Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМПРОЦЕССЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маказиева Зара Даутовна, Ильясова Карина Хасайновна, Абатаева Милана Вахитовна

В статье изучены проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Обозначены основная цель, место, классификация информационно-коммуникационных технологий в современной системе образования. Рассмотрены направления использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога, типы электронно-образовательных ресурсов, используемых в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маказиева Зара Даутовна, Ильясова Карина Хасайновна, Абатаева Милана Вахитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATIONTECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

This article examines the problems of using information and communication technologies in education. The main purpose of using information and communication technologies in education is outlined, as well as the place of information and communication technologies in the modern education system. The directions of using ICT in the professional activity of a teacher are also considered. In addition, the article examines the classification of information and communication technologies. The article also reveals the types of electronic educational resources used in the educational process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМПРОЦЕССЕ»

DOI 10.47576/2712-7559 2022 3 3 245

УДК 37:004

Маказиева Зара Даутовна,

старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Zara6756@mail.ru

Ильясова Карина Хасайновна

старший преподаватель кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Karina.i86i@mail.ru

Абатаева Милана Вахитовна,

студент 3 курса, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Milana.abataeva@bk.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМПРОЦЕССЕ

В статье изучены проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Обозначены основная цель, место, классификация информационно-коммуникационных технологий в современной системе образования. Рассмотрены направления использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога, типы электронно-образовательных ресурсов, используемых в образовательном процессе.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; образовательный процесс; электронный образовательный ресурс; эффективность; образование; образовательные технологии.

UDC 37:004

Makazieva Zara Dautovna,

Senior Lecturer Departments of Criminal Procedure and Criminalistics Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, e-mail: Zara6756@mail.ru

Ilyasova Karina Khasanovna,

Senior lecturer of the Department Economics and Management in education Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Karina. i86i@mail.ru

Abatayeva Milana Vakhitovna,

Student 3rd year, Chechen State Pedagogical University Grozny, Russia, e-mail: Milana.abataeva@bk.ru

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATIONTECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

This article examines the problems of using information and communication technologies in education. The main purpose of using information and communication technologies in education is outlined, as well as the place of information and communication technologies in the modern education system. The directions of using ICT in the professional activity of a teacher are also considered. In addition, the article examines the classification of information and communication technologies. The article also reveals the types of electronic educational resources used in the educational process.

Keywords: information and communication technologies, educational process, electronic educational resource, efficiency, education, educational technologies.

Проблемой, связанной с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и обучении, является низкий уровень квалификации учителей. Даже если образовательные учреждения будут покупать компьютеры и внедрять системы дистанционного обучения и электронного обучения без традиционных учебников, ничего не изменится, если учителя не будут знать, как пользоваться компьютерами и электронными книгами. Особенно учителя старшего поколения. Чтобы решить эту проблему, необходимо обучать педагогов.

Существует также проблема оснащения самого образовательного учреждения информационными и коммуникационными технологиями. Большинство образовательных учреждений являются бюджетными организациями. Сегодня важность ИКТ в образовательном процессе такова, что желательно составить бюджет на следующий год, чтобы каждое учебное заведение могло приобрести определенное интерактивное оборудование. Это сделает образовательный процесс более интегрированным и сформирует уникальное образовательное пространство [4].

Следующая проблема тесно связана с предыдущей: все интерактивные устройства довольно дороги. В повседневной жизни вы можете купить дешевый компьютер только для того, чтобы играть в игры и печатать документы, но в сфере образования он становится основным инструментом для приобретения знаний, навыков и практического опыта. Поэтому желательно, чтобы такой инструмент, как компьютер, был многофункциональным. Решение этой проблемы снова требует оптимального составления бюджета властями.

Основной целью использования ИКТ является индивидуализация процесса обучения. С помощью ИКТ можно адаптировать образовательный процесс к индивидууму. Это относится как к системам обучения, так и к системам тестирования.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии занимают особое место в современной системе образования. С одной стороны, визуальная информация усваивается быстрее и легче, что может повысить мотивацию учащихся к обучению. С другой стороны, использование ИКТ снижает

нагрузку на педагогов. Методы, основанные на программном обеспечении, могут помочь персонализировать процесс обучения.

