УДК 372.87
ББК Ч 426.85 - 270 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02
Куприна Надежда Григорьевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Мельникова Эмма Петрос,
аспирант кафедры эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет»; 620017, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественный стиль, стилевой подход в формировании универсальных учебных действий, формы и методы обучения на уроках «Мировая художественная культура».
АННОТАЦИЯ. Предметом рассмотрения статьи является содержание процесса формирования универсальных учебных действий у обучающихся старших классов на материале дисциплины предметной области «Искусство». Цель статьи - раскрыть пути формирования универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках мировой художественной культуры в общеобразовательной школе. Тема статьи посвящена рассмотрению теоретических и методических подходов к формированию универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках мировой художественной культуры. Методами исследования являются анализ, обобщение материала по использованию потенциала искусства в личностном развитии обучающихся. Методология работы основана на стилевом подходе в освоении искусства на уроках мировой художественной культуры, что открывает обучающимся возможность формирования универсальных учебных действий через специфические механизмы художественного восприятия. Результаты работы: авторами обоснована эффективность опоры на стилевой подход в образовательном процессе, определены методы обучения и формы организации урока «Мировая художественная культура», направленные на развитие мотивации у обучающихся к самопознанию и саморазвитию в общении с искусством. Область применения результатов: теория и методика обучения и воспитания (художественное образование и эстетическое воспитание). Выводы: результаты практической апробации разработанных форм и методов обучения в школьном курсе «Мировая художественная культура» доказали их эффективность в формировании у старшеклассников универсальных учебных действий при условии опоры на стилевой подход в освоении искусства.
Kuprina Nadezhda Grigor'evna
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Mel'nikova Emma Petros,
Post-graduate Student of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS OF UPPER SECONDARY SCHOOL PUPILS AT THE LESSONS OF WORLD ART AND CULTURE
KEYWORDS: literary style, stylistic approach to the formation of universal learning actions, forms and methods of teaching at lessons of World Art and Culture.
ABSTRACT. The article dwells on the content of the process of formation of universal learning actions of senior secondary schoolchildren in the subject area of the discipline "Art". The purpose of the article is to reveal ways of formation of universal learning actions of senior secondary schoolchildren at the lessons of World Art and Culture. The topic of the article is connected with theoretical and methodological approaches to the formation of universal learning actions of senior secondary schoolchildren at the lessons of World Art and Culture. Research methods comprise analysis, generalization of material on using the potential of art in the personal development of students. The methods of investigation are based on the style-oriented approach to mastering arts at the lessons of WAC, which opens up possibilities of studying the formation of ULA through specific mechanisms of artistic perception. As a result of their work the authors substantiated the efficiency of reliance on style-oriented approach in the education process, defined teaching methods and forms of organization of lessons of "WAC" aimed at the development of learners' motivation to self-knowledge and self-development in communion with art. The scope of results application covers the theory and methods of teaching and upbringing (art education and aesthetic education). The results of practical testing of designed forms and methods of teaching in the school course of WAC proved their effectiveness in the formation of universal learning actions of senior secondary schoolchildren if they employ the style-oriented approach to mastering arts.
Повременное образование в России заложена идея самореализации ученика как
/перешло на Федеральные государ- субъекта познавательной деятельности. Это
ственные образовательные стандарты подразумевает формирование способностей
(ФГОС) нового поколения, в основу которых у обучающихся к саморазвитию путем само© Куприна Н. Г., Мельникова Э. П., 2016
о
Сп
стоятельного формирования компетенций в любой предметной области познания. Образовательные цели связываются с освоением универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных), а учебные ситуации выстраиваются как процесс присвоения обучающимися нового социального опыта [14].
Соответствующие изменения затрагивают образовательную область «Искусство», влияют на логику выстраивания курса «Мировая художественная культура» («МХК»). Современный подход в освоении курса «МХК» заключается в переходе от количественного накопления школьниками фактов, связанных со сферой культуры и искусства, к самостоятельной и созидательной деятельности обучающихся в процессе выполнения творческих учебных заданий на уроке и внеурочной деятельности. Содержание курса «МХК» с позиции современных требований нацелено на развитие у обучающихся умения «самостоятельно ориентироваться в разнообразии художественных феноменов и успешно адаптироваться в современном мире при выборе индивидуального направления культурного развития» [10].
