Научная статья на тему 'Особенности развития самостоятельности младших школьников в решении декоративно - художественных задач на уроках технологии'

Особенности развития самостоятельности младших школьников в решении декоративно - художественных задач на уроках технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЗАДАЧА / DECORATIVE AND ARTISTIC TASK / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / КОМПЛЕКС ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ / COMPLEX OF COGNITIVE ACTIONS / УРОК ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGY LESSON / КРЕАТИВНОЕ (ТВОРЧЕСКОЕ) МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Людмила Сергеевна, Муртазаева Анифе Энверовна

Статья посвящена рассмотрению проблемы развития самостоятельности младших школьников при решении декоративно-художественных задач на уроках технологии. В работе анализируется понятие самостоятельности младших школьников и её развитие в процессе обучения, условия организации и успешного решения декоративно-художественных задач на уроках технологии в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Людмила Сергеевна, Муртазаева Анифе Энверовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE SOLUTION OF DECORATIVE AND ARTISTIC TASKS IN THE CLASSROOM TECHNOLOGY

The article is devoted to the problem of the development of independence of younger students in solving decorative and artistic problems in the classroom technology. The paper analyzes the concept of independence of younger students and its development in the learning process, the conditions of the organization and successful solution of decorative and artistic problems in the classroom technology in primary school.

Текст научной работы на тему «Особенности развития самостоятельности младших школьников в решении декоративно - художественных задач на уроках технологии»

14. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Возрастная и педагогическая психология / сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - С. 79-96.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Анисимова Людмила Сергеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студентка Муртазаева Анифе Энверовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕШЕНИИ ДЕКОРАТИВНО - ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы развития самостоятельности младших школьников при решении декоративно-художественных задач на уроках технологии. В работе анализируется понятие самостоятельности младших школьников и её развитие в процессе обучения, условия организации и успешного решения декоративно-художественных задач на уроках технологии в начальной школе.

Ключевые слова: самостоятельность, развитие, декоративно-художественная задача, система образования, образовательная среда, комплекс познавательных действий, урок технологии, креативное (творческое) мышление.

Annotation. The article is devoted to the problem of the development of independence of younger students in solving decorative and artistic problems in the classroom technology. The paper analyzes the concept of independence of younger students and its development in the learning process, the conditions of the organization and successful solution of decorative and artistic problems in the classroom technology in primary school.

Keywords: independence, development, decorative and artistic task, education system, educational environment, complex of cognitive actions, technology lesson, creative thinking.

Введение. Одной из основных задач образования является формирование самостоятельной, творческой личности, которая требуется современному обществу, самореализуется и совершенствуется в нем, способна адаптироваться к любым социально-экономическим и политическим условиям нашей страны. Актуальность проблемы развития самостоятельности младших школьников в решении декоративно-художественных задач на уроках технологии вызвана потребностью современного общества в постоянно меняющихся и совершенствующихся методах психологического и педагогического влияния на формирующуюся личность обучающихся младших классов с целью развития самостоятельности, интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Формулировка цели статьи. Выявить особенности использования декоративно-художественной деятельности как средства развития самостоятельности младших школьников на уроках учебной дисциплины «Технология».

Изложение основного материала статьи. В процессе школьного образования обучающиеся начальных классов обязаны освоить комплекс познавательных действий: реализация планирования собственной независимой деятельности; выбор оптимального ответа на непонятные вопросы и положения; рациональная организация своего рабочего места, гарантируя необходимые требования для успешного интеллектуального труда; нахождение материалов с целью подтверждения определенных положений; реализация подробного планирования и упорядоченности учебного материала в начальном звене школы.

Внутренняя необходимость личности в познаниях, способность их приобретать из разнообразных источников и креативно пользоваться ими на практике характеризуются как самостоятельность. Развитие самостоятельности обучающихся начальных классов в образовании с течением времени приобретает статус одной из приоритетных задач педагогики. Это спровоцировано соответствующими фактами: потребность воспитания личности, которая в дальнейшей будет готова к самостоятельной и ответственной взрослой жизни, представляет собой некое условие и частично выделяется во многих документах по модернизации образования (Концепция модернизации российского образования, Стратегия модернизации содержания общего образования) [6, c. 98].