Решая текущие проблемы учебных заведений с помощью ИКТ, можно будет улучшить механизм интерактивного обучения, а в будущем упростить и сделать учебный процесс более привычным для детей за счет использования интерактивных технологий. Таким образом, до сих пор электронное обучение было активным в основном в сфере высшего профессионального образования. В сфере среднего профессионального образования, хотя было предпринято несколько попыток (например, внедрение электронных учебников и книг), широкое использование ИКТ не продвинулось вперед. В этих условиях необходимо координировать действия органов власти и администраторов образовательных учреждений в этом направлении, чтобы добиться положительных результатов и улучшить образовательный процесс.

ИКТ должны быть основным инструментом обучения, а не приложением. Этот тип техно -логий становится фундаментальной частью образовательного процесса, усиливает эффект обучения и способствует интеллектуальному, эмоциональному росту студентов.

Внедрение ИКТ в работу педагогов СПО способствует достижению основных целей модернизации образования: повышению качества обучения, расширению доступа к образованию, выравниванию информационного пространства и обеспечению гармоничного развития личности, подверженной информационному и коммуникационному потенциалу современных технологий [3].

Однако для педагогов не всегда очевидно, как ИКТ могут использоваться в их работе. Отсутствие признания компьютеров в качестве инструментов обучения наряду с аудио-и видеоустройствами объясняется недостаточным пониманием новых возможностей ИКТ. Поэтому необходимо конкретно показать, как ИКТ могут использоваться в работе учителей (рис. 1).

1. Преподавание с помощью ИКТ.

Можно использовать различные мультимедийные материалы по всем предметам, подлежащим изучению в среднем профессиональном образовании, но их можно найти в Интернете. Также можно создавать свои собственные презентации. Если в кабинете есть

Рисунок 1 - Направления использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога

интерактивная доска, можно использовать блокнот (Smart Board).

2. Работа с документами.

Одним из мероприятий по поддержке ИКТ является создание основных документов с использованием электронных данных: электронных регистров, электронных календарей, графиков и планов предметов по образовательным предметам, методологических копилок («занятия», «управление работой и тестирование», контроль за управлением и оценка успеваемости учащихся с целью повышения качества образования и результатов обучения).

3. Осуществление внеобразовательных мероприятий.

4. Учебные материалы в Интернете.

Крупнейшие библиотеки по всему миру

предоставляют виртуальные книжные магазины для потенциальных читателей, музеи и художественные галереи, а также электронные путеводители [9].

5. Мониторинг развития учащихся.

Текущая ситуация и динамика изменений становятся важной информацией для менеджеров и учителей при планировании

своей работы. Для учителей в подготовке об -разовательной среды отслеживание сетевой модели значительно расширяет информационное поле, которое отражает индивидуальность каждого студента.

6. Взаимодействия с коллегами.

Такая среда, называемая корпоративной сетью, по сути представляет собой организационную среду, которая объединяет несколько основных функций и технологий, таких как электронная почта, базы данных, обмен информационными ресурсами и документами.

7. Использование ИКТ для проверки заданий, агрегирования и организации знаний.

Для лучшего запоминания и более четкого структурирования необходима систематизация и интеграция учебных материалов.

8. Взаимодействие с родителями.

Очень важно своевременно информировать родителей и сообщать им о прогрессе, достигнутом детьми. Родители также могут проверять заметки своих детей с помощью электронной записной книжки.

Навыки в области ИКТ необходимы учителям для эффективного выполнения своих задач. Что такое грамотность в области ИКТ?

Профессиональные стандарты учителей гласят, что «профессиональная грамотность учителей в области ИКТ» определяется как умелое использование общих ресурсов ИКТ для выполнения профессиональных задач в определенных областях профессии в про-мышленно развитых странах, где и когда это необходимо.

В профессиональных стандартах педагогов структура компетентности в области ИКТ выглядит следующим образом:

- общие навыки пользователей в области ИКТ;

- общая образовательная компетенция в области ИКТ;

- предметная педагогическая компетентность в области ИКТ (которая отражает профессиональную компетентность в области ИКТ в соответствующих областях человеческой деятельности).

Общие навыки в области ИКТ включают базовые навыки работы с видео и фотографией, понимание навыков работы с ПК и навыков обучения в области ИКТ, знание методологических принципов использования Microsoft Office для создания визуальных и образовательных материалов, использование электронной почты и обмена мгновенными сообщениями, поиск информации в Интернете и базах данных, обеспечение безопасного использования и устранение неполадок с инструментами и др.

