Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байзакова А.М.

Овладение педагогов научно-педагогическими основами инновационной деятельности в воспитании и образовании подрастающего поколения в соответствии с требованиями общества является одним из важных вопросов общества. В XXI веке, когда стремительно развивалась наука и техника, усиливался поток данных, главной задачей образовательных учреждений является формирование всесторонне развитой творческой личности. Методическая система обучения по инновационным технологиям напрямую связана с содержанием видов познавательной деятельности, позволяющих достичь качественного результата. Поэтому внедрение инновационных методов и приемов в процесс обучения предполагает содержание видов познавательной деятельности, активность на определенном уровне. В результате качественного взаимодействия этих процессов определяются основные инновационные формы обучения, создающие условия для реализации цели формирования у обучающегося, уверенности в своем деле, чувства ответственности, творческих способностей. Понятно, что единственным условием сознательного и качественного обучения современного молодого поколения является внедрение новых инновационных технологий в образовательный процесс. Поэтому основная задача каждого учителя - своевременно принимать, обрабатывать и эффективно использовать новые педагогические инновации, не отставая от научно - технического прогресса. На наш взгляд, внедрение в учебных заведениях инновационной системы управления, реализация которой, безусловно, позволит добиться качественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байзакова А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES TO IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION

Mastering the scientific and pedagogical foundations of innovative activity by teachers in the upbringing and education of the younger generation in accordance with the requirements of society is one of the important issues of society. In the XXI century, when science and technology were rapidly developing, the flow of data was increasing, the main task of educational institutions is the formation of a comprehensively developed creative personality. The methodological system of training in innovative technologies is directly related to the content of cognitive activities that allow achieving high-quality results. Therefore, the introduction of innovative methods and techniques in the learning process involves the content of types of cognitive activity, activity at a certain level. As a result of the qualitative interaction of these processes, the main innovative forms of learning are determined, creating conditions for the realization of the goal of forming students' confidence in their work, a sense of responsibility, and creative abilities. It is clear that the only condition for conscious and high-quality education of the modern young generation is the introduction of new innovative technologies into the educational process in educational institutions. Therefore, the main task of every teacher is to timely accept, process and effectively use new pedagogical innovations, keeping up with scientific and technological progress. In our opinion, the introduction of an innovative management system in educational institutions, the implementation of which, of course, will allow achieving high-quality education.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Байзакова А.М.

Жетысуский университет им. И. Жансугурова, Преподаватель-ассистент образовательной программы педагогическая Информатика, магистр педагогических наук

EFFECTIVE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES TO IMPROVE THE QUALITY OF

EDUCATION

Baizakova A.

Zhetysu University named after I. Zhansugurov, Lecturer-assistant of educational program in pedagogical Informatics, master ofpedagogical sciences

Аннотация

Овладение педагогов научно-педагогическими основами инновационной деятельности в воспитании и образовании подрастающего поколения в соответствии с требованиями общества является одним из важных вопросов общества. В XXI веке, когда стремительно развивалась наука и техника, усиливался поток данных, главной задачей образовательных учреждений является формирование всесторонне развитой творческой личности.

Методическая система обучения по инновационным технологиям напрямую связана с содержанием видов познавательной деятельности, позволяющих достичь качественного результата. Поэтому внедрение инновационных методов и приемов в процесс обучения предполагает содержание видов познавательной деятельности, активность на определенном уровне. В результате качественного взаимодействия этих процессов определяются основные инновационные формы обучения, создающие условия для реализации цели формирования у обучающегося, уверенности в своем деле, чувства ответственности, творческих способностей.

Понятно, что единственным условием сознательного и качественного обучения современного молодого поколения является внедрение новых инновационных технологий в образовательный процесс. Поэтому основная задача каждого учителя - своевременно принимать, обрабатывать и эффективно использовать новые педагогические инновации, не отставая от научно - технического прогресса. На наш взгляд, внедрение в учебных заведениях инновационной системы управления, реализация которой, безусловно, позволит добиться качественного образования.

Abstract

Mastering the scientific and pedagogical foundations of innovative activity by teachers in the upbringing and education of the younger generation in accordance with the requirements of society is one of the important issues of society. In the XXI century, when science and technology were rapidly developing, the flow of data was increasing, the main task of educational institutions is the formation of a comprehensively developed creative personality.

The methodological system of training in innovative technologies is directly related to the content of cognitive activities that allow achieving high-quality results. Therefore, the introduction of innovative methods and techniques in the learning process involves the content of types of cognitive activity, activity at a certain level. As a result of the qualitative interaction of these processes, the main innovative forms of learning are determined, creating conditions for the realization of the goal of forming students' confidence in their work, a sense of responsibility, and creative abilities.

