Научная статья на тему 'Инновационные технологии на уроках мировой художественной культуры и искусства в школе'

Инновационные технологии на уроках мировой художественной культуры и искусства в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / УРОКИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / LESSONS OF WORLD ARTISTIC CULTURE AND ARTS / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / ШКОЛА / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсенко Татьяна Фёдоровна

В статье рассматриваются инновационные технологии, используемые на уроках мировой художественной культуры и искусства в школе. Определена сущность понятий «образовательная технология» и «технология обучения». Раскрыты особенности информационно-коммуникационных, проектных, интерактивных, личностно ориентированных технологий, а также технологий проблемного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фурсенко Татьяна Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Technologies at School Lessons of World Culture and Art

In the article the innovative technologies used on the lessons of World Artistic Culture and Art at school are examined. Essence of notions “educational technology” and “technology of teaching” is certain. The features of information and communication, project, interactive, personality oriented technologies, and also technologies of the problem teaching are exposed.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии на уроках мировой художественной культуры и искусства в школе»

20/6/f-

водить эмоционально-образное содержание произведения в знаково-символическую форму. Приведены знаки, обозначающие средства музыкальной выразительности. Отмечена важность овладения младшими школьниками знаково-символическими средствами в распознавании смысла и значения художественного образа.

Ключевые слова: семантический анализ, аналитическая деятельность, художественный образ, знаково-символические средства, средства художественной выразительности, язык искусства, кодирование, декодирование, смысл и значение, знаковая ситуация.

SUMMARY

The article considers the specificity of the semantic analysis of artistic expression of younger pupils at music lessons. It's identified two stages of semantic analysis: an awareness of artistic expression as media of emotionalimaginative meaning of an artistic image; the ability to translate the emotional-figurative content in symbolic form. There have given the signs of the means of musical expression. The importance of mastering younger pupils sign-symbolic means in recognition of the meaning and significance of the artistic image.

Key words: semantic analysis, analytical work, an artistic image of symbolic tools, means of artistic expression, language arts, coding, and decoding, meaning, symbolic situation.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П. В. Философия: учебник. -М., 2001.

2. Манакова И. П., Салмина Н. Г. Дети. Мир звуков. - Свердловск, 1991.

3. Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. - М., 2001.

4. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988.

5. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. - М., 2001.

Т. Ф. Фурсенко

УДК 371.32:7

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ШКОЛЕ

спользование инновационных технологий в современном образовании является насущной необходимостью. Под педагогическими инновациями понимается внедрение в учебный процесс новых современных технологий, методик, разработок и программ: информационных, личностно ориентированных и многих других, которые позволяют повысить качество образовательного процесса.

Образовательные технологии составляют на сегодняшний день целую отрасль. Использование педагогических технологий получило освещение в исследованиях В. Беспалько, Н. Кларина, С. Подмазина, О. Савченко, Г. Се-левко и др.

Цель статьи - рассмотреть особенности использования инновационных технологий на уроках мировой художественной культуры и искусства в школе.

Сформировать комплекс компетентностей обучающихся на уроках мировой художественной культуры и искусства помогут педагогические инновации ХХ1 века. Из совокупности определенным образом связанных форм и методов обучения можно создать систему занятий, обладающую качествами образовательной технологии. В. Монахов выделяет два основных момента, отличающих технологию от методики: гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса.

В научной литературе используется два понятия: «образовательная технология» и

«технология обучения». Первый термин более емкий, так как он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучающихся. А технология обучения - это совокупность действий, ведущих к дидактическому взаимодействию между сторонами образовательного процесса, направленных на обеспечение глубины и прочности знаний, действенности умений, развитости познавательных способностей, при грамотном использовании коммуникативных механизмов в сочетании с профессионализмом и мастерством преподавателя. Технология обучения организационно упорядочивает все этапы процесса обучения, выстраивает их последовательность, создает условия для их осуществления, соотнесения с возможностями обучающихся. Технология обеспечивает проектирование процесса обучения и достижение намеченных целей. В технологии ярко выражены целеполагание, результативность, экономичность, алгоритмичность, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются новым средством художественно-творческого развития обучающихся. В педагогической практике существуют следующие варианты применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

1. Урок с мультимедийной поддержкой -в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации.

2. Урок с компьютерной поддержкой -используются несколько компьютеров (обычно в компьютерном классе), за ними работают все обучающиеся одновременно или по очереди.

3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и с компьютерной поддержкой) [1].

Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы

и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом обеспечит педагогическое общение на уроке, обратную связь с обучающимися.

Среди преимуществ использования ИКТ можно выделить следующие.

1. Возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает наглядность и пробуждает интерес обучающихся.

2. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат, названий художественных образцов, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран).

