Научная статья на тему 'Формирование экономической грамотности младших школьников посредством занятий на основе ситуации'

Формирование экономической грамотности младших школьников посредством занятий на основе ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ЗАНЯТИЯ НА ОСНОВЕ СИТУАЦИЙ / FUNDAMENTALS OF ECONOMIC LITERACY / TRAINING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN / CLASSES BASED ON CASE STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Ольга Николаевна, Плотникова Евгения Григорьевна, Худякова Марина Алексеевна

Экономическая грамотность является необходимым условием жизнедеятельности в современном обществе, ее основы закладываются уже в начальной школе. Рассматривается понятие экономической грамотности младших школьников. Формирование основ экономической грамотности предлагается осуществлять посредством занятий на основе ситуации. Приводятся характеристики занятия на основе ситуации, представлены и проиллюстрированы примерами его этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Ольга Николаевна, Плотникова Евгения Григорьевна, Худякова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the concept of economic literacy of younger schoolchildren. The authors show that economic literacy is a prerequisite for human vital activity in modern society, its foundations being already laid in elementary school. It is proposed to carry out the formation of the essential basis for economic intelligence through lessons based on case study. The characteristics of the activities based on case study are presented; its stages are illustrated by examples.

Текст научной работы на тему «Формирование экономической грамотности младших школьников посредством занятий на основе ситуации»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ность), способность генерировать идеи и самостоятельно мыслить, способность вырабатывать ценностное суждение об идеях, решениях, методах, умение самоопределяться в ситуации выбора.

Список литературы

1. Забазнова Т.А., Пацюк Е.В., Филатова О.П. Формирование предпринимательских качеств бакалавров по направлению «Информационные системы и технологии» // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2018. № 8(131). С. 59-63.

2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.

3. Филатова О.П. Формирование ценностно-смыслового отношения старшеклассников к предметам естественно-математического цикла: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000.

О.Н. НОВИКОВА, Е.Г. ПЛОТНИКОВА,

М.А. ХУДЯКОВА

(Пермь)

формирование

экономической грамотности младших школьников посредством занятий на основе ситуации

Экономическая грамотность является необходимым условием жизнедеятельности в современном обществе, ее основы закладываются уже в начальной школе. Рассматривается понятие экономической грамотности младших школьников. Формирование основ экономической грамотности предлагается осуществлять посредством занятий на основе ситуации. Приводятся характеристики занятия на основе ситуации, представлены и проиллюстрированы примерами его этапы.

1. Zabaznova T.A., Pacyuk E.V., Filatova O.P. Formirovanie predprinimatel'skih kachestv bakalav-rov po napravleniyu «Informacionnye sistemy i tekh-nologii» // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 8(131). S. 59-63.

2. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost'. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskih sistem. M.: Logos, 1999.

3. Filatova O.P. Formirovanie cennostno-smyslo-vogo otnosheniya starsheklassnikov k predmetam es-testvenno-matematicheskogo cikla: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2000.

Conditions of formation of entrepreneurial qualities in future engineers acquiring the qualification "Information systems and technologies" in the educational process

The article reveals the essential characteristics of the concept "entrepreneurial qualities of an engineer" in the context of modern approaches to the professional training of a graduate of a technical university. The authors present the main directions of entrepreneurial activity of the future engineer and the corresponding entrepreneurial qualities. The didactic conditions of educational activity are revealed.

Key words: entrepreneurial qualities of an engineer, the main directions of entrepreneurial activity of the future engineer, entrepreneurial qualities.

(Статья поступила в редакцию 26.03.2019)

Ключевые слова: основы экономической грамотности, обучение младших школьников, занятия на основе ситуации.

В эпоху развитого высокотехнологичного и конкурентного современного мира предприимчивость и экономическая грамотность становятся востребованными в обществе, а следовательно, проблемы экономического образования приобретают особую актуальность. Уже младшему школьнику необходимо ориентироваться в ряде экономических категорий: представлять назначение и формы денег, осуществляя расчеты при организации своего питания в школьной столовой, понимать ценность окружающих предметов, оперируя такими понятиями, как «экономность», «бережливость», «расточительность» и т. п.

