УДК 372.8(075.8)
АКТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Толочко Наталья Сергеевна, преподаватель ГОБ ПОУ «Елецкий колледж инновационных технологий», Магистрант кафедры истории и историко-культурного наследия
(e-mail: tolochko.pl1@mail.ru)
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Россия
Автор в статье обращает внимание на развитие образовательных технологий в системе преподавания обществознания, некоторые из них он называет инновационными. В условиях модернизации обществоведческого образования каждый выпускник должен обладать такими знаниями и навыками, которые помогут ему легче и быстрее адаптироваться к постоянно меняющейся социальной среде. С помощью использования базы современных инновационных технологий, ученик сможет быстро устанавливать контакт с другими людьми, расширять свой кругозор и интеллект.
Применение инновационных технологий в учебной деятельности способствует росту познавательной активности обучающихся, развитию заинтересованности к знаниям, формированию учебной мотивации и инициативы, рвению к творческой деятельности. Кроме того, применение современных технологий обучения предупреждает утомление, создает комфортную среду обучения и воспитания; создаются условия для формирования качеств, сопряженных с управлением своим психологическим состоянием. Данные технологии позволяют заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести сведения в более увлекательной и «ненавязчивой» форме.
В настоящее время учителя школ, начали активно интересоваться и применять на практике современные инновационные технологии и методы обучения. Инновационные идеи быстро распространились среди педагогов. Данные методы имеют различные вариации и формы. Само понятие «инновация» трактуется по разному, но в большинстве своём предполагает внедрение в какую-либо область чего-либо нового, не до конца изведанного. В педагогической сфере инновация означает изменение аспектов цели, содержания, методов и форм обучения, а также организацию совместной работы учителя и учащегося.
Ключевые слова: обществознание, инновация, инновационные технологии, образовательные технологии, методика преподавания, обучение.
В современном мире образование ставит перед собой задачу подготовить активную саморазвивающуюся личность, которая способна:
- находить способы решения различных проблем в постоянно меняющемся мире, саморазвиваться и использовать полученную информацию в дальнейшем;
- профессионально проводить работу с информацией (осуществлять поиск необходимого материала, выбирать из него наиболее подходящие факты для решения какой-либо проблемы, при необходимости искать альтернативные пути решения);
- мыслить упорядоченно, системно, последовательно и организованно, с помощью использования различных новых технологий решать труднейшие проблемы;
- понимать, в какой ситуации применение приобретённых знаний даст максимальный результат;
- развивать в себе коммуникабельные навыки, уметь работать в группах при различных обстоятельствах, предотвращая с помощью компромисса конфликтные ситуации;
- повышать уровень своего интеллекта, постоянно развивать положительные качества личности.
Сегодня учителя постоянно находятся в поиске новых эффективных технологий преподавания, с помощью которых можно будет достичь наивысших результатов обучения и воспитания.
Инновационное образование - современный подход в образовании; это образование, которое не стоит на месте, ищет различные актуальные пути решения учебных проблем.
Инновационное образование включает в себя три составляющих:
современное содержание, этот компонент формирует у обучающихся навыки, которые им предстоит применять на практике в современной образовательной среде;
современные методы обучения - функциональные способы развития компетенций, базирующиеся на постоянном активном включении обучающихся в учебный процесс, без зацикливания на обыденном восприятии материала;
современная структура обучения, которая содержит постоянно развивающиеся способы и методы обучения.
Целью данного исследования является выявление понятия и особенностей современных образовательных технологий, их влияние на качество образования.
Методика исследования
В ходе работы были использованы следующие методы исследования: описательный метод; анализ и обобщение учебной и научной литературы; сравнительный метод для выявления потенциала использования определенных инновационных технологий в процессе учебной деятельности на уроках обществознания; метод обобщения информации из различных научных источников.
Само понятие инновации, как научный термин не имеет обширной и информативной истории развития и применения. Однако инновации включены во все сферы общественной жизни, где какими-либо их аспектами затрагивается наука и образование.
Определение понятия инноваций впервые упоминается в научных работах XIX, исследователи представляли инновации как взаимозаменяемые элементы культур, с общей основой. Через некоторое время появляется такое понятие как инноватика. Инноватика в свою очередь означает появление и внедрение в жизнь чего-то нового, неизвестного ранее.