Немаловажную значимость в развитии самостоятельности обучающихся начальных классов представляет технологическое образование. Существовавшая продолжительные годы в отечественных образовательных учреждениях технологическая подготовка обучающихся имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Необходимо выделить то, что заинтересованность к трудовому обучению очень мала, так как не связана с потребностями и склонностями обучающихся. Младшие школьники не замечают социальной и личной значимости собственной деятельности. Классические формы и методы организации трудового обучения не привлекают обучающихся в исследовательскую деятельность, которая является для них более оптимальной, способствующей гармоничному развитию самостоятельной личности младшего школьника.

Изучая разнообразные темы на уроках, школьники получают своеобразный образец к решению декоративно-художественных задач. Данным образцом обучающиеся пользуются при решении подобных задач в дальнейшем. С одной стороны они отчетливо отрабатывают умения и навыки их решения, с другой, учащиеся не всегда четко представляют поставленную цель. В следствии этого при не обычной формулировке задачи у обучающихся появляются трудности с её решением [4, c. 59].

Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» поспособствовала актуализации поиска новейшего содержания и методов, способствующих освобождению технологического образования от немотивированных упражнений по обработке различных материалов.

Проявляется некое противоречие между существующей в теории ориентации на развитие познавательной самостоятельности у обучающихся, в особенности при решении декоративно-художественных задач, и недостаточной разработанностью на практике организационно-методических аспектов проблемы.

Гуманизация образования, как одно из основных форм деятельности современной школы нацелена на активизацию процесса формирования независимости личности, создавая необходимые условия для ее самовыражения, подготовки обучающихся к жизни в социуме. Это предполагает формирование у школьника позиции субъекта деятельности, способного самостоятельно ставить перед собой цели, выбирать пути, способы и средства их осуществления, организовывать, регулировать и контролировать их выполнение. Разрешение данной проблемы следует начинать с начального звена школы, ведь конкретно в данный этап жизни формируются основы учебной деятельности, мотивы обучения, потребность и способность к саморазвитию. Формирование и развитие самостоятельности у обучающихся начальных классов считается одной из главных задач образования.

В педагогике самостоятельная личность характеризуется, как одна из волевых сфер личности. Это способность к независимым действиям, суждениям, свобода от внешних влияний, поддержки [3, с. 67]. Задачи образования в современном обществе требуют подробного изучения проблемы самостоятельности младших школьников на основе отдельных предметов начальной школы, в том числе, на уроках технологии.

Успешность трудовой деятельности обучающихся начальных классов в новых условиях в большей степени зависит от уровня общетрудовой и профессиональной подготовленности. И школа имеет к этому самое прямое отношение. Слияние общеобразовательной и трудовой подготовки улучшает единый учебно-воспитательный процесс. Именно на уроках технологии закладывается у подрастающего поколения фундамент готовности к труду, выбору профессии.

Обучающиеся приобретают качества самостоятельно мыслящей, творческой, высоконравственной и гармоничной личности. Для достижения высокого мастерства не обойтись без таких качеств как: трудолюбие, трудовая закалка, уважение к любому виду трудовой деятельности, ответственное, добросовестное отношение к работе, инициативность, предприимчивость, самостоятельность в работе.

Различные варианты решения декоративно-художественных задач на уроках технологии - сложный аналитико-синтетический процесс мышления. В связи с этим, любая практическая деятельность либо выполнение задания должны содействовать не только закреплению познаний, но и способствовать конкретному стилю мышления. К примеру, поспешный, неполноценный синтез, не учитывающий существенные признаки, зачастую пагубно влияет на конечный результат деятельности.

Значительным минусом в работе учителя на уроках технологии у младших школьников является догматический подход к выбору практических работ и заданий с целью независимой и персональной деятельности. Зачастую задания или упражнения на данных уроках носят только тренировочный характер. Обучающийся, выполняя задание согласно образцу, тем самым не обучается умениям перемещать познания и навыки в новую обстановку. Большинство младших школьников по этой же причине затрудняются без помощи взрослых получать необходимые доступные знания с помощью наблюдений, разнообразных практических работ, технического творчества, чтения научно-технической литературы. В многочисленных случаях ребята формально обладают знаниями и навыками, зачастую не умея их использовать в учебной деятельности при немного измененных обстоятельствах. Каждое новейшее понимание (знание) на уроках технологии следует вводить, организуя систему упражнений согласно анализу, сравнению, сопоставлению тщательно отобранных фактов, подводя постепенно учащихся к сообщению.