Проблема формирования основ экономической грамотности рассматривалась многими зарубежными и отечественными педагогами. В работах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци (XVI-XVIII вв.) были заложены основы обучения детей младшего возраста ведению домашнего хозяйства посредством учебно-ролевых игр. В трудах К.Д. Ушинского, С.Т. Щацкого, А.С. Макаренко (XIX-XX вв.) существенное внимание уделялось вопросам экономического воспитания детей в обучении, в том числе через вовлечение их в совместную со взрослыми деятельность [6].

© Новикова О.Н., Плотникова Е.Г., Худякова М.А., 2019

Анализ педагогических исследований свидетельствует о том, что на данный момент накоплен определенный опыт в области обучения младших школьников основам экономической грамотности средствами дидактических игр, сказочных сюжетов и нестандартных творческих заданий. Однако при этом не в полной мере решена проблема переноса экономических знаний и умений, демонстрируемых детьми, приобретаемых в сюжетной игре, в жизненные ситуации, реально происходящие или возможные в современных условиях, в которых и выражается экономическая грамотность (т. е. не только в умении решать математические задачи с экономическим содержанием или экономические задачи, но и в умении действовать).

По-прежнему является актуальным поиск оптимального механизма формирования основ экономической грамотности, позволяющего обеспечить решение проблемы переноса экономических знаний, умений на реальные ситуации, которые происходят или могут произойти в жизни младшего школьника, наряду с сложившимися традициями экономического образования обучающихся на начальной ступени школьного образования.

В настоящее время вопросам экономической грамотности младшего школьника посвящено значительное количество работ, обусловивших несколько подходов к пониманию этого понятия. Так, Е.Н. Землянская под экономической грамотностью имеет в виду «процесс и результат формирования у школьников экономически значимых качеств личности, знаний, умений; системы ценностных представлений о взаимосвязях явлений экономической и социальной жизни; опыта и нравственно-ценностной мотивации социально-экономической деятельности, позволяющих личности адаптироваться и интегрироваться в существующие установки общества» [3]. И.В. Липсиц под экономической грамотностью понимает «знание логики экономических процессов и оптимальные способы поведения в мире экономики» [4].

В работах Е.Н. Землянской, Л.М. Клари-ной, И.А. Сасовой, И.В. Липсиц и др. человек выступает инициатором «экономической активности» [7; 8], поэтому формирование экономической грамотности является важным условием воспитания субъекта экономических отношений. Основные направления развития социально-экономического образования и воспитания современные педагоги видят в осознанном отношении обучающегося к труду, результатам его деятельности, в готовности к принятию решений в различных формах

экономической деятельности, умении проявлять рачительность, экономность и бережливость к используемым ресурсам в жизнедеятельности ребенка.

О.Г. Грохольская, С.Л. Чернер, П.Р. Ату-тов, А.Р. Ишматова, С.М. Колова, М.Б. Ко-пылова, В.Д. Ландшеер и др. выделяют два аспекта в структуре экономической грамотности младшего школьника: во-первых, приобретение достаточного объема знаний, умений, обеспечивающих осуществление трудовой деятельности; во-вторых, обязательное наличие мотивации для непрерывного совершенствования своих знаний, умений в экономической сфере функционирования общества [5].

Таким образом, современная педагогическая литература трактует экономическую грамотность исходя из определенного набора знаний, умений и навыков, соответствующего психолого-педагогическим критериям (осознание важности экономически значимых качеств личности; мотивирование к ведению экономической деятельности; опыт экономической деятельности; умение ставить экономически значимые цели).

данное определение отражает основное содержание понятия «экономическая грамотность», но не учитывает возрастные особенности младшего школьного возраста, характеризующегося переходом от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Научные понятия в тезаурусе младших школьников не возникают спонтанно, необходимо обосновывать их значимость, приводить примеры по переносу тех или иных понятий на реальные жизненные ситуации, демонстрировать примеры правильного применения на основе собственного опыта каждого ребенка.