It is clear that the only condition for conscious and high-quality education of the modern young generation is the introduction of new innovative technologies into the educational process in educational institutions. Therefore, the main task of every teacher is to timely accept, process and effectively use new pedagogical innovations, keeping up with scientific and technological progress. In our opinion, the introduction of an innovative management system in educational institutions, the implementation of which, of course, will allow achieving high-quality education.

Ключевые слова: инновационные технологии, инновационные методы обучения.

Keywords: innovative technologies, innovative teaching methods.

В Послании президента Касым-Жомарта Тока-ева народу Казахстана «единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны» большие задачи ставит мотивация «министерству необходимо адаптировать образование к современности», «нужны квалифицированные спе-

циалисты». Ключевым посланием президента является то, что перед сферой высшего образования стоит задача оправдать ожидания государства в плане подготовки профессиональных кадров. То есть подготовить креативных профессионалов, вовлечь их в работу на благо страны. Значит, теперь

дело академического сообщества-вывести казахстанское образование на уровень мировых лидеров в образовании.

На современном этапе в республике создается новая система образования, казахстанская система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Это связано с существенными изменениями в теории педагогики и учебно-воспитательном процессе: меняется парадигма образования, обновляется содержание образования, появляется новый подход, новые отношения. Организация процесса обучения на уровне государственного образовательного стандарта обязывает внедрять новые педагогические технологии.

Учебные заведения, педагогические коллективы современной Республики в силу предлагаемого многообразия имели возможность функционировать по любой модели в соответствии со своими предпочтениями. Это направление включает в себя содержание, структуру образования в различных вариантах, новые идеи, новые технологии, основанные на науке и опыте. Поэтому важно выбирать и апробировать на практике различные технологии обучения в зависимости от содержания обучения и возрастных и психологических особенностей обучающихся. Без овладения передовыми технологиями обучения в современном образовании невозможно стать грамотным всесторонним специалистом. Освоение новых технологий благоприятно влияет на формирование интеллектуального, профессионального, нравственного, духовного гражданства и многих других человеческих качеств преподавателя, способствует саморазвитию и эффективной организации учебно-воспитательного процесса.

Одна и та же технология может реализовы-ваться по-разному в зависимости от мастерства разных исполнителей. В настоящее время из литературы известно, что используется более пятидесяти педагогических технологий, охватывающих направления и технологии развития современного образования.

Сегодня Казахстан в исследованиях ученых Ш. Каланова, Ж. Караева, Ш. Таубаевой, К. Кабдыкаи-рова, М. Жанпеисовой, А. Джунуспека, К. Нагим-жановой, С. Кушимбетовой и др. всесторонне рассматриваются новые технологии обучения. Эти технологии теоретически доказаны и показывают реальные результаты на практике. Особое место в реализации новой технологии занимает активность преподавателя, творческий поиск, любовь к своей профессии, оценка его труда учениками, высокая предметная область знаний.

Известный психолог Выготский сказал: "обучение, образование, развитие должны идти впереди. Только правильно организованный процесс обучения может координировать развитие личности ребенка". Цель, поставленная перед каждым преподавателем: развитие творческих способностей обучающихся с учетом их психологических особенностей и природных способностей, в соот-

ветствии с современными требованиями, с эффективным применением новых технологических приемов и методов; повышение мотивации обучающихся к занятиям, расширение кругозора, степени логического мышления; а также развитие экономических, экологических,эстетических, гуманитарное Народно-педагогическое воспитание. В свое время Ж. Аймаутов" «..Преподавание-это не просто привычный навык, это искусство, которое постоянно находит новое». Поэтому любой преподаватель, не ограничиваясь учебником, должен уделять внимание творческой работе как своего, так и обучающегося. Главное для преподавателя - правильно подобрать подход к уроку. Поэтому возникает необходимость преподавания уроков индуктивным, репродуктивным, проблемным, наглядным методом. В соответствии с этим рационально использовать формы повторения уроков: групповая работа, индивидуальная работа с учеником, самостоятельная работа.

Основные направления инновационного про-цесса-целостная деятельность по формированию, применению, реализации новшеств. Любой новый метод относится как к индивидуальному, так и к временному плану. Это, то есть, новый метод, найденный для одного преподавателя, как новизна, а для другого преподавателя-как пройденный материал.

Инновации способствуют повышению уровня знаний. Новые педагогические технологии помогают повысить творческие способности обучающихся.

Применение новой технологии осуществляется через четыре этапа: обучение, освоение, внедрение в жизнь, развитие.

