Педагогика
УДК 377
старший научный сотрудник НИЦ-2,
доктор педагогических наук, доцент Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва); эксперт центра метапредметной подготовки, магистр педагогики, преподаватель-исследователь Перевезенцева Ольга Николаевна
Московский центр развития кадрового потенциала образования (г. Москва)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
СРЕДСТВАМИ ИКТ
Аннотация. В статье описывается исследовательская работа, проведенная на базе общеобразовательной школы. Обосновывается необходимость формирования информационной грамотности младших подростков средствами ИКТ. Приведены актуальные причины использования ИКТ в образовательном процессе для формирования информационной грамотности младших подростков. В статье говорится о компонентах обучения информационной грамотности. Также рассмотрены компоненты обучения информационной грамотности младших подростков.
Ключевые слова: грамотность, информационная грамотность, ИКТ, младшие подростки, стандарты информационной грамотности.
Annotation. The article describes research work carried out on the basis of a comprehensive school. The necessity of the formation of information literacy of younger adolescents using ICT is substantiated. The current reasons for the use of ICT in the educational process for the formation of information literacy of younger adolescents are given. The article talks about the components of information literacy learning. The components of information literacy training for younger teens are also considered.
Keywords: literacy, information literacy, ICT, younger teenagers, standard of information literacy.
Введение. Современные тенденции образовательного процесса в школе направлены на формирование у обучающихся целостной картины миры с адекватным отношением к ней и создание условий для социализации ребенка в информационном обществе. Основная задача школы - это научить школьника ориентироваться в информационном пространстве, используя информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Школе XXI века необходимо учитывать особенности развития информационного общества, требующие новые способа формирования мышления, приспособленного к быстро меняющемуся информационному миру. В сложившейся ситуации без информационной грамотности выпускнику школы сложно будет ориентироваться в повседневной жизни. Информационная грамотность школьников формируется повседневно под влиянием средств массовой коммуникации, поэтому школе следует организовывать, структурировать и направлять процесс формирования информационной грамотности школьников.
Изложение основного материала статьи. Вопросы формирования информационной грамотности школьников поднимаются как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях. Прежде всего, следует отметить, что термин «грамотность» традиционно определялась как способность читать, писать и считать. В журнале Education for All Global Monitoring Report сообщается, что грамотность является неотъемлемой частью права человека на образование, труд, здравоохранение и достойное существование [1]. Грамотность-является фундаментом развития общества, без неё невозможно развитие человечества.
Педагог Б. С. Гершунский в своих трудах отмечает, что «грамотный человек - это человек, который готов обогащению и развитию своего образовательного потенциала» [9, с. 62].
В эпоху цифровой глобализации и информационных технологий (ИКТ) современная школа должна уделять особое внимание информационной грамотности обучающихся. Хесус Лау определяет информационную грамотность как комплекс навыков и умений, которые приобретаются в процессе обучения [20, 7]. Исследованиями в отечественной науке в области информационной грамотности занимались А. Н. Завьялов, О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, А.Б. Хуторской. А. Л. Семенов рассматривает информационную грамотность как умения самостоятельной обработки информации человеком с применением технологических средств [25, 12]. Завьялов пишет, что владение знаниями, умениями и навыками при решении определённых задач с использованием технических средств является информационная грамотность [13, 17].
Международная Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) определяет три компонента обучения информационной грамотности: получение, оценивание и использование информации. Предложенные компоненты информационной грамотности ИФЛА мы учли в нашем исследовании, но мы их адаптировали под возраст младших подростков: определение; поиск; интеграция; управление; оценка; создание; передача информации.
Использование ИкТ в формировании информационной грамотности младших подростков в нашем исследовании определяется следующими причинами:
• возможностью индивидуализации образовательного процесса;
• возможностью мотивации к учебной деятельности;
• возможностью самостоятельной деятельности обучающегося;
• возможностью наглядного представления учебного материала;
• возможностью организации интерактивных форм обучения.
