Научная статья на тему 'Приоритетные ценности инновационных образовательных практик школьного художественного образования: смысл современной социальной стратегии развития школы'

Приоритетные ценности инновационных образовательных практик школьного художественного образования: смысл современной социальной стратегии развития школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инновационная художественно-образовательная практика / школьное художественное образование / личностные качества творца художественных ценностей. / innovative art-educational practices / school art education / personality of the creator of artistic values.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. Б. Алиев

На основе теоретического и экспериментального исследования в статье анализируются факторы, обеспечивающие реализацию национального проекта «Образование» и «Дорожной карты художественного образования», принятой мировым сообществом по итогам Всемирной конференции по образованию в области искусств (Лиссабон, 6–9 марта 2006 г.). Анализируются проблемы, связанные с приобщением к искусству учащихся общеобразовательной школы, освещаются процессы обучения искусству и обучения посредством искусства, что характеризует взаимодействие между наукой и искусством. Подчеркивается, что классическая художественная культурa общества, служащая методологической основой учебных программ приобщения к искусству, и сегодня во многом проигрывает в конкуренции с активными формaми масс-культуpы, широкo тиражируемыми средствaми массовой информации. Показано, что современная инновационная образовательная практика школьного художественного образования в России ориентируется на интеграцию двух дидактических подходов, обеспечивая органичное сочетание дидактики «обучения искусству» с дидактикой «обучения посредством искусства». В статье анализируются негативные факторы и тенденции, наблюдаемые в современном школьном художественном образовании: недостаточное объединение усилий организаций, призванных обеспечивать процесс приобщения школьников к искусству; слабое взаимодействие школьных дисциплин художественного цикла; неудовлетворительная степень учительской подготовки руководителей школьного художественного образовательного процесса. Показаны актуальные дидактические средства нейтрализации вышеперечисленных негативных факторов. Демонстрируются примеры положительных связей творцов художественных ценностей с их личностными качествами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY VALUES INNOVATIVE EDUCATIONAL PRACTICES OF SCHOOL ART EDUCATION: THE MEANING OF THE SOCIAL DEVELOPMENT STRATEGY

On the basis of theoretical and experimental research the article analyses factors that provide the implementation of the "national doctrine of education in Russia" and "road map for arts education" adopted by the international community on the results of World Conference on arts education (Lisbon, March 6–9, 2006). The author examines the problems associated with access to art of students of the secondary school, covers the issues of art training and learning through art that characterizes the interaction between science and art. It is emphasized that the classical artistic culture of society, which serves as the methodological basis for the curriculum of familiarizing with art, is still largely unsuccessful in competition with the active forms of mass culture, widely replicated by the mass media. It is shown that modern innovative educational practice of school art education in Russia is focused on the integration of two didactic approaches, providing an organic combination of the teaching of art teaching and the teaching through art teaching didactics. The article analyzes the negative factors and tendencies observed in modern school art education: the insufficient pooling of efforts by organizations designed to ensure the process of familiarizing schoolchildren with art; weak interaction of school disciplines of the art cycle; an unsatisfactory degree of teacher training for school art education leaders. The author shows topical didactic means of neutralizing the above negative factors. The examples of the positive connections of the creators of artistic values with their personal qualities are shown.

Текст научной работы на тему «Приоритетные ценности инновационных образовательных практик школьного художественного образования: смысл современной социальной стратегии развития школы»

3М: МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОД — МЕТОДИКА

УДК 372.87 Б01: 10.24411/2071-6427-2019-10071

Приоритетные ценности инновационных образовательных практик школьного художественного образования: смысл современной социальной стратегии развития школы*

На основе теоретического и экспериментального исследования в статье анализируются факторы, обеспечивающие реализацию национального проекта «Образование» и «Дорожной карты художественного образования», принятой мировым сообществом по итогам Всемирной конференции по образованию в области искусств (Лиссабон, 6-9 марта 2006 г.).

Анализируются проблемы, связанные с приобщением к искусству учащихся общеобразовательной школы, освещаются процессы обучения искусству и обучения посредством искусства, что характеризует взаимодействие между наукой и искусством. Подчеркивается, что классическая художественная культура общества, служащая методологической основой учебных программ приобщения к искусству, и сегодня во многом проигрывает в конкуренции с активными формами масс-культуры, широко тиражируемыми средствами массовой информации.