С учетом возрастных особенностей младшего школьника мы предлагаем такую формулировку: экономическая грамотность - это комплекс знаний, умений и определенных навыков экономического поведения, дающий возможность младшему школьнику принимать обоснованные решения и осознанно участвовать в процессах и явлениях хозяйственной деятельности общества.

Существование разных программ, учебно-методических комплектов, посвященных обучению азам экономики на уровне начального школьного образования, свидетельствует о том, что однозначного решения об оптимальных методах и приемах формирования основ экономической грамотности младшего школьного возраста на сегодняшний день не найдено. Идет непрерывный творческий поиск оптимальных форм обучения, учитываю-

щих специфичность экономического материала и возможности понимания данной возрастной группы.

Современные тенденции выбора оптимальных методов при формировании основ экономической грамотности склоняются в сторону занятий на сюжетно-ситуативной основе, предложенных в работах А.А. Горчинской [1]. В основе занятий на сюжетно-ситуативной основе лежат две производные, входящие в данное определение - это понятия «сюжет» и «ситуация».

«Сюжет - совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения» [9]. По мнению О.Г. Грохольской, сюжетное занятие представляет собой «моделирование событий, находящихся в определенном мире и в определенное время, при этом существуют определенные правила и рамки действия» [2]. Ситуация - «совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение» [9].

Мы предлагаем ограничиться определением понятия «ситуация» и формирование основ экономической грамотности осуществлять посредством организации занятий на основе ситуаций, обеспечивающих совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, не регламентированные формальными правилами и ролями. В связи с тем, что в классических педагогических словарях определение данного понятия не представлено, предлагаем следующую трактовку: занятие на основе ситуации - это целенаправленная деятельность учителя и ученика по созданию экономических ситуаций, являющихся отражением реальных жизненных обстоятельств, либо являющихся реальными событиями экономической деятельности, не регламентированными формальными правилами и характеризующимися обязательным условием создания конечного продукта деятельности.

Основными характеристиками занятия на основе ситуации являются:

- сформированная модель экономической ситуации;

- наличие определенных ролей, но не навязанных, а выбранных самостоятельно;

- понимание участником занятия целей выбранной роли;

- взаимодействие участников занятия друг с другом в рамках целей и задач выбранных ролей в условиях ситуации, без обозначенного сценария;

- понимание общей цели всех участников занятия;

КИЕ НАУКИ -

- вариативность решений;

- возможность оценки собственной деятельности и деятельности других участников ситуации.

При реализации занятия на основе ситуации решаются следующие задачи:

- нахождение проблематики ситуации;

- разработка целесообразной модели поведения с точки зрения экономических аспектов;

- отработка навыков с помощью повторов;

- социальная адаптация ребенка посредством снижения его тревожности при условии приобретения опыта в смоделированной ситуации;

- определение своей роли и понимание значимости командной работы.

Занятия на основе ситуации можно классифицировать по нескольким признакам:

1) по отражению реальности - теоретические (абстрактные), заключающиеся в решении математических задач с экономическим содержанием; реальные (практические), моделирование жизненной ситуации;

2) по уровню сложности - легкие (низкий уровень сложности) предполагают одну ситуацию и небольшую команду участников; сложные (высокий уровень сложности) предполагают несколько этапов ситуации, решение практических задач;

3) по оценке - экспертная оценка (наличие жюри); самооценка (определение по шкале, сличение с эталоном и пр.);

4) по наличию регламента - жесткие, предполагающие четкий порядок действий, ограниченные временными рамками; свободные, без строгого регламента и без ограничений по времени;

5) по числу участников - персональные (учащиеся выполняют одинаковое задание, по истечении отведенного на выполнение работы времени ответы разбираются и оцениваются); командные (производятся в организованном пространстве, каждому участнику предстоит выполнить определенную роль, смоделировать ситуацию);

6) по направлению деятельности - эмо-ционально-деятельностные (являются формой тренинга, моделируют ситуацию человеческих отношений без жестких правил); имитационные (моделирование практики применения таких форм решения, как мозговой штурм, анализ ситуации); инновационные (направленные на разработку новых идей и нестандартных ситуаций); стратегические (планиро-

вание модели будущего или возможного развития ситуации).

