ART 14123
научно-методический электронный журнал
УДК 373.3:004.9
Чикулаева Е. А. Информационное сопровождение современных педагогических технологий как средство реализации ФГОС НОО // Концепт. - 2014. -№ 05 (май). - ART 14123. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14123.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Чикулаева Елена Алексеевна,
учитель начальных классов КОГОАУ «Гимназия г. Уржума», г. Уржум kovvazina77@gmail.com
Информационное сопровождение современных педагогических технологий как средство реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Аннотация. В статье раскрывается использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология игровой деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технологические приёмы технологии критического мышления.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Мы живём в информационном мире, который стремительно меняется день ото дня, вместе с ним меняется и образование. В октябре 2009 г. Министерством образования и науки Российской Федерации был утверждён новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (стандарт 2009 г.). В связи с этим в 2010/2011 учебном году 1-е классы государственных учреждений, в том числе и наша гимназия, перешли к реализации нового образовательного стандарта.
В начальной школе нашей гимназии преподавание ведётся по системе развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова, которая соответствует требованиям нового образовательного стандарта. Все кабинеты начальной школы оснащены современными интерактивными комплексами. Техническими составляющими таких комплексов являются ноутбук, мультимедийный проектор и интерактивная доска. Обучение строится с учётом последних достижений не только в науке, но и в технике. Используются современные педагогические и информационные технологии. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Также нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. В практике своей работы наиболее часто использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Многие знакомы с этой технологией, она универсальна и позволяет эффективно использовать её любому учителю, на любом уроке, так как здесь речь идёт не о предметах начальной школы чтении и письме, а о том, что на каждом уроке предполагается работа с печатным или письменным текстом. Также часто на уроках применяю технологию игровой деятельности, так как она является одной из уникальных форм и позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Иными словами, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.
Критическое мышление определяется авторами технологии (Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стил) следующим образом: «Думать критически означает проявлять
f\j ■Л f\j
ART 14123
научно-методический электронный журнал
УДК 373.3:004.9
современных педагогических технологии как средство реализации ФГОС НОО // Концепт. - 2014. -№ 05 (маИ). - ART 14123. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14123.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Чикулаева Е. А. Информационное сопровождение
любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов». Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление (далее - КМ) предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос «А что, если?..». КМ означает выработку точки зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. КМ предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Это определение включает в себя много аспектов, но надо помнить, что критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений. М. Липман отмечает, что термин «критическое мышление» может относиться практически ко всей умственной деятельности. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, прикидывать возможности решения проблемы и т. д.
Если, говоря о критическом мышлении, вы думаете, что речь идёт о критике, поиске недостатков и отрицании, вы ошибаетесь. Вспомнив этимологию слова «критика» (от греческого "kritire" - оценка, разбор, обсуждение; следовательно, «критический» - делающий оценку, разбор и пр.), мы сможем более адекватно отнестись к этому явлению. «Под критическим мышлением (вариант - «догматическое») будем понимать творческое, аналитическое и конструктивное мышление. С педагогической точки зрения оно рассматривается в качестве активного и интерактивного процесса познания. Согласимся с утверждением, что данный тип мышления
- помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;
- предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор;
- повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.
