научно-методический электронный журнал
Чикулаева Е. А. Методическая система: модель инновационного образования в начальных классах // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14075. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14075.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14075
УДК 373.31
Чикулаева Елена Алексеевна,
учитель начальных классов, КОГОАУ «Гимназия г. Уржума», г. Уржум коууа21па77@дта1!. сот
Методическая система: модель инновационного образования в начальных классах
Аннотация. В статье раскрывается методическая система учителя, которая строится на принципах развивающего обучения Л. В. Занкова, современных педагогических технологиях и системно-деятельностном подходе.
Ключевые слова: методическая система, современные педагогические технологии, системно-деятельностный подход.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Методическая система учителя строится на принципах развивающего обучения, современных педагогических технологиях и системно-деятельностном подходе.
Целью методической системы стало: создание образовательной среды, способствующей повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина; формирование и развитие личности средствами современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, необходимых для решения социальных и личностно значимых задач.
Достижение поставленных целей предполагается через решение следующих задач: выявить интересы и способности учащихся; организовать внеурочную деятельность; создать условия для формирования личности в начальной школе; апробировать современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии в системе образования начальных классов; проводить мониторинг индивидуального развития учащихся; создать условия, расширяющие круг заинтересованных и активных участников образовательного процесса: родителей, социальных партнёров, педагогов дополнительного образования.
Модель инновационного образования представляет собой интеграционный комплекс урочной и внеурочной деятельности, основанный на технологии развивающего обучения, современных педагогических и информационно-коммуникационных технологиях в системе образования, позволяющих осуществлять реализацию базисного учебного плана, индивидуализацию обучения и ориентацию на личностные, ме-тапредметные и предметные результаты.
Преподавание ведётся в соответствии с программами для четырёхлетней начальной школы Леонида Владимировича Занкова 2011 г. по предметам: русский язык - 5 часов, литературное чтение - 4 часа, математика - 4 часа, окружающий мир - 2 часа, технология - 1 час - и соответствующим учебно-методическим комплектом с мультимедийным приложением. Комплект представлен учебниками и учебными пособиями: Нечаева Н. В., Яковлева С. Г. Русский язык: Учебник для 4 класса: В 2 ч. Самара: Изд-во «Учебная литература»: Изд. дом «Фёдоров», 2012; Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 ч. Самара: Изд-во «Учебная литература»: Изд. дом «Федоров», 2012; Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. Самара: Корпорация «Фёдоров»: Изд-во «Учебная литература», 2012; Аргинская И. И., Ивановская Е. И., Кормиши-на С. Н. Математика: Учебник для 4 класса: В 2 ч. Самара: Изд-во «Учебная литера-
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2014/14075.htm
научно-методический электронный журнал
Чикулаева Е. А. Методическая система: модель инновационного образования в начальных классах // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14075. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14075.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14075
УДК 373.31
тура»: Изд. дом «Фёдоров», 2012; Бененсон Е. П., Итина Л. С. Рабочая тетрадь по математике для 4 класса: В 2 ч. Самара: Изд. дом «Фёдоров»: Изд-во «Учебная литература», 2012; Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: Учебник. 4 класс. Ч. 1, 2. Самара: Изд-во «Учебная литература»: Изд. дом «Федоров», 2012; Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс. Самара: Изд. дом «Федоров»: Изд-во «Учебная литература»: 2012; Цирулик Н. А., Хлебникова С. И. Технология. Ручное творчество: Учебник для 4 класса. Самара: Изд-во «Учебная литература»: Изд. дом «Федоров» 2012; Русский язык. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова (компакт-диск). Волгоград: Изд-во «Учитель», 2012; Литературное чтение. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова (компакт-диск). Волгоград: Изд-во «Учитель», 2012; Математика. 34 классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова (компакт-диск). Волгоград: Изд-во «Учитель», 2012; Окружающий мир. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова (компакт-диск). Волгоград: Изд-во «Учитель», 2012; Технология. 3-
4 классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова (компакт-диск). Волгоград: Изд-во «Учитель», 2012.