Показано, что современная инновационная образовательная практика школьного художественного образования в России ориентируется на интеграцию двух дидактических подходов,

Ю. Б. Алиев

Доктор педагогических наук, профессор, ведущий сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: Nerutit@mail.ru

Yuli B. Aliev

Dr. Sc. (Education), Professor, Leading Researcher, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow

* Статья подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта 17-06-00474 «Дидактический анализ и моделирование инновационных образовательных практик».

Как цитировать статью: Алиев Ю. Б. Приоритетные ценности инновационных образовательных практик школьного художественного образования: смысл современной социальной стратегии развития школы // Ценности и смыслы. 2019. № 3 (61). С. 73-87.

обеспечивая органичное сочетание дидактики «обучения искусству» с дидактикой «обучения посредством искусства».

В статье анализируются негативные факторы и тенденции, наблюдаемые в современном школьном художественном образовании: недостаточное объединение усилий организаций, призванных обеспечивать процесс приобщения школьников к искусству; слабое взаимодействие школьных дисциплин художественного цикла; неудовлетворительная степень учительской подготовки руководителей школьного художественного образовательного процесса. Показаны актуальные дидактические средства нейтрализации вышеперечисленных негативных факторов. Демонстрируются примеры положительных связей творцов художественных ценностей с их личностными качествами.

Ключевые слова: инновационная художественно-образовательная практика, школьное художественное образование, личностные качества творца художественных ценностей.

Школьное художественное образование как процесс овладения обучающимися художественной культурой своего народа и всего человечества — один из важнейших способов формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. В России традиционно действует системa приобщения учащихся к искусству, стремящаяся к интеграции в мировое образовательное пространство.

В «Дорожной карте художественного образования» ЮНЕСКО подчеркивается, что «Культура и искусство — это важнейшие компоненты всестороннего образования, которое обеспечивает полное развитие личности. Поэтому право на художественное образование является всеобщим правом человека, правом всех учащихся, включая тех, кто часто не имеет возможности получить образование» [1].

Современные подходы ЮНЕСКO к становлению художественной культуры, сформулированные в «Дорожной карте», являются практической основой действий го приобщению швременных российских школьников к художественному творчеству.

Для исследователя вопросов приобщения школьников к искусству ведущую роль в общей сфере школьной дидактики имеет диагностика первенства образования в сфере искусства по отношению к другим образовательным сферам. Это обстоятельство таходит свое отражение в методологических положениях, выдвигаемых учеными-методистами.

Основными положениями являются:

• доступ школьншюв к занятиям искусством, не зaвисящий от их положения в классном коллективе и финансовых возможностей родителей;

• методическое обеспечение инновационной практики приобщения к искусству, дидактических средств, технологий и приемов, обеспечивающих полноценное приобщение школьников к достойным художественным ценностям, что свойственно традиционным дидактическим средствам художественного образования;

• направленность национальных программ художественного образования школьников на овладение мировым художественно-обра-зовaтельным пространством при сохранении региональных культурных ценностей народов России;

• совершенствование закогодательной базы школьного художественного образования;

• упорядочение структуры дидактических основ образования школьников средствами искусства, наличие разветвленной сети художе-ственно-образовaтельных организаций для учащихся школ.

Наши исследования, проведенные на базе школы-интерната № 16 г. Москвы, базировались на сборе и концептуальном анализе информации по актуальным проблемам массового художественного образования с целью выработки действенных рекомендаций по улучшению школьных занятий по основам искусства и развитию дружеских взаимоотношений учителя-художника и учащихся с учетом международного опыта в этой области. Продвижение идей и подходoв ЮНЕСКО в теорию и практику занятий российских школьников искусством служит действенным средством модернизации глобальных образовательных задач, тактических подходов и практических методов художественно-творческой деятельности. Сегодня необходимостью становится признание ведущей роли занятий по искусству в созидательном и умственном развитии личности школьников, интеллектуальном становлении современного российского общества.

Опыт, однако, свидетельствует, что устоявшаяся высокая культурa российского общества, традиционно служащая базой школьных программ по искусству, пока что, к сожалению, во многом уступает многочисленным формaм художественной культуры, низким по уровню и широ^ тиражируемым в средствах массовой информации.