Таким образом, занятие на основе ситуации является основой механизма формирования экономической грамотности, который включает в себя содержательный, деятель-ностный и диагностический компоненты.

Содержательный компонент механизма представлен двумя блоками: знание экономической теории и умение переносить его на решение как математических задач с экономическим содержанием, так и экономических задач. Данный компонент обусловливает главным образом формирование теоретической составляющей экономической грамотности. Деятельностный компонент предполагает организацию полноценной учебно-познавательной деятельности младших школьников в ходе занятия. Диагностический компонент механизма включает диагностику и критерии оценки сформированности изучаемых характеристик. деятельностный и диагностический компоненты обусловливают формирование практической составляющей экономической грамотности младшего школьника.

для реализации занятий на основе ситуаций нами предложено две модели организации деятельности школьников: в соответствии с первой, от обозначенной экономической ситуации посредством деятельности осуществляется переход к решению математической задачи с экономическим содержанием; в соответствии со второй, от математической задачи с экономическим содержанием посредством деятельности решается экономическая задача (экономическая ситуация).

Уточним, что под математической задачей с экономическим содержанием мы понимаем задачу, количественно описывающую экономическую ситуацию, разрешаемую счетом или арифметическим действием. Эта задача состоит из условия, представляющего экономическую ситуацию и характеризующие ее величины, а также вопроса, указывающего на то, что следует найти в ходе решения. В отличие от математических задач, экономические характеризуются неоднозначностью, отсутствием четкого разделения известных и неизвестных величин, избыточностью данных, не участвующих в решении. условия задачи могут обладать неопределенностью, нехваткой исходных данных, приобретаемых только в ходе решения самой задачи.

Мы выделяем семь этапов занятия на основе ситуации: организационно-мотиваци-онный; ввода участников в ситуацию; содержательный; групповой или индивидуальной

работы; вывода и анализа итогов; самостоятельной работы; рефлексии.

На организационно-мотивационном этапе происходят актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности, включение в учебную деятельность, привлечение интереса, создание условий восприятия нового материала, подготовка учащихся к выполнению пробного учебного действия. на данном этапе формулируется ситуация, которую необходимо решить, при этом оговаривается время принятия решения.

на этапе ввода участников в ситуацию фиксируется затруднение, выдвигаются гипотезы и строятся модели исходной проблемной ситуации. Этот этап предполагает актуализацию известных либо изученных способов действий, достаточных или не достаточных для данной ситуации. Обучающиеся осознают тематику занятия, определяют свой интерес, самостоятельно формируют группы для дальнейшей коллективной работы. Завершающим моментом данного этапа является формулировка цели и темы занятия.

В рамках содержательного этапа учащимися изучается, обобщается и фиксируется экономическая теория в языке и знаково. Определяются варианты решения ситуации (мозговой штурм, дерево решений и пр.).

на этапе групповой или индивидуальной работы самостоятельно распределяются роли в группе, определяются средства, алгоритмы, модели, формулируются решения, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Выполняются учебные действия, определяется верность выбранного алгоритма решения, выполняются задания, в которых приобретенный способ действий является промежуточным и необходимым для решения в целом. Этот этап характеризуется наибольшей концентрацией действий, требующей слаженной командной работы и индивидуальных ролей участников группы, умения распределять обязанности и объединять при окончательном решении и действии.

Задача учителя на данном этапе - фиксировать совершаемые группой действия. Основные критерии оценки - наличие четырех действий: построение образа ситуации; определение компонентов ситуации известных и искомых, определение вспомогательных компонентов; составление плана действий; контроль за исполнением. Каждому виду действий присваиваются критерии: разумность, обобщенность, сознательность, критичность и мера овладения. Фиксация совершаемых группой

действий и их характеристики осуществляется посредством ведения протокола наблюдений.

