Научная статья на тему 'Инновационные технологии обучения студентов на кафедре общественного здоровья и здравоохранения №1 КГМУ'

Инновационные технологии обучения студентов на кафедре общественного здоровья и здравоохранения №1 КГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / преподаватель / инновационные методы преподавания / компетенция / education / teacher / student / innovative teaching methods / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Ф. Сайфулина, С Р. Жакенова, Э К. Кайдар, Ж А. Алданова

Авторы статьи приходят к выводу о том, что инновационные технологии в образовательном процессе необходимо использовать с учетом специфики дисциплины. Немаловажное значение имеет подготовленность к занятию не только студента, но и преподавателя. Такой подход даст позитивные результаты, так как будет способствовать развитию творческого потенциала будущего специалиста, формированию у него аналитического мышления, лидерских качеств, чтобы быть конкурентоспособным в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н Ф. Сайфулина, С Р. Жакенова, Э К. Кайдар, Ж А. Алданова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF PUBLIC HEALTH №1 OF KARAGANDA STATE MEDICAL UNIVERSITY

The authors believe that the innovative teaching methods: case studies, team-based learning (TBL), brainstorming, «7 Key Questions» method, business and role-playing games, assessment of knowledge for independent work of students by using Moodle and other programs will contribute to achieve the desired result.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии обучения студентов на кафедре общественного здоровья и здравоохранения №1 КГМУ»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 61/07

Н. Ф. Сайфулина, С. Р. Жакенова, Э. К. Кайдар, Ж. А. Алданова

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ №1 КГМУ

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения №1

Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан)

Авторы статьи приходят к выводу о том, что инновационные технологии в образовательном процессе необходимо использовать с учетом специфики дисциплины. Немаловажное значение имеет подготовленность к занятию не только студента, но и преподавателя. Такой подход даст позитивные результаты, так как будет способствовать развитию творческого потенциала будущего специалиста, формированию у него аналитического мышления, лидерских качеств, чтобы быть конкурентоспособным в современном мире.

Ключевые слова: образование, преподаватель, инновационные методы преподавания, компетенция

Новое национальное видение: к 2020 г. Казахстан - образованная страна, и именно развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее политическое, экономическое и социально-культурное процветание страны. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. В современном инновационном обучении личность преподавателя является основным звеном учебно-воспитательного процесса, но меняется его позиция, отношение не только к студентам, но и к себе [3].

Для любого творческого преподавателя особый интерес представляет вопрос: «Какой метод обучения является наиболее эффективным?». Порой даже беседа при обсуждении развития общественного здравоохранения как основы охраны здоровья населения со студентами выпускного курса вызывает у них живой интерес, если видоизменяются роли участников педагогического процесса. Преподаватель, став помощником студента, не только дает ему знания, но и побуждает к активной мыслительной деятельности, формирует его личностную зрелость [8].

Благодаря новым информационным и педагогическим технологиям преподавания,а также методикам передачи знаний студентам стало возможным изменить роль преподавателя в процессе обучения, трансформировать ее из «преподаватель - носитель знаний» в «преподаватель - руководитель», арбитр, ориентирующий студентов в выборе правильного направления, способствуя выработке у них творческих подходов в выполнении самостоятельной работы, решении поставленных задач [1].

Внедрение современных педагогических технологий на кафедре общественного здоро-

вья и здравоохранения №1 Карагандинского государственного медицинского университета проводится в соответствии с международными стандартами. Инновационные технологии обучения включают в себя проблемные лекции, презентации и дискуссии по актуальным проблемам мирового и казахстанского здравоохранения, анализ конкретных ситуаций (case-study), командно-ориентированное обучение (TBL), использование приема мозгового штурма (brain-shtorming), методику «7 Key Questions», деловые и ролевые игры, метод анкетирования на практических занятиях, оценку знаний по самостоятельной работе студентов с помощью программы Moodle.