На уроках мировой художественной культуры и искусства обучающиеся овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер; с его помощью готовят тексты, презентации для своих работ, поскольку это хорошая возможность для обучающихся проявить свои творческие способности.

Сегодня широкое распространение получили в практике образовательных учреждений проектные технологии. Ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует обучающихся на создание образовательного продукта (А. Хуторской) [4], а не на простое изучение конкретной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача - получить новый продукт, решить

20/6-

научную, искусствоведческую, мировоззренческую проблему.

Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени - от одного урока до нескольких месяцев.

Образовательный проект имеет свою структуру, включающую следующие компоненты:

1. Название проекта.

2. Цитата, лозунг или иная форма представления проекта.

3. Общая характеристика проекта.

4. Идея проекта.

5. Цель и задачи проекта.

6. Участники проекта.

7. Условия регистрации в проекте.

8. Сроки реализации проекта.

9. Этапы проведения проекта.

10. Условия участия в проекте.

11. Особенности проведения проекта, виды деятельности участников.

12. Формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами.

13. Критерии оценки работ отдельных участников, всего проекта.

14. Диагностическая и оценочная группа.

15. Результаты проекта, их оценка. Призы и награды.

16. Возможное продолжение и развитие проекта.

17. Авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач.

К организации проекта предъявляются следующие требования.

1. Проект разрабатывается по инициативе обучающихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение обучающимися разных проектов.

2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся-одноклассников.

3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.

4. Проект педагогически значим, то есть обучающиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Рассмотрим проект на тему «Босх и Дали: встреча сквозь столетия». Цель проекта -выявить общие моменты исторической ситуации, философских тенденций, биографий исследуемых авторов на основе анализа их произведений.

Постановка проблемы: диалектическое единство «традиций» и «авангарда» в развитии мировой культуры. Об актуальности такого сравнительного анализа говорит заинтересованность школьника в осмыслении явлений художественной культуры, которые воспринимаются как современные по ассоциативному ряду и образным аналогиям. Работая над проектом, обучающийся должен проанализировать определенный материал, оценить (то есть отобрать то, что ему необходимо) и синтезировать новый продукт.

Педагогическая ценность проекта заключается не только в том, что школьники в активной и нешаблонной форме обратились к творчеству ярких художников своего времени, но и в том, что это стало стимулом к собственному творчеству. В процессе подготовки к презентации школьники придумали свою поэтическую композицию, выстроенную в форме диалога двух художников. Это дает возможность говорить о глубине понимания художественной эпохи, о воспитательном эффекте общения с искусством.

Интересен проект на тему «С. Дали как основоположник сюрреализма». Цель проекта - выявить особенности сюрреализма и его роль в современном искусстве. Для этого обучающиеся должны, во-первых, ознакомиться с биографией и творчеством художника, найти фотографии и картины художника, во-вторых, отобрать те экспонаты, которые больше всего расскажут о его жизни и творческом наследии. В-третьих, синтезировать новый продукт - воображаемый музей Сальвадора Дали в виде презентации. В-четвертых, презентовать его, то есть донести до учителя и обучающихся интересную информацию о великом испанском творце ХХ в., выразить свое ценностное отношение к его творчеству [3, с. 365].

Педагогические исследования последних лет показали, что интерактивные технологии позволяют увеличить процент усвоения материала, поскольку развивают не только мышление обучающегося, а и его чувства, волю. Учебный процесс происходит при условии постоянного, активного, позитивного взаимодействия всех школьников. Достичь такого результата возможно, объединяя обучающихся в группы разного состава. Интерактивное обучение может осуществляться в парах, в микрогруппах, в малых группах и в коллективе, поскольку создается атмосфера сотрудничества, взаимодействия, развития коммуникативных качеств, предусматривается совместное решение проблем.

Так, например, на уроке по теме «Архитектура XX в.» в 11 классе целесообразно организовать работу обучающихся в малых группах: «журналисты», «искусствоведы», «маркетологи» - каждая из которых получает свое задание. Так, «журналисты» прорабатывают биографический материал выдающихся архитекторов, «искусствоведы» знакомятся с памятниками архитектуры выдающихся творцов, анализируют художественный замысел архитектурного сооружения, «маркетологи» создают общую аргументированную рекламу творчества известных архитекторов. Потом каждая группа, представляя результаты своей работы, знакомит остальных школьников с определенным аспектом жизни и творчества

того или иного архитектора, таким образом происходит активный процесс взаимообучения.

Во время работы в парах можно предложить обучающимся выполнить такие задания: обсудить проблему и предложить пути ее решения; взять интервью, определить мнение партнера относительно того или иного вопроса, утверждения; сделать критический анализ работы друг друга; сформулировать итог изучаемой темы.