Этап вывода и анализа итогов связан с подготовкой конечного продукта (например, отчет о прибыли / убытке, калькуляция единицы продукции производства поделки, выполненной своими руками и т. п.) либо проверкой своих расчетов на модели (макете) реального объекта. на данном этапе также соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется их соответствие, в случае неизученности вопроса намечаются дальнейшие цели деятельности, определяются возможные аналогичные ситуации в реальной жизни, места и способы проявления.

Этап самостоятельной работы предполагает индивидуальную работу по решению математической задачи с экономическим содержанием либо решение экономической задачи с целью фиксации усвоения нового материала.

На этапе рефлексии определяется предварительная сформированность знаний, умение воспроизвести полученную информацию и определить степень изученности и понимания вопроса.

приведем пример организации занятия на основе ситуации для учащихся 3-го класса (первая модель: от экономической задачи к решению математической задачи с экономическим содержанием).

Тема занятия: Себестоимость товара.

Цель: определить понятие «себестоимость», сформировать знание алгоритма расчета себестоимости товара и умение применять его при решении практических задач.

Планируемые результаты: владеть первоначальными навыками расчета себестоимости товара.

Метапредметные результаты (УУД):

• регулятивные - принимать учебную задачу; планировать необходимые действия; сверять результаты своей деятельности с шаблоном (эталоном), выполнять необходимые корректировки своей деятельности;

• познавательные - извлекать и понимать нужную информацию; осуществлять операции синтеза, анализа, сравнения, классификации при решении задач; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

• коммуникативные - вести учебный диалог с учителем, другими участниками группы; задавать вопросы по обозначенной тематике, отвечать на вопросы учителя и других участников группы, формулировать собственные мысли, иметь свою точку зрения, уметь ее аргументировать.

КИЕ НАУКИ -

Оборудование: заготовки для изготовления кошелька (листы цветной бумаги А4, наклейки, стразы, чеки с обозначенными на них наименованиями данных материалов и условной стоимостью), клей, ножницы, рабочая тетрадь, шаблон таблицы для расчета себестоимости кошелька.

Организационный этап занятия (7 минут) начинается с приветствия учащихся, обращается внимание на импровизированный магазин, в котором предложены товары, представлена их стоимость.

Ученикам необходимо проверить готовность к занятию: у них должны быть рабочая тетрадь, справочная литература и денежные средства (принятая валюта) для оплаты покупок в магазине.

Учитель: Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?

Ответы учеников (совершать покупки).

Учитель: Да, совершать покупки вы будете, но главная задача заключается в следующем: каждому из вас необходимо изготовить кошелек (все необходимые материалы для его изготовления есть в нашем магазине) и рассчитать его себестоимость. Время на покупки 5 минут и на изготовление кошелька также 5 минут.

далее учителем демонстрируется процесс изготовления кошелька, заготовки для него подбираются таким образом, чтобы длительность изготовления была не более 5 минут.

Учитель: Все ли понятно в задании?

Ответы учеников (должно возникнуть затруднение в определении себестоимости и в алгоритме расчета).

Таким образом на этапе ввода участников в ситуацию (3 минуты) фиксируется затруднение.

Учитель: На какой важный вопрос мы сегодня должны ответить и как сформулируем тему занятия?

Ответы учеников (что такое себестоимость и как ее рассчитать).

затем следует содержательный этап (7 минут), где учащимся предлагается, используя справочную литературу, найти определение себестоимости и алгоритм ее расчета. На эту работу отводится 5 минут. учащиеся объединяются по 4 человека и распределяют самостоятельно роли в группе, задача учителя -фиксировать, есть ли распределение ролей, насколько действия разумны, сознательны и обоснованно длительны.

Учитель: Ребята, кто готов дать определение себестоимости и показать алгоритм расчета этого экономического показателя?

Ответы учеников (Себестоимость - это все затраты на производство и продажу товара. Алгоритм расчета себестоимости заключается в нахождении суммы всех расходов (затрат) при производстве товара).