Смысл и стратегия развития процесса приобщения школьников к художественной культуре общества

Разрабатываемая ныне в Институте стратегии развития образования РАО стратегия развития образования, нацеленная на решение задачи активизации образования школьников, включает критерий динамичности и мобильности в оценку художественно-образовательной деятельности.

Основа и смысл стратегии нацелены прежде всего на четкое возрастное деление школьного преподавания основ искусства:

- в начальной школе предусматривается общее знакомство со сферой искусства, художественным творчеством, языками искусства;

- основное общее образование нацеливается на познание закономерностей искусства, сфер его социального приложения;

- среднее образование предусматривает освоение интегрированного курса «Искусство», в котором синтезируются знания и умения из базовых сфер искусства, а также науки—искусствоведения и культурологии, которые объединяют в сознании обучающихся разрозненные знания из сферы художественной культуры в целостную художественную картину мира.

В РФ существует трехуровневая система художественного образования: школа, училище (колледж), вуз. Сегодня около восьми процентов учащихся общеобразовательных школ проходят обучение одновременно и в школах искусств. При этом художественное образование дети начинают приобретать очень рано: с пяти лет, что свидетельствует об особом привилегированном положении художественного образования в российском обществе и государстве.

Негативные факторы и тенденции, наблюдаемые в школьном художественном образовании

Анализ экспертных материалов школьной сферы искусств свидетельствует о том, что в современном бытовании искусства в школе существует настораживающий факт негативных воздействий на процесс становления художественного образования, что обусловлено наличием сдерживающей группы факторов:

• недостаточное объединение усилий тех организаций, которые призваны обеспечивать процесс приобщения школьников к искусству;

• слабое взаимодействие школьных дисциплин по искусству и не-

удовлетворительная их преемственность;

• недостаточная степень педагогической подготовки руководителей школьного художественного образовательного процесса;

• несовершенство организации индивидуальных занятий по приобщению к искусству, несогласованность проводимых занятий в одном из видов художественного творчества с целостной задaчей становления полноценной личности школьника как субъектa культурного процессa.

Следующая группа факторов, тормозящих художественное развитие учащихся, охватывает проблемы междисциплинарного взаимодействия программ по искусству. Так, качество художественного воспитания учащихся нередко страдаeт вследствие низкой мотивации педагогических тадров, работающих с ними в разных сферах искусства. Предпринимается крайне мало усилий для объединения общих задач освоения целостного феномена искусства в процессе приобщения к конкретному его виду. Недостаточна эффективна и скудна в процессе объединения видов искусств методическая поддержка. Практически отсутствует на государственном уровне специальный центр, где бы решались задачи обеспечения необходимой взаимосвязи школьных курсов художественного цикла.

Третья группа факторов представляет собой совокупность рассогласований на пути становления личности школьника как субъектa художественной культуры. В то же время эта личностно ориентированная проблема восходит к экзистенциальным, смысложизненным вопросам становления активной личности молодого человека. Практика показывает, что при полноценной опоре на предварительно сформированный у учащихся опыт художественно-творческой деятельности можно убедиться, что этот опыт служит важным инструментом, способствующим тому, что школьник становится способным формировать собственное эстетически окрашенное отношение к миру, к обществу и к себе. Владея соответствующими умениями, он сумеет запустить личностный механизм изменения жизненных обстоятельств в сторону социально-художественного развития, действуя по-новому, сообразно реалиям XXI века.

От осознания проблем — к построению системы направленных

действий

Изложив факторы, оказывающие отрицательное влияние на развитие школьного художественного образования, необходимо вместе с тем сделать и некоторые положительные выводы:

• сегодня достигнут общественно-государственный консенсус по вопросу ценностно-целевой составляющей образования школьников средствами искусства в его законодательном обеспечении, ставший необходимой основой успешного решения проблемы преподавания основ художественного творчества в школе;

• высокий уровень рефлексии теоретико-методологических проблем развития школьного художественного образования является сегодня определяющим моментом в активизации разработок социальной стратегии и инновационных программ приобщения школьников к искусству, что позволяет преодолеть региональные трудности в эффективном решении поставленных художественно-образовательных задач.

