Научная статья на тему 'Активные методы обучения студентов на кафедре детских инфекционных болезней'

Активные методы обучения студентов на кафедре детских инфекционных болезней Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинское и фармацевтическое образование / образовательный процесс / саморазвитие / инфекционные болезни / лекция / практическое занятие / medical and pharmaceutical education / educational process / self-development / infectious diseases / lecture / practical work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р Х. Бегайдарова, Ю Г. Стариков, Г К. Алшынбекова, Х Г. Девдариани, А Е. Дюсембаева

За последние годы в Республике Казахстан одним из направлений развития медицинского и фармацевтического образования является внедрение инновационных технологий в образовательный процесс медицинских организаций для формирования личности и развития интеллектуальных способностей, определяющих индивидуальный способ мышления, способствующих саморазвитию на протяжении всей жизни. В Карагандинском государственном медицинском университете на кафедре детских инфекционных болезней читаются проблемные лекции и лекции по методике «круглый стол», на практических занятиях используются активные методы обучения: team-based learning, case-based learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р Х. Бегайдарова, Ю Г. Стариков, Г К. Алшынбекова, Х Г. Девдариани, А Е. Дюсембаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ACTIVE METHODS OF TRAINING AT THE DEPARTMENT OF CHILDREN INFECTIOUS DISEASES

In recent years in Kazakhstan, one of the areas of medical and pharmaceutical education is the introduction of innovation technologies in the educational process of medical institutions for the formation of the personality and de-velopment of intellectual abilities that determine an individual way of thinking that contribute to self-development throughout their life. In the Karaganda state medical university in the Department of children infectious diseases lectures are given by the method problematic and «round table», and on a practical training using active learning methods in practical classes: team-based learning, case-based learning.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения студентов на кафедре детских инфекционных болезней»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 61(07):616.9-053.2

Р. Х. Бегайдарова, Ю. Г. Стариков, Г. К. Алшынбекова, Х. Г. Девдариани, А. Е. Дюсембаева, О. А. Золотарева, А. М. Изтелеуова, Г. Е. Насакаева

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Кафедра детских инфекционных болезней Карагандинского государственного медицинского университета

За последние годы в Республике Казахстан одним из направлений развития медицинского и фармацевтического образования является внедрение инновационных технологий в образовательный процесс медицинских организаций для формирования личности и развития интеллектуальных способностей, определяющих индивидуальный способ мышления, способствующих саморазвитию на протяжении всей жизни.

В Карагандинском государственном медицинском университете на кафедре детских инфекционных болезней читаются проблемные лекции и лекции по методике «круглый стол», на практических занятиях используются активные методы обучения: team-based learning, case-based learning.

Ключевые слова: медицинское и фармацевтическое образование, образовательный процесс, саморазвитие, инфекционные болезни, лекция, практическое занятие

Динамически развивающиеся процессы, связанные с научными открытиями, изменениями социальных условий жизни и требованиями к личностным характеристикам, а также профессионализму врача, ставят задачу постоянного совершенствования образовательных программ для подготовки специалистов в области медицины и общественного здравоохранения, их мобильности, выражающейся в изменении форм и технологии обучения, объеме информации, получаемой студентами в вузе [3].

За последние годы в Республике Казахстан одним из направлений развития медицинского и фармацевтического образования в 2006-2010 гг. является внедрение инновационных технологий в образовательный процесс медицинских организаций, в том числе в вузы страны [4].

Карагандинский государственный медицинский университет (КГМУ) создает развернутую модель специалиста, отражающую необходимый уровень деловых и личностных качеств, знаний, умений, навыков. Критерием качества подготовки студентов КГМУ выступает профессиональная компетентность.

В КГМУ в настоящее время разработан компетентностный подход к подготовке студентов и профессорско-преподавательского состава. В связи с этим учебный и воспитательный процесс в вузе предусматривает поэтапное и последовательное овладение каждым студентом знаниями на теоретическом и практическом уровне с обязательной реализацией таких функций, как формирование личности и развитие интеллектуальных способностей, определяющих индивидуальный способ мышления, способствующих саморазвитию на протяжении всей жизни.

Синтез образования, науки и инновационной деятельности, позволяющий разрабатывать и внедрять новые образовательные технологии мирового уровня, позволяет сформировать у выпускников вуза профессиональные компетенции, обеспечивающие их конкурентоспособность на международном рынке медицинских услуг [1].

