Научная статья на тему 'Педагогические условия развития самостоятельности у младших школьников на уроках технологии'

Педагогические условия развития самостоятельности у младших школьников на уроках технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3746
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / INDEPENDENCE / TECHNOLOGY / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Елена Ивановна, Репникова Татьяна Владимировна

В данной статье рассматривается вопрос о развитии самостоятельности у младших школьников на уроках технологии. Анализируется состояние проблемы в педагогической и психологической теории и практике, выявляются педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников на уроках технологии, способы разработки системы заданий, способствующих развитию самостоятельности у младших школьников на уроках технологии. Представлено экспериментальное исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышева Елена Ивановна, Репникова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF AUTONOMY IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN on the lessons of technology

In this article examines the development of independence of the younger schoolchildren on the lessons of technology. Analyzes the state of the problem in psychological and pedagogical theory and practice, identifying the pedagogical conditions of independence among the younger schoolchildren on the lessons of technology, ways to the development of the system tasks, contributing to the development of independence among the younger schoolchildren on the lessons of technology. Represent experimental research.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития самостоятельности у младших школьников на уроках технологии»

УДК 372.8 E. И. Чернышева

ББК 74.2 Доцент, кандидат педагогических наук

Т. В. Репникова Студент

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье рассматривается вопрос о развитии самостоятельности у младших школьников на уроках технологии. Анализируется состояние проблемы в педагогической и психологической теории и практике, выявляются педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников на уроках технологии, способы разработки системы заданий, способствующих развитию самостоятельности у младших школьников на уроках технологии. Представлено экспериментальное исследование.

Ключевые слова: самостоятельность, технология, младшие школьники,

педагогические условия.

E. I. Chernysheva Associate professor, Ph.D. in pedagogy

T. V. Repnikova Student

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF AUTONOMY IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN ON THE LESSONS OF TECHNOLOGY

In this article examines the development of independence of the younger schoolchildren on the lessons of technology. Analyzes the state of the problem in psychological and pedagogical theory and practice, identifying the pedagogical conditions of independence among the younger schoolchildren on the lessons of technology, ways to the development of the system tasks, contributing to the development of independence among the younger schoolchildren on the lessons of technology. Represent experimental research.

Key words', independence, technology, younger schoolchildren, pedagogical conditions.

С 1 сентября 2011 года в школе был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Основным результатом реализации стандарта должно стать формирование личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков. Новые цели образования предполагают формирование личности, способной к самостоятельному

определению способов своей деятельности.

Гуманизация образования как одно из ведущих направлений работы современной школы призвана активизировать процесс становления самостоятельной личности, создавая условия для ее самовыражения, подготовки учащихся к жизни. Это предполагает формирование у школьника позиции субъекта деятельности, способного самостоятельно намечать цели, выбирать пути, способы и средства их реализации, организовывать, регулировать и контролировать их выполнение. Решение этой проблемы необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию. Формирование самостоятельности уже в младшем школьном возрасте можно назвать одной из приоритетных задач школы.

В личности должны быть развиты такие качества как потребность в приобретении новых знаний, умение раскрывать самостоятельно сущность новых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения различных проблем. Внутренняя потребность человека в знаниях, умение их приобретать из различных источников и творчески использовать их на практике характеризуются как самостоятельность.

Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность -способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

«Самостоятельность» - очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность - как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи [8].

Вместе с тем, задачи образования на современном этапе требуют конкретного изучения проблемы самостоятельности учащихся на материале отдельных предметов начальной школы, в том числе, на уроках технологии.

Эффективность трудовой деятельности молодого поколения в новых

условиях в большей мере зависит от уровня общетрудовой и профессиональной подготовленности. И школа имеет к этому самое прямое отношение. Слияние общеобразовательной и трудовой подготовки улучшает единый учебно-воспитательный процесс. Именно на уроках технологии закладывается у подрастающего поколения фундамент готовности к труду, выбору профессии. Учащиеся приобретают качества самостоятельно мыслящей, творческой, высоконравственной и одухотворённой личности. Для достижения высокого мастерства не обойтись без таких качеств как: трудолюбие, трудовая закалка, уважение к любому виду трудовой деятельности, ответственное, добросовестное отношение к работе, инициативность, предприимчивость, чувство рачительного хозяина, самостоятельность в работе.