Образовательный процесс с использованием активных методов обучения имеет свои специфические принципы, которые позволяют всегда достичь желаемого результата. При изучении темы, посвященной здравоохранению в зарубежных странах, проблемное построение занятия, когда студенты узнают новое, преодолевая определенные трудности, так как каждый из них, изучив материал в целом, останавливается на одной стране, выбирая ее сам (хочу узнать больше, лучше, а в будущем побывать в ней). На занятии студент демонстрирует не только показатели здоровья и здравоохранения, но и географическое положение страны, герб, флаг, культурные достопримечательности, живописные места. Принцип непрерывного обновления, а это новизна учебного материала, насыщенность новым, неизвестным, порой очень интересным и красивым привлекает внимание студентов и побуждает их при изучении выбранной ими страны, развивать творческие способности. Преподаватель подводит студента к сравнительному анализу с показателями в

Казахстане, активизирует мыслительную и аналитическую деятельность выпускника, помогает развивать его собственный интеллектуальный потенциал,

обеспечивающий в дальнейшем становление его как специалиста.

7 Key Questions: Who, What, Why, When, Where, How, How Much - методика 7 основных вопросов: Кто, Как, Зачем, Когда, Где, Как, Сколько? На сегодняшний день данная методика используется на элективных дисциплинах «Управление проектами в здравоохранении», «Управление кадрами в здравоохранении». Это довольно известный и часто используемый современными топ-менеджерами крупных компаний способ думать через проблемы [4]. Он активно применяется также в проблемно-ориентированном проведении практических занятий, что способствует активизации всех резервов мыслительной деятельности и творческому подходу в решении поставленных задач перед студентами. Данный метод позволяет выходить за рамки проблемы, заставляет студентов думать более масштабно, что очень важно в подготовке будущих менеджеров здравоохранения.

Разбор проблемных случаев - case-study (анализ конкретных и практических ситуаций под руководством преподавателя) и технология мозгового штурма нашли свое применение на клинических кафедрах, что в свою очередь является одним из эффективных методов активизации учебного процесса, развития клинического мышления у студентов КГМУ [5]. Также этот метод используется на кафедре общественного здоровья и здравоохранения №1 на элективных дисциплинах «Законодательная база здравоохранения Республики Казахстан», «Управление кадрами в здравоохранении».

При таком подходе студентам предоставляется определенный искусственно сконструированный случай, касательно прав пациентов и врачей в здравоохранении. Во время анализа конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа студентов с проблемной ситуацией и групповое обсуждение в виде дискуссий и дебатов предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы (teambuilding), что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. В результате обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения студенты получают возмож-

ность развивать навыки планирования и анализа. Использование приобретенных теоретических знаний на практическом занятии позволяет закрепить полученные знания и усвоить применение нормативно-правовых норм законодательства.

Следующим эффективным методом инновационного обучения являются деловые и ролевые игры, которые применяются при обучении студентов, выбравших предмет «Управление кадрами в здравоохранении», где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков. Этот метод представляет собой ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные компетенции будущих менеджеров здравоохранения, как коммуникативные навыки, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления, развитие лидерских качеств и т.д. От преподавателя требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.

Деловые и ролевые игры позволяют студентам освоить действенные модели управления, выстроить стратегию деятельности организации [5, 9]. Такой метод обладает возможностью воспроизведения, моделирования отношений, кооперативных коммуникативных связей с вовлечением всех участников игры. Следовательно, у будущих менеджеров в процессе обучения развиваются не только организационные навыки, но и способность в применении различных методов управления персоналом [6, 10].

Другим эффективным инновационным методом, который имеет успех в медицинском образовании, является командно-

ориентированное обучение. Этот метод позволяет выявить и развить умение работать в команде, коммуникативные навыки, лидерские качества. Командно-ориентированное обучение, предложенное Ларри Михельсоном, преподавателем школы бизнеса Университета Оклахома, США, позволяет сместить роль и функции преподавателя «мудреца на сцене» к «руководству на стороне». Этот метод используется на практическом занятии по истории становления и развития КГМИ [2]. Это занятие особое. Оно проводится на Старомихайловском кладбище, где в тиши

покоятся те, кто стоял у истоков вуза. Кладбища у всех народов мира - объект почитания, мемориал, помогающий воспитанию новых поколений в духе уважения к прошлому.