Данное исследование является попыткой решения проблемы формирования информационной грамотности младших подростков посредством ИКТ технологий, в ходе которого было проведено опытно экспериментальное исследование.
В эксперименте принимали обучающиеся 4-х и 5-х классов и общеобразовательной школы. Учебные классы были распределены на 2 группы: контрольная и экспериментальная. Эксперимент был проведён в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе обучающимся контрольной и экспериментальной групп были предложен диагностический инструментарий, который позволил измерить информационную грамотность обучающихся. В период формирующего этапа
обучающимся контрольной группы были предложены различные интерактивные задания и задания с помощью выполнения ИКТ ресурсов.
Приведём пример задания, которое необходимо было выполнить обучающимся с помощью ИКТ ресурсов.
Задание. Используйте интернет ссылку сайта Музея Московского Кремля «Пограничная крепость» (https://kremHn-arcЫtectural-ensemЫe.kremLш/Ыstory/view/pograшchnaya-krepost/), пройдите по ней и прочитайте статью. Ответьте на вопросы: 1. Как называется холм, на котором в первой половине XII века возникло славянское поселение, давшее начало городу Москве? Укажите его на карте (рис. 1).
2. Укажите простое число, следующее за числом первого упоминания имени города Москвы в исторической хронике Древней Руси.
Рисунок 1. Фрагмент карты г. Москвы
Данное задание способствует формированию таких умений у школьников как: поиск и отбор информации в сети интернет.
На контрольном этапе вновь была проведена диагностика сформированности информационной грамотности школьников контрольной и экспериментальной групп. Диагностика показала, что благодаря использованию заданий с ИКТ в экспериментальной группе показатель сформированности информационной грамотности школьников увеличился по сравнению с показателем сформированности грамотности школьников в контрольной группе, в которой не использовались здания с ИКТ.
Выводы. Основным требованием информационного общества к школе становится подготовка выпускника, который грамотно владеет знаниями и умениями по работе с информацией в образовательной области в повседневной жизни. Применение ИКТ на уроках способствуют формированию информационной грамотности школьников. Школьники научатся получать, оценивать и распространять информацию; будут знать и понимать свои права в области работы с информацией; понимать функциональную роль поставщиков информации, а также условия реализации этих функций; уметь работать с поставщиками информации и СМИ.
Литература:
1. Education for All Global Monitoring Report, 2006: http://www.unesco.org/education/GMR2006/full/chapt6_eng.pdf.
2. Ivanova N., Khabarova T. The formation of reading skills in younger schoolchildren // 2nd International Conference BRIDGE TO SCIENCE: RESEARCH WORKS. Published by B&M Publishing. San Francisco, California, 2018 С. 51-53.
3. Mikhail V. Boguslavskii and Igor D. Lelchitskii Modern development strategies of the Russian education in the conditions of the information society. //International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016) https://www.shsconferences.org/articles/shsconf/pdf/2016/07/shsconf_eeia2016_01010.pdf
4. Абдиев К.С., Тлемисов С.С. Проблемы разработки инструмента оценки ик-грамотности школьников. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 4 (42). С. 52-59.
5. Антипова В. Б. «Информационная грамотность»: содержание понятия // Медиатека и МИР, 2008, №1, с. 21-26.
6. Бурцева В.В. К вопросу о формировании информационной грамотности у младших школьников // Современные научные исследования и разработки. 2016. № 6 (6). С. 181-183.
7. Вдовина И.А. Информационная культура, информационная грамотность и информационная компетентность в подготовке учителя. // Вестник Института образования человека. 2017. № 2. С. 14.
8. Гендина Н.И. Информационная культура личности и чтение в контексте интегративного подхода ИФЛА и ЮНЕСКО к медиа и информационной грамотности // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития материалы IX Международного научного семинара: в 2 частях. Составители Л.А. Авгуль, Д.Н. Бакун. 2018. С. 100-103.
9. Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психологосоциальный институт, 1998. - 432 с.
10. Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность». // Информатика и образование - 2001. №8 С. 14-16.
