Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красникова Татьяна Викторовна, Сорвачева Ирина Дмитриевна

В статье рассмотрены возможности использования инновационных технологий в практике высшего образования. Описаны современные инновации, составляющая которых - это методы психологического изучения, познания субъекта и межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING PSYCHOLOGICAL DISCIPLINES

The article considers the possibilities of using innovative technologies in the practice of higher education. Some innovations are described, the component of which are methods of psychological study, cognition of the subject and interpersonal relations.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

Таблица 1

Обработка данных выполнения диагностических заданий

Имя, Ф. Возраст Фразовая речь Описание Повествование Общий

Г., мес. 1 2 3 1 2 3 1 2 3 балл

1 -логико-смысловая организация высказывания;

2 - структурированность высказывания;

3 - грамматическая оформленность высказывания.

Уровни развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР.

Относительно сохранный уровень - от 19 до 27 баллов.

Нарушенный уровень - от 10 до 18 баллов.

Значительно нарушенный уровень - от 1 до 9 баллов.

Отсутствие связной речи - 0 баллов.

Выводы. Таким образом, применение предлагаемой нами логопедической диагностики позволит детально изучить характерные особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР, ее логико-смысловую организацию, структурированность и грамматическую оформленность. На основании полученных данных учитель-логопед будет строить свою коррекционно-развивающую работу, учитывая те трудности и проблемы, которые выявляются в ходе диагностирования, и ориентируясь на содержание умений построения связного высказывания.

Литература:

1. Баженова, Ю.А. Особенности навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю.А. Баженова, Ю.С. Мохова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-7. (дата обращения: 22.03.2023)

2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин; примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.

3. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования: Серия: Лингвистическое наследие ХХ века / И.Р. Гальперин. - М.: Эдиториал УРСС, 2019. - 144 с.

4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

5. Красильникова, Л.В. Педагогическая диагностика развития связной речи детей 3-4 лет в игровой деятельности / Л.В. Красильникова, Н.В. Вялова// Мир науки. - 2018. - Т. 6. - № 6. - С. 35. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN618.pdf. (дата обращения 22.03.2023)

6. Красильникова, Л.В. Сюжетно-дидактические игры в развитии речи дошкольников: учебно-методическое пособие / Л.В. Красильникова. - Нижний Новгород: Гладкова О.В., 2021. - 117 с.

7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

8. Павлова, Е.П. Развитие связной речи у младших школьников с ОНР с использованием информационно-коммуникационных технологий / Е.П. Павлова, Н.А. Абрамова// Современное образование: традиции и инновации. - 2019. -№ 2. - С. 277-280

9. Реферовская, Е.А. Коммуникативная структура текста в лексико-грамматическом аспекте / Е.А. Реферовская. - М.: URSS. 2007. - 168 с.

10. Современные технологии развития связной речи детей с речевыми нарушениями: учебное пособие / состав. М.Я. Добря, М.Л. Мальчевская. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2018. - 101 с.

11. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: АРКТИ, 2002. - 136 с.

12. Щербак, С.Г. Предупреждение дислексии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: организационно-содержательная модель коррекционно-педагогической работы / С.Г. Щербак, Н.В. Менг // Вестник Мининского университета. - 2022. Том 10. - №4. - С. 21. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-10 (дата обращения 19.03.2023)

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Красникова Татьяна Викторовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория); старший преподаватель кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Сорвачева Ирина Дмитриевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье рассмотрены возможности использования инновационных технологий в практике высшего образования. Описаны современные инновации, составляющая которых - это методы психологического изучения, познания субъекта и межличностных отношений.

Ключевые слова: инновационные технологии, психологические дисциплины, образование, студент, обучающийся, познание.

Annotation. The article considers the possibilities of using innovative technologies in the practice of higher education. Some innovations are described, the component of which are methods of psychological study, cognition of the subject and interpersonal relations.

Key words: innovative technologies, psychological disciplines, education, student, learner, cognition.

