© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 61/07
Н. Ф. Сайфулина, С. Р. Жакенова, Э. К. Кайдар, Ж. А. Алданова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ №1 КГМУ
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения №1
Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан)
Авторы статьи приходят к выводу о том, что инновационные технологии в образовательном процессе необходимо использовать с учетом специфики дисциплины. Немаловажное значение имеет подготовленность к занятию не только студента, но и преподавателя. Такой подход даст позитивные результаты, так как будет способствовать развитию творческого потенциала будущего специалиста, формированию у него аналитического мышления, лидерских качеств, чтобы быть конкурентоспособным в современном мире.
Ключевые слова: образование, преподаватель, инновационные методы преподавания, компетенция
Новое национальное видение: к 2020 г. Казахстан - образованная страна, и именно развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее политическое, экономическое и социально-культурное процветание страны. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. В современном инновационном обучении личность преподавателя является основным звеном учебно-воспитательного процесса, но меняется его позиция, отношение не только к студентам, но и к себе [3].
Для любого творческого преподавателя особый интерес представляет вопрос: «Какой метод обучения является наиболее эффективным?». Порой даже беседа при обсуждении развития общественного здравоохранения как основы охраны здоровья населения со студентами выпускного курса вызывает у них живой интерес, если видоизменяются роли участников педагогического процесса. Преподаватель, став помощником студента, не только дает ему знания, но и побуждает к активной мыслительной деятельности, формирует его личностную зрелость [8].
Благодаря новым информационным и педагогическим технологиям преподавания,а также методикам передачи знаний студентам стало возможным изменить роль преподавателя в процессе обучения, трансформировать ее из «преподаватель - носитель знаний» в «преподаватель - руководитель», арбитр, ориентирующий студентов в выборе правильного направления, способствуя выработке у них творческих подходов в выполнении самостоятельной работы, решении поставленных задач [1].
Внедрение современных педагогических технологий на кафедре общественного здоро-
вья и здравоохранения №1 Карагандинского государственного медицинского университета проводится в соответствии с международными стандартами. Инновационные технологии обучения включают в себя проблемные лекции, презентации и дискуссии по актуальным проблемам мирового и казахстанского здравоохранения, анализ конкретных ситуаций (case-study), командно-ориентированное обучение (TBL), использование приема мозгового штурма (brain-shtorming), методику «7 Key Questions», деловые и ролевые игры, метод анкетирования на практических занятиях, оценку знаний по самостоятельной работе студентов с помощью программы Moodle.
Образовательный процесс с использованием активных методов обучения имеет свои специфические принципы, которые позволяют всегда достичь желаемого результата. При изучении темы, посвященной здравоохранению в зарубежных странах, проблемное построение занятия, когда студенты узнают новое, преодолевая определенные трудности, так как каждый из них, изучив материал в целом, останавливается на одной стране, выбирая ее сам (хочу узнать больше, лучше, а в будущем побывать в ней). На занятии студент демонстрирует не только показатели здоровья и здравоохранения, но и географическое положение страны, герб, флаг, культурные достопримечательности, живописные места. Принцип непрерывного обновления, а это новизна учебного материала, насыщенность новым, неизвестным, порой очень интересным и красивым привлекает внимание студентов и побуждает их при изучении выбранной ими страны, развивать творческие способности. Преподаватель подводит студента к сравнительному анализу с показателями в
Казахстане, активизирует мыслительную и аналитическую деятельность выпускника, помогает развивать его собственный интеллектуальный потенциал,
обеспечивающий в дальнейшем становление его как специалиста.
7 Key Questions: Who, What, Why, When, Where, How, How Much - методика 7 основных вопросов: Кто, Как, Зачем, Когда, Где, Как, Сколько? На сегодняшний день данная методика используется на элективных дисциплинах «Управление проектами в здравоохранении», «Управление кадрами в здравоохранении». Это довольно известный и часто используемый современными топ-менеджерами крупных компаний способ думать через проблемы [4]. Он активно применяется также в проблемно-ориентированном проведении практических занятий, что способствует активизации всех резервов мыслительной деятельности и творческому подходу в решении поставленных задач перед студентами. Данный метод позволяет выходить за рамки проблемы, заставляет студентов думать более масштабно, что очень важно в подготовке будущих менеджеров здравоохранения.
Разбор проблемных случаев - case-study (анализ конкретных и практических ситуаций под руководством преподавателя) и технология мозгового штурма нашли свое применение на клинических кафедрах, что в свою очередь является одним из эффективных методов активизации учебного процесса, развития клинического мышления у студентов КГМУ [5]. Также этот метод используется на кафедре общественного здоровья и здравоохранения №1 на элективных дисциплинах «Законодательная база здравоохранения Республики Казахстан», «Управление кадрами в здравоохранении».
При таком подходе студентам предоставляется определенный искусственно сконструированный случай, касательно прав пациентов и врачей в здравоохранении. Во время анализа конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа студентов с проблемной ситуацией и групповое обсуждение в виде дискуссий и дебатов предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы (teambuilding), что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. В результате обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения студенты получают возмож-
ность развивать навыки планирования и анализа. Использование приобретенных теоретических знаний на практическом занятии позволяет закрепить полученные знания и усвоить применение нормативно-правовых норм законодательства.
