решения [1, 255].

При анализе данных определений возникает вопрос, как определить «готовность к участию в экономической деятельности», или как оценить «рациональным является ли поведение»? На наш взгляд, более точное представление о термине «экономическая грамотность» дает E.H. Землянская, говоря, что «в процессе экономического воспитания экономические знания превращаются в убеждения и реализуются в поступках и экономическом поведении» [10, 69]. Именно здесь прослеживается переход от теории к практическому умению, данное определение явилось основообразующим в нашем исследовании и позволило сделать вывод о том, что «экономическая грамотность» - это комплекс теоретических знании и практических действии в экономических ситуациях.

Исходя из определения, мы предлагаем в структуре экономической грамотности выделить теоретическую и практическую составляющие.

Теоретическая составляющая (в принятой на сегодня интерпретации) предполагает формирование и расширение понятийного аппарата экономических терминов, знание предметного материала, умение решать математические задачи, тематическое содержание которых связано с экономическими понятиями (расход сырья, бюджет, выгодный вариант и прочие).

Практическая составляющая предполагает умение действовать, принимать решения в определенных условиях, тематически связанных с экономическими понятиями.

Оценка сформированное™ теоретической составляющей может производиться путем тестирования, решения математических задач, то есть предполагает проверку знаний предметного материала, определяется изначально заданной шкалой и характеризуется разноуровневостью. Оценку сформированное™, введенной нами, практической составляющей мы предлагаем производить на основе классификаций действий [5, 672].

Основные критерии оценки практической составляющей заключаются в четырех действиях:

первое действие - построение образа ситуации, характеризующейсяжерой овладения;

второе действие - определение известных и искомых компонентов ситуации, определение вспомогательных компонентов (предполагается работа с исходными данными, установление известного и искомого), характеризуется осознанностью;

третье действие - составление плана действий (то есть распределение ролей и обязанностей для достижения результата), разумность;

четвертое действие - контроль за исполнением (прикидка результата), критичность.

Фиксация совершаемых группой действий и их характеристики осуществляется посредством ведения протокола наблюдений (таблица 1).

Для освоения экономического материала предлагаем проводить занятий на основе ситуаций,обеспечивающих совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, не регламентированных формальными правилами и ролями. В связи с тем, что в педагогической литературе данное понятие не представлено, предлагаем следующую трактовку: занятие на основе ситуации - целенаправленная деятельность учителя и ученика по созданию экономических ситуаций, являющихся отражением реальных жизненных обстоятельств, либо являющихся реальными событиями экономической деятельности, не регламентированных формальными правилами и характеризующихся обязательным условием создания конечного продукта деятельности.

Занятия подобного вида могут быть сравнимы с занятиями, в основе которых лежат кейс-задачи [3, 21]. Но на наш взгляд, кейс-метод [13, с.73] применим для более старших классов (7-11классы), для школьников начальной школы и 5-6 классов может составить определенные трудности, так как еще недостаточно сформирован экономический тезаурус, нет определенного уровня сформированное™ практических умений [15, 45].

Таблица 1.

Протокол наблюдений за действиями при решении экономической задачи

(пример заполнения) _Фамилия Имя (класс)

Критерии действия

Мера овладения Разумность Осознанность Критичность Вс

(время выполнени я) наличие верного ответа словесны й ответ о своем действии наличие коррект и-ровок действи й его

Наиме- содер жит час нару шен

нование соде все тич а

<7 ми н. 7 ми н. > 7 м и н ржит все указ анны е элем енты элеме нты, но наруш ена после доват ельно сть ное сод ерж ани е эле мен тов поел едов ател ьнос ть и общ ая логи ка на все дей ств ия част ичн О сод ерж ИТ не со де рж ИТ

Шкала перевод а в баллы 1 ба лл 0 1 б а л л 3 балл а 2 балла 1 бал л 0 1 бал л 0 1 бал л 0 Ба л- л ы

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Итого

Для того, чтобы усвоить научные термины, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия - представления, приобретенные в школе и продолжающие спонтанно появляться вне стен школы на основе собственного опыта каждого ребенка. Житейские понятия - это нижний

понятийный уровень, научные - верхний, высший, отличающийся осознанностью и произвольностью. По выражению Л.С. Выготского, «житейские понятия прорастают вверх через научные, научные понятия прорастают вниз через житейские». Овладевая логикой науки, школьник устанавливает соотношение между понятиями, осознает содержание обобщенных понятий, а это содержание, связываясь с житейским опытом ребенка, как бы вбирает его в себя. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам. Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического, мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения [9].