Общие педагогические навыки в области ИКТ включают изучение использования ИКТ в образовательном процессе, изучение педагогики дистанционного обучения, создание, тестирование, модификацию и анализ электронных учебных материалов, а также развитие позитивных мотиваций для использования ИКТ.

Навыки в области ИКТ включают умение разрабатывать стратегические планы для творческой инновационной деятельности и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ для организации сетей, а также собирать и обмениваться опытом в профессиональных сообществах.

В научной литературе выделяются следующие показатели информационной компетентности:

- участие системы образования в общем информационном процессе;

- эффективный доступ к практически не-

ограниченной информации и готовность к овладению аналитической обработкой такой информации;

- желание воспитывать и развивать творческие качества человека, такие как способность создавать образовательные идеи в современной информационной среде или создавать собственную информационную среду для достижения инновационных образовательных результатов;

- иметь развитую культуру общения (включая общение с информационными инструментами), теоретические идеи;

- повышение квалификации в области обучения на протяжении всей жизни в постоянно меняющемся информационном обществе;

- способность моделировать и проектировать образовательную компьютерную среду и прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности [10].

Методы обучения, основанные на адекватной информации и взаимодействии со студентами, а также использование программного обеспечения нового типа заставляют студентов становиться творческими и более независимыми и активными. Ознакомление с информационными технологиями, компьютерами и устройствами позволяет лучше понять, как информация передается, обрабатывается и хранится. Используя виртуальные инструменты ИКТ, можно лучше представить события и учебные материалы, которые невозможно реализовать в реальности.

Технологические инновации в области записи, воспроизведения и использования информации не обязательно коренным образом меняют характер процесса обучения. Это требует изменения структуры знаний, навыков и способностей к обработке информации в образовании, изменения требований к выпускникам, изменения структуры образовательных стандартов и реальной интеграции предметов. Другими словами, революция в области образования требует, прежде всего, перехода от «школы знаний» к «школе навыков».

С учетом возможностей, предоставляемых инструментами обучения, роль инструментов обучения в процессе обучения меняется. Традиционно обучение основано на взаимодействии между учителями и учащимися. Педагогика и методы воспитания на-

копили значительное количество форм и методов обучения (методов передачи знаний). Роль учителя заключается в поиске таких учебных инструментов, которые обеспечивают оптимальную возможность передачи знаний и формирования навыков с учетом возраста, психологических особенностей и способностей каждого ученика.

Сфера применения инструментов обучения расширена и ориентирована на эффективное обучение различным методологическим методам и универсальному обучающему поведению учителей [6, с. 89].

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) можно классифицировать по следующим направлениям.

1. В соответствии с технологией создания:

- текстовые и графические ресурсы в основном отображают текст и иллюстрации иначе, чем книги (как они отображаются);

- принципиальная разница с книгами очевидна: кинематография, анимация и аудио невозможны с полиграфическими публикациями.

2. Вещание и используемые средства массовой информации:

- онлайн-ресурсы работают только в среде, подключенной к Интернету;

- автономные интернет-ресурсы можно загрузить и установить на свой компьютер и использовать без подключения к интернету;

- документы по теме «электронная таблица».

3. По содержанию:

- тетрадь для упражнений;

-рабочие картотеки;

- лабораторная работа;

- электронные справочники-электронные словари;

- викторина.

4. В соответствии с принципом реализации:

- мультимедийные ресурсы;

- презентационные материалы;

- система обучения.

5. В зависимости от компонента:

- носитель для занятий;

- удобный ресурс;

- ресурсы моделирования (симуляторы);

- ресурсы для тестирования и измерения [8, с. 117].

Система электронных образовательных ресурсов - это информационная система, гарантирующая использование электронных носителей в образовательных целях (другое распространенное название - система машинного обучения) на основе компьютерных платформ и информационных сервисов, основанных на информационных сервисах, инструментах и технологиях [1, с. 57].

Компьютерная учебная программа не только позволяет получать знания, но и дает определенные навыки. Компьютерная обучающая программа, предназначенная для анализа определенной части программы, интегрирована в автоматизированный учебный курс, который по сути представляет собой электронный обучающий комплекс (рис. 2).

