Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ НА ОСНОВЕ СИТУАЦИИ'

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ НА ОСНОВЕ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЗАНЯТИЕ НА ОСНОВЕ СИТУАЦИИ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ECONOMIC LITERACY / OCCUPATION ON THE BASIS OF A SITUATION / A MATHEMATICAL PROBLEM WITH THE ECONOMIC MAINTENANCE / AN ECONOMIC PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Ольга Николаевна, Плотникова Евгения Григорьевна, Худякова Марина Алексеевна

Возросший интерес современного общества к вопросам финансовой грамотности обусловил появление программ для обучения школьников 8-11 классов, предусматривающих применение различных обучающих технологий: от игровых до тестирования различных уровней сложности. Для обучающихся 1-4 классов в большинстве случаев предусмотрена только игровая форма обучения. Поэтому целью данной статьи явилось определение экономической грамотности младшего школьника и классифицирование инструментария формирования основ экономической грамотности. В заключении приведены рекомендации о возможности включения занятий на основе ситуаций в учебный план образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Ольга Николаевна, Плотникова Евгения Григорьевна, Худякова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tools for forming economic literacy of younger students through lessons based on the situation

The increased interest of modern society in the issues of financial literacy has led to the emergence of programs for teaching students in grades 8-11, providing for the use of various educational technologies: from gaming to testing different levels of complexity. For students in grades 1-4, in most cases, only a game form of training is provided. Therefore, the purpose of this article was to determine the economic literacy of primary school students and the classification of tools for the formation of the foundations of economic literacy. In conclusion, we give the recommendations on the possibility of including classes on the basis of situations in the curriculum of educational institutions.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ НА ОСНОВЕ СИТУАЦИИ»

THE TOOLS FOR FORMING ECONOMIC LITERACY OF YOUNGER STUDENTS THROUGH LESSONS BASED ON THE SITUATION

Novikova Olga Nikolaevna, Postgraduate student, Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics

Plotnikova Eugenia Grigorievna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Department of Fundamental Mathematics Khudyakova Marina Alekseevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Theory and Technology of Teaching and Education of Younger Students Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm

The increased interest of modern society in the issues of financial literacy has led to the emergence of programs for teaching students in grades 8- 11, providing for the use of various educational technologies: from gaming to testing different levels of complexity. For students in grades 1-4, in most cases, only a game form of training is provided. Therefore, the purpose of this article was to determine the economic literacy of primary school students and the classification of tools for the formation of the foundations of economic literacy, in conclusion, we give the recommendations on the possibility of including classes on the basis of situations in the curriculum of educational institutions.

Keywords: economic literacy; occupation on the basis of a situation; a mathematical problem with the economic maintenance; an economic problem.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ НА ОСНОВЕ СИТУАЦИИ

Возросший интерес современного общества к вопросам финансовой грамотности обусловил появление программ для обучения школьников 8-11 классов, предусматривающих применение различных обучающих технологий: от игровых до тестирования различных уровней сложности. Для обучающихся 1-4 классов в большинстве случаев предусмотрена только игровая форма обучения. Поэтому целью данной статьи явилось определение экономической грамотности младшего школьника и классифицирование инструментария формирования основ экономической грамотности. В заключении приведены рекомендации о возможности включения занятий на основе ситуаций в учебный план образовательных учреждений.

Ключевые слова: экономическая грамотность; занятие на основе ситуации; математическая задача с экономическим содержанием; экономическая задача.

УДК 371.38 ВАК РФ 13.00.01

© Новикова О.Н., 2019 © Плотникова Е.Г., 2019 © Худякова М.А., 2019

оэ

1-й

о си

-О Q-

Ш <

СО

со

KJ^ Г

S

303

Вопросами экономического анализа школьнику приходится сталкиваться в реальной жизни уже с первой ступени школьного образования, при организации своего питания, при участии в различных проектах и исследовательской деятельности, при подготовке к урокам технологии и т.п.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют теория деятельностного подхода (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.) и теория экономического образования (А.Ф. Аменд, Ю.К Васильев, И.А. Сасова и др.), а также анализ нормативно-правовых документов и обобщение опыта педагогической деятельности общеобразовательных учреждений по исследуемой проблеме.