Занятия на основе ситуации позволят продемонстрировать умение действовать в сложившихся условиях, при обязательном взаимодействии членов социума [8, 15].

Основные характеристики занятия на основе ситуации:

- наличие модели экономической ситуации;

- наличие индивидуальных ролей (обозначенных и выбранных самостоятельно);

- несовпадение ролевых целей участников занятия, исполняющих различные роли;

- взаимодействие ролей (без сценария, в условиях ситуации);

- наличие общей цели у всего коллектива;

- многоальтернативность решений;

- наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников ситуации.

Основные задачи при организации занятия на основе ситуации:

- обработка навыков экономически целесообразного поведения;

- снижение тревожности ребенка при попадании в аналогичную ситуацию в реальности;

- определение своей роли в командной работе.

Занятия на основе ситуации можно классифицировать по нескольким признакам:

1) по отражению реальности:

- теоретические (абстрактные), заключающиеся в решении математических задач с экономическим содержанием;

- реальные (практические) - моделирование жизненной ситуации.

2) по уровню сложности:

- легкие (низкий уровень сложности) предполагает одну ситуацию и небольшую команду участников;

- сложные (высокий уровень сложности) предполагает несколько этапов ситуации, решение практических задач.

3) по оценке:

- экспертная оценка (наличие жюри);

- самооценка (определение по шкале, сличение с эталоном и пр.).

4) по наличию регламента:

- жесткие, предполагающие четкий порядок действий, ограниченные временными рамками;

- свободные, без строгого регламента и без ограничений по времени.

5) по числуучастников:

- персональные - учащиеся выполняют одинаковое задание, по истечении времени ответы разбираются и оцениваются;

- командные - производятся в организованном пространстве, каждому участнику предстоит выполнить определенную роль, смоделировать ситуацию.

6) по направлению деятельности:

- эмоционально-деятельностные - являются формой тренинга, моделируют ситуацию человеческих отношений без жестких правил;

- имитационные - моделирование практики применения таких форм решения, как мозговой штурм, анализ ситуации;

- инновационные - направлены на генерацию новых идей в нестандартной ситуации;

- стратегические - коллективное создание картины будущего развития ситуации.

Структура занятия на основе ситуации:

1. Организационно-мотивационный этап.

2. Этап ввода участников в ситуацию.

3. Содержательный этап.

4. Этап групповой или индивидуальной работы.

5. Этап вывода и анализа итогов.

6. Этап самостоятельной работы.

7. Рефлексия.

Организационный этап подразумевает актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности, включение в учебную деятельность, привлечение интереса, создание условий восприятия нового материала, подготовка учащихся к выполнению пробного учебного действия. На данном этапе формулируется ситуация, которую необходимо решить, оговаривается время, за которое должно быть принято решение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этапе ввода участников в ситуацию фиксируется затруднение, выдвигаются гипотезы и строятся модели исходной проблемной ситуации. Этот этап предполагает актуализацию известных либо изученных способов действий, достаточных либо не достаточных для данной ситуации. Формулируется гипотезу: знаю - не знаю, хочу ли узнать. На данном этапе ученики понимают тематику занятия. Определяют свой интерес в данной теме и свои знания по ней, глубину познания, что позолит работать индивидуально или самостоятельно сформировать группы для дальнейшей

коллективной работы. Завершающим элементом данного этапа является формулировка цели и темы занятия.

В рамках содержательного этапа учащимися предлагается, используя справочную литературу, разобраться в основных теоретических понятиях, сформулировать определение незнакомому термину, определить формулу расчета, понять алгоритм решения и тому подобное. Обобщается и фиксируется экономическая теория (в языке и знаково).Определяются варианты решения ситуации (мозговой штурм, дерево решений, интервью [14, 5] и пр.). Оптимальный вариант не выбирается, учащиеся должны самостоятельно сделать вывод о состоятельности их действий и решений.

