5. Kulibekov N.A. O teoreticheskih osnovah razrabotki professional'no napravlennyh programm po matematike dlya studentov-gumanitariev. European Social Science Journal. 2013; 1 (29): 127 - 139.
6. Kulibekova R.D., Kulibekov N.A. Proektirovanie professional'no napravlennoj matematicheskoj podgotovki studentov gumanitarnyh special'nostej na osnove kompetentnostnogo podhoda. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2015; 10: 98 - 103.
Статья поступила в редакцию 07.03.16
УДК 378
Albekhadzhiyeva Z.G., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: karaeva1971@list.ru
Magomeddibirova Z.A., Dean of Faculty of Elementary Education, Professor, Department of Theoretical Bases and Technologies of Primary Mathematical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: karaeva1971@list.ru
FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS. The article reveals working methods on formation of information culture at elementary school with regard to the Federal State Educational Standard. The younger school age represents special importance for formation of information literacy to develop information culture in a person, for during this period there is an activization of development of informative abilities, formation of substantial generalizations and concepts, world outlook belief. Therefore, the authors of the article specify that children should learn about the basis of information culture and be given the information literacy, i.e. ability to work with information, already during their training at an elementary school. The researchers note that late formation of some structural components in information literacy may become an obstacle on the way to developing of other components of literacy.
Key words: Federal State Educational Standard, information culture, information literacy, younger school students.
З.Г. Альбекхаджиева, соискатель каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: karaeva1971@list.ru
З.А. Магомеддибирова, проф. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования, декан факультета начальных классов, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала. E-mail: karaeva1971@list.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Данная статья раскрывает приёмы работы по формированию информационной культуры в начальной школе с опорой на ФГОС. Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а, следовательно, и формирование информационной грамотности, т. е. умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребёнка в начальной школе, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других.
Ключевые слова: ФГОС, информационная культура, информационная грамотность, младший школьник.
В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность выбирать и реализовывать на практике адекватные способы её получения, то есть быть информационно-грамотной личностью.
Исследователи-педагоги, учителя подчёркивают резко возросшую информированность большинства детей. Раньше для ребёнка школа и учитель были основными источниками получения информации о мире, человеке, обществе, природе. Сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, высокий рост эрудиции - несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - современные образовательные технологии, формирующие умения работать с информацией, в том числе информационно-коммуникационные технологии, информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.
В требованиях ФГОС говорится, что высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Главное - умение учащихся быстро реагировать на изменения в информационном мире, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. И всё это открывает новые возможности для работы учителя. [1]
На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения не только по программам всех учебных предметов, в частности информатики, но и по междисциплинарной программе «Формирование УУД», а также её разделов: «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности». Информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент ме-тапредметных и предметных результатов образования, предус-
матривается её формирование во всех учебных предметах и во внеурочной деятельности [1].
Итак, широкое распространение средств вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека, перенос начала систематического обучения информатики в начальную школу и требования ФГОС делает актуальной проблему формирования у младших школьников информационной культуры.
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволил нам выделить два подхода к раскрытию содержания понятия «информационная культура» [2; 3; 4].
Сторонники информационного подхода трактуют понятие «информационная культура» как совокупность знаний, умений и навыков взаимодействия с информационной средой, умение использовать современные информационные технологии [3].
Сторонники ценностно-деятельностного подхода считают, что информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей. Мы в своем исследовании придерживаемся второго подхода.
Важным компонентом понятия «информационная культура» является информационная грамотность. Информационная грамотность трактуется как комплекс навыков, которые требуются для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь её найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. [3]
Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура личности» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный процесс взаимодействий человека и информации. В составе
объёма обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности.
Информационная культура включает и такой компонент, как информационное мировоззрение, предполагающее обязательную мотивацию личности на необходимость специальной информационной подготовки.
