Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2973
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младшие школьники / дополнительное образование / финансовая грамотность / формирование финансовой грамотности младших школьников / primary school students / additional education / financial literacy / the formation of financial literacy of primary school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Сания, Кухар Светлана Алексеевна

Обосновывается результативность реализации краткосрочной программы дополнительного образования для формирования финансовой грамотности младших школьников. Используя преимущества дополнительного образования, программа позволяет учитывать проблемы, запросы и потребности детей, их возрастные и индивидуальные особенности, включать интерактивные формы занятий, обеспечивать создание практико-ориентированной среды, производить корректировку с учетом результатов исходной и текущей диагностики формирования финансовой грамотности младших школьников, принимая во внимание ее структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FINANCIAL LITERACY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN UNDER CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The article reveals the issues of modern educational practice in the light of the concept The article substantiates the effectiveness of the implementation of a short-term program of additional education for the formation of financial literacy of primary school students. Using the advantages of additional education, the program allows you to take into account the problems, needs and needs of children, their age and individual characteristics, include interactive forms of classes, ensure the creation of a practice-oriented environment, and adjust to the results of the initial and current diagnostics of the formation of financial literacy of younger students taking into account its structural.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371.398

DOI: 10.24411/2308-7218-2019-10236

Сулейманова Сания

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: pedagog@pspu.ru

Кухар Светлана Алексеевна

педагог дополнительного образования

Внеструктурное подразделение «Центр семейного досуга "Карусель " МАОУ "Начальная школа "Мультипарк"» г. Перми 614033, г. Пермь, ул. Костычева 33, (342) 201-46-60 e-mail: mastergrad@obrazovanie.perm. ru

магистрант кафедры педагогии и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: sk_1504@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Sania Suleymanova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social

Pedagogy

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education

«Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: pedagog@pspu.ru

Svetlana A. Kuhar

Additional Education Teacher

Extra-Structural Unit «Center for Family Leisure "Carousel" MAOU «Primary

School "Multipark"»

33, Kostycheva, Perm, Russia, 614033, e-mail: Mastergrad@obrazovanie.perm.ru

Master Student of the Department of Pedagogy and Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education

«Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: sk_1504@mail.ru

FORMATION OF FINANCIAL LITERACY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN UNDER CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация. Обосновывается результативность реализации краткосрочной программы дополнительного образования для формирования финансовой грамотности младших школьников. Используя преимущества дополнительного

© Сулейманова С., Кухар С.А., 2019

образования, программа позволяет учитывать проблемы, запросы и потребности детей, их возрастные и индивидуальные особенности, включать интерактивные формы занятий, обеспечивать создание практико -ориентированной среды, производить корректировку с учетом результатов исходной и текущей диагностики формирования финансовой грамотности младших школьников, принимая во внимание ее структурные компоненты.

Ключевые слова: младшие школьники, дополнительное образование, финансовая грамотность, формирование финансовой грамотности младших школьников.

Abstract. The article reveals the issues of modern educational practice in the light of the concept The article substantiates the effectiveness of the implementation of a short-term program of additional education for the formation of financial literacy of primary school students. Using the advantages of additional education, the program allows you to take into account the problems, needs and needs of children, their age and individual characteristics, include interactive forms of classes, ensure the creation of a practice-oriented environment, and adjust to the results of the initial and current diagnostics of the formation of financial literacy of younger students taking into account its structural.

Key words: primary school students, additional education, financial literacy, the formation of financial literacy of primary school students.

Стремительные изменения финансовой сферы экономической жизни российского общества в ходе радикальных рыночных преобразований определили рост потребности в повышении финансовой грамотности населения. Повышение финансовой грамотности выделяется в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса.

На данный момент в России реализуется целый ряд программ: Государственная программа повышения финансовой грамотности, «Финансовая культура и безопасность граждан», «Повышение финансовой грамотности населения с низкими доходами», «Планируй свое будущее» и др.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что финансовая грамотность рассматривается многими авторами: Дж. Кейнсом, М. Фридманом, А. Лусарди, Л. Манделлом, Д. Ремундом, А. Аткинсоном, Ф. Мессе, Е. Землянской, И. Сасовой, М. Фирсовой, Н. Думной, О. Карамовой, Е. Рутковской и др. Понятие «финансовая культура» раскрываются в работах Т. Аймалетдиновой, А. Малолетнева, Ю. Корлюговой.