Начинается TBL с самостоятельного изучения студентами истории университета. В транспорте проводится «оценочный тест индивидуальной готовности»: тестовый контроль по истории становления вуза, составленный из 15 вопросов. Каждый студент выполняет его индивидуально. Следующий этап модуля на Старомихайловском кладбище, где студенты у памятников ректоров П. М. Поспелова и Н. А. Хлопова, проректора по клинической работе К. А. Антерейкина, основателей кафедр фармакологии А. Д. Штейнберга, биохимии В. И. Якубовской, нормальной анатомии З. Г. Слободина рассказывают об их судьбах и, конечно, о деятельности, связанной с родным вузом. Убранная осенняя листва, красные гвоздики у изголовьев ректоров и первых преподавателей - дань уважения, памяти и вечной связи между прошлым и настоящим. На обратном пути проводится тестирование в командах -«оценочный тест групповой готовности» по этим же тестовым заданиям. По итогам тестов и выступлениям оценивается работа команд, а также каждого студента. На все возникшие вопросы преподаватель в форме мини-лекции дает ответы.

Метод TBL способствует активному вовлечению студентов в процесс обучения и развитию коммуникативных навыков, подразумевает самостоятельную работу студентов, взятие инициативы в принятии решений, обоснование своих выводов, основываясь на теории. Командно-ориентированное обучение позволяет принимать верные решения в условиях неопределенности, учитывая мнение каждого члена команды, применять опыт исследований ситуаций, разрабатывать планы действий и использовать полученные теоретические знания на практике, что побуждает их к активному обучению на протяжении всей жизни [7].

Таким образом, инновационные технологии в образовательном процессе необходимо использовать с учетом специфики дисциплины. Немаловажное значение имеет подготовленность к занятию не только студента, но и преподавателя. Такой подход даст позитивные результаты, так как будет способствовать развитию творческого потенциала будущего специалиста, формиро-

ванию у него аналитического мышления, лидерских качеств, чтобы быть конкурентоспособным в современном мире.

ЛИТЕРАТУРА

1 Дюсенова С. Б. «Активные методы обучения в подготовке врача» /С. Б. Дюсенова, Е. А. Корнеева //Успехи современного естествознания. - 2014. - №12. - С. 138-140.

2 Инновационные технологии в обучении и оценке учебных достижений студентов Карагандинского государственного медицинского университета: Монография /М. К. Теле-уов, Р. С. Досмагамбетова, В. Б. Молотов-Лучанский и др. - Караганда, 2010. - 118 с.

3 Искаков Н. З. Смена парадигмы высшего образования как ответ на вызовы XXI века //Медицина и экология. - 2015. - Спец. вып. - С. 186-189.

4 Муравьева Е. В. Риск-мышление, как важнейшая профессиональная компетенция специалистов по безопасности /Е. В. Муравьева, В. Л. Романовский //Acta Universitatis Panti-ca Euxinus. - 2010. - Спец. вып. - С. 206-209.

5 Педагогический процесс в медицинском образовании: Монография /Р. С. Досмагамбетова, Ш. С. Калиева, Г. С. Кемелова и др. - Караганда, 2012. - 127 с.

6 Пудовкина Н. Г. Развитие управленческих кадров в контексте системы повышения квалификации //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - №3. - С. 260-264.

7 Сферы компетентности выпускника медицинского вуза. Компетентность: Навык работ в команде. Профессионализм: Методические рекомендации /М. К. Телеуов, Р. С. Досмагамбетова, Л. Г. Тургунова и др. - Караганда, 2010. - 84 с.

8 Туркина Н. В. Активные методы обучения на практическом занятии /Н. В. Туркина, Н. А. Когцеева, И. П. Королева //Медицинская сестра. - 2011. - №4 - С. 35-39.

9 Федорова Л. И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. - М.: Форум, 2009 - С. 38.

10 Ярыгин О. Н. «Компетентность» и «компетенция» как эмерджентные свойства деятельности человека //Вектор науки ТГУ. -2011. - Сер.: Педагогика, психология. - №3. -С. 343-346.

REFERENCES

1 Djusenova S. B. «Aktivnye metody obuchenija v podgotovke vracha» /S. B. Djuseno-va, E. A. Korneeva //Uspehi sovremennogo estestvoznanija. - 2014. - №12. - P. 138-140.