На этапе групповой или индивидуальной работы самостоятельно распределяются роли в группе, определяются средства, алгоритмы, модели, формулируются шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Выполняются учебные действия, выявляются границы применимости имеющихся знаний и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный. Это, как правило, использование формулы, понимание составляющих этой формулы, причем исходные данные даются не в готовом виде. Ученикам необходимо понять, как и каким образом их можно извлечь из имеющейся информации. К примеру, в заданиях на оптимальный расход материала не указываются габаритные размеры искомых величин, задача ученика - понять, что любой предмет обладает какими-либо физическими характеристиками: длина, масса, объем и прочее. Этот этап характеризуется наибольшей концентрацией действий, требующей слаженной командной работы и индивидуальных ролей участников группы, что предполагает умение распределять обязанности и объединяться при окончательном решении и действии.

Задача преподавателя на данном этапе фиксировать совершаемые группой действия.

Этап вывода и анализа связан с подготовкой конечного продукта (к примеру, отчет о прибыли/убытке, калькуляция единицы продукции производства поделки, выполненной своими руками и т.п.), либо проверка своих расчетов на модели (макете) реального объекта (к примеру, при определении оптимальной ширины линолеума для покрытия пола в классе, после произведенных расчетов ученикам предлагается проверить свои расчеты и настелить линолеум на модели классной комнаты).

Этап самостоятельной работы предполагает индивидуальную работу по решению математической задачи с экономическим содержанием, либо решение экономической задачи с целью фиксации усвоения нового материала.

На этапе рефлексии фиксируется новое содержание, изученное на занятии, обучающиеся самостоятельно оценивают собственную учебную деятельность. В завершение соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие

цели деятельности, определяются возможные аналогичные ситуации в реальной жизни, места и способы проявления.

Таким образом, для определения уровня сформированное™ экономической грамотности необходима фиксация умений решать как математические задачи, так и экономические задачи. Важен также контроль и наблюдение за выполняемыми действиями в условиях смоделированной экономической ситуации, приближенной к реальной. Занятия на основе ситуации предпочтительно проводить в рамках внеурочной деятельности, но придерживаться, таких форм организации образовательной деятельности, как краткосрочный курс [7]. Данная форма позволит придерживаться заданного тематического содержания, но при этом позволит вносить корректировки в содержание с учетом интересов и требований сформированных групп.

Вклад соавторов. Авторы внеслиравный вклад в подготовку статьи.

1. Белехова, Б.Г. Определение категории «экономическое поведение населения» // Наука и современность. - 2012. - № 17. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-kategorii-ekonomicheskoe-povedenie-naseleniya/viewer (дата обращения 11.11.2020).

2. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. - Москва : Книжный мир, 2019. - 895 с.

3. Виневская, А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов / А.В. Виневская / под ред. И.А. Стеценко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 141 с.

4. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - Москва . НМЦ СПО, 1999. — 538 с.

5. Гиппенрейтер, Ю.Б, Спиридонова, В.А., Фаликман, В.В., Петухова, В.В. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова, М.В. Фаликман В.В. Петухова. - Москва : Астрель, 2008. - 672 с.

6. Горчинская, А.А. Сюжетно-ситуативные занятия по экономике в начальной школе / А.А. Горчинская // Начальная школа плюс: до и после. - 2007. - № 11. - С.69-71.

7. Григорье, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Д.В. Григорьев. - Москва : Просвещение, 2014. - 126 с.

8. Грохольская, О.Г. Проблемы и перспективы экономического образования в российской школе // Педагогика. - 1998. - №7. - С.35-40.

9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. -Москва : Логос, 2004. - 384с.

10. Землянская, Е.Н. Критерии и конкретизирующие показатели оценки экономических знаний младших школьников / Е.Н.Землянская. - М., 2000

11. Селькина, Л.В. Методика преподавания математики: учебник для студентов факультетов подготовки учителя начальных классов / Л.В. Селькина, М.А. Худякова. -Пермь: ПГГТУ, 2013. - 374 с.