Анализ практики работы учителей и учебных программ показал, что до сих пор недостаточно внимания уделяется развитию самостоятельности, инициативы учащихся; их деятельность в основном носит воспроизводящий характер.

Важность практического решения проблемы развития самостоятельности, ее недостаточная теоретическая изученность, значение для совершенствования обучения и необходимость разработки педагогических условий развития самостоятельности обусловили ее актуальность и определили выбор темы исследования «Педагогические условия развития самостоятельности у младших школьников на уроках технологии».

Цель нашего исследования - выявить педагогические условия развития самостоятельности у младших школьников на уроках технологии, способствующие формированию знаний и способов организации самостоятельной деятельности.

Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках технологии.

Предмет исследования - педагогические условия развития самостоятельности у младших школьников на уроках технологии.

Исходя из этого, мы сформулировали следующую рабочую гипотезу: если будут выявлены и реализованы на уроках технологии определенные педагогические условия, то процесс развития самостоятельности у младших школьников будет осуществляться эффективно.

В теоретической части нашего исследования мы проанализировали результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Технология», определили современные

требования к урокам технологии, выявили условия для самостоятельной творческой трудовой деятельности учащихся, методы, которые целесообразно применять на роках технологии для развития самостоятельности у младших школьников. Также мы рассмотрели требования к заданиям и выявили типы упражнений и заданий, способствующие развитию самостоятельности у младших школьников на уроках технологии [2, 4, 6, 10]:

- информационные задания, которые побуждают учеников к пониманию, выявлению различных знаний, умений и первоначальных навыков;

- задания и упражнения, требующие перенос методов решения практических работ, задач, упражнений по одному предмету на решение задач по другому предмету;

- задания и упражнения, требующие активный поиск путей и способов решения на основе комплексного применения знаний и умений по различным предметам;

- задания, предполагающие систематизацию и обобщение политехнических знаний, умений, первоначальных навыков учащихся, целенаправленное развитие творческой трудовой активности;

- задания, направленные на формирование у учеников важнейших положительных качеств личности и свойств характера, самостоятельности, познавательно-творческой трудовой активности, эстетического вкуса, культуры труда и т.д.

Для формирования самостоятельности младших школьников на основе изучения литературы [1, 3, 7, 9, 10, 12] нами были выявлены следующие педагогические условия:

- построение учебной деятельности на основе постепенного продвижения младших школьников от действий в сотрудничестве с учителем к самостоятельным, от подражательных к творческим;

- использование активных поисково-творческих методов обучения, направленных на формирование самостоятельности у младших школьников на уроках технологии;

- использование в учебной деятельности школьников сюжетноролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий, где они могут действовать самостоятельно;

- разработка и использование на уроках технологии специальных заданий, упражнений и задач на развитие самостоятельности учащихся.

На этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и

провели диагностическое исследование, направленное на изучение уровня самостоятельности у младших школьников. В качестве методики №1 проводились наблюдение и анализ работы младших школьников на уроках технологии и были зафиксированы результаты проявления самостоятельности учащихся.

В качестве методики №2 нами была предложена анкета «Отношение к самостоятельной работе на уроках технологии».

В качестве методики №3 мы оценивали уровни творческой самостоятельности младших школьников.

В ходе беседы с родителями учащихся мы выяснили, что некоторые школьники не всегда сами стараются выполнять работу, часто просят о помощи родителей, не проявляют самостоятельность и инициативу, не имеют домашних обязанностей и редко помогают по дому.

По итогам констатирующего этапа исследования результаты в обоих классах различаются незначительно и имеют средний уровень.

На этапе формирующего эксперимента мы применяли на практике, выявленные в первой части работы, педагогические условия развития самостоятельности младших школьников на уроках технологии.

Уроки технологии проходили под девизом «Я сам, я могу, я умею!». Задания для выполнения предлагались в интересной форме, самостоятельные действия учащихся всячески поощрялись. Поэтапно предлагались задания по образцу, по образцу с внесением изменений, по заданным условиям, по замыслу. На уроках учитель старался словесно подвести ученика к правильным действиям, просил его ещё раз внимательно посмотреть на схему, попробовать несколько вариантов сложения и, таким образом, ученик сам находил верное решение. Учитель старался как можно меньше помогать.