2 Innovacionnye tehnologii v obuchenii i ocenke uchebnyh dostizhenij studentov Karagan-

dinskogo gosudarstvennogo medicinskogo univer-siteta: Monografija /M. K. Teleuov, R. S. Dosmagambetova, V. B. Molotov-Luchanskij i dr.

- Karaganda, 2010. - 118 p.

3 Iskakov N. Z. Smena paradigmy vysshego obrazovanija kak otvet na vyzovy XXI veka //Medicina i jekologija. - 2015. - Spec. vyp.

- P. 186-189.

4 Murav'eva E. V. Risk-myshlenie, kak va-zhnejshaja professional'naja kompetencija spe-cialistov po bezopasnosti /E. V. Murav'eva, V. L. Romanovskij //Acta Universitatis Pantica Euxinus.

- 2010. - Spec. vyp. - P. 206-209.

5 Pedagogicheskij process v medicinskom obrazovanii: Monografija /R. S. Dosmagambetova, Sh. S. Kalieva, G. S. Kemelova i dr. - Karaganda, 2012. - 127 p.

6 Pudovkina N. G. Razvitie upravlencheskih kadrov v kontekste sistemy povyshenija kvalif-ikacii //Vektor nauki TGU. Serija: Pedagogika,

psihologija. - 2011. - №3. - P. 260-264.

7 Sfery kompetentnosti vypusknika medicinskogo vuza. Kompetentnost': Navyk rabot v komande. Professionalizm: Metodicheskie rek-omendacii /M. K. Teleuov, R. S. Dosmagambetova, L. G. Turgunova i dr. - Karaganda, 2010. - 84 p.

8 Turkina N. V. Aktivnye metody obucheni-ja na prakticheskom zanjatii /N. V. Turkina, N. A. Kogceeva, I. P. Koroleva //Medicinskaja sestra. -2011. - №4 - P. 35-39.

9 Fedorova L. I. Igra: didakticheskaja, rolevaja, delovaja. Reshenie uchebnyh i profes-sional'nyh problem. - M.: Forum, 2009 - P. 38.

10 Jarygin O. N. «Kompetentnost'» i «kompetencija» kak jemerdzhentnye svojstva dejatel'nosti cheloveka //Vektor nauki TGU. -2011. - Ser.: Pedagogika, psihologija. - №3. -P. 343-346.

Поступила 11.04.2017 г.

N. F. Saifillina, S. R. Zhakenova, E. K. Kaidar, Zh. A. Aldanova

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING OF STUDENTS ATTHE DEPARTMENT OF PUBLIC HEALTH №1 OF KARAGANDA STATE MEDICAL UNIVERSITY Karaganda state medical university (Karaganda, Kazakstan)

The authors believe that the innovative teaching methods: case studies, team-based learning (TBL), brainstorming, «7 Key Questions» method, business and role-playing games, assessment of knowledge for independent work of students by using Moodle and other programs will contribute to achieve the desired result. Key words: education, teacher, student, innovative teaching methods, competence

Н. Ф. Сайфулина, С. Р. Жакенова, Э. К. Кайдар, Ж. А. Алданова

КММУ№1 КОТАМДЫК ТАМАКТАНУЖЭНЕ ДЕНСАУЛЫК САКТАУКАФЕДРАСЫНДА СТУДЕНТТЕРД1 ОК.ЫТУДЫЦ ИННОВАЦИЯЛЫК ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ

КараFанды мемлекеттк медицина университеты^ №1 коамдык денсаулык жэне денсаулык сактау кафедрасы (КараFанды, Казахстан)

Авторлар жанашыл оку эд1стер^е келесiлердi жаткызады: накты жардайды талдау (case-study), топтык бардарлы; оку (TBL), акыл оймен жумыс оеу (brain-shtorming), эдiстеме (7 Key Questions), юкерлк жэне релдк ойындар, Moodle бардарламасы каркылы студенттердщ езвдк жумысын баралау жэне баскалары куше™ нэтижеге кол жетюзуге MYMK^iK бередг

Клт сездер: б1л1м беру, окытушы, студент, жанама оку эд1стер1, кyзiреттiлiк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.