Российская система художественного образования включает в себя эстетическое воспитание, приобщение к основам искусства. При этом чаще всего выделяются наиболее актуальные виды конкретной художественной деятельности. К примеру, в ходе реализации программы по музыке предусматривается проявление особого внимания к активной музыкальной деятельности — хоровому, ансамблевому и сольному пению.

Обучение искусству и обучение посредством искусства

В уже упоминавшейся «Дорожной карте художественного образования» ЮНЕСКО подчеркнуто, что сегодня особенно актуальны два основных подхода к художественному образованию, причем оба подхода могут использоваться одновременно и не должны восприниматься как подходы, отличные друг от друга [1, с. 21]. Следует пояснить это положение.

Виды искусства могут осваиваться как отдельные учебные предметы в рамках изучения художественных дисциплин, формируя у учащихся творческие навыки, восприимчивость и понимание конкретного изучаемого вида искусства. С другой стороны, искусство и учебные действия в его сфере могут рассматриваться как базовое

дидактическое средство общего школьного образования, предусматривающее включение всех учебных предметов и школьных программ в сферу художественного творчества. По существу, в школе отсутствуют учебные курсы, так или иначе не включающие в себя эстетический и художественный элементы. Вот почему для успешной активизации и интеграции государственных систем художественного образования школьников особую значимость приобретает тезис, зафиксированный в документах ЮНЕСКО,— «учить искусству» и «учить посредством искусства» [1, с. 38].

Исследование показывает, что реализация этого положения позволяет:

• экстраполировать уникальные дидактические возможности искусства на прочие образовательные области, создать интегрированные программы по искусству и прочим учебным курсам различного типа и расширить таким образом художественное пространство школьного образования в целом;

• обеспечить постоянную активизацию сферы школьного художественного образования, усилить представленность искусства в целостной образовательной системе образовательного учреждения. Анализ показывает, что инновационная образовательная практика художественного образования в России ориентируется чаще всего на интеграцию обоих подходов, обеспечивая органичное сочетание дидактики «обучения искусству» с дидактикой «обучения посредством искусства». Это в полной мере соответствует идеям, нашедшим отражение в «Дорожной карте художественного образования» ЮНЕСКО. Вместе с тем необходимо отметить, что полноценная реализация принципа «обучение посредством искусства» («искусство в образовании») по разным причинам еще не получила в нашей стране должного распространения.

Чтобы быть эффективным, подобный междисциплинарный подход требует изменений в методике преподавания и в подготовке учителей, которые призваны увеличить количество инновационных приемов и проблемных методов в собственной учительской практике. Таким образом, национальная система художественного образования в РФ, оптимально выстроенная как многоуровневая, имеющая преемственность между отдельными звеньями образования и необходимую проблемность, вполне способна положительно влиять на развитие

взаимоотношений между художественным творчеством и занятиями в научной сфере.

Заметим, кстати, что вопросы взаимоотношений между искусством и наукой были сущностно прослежены в сборнике писем А. Ф. Лосева «Мне было 19 лет...» [3]. В этом издании Алексей Федорович предстает перед нами как неизвестный еще молодой человек, раскрывающий себя в дневниковых раздумьях о вере, философии, красоте. Так, 16 февраля 1914 года он пишет в своем дневнике: «Да, надо жить наукой. Ею можно жить. Не ей одною, это правда. Но, с другой стороны, что же такое искусство и любовь без науки? Наука без искусства — созерцание предмета познания издали; здесь непобедимая дистанция познающего и познаваемого. Искусство же и любовь без науки — порывание без осознанной цели, утомительный бег на месте» [3, с. 105].

Художественное творчество и внутренний облик современного человека

Для понимания значимости искусства в жизни индивида есть смысл проследить основы взимообусловленности его художественно-творческой деятельности и общих человеческих качеств. Не на все вопросы могут быть даны прямые и обстоятельные ответы, но такова сложнейшая стезя человека с художественно-творческой «жилкой». В поисках социальной основы личности человека-художника открывается широкое поле для научных исследований. Зададимся вопросом: что характеризует творчество? В своей основе творчество — это процесс, в результате которого возникает нечто новое, не содержащееся в исходных условиях.

А что есть художественно-творческий талант? Сошлемся на высказывание Ф. Достоевского: «Талант есть. способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно» [4, с. 43].