Цель технологии развития критического мышления - развитие мыслительных
навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, таких как умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своём занятии атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Основу каждого урока составляет базовая модель трёх стадий: вызов - осмысление - рефлексия - и использование различных приёмов: инсерт; таблицы; стратегии IDEAL, эссе, синквейн, кластер, словарная карта и др. Таким образом, можно выделить 6 основных типов взаимосвязанных уроков, которые сопровождаются мультимедиа (мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, анимацию, звуковые эффекты). Типы уроков: работа с информационным текстом; работа с художественным текстом; взаимообучение; дискуссия; письмо; урок-исследование. Все эти уроки сопровождаются видеофрагментами (постановочными сюжетами:
«VI О nj
ART 14123
научно-методический электронный журнал
УДК 373.3:004.9
Чикулаева Е. А. Информационное сопровождение современных педагогических технологии как средство реализации ФГОС НОО // Концепт. - 2014. -№ 05 (маИ). - ART 14123. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14123.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
опыты, природные и физические явления, отснятые с образовательными целями); медиалекциями (мультипликация явления, сопровождающая голосом диктора и звуковыми эффектами, или слайд-шоу, также сопровождающееся дикторским текстом); анимированными картами и схемами (текст диктора поясняется динамической графикой на картах и схемах); интерактивными картами и схемами (появление звукового, текстового или графического объяснения управляется пользователем при помощи нажатия кнопок, клавиш); реконструкциями (анимированные или видеореконструкции событий или явлений, которые нельзя по каким-либо причинам снять в настоящее время, например исчезнувшие памятники ушедших цивилизаций); видео/фотодокументами (фотографии и кинофильмы из частных или государственных архивов); аудиофрагментами (звукозаписи); панорамами (панорамное представление информации: изображение можно двигать и вправо, и влево на 3600). Создаётся впечатление, что обозреватель поворачивается вокруг своей оси. Щёлкнув на любой объект на панораме, пользователь может получить либо аудио-, видеоиллюстрацию, либо другой медиаобъект.
На стадии вызова (evocation) в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес, определяются цели дальнейшей учебной деятельности.
Вызов позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На стадии осмысления/реализации смысла (realization) учащийся вступает в контакт с новой информацией, систематизирует сведения, соотнося их с собственными знаниями. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приёмов педагог помогает учащимся самостоятельно отслеживать эффективность образовательного процесса.
Осмысление:
- получить новую информацию;
- осмыслить её;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Стадия размышления/рефлексия (reflection) характеризуется следующими основными задачами:
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление ещё непознанного (новый вызов);
- анализ образовательного процесса в целом.
Рефлексия:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
ru Q м
КОНЦЕПТ
Чикулаева Е. А. Информационное сопровождение современных педагогических технологий как средство реализации ФГОС НОО // Концепт. - 2014. -№ 05 (май). - ART 14123. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14123.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14123 УДК 373.3:004.9
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Рассмотрим примеры. Урок литературного чтения в 3-м классе. Нравственно-гуманный аспект в творчестве С. Козлова. Тема «Одиночество в сказке "Лисичка"». На стадии вызова можно использовать такой приём, как кластер. Кластер - это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связи между объектами или явлениями. В центре доски записывается слово одиночество. Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые ассоциируются с этим словом, при этом можно использовать аудиофрагмент (звукозапись очень грустной мелодии).
Кластер помогает быстро актуализировать знания учащихся и быстро передавать содержание текста. Если учащиеся затрудняются ответить, можно обратиться к электронным словарям, которые установлены на компьютере, или выйти в Интернет.
Урок окружающего мира во 2-м классе «Планета Земля - наш общий дом». На стадии вызова можно использовать такой приём, как таблица (знаю, хочу узнать, узнал), с применением видеофрагмента фильма «Home. Свидание с планетой» всемирно известного фотографа дикой природы Янна Артюса-Бертрана и культового режиссера Люка Бессона. Учащимся предлагается посмотреть фрагмент и ответить на вопрос: о чём пойдёт речь на уроке? (О планете Земля.) А что вы знаете о планете Земля? Что бы еще хотели узнать? Заполняются первые два столбика таблицы.
Знаю Хочу узнать Узнал
На стадии рефлексии заполняется последний столбик.
Урок математики во 2-м классе «Объёмные тела. Прямоугольный параллелепипед». Используем приём верные и неверные утверждения. Учащимся предлагается выбрать верное утверждение: тело - это плоская геометрическая фигура; тело - это трёхмерная геометрическая фигура; тело - это не фигура. Сопровождается этот приём медиалекцией (ЦОР http://exchange.smarttech.com).
На стадии осмысления можно использовать приём чтение (лекция) со стопами. Лекция - педагогический приём в технологии критического мышления в форме дозированного чтения с остановками и обсуждением проблемного вопроса после каждой смысловой части. Во время «стопа» идёт коллективный поиск ответа на основной вопрос темы или даётся какое-то задание, выполняемое в группах или индивидуально.