Введение. Одной из важнейших проблем современной системы образования является внедрение инновационных технологий. По мнению преподавателей, данная тема достаточно актуальна в высшей школе.

Педагоги высшей школы, регулярно акцентируют внимание на значимости этой проблемы и подчеркивают важность интеллектуально-личностного совершенствования обучающихся, развитие эмпатийного отношения к обществу, тенденции к актуализации, самореализации и самосовершенствованию, умения решать нестандартные социально-педагогические и методические задачи посредством инновационных технологий.

Рассматривая актуальные перемены в образовании, важно отметить, что основной целью образования становится обучение студентов функционированию и развитию в эпоху мировых технологических преобразований, а также, осознанному выбору своей стратегии поведения и обучения в современном технологическом мире.

В современных реалиях системы высшего образования, как считают многие деятели педагогики, применение новейших технологий ориентированно на эффективный образовательный результат.

Инновационные технологии необходимо использовать не только для передачи специальных знаний, но для становления личности студента, а также его успешной адаптации в профессиональной деятельности. Использование данных технологий в дисциплинах психологического цикла позволят будущим специалистам изучить основные законы психической жизни, исследовать свои слабые и сильные стороны, индивидуальные психологические особенности (характер, способности, мотивы), познавать других людей и окружающий мир.

Изложение основного материала статьи. Современный этап развития нашего общества характеризуется изменениями в сфере экономики, культуры и образования. Одной из составляющих глубокого реформирования системы высшего образования является влияние инновационных технологий на профессиональную подготовку специалиста.

А.Г. Асмолов описывая кризис образования, отмечает: «...что в современной ситуации педагогика, созданная во времена Я.А. Коменского и ориентированная на модель культуры как фабрики массового производства, которая с самого начала исходила из принципа усреднения знаний и их квантовой, временной раздачи по урокам, была хороша лишь для этой эпохи» [6, С. 26]. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что основа проблемы образования заключается в использовании устаревших способов мышления. Исходя из этого, применение инновационных процессов в образовании - это не вопрос выбора, а необходимость современной высшей школы. Как отмечал Г. Уэллс: «Человеческая история все больше напоминает гонку между образованием и катастрофой» [11, С. 16].

По мнению Е.В. Фабрикантовой и Е.Е. Полянской основными причинами применения инноваций во всех сферах деятельности человека, в том числе и образования, являются:

- возрастание роли интеллектуального труда, ориентированного на использование информации в глобальных масштабах;

- быстрое старение знаний, необходимость их постоянного обновления; впервые в истории нашей цивилизации поколения идей и продуктов человеческой деятельности сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей [12, С. 8].

Понятие «инновация» можно охарактеризовать как деятельность, направленную на качественные изменения в любой системе, разработку образов деятельности, имеющих первостепенное значение, и, следовательно, распространяющихся за рамки устоявшейся системы и трансформирующих профессиональную деятельность на высококачественный показатель.

Описывая содержание инноваций, В.П. Кваша утверждает: «Инновационный процесс - это динамическое единство педагогических новшеств, их освоение педагогическим сообществом и эффективного использования в практике на научной основе» [4, С. 5].

В настоящий момент в вузах применяют разнообразные инновационные технологии, нацеленные на индивидуальность каждого обучающегося и вариабельность образовательного процесса, основанные на теоретических аспектах психодидактики, общей и практической психологии [3, С. 40-46].

А.Ю. Белогурова и Т.В. Яровова считают, что «инновационные технологии в образовании - это образовательный процесс, построенный на качественно иных методах, принципах позволяющий достигнуть образовательных эффектов, способствующих усвоению максимального объема знаний, овладению практическими навыками и умениями, активизации творческой активности» [1, С. 25].

Учитывая вышесказанное, лекционные занятия в высшей школе необходимо организовывать, используя творческий подход, увлекать в мир научных знаний, обнаруживать целый ряд различных исследований по тематике современных научных проблем, включать дидактические экскурсы.