Необходимо постоянно проводить анализ и внимание к ее научно-методическим, учебно-методическим, организационным причинам, изучать содержание учебников нового поколения, индивидуально знакомиться с предметными образовательными стандартами, добиваться овладения знаниями на уровне государственного стандарта через освоение технологии уровневой передачи знаний, постоянно руководствоваться гуманизацией и демократизацией процесса обучения.

Внедрение инновационных методов и приемов в процесс обучения предполагает повышение содержания видов деятельности, активности обучающихся на определенном уровне. Качественный результат этих двух процессов создает условия для реализации цели формирования у обучающегося уверенности в своем деле, чувства ответственности, творческих способностей.

Основные педагогические принципы новых технологий: гуманное отношение к обучающемуся, единство обучения и воспитания, формирование и развитие познавательной силы обучающегося, овладение обучающимся методами самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей обучающегося, осознание обучающимся учебного процесса.

Причины, определяющие необходимость инновационного направления в сфере образования, в настоящее время известны всему населению.

Они:

- обновление системы образования, т. е. системы образования на основе обновленных образовательных программ высших учебных заведений;

- гуманизация содержания образования;

- новый подход к преподавателю и обучающемуся, т. е. обучающийся является не только потребителем, но и субъектом общей деятельности.

В настоящее время наблюдается разрыв между необходимостью быстрого развития системы образования и недостатком знаний в ее реализации педагогами. Если да, то остановимся на требованиях к уровню усвоения знаний:

I. на ученическом уровне обучающийся действует с помощью преподавателя. Стремится к решению предыдущей цели, использует прежние знания.

II. На алгоритмическом уровне цель и ситуация, которая должна быть решена, ясны, обучающийся самостоятельно работает над достижением цели, используя ранее накопленные знания.

III. На эвристическом уровне цель ясна, но ситуация неясна, ее дополняет, находит, решает сам обучающийся. И здесь на помощь приходят прежние знания. Обучающийся может получить новое сообщение, знания в своем поиске. Этот уровень является продуктивным уровнем.

IV. на творческом уровне цель полубезумна, расплывчата. Обучающийся определяет его, находит что-то новое. Самостоятельно приносит новый мир.

Способы достижения творческого уровня непростые. В современном учебном процессе наиболее часто используется» мозговой штурм", дебаты, модемы, создание проектов, защита, формирование критического отношения обучающихся через чтение и письмо.

Основная задача, стоящая перед современными образовательными учреждениями, - формирование творчески способной личности с совершенствованием эффективных способов методики обучения. Развитие творческих способностей обучающихся - развитие наблюдательности, мышления, практической деятельности обучающихся.

Как уже отмечалось, переход учебного заведения к инновационному ритму работы требует перестройки деятельности преподавателей, обучающихся, мастеров, всех людей, работающих с обучающимися.

Создаваемые инновационные учебные заведения не опираются на необходимый уровень подготовки преподавателей и обучающихся, руководство учебного заведения ставит коллектив в трудное положение. Это показывает повседневная жизнь. Как правило, показатели таких случаев следующие:

- появление инициативных групп преподавателей, опыт и достижения которых являются примером для других;

- приведение этих групп к появлению в преподавательском коллективе двух лагерей, таких как

оплакивающие инновационные идеи или противостоящие им;

- поддерживать инновации внешне, а по сути-пассивно перестраивать свою работу;

- негативное отношение к инновационной реконструкции работы учебного заведения;

- активное неприятие новостей, открытое сопротивление, увольнение и т.д.

Итак, технология инновационных процессов-это целая совокупность действий, операций, порядка выполнения дела, обеспечивающих результат.

Это те, которые составляют основные части технологии; конкретная цель, результат деятельности, отражение содержания деятельности в виде задач различной степени сложности, решение каждой из этих задач с помощью различных правил, подходов, закрепление и использование имеющегося опыта, демонстрация способов взаимодействия участников образовательного процесса, их связи с информационными техниками, создание условий, обеспечивающих развитие педагогов и обучающихся активное воздействие на свое поле мысли, повышение качественных показателей знаний.

Психолого-педагогическая и методическая подготовка педагогов профессиональным знаниям и квалификациям необходимо уделять внимание уже на самом начальном этапе инновационного процесса.

Очень важно на начальном этапе уделять внимание поддержке инициативы преподавателей и обучающихся, наблюдению и оценке положительных достижений, созданию в педагогическом коллективе здорового морально-психологического климата, обновлению материальной базы образовательного учреждения, созданию условий для самообразования педагога. Ведь виртуозность, талант преподавателя оказывают огромное влияние на формирование у обучающихся качественных и глубоких знаний.