11. Добродей Н.Ю., Берген О.В., Мрочко О.Г. Информационная, медийная и компьютерная грамотность учащейся молодежи как условие интерактивного обучения (опыт социологического исследования). // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 4 (20). С. 103-110.
12. Домников А.С. Информационная грамотность в системе воспитания подростков. Вестник Саратовского областного института развития образования. 2017. № 1 (9). С. 44-46.
13. Завьялов А. Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования) [Текст]: Автореф. дис. ...к.п.н. / А. Н. Завьялов. - Тюмень, 2005. - 17 с.
14. Зулпуева К.А. Анализ содержания понятия «компьютерная грамотность». // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2017. № 10. С. 207-210.
15. Ивкина Ю.М. Формирование информационной грамотности младших школьников в процессе начального языкового образования // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 2-1 (7). С. 111-112.
16. Калдыбаев С.К., Зулпуева К.А. О необходимости формирования компьютерной грамотности в начальной школе. //Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 3. С. 5-10.
17. Кларин М.В. Инновационные образование: уроки «несистемных образовательных практик // Образовательные технологии. - 2014. №1. - С. 9-29.
18. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. Медиа- и информационная грамотность в обществах знания / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. - М.: МЦБС, 2013. - 384 с.
19. Лаер Г.С. Формирование информационной культуры младших школьников при изучении «окружающего мира» //Перспективы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. С. 46-50.
20. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - М., 2007. - 45 с.
21. Падерова Н.Г. Формирование у младших школьников навыков работы с информацией. В сборнике: Евсевьевские чтения. Серия: Педагогические науки. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых - 53-х Евсевьевских чтений. Редколлегия: Т.И. Шукшина (председатель), В.И. Лаптун (отв. ред.) [и др.]. 2017. С. 135-139.
22. Перевезенцева О.Н. Когнитивно-визуальные технологии в образовательном пространстве. В сборнике: Новые технологии в образовании Сборник научных трудов XXVI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 62-66.
23. Перевезенцева О.Н. Формирование информационной деятельности младших подростков для достижения метапредметных результатов образования // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 84-85.
24. Рыдзе О.А. Умение работать с информацией как компонент математической грамотности российских младших школьников // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции "Образовательное пространство в информационную эпоху" Под ред. С.В. Ивановой. Москва, 2018. С. 515-525.
25. Семенов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А. Л. Семенов. - М.: МИПКРО, 2000. - 12 с.
26. Сергеева Б.В., Кривовязова М.Г. Формирование информационной грамотности младших школьников // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 6-2. С. 411-415.
27. Хиленко Т.П. Формирование информационной компетентности учителей начальных классов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2015. № 6.
28. Хомякова И.С. Смысловое чтение как основа читательской грамотности младшего школьника. // Вестник Белгородского института развития образования. 2018. № 4 (10). С. 74-79.
29. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А. В. Хуторской. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
30. Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2017. - 720 с.
Педагогика
УДК 94(292.471):37.014.5
студентка магистратуры Царина Мария Александровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и управления учебными заведениями Шушара Татьяна Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛОНИСТСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ ЭСТОНЦЕВ НА ТЕРРИТОРИИ КРЫМА В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВВ.
Аннотация. В данной статье рассматривается внутренняя политика Российской империи в сфере образования в эстонских поселениях на территории Таврической губернии в конце XIX начале XX вв.
Ключевые слова: образование, государство, крымские эстонцы, политика, инородцы, колонисты.
An^tatton. The article examined the domestic policy of the Russian Empire in the educational sphere in the Estonian-language communities in the Taurida Governorate territory during the period between the end of the 19th to the beginning of the 20th centuries.
Keywords: Education, state, Crimean Estonians, politics, non-Russian aliens, colonists.
Введение. Эстонские училища подчинялись инспектору народных училищ своего учебного района. Руководство инспекциями осуществляла дирекция училищ Таврической губернии, подчинённая попечителю Одесского учебного округа. Поэтому с первых дней включения в структуру образовательной системы Таврической губернии эстонские учителя стали изначально подотчетными ведомству народного просвещения, и лютеранскому пасторату. Таким образом, имелась довольно сложная вертикальная власть управления, и исполнение циркуляров и указов на местах, порой, занимало много времени. Влияло, ли это, на скорость и качество выполнения мы рассмотрим ниже.