Исследованием проблем формирования финансовой грамотности в начальной школе занимались Ю.Н. Корлюгова, Г. Гловели, Т.А. Шорыгина, С.Г. Юсупова.

Вместе с тем выявлено противоречие между большими возможностями педагогического сотрудничества учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений, государственных и общественных организаций с целью формирования финансовой грамотности подрастающего поколения и отсутствием научно обоснованной и проверенной экспериментально системы такого сотрудничества.

В частности, была поставлена цель выявить результативность краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию финансовой грамотности младших школьников, при разработке которой были бы учтены:

- преимущества и возможности дополнительного образования в формировании финансовой грамотности младших школьников;

- факторы, позитивно и негативно влияющие на формирование финансовой грамотности младших школьников;

- основные структурные компоненты финансовой грамотности;

- результаты исходной и текущей диагностики формирования финансовой грамотности младших школьников;

- проблемы, запросы и потребности детей, их возрастные и индивидуальные особенности, предполагающие использование интерактивных форм занятий, обеспечивающие создание практико-ориентированной среды.

Британские экономисты А.А. Аткинсон и Ф.А. Мессе в своей работе определяют финансовую грамотность как совокупность финансовой осведомленности, знаний, навыков, установок и моделей поведения, необходимых для принятия обоснованных финансовых решений и в конечном счете способность достичь индивидуального финансового благополучия.

Данному определению не противоречит позиция Е.Н. Землянской, которая под финансовой грамотностью понимает процесс и результат формирования у школьников экономически значимых качеств личности, знаний, умений; системы ценностных представлений о взаимосвязях явлений экономической и социальной жизни; опыта и нравственно-ценностной мотивации социально-экономической деятельности, позволяющих личности адаптироваться и интегрироваться в существующие установки общества [2 ].

С опорой на взгляды ученых, мы предлагаем следующую модель описания изучаемого феномена (рис. 1), позволяющую уточнить само понятие финансовой грамотности.

- система знаков, которую использует человек в повседневной лизни:

■ «>MHCyilll<ICtl. полученных 111.11 IM Н Ш>1Н>1 III|l|l|Ht НкПЮЛШПЪ lipttMHtl.IL- lltl себя роли и более иди менее свободно opitctmiponai ься в окружающем мире:

- еоцилткио определенна» цель его деятельности.

- ожидания в отношении занимаемых позиций и ролей.

- нормы и ценности, которыми человек руководствуется в процесс« своей деягсльиост;

• со11иллм«>-псим) н>1 ичеекис тчкЧ-иитш юнекл

- занимаемые социальные позиции н выполняемые социальные роли;

• «пиммн'гь и с tviiCHk сатчительносги и припаши решения

Рис. 1. Модель описания финансовой грамотности

Исходя из сказанного финансовая грамотность представлена как социальная характеристика личности, представляющая собой способность использовать необходимые знания, позволяющие человеку сознательно участвовать в процессах поступления, расходования, распределения денежных средств, их накопления и использования с целью обеспечения его финансового благосостояния, включающая когнитивный, ценностно-мотивационный, поведенческий компоненты.

Из данного определения возможно выделить следующие элементы и возникающие между ними взаимосвязи.

Финансовая культура, сочетающая в себе финансовые знания и установки. Термин «финансовые знания» представляется как совокупность полученных знаний, позволяющих выполнять определенные финансовые действия, ориентироваться в области финансов, финансовых законов.

Финансовые установки как элемент финансовой культуры, включают в себя: а) нормы и ценности, которыми руководствуется человек в процессе своей финансовой деятельности; б) ожидания в отношении позиций и ролей, занимаемых в финансовой жизни; в) социально определенную цель деятельности человека.

Финансовое поведение основывается на знаниях, которыми владеет человек, и установках, приобретенных им в процессе социализации, определяется занимаемыми социальными позициями и выполняемыми социальными ролями, а также степенью активности и самостоятельности человека в принятии решений.

В младшем школьном возрасте происходят весьма существенные и качественные изменения в психофизиологическом и личностном развитии.