При использовании поисково-творческого метода обучения учитель использовал такие приемы: создание проблемной ситуации (ставил вопросы, предлагал задачу, экспериментальное задание), организовал коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждал правильность выводов. Например, на уроке изготовлении прихватки («Прихватка с аппликацией») учитель ставил проблемный вопрос: какую выбрать ткань для изготовления прихватки. Были предложены различные варианты: фланель, капрон, шелк и другие.

Также в учебной деятельности школьников использовались игры. Примером для развития самостоятельности также послужило использование ролевой игры на уроке конструирования («Изготовление моделей из

конструктора»). Учитель организовал игру «Мы - конструкторы», учащиеся придумали название своей организации, представили себя в роли конструкторов, и каждому ученику предлагалось выбрать конструирование модели космического корабля самостоятельно.

На уроках использовались специальные задания и упражнения на развитие самостоятельности. Например:

1. Даны образец и схема изготовления игрушки из бумаги ( в данном случае - улитка). Задание: изготовить семейство улиток: папа, мама, малыш. (Необходимо умение изготавливать одно и то же изделие разных размеров).

2. Изучить технологическую карту, в которой перепутан порядок действий, и на ее основе выполнить изделие (аппликация из пластилина).

3. По эскизу сшить объемную игрушку (младшие школьники самостоятельно делают выкройку на основе шаблонов и шьют игрушку).

4. Придумать модель вертолета и самостоятельно ее сконструировать (использование металлического конструктора).

5. Дан образец объемного изделия из бумаги (дом: основная форма -цилиндр, крыша - конус). Задание: переконструировать форму крыши.

6. На основе усвоения техники плетения из бумаги самостоятельно изготовить плетеную корзиночку.

Помимо проведенных уроков в экспериментальном классе мы предложили младшим школьникам вести «Дневник поручений», в который учащиеся записывали ту трудовую деятельность, которую они выполняли в классе и дома (список выполненных поручений). Это могло быть помощь маме на кухне или по уборке квартиры, уход за цветами, помощь по уходу за младшими детьми, небольшие покупки, уборка своей комнаты, поддержание порядка, уход за своей одеждой и т.д.

Это стимулировало учащихся выполнять все поручения и записывать их в дневник. Причем младшие школьники старались как можно больше проделывать самостоятельную трудовую работу. Учащиеся стали самостоятельно и с удовольствием выполнять разного рода просьбы и поручения родителей и учителя, предлагать свою помощь ближним, они стали положительно относится к своей самостоятельной работе, стремиться к совершенствованию своих знаний, умений и навыков.

На контрольном этапе эксперимента проводилось исследование изменений уровня самостоятельности учащихся контрольного и экспериментального классов с использованием тех же методик, которые применялись на констатирующем этапе эксперимента.

По результатам формирующего эксперимента замечены существенные

изменения в развитии самостоятельности у младших школьников экспериментальной группы.

Таблица 1

Анализ уровня проявления самостоятельности учащихся

Класс Количество учащихся Постоянная помощь учителя Частичная помощь учителя Самоконтроль во время выполнения работы

ДО после ДО после ДО после

3 «А» (экспер.) 27 7 4 13 10 7 10

3 «Б» (контр.) 27 7 6 14 14 6 7

Таблица 2

Отношение к самостоятельной работе

Классы самостоятельны % иногда самостоятельны % несамостоятельны %

ДО после ДО после ДО после

3 «А» (экспер.) 25,9 35,7 48,1 44,4 25,9 19,9

3 «Б» (контр.) 22,2 25,9 51,9 51,9 25,9 22,2

Таблица 3

Уровни творческой самостоятельности

Классы Работа по образцу % С внесением изменений % Самостоятельная творческая работа %

ДО после до после ДО после

3 «А» (экспер.) 55,5 40,3 33,3 40,7 11,1 19

3 «Б» (контр.) 63 59,3 29,6 29,6 7,4 11,1

Уровень проявления самостоятельности, процент положительного отношения к самостоятельной работе и уровень творческой самостоятельности младших школьников экспериментальной группы повысились значительнее, чем у учащихся контрольной группы.

На основании проведенного исследования мы пришли к выводу, что созданные нами на уроках педагогические условия, повышающие эффективность развития самостоятельности оказались эффективными средствами развития самостоятельности младших школьников.

Данные исследования в основном подтвердили гипотезу о том, что процесс развития самостоятельности у младших школьников будет

осуществляться эффективно, если будут выявлены и реализованы на уроках технологии принятые нами педагогические условия.