Современными психологами и педагогами И.В. Ермаковой, E.H. Землянской, И.А. Сасовой, М.М. Фирсовой и др. обоснована необходимость формирования основ экономической грамотности в начальной школе, разработаны теоретические основы процесса формирования [3-6].

В настоящее время по-прежнему важной проблемой является определение оптимального инструментария формирования основ экономической грамотности младшего школьника, позволяющего осваивать учебный материал экономических дисциплин, формировать необходимые знания, умения и навыки.

НОВИКОВА Ольга Николаевна, аспирантка, кафедра Высшей математики и методики обучения математике

ПЛОТНИКОВА Евгения Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Фундаментальной математики

ХУДЯКОВА Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Теории и технологии обучения и воспитания младших школьников

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

304

Учебно-методические комплексы, изданные ранее 2012 года,уже не отражают всего объема информации об экономическом мире, имеющегося на сегодняшний день. Так, банковские пластиковые карты стали главным платежным средством с множеством дополнительных опций, банки начали оказыватьуслуги детям от 14-лет, появилась криптовалюта и пр. Необходимо создание гибкого инструментария, позволяющего адаптировать актуальную экономическую информацию в существующий механизм формирования основ экономической грамотности без значительных и кардинальных изменений.

Под экономической грамотностью младшего школьника будем понимать комплекс теоретических знаний, практических умений и определенных навыков экономического поведения, основанный на умении анализировать и сопоставлять установленные связи между различными событиями, вычленяя существенные свойства явлений из несущественных, обобщая и группируя их по заданным признакам, дающий возможность принимать обоснованные решения и осознанно участвовать в процессах и явлениях хозяйственной деятельности общества.

При формировании экономической грамотности важно, чтобы понятия и операции экономического поведения были не формально усвоены, а применялись осознанно к определенному частному случаю. Поэтому мы считаем, что при освоении экономического материала необходимо руководствоваться де-ятельностным подходом, то есть действие является важным фактором в формировании экономической грамотности школьников [8-9].

Если рассматривать возрастную группу 811 лет (младшие школьники), то предлагаем формировать основы экономической грамотности посредством занятий на основе ситуации [1-2].

В связи с тем, что в педагогической литературе данного понятия в контексте младшего школьного возраста не представлено, предлагаем следующую трактовку: занятие на основе ситуации это - целенаправленная деятельность учителя и ученика по созданию экономических ситуаций, являющихся отражением реальных жизненных обстоятельств, либо являющихся реальными событиями экономической деятельности, не регламентированными формальными правилами и характеризующимися обязательным условием создания конечного продукта деятельности.

Показателем сформированности экономической грамотности будет являться умение решать математические задачи сэкономическим содержанием и экономическими задачами.

Необходимо понимать существенную разницу между математической задачей с экономическим содержанием и экономической задачей. Придерживаясь современной терминологии, под математической задачей сэкономическим содержанием будем понимать описание некоторой экономической ситуации, характеризующейся компонентами, обладающими однозначностью, конкретностью и наличием связей между всеми ее компонентами, с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента ситуации путем выполнения арифметических вычислений.

По своей сути математическая задача сэкономическим содержанием представляет собой текстовую задачу, поэтому сохраняет за собой принятую в педагогической литературе структуру и представляется двумя блоками: условие и требование (вопрос) [7].

При условии организации занятий на основе ситуаций, мы предлагаем группировать математические задачи с экономическим содержанием по тематическому содержанию: стоимостные задачи, производственные задачи, потребительские задачи, задачи на бюджетирование, результативные задачи. Тематическая классификация удобна при планировании занятий на основе ситуации и моделировании определенных условий при вводе в тему, либо при закреплении или контроле уровня сформированности экономической грамотности младшего школьника.

Например, стоимостная задача, предполагающая тематику купли-продажи товара, определения цены, стоимости по заданным критериям: Маше необходимо купить 5 тетрадей по цене 6 руб. за каждую, обложки к данным тетрадям по цене 15 руб. и 1 дневник. В магазине имеется два вида дневников: один стоит 85 руб., а другой 150 руб. Какой дневник Маша может приобрести, если у нее 200 руб.?

