Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСА'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / инновации / педагогика / методы обучения / технологии. / education / innovation / pedagogy / teaching methods / technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щукина Л. М.

В статье рассмотрены особенности и характерные черты специфики инновационных технологий обучения в пространстве современного образования. Представлена характеристика отдельных инновационных технологии как составной части современных подходов в пространстве профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щукина Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TRAINING TECHNOLOGIES IN THE SPACE OF MODERN EDUCATION: SPECIFICITY AND CONTENT OF THE ISSUE

The article discusses the features and characteristics of the specifics of innovative teaching technologies in the space of modern education. The characteristics of individual innovative technologies as an integral part of modern approaches in the space of vocational education are presented.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСА»

УДК 37

Щукина Л.М.

преподаватель дисциплин профессионального цикла ГОБПОУ «Елецкий колледж инновационных технологий»

Россия, г.Елец

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСА

Аннотация. В статье рассмотрены особенности и характерные черты специфики инновационных технологий обучения в пространстве современного образования. Представлена характеристика отдельных инновационных технологии как составной части современных подходов в пространстве профессиональном образовании.

Ключевые слова: образование, инновации, педагогика, методы обучения, технологии.

Shchukina L.M. teacher of professional cycle disciplines State regional budgetary professional institution "Yelets College of Innovative Technologies"

Russia, Yelets

INNOVATIVE TRAINING TECHNOLOGIES IN THE SPACE OF MODERN EDUCATION: SPECIFICITY AND CONTENT OF THE

ISSUE

Abstract. The article discusses the features and characteristics of the specifics of innovative teaching technologies in the space of modern education. The characteristics of individual innovative technologies as an integral part of modern approaches in the space of vocational education are presented.

Key words: education, innovation, pedagogy, teaching methods, technology.

В свете заявленной темы отметим специфику понятий «новация» и «инновация». Новациями являются знания: новые идеи, теории, модели, открытия, изобретения, процессы, структуры, методики, стандарты, технологии и тому подобное. Однако не все знания имеют практическую ценность. Они становятся импульсом для преобразований лишь при условии, когда приобретают форму инноваций, способных обновлять производственные силы, создавать предпосылки для технологических и производственных изменений. Новация после принятия к реализации и

распространения приобретает новое качество - становится инновацией.

При этом укажем, что разные педагоги по-разному трактуют термины «новация» и «инновация».

По определению А.П. Панфиловой инновации - это разновидность новаций, позволяющие решать, как проблемы современности, так и предотвращать возникновение подобных проблем в будущем. [1, с. 24]

В свою очередь Б. Р. Мандель утверждает, что образовательные инновации - это нововведения в образовательном процессе [2, с. 32].

Современная педагогическая технология четко определяет цель, определяет набор средств или характеризует основное средство осуществления обучения и определяет последовательные этапы. Технология должна быть легко воспроизводимой, алгоритмизированной, простой в применении. Рассмотрим и выделим некоторые из них.

Технология проблемного обучения - это создание учителем самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, при которой формируются новые знания, умения, навыки и развиваются способности учащегося, активность, заинтересованность, эрудиция, творческое мышление и другие значимые качества личности.

Проблемная ситуация - это ситуация, которая возникает в результате такой организации учителем взаимодействия ученика с объектом познания, которая помогает выявить познавательное противоречие. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальными трудностями и необходимостью решать их. [3, с. 119]

Технология развивающего обучения - это активно - деятельностный способ обучения, во время которого учитываются и используются природные закономерности индивидуального развития учащегося, обусловливающие развитие знаний, умений, навыков и способов умственных действий, эмоционально-ценностной и деятельностно -практической сфер. Целью данной технологии является общее развитие ученика, его интеллектуальных возможностей, чувств, умение учиться и общаться, формирование творческой личности.

Элементы развивающего обучения целесообразно использовать при проведении лабораторных и исследовательских работ, наблюдения, при решении экспериментальных и качественных задач. Все инновационные технологии обучения имеют общие признаки методик и технологий.

Рассмотрим условия эффективного использования инновационных технологий преподавания в образовательных учреждениях по отдельным аспектам.

1) Инновационные тенденции в педагогическом процессе по содержанию образования:

Изменение парадигмы среднего профессионального образования означает прежде всего качественные изменения в формировании содержания образования, речь идет о совершенствовании содержания

образования, прежде всего это постоянное обновление информации (содержание образования должен успевать за достижениями научно -технического прогресса, ведь обновление информации идет сейчас очень быстрыми темпами. Так, студент выпускного курса часто вынужден констатировать, что то, что он изучил на 1 курсе уже устарело). [1, с. 59] Инновационные тенденции перестройки содержания образования заключаются также в переносе знаний из теоретической сферы в практическую.

2) Инновационные тенденции в педагогическом процессе по организации образовательной деятельности:

Инновации предусматривают также совершенствование собственно организации образовательной деятельности. Ведь считается, что от правильно направленной учебной деятельности студента зависит 50% качества усвоения им знаний. Так неудачно сформулированное задание для самостоятельной работы может негативным образом повлиять на уровень усвоения студентом учебного материала (например, слишком объемное задание при недостаточном количестве отведенного на него времени не является эффективным).

Инновационные тенденции в педагогическом процессе по преподаванию профессиональных дисциплин [3, с. 300]:

- перемещение акцента с процесса преподавания в процесс самостоятельного учения;

- использование инновационных технологий: интерактивные методы, проблемное обучение, визуализация учебного процесса, информационно -технические средства в обучении, современные методы организации и управления самостоятельной работой студентов; переход к компетентностному подходу в организации обучения.

Отметим, что переход к компетентностному подходу в обучении предполагает прежде всего изменения цели обучения - вместо воспроизведения знаний в эпицентр обучения становится развитие способностей студента, составляющих основу его компетенций. Эта определенная совокупность компетенций, приобретенных студентом во время обучения, выступает мерилом того, насколько он готов включиться в деятельность, жизнь социума. [1, с. 20]

3) Инновационные тенденции в педагогическом процессе по контролю и оценке знаний, умений, навыков обучающихся.

Инновации направляются на совершенствование методики проверки знаний, умений, навыков студентов: речь идет о широком применении рейтинговой оценки знаний, тестовых технологий. Введение инновационных методов обучения в учебный процесс будет эффективным при условии соблюдения объективных закономерностей использования инновационных технологий обучения.

Рассматривая основные закономерности внедрения инновационных

технологий обучения А.Г. Важенин предлагает делать акцент на таких аспектах, как [3, с. 71]: переориентация мотивации учения студентов на активное познание; плановость введения инновационных методов в учебный процесс; сочетание этих методов с другими методами формирования знаний и с активной самостоятельной работой студентов; создание системы и алгоритма введения инновационных методов.

Таким образом, как показывает практика, использование инновационных образовательных технологий в образовании является обязательным условием подготовки будущих выпускников и востребованных специалистов.

Использованные источники:

1. Котова И.Б. Педагогика: Теории, системы, технологии: учебник для вузов / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, С. А. Смирнов; под ред. С. А. Смирнова. -Москва: Академия, 2019. - 512 с.

2. Мандель Б. Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение / Б. Р. Мандель // Образовательные технологии. - 2019. - №

2. - С. 27-48.

3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: монография / А.П. Панфилова. -Москва: Academia, 2019.-272 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.