Учитель: Ребята, кто сможет напомнить, какая стоит перед нами задача?

Ответы учеников (изготовить кошелек и рассчитать его себестоимость).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитель: Теперь мы знаем, что такое себестоимость, и можем выполнить задание?

Ответы учеников (да, можем, все, что мы сейчас купим, это и будут наши затраты на производство кошелька).

Учитель: А как вы сможете подтвердить ваши расходы?

Ответы учеников (свести ответы к тому, что при покупке необходимо брать чек).

На этапе индивидуальной работы (13 минут) ученики приступают к выполнению задания.

Учитель: Приступаем к выполнению задания, не забывайте брать чеки и приклеивать их в рабочую тетрадь. Расчет себестоимости необходимо выполнить в виде таблицы (готовый шаблон таблицы раздается в бумажном виде для заполнения каждому ученику).

Таблица состоит из следующих столбцов: 1) наименование; 2) количество израсходованного материала; 3) цена материала за единицу; 4) сумма, рассчитанная путем умножения цены на количество.

Строки таблицы фиксируют материалы, используемые для изготовления кошелька (разные материалы должны отражаться в отдельной строке, т. к. имеют различные цены).

В конце таблицы должна быть строка «Всего», которая содержит сумму всех расходов, связанных с изготовлением кошелька.

Этап вывода и анализа (5 минут) связан с проверкой алгоритма расчета себестоимости. ученикам демонстрируется расчет себестоимости кошелька учителя. На данном этапе возможна корректировка неточностей и исправление ошибок, допущенных учениками при выполнении задания (контроль правильности выполнения задания осуществляется учениками самостоятельно, в случае затруднений возможна помощь учителя).

Учитель: Ребята, какая экономическая ситуация сегодня нами решалась? Можете привести пример возможной в вашей жизни аналогичной ситуации, при которой потребуется рассчитать себестоимость чего-либо?

Ответы учеников (расчет себестоимости товара, изготовление изделий своими руками).

Учитель: А теперь попробуйте самостоятельно решить математические задачи с аналогичной экономической ситуацией, которые вам могут быть предложены для решения на олимпиадах или в учебнике «Математика».

На этапе самостоятельной работы (7 минут) предлагается решение математических задач с экономическим содержанием.

Задача 1. Рассчитай себестоимость изготовления новогодней открытки, если известно, что израсходовано 3 бусины по цене 2 руб. за каждую, 1 лист картона за 3 руб., атласная лента за 10 руб.

Задача 2. Фирма по доставке цветов оформила букет из 5 роз по 100 руб. за один цветок, бумаги для оформления израсходовано 2 м по цене 60 руб. за метр, стоимость доставки 200 руб. Рассчитай себестоимость 1 букета.

Решение задач осуществляется в рабочей тетради, которые в конце занятия сдаются учителю на проверку.

На этапе рефлексии (3 минуты) ребятам предлагается ответить на вопрос: «Где вы сможете применить полученные знания сегодня?». А также ученикам необходимо нарисовать кружок (семафор) на полях рабочей тетради напротив выполненных заданий либо зафиксированной теории. Цвета семафора имеют следующие значения: «зеленый цвет» -в ходе работы на занятии было все понятно; «желтый цвет» - в ходе работы все понятно, но остались вопросы; «красный цвет» - ход работы не понятен, не смог разобраться.

Итак, занятия на основе ситуаций - это целенаправленная деятельность учителя и ученика по созданию экономических ситуаций, являющихся отражением реальных жизненных обстоятельств, не регламентированных формальными правилами и ролями и характеризующихся обязательным условием создания конечного продукта деятельности. Такие занятия являются основным механизмом формирования основ экономической грамотности младших школьников, они предполагают применение активных и интерактивных методов. главными элементами занятий на основе ситуации должны стать математические задачи с экономическим содержанием и экономические задачи.