Данные учебники и учебные пособия соответствуют основным направлениям модернизации российского образования и требованиям ФГОС НОО.
Урочная и внеурочная деятельность осуществляется по системе развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова с использованием технологий: технологии развития критического мышления через чтение и письмо, игровой деятельности, уров-невой дифференциации, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных.
Основными формами организации обучения являются: урок (работа с информационным текстом, работа с художественным текстом, взаимообучение, дискуссия, письмо, урок-исследование), урок-лекция, урок-зачёт, урок-встреча, урок «фантастического проекта», экскурсии (заочные, виртуальные, в природу и др.), урок - деловая игра, практикумы, консультации, дополнительные занятия (индивидуальная работа) и др.
Основу каждого урока составляют базовая модель из трёх стадий: вызов -осмысление - рефлексия - и использование различных приёмов технологии критического мышления. На стадии «Вызов» можно использовать следующие приёмы. «Кластер» - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Посередине чистого листа (классной доски) надо написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников», в свою очередь, тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. «Корзина идей»: в символическую «корзину» дети «кладут» все имеющиеся у них знания по изученной теме. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которую условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. «Загадка» - тема урока зашифрована в виде загадки или за-
«VI *5 <Х»
http://e-koncept.ru/2014/14075.htm
научно-методический электронный журнал
Чикулаева Е. А. Методическая система: модель инновационного образования в начальных классах // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14075. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14075.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14075
УДК 373.31
гадки-описания. «Мозговой штурм»: обучающиеся могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предположения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. «Непригодные» отбрасываются, перспективные берутся на вооружение. «Отсроченная догадка»: обучающиеся высказывают предположения по заявленной теме урока. Но всё же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. В конце урока на него обучающиеся должны самостоятельно дать ответ. «Таблица “толстых” и “тонких” вопросов». В левой части - простые («тонкие») вопросы, в правой - вопросы, требующие более сложного, развёрнутого ответа. «Таблица «ЗХУ» (знаю - хочу узнать - узнал) - один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1-й шаг: до знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2-й шаг: по ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного учащиеся заполняют графу «Узнали». 3-й шаг: подведение итогов, сопоставление содержания граф. «Да - нет»: учитель зачитывает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде «да» или «нет». «Дискуссия» - это обсуждение вопроса по заданной теме. Правила ведения дискуссии: вдвигать идеи, слушать внимательно; не повторяться; каждое следующее высказывание: а) либо продолжает предыдущее; б) либо противоречит предыдущему (опора на текст). Учащиеся сами оценивают своё участие в дискуссии. Им предлагается личная карточка «Как я оцениваю своё участие в дискуссии?» По 5-балльной шкале оценивают себя, отвечая на вопросы: как я оцениваю своё участие в дискуссии? Внимательно ли я слушал? Выдвигал ли я интересные идеи? «Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока. «Верные - неверные утверждения». Этот приём используется с целью актуализации знаний по изучаемой теме. Учитель предлагает несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элементы соревнования позволяют удерживать внимание до конца урока. На стадии осмысления можно использовать такие приёмы, как «Зигзаг». Организуется работа в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель - систематизация большого по объёму материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовём их условно рабочими) по
5 человек. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например, «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех
http://e-koncept.ru/2014/14075.htm
научно-методический электронный журнал
Чикулаева Е. А. Методическая система: модель инновационного образования в начальных классах // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14075. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14075.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14075
УДК 373.31
участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идёт «второе слушание» темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя -найти в тексте оптимальные места для остановки. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предложений, а что - нет, и объясняют свои ответы. «Инсерт», или «Чтение с пометами». Позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста ученики делают на полях пометки. После чтения обсуждают маркировку текста. Данный приём напоминает «ЗУХ». Маркировка:«^» - новое для меня; «+» - знал ранее; «-» - удивило меня; «?» - не очень понятно. «Дерево предсказаний». Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приёмом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - «возможно» и «верно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений. Аргументы в пользу того или иного мнения. «Круги по воде». Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик, и на каждую букву подбираются глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. «Толстые и тонкие вопросы». Данный приём может использоваться на любой стадии урока.