Целью внедрения активных методов преподавания на кафедре детских инфекционных болезней КГМУ является подготовка конкурентоспособного специалиста с высокой профессиональной компетенцией, обеспечивающего качественную медицинскую помощь [2].

На кафедре детских инфекционных болезней используются активные методы обучения - проблемные лекции и круглый стол. Проблемные лекции читаются у студентов 4 курса факультета общей медицины по дисциплине «Детские болезни» в разделе «Детские инфекционные болезни» с 2010 г. с использованием компьютерных технологий.

Каждый лектор ставит перед слушателями проблемную ситуацию в виде клинического случая. Этот вид лекции способствует активизации мыслительной деятельности студентов, применению их знаний по базовым дисциплинам - пререквизитам, практическим навыкам в проведении дифференциального диагноза, назначению и интерпретации данных лабораторных исследований, выбору лекарственных препаратов, а также составлению плана карантинных мероприятий в очаге инфекции, проведению профилактических мероприятий. Студенты для решения клинического случая знакомятся с тематикой лекции заранее, предварительно изучив теоретический материал, а

во время самой лекции проявляют свою активность.

Студенты при этом не просто пересказывают теоретический материал, а развивают клиническое мышление, учатся аргументированно, корректно, доступно излагать собственные решения проблемы и не бояться публичных выступлений. При этом между студентами и преподавателем, студентами и их одногрупп-никами возникает живой диалог, в котором стороны обмениваются мнениями. Эти навыки пригодятся будущему специалисту не только в работе с коллегами, но и с его будущими пациентами. В процессе лекции преподаватель определяет уровень подготовки базовых знаний студентов и советует дополнительную литературу по неясным вопросам.

Ограниченное время (50 мин) не позволяет преподавателю раскрыть проблему в полном объеме. На проблемной лекции преподаватель ставит перед студентами определенные вопросы, которые позволят в процессе обучения более подробно изучить тему, применяя дополнительные источники знаний, кроме учебника. При использовании дополнительной литературы и интернет-ресурсов студенты учатся ими пользоваться, перерабатывать и выискивать «золотое зерно» знаний.

Сложности в проведении лекций у студентов 4 курса факультета общей медицины заключаются в выделенном объеме часов -всего 60 аудиторных, что составляет 2 кредита. Студентам не хватает базовых знаний по дерматологии, отоларингологии и другим дисциплинам. Ведь для того чтобы провести дифференциальный диагноз ангины с дифтерией, необходимо знать классификацию, клинические проявления ангины и т.д. Та же проблема касается темы «Заболевания, протекающие с синдромом экзантемы».

На сегодняшний день сотрудники кафедры решили использовать в своем арсенале не только проблемные лекции, но и лекцию «круглый стол». Студенты заранее знакомятся не только с темой лекции, но и с определенными вопросами темы, на которые необходимо обратить внимание. Среди студентов заранее выбираются докладчики и их оппоненты.

Перед началом лекции преподаватель с помощью студентов расставляет столы в виде круга и просит студентов занять места. Сам преподаватель занимает место в круге наравне со студентами. Такое положение столов позволяет обеспечить преподавателю равное участие всех обучающихся, создать неформальную обстановку и повысить активность студентов. При этом лектор должен

наблюдать, чтобы во время дискуссии студенты обращались ко всей аудитории, а не только к нему. В то же время такое положение столов позволяет преподавателю держать всех присутствующих в аудитории в своем поле зрения, что поможет ему следить за ходом дискуссии, так как решение проблемы может завести обучающихся в тупик, а также в последующем - оценить долю участия каждого студента.

За активное участие в процессе лекции преподаватель может поощрить участие студентов, выставив положительные оценки, добавить дополнительные баллы за задание. По окончании лекции лектор должен перечислить фамилии наиболее активных студентов, а также тех студентов, кто принял минимальное участие в ее проведении. В процессе этого вида лекции студенты не только демонстрируют свой уровень теоретической подготовки, базовых знаний, но и учатся приводить собственные аргументы в доказательство или опровержение данных оппонента, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, демонстрируя при этом не только свои знания, но и культурный уровень.

Проблемные лекции и лекции «круглый стол» позволяют понять преподавателю, с какими трудностями сталкиваются студенты при подготовке к ним, и в последующем фиксировать внимание студентов на данных определенной литературы [6].

Помимо этого на кафедре детских инфекционных болезней используются активные методы обучения на практических занятиях: team-based learning (TBL), case-based learning (CBL).