В частности, у младших школьников формируются потребно ети и возможности для формирования навыков социального взаимодействия, в том числе финансовых взаимоотношений.

Формирование финансовой грамотности в младшем школьном возрасте позволяет повысить учебную мотивацию, cформировать коммуникативные и регулятивные навыки в области финансов: овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В младшем школьном возрасте ^временных детей стелет знакомить с экономикой семьи, школы, района, города, страны настолько, насколько это необходимо для понимания ими происходящих процессов, посредством разъяснения, показа, бесед, игр, упражнений, а также прямого и непосредственного участия детей в экономике, включения их в экономические отношения потребления, производства, распределения и обмена, в индивидуальные и коллективные формы экономически и педагогически целесообразной деятельности, что позволит усилить финансовую грамотность и свободу.

Как показал анализ публикаций по проблеме исследования, дополнительное образование детей выполняет функции «социального лифта»

для значительного количества младших школьников, которые не получают необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и организациях общего образования, компенсируя таким образом их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей.

Изучая особенности формирования финансовой грамотности младших школьников в условиях дополнительного образования, исследователи [5, 7] выделяют следующие принципы:

- преемственности, который предполагает осмысление теоретических основ конструирования программ обучения финансовой грамотности, их цели, задачи и содержание, обеспечивающие преемственность образования молодежи на разных возрастных этапах [3];

- интеграции программ финансовой грамотности, реализация которых предполагает не механическое суммирование всех возможных направлений деятельности, а выделение и приоритетное развитие стержневых направлений, единых для всех субъектов финансового образования. При этом каждый субъект осуществляет эти направления, используя только ему присущие механизмы, ресурсы и технологии;

- активного использования обратной связи, оценки и мониторинга эффективности обучения. Обязательным условием эффективности программ обучения финансовой грамотности школьников, как, впрочем, и других образовательных программ, является активное использование обратной связи.

Для формирования финансовой грамотности младших школьников в условиях дополнительного образования разработано немало оригинальных форм работы. Так, Е.Н. Землянская рекомендует использовать игровую технологию «Учебная фирма». Учебная фирма - модель реально существующей фирмы, которая участвует в коммерческих сделках в виртуальной рыночной среде таких же учебных фирм. Для учащихся здесь все реально. Спрос и предложение максимально персонифицированы [2, с. 7].

Младшие школьники выступают участниками сделок, активными субъектами, которые принимают конкретные решения, начиная от разработки логотипа и фирменного стиля предприятия. Они выбирают сферы деятельности и заключают контракты, разрабатывают маркетинговую политику и соблюдают финансовую дисциплину. Для сближения учебного процесса с действительностью персонал учебной фирмы знакомится с деятельностью реального предприятия, которое может стать для нее партнером по нескольким направлениям сотрудничества [1, с. 47].

В качестве наиболее эффективной формы формирования финансовой грамотности младших школьников в условиях дополнительного образования А.А. Смоленцева выделяет форму клуба, который представляет собой образовательное пространство, стимулирующее продуктивное участие детей; развивает интерес к созданию и презентации продуктов собственной деятельности; способствует проявлению творческих способов самореализации ребенка, обретению авторства собственных действий [7].

Примером может служить «Клуб финансовых умников» -образовательная программа для младших школьников, реализованная на базе

центров дополнительного образования детей в г. Москве по инициативе Национального фонда содействия финансовой грамотности в партнерстве с Финансовой академией при Правительстве РФ. Программа имела четко выраженную миссию: содействие повышению финансовой грамотности молодежи, формирование ее твердых финансовых принципов, ответственности и независимости [7, с. 38].

Наиболее высокий уровень финансовой грамотности отмечен в Калининградской, Кировской, Костромской, Курской областях и Республике Коми [6]. Пермский край по результатам данного исследования входит в группу С (занимает место с 34-го по 52-е). Дополнительное образование в г. Перми и в Пермском крае, обладая богатым опытом организации инновационной деятельности [4], безусловно, способно внести в решение данной проблемы существенный вклад.

Опытно-экспериментальная работа была осуществлена на базе МАОУ «Начальная школа "Мультипарк"» г. Перми - внеструктурного подразделения «Центр семейного досуга "Карусель"». В исследование были включены 60 детей в возрасте 8-9 лет. Для проведения педагогического эксперимента было сформировано две группы - контрольная и экспериментальная по 30 человек в каждой.