Инновационные методы в преподавании психологических дисциплин («Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология» и «Практикум по общей и экспериментальной психологии») основываются на желании познать эти науки самим студентом т.к. каждый обучающийся является носителем психики и ему необходимо, прежде всего, изучить самого себя. Инновации в преподавании данных дисциплин базируются не только на изучении когнитивной сферы личности, но и на совершенствовании мышления (продуктивного, критического, творческого), а также развитии конструктивных навыков общения и взаимодействия, а также и исследовании субъективных способностей обучающихся.

Педагогу важно выстраивать процесс обучения, учитывая следующие составляющие:

- изучение обучающимися основ продуктивного общения - сотрудничество в межличностных, внутригрупповых и межгрупповых взаимоотношениях;

- совершенствование критического мышления;

- развитие профессиональных компетенций в разрешении различных профессиональных задач, проблем.

В ходе практических занятий продуктивно использование поливариантных методов исследования, которые выводят процесс обучения на более инновационный и эффективный уровень. Например, при использовании метода наблюдения студенты учатся следить за наблюдаемым или группой в процессе выполнения заданий-кейсов, практических упражнений, ситуационных задач. Процессы совершенствования самонаблюдения и самоанализа развивают рефлексию и умение осознавать собственные эмоции и управлять своим психоэмоциональным состоянием.

Большой потенциал представляют технологии, которые не только обучают студентов, но и оценивают качество и успешность обучения.

Перечислим некоторые из них:

1. Портфолио - это аутентичная форма фиксации, накопления, оценивания и самооценивания индивидуальных достижений обучающихся. Цель данной технологии научить студента адекватно давать себе самооценку, формировать

способность к рефлексии, а также оценивать свою учебную и профессиональную деятельность. Можно выделить несколько типов портфолио, зависящих от цели и задачи создания:

- папка достижений - отражение индивидуальных достижений обучающегося в различных видах деятельности (семинарские и практические занятия, педагогическая практика, саморазвитие и самообразование);

- рефлексивное портфолио - отображение процесса личностного развития;

- проблемно-исследовательское портфолио - выполнение рефератов, докладов, эссе и подготовка к публичному выступлению (вузовские и межвузовские научные конференции);

- тематическое портфолио - создается в процессе изучения конкретной психологической дисциплины.

2. Метод проектов - обучающая система для приобретения знаний и умений. Проектное обучение осуществляется поэтапно, последовательно с постепенным усложнением заданий. Н.Ф. Яковлева данный метод характеризует так: «Проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения, навыки и компетенции» [13, С. 17].

В процессе проектирования для преподавателя могут возникнуть трудности - это выполнение роли независимого педагога. Обучающийся же может испытывать проблемы при реализации некоторых этапов проекта, например, аргументировать выбор или беспристрастно дать оценку своей работе.

3. Психологические эксперименты - направлены на изучение познавательных процессов и возможности применения их в профессиональной деятельности.

В некоторых вузах для изучения психологических явлений, мотиваций, индивидуально-личностных особенностей имеется диагностическое оборудование-комплекс «Мильтипсихометр-05». В своей статье «Инновационные технологии преподавания психологии для студентов непрофильных специальностей» В.О. Короткова, О.В. Лобза отмечают, что «этот уникальный аппарат предоставляет возможность студенту видеть наглядно-практическое применение тестов и их объективность, значение в профессиональной деятельности» [5, С. 118].

4. Технология «мозгового штурма» - это возможность оценивая уровень творческого подхода обучающихся к решению различных проблем, которые ранее не имели решения или воплощались традиционным способом. Мозговой штурм - обсуждение проблемы несколькими участниками. Предоставляется возможность высказывать как можно больше вариантов решения задачи, в том числе самых необычных [10, С. 212].

Данная технология дает преподавателю возможность активизировать всех обучающихся и даже тех, которые не отличаются активностью и не высказывают свое мнение открыто [9].

Преподаватель на практических занятиях применяя технологию «мозговой штурм» решает ряд задач:

- учит обучающихся самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы; развивать способность анализировать и критически мыслить;

- способствует умению вести дискуссию;

- развивает творческий потенциал, учит мыслить не стереотипами.