«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы
Объясните, почему ... ? Кто?
Почему Вы думаете ... ? Что?
Почему вы считаете ... ? Когда?
В чём различие? Может . ?
Предположите, что будет, если .? Согласны ли вы . ?
Что, если ... ? Верно ли ... ?
«Тонкие» вопросы - вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Метод «думательных шляп», или «Шесть шляп мышления». Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета. Белая шляпа - статистическая. Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаёмся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая ещё информация нам необходима и как нам её получить. Красная шляпа -эмоциональная. Красный цвет - цвет жизни, крови, любви, чувствительности, страданий. Учащиеся могут высказать словами свои чувства и интуитивные догадки от-
rv /j ги
http://e-koncept.ru/2014/14075.htm
научно-методический электронный журнал
Чикулаева Е. А. Методическая система: модель инновационного образования в начальных классах // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14075. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14075.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14075
УДК 373.31
носительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Чёрная шляпа - негативная. Чёрный цвет - цвет земли, почвы, основы, здравого смысла. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Жёлтая шляпа - позитивная. Жёлтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Жёлтая шляпа требует от нас переключить своё внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать? Зелёная шляпа - творческая. Зелёный цвет - это обновление, рост. Находясь под зелёной шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн. Синяя шляпа - аналитическая. Синий цвет - цвет мудрости и знания. В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги. Вопросы, которые можно написать на шляпах: белая шляпа - сколько?; красная шляпа - что понравилось?; чёрная шляпа - что не понравилось?; жёлтая шляпа - что хорошо?; синяя шляпа - почему? Задания. «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? «Логическая цепочка». После чтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. «Кластер» - на стадии рефлексии. «Верные и неверные утверждения». На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были действительно верными. При обобщении и систематизации знаний этот приём использовать только на стадии рефлексии для получения обратной связи. «Синквейн». В переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания синквейна: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными); третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами; четвёртая строчка - предложение из четырёх слов, раскрывающих суть темы или отношение к ней; последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. «Письмо учителю». Учитель предлагает учащимся написать «письмо» учителю (родителям, другу, сказочному герою и т. п.). Памятка написания письма: я прочитал(а) рассказ; больше всего запомнилось; понравилось; не понравилось; моё эмоциональное состояние; этот рассказ учит меня. «Пятиминутное эссе». Эссе - письменные размышления на заданную тему. Приём помогает учащимся систематизировать свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания: написать, что нового узнали по данной теме; задать вопрос, на который они не получали ответа. Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков. «Напишите письмо». Разновидность эссе - приём, когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения. «Толстые и тонкие вопросы». Приёмы для выполнения заданий дома: загадка, кластер, инсерт, круги по воде, таблица толстых и тонких вопросов и др.
Для создания ситуации успеха на каждом уроке и занятии использую одновременно несколько форм взаимодействия учителя и учащихся, таких как фронтальная - одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения общей познавательной задачи. Она даёт возможность работать со всем
http://e-koncept.ru/2014/14075.htm
научно-методический электронный журнал
Чикулаева Е. А. Методическая система: модель инновационного образования в начальных классах // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14075. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14075.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14075
УДК 373.31
классом, обеспечивая активность учащихся, их внимание к учебному материалу; индивидуальная, когда содержание учебного материала доступно для самостоятельного изучения. Познавательная задача не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика. В начальной школе - на уроках математики во время самостоятельного решения задач, примеров, тестов и др.; при выполнении письменных упражнений на уроках русского языка; на уроках технологии при выполнении творческих работ; окружающего мира - при выполнении заданий и др. Индивидуальная форма учит индивидуальному труду, способствует воспитанию самостоятельности и организованности; групповая используется на всех уроках в урочной деятельности и внеурочной (на кружках) при изучении нового материала, когда учащиеся «конструируют» собственное знание средствами собственной поисковой (познавательной) деятельности, а учитель грамотно оперирует приёмами и методами обучения; коллективная (статистические пары, динамические пары, вариационные пары) форма наиболее актуальная. «Все обучают каждого, и каждый обучает всех» - авторская технология коллективного обучения В. К. Дьяченко. Используется на всех уроках и во внеурочной деятельности.