О внедрении инноваций в образование заговорили не сразу, лишь спустя несколько лет было предложено провести эксперимент в разработке методов преподавания. [3, а 14] В данный промежуток времени наблюдался творческий подъём в педагогических кругах, претерпевали заметные изменения обыденные, традиционные методы в образовании.[2, ^ 56]
Самыми известными людьми, которые начали активно использовать инновационные технологии были Д. Дьюи, Л.Н. Толстой, С. Шацкий, М. Монтессори, Я. Корчак, А.Г. Равин, А.С. Макаренко, А.Н. Леонтьев и др. Они попытались создать авторские школы, в которых разрабатывали и применяли на свой страх и риск различные инновационные методики. [7, а 163] Следует сказать, что не все концепции инновационного образования были положительно восприняты обществом, это объясняется не готовностью людей к изучению чего-либо нового.
Нельзя не сказать о появлении и других видах новых концепций. Ими стали: теории развивающего обучения, технология коллективного творческого дела и др. Чтобы специалистам в образовательных учреждениях было легче приспособиться к новым технологиям, вели разработку инновационных алгоритмов для педагогов.[4, ^ 31] Данные алгоритмы были универсальны, их можно было применить практически ко всем проектируемым ситуациям.
С конца 70-х гг. инновации совсем не развивали, это объяснялось отсутствием поддержки со стороны государства. Новый толчок в их развитии произошел только в середине 90-х годов. [10]
В некоторых областях были созданы специальные образовательные учреждения, где специалисты могли реализовывать на практике свои идеи, шла активная разработка различных инновационных технологий. [9, ^23]
Зачастую, при практическом применении новых инновационных методов, многие педагоги терпели неудачу. Государством был поднят вопрос о необходимости создания организации, которая давала бы педагогам теоретическую и практическую основы инновационной деятельности.
Результаты и их обсуждения Следует сказать, что большинство преподавателей определяют понятие «инновационный процесс» практически одинаково, изменяя лишь незначительные его составляющие аспекты. Предполагается, что будут активно внедряться различные инновационные технологии. Каждая технология,
получившая одобрение на школьном совете, будет иметь своей главной целью - качественное обновление содержания образования.
Содержательные аспекты инновационного подхода в образовании раскрываются на основе следующих положений:
несмотря на актуальность применения инновационных технологий в образовании, как одних из самых эффективных, они продолжают относиться к группе малоизученных педагогических явлений;
инновации, зачастую, рассматриваются ка сложный феномен, вследствие чего затруднительно вывести их точную классификацию и технологи-зацию.
Схожая когнитивная традиция ставит во главу угла концепцию учителя об инновационной технологии как традиционном «методе доставки», а не как «образе жизни» учителя и учеников, что является центральным моментом в модели развивающей среды обучения.
Активное применение новых технологий на уроках, меняет привычные принципы обучения. Теперь в центре внимания находится не формирование у ученика стандартных знаний, умений и навыков, а целостное развитие личности ребёнка, сохранение его психического здоровья в процессе обучения. [1, с. 16]
Применение инновационных методов обучения вырабатывает у учащихся навык самостоятельной систематизации и обобщения изучаемого материала. Ребёнок на уроке выступает не только слушателем, но и сам принимает активное участие в обсуждении и дискутировании. После осмысления полученной информации, учащиеся самостоятельно пытаются применить её на практике.[8, с. 112] Многие эксперты придерживаются мнения, что инновационные методы обучения всё же эффективней и принесут больший результат в процессе обучения, чем привычный всем традиционный. Инновационные методы способствуют в первую очередь развитию индивидуального интеллекта ребёнка, его творческих и инициативных способностей [6, с. 74].
Также, инновационное обучение подразумевает интерактивное обучение. А целью интерактивного обучения является глубокое и качественное изучение нового материала и развитие интеллектуальных навыков решения проблем.
Существует такой актуальный метод в обучении как сотрудничество. Чаще всего его используют при групповой работе в классе. Этот метод имеет ряд преимуществ, например: формирование навыка спокойно выслушивать мнение других людей; умение сотрудничать как в малых, так и в больших группах; находить компромисс в случае конфликта, во время группового занятия. Роль преподавателя в образовании также претерпела значительные изменения.[5, с. 54] В настоящее время он не просто предоставляет знания ученикам, но и является наставником развития их творческих начал.