5. Игровая технология - одна из распространённых технологий активизации учебного процесса психологических дисциплин.

Перечислим задачи, которые решают игровые технологии:

- использование игры, как формы контроля для промежуточного контроля знаний и умений обучающихся;

- формирование и отстаивание собственного мнения;

- отработка и практическое применение умений, навыков: самостоятельное принятие решений в приближенных к реальности ситуациях; работа в коллективе над общей проблемой, задачей;

- развивает продуктивно-поисковое мышление студенческой аудитории применительно к выполнению будущего профессионального функционала.

Б.Р. Мандель утверждает, что использование игры позволяет выделить психологические характеристики будущего специалиста, его психоаналитические и психолого-педагогические качества. К таковым Б.Р. Мандель относит:

- интеллектуальные (профессиональная компетентность, эрудиция, пластичность, аналитичность, гибкость, сообразительность, рассудительность, критичность ума, хорошая обучаемость);

- коммуникативные (общительность, адаптивность, контактность, эмпатийность, умение слушать, умение убеждать, чувство юмора);

- волевые (стрессоустойчивость, настойчивость, выдержка, решительность, решительность, организованность, уравновешенность, смелость, требовательность, дисциплинированность);

- организаторские (активность, инициативность, ответственность, уверенность в себе, целеустремленность, объективность, работоспособность, самостоятельность, предприимчивость) [7, С. 132].

Преподаватель, умеющий грамотно сочетать учебную деятельность и игровые технологии, может оптимальным путем достичь результатов в подготовке будущих специалистов [8, С. 116].

6. Тренинги. Цель тренинговых упражнений - это сформировать вербальные коммуникативные навыки, способы пространственного поведения (походка, позы, жесты), развитие прогностических умений необходимых в профессиональной деятельности.

Е.В. Бобылев, Е.А. Горшков, Э.Г. Патрикеева, И.Ю. Троицкая важным компонентом тренингов считают «проигрывание педагогических ситуаций, которые не только учат студентов конструктивно выходить из сложного положения, но и имеют катарсический эффект, т.е. снимают эмоциональное напряжение, что позволяет студентам переключиться с переживания проблемы на ее конструктивное решение [2, С. 70].

7. Биографический метод - установление причинно-следственных связей между наблюдением субъекта и его биографическими данными с целью изучения психических явлений.

8. Анализ продуктов деятельности - применяя знания психологии способ самопознания и познание других.

На практических занятиях психологических дисциплин используются информационно-коммуникационные технологии, которые учат студентов взаимодействовать в коллективе (в парах), принимать групповое решение, не бояться и не избегать конфликтов и вырабатывать свою технику или модель поведения в сложных ситуациях. Важно, чтобы педагог и обучающийся соблюдали принцип интерактивности в учебном процессе - это возможность действовать в рамках диалога.

Процесс изучения дисциплин психологического цикла превращается из самоцели в источник развития обучающихся, получения собственного опыта, изучение себя и других, что характеризует практико-ориентированный подход в овладении психологическими знаниями.

Выводы. Итак, отметим, что использование инноваций в обучении решает целый ряд задач:

- развитие индивидуально-личностного потенциала обучающихся; осуществление успешной коммуникации в студенческом пространстве и с преподавателем;

- формирование личности обучающегося как специалиста-профессионала;

- вовлечение обучающихся в процесс теоретико-практического познания учебного материала.

Данные инновационные технологии способствуют усвоению учебного материала, формируют профессионально-личностные качества, а также позволяют с большей эффективностью изучать курс психологических дисциплин.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Белогурова, А.Ю. Междисциплинарность в стратегии развития университетского образования / А.Ю. Белогурова, Т.В. Яровова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2017. - №5. - С. 21-26

2. Бобылев, Е.В. Тренинги в системе психолог-педагогического сопровождения студентов педагогического профиля поддержки (из опыта работы) / Е.В. Бобылев, Е.А. Горшков, Э.Г. Патрикеева, И.Ю. Троицкая // Высшее образование сегодня. - 2016. - №4. - С. 68-70