Учебные программы и дидактические принципы требуют там, где необходимо (при введении первичных знаний) опираться на наглядность, а там, где допустимо, вовремя воздержаться от неё, определяя основной задачей развитие творческого мышления, всевозможными методами стимулировать самостоятельность и познавательную деятельность младших школьников по формированию у них ориентации на непрерывное пополнение собственных познаний и умений, развитию вкуса к творческой деятельности, воспитывающей умение выражать свои мысли в не зависимости от мнения взрослых. Специалисты по психологии акцентируют внимание на то, что полноценность обобщений обеспечивается насыщенностью эмоционального опыта: «чем абстрактнее данное понятие, тем больше его усвоение требует конкретизации» [1, с. 144].

Подтолкнуть абсолютно всех обучающихся класса регулярно, независимо, творчески работать в полную меру сил и способностей невозможно без индивидуализации учебного процесса и дифференцированного подхода в обучении младших школьников.

При исследовании компонентов проблемности в трудовой подготовке обучающихся начальных классов вопрос об персонально-эмоциональных отличиях обучающихся в процессе формирования у них самостоятельности и трудовой активности стал наиболее остро по сравнению с теми условиями, когда ребятам приходится функционировать в обстоятельствах извещающего процесса обучения. В данной взаимосвязи применялась конкретная модель подготовки к занятиям с применением компонентов проблемного обучения, которая предусматривала цели:

1. Создать учебно-воспитательный процесс с максимальным применением активности и самостоятельности обучающихся младших классов в усвоении и использовании знаний, дозволяющих ребятам самостоятельно и стремительно находить лучшие способы решения поставленной перед ними практической задачи, где в процессе непосредственной трудовой деятельности школьники обучаются прочитывать разнообразные изображения: технические рисунки, наброски, простые инструкционные и научно-технические карты; осуществлять простые вычисления, замеры; грамотно осуществлять предусмотренные программой технологические операции; осваивать культурой труда. При строгом следовании правил безопасности труда и индивидуальной гигиены;

2. Регулярно устанавливать перед ребятами разнообразные задачи, в той форме, в которой их решение становится возможным и легкодоступным для обучающихся младших классов, и тем самым руководить процессом их познавательной деятельности;

3. Выделение в образовательной среде основных проблемных вопросов и возможность разделять их на ряд подпроблем, отталкиваясь из опыта и имеющихся у обучающихся знаний и умений;

4. Обеспечить усвоение педагогом умения проектировать план решения проблемы, готовить несколько (в случае, если данное допустимо) альтернатив решения проблемы, но ни в коем случае не предлагать ее решение в готовом виде, а обсуждать совместно с обучающимися, к примеру, с помощью наводящих вопросов: «Какие инструменты, материалы, приспособления необходимы для выполнения поставленной задачи?», «Как правильнее?», «По какой причине?», «Обоснуйте», «Возможен ли другой вариант решения поставленной задачи?»;

5. Выполнять анализ результатов различных способов в решении задачи и осуществлять обобщение всех выводов школьников с целью убедительности решаемой совместно с ребятами поставленной проблемы;

6. Определять внутреннюю взаимосвязь новейших познаний со знаниями, ранее существующими у младших школьников, применять знания и опыт к новой ситуации [2, с. 52].

Нередки случаи, когда непрерывное обращение к ранее пройденному материалу сводится, лишь к обобщению информации предыдущего урока, что препятствует установлению внутренней взаимосвязи новых знаний со знаниями, ранее существующими, тем самым элементы новых познаний не могут постепенно наращиваться на приобретенные, объединятся с ними в одно целое.