Изложение основного материала статьи. Основная политика Министерства народного Просвещения состояла именно в исполнении изданных указов и циркуляров на местах. С помощью попечителя Одесского округа и Директора народных училищ Таврической губернии правительство давало указание Инспекторам разных районов. Качество исполнения указов было достаточно высоким. Мы видим, что эстонские учителя непосредственно отчитывались перед своим районным Инспектором и вышестоящим начальством. Также, каждый год эстонские учителя писали отчеты о состоянии своих школ, в которых они преподавали, помимо этого, учителя сообщали о количестве учеников и их национальной принадлежности [2, л. 15-19].
Большинство учителей практически всегда приглашались из Лифляндской и Эстляндской губерниях. Такая инициатива исходила от эстонских общин, которые непосредственно хотели, чтобы их детей обучали настоящие профессионалы, владеющие эстонским языком и несшие с собой родную, национальную культуру. Государство этому не препятствовало, а наоборот всячески способствовало. Можно проследить близкое общение между сотрудничающими губерниями. Из государственного архива РК мы видим активную переписку между Инспектором народных училищ Перновского района Лифляндской губернии и Инспектором народных училищ Симферопольского района Таврической губернии. Также, видно активное сотрудничество между Рижским учебным округом и Одесским учебным округом. Это способствовало динамичному и продуктивному продвижению правительственной политики внутри Российской империи.
В 80-е годы обсуждался проект Правил об устроении начального образования в колонистских селениях и обществах, позже, в 90-е годы, руководители образовательного ведомства изучали, насколько удовлетворены потребности сельского населения Таврической губернии в начальном образовании.
Известно, что 22 июня 1905 года от попечителя Одесского округа пришло письмо Директору народных училищ Таврической губернии и перенаправлено Инспектору народных училищ Симферопольского района. Попечитель просил сообщить о том, все ли ученики центральных и начальных инородческих училищ принадлежащие к лютеранскому и меннонитскому вероисповеданию, подвергаются обязательному выпускному экзамену по Закону Божьему, заносятся ли отметки в экзаменационные ведомости, выставляются ли они в свидетельствах и на основании каких указаний так делается [5, л. 6, 29, 30]. Ответ попечителю пришел 24 июня, в нем было сказано, что отметки заносятся в экзаменационную ведомость по этому предмету, а также в свидетельства, но никаких балов не ставится, ни по Закону Божьему, ни по другим предметам [5, л. 29-30]. В дальнейшем все недочеты были исправлены.
Правительство, также, следило за качеством и содержанием учебно-методической литературы, которой пользовались в образовательных учреждениях. Установлено, что 17 октября 1912 года от Инспектора народных училищ Симферопольского района поступил указ всем заведующим начальными и центральными училищами и учредителям частных учебных заведений о том, что необходимо изъять всю неподобающую литературу согласно ранее изданным указам. А также все заведующие должны предоставить свои подробные донесения немедленно, по получению этого циркуляра [1, л. 131-132].
В отчете о состоянии народных училищ Симферопольского уезда Таврической губернии за 1904 год было подробно описано состояние учебных дел в училищах бывшего колониального ведомства при церквах иностранных исповеданий. Учебное дело в большинстве училищ этого типа по-прежнему оставалась удовлетворительным. Благодаря, главным образом тому, что курс учения и учебный год намного продолжительнее в рассматриваемых училищах. Также дети посещают школу значительно лучше, чем в русских начальных народных училищ. Говоря, в частности о русском языке, следует отметить постепенный прогресс в усвоении этого предмета. Дети старших групп, особенно те, которые предназначаются, к выпуску, почти во всех школах довольно свободно объясняются и читают по-русски, могут производить грамматический разбор и пересказывать в первый раз на экзамене прочитанное, что свидительствует о том,