Следующим эффективным методом инновационного обучения являются деловые и ролевые игры, которые применяются при обучении студентов, выбравших предмет «Управление кадрами в здравоохранении», где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков. Этот метод представляет собой ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные компетенции будущих менеджеров здравоохранения, как коммуникативные навыки, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления, развитие лидерских качеств и т.д. От преподавателя требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.
Деловые и ролевые игры позволяют студентам освоить действенные модели управления, выстроить стратегию деятельности организации [5, 9]. Такой метод обладает возможностью воспроизведения, моделирования отношений, кооперативных коммуникативных связей с вовлечением всех участников игры. Следовательно, у будущих менеджеров в процессе обучения развиваются не только организационные навыки, но и способность в применении различных методов управления персоналом [6, 10].
Другим эффективным инновационным методом, который имеет успех в медицинском образовании, является командно-
ориентированное обучение. Этот метод позволяет выявить и развить умение работать в команде, коммуникативные навыки, лидерские качества. Командно-ориентированное обучение, предложенное Ларри Михельсоном, преподавателем школы бизнеса Университета Оклахома, США, позволяет сместить роль и функции преподавателя «мудреца на сцене» к «руководству на стороне». Этот метод используется на практическом занятии по истории становления и развития КГМИ [2]. Это занятие особое. Оно проводится на Старомихайловском кладбище, где в тиши
покоятся те, кто стоял у истоков вуза. Кладбища у всех народов мира - объект почитания, мемориал, помогающий воспитанию новых поколений в духе уважения к прошлому.
Начинается TBL с самостоятельного изучения студентами истории университета. В транспорте проводится «оценочный тест индивидуальной готовности»: тестовый контроль по истории становления вуза, составленный из 15 вопросов. Каждый студент выполняет его индивидуально. Следующий этап модуля на Старомихайловском кладбище, где студенты у памятников ректоров П. М. Поспелова и Н. А. Хлопова, проректора по клинической работе К. А. Антерейкина, основателей кафедр фармакологии А. Д. Штейнберга, биохимии В. И. Якубовской, нормальной анатомии З. Г. Слободина рассказывают об их судьбах и, конечно, о деятельности, связанной с родным вузом. Убранная осенняя листва, красные гвоздики у изголовьев ректоров и первых преподавателей - дань уважения, памяти и вечной связи между прошлым и настоящим. На обратном пути проводится тестирование в командах -«оценочный тест групповой готовности» по этим же тестовым заданиям. По итогам тестов и выступлениям оценивается работа команд, а также каждого студента. На все возникшие вопросы преподаватель в форме мини-лекции дает ответы.
Метод TBL способствует активному вовлечению студентов в процесс обучения и развитию коммуникативных навыков, подразумевает самостоятельную работу студентов, взятие инициативы в принятии решений, обоснование своих выводов, основываясь на теории. Командно-ориентированное обучение позволяет принимать верные решения в условиях неопределенности, учитывая мнение каждого члена команды, применять опыт исследований ситуаций, разрабатывать планы действий и использовать полученные теоретические знания на практике, что побуждает их к активному обучению на протяжении всей жизни [7].
Таким образом, инновационные технологии в образовательном процессе необходимо использовать с учетом специфики дисциплины. Немаловажное значение имеет подготовленность к занятию не только студента, но и преподавателя. Такой подход даст позитивные результаты, так как будет способствовать развитию творческого потенциала будущего специалиста, формиро-
ванию у него аналитического мышления, лидерских качеств, чтобы быть конкурентоспособным в современном мире.
ЛИТЕРАТУРА
1 Дюсенова С. Б. «Активные методы обучения в подготовке врача» /С. Б. Дюсенова, Е. А. Корнеева //Успехи современного естествознания. - 2014. - №12. - С. 138-140.
2 Инновационные технологии в обучении и оценке учебных достижений студентов Карагандинского государственного медицинского университета: Монография /М. К. Теле-уов, Р. С. Досмагамбетова, В. Б. Молотов-Лучанский и др. - Караганда, 2010. - 118 с.
3 Искаков Н. З. Смена парадигмы высшего образования как ответ на вызовы XXI века //Медицина и экология. - 2015. - Спец. вып. - С. 186-189.
4 Муравьева Е. В. Риск-мышление, как важнейшая профессиональная компетенция специалистов по безопасности /Е. В. Муравьева, В. Л. Романовский //Acta Universitatis Panti-ca Euxinus. - 2010. - Спец. вып. - С. 206-209.
5 Педагогический процесс в медицинском образовании: Монография /Р. С. Досмагамбетова, Ш. С. Калиева, Г. С. Кемелова и др. - Караганда, 2012. - 127 с.
6 Пудовкина Н. Г. Развитие управленческих кадров в контексте системы повышения квалификации //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - №3. - С. 260-264.