Оценка решения математической задачи с экономическим содержанием предполагает 3-балльную систему:

3 балла - приведены все необходимые преобразования, приводящие к ответу, получен верный ответ;

2 балла - приведены все необходимые преобразования, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего получен неверный ответ;

1 балл - приведены частичные преобразования, приводящие к промежуточному ответу, или допущены две арифметические ошибки, в результате чего получен неверный ответ;

О баллов - отсутствуют преобразования, необходимые для получения верного ответа, допущены три и более арифметические ошибки, в результате чего получен неверный ответ.

Наряду с математическими задачами с экономическим содержанием эффективным инструментарием в формировании основ экономической грамотности могут бытьэкономические задачи.

Под экономической задачей предлагаем понимать описание некоторой экономической ситуации, характеризующейся компонентами, обладающими неоднозначностью, избыточным наполнением и отсутствием отношений между всеми ее компонентами, с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента путем выполнения определенного алгоритма действий, возможного при различных вариантах развития ситуации.

Структура экономической задачи аналогична структуре математической задачи с экономическим содержанием. Существенное отличие условия экономической задачи от математической задачи с экономическим содержанием заключается в формулировании описания ситуации. Количество буквенных символов, используемых при описании количественных характеристик компонентов ситуации значительно больше, что усложняет процесс восприятия и требует сформированных навыков и умений сравнивать, абстрагировать, классифицировать и анализировать имеющуюся информацию.

Требование (вопрос) экономической задачи может содержать указание характеристику какого компонента экономической ситуации необходимо определить, а может не иметь конкретного указания на искомый компонент, а представлен требованием нахождения нового условия ситуации (примеры задач приведены ниже).

Классификация экономических задач по тематическому содержанию аналогична классификации математических задач с экономическим содержанием: стоимостные задачи; производственные задачи; потребительские задачи; задачи на бюджетирование; результативные задачи.

Кроме того, дополнительно классифицируем экономические задачи по характеру проблемы на: поисковые задачи (предполагают умение сбора и обработки информации, извлечения из условий задачи экономический по-

казателей, необходимых для решения), расчетные задачи (предполагают определение показателя производственно-хозяйственной деятельности, при вычислении которых необходимо знание теоретических основ и формул расчета), аналитические задачи (определение новых исходных условий ситуации, позволяющих получить нужные результаты), задачи на планирование действий (предполагаютумение выстроить формальный алгоритм, способ решения), прогнозные задачи (предусматривают "внезапные проблемы", умение увидеть и понимать суть проблемы).

Проиллюстрируем на примере конкретного условия задачи как определенная постановка вопроса изменяет тип задачи данной классификации.

Пример условия. Ученики 4 класса организовывали праздник осени. В классе 25 учащихся. Для угощения гостей ребята решили приготовить популярное в России итальянское блюдо - пиццу. Из информации интернет-источников стало ясно, что пиццу можно создавать практически из любых ингредиентов, с самыми разнообразными соусами, вариантами теста и размера основы пиццы (количество порций от 6 до 12). Ребята выбрали 3 интересных рецепта, которые можно легко приготовить дома - это пицца "Грибная", пицца "Колбасная", пицца "Морская".

Ингредиенты пиццы "Грибная" (на 6 порций): 150 г шампиньонов, 200 г слоеного теста, 50 г твердого сыра, 20 г маринованных огурцов, 15 г майонеза.

Ингредиенты пиццы "Колбасная" (на 6 порций): 200 г слоеного теста, 50 г копченой колбасы, 50 г твердого сыра, 10 г маринованных огурцов, 10 г майонеза.

Ингредиенты пиццы "Морская" (на 6 порций): 300 г слоеного теста, 200 г креветок, 100 г твердого сыра, 30 г майонеза.

По итогам голосования для приготовления была выбрана пицца "Колбасная". Приобретение продуктов предполагалось осуществить в магазинах "Семья" или "Пятерочка".