В качестве постоянного, инвариантного свойства творческого процесса в жизни человека можно назвать следующее: если человеческие функции, созданные для различных целей, вступают во взаимосвязь друг с другом, при этом возникает новое достижение. Оно имеет качества, которые не могут быть сведены к частным функциям. Результатом этого процесса взаимосвязей появляется что-то качественно новое, творчески окрашенное. Тем самым для исследователя открывается путь к полноценной интерпретации феномена творчества. Тем не менее подобного объяснительного принципа недостаточно, чтобы объ-

яснить все феномены человеческого творчества, научного и художественного, ремесленно-практического и общественно-политического. Однако в этом случае создается возможность разрабатывать плодородное поле научного исследования.

Возьмем, к примеру, малоизвестное выражение Оскара Уайльда: «Ложь поэзии правдивее правды жизни» [4, с. 38]. Уайльд говорит не столько о поэзии, сколько о поэтах. «Много раз мы могли убедиться в том, что художники—хорошие люди, а не в том, что они не могут быть дурными. Последнее — абстрактное умозаключение, убедиться в этом невозможно» [Там же] .

Вспомним несколько известных творцов-художников, проявлявших в жизни высокие человеческие качества: писатели и поэты Некрасов и Чехов, композиторы Римский-Корсаков и Прокофьев, художники Левитан и Петров-Водкин, архитекторы Матвей Казаков и Федор Шехтель.

Приведем пример и из близкой нам сферы. Доктор наук, профессор, руководитель одного из академических институтов пишет отличные стихи. Приведу фрагмент одного из ее стихотворений:

Прагматики, рабы земного «рая», Скрежещущего... Душу разъедая, Не ведаем, как дети, что творим, В своей душе добро уничтожая. Придет ли час Создателя, Творца, Ничтожных смысл откроется деяний? Кто к нам придет с духовным подаяньем? Кто отвратит от страшного конца? [2, с. 16]

В этих поэтических утверждениях заключена сила и активная жизненная позиция автора. И она, эта жизненная сила, несомненно служит для поэта его «ариадниной нитью» в труднейших жизненных позициях сегодняшней жизни.

И еще один стихотворный фрагмент:

...Нам проблемы теперь, как наряды,— Украшение пустоты. SMS летят, как снаряды

Из неведомой темноты. От мобильных спасенья нет На одре и на ложе страсти... Нет спасенья от вниманья? — Нет спасенья от безучастья! [2, с. 27]

Поэт прослеживает существенные пороки нашего времени, влияние бездушных 8М8-ок, равнодушных разговоров по «мобильнику», подчеркивает порочность «безучастья». И потому неслучайна ее ясная позиция как руководителя Института. Ведь эта позиция основана на высокой гуманности и отрицании бездушия. Подобные стихотворные обобщения дорогого стоят!

Проследим теперь, какие гуманитарные предпосылки необходимы для людей творческого труда? Это — широкое общее образование и дифференцированные специальные знания, развитые умственные способности и гибкость мышления, радость изобретательства и трудовые навыки, высокий уровень понимания проблемы и удовлетворение от ее решения, эмоциональная стабильность, терпение, умение доводить дело до конца, готовность к рискам, сознательность, активная жизненная позиция и высокий уровень общественного сознания. Способность к творческому мышлению и творческой деятельности является ведущим желаемым свойством личности школьника — молодого человека.

Творчество в инновационно-образовательной практике учителя-художника

Перед учителем может быть поставлен вопрос: существуют ли наряду с отдельной творческой личностью и творческие коллективы классов? В прошлом каждое наше педагогическое открытие базировалось, как правило, на достижениях предшественников и на творческой идее одного определенного человека — учителя или ученика, превзошедших прежние решения.

А сегодня, хотим мы этого или нет, стоит задача формирования творческих коллективов классов для того, чтобы вырабатывать новые решения проблем художественного образования, создавая творческую атмосферу открытий на уроках искусства. Однако как работать над созданием творческих классов? Давайте думать вместе.

Становлению элемента, способствующего развитию творческого потенциала класса, нередко способствует постановка учебной проблемы, решению которой содействует выделение группы учащихся с критическим складом ума, умеющих выдвигать идеи и способствовать их решению.