3. Воробьева, М.В. Формирование профессиональной мотивации студента и практика: чтобы процесс был эффективный / М.В. Воробьева, Т.В. Яровова // Педагогическое образование и наука. - 2017. - №3. - С. 40-46

4. Кваша, В.П. Только один способ управления эффективен / В.П. Кваша // Народное образование. - 2017. - №1. -С. 3-5

5. Лобза, О.В. Инновационные технологии преподавания психологии для студентов непрофильных специальностей / О.В. Лобза, В.О. Короткова // Педагогическое образование и наука. - 2018. - №2. - С. 115-119

6. Макаренко, Е.В. Осмысление компетентностно-ориентированного подхода в образовании на этапе перехода российских школ на ФГОС второго поколения / Е.В. Макаренко // Пермский педагогический журнал. - 2011. - № 2. -С. 23-26

7. Мандель, Б.Р. Интеллектуальная игра и образование: развитие профессионально значимых качеств, обучающихся: учебное пособие для студентов высших учебных заведений гуманитарного направления (все уровни подготовки) / Б.Р. Мандель. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 316 с.

8. Патрушева, И.В. Психология и педагогика игры: учебное пособие для вузов / И.В. Патрушева. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 130 с.

9. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. Заведений / [В.А. Сластенин и др.]; под ред

B.И. Сластенина. - Москва. Изд. Центр «Академия», 2013. - 576 с.

10. Сорвачева, И.Д. Применение инновационных технологий в подготовке будущих специалистов в области дошкольного образования / И.Д. Сорвачева // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития. Сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Калуга, 2022. -

C. 208-214

11. Уэллс, Г. Очерки истории цивилизации / Г. Уэллс. - Москва: Изд-во Эксмо, 2004. - 960 с.

12. Фабрикантова, Е.В. Современные информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е.В. Фабрикантова, Е.Е. Полянская // Мин-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВО «Оренб. гос. пед. ун-т». - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. - 84 с.

13. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении / Н.Ф. Яковлева. - Москва: ФЛИНТА, 2014. - 144 с.

Педагогика

УДК 378.1

аспирант кафедры педагогики высшей школы Краус Александр Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); аспирантка кафедры педагогики высшей школы Соколова Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЦИФРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ У БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросам развития умений цифрового проектирования у обучающихся педагогических специальностей (на примере онлайн-сервиса Moodle). Авторы исходит из положения о том, что современный педагог должен обладать широким перечнем компетенций, одной из которых является цифровая. В работе указано, что умения цифрового проектирования качественно влияют на формирование профессиональной компетентности преподавателя, поскольку позволяют усовершенствовать образовательный процесс посредством педагогической инноватики. В результате автором формулируется круг возможных путей развития умений цифрового проектирования в процессе получения педагогического образования.

Ключевые слова: цифровая компетенция, педагогическое образование, умения цифрового проектирования, онлайн-системы, цифровые платформы, Moodle.

Annotation. This article is devoted to the development of digital design skills among students of pedagogical specialties (using the example of the online service Moodle). The author proceeds from the position that a modern teacher should have a wide range of competencies, including digital ones. The paper states that digital design skills have a qualitative effect on the formation of a teacher's professional competence, since they allow improving the educational process through pedagogical innovation. As a result, the author formulates a range of possible ways to develop digital design skills in the process of obtaining pedagogical education. Key words: digital competence, teacher education, digital design skills, online systems, digital platforms, Moodle.

Введение. Социальные и экономические преобразования связаны прежде всего с процессами глобализации информационного пространства, всеобщей цифровизацией, разработкой и внедрением новых инновационных технологий, имеющих как социальный, так и экономический эффект.

В этих условиях предъявляются более высокие требования к профессиональной подготовке будущего педагога, что является одной из образовательных стратегий государства и общества. Обнаруживается необходимость в высококвалифицированных педагогах, способных проектировать на цифровых платформах, быстро адаптироваться и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Современная система образования активно осваивает новейшие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), используя их потенциал в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.