Поскольку в учебном плане начального общего образования не предусматривается изучение предмета «Экономика», обучение основам экономической грамотности должно осуществляться в рамках внеурочной деятельности (это может быть кружок, краткосрочный курс, факультатив и т. п.).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ науКИ

Список литературы

1. Горчинская A.A. Система активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе и методика ее реализации. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009.

2. Грохольская О.Г. Проблемы и перспективы экономического образования в российской школе // Педагогика. 1998. № 7. С. 35-40.

3. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. М.: Изд-во «Юрайт», 2015.

4. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране экономика: для детей младшего и среднего возраста. М.: Триада, 1992.

5. Перминова Л.Н. Логико-дидактический подход к обучению // Педагогика. 2014. № 1. С. 1826.

6. Сасова И.А., Аменд А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / под ред. В.К. Розова. М.: Просвещение, 1988.

7. Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика.

2-й класс: Тетрадь творческих заданий. М.: Вита-Пресс, 2009.

8. Сасова И.А., Фирсова М.М. Экономика.

3-й класс: Тетрадь творческих заданий. М.: Вита-Пресс, 2010.

9. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь /

под ред. О.А. Щегловой. М., 2017.

* * *

1. Gorchinskaya A.A. Sistema aktivizacii eko-nomicheskogo obrazovaniya mladshih shkol'nikov na syuzhetno-situativnoj osnove i metodika ee rea-lizacii. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2009.

2. Grohol'skaya O.G. Problemy i perspektivy ekonomicheskogo obrazovaniya v rossijskoj shkole // Pedagogika. 1998. № 7. S. 35-40.

3. Zemlyanskaya E.N. Teoriya i metodika vos-pitaniya mladshih shkol'nikov. M.: Izd-vo «Yurajt», 2015.

4. Lipsic I.V. Udivitel'nye priklyucheniya v strane ekonomika: dlya detej mladshego i srednego vozrasta. M.: Triada, 1992.

5. Perminova L.N. Logiko-didakticheskij podhod k obucheniyu // Pedagogika. 2014. № 1. S. 18-26.

6. Sasova I.A., Amend A.F. Ekonomicheskoe vospitanie shkol'nikov v processe trudovoj podgotov-ki / pod red. V.K. Rozova. M.: Prosveshchenie, 1988.

7. Sasova I.A., Zemlyanskaya E.N. Ekonomika. 2-j klass: Tetrad' tvorcheskih zadanij. M.: Vita-Press, 2009.

8. Sasova I.A., Firsova M.M. Ekonomika. 3-j klass: Tetrad' tvorcheskih zadanij. M.: Vita-Press, 2010.

9. Ushakov D.N. Bol'shoj tolkovyj slovar' / pod red. O.A. Shcheglovoj. M., 2017.

О Лялюк А.В., Прозорова Н.Г., 2019

Formation of economic literacy in younger schoolchildren through classes based on the case study

The article considers the concept of economic literacy of younger schoolchildren. The authors show that economic literacy is a prerequisite for human vital activity in modern society, its foundations being already laid in elementary school. It is proposed to carry out the formation of the essential basis for economic intelligence through lessons based on case study. The characteristics of the activities based on case study are presented; its stages are illustrated by examples.

Key words: fundamentals of economic literacy, training of younger schoolchildren, classes based on case study

(Статья поступила в редакцию 27.03.2019)

А.в. лялюк, н.Г. прозорова

(краснодар)

современные методы диагностики запаса устойчивости социально-профессиональной компетентности и ее составляющих

Применение современных математических методов дает возможность объективной диагностики всех аспектов компетенций и личностно-профессиональных качеств, в том числе их устойчивости. Обсуждаются этапы создания метода, приведены примеры применения методики интерпретации первичной информации с помощью статистического метода «каменистой осыпи» Кеттела, методов математического анализа и высшей алгебры: математической теории пределов и теории граф.

Ключевые слова: социально-профессиональная компетентность, личностно-профессиональ-ные качества, устойчивость, диагностика.

введение. В настоящее время компетенции и личностно-профессиональные качества - важнейшие факторы конкурентоспособности индивида [1; 8]. Компетенции и лич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.