Активные методы - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и студенты. В основе традиционного объяснительно-иллюстративного подхода к обучению лежит принцип передачи студентам знаний в готовом виде. В случае же использования активных методов происходит смещение акцентов в направлении активизации умственной деятельности студентов.

Активные методы обучения позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

По классификации А. М. Смолкина активные методы обучения подразделяются на неимитационные (проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная работа студента; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой, семинары) и имитационные (игровые: деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи; ситуация инсценирования различной деятельности; неигровые: коллективная мыслительная деятельность; ТРИЗ работа).

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап - первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т. д.

2 этап - контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т. д.

3 этап - формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы [1].

Одной из актуальных в будущей работе студентов в качестве врачей общей практики (ВОП) является тема практического занятия «Синдром сыпи». Она включает в себя изучение следующих нозологических форм, протекающих с синдромом сыпи: корь, краснуха, скарлатина, менингококковая инфекция, ветряная оспа. Необходимо отметить, что в большей степени эти заболевания распространены у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

С 2005 г. в Казахстане кривая заболеваемости корью стала расти не только среди детей первых 2 лет жизни, но и среди студентов, военнослужащих, у которых корь протекала тяжело и с большим процентом осложнений [5]. По данным СМИ и сети интернет рост заболеваемости корью отмечается в странах Европы, Америки, СНГ (России), что связано с нарушениями графика вакцинации. В 20102012 г. в Казахстане наблюдался рост заболеваемости ветряной оспой не только среди детей, но и среди взрослых (студентов, военнослужащих). Заболеваемость менингококковой инфекцией и скарлатиной как неуправляемыми инфекциями остается высокой и регистри-

руется во всех возрастных группах населения. Исключение составила краснуха, заболеваемость которой была резко снижена, после внедрения плановой вакцинации в календарь профилактических прививок Республики Казахстан.

Сотрудниками кафедры были составлены методические разработки, включающие в себя цели и задачи практического занятия, клинические случаи по теме занятия, тесты, ответы для преподавателя.

Вначале занятия преподаватель знакомит студентов с планом занятия. Для оценки исходного уровня знаний у студентов проводится тестирование. Студенты делятся на малые группы, каждой из которых дается клинический случай. Для решения поставленной проблемы студентам дается определенное время. Преподаватель наблюдает за участием студентов во внутрикомандном обсуждении и оценивает их по мониторингу работы в команде и компетентности профессионализма. Особое внимание уделяется таким качествам профессионализма, как культура поведения и речи студентов, умение подмечать важные детали, способствующие диагностике заболевания. Обращается внимание на хорошие коммуникативные навыки с членами команды, партнерское поведение, чувство ответственности, уверенности в себе, организаторские способности [б].

При межкомандном обсуждении клинических задач участие каждой команды неравнозначно. Не всегда студенты противоположных команд активно участвуют в обсуждении «не своей» проблемы, что не способствует принятию правильного решения. Задача преподавателя во время обсуждения проблемы -направлять мышление студентов в «нужное русло» и способствовать повышению активности каждого студента группы, независимо от уровня его подготовки и личностных качеств, то есть не выступать в роли фасилитатора. Собственный педагогический опыт позволяет сделать вывод, что при докладе результатов обсуждения выступают студенты, обладающие не только хорошими знаниями дисциплины, но и имеющие лидерские качества. А пассивные, ведомые студенты при этом большей частью предпочитают молчать.

При выставлении итоговой оценки преподаватель оценивает результат работы всей команды, а не отдельно взятого студента. Оценивается правильность решения данного задания, полнота и оригинальность решения проблемы.

Использование современных активных методов обучения в высшем учебном заведе-

нии позволяет оценить компетентность будущего специалиста, а именно - навыки, умения и применение полученных знаний для решения определенной проблемы на клинических дисциплинах, а также повышение мотивации и формирование ответственности к обучению.

ЛИТЕРАТУРА

1 Артюхина А. И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учебное пособие //А. И. Артюхина, В. И. Чумаков. - Волгоград, 2011. - 33 с.

2 Инновационные технологии в обучении и оценке учебных достижений студентов Карагандинского Государственного медицинского университета /М. К. Телеуов, Р. С. До-смагамбетова, В. Б. Молотов-Лучанский и др. -Караганда, 2010. - 118 с.

3 Молотов-Лучанский В. Б. Организация методической работы: Метод. указания //В. Б. Молотов-Лучанский, И. М. Риклефс, А. Б. Ташетова. - Караганда, 2014. - 63 с.