12. Онлайн-уроки финансовой грамотности. -URL: https://dni-fg.ru/ (дата обращения 07.12.2020)

13. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения:справочник для студентов/ под ред. И.А. Стеценко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2018.-353 с.

14. Barnitz (2016) Novice Principals' Views of Instructional Leadership and Organizational Improvement: Two Case Studies. Santa Barbara

15. Remenyi, D. Case Study Research. // Academic Conferences and Publishing International Limited, Reading, RG4 9SJ, United Kingdom, infoiSacademic-publishing.org, 2013.-298. ISBN: 978-1-909S07-17-3.

References

1. Belekhova B.G.(2012)0predeleniye kategorii «ekonomicheskoye povedeniye naseleniya» [Definition of the category "economic behavior of the population"]Science and modernity. № 17.

2. Borisov A.B.(2019) Bol'shoy ekonomicheskiy slovar' [Big economic dictionary] / A.B. Borisov. Moscow : Knizhny Mir. 895 p.

3. VinevskayaA.V.(2015) Metod keysov v pedagogike: praktikum dlya uchiteley i studentov [The method of cases in pedagogy: a workshop for teachers and students]Ed. by I. A. Stetsenko. Rostov-on-Don : Phoenix. 141 p.

4. Vishnyakova SM.(1999) Professional'noye obrazovaniye Slovar'. Klyuchevyye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika [Professional education Dictionary. Key concepts, terms, actual vocabulary]. NMC SP0. 538 p.

5. Gippenreiter Yu.B., Spiridonova V.A., Falikman V.V., Petukhova V.V. (2008 )Psikhologiya myshleniya [Psychology of thinking]. edited by Yu.B. Gippenreiter, V.A. Spiridonova, M.V. Falikman V.V. Petukhova. Moscow : Astrel. 672 p.

6. Gorchinskay A.A.(2007) Syuzhetno-situativnyye zanyatiya po ekonomike v nachal'noy shkole [Plot-situational classes in Economics in the elementary school] .Elementary school plus before and after. No. 11: 69-71.

7. GrigorievD.V.(2014) Vneurochnaya deyatel'nost' shkol'nikov: metodicheskiy konstruktor [Extracurricular activities of students: methodical design]. Moscow : Education. 126 p

8. Groholskaya O.G.(1998) Problemy i perspektivy ekonomicheskogo obrazovaniya v rossiyskoy shkole [Problems and prospects of economic education in the Russian school]Pedagogy. No. 7: 35-40.

9. ZimnyayaI.A.(2004) Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov [Pedagogical psychology: textbook for universities]. Moscow : Logos. 384 p.

10. Zemlyanskaya E.N.(2000)Kriterii i konkretiziruyushchiye pokazateli otsenki ekonomicheskikh znaniy mladshikh shkol'nikov [Criteria and specifying indicators for assessing the economic knowledge of younger schoolchildren]. - Moscow.

11. Selkina L.V., Khudyakova M. A. (2013).Metodika prepodavaniya matematiki: uchebnik dlya studentov fakul'tetov podgotovki uchitelya nachal'nykh klassov [Methods of teaching mathematics: textbook for students of faculties of primary school teacher training]. Perm: PGGTU. 374 p.

12. 0nlayn-uroki finansovoy gramotnosti[0nline financial literacy lessons]. Available from: https://dni-fg.ru/ (dateline: 07.12.2020).

13. Pedagogicheskiye tekhnologii: voprosy teorii i praktiki vnedreniya. Spravochnik dlya studentov(2018)[Pedagogical technologies: issues of theory and practice of implementation. Handbook for students].Ed. by I.A. Stetsenko. Rostov-on-Don : Phoenix. 2018. 353 p.

14. Barnitz (2016) Novice Principals' Views of Instructional Leadership and 0rganizational Improvement: Two Case Studies. Santa Barbara

15. Remeny, D.(2013) Case Study Research. // Academic Conferences and Publishing International Limited, Reading, RG4 9SJ, United Kingdom, infoiSacademic-publishing.org, 298 p. ISBN: 978-1-909S07-17-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.