Следует стремится не просто предлагать обучающимся решать определенную декоративно-художественную задачу, а чтобы вместе с тем вызвать у ребят необходимость освоить новые правила, законы, понятия, способы применения их на практике. Этого можно достичь путем создания проблемной ситуации, где явно выступает познавательная задача, которая разрешается самим младшим школьником в следствии исследования объектов и явлений, с поддержкой педагога, посредством анализа, существующего практического опыта, выполнения практических самостоятельных работ на этапе применения знаний. Пути, предложенные ранее, ведут к новым обобщениям, суждениям, а далее к их конкретизации и практическому применению. Ребятам предлагаются вопросы, нацеленные на формирование как репродуктивного (в начальном периоде), так и продуктивного мышления. Одной из форм включения обучающихся в частичный поиск в трудовом обучении является постановка логически связанных вопросов, созданных на базе предложенных школьниками практических заданий, также следует регулярно беспокоится о формировании у ребят творческой активности, самостоятельности в разнообразных вопросах анализа предстоящей деятельности, ее планирования, организации и контроля [5, с. 43].

В состав учебно-воспитательных заданий включаются такие вопросы, декоративно-художественные задачи и практические работы, при решении которых следует регулярно применять интеллектуальные умения, например, анализ, синтез, выделение главного, сравнение, обобщение. В качестве дидактических основ при разработке системно-трудовых, учебно-познавательных и воспитательных заданий следует применять три главных условия:

- содержание заданий должно точно отвечать определенным дидактическим целям обучения и воспитания;

- содержание и методический аппарат заданий обязан гарантировать деятельность абсолютно всех уровней познавательной самостоятельности;

- в работах следует использовать все возможности для введения вариантных заданий, которые обеспечивают успешное протекание самостоятельной работы каждого младшего школьника.

Применение системы заданий в ходе трудовой подготовки обучающихся младших классов предполагает такую организацию учебно-трудовой деятельности, в ходе реализации которой максимально обеспечивается объединение процессов воспитания, обучения и трудовой деятельности. В качестве учебно-воспитательных и практических заданий выступают ведущие знания, умения и первоначальные навыки:

- основные принципы общетрудовой подготовки согласно вопросам планирования, организации и контроля труда, которые предусмотрены в функционирующих программах уроков технологии в начальных классах;

- составляющие политехнической подготовки ребят, связанные с ознакомлением их с техникой, экономикой, экологией, познаниями, умениями и изначальными способностями: расчетно-графические, измерительные, контрольно-поисковые, организационные;

- развитие у каждого младшего школьника наиглавнейших позитивных свойств личности и качеств характера (уважение к труду и людям труда, всемерное становление креативных возможностей, самостоятельности, трудящийся энергичности, культуры труда, коммуникативности, дисциплинированности, ответственности [1, с. 211].

В рамках практической деятельности на уроках «Технология» примером таких методов и приемов могут стать следующие: решение проблемных ситуаций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдение, рассматривание, сбор материалов для детского дизайна и декоративно-прикладной деятельности, экспериментирование с материалами. Особую роль в этом стоит отвести методу проектов, который позволяет на каждом этапе реализации формировать самостоятельность младшего школьника: выбор проекта, конечного продукта-результата, способа реализации проекта, находить способ деятельности, находить недостающую информацию, запросить недостающую информацию, работать с полученной информацией, изготавливать конечный продукт, планировать деятельность, контролировать собственные деятельности, оформлять конечный продукт, рассказать о своей работе (о планировании и выполнении), уверенно держать себя во время выступления, отстаивать свою точку зрения.

Выводы. Таким образом, постановка перед обучающимися начальных классов вышеуказанных заданий, ключевая задача которых состоит в том, чтобы ребята самостоятельно получали ответы на поставленные в задании вопросы, требует активизации мышления, побуждают их к анализу, сопоставлению, обобщению фактов, явлений, предметов, объектов, выделению главного.

Реализация трудового обучения в современных условиях требует специфической дидактической системы. Применявшиеся до сих пор системы, ограниченно пригодны для решения поставленных новых задач по развитию личности школьника, формирования всевозможных его способностей. Предметная система не дает возможность усвоить в целом всего богатства содержания труда. Решение декоративно-художественных задач на уроках технологии стремительно влияет на развитие самостоятельности младших школьников.

Литература:

1. Громов, М. Д. Развитие мышления младших школьников/ М. Д. Громов. - М.: Просвещение, 2006. - 270 с.

2. Жарова, Л. В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л. В. Жарова. - М.: Просвещение, 2009. - 73 с.