В наши дни наблюдается значительное изменение направленности творческого процесса: новые достижения возникают теперь не только в голове отдельного ученика, стоящего на «плечах» предшественников, а в значительно большей степени благодаря взаимодействию идей внутри классного коллектива. Учащиеся подобного класса проверяют большие массивы художественной информации, чтобы прийти к идеям, которые совсем недавно были бы включены в другие взаимосвязи или в сфере художественного образования возникали для совершенно других целей. Отдельный ученик, как правило, не в состоянии одномоментно рассмотреть много информации. И в результате происходит постепенный переход от индивидуального к коллективному художественному творчеству.

Одновременно с этим формирующийся творческий коллектив класса нуждается в учащихся с разным уровнем художественных способностей и достаточно высоким уровнем одаренности. Решение возникающих проблем происходит путем объединения различных радиусов действия с учетом творческого уровня коллектива класса. Так, на уроках музыки в последнее время популярность приобретает методика индивидуальных наблюдений в ходе коллективных музыкальных занятий. Это делается, к примеру, с помощью технических средств, сохраняющих на DVD певческие результаты. При этом следует отметить важное дидактическое положение: контроль и проверка знаний и умений на музыкальных занятиях должны быть направлены на то, чтобы установить, что может учащийся, а не на то, чего он не может.

Важно и то, чтобы участники коллективного решения проблемы на уроке были уверены, что вклад каждого из них в решение общей проблемы важен и необходим. А потому следует использовать все свои творческие возможности для получения положительного результата. Одновременно с этим участники коллективных решений приобретают возможность поучиться у одноклассников тому, чему пока что не научились сами. Взаимообучение и здоровое соревнование друг с другом в ходе решения проблемной ситуации на уроке — важные пре-

имущества коллективного решения проблемы, так или иначе связанной с искусством.

Но... в классе в той же мере важны и социальные отношения, характеризующиеся взаимным уважением и поддержкой, товарищеской помощью. Тогда менее уверенные в себе учащиеся тоже получают шанс на то, чтобы способствовать решению общей художественной задачи.

В то же время в недостаточно организованных классных коллективах, как правило, лишь наиболее подготовленные и одаренные учащиеся получают возможность выдвижения и решения творческих проблем. Вот почему крайне актуальны сегодня дидактические методы формирования одаренности у школьников. Приведем несколько признаков художественной одаренности, выявленных в процессе наших музыкальных занятий:

- одаренные дети, как правило, выполняют задания быстрее; скорость, с которой они решают проблему,— надежный индикатор наличия особых умственных и художественных способностей;

- индикатор наличия особых способностей к творчеству—это богатство идей, что подчас выражается в живой фантазии и неожиданных умозаключениях;

- наш опыт показывает, что существует одаренность и в сфере логического мышления. Хочется отметить, однако, что, к сожалению, школьные учителя меньше развивают на уроках одаренность девочек, хотя к урокам музыки и художественному образованию в целом этот тезис относится в меньшей мере.

Этапы развития творческого мышления

Художественная деятельность, как уже было сказано, развивает не только способности к активным действиям в сфере искусства и понимание феномена художественного творчества, но и эстетическое восприятие, положительно влияя на мировоззрение, мораль и образ жизни ученика.

Поэтому для стимулирования творческого мышления мы успешно использовали методику уроков по искусству дискуссионного плана, в ходе которых становление основ творческого мышления реализовы-валось достаточно просто. Перечислим три несложных правила ведения урока музыки на основе организации учебной дискуссии.

1. Каждое выдвинутое предложение принимается. Критические за-

мечания высказываются позже. Разрешаются только одобрительный смех и аплодисменты.

2. Лучше, когда идей много. Чем больше предложений, тем вероятнее, что среди них найдется особенно удачное. Ранее высказанная идея в ходе дискуссии может быть отвергнута, изменена или дополнена. Творческие идеи нередко возникают в конце обсуждения. Количество идей влияет и на их качество.

3. Наряду с собственными идеями учащиеся могут высказывать предложения об улучшении идей одноклассников или о возможности соединения нескольких идей воедино. Важно воспитывать у учащихся умение защищать собственные результаты, полученные в ходе дискуссии, учиться их объяснять.

Хорошо, если учителю удается рекламировать достижения лучших учеников в форме публикаций в стенной печати, на фотовыставке. Значимы в ходе приобщения к искусству и классные дидактические игры, активизирующие учебное творчество.