4 Постановление правительства РК от 24 апреля 2006 года №317 «О концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования РК» //Казахстанская правда. -24 апреля 2006 года.

5 Стариков Ю. Г. Особенности течения кори у детей и взрослых: Метод. рекомендации /Ю. Г. Стариков, А. Е. Дюсембаева. - Караганда, 2009. - 19 с.

6 Телеуов М. К. Сфера компетентности выпускника медицинского вуза. Компетентности: Навык работы в команде. Профессиона-

лизм: Метод. рекомендации /М. К. Телеуов, Р. С. Досмагамбетова, Л. Г. Тургунова. - Караганда, 2010. - 84 с.

REFERENCES

1 Artyukhina A. I. Interactive methods of teaching in medical school: study guide //A. I. Artyukhina, V. I. Chumakov. - Volgograd, 2011. -33 p.

2 Innovative technologies in teaching and assessment of educational achievements of students of Karaganda State Medical University /M. K. Teleuov, R. S. Dosmagambetova, V. B. Molotov -Luchanskii, etc. - Karaganda, 2010. - 118 p.

3 Molotov-Luchanskii V. B. Organization of methodical work: method. recommendations //V. B. Molotov-Luchanskii, I. M. Riklefs, A. B. Tash-etova. - Karaganda, 2014. - 63 p.

4 The Government resolution of the Republic of Kazakhstan dated April 24, 2006 No. 317 «On the concept of the medical and pharmaceutical education reforming in Kazakhstan» // Kazakhstanskaya Pravda. - April 24, 2006.

5 Starikov Yu. G. The course of measles in children and adults: Method. recommendations / Yu. G. Starikov, A. E. Dyusembaeva. - Karaganda, 2009. - 19 p.

6 Teleuov M. K. The scope of competence of the medical school graduate. Competencies: Teamwork skills. Professionalism: Method. recommendations /M. K. Teleuov, R. S. Dosmagambetova, L. G. Turgunova. - Karaganda, 2010. -84 p.

Поступила 14.03.2016 г.

R. Kh. Begaidarova, Yu. G. Starikov, G. К Alshynbekova, Kh. G. Devdariani, А. Ye. Dyusembayeva, O. A. Zolotaryova, А. М. Izteleuova, G. Ye. Nasakayeva

USE OF ACTIVE METHODS OF TRAINING AT THE DEPARTMENT OF CHILDREN INFECTIOUS DISEASES

In recent years in Kazakhstan, one of the areas of medical and pharmaceutical education is the introduction of innovation technologies in the educational process of medical institutions for the formation of the personality and development of intellectual abilities that determine an individual way of thinking that contribute to self-development throughout their life.

In the Karaganda state medical university in the Department of children infectious diseases lectures are given by the method - problematic and «round table», and on a practical training using active learning methods in practical classes: team-based learning, case-based learning.

Key words: medical and pharmaceutical education, educational process, self-development, infectious diseases, lecture, practical work

Р. Х. Бегайдарова, Ю. Г. Стариков, Г. К. Алшынбекова, Х. Г. Девдариани, А. Е. Дюсембаева, О. А.Золотарева, А. М. Изтелеуова, Г. Е. Насакаева

БАЛАЛАР Ж¥КПАЛЫ АУРУЛАРЫ КАФЕДРАСЫНДА БЕЛСЕНД1 ОК,ЫТУ ЭД[СТЕР1НЩ КОЛДАНЫЛУЫ

Со^ы жылдары Казакстан Республикасында eмiр бойы ез^ eзi дамы^а жетелей™, жеке т^а ре™де калыптасуы Yшiн жэне жеке ойлау кабше™ аныктайтын медициналык жэне фармациялык б™ берудi дамыту бойынша медициналык уйымдарда б™ беру YPДiсiне инновациялык технологияларды енпзу непзп баFыт болып табылады.

КараFанды мемлекетпк медицина университе™де балалар жукпалы аурулары кафедрасында дэроер-мэселелелк жэне«денгелек yct^» эдоер^де окылады, ал тэжiрибелiк сабактарда белсендi окыту эдiстерi колданылады: team-based learning, case-based learning.

Клт сездер: медициналык жэне фармацевтикалык б^м, б™ беру YДерiсi, ез^ eзi дамыту, инфекциялык аурулар, лекция, практикалык сабак

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.