Информационная культура является фактором успешности в том случае, когда умение осуществлять информационные процессы приобретает определённую значимость для учащихся, становится ценностью и формирует ценностное отношение учащихся к информации, как источнику знаний. Формирование ценностных оснований информационной культуры, считаем мы, необходимо начинать уже в начальной школе, когда закладываются основы учебной деятельности, появляется первый опыт работы с информацией. В младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности: развиваются произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, дающему возможность обобщения, абстрагирования.
Нами была исследована проблема формирования информационной культуры младших школьников в условиях чеченской национальной начальной школы.
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать вывод о том, что определённая часть обучающихся находится на низком уровне сформированности информационной культуры.
Результаты опроса родителей указали на то, что большинство учащихся не умеют самостоятельно работать с информацией, из-за этого испытывают трудности при обучении, 20% - используют компьютер для общения и только 16% - воспринимают компьютер как источник получения информации, источник знаний, 25% учащихся самостоятельно могут сформулировать информационный запрос и поработать с отобранной информацией, 12% учащихся не умеют самостоятельно работать в библиотеке и не умеют выделять значимую информацию.
Мы считаем, что необходимым условием успешного формирования информационной культуры является обучение младших школьников приёмам интеллектуальной работы с текстом во всех учебных предметах на уроках и во внеурочное время в
Библиографический список
сочетании с использованием возможностей компьютера в приобретении младшими школьниками первичных умений в самостоятельном поиске, переработке, использовании информации, т. е. создание информационной среды [4; 5]. При этом особенностями нашего подхода в формировании информационной культуры младших школьников является умелое использование возможностей внешней социально-информационной среды Чеченской Республики.
В формирующем эксперименте апробировано содержание программ: 1) «Формирование информационной культуры младших школьников»; 2) «Учусь работать с информацией»; 3) «Я познаю природу родной Чечни через компьютер».
Отличие занятий внеурочной деятельности от обычных уроков заключается в том, что программа «Формирование информационной культуры младших школьников» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению у ребёнка желания отказаться от образца, проявлению самостоятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу учит ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включаются подвижные игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения заданий на листах бумаги и др. Во время занятий поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
Таким образом, деятельность учителей начальной школы, направленная на создание условий формирования информационной культуры учащихся средствами системы работы с информацией как на уроках и во внеурочной деятельности, так и в сочетании с большими возможностями социально-информационной среды Чеченской Республики, даёт свои результаты.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373.
2. Брановский Ю.С., Беляева А. Работа в информационной среде. Высшее образование в России. 2002; 1: 81 - 87.
3. Константинов Б.Б. Формирование основ информационной культуры младших школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2005.
4. Розина И.Н. Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: Теория, практика и перспективы развития. Университетская книга. 2003; 2: 160 - 175.
5. Ильина Т.Ю. Проблемное обучение информатике младших школьников: методические рекомендации. Санкт-Петербург: РГПУ, 1995.
References
1. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandartnachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373.
2. Branovskij Yu.S., Belyaeva A. Rabota v informacionnoj srede. Vysshee obrazovanie vRossii. 2002; 1: 81 - 87.
3. Konstantinov B.B. Formirovanie osnov informacionnoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.
4. Rozina I.N. Uchebnaya komp'yuterno-oposredovannaya kommunikaciya: Teoriya, praktika i perspektivy razvitiya. Universitetskaya kniga. 2003; 2: 160 - 175.
5. Il'ina T.Yu. Problemnoe obuchenie informatike mladshih shkol'nikov: metodicheskie rekomendacii. Sankt-Peterburg: RGPU, 1995.
Статья поступила в редакцию 07.03.16
УДК 378
Akhmetbekov R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: gadjiev82@mail.ru
Vechedova A.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: gadjiev82@mail.ru
Murtazalieva M.A., senior teacher, Dagestan State Agricultural University (Makhachkala, Russia), Е-mail: gadjiev82@mail.ru
EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS. The article deals with a number of technologies that contribute to the development of professional competence of students of foreign faculty, including: educational independent activity that enhances an ability of the language personality of