Самыми главными целями инновационного обучения выступают: формирование у детей творческих, коммуникативных, интеллектуальных и индивидуальных способностей; развитие у каждого учащегося умения формировать свою точку зрения, отличную от других; развитие быстрого включения в новые способы организации образования и нахождения в них самых главных и значимых аспектов; формирование актуальных на данный период времени знаний умений и навыков.
Цели инновационного обучения также основаны на оптимизации процесса преподавания и обучения, создании атмосферы сотрудничества между учащимися и преподавателями, формировании устойчивой и прочной мотивации к обучению, приобщении учащихся к творческой деятельности, выборе правильных учебных материалов и методов обучения.
Выводы
Исходя из вышесказанного приходим к выводу, что инновационный подход в образовании позволяет так организовать учебный процесс, что ученики не только пассивно слушают учебный материал, но и активно отстаивают свои точки зрения, вступают в дискутирующий диалог с педагогов и одноклассниками. Всё это положительно влияет на развитие индивидуальности и формирование лидерских качеств у ребёнка.
Перспективы применения инновационных технологий на уроках весьма разнообразны и безграничны. Конечно, имеется масса технологий, которые осуществляют свою миссию и на сегодняшний день, но инновационные технологии - это наше будущее и будущее подрастающего поколения.
Список литературы
1. Гиниятуллина А. А. Опыт организации групповой работы на уроках / А. А. Ганиятуллина // Начальная школа. - 2004. - № 1. - С. 15-17.
2. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие / В. С. Зайцев. - В 2-х книгах. - Книга 2. - Челябинск: ЧГПУ, 2012 - 496 с.
3. Зюльганова О. А. Инновационная модель организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования как условие формирования компетенции выбора и самоопределения обучающихся / О. А. Зюльганова, Е. А. Ябурова // Управление качеством образования. - 2017. -№2. - С.11-27.
4. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. - Москва: Арена, 1994. - 223 с.
5. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - Москва: Знание, 1974. - 64 с.
6. Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 73-78.
7. Савина Н. Н. Место и роль исследовательской деятельности в новаторских поисках видных отечественных педагогов в первые годы советской власти / Н. Н. Савина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 1 (51). - С. 162-165.
8. Толочко А.В. Особенности применения игровых технологий на уроках общест-вознания в школе / А.В. Толочко // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2021. - № 1 (53). - С. 107-114.
9. Шаяхметова В.Р. Учебник по обществознанию в свете новых требований / В.Р. Шаяхметова // Педагогика. - 2015. - № 7. - С. 21-35.
10. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника: книга для учителя / Г.И. Щукина. - Москва: Просвещение, 1979. - 160 с.
Tolochko Natalia S., teacher
Yelets College of Innovative Technologies,
Master's student of the Department of History and Historical and Cultural Heritage, Bunin Yelets State University, Yelets, Russia (e-mail: tolochko.pl1@mail.ru)
CURRENT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF TEACHING SOCIAL STUDIES Abstract. The author in the article draws attention to the development of educational technologies in the system of teaching social studies, some of them he calls innovative. In the conditions of modernization of social science education, each graduate should have such knowledge and skills that will help him to adapt more easily and quickly to the constantly changing social environment. By using the base of modern innovative technologies, the student will be able to quickly establish contact with other people, expand his horizons and intelligence.
The use of innovative technologies in educational activities contributes to the growth of cognitive activity of students, the development of interest in knowledge, the formation of educational motivation and initiative, zeal for creative activity. In addition, the use of modern learning technologies prevents fatigue, creates a comfortable learning and upbringing environment; conditions are created for the formation of qualities associated with the management of one's psychological state. These technologies make it possible to interest students in the material being studied, to present information in a more fascinating and "unobtrusive" form.
Currently, school teachers have begun to actively take an interest in and put into practice modern innovative technologies and teaching methods. Innovative ideas quickly spread among teachers. These methods have various variations and forms. The very concept of "innovation" is interpreted in different ways, but in most cases it involves the introduction into any area of something new, not fully explored. In the pedagogical sphere, innovation means changing aspects of the purpose, content, methods and forms of teaching, as well as organizing the joint work of a teacher and a student. Keywords: social studies, innovation, innovative technologies, educational technologies, teaching methods, training.