7 Сферы компетентности выпускника медицинского вуза. Компетентность: Навык работ в команде. Профессионализм: Методические рекомендации /М. К. Телеуов, Р. С. Досмагамбетова, Л. Г. Тургунова и др. - Караганда, 2010. - 84 с.
8 Туркина Н. В. Активные методы обучения на практическом занятии /Н. В. Туркина, Н. А. Когцеева, И. П. Королева //Медицинская сестра. - 2011. - №4 - С. 35-39.
9 Федорова Л. И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. - М.: Форум, 2009 - С. 38.
10 Ярыгин О. Н. «Компетентность» и «компетенция» как эмерджентные свойства деятельности человека //Вектор науки ТГУ. -2011. - Сер.: Педагогика, психология. - №3. -С. 343-346.
REFERENCES
1 Djusenova S. B. «Aktivnye metody obuchenija v podgotovke vracha» /S. B. Djuseno-va, E. A. Korneeva //Uspehi sovremennogo estestvoznanija. - 2014. - №12. - P. 138-140.
2 Innovacionnye tehnologii v obuchenii i ocenke uchebnyh dostizhenij studentov Karagan-
dinskogo gosudarstvennogo medicinskogo univer-siteta: Monografija /M. K. Teleuov, R. S. Dosmagambetova, V. B. Molotov-Luchanskij i dr.
- Karaganda, 2010. - 118 p.
3 Iskakov N. Z. Smena paradigmy vysshego obrazovanija kak otvet na vyzovy XXI veka //Medicina i jekologija. - 2015. - Spec. vyp.
- P. 186-189.
4 Murav'eva E. V. Risk-myshlenie, kak va-zhnejshaja professional'naja kompetencija spe-cialistov po bezopasnosti /E. V. Murav'eva, V. L. Romanovskij //Acta Universitatis Pantica Euxinus.
- 2010. - Spec. vyp. - P. 206-209.
5 Pedagogicheskij process v medicinskom obrazovanii: Monografija /R. S. Dosmagambetova, Sh. S. Kalieva, G. S. Kemelova i dr. - Karaganda, 2012. - 127 p.
6 Pudovkina N. G. Razvitie upravlencheskih kadrov v kontekste sistemy povyshenija kvalif-ikacii //Vektor nauki TGU. Serija: Pedagogika,
psihologija. - 2011. - №3. - P. 260-264.
7 Sfery kompetentnosti vypusknika medicinskogo vuza. Kompetentnost': Navyk rabot v komande. Professionalizm: Metodicheskie rek-omendacii /M. K. Teleuov, R. S. Dosmagambetova, L. G. Turgunova i dr. - Karaganda, 2010. - 84 p.
8 Turkina N. V. Aktivnye metody obucheni-ja na prakticheskom zanjatii /N. V. Turkina, N. A. Kogceeva, I. P. Koroleva //Medicinskaja sestra. -2011. - №4 - P. 35-39.
9 Fedorova L. I. Igra: didakticheskaja, rolevaja, delovaja. Reshenie uchebnyh i profes-sional'nyh problem. - M.: Forum, 2009 - P. 38.
10 Jarygin O. N. «Kompetentnost'» i «kompetencija» kak jemerdzhentnye svojstva dejatel'nosti cheloveka //Vektor nauki TGU. -2011. - Ser.: Pedagogika, psihologija. - №3. -P. 343-346.
Поступила 11.04.2017 г.
N. F. Saifillina, S. R. Zhakenova, E. K. Kaidar, Zh. A. Aldanova
INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING OF STUDENTS ATTHE DEPARTMENT OF PUBLIC HEALTH №1 OF KARAGANDA STATE MEDICAL UNIVERSITY Karaganda state medical university (Karaganda, Kazakstan)
The authors believe that the innovative teaching methods: case studies, team-based learning (TBL), brainstorming, «7 Key Questions» method, business and role-playing games, assessment of knowledge for independent work of students by using Moodle and other programs will contribute to achieve the desired result. Key words: education, teacher, student, innovative teaching methods, competence
Н. Ф. Сайфулина, С. Р. Жакенова, Э. К. Кайдар, Ж. А. Алданова
КММУ№1 КОТАМДЫК ТАМАКТАНУЖЭНЕ ДЕНСАУЛЫК САКТАУКАФЕДРАСЫНДА СТУДЕНТТЕРД1 ОК.ЫТУДЫЦ ИННОВАЦИЯЛЫК ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ
КараFанды мемлекеттк медицина университеты^ №1 коамдык денсаулык жэне денсаулык сактау кафедрасы (КараFанды, Казахстан)
Авторлар жанашыл оку эд1стер^е келесiлердi жаткызады: накты жардайды талдау (case-study), топтык бардарлы; оку (TBL), акыл оймен жумыс оеу (brain-shtorming), эдiстеме (7 Key Questions), юкерлк жэне релдк ойындар, Moodle бардарламасы каркылы студенттердщ езвдк жумысын баралау жэне баскалары куше™ нэтижеге кол жетюзуге MYMK^iK бередг
Клт сездер: б1л1м беру, окытушы, студент, жанама оку эд1стер1, кyзiреттiлiк