Кабинет, в котором проводятся основные занятия урочной и внеурочной деятельности, оснащён комплектом наглядных таблиц для 1-4-х классов, комплектом ЦОР НП, современным интерактивным комплексом. Техническими составляющими такого комплекса являются: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, что даёт возможность строить обучение с учетом последних достижений в науке и технике.
Для усвоения содержания образовательного стандарта, формирования универсальных учебных действий использую методы: объяснительно-иллюстративные с использованием ЦОР НП (готовая информация или иллюстрация сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности), репродуктивные с использованием ЦОР НП (контроль знаний по алгоритму), проблемное изложение изучаемого материала с использованием ЦОР НП (ЦОР - источник создания проблемной ситуации), частично-поисковые с использованием ЦОР НП (организация самостоятельной деятельности учащихся), исследовательские с использованием ЦОР НП (организация самостоятельной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей: самостоятельное изучение материала, организация и проведение лабораторных и практических работ, написание учащимся исследовательских работ, создание учебных проектов, организация учебных игр).
В практике своей работы наиболее часто использую следующие формы организации внеурочной деятельности: предметные кружки, викторины, олимпиады, предметные внеклассные занятия, конкурсы и др. Организую кружки: «Занимательная математика», «Занимательная лексика», «Экономика», «Я - гражданин России», «Художественное творчество: станем волшебниками», которые входят в программу внеурочной деятельности.
Урочная и внеурочная деятельность сопровождается мультимедиа: ви-
деофрагментами (постановочные сюжеты: опыты, природные и физические явления, отснятые с образовательными целями); медиалекциями (мультипликация явления, сопровождающая голосом диктора и звуковыми эффектами, или слайд-шоу, также сопровождающееся дикторским текстом); анимированными картами и схемами (текст диктора поясняется динамической графикой на картах и схемах); интерактивными картами и схемами (появление звукового, текстового или графического объяснения управляется пользователем при помощи нажатия кнопок, клавиш); рекон-
http://e-koncept.ru/2014/14075.htm
научно-методический электронный журнал
Чикулаева Е. А. Методическая система: модель инновационного образования в начальных классах // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14075. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14075.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14075
УДК 373.31
струкциями (анимированные или видеореконструкции событий или явлений, которые нельзя по каким-либо причинам заснять в настоящее время, например исчезнувшие памятники ушедших цивилизаций); видео/фотодокументами (фотографии и кинофильмы из частных или государственных архивов); аудиофрагментами (звукозаписи); панорамами (панорамное представление информации: изображение можно двигать и вправо, и влево на 3600). Создаётся впечатление, что обозреватель поворачивается вокруг своей оси. Щёлкнув на любой объект на панораме, пользователь может получить либо аудио-, видеоиллюстрацию, либо другой медиаобъект.
Результаты урочной и внеурочной деятельности: предметные результаты: стабильное качество знаний (56,25-62%); метапредметные результаты: положительная динамика уровня сформированности универсальных учебных действий; личностные результаты: повышение учебной мотивации, положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях, готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде, стабильная занятость в кружках (100%).
Выстроена урочная и внеурочная деятельность с учётом современных педагогических и информационно-коммуникационных образовательных технологий.
Разработаны рабочие программы: по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии, риторике, развитию творческих способностей; программы кружков: «Занимательная математика», «Занимательная лексика», «Экономика», «Я - гражданин России», «Художественное творчество: станем волшебниками», программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и внеурочной деятельности для 1-4-х классов, соответствующие ФГОС НОО.
Elena Chikulaeva, issn 2304-120Х
Primary school teacher, Gymnasium, Urzhum kovyazma77@gmail. com
Methodological system: model of innovative education in primary school Abstract. The author describes the methodological system, which is based on the L. V. Zankov’s principles of developing education, modern educational technolo- 9177230411120142 gies and system-active approach.
Key words: methodological system, modern educational technologies, system-active approach. Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук
pu "7 fu
977230412014203
http://e-koncept.ru/2014/14075.htm