Выявленные нами педагогические условия могут успешно применяться учителями на уроках технологии в начальных классах и способствовать эффективному развитию самостоятельности у младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бережнова Л.Р. О формировании учебной самостоятельности // Воспитание в современной России: проблемы, опыт, тенденции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-23 ноября 2007 года / Л. Р. Бережнова -Мурманск: МГПУ, 2008.

2. Геронимус Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом. / Т. М. Геронимус - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

3. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика / М. А Данилов -2005 - № 8.

4. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. / Л.В. Жарова - М.: Просвещение, 2005.

5. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии/ И.А. Зимняя. - М: Просвещение. - 2000.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред А.Г. Асмолова. - 2 изд. - М.: Просвещение. 2010. - 152 с.

7. Лакоценина Т.П. Современный урок / Т.П. Лакоценина. - Ростов н/Д: Учитель, 2007.

8. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. / П.И. Пидкасистый - М.: Педагогика, 1980.

9. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования / Министерство образования и науки Российской Федерации, 2009.

10. Хроленко Е.В. Пути и средства формирования трудовой активности и самостоятельности на уроках трудового обучения в начальных классах. / Е. В. Хроленко - М., МГУ, 2000 - 134 с.

11. http:www/edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»

12. tehnologiya.ucoz.ru/ - Непрерывная подготовка учителя технологии

REFERENCES

1. Berezhnova L.R. O formirovanii uchebnoi samostoiatel'nosti [About the formation of educational autonomy]. Vospitanie v sovremennoi Rossii: problemy, opyt, tendentsii: Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 22-23 noiabria 2007 goda [Education in modern Russia: problems, experience, trends: Materials of scientifically-practical conference 22-23 November 2007]. Murmansk: MGPU, 2008.

2. Geronimus T.M. Metodika prepodavaniia tekhnologii s praktikumom [Methods of teaching technologies with practical]. Moscow, Ast-press knigaA, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Danilov M.A. Instilling in pupils independence and creative activity in the process of teaching. Soviet education - Sovetskayapedagogika, 2005, no.8.

4. Zharova L.V. Uchit'samostoiatel’nosti [Teach independence]. Moscow, Prosveshchenie, 2005.

5. Zimniaia I.A. Osnovy pedagogicheskoi psikhologii [Fundamentals of educational psychology]. Moscow, Prosveshchenie, 2000.

6. Asmolov A.G., Burmenskaia G.V., Volodarskaia I.A. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deistviia v nachal'noi shkole. Ot deistviia k mysli: posobie dlia uchitelia [How to design universal educational actions in primary school. From action to thought: a guide for teachers]. Moscow, Prosveshchenie, 2010. 152 p.

7. Lakotsenina T.P. Sovremennyi urok [Modern lesson]. Rostov n/D, Uchitel', 2007.

8. Pidkasistyi P.I. Samostoiatel'naia poznavatel'naia deiatel'nost' shkol'nikov v obuchenii. Teoretiko-eksperimental'noe issledovanie [Independent cognitive activity of students in training. Theoretical-experimental study]. Moscow, Pedagogika, 1980.

9. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachal'nogo obshchego obrazovaniia. Ministerstvo obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii [Federal State Educational Standard of General Primary Education / Ministry of education and science of the Russian Federation]. 2009.

10. Khrolenko E.V. Put i sredstva formirovaniia trudovoi aktivnosti i samostoiatel'nosti na urokakh trudovogo obucheniia v nachal'nykh klassakh [Ways and means to achieve labour activity and independence on the lessons of labour studies in the elementary grades]. Moscow, MGU, 2000. 134 p.

11. The Federal portal «Russian education». Available at: http:www/edu.ru (accessed 18 June 2013).

12. Continuous training of teachers of technology. Available at: tehnologiya.ucoz.ru/ (accessed 18 June 2013).

Информация об авторах Чернышева Елена Ивановна (Российская Федерация, г. Воронеж) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]

Репникова Татьяна Владимировна (Российская Федерация, г. Воронеж) - Студент 5 курса психолого-педагогического факультета. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]

Information about the authors Chernysheva Elena Ivanovna (Russian Federation, Voronezh) - Associate professor, Ph.D. in pedagogy, associate professor in the Department of of technological and natural-science disciplines. Voronezh state pedagogical university. E-mail: [email protected]

Repnikova Tat'iana Vladimirovna (Russian Federation, Voronezh) - 5th year student of psychological-pedagogical faculty. Voronezh state pedagogical university. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.