Электронные учебные мгляння

- Ученики

- Учсфныс ШРС1>ЙНХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- У чсбно-ягпличгскнс ш^обнм

- Учебные наглядные пособия СйМОу'ЕМтелн

- Практика мм

- Кммпммнркы!» фЦуММтис тронкачмы

Рисунок 2 - Электронные публикации

Электронные документы промышленной т. д.) могут быть использованы в образова-продукции (руководства, руководства по экс- тельных целях, но не включаются образова-плуатации, руководства по эксплуатации и тельные ресурсы [7, с. 59].

Электронные публикации распространяются автономными шрифтами, первоначально созданными в цифровом виде и основанными на производных публикациях или печатных публикациях. Когда электронная публикация воспроизводится на жестком диске, это электронная копия оригинальной публикации, а не электронная публикация.

Внедрение REL в процесс обучения не исключает традиционных методов обучения, но дополняет и объединяет их на всех уровнях обучения (магистратура, обучение, применение, управление). Использование REL в процессе обучения открывает широкие возможности для добровольного творчества и исследований для студентов.

Для учителей ЭОР - это возможность избегать усилий по составлению заметок на ежедневных уроках, управлять тестами и модулями практически во всех классах, избегать длительных просмотров, проводить объективные оценки (проводимые с помощью компьютеров) и решать проблемы, связанные с предметами для детей (включая слабых учеников) [5, с. 109].

Для студентов ЭОР - это прежде всего возможность по-настоящему учиться. Виртуальная экскурсия по музею, экскурсия с гидом по производственному процессу, лабораторный эксперимент и т. д. могут стать более полноценным практическим обучением, проводимым дома [2, с. 78].

Список литературы

1. Алиев В. С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert: учеб. по-соб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М,

2018. 288 с.

2. Александров О. А., Егоров Ю. Н. Экономический анализ: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 288 с.

3. Когденко В. Г Экономический анализ. 2-е изд., перераб. и доп.: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2019. 392 с.

4. Липсиц И. В., Коссов В.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: учеб. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019. 320 с.

5. Лумпов А. И., Лумпов А. А. Бизнес-планирование инвестиционных проектов. М.: Флинта, 2017. 166 с.

6. Орлова Е. Р. Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок. 8-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2020. 159 с.

7. Пикуза В. И. Экономические расчеты и бизнес-моделирование в Excel. СПб.; М.; Н. Новгород: Питер,

2019. 400 с.

8. Орлова П. И. Бизнес-планирование: учеб. М.: Дашков и К, 2020. 284 с.

9. Титоренко Г А. Информационные системы в экономике: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2018. 463 с.

10. Фласинский М. Управление информационными проектами: учеб. пособие /пер. с пол. И. Д. Рудинского. М.: Горячая линия - Телеком, 2019. 190 с.

References

1. Aliev V. S. Praktikum po biznes- planirovaniyu s ispol'zovaniem programmy' Project Expert: ucheb. posob. 2-e izd., pererab. i dop. M.: FORUM; INFRA-M, 2018. 288

2. Aleksandrov O. A., Egorov Yu. N. E'konomicheskij analiz: uchebnoe posobie. M.: INFRA-M, 2019. 288 s.

3. Kogdenko V. G. E'konomicheskij analiz. 2-e izd., pererab. i dop.: ucheb. posobie. M.: YuNITI-DANA, 2019. 392 s.

4. Lipsicz I. V., Kossov V.V. Investicionnyj analiz. Podgotovka i ocenka investicij v real'nye aktivy: ucheb. M.: NICz Infra-M, 2019. 320 s.

5. Lumpov A. I., Lumpov A. A. Biznes-planirovanie investicionnyxproektov. M.: Flinta, 2017. 166 s.

6. Orlova E. R. Biznes-plan: metodika sostavleniya i analiz tipovy'x oshibok. 8-e izd., ispr. i dop. M.: Omega-L,

2020. 159 s.

7. Pikuza V. I. E'konomicheskie raschety i biznes-modelirovanie v Excel. SPb.; M.; N. Novgorod: Piter, 2019. 400 s.

8. Orlova P. I. Biznes-planirovanie: ucheb. M.: Dashkov i K, 2020. 284 s.

9. Titorenko G. A. Informacionnye sistemy v e'konomike: ucheb. 2-e izd., pererab. i dop. M.: YuNITI-DANA, 2018. 463 s.

10. Flasinskij M. Upravlenie informacionny'mi proektami: ucheb. posobie /per. s pol. I. D. Rudinskogo. M.: Goryachaya liniya - Telekom, 2019. 190 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.