В качестве методологической основы формирования универсальных учебных действий (УУД) у учащихся на уроках МХК выступает стилевой подход. Стиль является основополагающей и системообразующей категорией искусства, «обобщающей и концентрирующей принципы функционирования искусства в качестве генератора и транслятора для личности смыслов и ценностей культуры» [6, с. 255]. Для педагогического процесса существенно, что последовательная картина становления, развития и смены основных художественных стилей -это не историческое перечисление артефактов художественной культуры, а зафиксированный средствами искусства процесс познания основ бытия, вечного поиска ответа на вопрос о смысле жизни, размышления о своей миссии в этом мире. Художественный стиль - это одно из основных понятий, проходящих через всю мировую художественную культуру, - история познания и самопознания, выраженная средствами искусства. Поэтому процесс освоения художественных стилей может рассматриваться как важнейшее условие в формирования у обучающихся УУД на уроках МХК.
Характеристики понятия «художественный стиль» в исследованиях различных авторов отражают многогранность функций, которые он выполняет в культуре. По выражению литературоведа Г. Д. Гачева, стиль предстает как «отвердевшее мировоззрение» [5], по словам музыковеда В. В. Медушев-ского - как «звучащее мироощущение» [12].
В характеристике Ю. Б. Борева художественный стиль выступает как «набор "генов" культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц), обусловливающий тип культурной целостности» [2, с. 136]. В определении А. Ф. Лосева художественный стиль характеризуется как «принцип конструирования всего потенциала художественного произведения на основе тех или иных надструк-турных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей, ощущаемых, однако, имманентно самим художественным структурам произведения» [9, с. 226]. В исследовании А. Н. Литвинова стиль рассматривается как постоянно обновляющийся процесс в системе «культура - творчество -личность», выполняющий функции «аккумуляции и сохранения культурных ценностей эпохи, выраженных определенными стилевыми структурами, переактуализации этих ценностей в личностной интерпретации творцами эпохи, а также в процессе восприятия, в момент общения с художественным образом [8, с. 96].
Таким образом, стилевой подход видится социально востребованным направлением в педагогике, позволяющим формировать у учащихся понимание художественного стиля как «выработанного в системе искусства и воплощенного в его материале способа ценностного обобщения опыта отношений человека с окружающим миром» [6, с. 260]. На уроках МХК художественный стиль может рассматриваться как некая модель мироотношения, существовавшая наряду с другими в истории культуры, что способствует включению обучающихся в личностный диалог с ценностями и смыслами культуры. Освоение в образовательном процессе механизмов функционирования художественного стиля в культуре (выполнения познавательной, коммуникативной, креативной, адаптационной, ценностно-смысловой функций), открывает обучающимся возможность формирования УУД через специфические механизмы художественного восприятия.
Реализация идеи обращения к художественному стилю как условию развития мотивации у обучающихся к самопознанию и саморазвитию в общении с искусством предполагает разработку соответствующих методов обучения и форм организации урока МХК. Для формирования познавательных УУД у обучающихся процесс их знакомства с художественными стилями на уроке может быть организован педагогом как процесс самостоятельного исследования и открытия нового знания. Это могут быть уроки-практикумы в компьютерном классе, где старшеклассники погружаются в поиск
и выделение информации по проблематике конкретного художественного стиля. Например, представление о мировоззренческих установках изучаемого культурно-исторического периода можно получить, анализируя характерные для данного времени идеи, темы, сюжеты художественных произведений.
На уроках-визуализациях, связанных с демонстрацией и анализом художественных произведений определенного стиля в разных видах искусства, обучающиеся могут овладевать таким логическим действием, как выбор оснований и критериев для сравнения и классификации арт-объектов. Подготовка и представление школьниками на уроке презентаций по стилевой проблематике способствует выработке у них действий установления причинно-следственных связей между отдельными артефактами внутри художественной стилевой концепции, самостоятельного открытия и формулирования закономерностей стиля рассматриваемой эпохи.
В формировании коммуникативных УУД продуктивным является вовлечение школьников в ситуации диалога на уроке МХК (на уровнях «учитель - ученик», «ученик - ученик»). Особенный интерес у старшеклассников вызывают уроки-диалоги, проводимые совместно двумя или тремя преподавателями, раскрывающими различные грани стилевой концепции с позиции разных дисциплин. Такие уроки формируют у учащихся умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Контрастные явления внутри одной стилевой концепции могут обсуждаться на уроках в форме диспута самих обучающихся. Отстаивая свою точку зрения в видении определенного артефакта как презентанта художественного стиля или как явления, выходящего за пределы обсуждаемой стилевой концепции, школьники учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, овладевают монологической и диалогической формами речи, вырабатывают лояльность, толерантность, инициативность, самостоятельность суждения.