ГУ r\J
ART 14123
научно-методический электронный журнал
УДК 373.3:004.9
Чикулаева Е. А. Информационное сопровождение современных педагогических технологии как средство реализации ФГОС НОО // Концепт. - 2014. -№ 05 (маИ). - ART 14123. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14123.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Предлагаю прочитать отрывок из сказки С. Козлова «Чёрный Омут» для учащихся 2-го класса и ответить на вопросы.
Краткое содержание. Главный герой - заяц. Он всех боялся: Волка, Лису, Филина. Пошёл к Чёрному Омуту, тот научил: не надо бояться, и перестал заяц всех бояться.
Пришла осень. Листья сыплются...
Сидит Заяц под кустом, дрожит, сам думает:
«Волка серого не боюсь, Лисы красной - ни капельки, Филина мохнатого - и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются - страшно мне.»
- Почему Заяц боится, шуршащих листьев? (учащиеся называют варианты ответов).
Пришёл Заяц к Чёрному Омуту и спросил: «Почему, когда листья сыплются,
мне страшно?»
- Что ответил Чёрный Омут? (учащиеся называют варианты ответов).
«Это не листья сыплются - это время шуршит, - сказал Чёрный Омут, - а мы слушаем. Всем страшно».
Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.
Всё когда-то кончается, и все этого боятся, но этого бояться не надо.
Инсерт - чтение текста с пометами; зигзаг; стратегия IDEAL; словарная карта.
На стадии рефлексии можно использовать приёмы: составление кластера; сводная таблица; эссе; синквейн; возвращение к кластеру. После чтения сказки С. Козлова «Лисичка», японского хокку Ранрана «Осенний дождь во мгле!», анализа картины Марка Шагала «Часы с синим крылом» учащиеся приходят к выводу, что одиночество очень разнообразное чувство. Оно может быть проникнуто грустью (плохая непогода, никуда не выйдешь), а может быть связано с ожиданием (вдруг кто-то придёт) или с мечтами (пусть никто не приходит, лучше посидеть одному, пофантазировать).
Для реализации активного участия каждого ученика в урочной и внеурочной деятельности использую технологию игровой деятельности. Основная цель технологии игровой деятельности - создать условия для обучения школьников умению принимать решения индивидуально и в сотрудничестве. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Например, окружающий мир, игра «Кто хочет стать знатоком окружающего мира». Игра проводится с целью обобщения и систематизации знаний.
PU г М
ART 14123
научно-методический электронный журнал
УДК 373.3:004.9
Чикулаева Е. А. Информационное сопровождение современных педагогических технологий как средство реализации ФГОС НОО // Концепт. - 2014. -№ 05 (май). - ART 14123. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14123.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Структура:
I. Оргмомент. Этап подготовки. Проверка готовности к работе.
II. Целеполагание и мотивация. Ввод в игру. Учитель мотивирует деятельность школьников. Определяет цели и условия работы.
III. Актуализация. Инструктаж. Разминка.
IV. Систематизация и обобщение.
V. Проведение игры.
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
Использование игр позволяет незаметно для учащихся в активной форме выполнять обучающие задачи.
Работая по системе развивающего обучения Л. В. Занкова и используя современные педагогические и информационные образовательные технологии, я заметила, как улучшились результаты педагогической деятельности.
Предметные результаты: рост качества знаний.
Метапредметные результаты: положительная динамика уровня сформирован-ности универсальных учебных действий.
Личностные результаты: повышение учебной мотивации, положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях, готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде, стабильная занятость в кружках (100%).
Также не нужно забывать одно золотое правило: при всей фантастичности возможностей современных технологий они не самоцель, а лишь средство достижения дидактической цели. Главное - это та концепция и те педагогические технологии, которые вы применяете в учебном процессе. В совокупности с современными педагогическими технологиями они помогут вам получить те результаты, достижения которых требует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Elena Chikulaeva,
primary school teacher, Gymnasium, Urzhum kovyazina77@gmail.com
Informational support of modern teaching technologies as the mean of implementing Federal State Educational Standard Abstract. The author explains the use of modern teaching and information and 9 ' 5u4 communication technologies in the educational process.
Key words: federal state educational standard of primary education, technology development of critical thinking through reading and writing, technology gaming activities and information-communication technologies, manufacturing techniques technology critical thinking.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук
ISSN 23Û4-120X
977230412014205