Интерактивный метод «Карусель» направлен на выполнение определенного задания или решение какой-то проблемы. Его сущность состоит в том, что обучающиеся рассаживаются в двух кругах лицом друг к другу. Участники, находящиеся во внутреннем круге, кратко формулируют свое впечатление о произведении. По команде учителя (ведущего) обучающиеся из внешнего круга перемещаются по часовой стрелке. Участники игры из внешнего круга кратко высказывают впечатление о произведении, учитывая только что услышанное и собственное мнение. В дальнейшем после каждого перемещения внешнего круга на один стул представители внутреннего и внешнего кругов поочередно делают то же самое, аккумулируя в кратком предложении собственное и услышанное впечатление. Когда каждый поочередно выразит свое мнение, участники игры выбирают по одному представителю из внутреннего и внешнего кругов, которые высказывают обобщенные мнения, а двое или четверо рецензентов оценивают, насколько в этих выводах были учтены их мнения.

Например, приведем варианты высказывания впечатлений обучающихся о романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»:

«1. Роман производит угнетающее впечатление.

2. Роман производит угнетающее впечатление, и очень жаль жертв Грея.

3. Жаль жертв Грея, но и сам герой, и обстановка, и язык произведения просто заколдовывают».

Обучающиеся, объединенные в группы по пять-шесть человек, чувствуют свою успешность, интеллектуальную состоятельность,

20/6-

поддержку друг друга, и освоение знаний проходит в комфортной обстановке.

Возможно осуществление активизации познавательной деятельности путем использования интерактивного метода «Аквариум». Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Другие обучающиеся не вступают в обсуждение, а внимательно слушают и делают заметки. После публичного выступления члены группы занимают свои рабочие места, а обучающиеся класса обсуждают ход услышанной ими дискуссии, анализируют аргументы выступивших. После этого место в аквариуме занимает другая группа.

В практике чаще используются на современном уроке мировой художественной культуры и искусства фронтальные технологии интерактивного обучения, которые предусматривают одновременную совместную работу всего класса. Среди них методы и приемы «Микрофон», «Ажурная пилка», «Аукцион», «Распродажа портретов», «Шесть шляп мышления», «Уча, учусь» и др.

«Микрофон». Обучающимся предлагается высказать свое мнение о какой-либо проблеме. Присутствующие передают друг другу предмет, имитирующий микрофон. Каждый, кто получает такой микрофон, обязан коротко, четко и лаконично высказать свое мнение и сделать вывод. Например, «тайна улыбки Моны Лизы заключается в том, что...».

«Ажурная пилка» используется для создания на уроке ситуации, которая дает возможность обучающимся работать вместе для усвоения большого количества информации за короткий промежуток времени. Этот прием может заменить лекцию. К уроку обучающимся даются опережающие задания и карточки с названиями.

Например, во время изучения творчества какого-либо художника, композитора или архитектора класс подразделяется на 4 группы, которые работают над заданиями, связанными с основными этапами его биографии и творчества, анализом творческой манеры автора.

«Аукцион» может использоваться на этапе обобщения по теории искусства. На доске

написаны слова для «продажи» (например, модерн, аллегория, натюрморт, народная песня, басня, историческая песня и др.). Школьники по выбору «покупают» термины, понятия, давая им определения.

«Распродажа портретов». Обучающиеся распределяются на группы. Учитель демонстрирует портреты писателей, художников, композиторов, режиссеров, актеров. Каждая группа по очереди на выбор называет фамилию и получает его портрет.

Метод «Шесть шляп мышления» - это простой и практический способ подразделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен метафоричной шляпой определенного цвета. Можно научиться оперировать разными аспектами нашего мышления по очереди, а затем собрать все аспекты вместе и получить «полноцветное мышление». По условиям игры каждый участник обязан побывать во всех шляпах и пытаться подстроить свое мышление согласно соответствующей модели.

Белая шляпа: информация (детальная и необходимая). В этом режиме мышления нас интересуют лишь факты. Мы задумываемся над тем, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как ее получить.

Желтая шляпа: логический позитив. Символическое отображение оптимизма, исследование возможных успехов и позитивных сторон художественного явления. Требует от обучающихся переключить внимание на поиск преимуществ и позитивных моментов конкретной идеи.

Черная шляпа: критика. Предостерегает и заставляет думать критически о том, что может произойти или каковы возможные риски. Позволяет дать волю критическим оценкам и опасениям, поэтому необходима осторожность. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, помогает избежать ошибок. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, ею не злоупотреблять.

Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы участники могут выразить свои чувства и интуитивные догадки

по обсуждаемому вопросу, не вдаваясь в объяснение своей точки зрения.

