Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИКА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щукина Л. М.

В статье рассмотрены особенности и характерные черты специфики применения информационно-коммуникативных технологий в условиях современных подходов в обучении и образовательных практик. Представлена характеристика отдельных информационно-коммуникационные технологии как составной части современных инновационных технологий в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щукина Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF THE PRACTICE OF MODERN VOCATIONAL EDUCATION

The article considers the features and characteristic features of the specifics of the use of information and communication technologies in the context of modern approaches in teaching and educational practices. The characteristics of individual information and communication technologies as an integral part of modern innovative technologies in vocational education are presented.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37

Щукина Л.М.

преподаватель дисциплин профессионального цикла ГОБПОУ «Елецкий колледж инновационных технологий»

Россия, г.Елец

ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности и характерные черты специфики применения информационно-коммуникативных технологий в условиях современных подходов в обучении и образовательных практик. Представлена характеристика отдельных информационно-коммуникационные технологии как составной части современных инновационных технологий в профессиональном образовании.

Ключевые слова: образование, инновации, педагогика, методы обучения, информационно-коммуникационные технологии.

Shchukina L.M. teacher of professional cycle disciplines "Yelets College of Innovative Technologies"

Russia, Yelets

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF THE PRACTICE OF MODERN VOCATIONAL

EDUCATION

Abstract. The article considers the features and characteristic features of the specifics of the use of information and communication technologies in the context of modern approaches in teaching and educational practices. The characteristics of individual information and communication technologies as an integral part of modern innovative technologies in vocational education are presented.

Keywords: education, innovation, pedagogy, teaching methods, information and communication technologies.

В настоящее время достижение обучающимися в нашей стране определённых ФГОС предметных результатов (владение умениями применять полученные знания в жизни, навыки поиска и оценивания актуальной информации, проектной и самостоятельной исследовательской деятельности, эффективного исполнения социальных ролей, способность к личностному самоопределению и самореализации, умение оценивать и

аргументировать собственную точку зрения и др.) требуют применения инновационных интерактивных, информационных, социально -педагогических, коммуникативных технологий.

Кроме того, общее состояние системы образования сегодня обусловлено информационной революцией и ростом объема знаний, усложнением и расширением учебного материала. Традиционные методики постепенно теряют свою эффективность, поэтому необходимо внедрять в учебный процесс современные педагогические технологии. В инновационных технологиях заложены огромные возможности для подготовки компетентных и мобильных студентов, способных успешно работать в различных социально-профессиональных сообществах.

Современное развитие системы образования России ставит все новые требования перед преподавателем, ведь задачи, которые стоят перед системой отечественного образования, является формирование конкурентоспособного на мировом (а не только на российском) рынке труда специалиста. Перед преподавателем образовательного учреждения стоит задача не только предоставить ученику теоретико-прикладные знания и умения, но и сформировать целенаправленную, всесторонне развитую креативную личность, способную работать как самостоятельно, так и в команде.

Следовательно, возникают многочисленные изменения в учебном процессе, которые постепенно готовят обучающегося к новому мышлению и гибкости восприятия. Такими изменениями является использование современных инновационных технологий.

Анализ проблем в существующей системе российского образования только подтверждает необходимость использования и применения инновационных технологий обучения, в связи с предметной задачей повышения качества образования и для создания условий наиболее полной реализации познавательного потенциала личности и стремления к учению.

Информационно-коммуникационные технологии выступают составной частью современных инновационных технологий в образовании. К основным инновационным технологиям в образовательных учреждениях относятся: использование сети Интернет и дистанционное обучение, использование электронных учебников и специальных программ в режиме он-лайн, обучение, применение интерактивных методов обучения. К интерактивным технологиям, принадлежащим к инновационному обучению, относят кооперативное обучение в малых группах, метод проектов, метод мозгового штурма, конференции, круглые столы и брифинги, театральные постановки, ролевые игры и тому подобное. [1, с. 140] Приведем характеристику отдельных вышеперечисленных технологий.

Прежде всего отметим, что интерактивное обучение - это педагогический диалог, в котором участники педагогического процесса

взаимодействуют для взаимопонимания, совместного решения педагогических задач и развития личностных качеств учащихся. [1, с. 143]

Игровые технологии - это организация педагогического процесса, в котором обучение происходит путем вовлечения ученика в обучающую игру (моделирование явления в игре, «переживание» ситуации). Сегодня отдается предпочтение термину «имитация», а не термину «игра» (внимание переключается на внутреннюю суть действия). Помимо усвоения учебного материала, ключевых навыков и компетенций, игровые технологии дают учащемуся возможность принимать решения самостоятельно, развивать творческие навыки и эмоционально переживать содержания обучения.

Виды игр: учебные, тренировочные, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие. [2, с. 29]

Технология группового (коллективного) обучения применяется к организации учебного процесса, при котором обучение происходит в процессе общения (взаимного обучения) между студентами в группах. Группа может состоять из двух и более студентов, может быть однородной или разнородной, постоянной и мобильной по определенным характеристикам. [1, с. 159]

Технологии индивидуализации учебного процесса.

Предусматривают организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов, уровня развития их навыков и опыта при выборе педагогических средств и скорости обучения.

Основная цель этих технологий - обеспечить максимально эффективное обучение всех студентов в действующей системе образовательной организации.

Использование проектной технологии предполагает создание учителем во время учебного процесса таких условий, при которых его результатом является совершенствование индивидуальности ученика, его потенциальных способностей, воспитание мотивации, личностных и волевых качеств: самостоятельности, целеустремленности, организованности в работе.

Таким образом, как показывает практика, использование инновационных образовательных технологий в системе профессионального образования является обязательным условием подготовки будущих выпускников и востребованных специалистов на рынке труда. Инновационные методы при изучении дисциплин профессионального цикла являются необходимыми к применению в современных образовательных практиках, способствуют развитию творческих способностей обучающихся и их исследовательских инициатив, а также развитию понимания социальных реалий.

В итоге, внедрение современных технологий в образовательный

процесс позволяет создавать в будущем высококвалифицированных и компетентных профессионалов, способных выполнять сложные профессиональные задачи, используя нестандартные творческие приемы и методы.

Использованные источники:

1. Котова И.Б. Педагогика: Теории, системы, технологии: учебник для вузов / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, С. А. Смирнов; под ред. С. А. Смирнова. - Москва: Академия, 2019. - 512 с.

2. Мандель Б. Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение / Б. Р. Мандель // Образовательные технологии. - 2019. - №

2. - С. 27-48.

3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: монография / А.П. Панфилова. -Москва: Academia, 2019. -272 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.