Примеры вопросов:

а) Найди цены на ингредиенты пиццы "Колбасная" в каталогах продуктов "Пятерочка" и "Семья" - поисковая задача;

б) Рассчитай себестоимость приготовления пиццы "Колбасная" для 25 человек, если необходимые продукты приобрести в магазине "Семья" - расчетная задача;

в) Определи наиболее дешевый вариант приготовления пиццы "Колбасная", если продукты приобретать в магазинах "Семья" и "Пятерочка" - аналитическая задача;

S

LU

S

о

LU

< et

LU

* * *

306

г) Построй алгоритм твоих действий при определении менее затратного варианта покупки продуктов в магазинах "Семья" и "Пятерочка" для приготовления пиццы - задача на планирование действий;

д) Дай рекомендации по приобретению продуктов в магазинах "Семья" и "Пятерочка" для приготовления пиццы - прогнозная задача.

Оценка решения экономической задачи предполагает 6-балльную систему и характеризуется комплексностью. Во-первых, оценка математических расчетов производится аналогично оцениванию математической задачи с экономическим содержанием (до 3-х баллов). Во-вторых, осуществляется оценка правильности выстраивания алгоритма действий при решении ситуации:

3 балла - ответ содержит все указанные элементы верного ответа и соблюдена последовательность действий;

2 балла - ответ содержит все указанные элементы верного ответа, но нарушена последовательность действий, не нарушающая общей логики действий;

1 балл - ответ содержит частичные элементы верного решения, нарушена последовательность действий;

0 баллов - ответ содержит менее половины указанных элементов или не содержит элементов верного ответа, или отсутствуют элементы ответов.

Результаты. Итак, на основе деятельностно-го подхода нами определены основные показатели сформированности экономической грамотности: умение решать математические

задачи с экономическим содержанием и экономические задачи, являющиеся главным инструментарием занятий на основе ситуации. По причине того, что в учебном плане начального общего образования не предусматривается изучение предмета "Экономика", формирование экономической грамотности возможно реализовать посредством занятий на основе ситуаций в рамках внеурочной деятельности (кружок, краткосрочный курс).

Литература:

1. Горчинская A.A. Занятия по экономике на сю-жетно-ситуативной основе /A.A. Горчинская // Начальная школа. - 2007. - № 10. - С. 58-61.

2. Горчинская A.A. Сюжетно-ситуативные занятия по экономике в начальной школе / A.A. Горчинская // Начальная школа плюс: до и после. - 2007. -№11.-С. 69-71.

3. Гловелли Т.Д., Корлюгова Ю.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 4 класс. - М. : Вита-Пресс, 2014,- 128 с.

4. Ермакова И.В. Начала экономики : учебное пособие для внеурочной работы в 5-6 классах. - М. : Вита-Пресс, 2015, - 112 с.

5. Землянская E.H. Теория и методика воспитания младших школьников. - М. : ЮРАЙТ, 2015. - 507 с.

6. Сасова И.А., Землянская E.H.Экономика. 4 класс: Тетрадь творческих заданий. - М. : Вита-Пресс, 2009. - 80 с.

7. Селькина Л.В., Худякова М.А. Методика преподавания математики : учебник для студентов факультетов подготовки учителя начальных классов. - Пермь : ПГГТУ, 2013. - 374 с.

8. Dan Remenyi. Case Study Research. // Academic Conferences and Publishing International Limited, Reading, RG4 9SJ, United Kingdom, infoiSacademic-publishing.org, 2013. - 298. ISBN: 978-1-909S07-17-3.

9. William Ellet.The case study handbook/ Harvard Business School Press. - Boston, Massachusetts. 2007. - 658 p. ISBN-13: 978-1 -4221-0158-2.

DIAGNOSTICS OF FORMA T/ON OF THE VALUABLE AND MOTIVA T/ONAL COMPONENT OF RESEARCH COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING

Samoylova Maria Vasilievna, PhD of Pedagogical science, Senior Lecturer, Department of Technology and Design of Clothes and Professional Pedagogy, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol, Republic of Crimea

The article presents the results of diagnostics of the value-motivational component of the research competence of future teachers of vocational training conducted using the methods of determining value orientations, motivation of professional activity, diagnosis of motives for the study of the author's course, revealed the positive dynamics of internal motivation by the results of the experiments.

Keywords: diagnostics; motivation, future teacher of vocational training; research competence, motivational complex.

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИЦЕННОСТНО-

МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье представлены результаты диагностики сформированности ценност-но-мотивационного компонента исследовательской компетентности будущих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 336.221 ВАК РФ 13.00.08

© Самойлова М.В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.