Был подобран пакет диагностических материалов (таблица) и продумана логика перевода полученных результатов в единую шкалу оценивания.

Методики оценивания уровня финансовой грамотности младших школьников

Методика Количест-

Компонент Уровни проявления показателей венная оценка,

диагностики баллы

Когнитивный - Тест «Финансовая Низкий - нет ответа 0-6

грамотность»,

- беседа Средний уровень - неточное

- педагогическое толкование, нечеткое 7-15

наблюдение понимание

Высокий уровень - дано точное

определение, выбран верный 16-20

ответ

Ценностно- - Анкета «Мои Низкий уровень - меньше трех 3

мотивационный финансовые положительных ответов

предпочтения» Средний уровень - от четырех

до семи положительных 4-7

- опрос ответов

Высокий уровень - от восьми

- педагогическое и более положительных ответов 8

наблюдение

Поведенческий - Выполнение Низкий уровень - выполнение 0-6

практических заданий V заданий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- игровые методики Средний уровень - правильное

(игра «Заработай за выполнение У заданий 7-15

60 минут»), Высокий уровень - правильное

- педагогическое выполнение больше половины 16-20

наблюдение заданий

Результаты входной диагностики по всем трем рассматриваемым компонентам (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) контрольной группы представлены на рис. 2, а экспериментальной группы - на рис. 3.

80 70 60

£ 50

си

=г 40

а.

1= 30 20 10

I. .

Когнитивный Эмоциональный Поведенческий

Компоненты

0

■ Низкий ■ Средний ■ Высокий

Рис. 2. Сформированность финансовой грамотности (контрольная группа)

Проведенный входной диагностический срез показал, что результаты в обеих группах примерно одинаковы, можно отметить высокую заинтересованность детей к изучению финансовой грамотности, что подтверждают результаты исследования эмоционального компонента: высокая мотивация характерна для 50 % детей и более, наличие некоторого опыта, тогда как теоретические знания очень низкие.

70 60

50 — 40 х

е

30 о.

с

20 10 —

Когнитивный Эмоциональный Поведенческий

Компоненты ■ Низкий ■ Средний ■ Высокий

0

Рис. 3. Сформированность финансовой грамотности (экспериментальная группа)

Суть формирующего этапа опытно-экспериментальной работы заключалась в том, что в контрольной группе занятия по программе

«Финансовая азбука» не будут проводиться, а в экспериментальной группе такие занятия будут проводиться один раз в неделю.

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (с изменениями и дополнениями); на основе учебных материалов С.Н. Федина [8].

Обучающиеся могли узнать, что такое деньги и откуда они появились, что есть монеты и бумажные деньги; что такое «орел» и «решка», номинал банкнот; как защитить деньги от подделок, каковы современные деньги в России и в других странах; что собой представляют наличные, безналичные, электронные деньги; что собой представляет семейный бюджет, каковы источники доходов и расходов семьи, как умно управлять своими деньгами, делать сбережения.

По итогам обучения по программе «Финансовая азбука» прогнозировались следующие результаты:

- учащиеся понимают и правильно используют базовые понятия и термины, описывающие процессы и явления, происходящие в финансовой сфере;

- демонстрируют практические навыки планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления личными финансами и семейным бюджетом;

- демонстрируют умение получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- заинтересованы в продолжении занятий по изучению финансовой грамотности;

- знают способы решения проблем творческого и поискового характера в финансовой сфере;

- признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осознают ответственность за принятые ими экономические решения;

- демонстрируют интерес к основам культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- поддерживают нормы коллективной жизни и доброжелательного отношения к педагогу и сверстникам.

Продолжительность реализации программы составляла 10 недель, учебные занятия проводились один раз в неделю, продолжительность занятия -один академический час. Программа предусматривала выполнение домашних заданий.

По истечении времени реализации программы в экспериментальной и контрольной группах был проведен повторный диагностический срез. Анализ полученной информации показал, что в экспериментальной группе мотивация детей повысилась. Все участники эксперимента мотивированы на изучение финансовой грамотности: 28 человек (93 %) имеют высокий уровень и 2 человека (7 %) - средний уровень заинтересованности в данном вопросе. В контрольной группе мотивация тоже повысилась: 26 человек (87 %) имеют высокую мотивацию и 4 человека (13 %) - среднюю мотивацию к изучению финансовой грамотности.