3. Матюшкин, А. М. Творческая самостоятельность в освоения первоначальных навыков труда / А.М. Матюшкин. - М.: Просвещение, 2009. - 146 с.

4. Пидкасистый, П. И., Горячев, Б. В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы / П. И. Пидкасистый, Б. В. Горячев. - М.: Просвящение, 2006. - 173с.

5. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. - М.: Академия, 2010. - 124 с.

6. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе / Д. В. Чернилевский. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 97 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Антохина Валентина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского»(г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского»(г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАЗВИТИИ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье анализируются нерешенные вопросы формирования профессиональной компетенции в развитии умения учиться, обсуждаются возможности организации самостоятельной внеаудиторной работы будущих учителей в логике системно-деятельностного подхода как механизма взаимосвязанного формирования названной профессиональной компетенции и умения учиться у самих студентов . Представлена комплексная информационно-деятельностная модель управления самостоятельной учебной работой студентов, рассматриваются ее существенные характеристики.

Ключевые слова: умение учиться, профессиональная компетенция в развитии умения учиться , самостоятельная работа студентов, информационно- деятельностная модель управления самостоятельной работой студентов.

Annotation. The article analyzes the unresolved issues of the formation of professional competence in the development of the ability to learn, discusses the possibilities of organizing independent out-of-class work of future teachers in the logic of the system-activity approach as a mechanism for the interconnected formation of the professional competence and the ability to learn from the students themselves.

Keywords: ability to learn, professional competence in developing an ability to learn, independent work of students, information-activity model of management of independent work of students.

Введение. Одна из существенных характеристик современного общего начального образования связана с его направленностью на личностное и психическое развитие младших школьников на основе формирования у них умения учиться, обеспечиваемого универсальными учебными действиями [4]. Современная начальная школа остро нуждается в учителях, владеющих профессиональной компетенцией в развитии умения учиться у младших школьников [3]. В условиях реализации ФГОС НОО новый социальный смысл и важное социальное измерение приобретает проблема формирования профессиональной компетенции в развитии умения учиться у будущих учителей начальных классов. В данной статье нами предлагается следующее понимание названной компетенции. Профессиональная компетенция в развитии умения учиться - это культурно-дидактический конструкт, который охватывает способность студентов решать профессиональные задачи в развитии умения учиться у школьников, выполняя комплекс синкретичных, интегративных междисциплинарных, «встроенных» в профессиональную деятельность действий, опирающихся на междисциплинарные знания. Формирование у студентов профессиональной компетенции в развитии умения учиться не может состояться в условиях ориентации вузовского обучения только на «знаниевую» парадигму и связанные с нею сообщающе-контролирующие методы обучения. Очевидной становится потребность в разработке форм обучения и реализующих их методических средств, стимулирующих активную познавательную деятельность самих студентов. Качественная подготовка студентов к развитию умения учиться у школьников может быть достигнута, если процесс обучения в вузе носит развивающий характер. В соответствии с деятельностным пониманием развития, находящимся в русле отечественной научной традиции, развитие студентов происходит в процессе овладения ими учебно-профессиональной деятельностью, т.е. умением самостоятельно учиться. Сказанное означает: освоение студентами предметного содержания, ориентированного на профессиональную компетенцию в развитии умения учиться, происходит в форме их учебно-профессиональной деятельности, т.е. в единстве с овладением ими самими умения учиться. Особо подчеркнем то обстоятельство, что обсуждаемая компетенция складывается на основе овладения студентами умения учить самих себя самостоятельно. Не требует доказательства мысль о том, что нельзя научить тому, чем не владееешь сам. Успех реализации в школе задачи развития умения учиться при обучении предметному содержанию во многом зависит от желания и умения учителя ставить профессиональные задачи, самостоятельно приобретать новые знания и использовать их для решения задач.

Исследования Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева,П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.А. Люблинский, Н.А. Менчинский, Л.В. Занкова, Г.С. Костюка, Ю.А. Самарина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, И.И. Пидкасистого, показали что проблема формирования самостоятельной учебно-профессиональной деятельности обучающихся неразрывно связана с вопросами рациональной организации их самостоятельной учебной работы. В дидактических исследованиях организации самостоятельной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.