Особое место в повышении уровня знаний отводится творческим заданиям. Обучаться говорить, выражать свои мысли, рассуждать необходимо не только во время тестового контроля, но и в процессе обучения, на ежедневном уроке и даже во внеурочной деятельности (кружок, факультативный урок и т.д.). Качество знаний обучающегося-зеркало знаний, умений и навыков преподавателя, исходя из законности рынка, качество любой продукции должно определяться, оцениваться потребителем, а не произ. Поэтому знания, данные преподавателем, должны оцениваться через знания, полученные обучающимися.водителем.

Способность обучающихся к открытому свободному выражению своего мнения, к всестороннему проявлению, повышает интерес к предмету.

Одно из требований, предъявляемых к совершенствованию технологии обучения, заключается в том, чтобы современный обучающийся в будущем рос активным, деловым, амбициозным, образованным гражданином общества, способствовал их всестороннему, гармоничному развитию.

Поэтому в совершенствовании технологии обучения встречаются следующие цели:

- улучшение содержания образования в контексте общественно - социального, политико - экономического, научно-технического развития.

- методологическое улучшение образования и обучения. Поиск путей обучения для этого на основе традиционных и новейших достижений педа-гогико-психологических учений (развивающее обучение, Обучение на основе народной педагогики, групповое обучение, демократизация обучения, гуманизация, проблемное обучение) поиск путей обучения на основе.

В заключение, основными задачами новой инновационной педагогической технологии являются:

- умение целенаправленно организовывать образовательную, развивающую, иную деятельность каждого обучающегося;

- воспитание в той мере, в какой вы выбираете ориентиры, соответствующие знаниям и умениям;

- формирование, развитие навыков самостоятельной работы;

- развитие аналитического мышления.

Список литературы

1. Послание Главы государства Касым-Жо-марта Токаева народу Казахстана "единство народа и системные реформы-прочная основа процветания страны" - 1 сентября 2021 г

2. Жанатбекова Н. Ж., Борибекова Ф. инновационные технологии в системе образования. - Тал-дыкорган, 2019

3. Абтикалыков Н. Б. «использование инновационных технологий в преподавании педагогических дисциплин». - Кызылорда, 2012

4. Аширова А., Карабаева Х. особенности использования инновационных технологий в учебном процессе. - Вестник Казну, 2018

5. Алимов А. применение интерактивных методов в высших учебных заведениях. - Алматы, 2009

6. Борибекова Ф., Жанатбекова Н. Ж.современ-ные педагогические технологии. Учебник. -Ассоциация вузов РК, 2014

APPLICATION OF THE CAPABILITIES OF VIRTUAL LABORATORIES IN THE EDUCATIONAL

PROCESS OF THE UNIVERSITY

Kabdualiyev D.

Master of pedagogical sciences, teacher at Zhetysu University named after I. Zhansugurov

Abstract

The article is devoted to the optimization of the educational process of the university through the use of information computer technologies. The idea of replacing the direct, physical performance of laboratory work with the analysis of its computer counterpart is being developed. The conditions of equivalence of such substitution are considered.

Keywords: educational process, computer science, distance learning, virtual laboratory.

Virtual laboratories are computer simulation programs (or a related set of programs) that simulate the main stages of performing laboratory work or experiments using various laboratory equipment, tooling, and virtual reagents, as well as contain theoretical materials on the subject under study, methodological guidelines, various tasks, and tools for preparing a work report and monitoring knowledge. With their help, students work out the basic actions, skills and abilities that are necessary when performing a full-scale experiment.

Working with virtual laboratories becomes especially relevant:

• if necessary, conduct an experiment that is impossible or dangerous to conduct in the classroom.

• when preparing to conduct an experiment in the classroom (this will significantly increase the efficiency of work in the classroom, allow students to get acquainted with the principles of laboratory equipment operation, the sequence of actions when assembling a laboratory installation, as well as with the methodology for conducting laboratory work and expected results);

• for distance learning (for example, during a pandemic).

Interpreting active and interactive forms of teaching in terms of involving students in intensive direct or indirect educational interaction, it should be recognized that computer-based training programs based on the principles of technologization, innovation, individualization, differentiation, integration open up new opportunities in organizing the interaction of learning subjects, the content and nature of their activities. In particular, in teaching chemistry, such an approach helps to increase the level of assimilation of chemical information knowledge and the ability to apply them, develop students ' abilities to integrative and creative thinking, and form generalized skills to solve problem situations.[1]

It seems appropriate to consider various aspects of using virtual experiment in the educational process and divide them into two opposite groups. This division is shown in the table.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.