Оценивания правильное финансовое поведение, мы также можем зафиксировать положительную динамику. В экспериментальной группе 17 человек (57 %) принимали правильные финансовые решения и все задания выполняли верно, что свидетельствует о повышении уровня сформированности поведенческого компонента на 30 %. Только 2 человека (7 %) не в полной мере освоили программу и показали низкий уровень знаний финансовой грамотности.

В контрольной группе показатели остались практически на прежнем уровне 9 человек (30 %) имеют высокий уровень сформированности поведенческого компонента, 19 человек (63 %) - средний уровень и 2 человека (7 %) не знают, как действовать при принятии финансовых решений.

Далее мы провели сравнительный анализ уровней сформированности финансовой грамотности участников эксперимента, включенных в экспериментальную и контрольную группы, по когнитивному (рис. 4), по эмоциональному (рис. 5) и по поведенческому компонентам (рис. 6) до начала педагогического эксперимента и после его проведения.

80 70 60

50 ¡5

40 % о

30 £ 20 10 0

73

Контрольная группа

60

7, Ш,

До эксперимента После эксперимента

Экспериментальная группа

60

30

54

13 33

До эксперимента После эксперимента

Компоненты в Низкий в Средний в Высокий

Рис. 4. Сравнительный анализ сформированности когнитивного компонента финансовой грамотности

100

90 —

80

70

60 ыт

50 енц о

40 £ 30

20 — 10

0 -I

Контрольная группа

56

87

Экспериментальная группа

50

93

До эксперимента После эксперимента

До эксперимента После эксперимента

Компоненты

I Низкий В Средний В Высокий

Рис. 5. Сравнительный анализ сформированности эмоционального компонента финансовой грамотности

70 60 50 40 30 20 10 0

Контрольная группа

60

10

63

30 к_А 30

7

До эксперимента После эксперимента

Экспериментальная группа

57

17

27

7

57

До эксперимента После эксперимента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компоненты

I Низкий в Средний в Высокий

Рис. 6. Сравнительный анализ сформированности поведенческого компонента финансовой грамотности

Сравнительный анализ полученных данных позволил сделать выводы об эффективности занятий по программе «Финансовая азбука» для младших школьников. В экспериментальной группе зафиксировано существенное повышение уровня сформированности финансовой грамотности по всем компонентам. В контрольной группе показатели изменились незначительно, это

0

говорит о заинтересованности школьников изучать финансовую грамотность, тема им интересна и понятна.

Проведенный сравнительный анализ результатов экспериментальной работы позволил сделать вывод об эффективности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая азбука», чему способствовало то, что были учтены сущностные характеристики финансовой грамотности, в образовательный процесс был ориентирован на проблемы, запросы и потребности детей, их возрастные и индивидуальные особенности, а также были использованы разнообразные интерактивные, главным образом игровые, формы работы с младшими школьниками.

Список литературы

1. Бежбармакова Э.В. Воспитание делового человека на уроках экономики в начальной школе // Воспитание школьников: теорет. и науч.-метод. журн. - 2013. - № 6. - С. 50.

2. Землянская Е.Н. Экономика для младших школьников // Начальная школа. - 2013. - № 29. - С. 3-8.

3. Косикова С.В., Косолапова Л.А. Непрерывность развития учебной самостоятельности школьника как критерий преемственности образовательной системы школы // Педагогика и психология образования. - 2019. - № 1. - С. 58-69.

4. Косолапова Л.А., Сулейманова С. Результативность исследований по теории и методике дополнительного образования детей в организациях дополнительного образования Перми и Пермского края (1992-2018 гг.) // Вестник Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. - 2018. - Вып. 2. - С. 216-235.

5. Миллер С. Психология развития: методы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.

6. Первый рейтинг финансовой грамотности регионов [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minfin.ru/ru/infomat/press-center (дата обращения: 01.12.2019).

7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 203 с.

8. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2, 3 кл. - М.: Вита-Пресс, 2014. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.