Особенно интересна старшеклассникам такая форма урока-коммуникации, как ролевая игра, включающая участников во взаимодействие друг с другом при воссоздании стилевого контекста эпохи. Как правило, старшеклассники с увлечением погружаются в игровые ситуации, позволяющие не только увеличить объем и глубину понимания усваиваемого материала, но и развивающие умение эмоционально сопереживать собеседнику, способность лучше понимать друг друга и самих себя, работать в группе.
Формирование личностных УУД на уроке МХК возможно при «задействовании» в процессе освоения художественных стилей имеющегося в жизненном багаже учащихся опыта эмоционального переживания проблемных ситуаций и их нравственно-этического оценивания. Активному привлечению личностного эмоционального опыта обучающихся способствуют форма урока-образа, в котором через эмоциональную драматургию создается ситуация эмоцио-нально-катарсического переживания художественных образов - носителей смысло-жизненных идей и ценностей. Эмоционально-практическая включенность школьников в восприятие художественных образов-ценностей способствует формированию у них представлений о стилях искусства как «моделях разнообразных эмоциональных реакций, аффектов, существующих в человеческой жизни, как моделях отношения к миру, которые могут стать опорой в поисках личностью "себя", нахождении нужного для себя в опыте культуры» [6, с. 261].
Сформировать личностное представление о смыслах и ценностях различных эпох, отраженных в художественных стилях, помогают старшеклассникам уроки - диалоги культур. Например, обучающиеся могут разрабатывать и представлять на уроке творческие проекты, в которых необходимо сопоставить ценности определенной эпохи с ценностями современного мира (Человек -мера всех вещей: смогли бы подтвердить это изречение древние греки, увидев современное искусство?; Лучший человек - художник: справедливо ли это высказывание сегодня?; Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан: актуален ли этот лозунг сегодня?; SOS: экспрессионизм в искусстве наших дней; Что такое счастье: подсказки массовой культуры; Художественный образ России в современном искусстве [7].
Анализ и сравнение образов-смыслов различных эпох, подбор ассоциативных сопоставлений в сфере художественной практики и собственного жизненного опыта способствуют становлению у старшеклассников ценностно-смысловых ориентиров, формируют способность к осознанному нравственному выбору в личностном, жизненном самоопределении.
Опора на стиль в образовательном процессе открывает обучающимся возможность своеобразного самовыражения в общении с искусством, творчества в «самоопределении воспринимающего субъекта, сплавляющего в своем сознании в процессе встречи с произведением искусства свою личную историю и жизненный опыт с опытом и жизнью его творца» [15, с. 102]. «Переводу» образов-ценностей, воплощающих идеалы раз-
личных эпох, в сферу формирующегося сознания обучающихся способствует их активная художественно-эстетическая деятельность на уроках МХК. Формы творческих заданий, погружающие старшеклассников в диалог собственного «я» с художественными образами-смыслами различных стилей, могут быть разнообразными. Например: конкурс авторских стихов о любви в стиле поэтов-романтиков, конкурс рисунков «Впечатления» по мотивам творчества художников-импрессионистов, рисование музыки разных стилей, создание слайд-фильмов по картинам художников определенной эпохи с самостоятельным подбором соответствующих по стилю музыкальных произведений, выполнение иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям и т.п.
Формирование у старшеклассников регулятивных УУД на уроках МХК возможно при условии изменения позиции педагога: от «разъяснителя», передающего своим ученикам собственные знания и опыт, - к роли «режиссера», который создает на занятиях ситуации, помогающие школьникам сформировать личную картину определенной художественной культуры эпохи. С помощью описанных выше творческих заданий, создания проблемных ситуаций на занятиях, использования нестандартных форм уроков педагог развивает способность обучающихся к организации своей деятель-
ности на уроке. Стилевой подход к освоению искусства стимулирует развитие способности у учащихся к целеполаганию, поскольку задает алгоритм выстраивания разрозненных в восприятии артефактов в логическую взаимосвязь со смысловыми доминантами определенной стилевой концепции. Акцентирование внимания учеников на главных идеях эпохи, воплощенных в художественных образах, помогает им формулировать собственные цели при выполнении самостоятельных заданий - конкретизировать векторы наращивания дополнительных фактов, деталей, обогащающих первоначальные опорные представления о стиле. Понимание «принципов конструирования» [9] ценностного содержания произведений в рамках определенного стиля помогает учащимся преодолеть мозаич-ность в восприятии огромного количества артефактов и проектировать собственный индивидуальный маршрут в освоении художественного стиля и его образов-смыслов в соответствии с имеющимся художественно-эстетическим и жизненным опытом.
Таким образом, стилевой подход в освоении искусства на уроках МХК открывает обучающимся возможность реализации личностного потенциала через приобщение к духовным ценностям культуры прошлого и современности и представляется оптимальной методологической основой формирования УУД на уроках искусства в школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. 151 с.