Зеленая шляпа: креативность, сосредоточенность на творчестве, альтернативных решениях, новых возможностях и идеях. Это благоприятный момент для формулировки новых понятий и концепций. Находясь под зеленой шляпой, обучающийся придумывает новые идеи, модифицирует уже существующие, ищет альтернативу, исследует возможности.

Синяя шляпа: организация умственных процессов, гарантия соблюдения функций всех шести шляп. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задания, а для управления самим процессом. В частности, ее используют вначале для определения того, что надлежит сделать, и в конце - чтобы обобщить достигнутое и поставить новую цель.

Метод «Шесть шляп мышления» имеет следующие преимущества:

1. Позволяет сделать умственный труд ярким и увлекательным средством управления своим мышлением.

2. Цветные шляпы - это метафора, которая хорошо запоминается, которую легко применить.

3. Метод «Шесть шляп мышления» можно использовать на любом уровне сложности.

4. Благодаря конструированию работы и отказу от бессодержательных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.

5. Метафора шляп является своего рода «ролевым языком», на котором легко обсуждать искусствоведческие проблемы и переключать мышление, отвлекаясь от личностных предпочтений и никого не обижая.

6. Дает возможность избежать путаницы, поскольку вся группа использует только один тип мышления за определенный промежуток времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Метод определяет значимость всех компонентов работы над заданием (проектом) на уроке мировой художественной культуры и искусства - эмоций, фактов, критики, новых идей - и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов. Нахо-

дясь в режиме беседы, диалога, взаимодействия с участниками своей группы, обучающиеся учатся позитивному результативному общению, ответственности за коллективный результат.

«Уча, учусь». Материал урока подразделяется на отдельные блоки по количеству обучающихся в классе. Школьники прорабатывают информацию и обмениваются ею, создавая временные пары, после чего осуществляется коллективное обсуждение и закрепление учебного материала.

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает и формирование познавательной самостоятельности обучающегося, и развитие его творческих способностей.

В настоящее время технология проблемного обучения широко внедряется в учебную практику. Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Существует две основные функции учебной проблемы: определение направления умственного поиска, то есть деятельности обучающегося по нахождению способа решения проблемы; формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности обучающегося по усвоению новых знаний.

Проблемная ситуация специально создается преподавателем путем применения особых методических приемов:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;

- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными); с неопределенностью в постановке

20/6//-

вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками).

Учитывая специфику предметов «Мировая художественная культура» и «Искусство», современный учитель должен использовать в своей практике личностно ориентированные педагогические технологии. Лично-стно ориентированный подход к каждому ученику - это «умение создать определенную психологическую атмосферу во взаимоотношениях со школьниками, умение правильно сориентировать их в заданном направлении, не сковать творческую инициативу» [3, с. 365]. Цель личностно ориентированного обучения - создание условий для полноценного развития следующих возможностей обучаемого: способности человека к выбору; умения рефлексировать, оценивать свою жизнь; поиска смысла жизни; творчества; формирования образа «Я»; развития персональной ответственности; автономности личности. Своеобразие личностно ориентированных технологий заключается в ориентации на индивидуальные свойства обучаемого, его формирование и развитие не по заданной педагогом программе, а в соответствии с природными способностями, интересами и потребностями.

Таким образом, гуманизация обучения предопределяет введение в практику такой его технологии, которая предусматривала бы не только педагогическое воздействие, но и дидактическое взаимодействие, сотрудничество и сотворчество в системе отношений «преподаватель - обучающийся». Овладевая приемами общения, управления действиями школьников, преподаватель должен сочетать педагогическое воздействие с дидактическим взаимодействием, что придаст его профессиональным действиям технологический характер.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются инновационные технологии, используемые на уроках мировой художественной культуры и искусства в школе. Определена сущность понятий «образовательная технология» и «технология обучения». Раскрыты особенности информационно-коммуникационных, проектных, ин-

терактивных, личностно ориентированных технологий, а также технологий проблемного обучения.

Ключевые слова: инновационные технологии, уроки мировой художественной культуры и искусства, обучающиеся, школа.

SUMMARY

In the article the innovative technologies used on the lessons of World Artistic Culture and Art at school are examined. Essence of notions "educational technology" and "technology of teaching" is certain. The features of information and communication, project, interactive, personality oriented technologies, and also technologies of the problem teaching are exposed.

Key words: innovative technologies, lessons of world artistic culture and arts, students, school.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губайдуллин И. А. Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения [Электронный ресурс]. - URL: www.it-n.ru.

2. Лапыгин Ю. Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 248 с.

3. Фурсенко Т. Ф. Современные технологи формирования ценностных ориентаций учащихся на уроках «Мировой художественной культуры» // Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. -Ялта: РИО ГПА, 2015. - Вып. 46. - Ч. 1. -С. 363-368.

4. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как обучать всех по-разному? - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.