В заключение перечислим базальные свойства подросткового классного коллектива, идеально подобранного посредством инновационной образовательной практики для решения художественно-творческих задач. Такой коллектив, как правило, включает в себя:

- генератора—активного ученика, восприимчивого к возникающим художественным проблемам и видящим пути их решения, а зачастую и самостоятельно выдвигающего новую художественно-творческую проблему;

- организатора, берущего на себя труд организационной работы по поиску художественной истины;

- эксперта, оценивающего достигнутые в классе успехи на основе собственных обширных искусствоведческих знаний;

- коммуникатора, обеспечивающего эффективный обмен художественной информацией внутри класса и вне его;

- и, наконец, исполнителя, берущего на себя техническое выполнение проблемного задания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт показывает, что решение проанализированных выше сущностных вопросов инновационной практики приобщения современных учащихся к искусству составляет основной смысл современной социальной стратегии развития школьного художественного образования и становится возможным при условии выработки актуальной

совокупности общих согласованных действий, повышающих уровень личной художественной культуры молодого поколения РФ в соответствии с приоритетами мирового сообщества.

Литература

1. Дорожная карта художественного образования. Всемирная конференция по образованию в области искусств: создание творческого потенциала для XXI века Лиссабон, 6-9 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // UNESCO: [Официальный сайт]. URL: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/ HQ/CLT/CLT/pdf/Arts_Edu_RoadMap_ru.pdf (дата обращения: 11.03.2019.)

2. Иванова С. В. Верю и верую. М.: РИП-холдинг, 2014. 152 с.

3. Лосев А. Ф. Мне было 19 лет... Дневники. Письма. Проза // сост., предисл., комм. А. А. Тахо-Годи. М.: Русские словари, 1997. 352 с.

4. Сила искусства: афоризмы / сост. Иванова Ю. А. Харьков: Фолио, 2008. 187 с.

PRIORITY VALUES INNOVATIVE EDUCATIONAL PRACTICES OF SCHOOL ART EDUCATION: THE MEANING OF THE SOCIAL DEVELOPMENT STRATEGY

On the basis of theoretical and experimental research the article analyses factors that provide the implementation of the "national doctrine of education in Russia" and "road map for arts education" adopted by the international community on the results of World Conference on arts education (Lisbon, March 6-9, 2006). The author examines the problems associated with access to art of students of the secondary school, covers the issues of art training and learning through art that characterizes the interaction between science and art. It is emphasized that the classical artistic culture of society, which serves as the methodological basis for the curriculum of familiarizing with art, is still largely unsuccessful in competition with the active forms of mass culture, widely replicated by the mass media.

It is shown that modern innovative educational practice of school art education in Russia is focused on the integration of two didactic approaches, providing an organic combination of the teaching of art teaching and the teaching through art teaching didactics.

The article analyzes the negative factors and tendencies observed in modern school art education: the insufficient pooling of efforts by organizations designed to ensure the process of familiarizing schoolchildren with art; weak interaction of school disciplines of the art cycle; an unsatisfactory degree of

teacher training for school art education leaders. The author shows topical didactic means of neutralizing the above negative factors. The examples of the positive connections of the creators of artistic values with their personal qualities are shown.

Keywords: innovative art-educational practices, school art education, personality of the creator of artistic values.

References

• Dorozhnaya karta hudozhestvennogo obrazovaniya. Vsemirnaya konferenciya po obra-zovaniyu v oblasti iskusstv: sozdanie tvorcheskogo potenciala dlya XXI veka Lissabon, 6-9 marta 2006 g. [Elektronnyj resurs] // UNESCO: [Oficial'nyj sajt]. URL: http://www. unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/CLT/CLT/pdf/Arts_Edu_RoadMap_ ru.pdf (data obrashcheniya: 11.03.2019 r.). [In Rus].

• Ivanova S. V Veryu i veruyu. M.: RIP-holding, 2014. 152 s. [In Rus].

• LosevA.F. Mne bylo 19 let... Dnevniki. Pis'ma. Proza // sost., predisl., komm. A. A. Taho-Godi. M.: Russkie slovari, 1997. 352 s. [In Rus].

• Sila iskusstva: aforizmy / sost. Ivanova Yu. A. Har'kov: Folio, 2008. 187 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.