2. Борев Ю. Б. Эстетика : учебник. М. : Высш. шк., 2002. 511 с.
3. Библер В. С. Две культуры. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 9-16.
4. Бычков В. В. Эстетика : учебник. М. : Гардарики, 2005. 556 с.
5. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М. : Просвещение, 1968. 303 с.
6. Куприна Н. Г. Стилевой подход как путь ценностного освоения содержания произведений искусства студентами педагогического вуза / / Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 254-261.
7. Куприна Н. Г., Мельникова Э. П. Стилевой подход к формированию универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках Мировой художественной культуры // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. URL: http://www.science-education.ru/129-21723.
8. Литвинов А. Н. Художественный стиль как феномен культуры : дис. ... канд. фил. наук. Луганск, 1991. 346 с.
9. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. К. : Collegium, Киевская академия Евробизнеса, 1994. 288 с.
10. Медкова Е. С. Принципы построения действующих стандартов первого поколения по МХК и возможный вариант создания профильной программы на их основе // Электронный журнал «Педагогика искусства». 2007. № 2. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine.
11. Кашекова И. Э. Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства : монография. М. : Издательский дом РАО, 2006. 332 с.
12. Медушевский В. В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник : сборник статей. М. : Сов. композитор, 1984. С. 3-18.
13. Олесина Е. П. «Диалог культур» как фактор формирования культуры личности. URL: http: //www.art-education.ru/ project/seminar-2008/olesina.htm.
14. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы (Стандарты второго поколения). М. : Просвещение, 2011. 48 с.
15. Шевченко А. К. Проблема понимания в эстетике. Киев, 1989. 164 с.
LITERATURA
1. Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A. i dr. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole: ot deystviya k mysli : posobie dlya uchitelya / Pod red. A. G. Asmolova. M. : Prosveshchenie, 2008. 151 s.
2. Borev Yu. B. Estetika : uchebnik. M. : Vyssh. shk., 2002. 511 s.
3. Bibler V. S. Dve kul'tury. Dialog kul'tur (opyt opredeleniya) // Voprosy filosofii. 1989. № 6. S. 9-16.
4. Bychkov V. V. Estetika : uchebnik. M. : Gardariki, 2005. 556 s.
5. Gachev G. D. Soderzhatel'nost' khudozhestvennykh form. Epos. Lirika. Teatr. M. : Prosveshchenie, 1968. 303 s.
6. Kuprina N. G. Stilevoy podkhod kak put' tsennostnogo osvoeniya soderzhaniya proizvedeniy iskusstva studentami pedagogicheskogo vuza // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. № 4. S. 254-261.
7. Kuprina N. G., Mel'nikova E. P. Stilevoy podkhod k formirovaniyu universal'nykh uchebnykh deystviy u starsheklassnikov na urokakh Mirovoy khudozhestvennoy kul'tury // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 2. URL: http://www.science-education.ru/129-21723.
8. Litvinov A. N. Khudozhestvennyy stil' kak fenomen kul'tury : dis. ... kand. fil. na-uk. Lugansk, 1991. 346 s.
9. Losev A. F. Problema khudozhestvennogo stilya. K. : Collegium, «Kievskaya akademiya Evrobiznesa», 1994. 288 s.
10. Medkova E. S. Printsipy postroeniya deystvuyushchikh standartov pervogo pokoleniya po MKhK i vozmozhnyy variant sozdaniya profil'noy programmy na ikh osnove // Elektronnyy zhurnal «Pedagogika iskusstva». 2007. № 2. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine.
11. Kashekova I. E. Sozdanie integratsionnogo obrazovatel'nogo prostranstva shkoly sredstvami iskusstva : monografiya. M. : Izdatel'skiy dom RAO, 2006. 332 s.
12. Medushevskiy V. V. K probleme sushchnosti, evolyutsii i tipologii muzykal'nykh stiley // Muzykal'nyy sovremennik : sbornik statey. M. : Sov. kompozitor, 1984. S. 3-18.
13. Olesina E. P. «Dialog kul'tur» kak faktor formirovaniya kul'tury lichnosti. URL: http://www.art-education.ru/project/seminar-2008/olesina.htm.
14. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Izobrazitel'noe iskusstvo. 5-7. Muzyka. 5-7 klassy. Iskusstvo. 8-9 klassy (Standarty vtorogo pokoleniya). M. : Prosveshchenie, 2011. 48 s.
15. Shevchenko A. K. Problema ponimaniya v estetike. Kiev, 1989. 164 s.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. А. Новоселов