Научная статья на тему 'Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений'

Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРИЯ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THEORY OF NETWORK EDUCATION / КОГНИТИВНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / COGNITIVE STEREOTYPES / ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LEGAL RELATIONS / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сплавская Н. В.

В статье осуществлена реализация теории сетевого образования в правовой сфере жизнедеятельности субъекта. Представлены новые технологии формирования продуктивных когнитивных стереотипов в сфере правовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF FORMING PRODUCTIVE COGNITIVE AND BEHAVIORAL PATTERNS IN THE SPHERE OF LEGAL RELATIONS

The paper carried out the implementation of the theory of network education in the legal sphere. Some new technologies of forming productive cognitive stereotypes in the sphere of legal relations are described in the paper.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений»

ISNN 1029-3388

Сплавская Н.В.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ КОГНИТИВНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В СФЕРЕ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нами проведено исследование когнитивных стереотипов студенческой молодежи в сфере правовых отношений. Проведенное исследование осуществлено с позиции парадигмы сетевого образования [1], ее отличительными особенностями является обучение на основе синтеза объективного мира и виртуальной реальности посредством активизации, в равной степени как сферы рационального сознания, так и сферы бессознательного. Сетевая методология обеспечивает переход в производстве знания: от знания того, что было, к знанию того, чего еще никогда не было. Стратегия построена на учете преимуществ виртуального образовательного пространства: инициативность получения информации субъектом и соответственно ее высокая мотивированность к усвоению, психологический комфорт в получении информации, не связанный с отрицательными моментами коммуникационного взаимодействия в реальном образовательном пространстве, получение информации в соответствии с доминирующими у субъекта когнитивными, коммуникационными и аффективными стилями и стратегиями [2].

Исследование выявило поведенческие стереотипы молодежи применительно к различным отраслям права. Все стереотипы были сгруппированы в два направления: стереотипы в гражданско-правовых отношениях и стереотипы в уголовно-правовых отношения. При этом исследование показало, что в когнитивной сфере студенческой молодежи существует достаточно большое количество негативных стереотипов, которые требуют коррекции и замены на положительные.

Исследование подтвердило, что в педагогической практике образование направлено на трансляцию правовых знаний студентов и не нацелено на формирование продуктивных правовых стереотипов, являющихся основой правового поведения, в результате чего молодой человек имеет определенные сугубо теоретические правовые знания, но не готов к успешной социализации в обществе, которую обеспечивает продуктивное правовое поведение. Его отсутствие у студенческой молодежи негативно сказывается на социальной ситуации: растет как количество правонарушений среди молодежи, так и число жертв среди них, усиливается социальная апатия, все чаще встречаются случаи асоциального поведения молодых и т.д.[3]

Для того, чтобы бороться с негативными правовыми стереотипами в студенческой молодежной среде, необходимо задействовать не только сферу сознания, но и сферу поведения, опосредованную сферой бессознательного.

42

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012

На наш взгляд, именно образовательные учреждения должны принять активное и непосредственное участие в корректировке негативных стереотипов студенческой молодежи в сфере правовых отношений.

Экспериментальное исследование по разработке и внедрению инновационных технологий воспитания, построенных на коррекции негативных когнитивных стереотипов и формированию отсутствующих положительных когнитивных стереотипов в сфере правовых отношений, осуществлялось нами в организации учебного процесса в Международном инновационном университете в рамках различных профессиональных курсов.

В коррекционной работе мы использовали следующие инновационные формы: тренинговые занятия в рамках изучения профессиональных курсов, занятия в юридической клинике «Центр правового консультирования», работу научных центров и клубов (Центр виктимологического консультирования, «Клуб молодого законотворца»), работу электронного дискуссионного клуба по профессии, проведение конкурса творческих проектов «Имею право».

Коррекционные технологии основывались на организации поведенческого тренинга в рамках создания ролевых практических ситуаций, характерных для профессиональных отношений. Эти ситуации создавались в рамках тренинговой работы на курсах общепрофессиональных дисциплин «Теория государства и права», «Конституционное право РФ», «Гражданское право», «Уголовное право», «Гражданское процессуальное право», «Уголовное процессуальное право» и др. Примером таких тренинговых занятий является проведение инсценированных судебных процессов в специально оборудованном кабинете - Зале судебных заседаний. Инсценирование ролевых тренинговых ситуаций формируют у студентов положительные поведенческие стереотипы в правовой сфере жизнедеятельности. Такие тренинги учат молодых людей алгоритмическому мышлению в правовой ситуации, выбору эффективных инструментов разрешения спора.

Следующим направлением работы является проведение занятий в юридической клинике “Центр правового консультирования”. Главная задача Центра - пропаганда права и его регулирующей роли в прогрессивном развитии человека, общества и государства в целях повышения уровня нашей правовой культуры, усиления институтов гражданского общества, укрепления доверия к власти. Центр создан с целью правового просвещения, обеспечения общедоступности сведений о важнейших правовых актах и складывающейся правоприменительной и судебной практики.

Для эффективной организации работы были образованы следующие органы: начальник Центра (зав. кафедрой теории и истории государства и права), преподаватели (специалисты в какой-либо отрасли права, представители всех юридических кафедр), лаборант (ответственный студент), студенты-консультанты (заинтересованные и активные студенты старших курсов по специальности/ направлению “Юриспруденция”).

43

ISNN 1029-3388

Участниками был разработан этический кодекс, который призван регулировать этические основы организационной деятельности участников Центра.

Ежегодно составляется план работы Центра, в котором отражаются основные формы работы:

- организация бесплатного консультирования граждан по правовым вопросам;

- проведение мастер-классов ведущими преподавателями и практиками по отдельным проблемам юриспруденции;

- проведение “деловых игр”;

- организация и проведение обучающих семинаров, конференций и “ круглых столов”.

Студенты под контролем преподавателей проводят бесплатные юридические консультации граждан, которые нуждается в юридической помощи, но не могут обратиться в юридическую фирму по причине отсутствия средств. В основном консультации касаются разъяснения норм гражданского, уголовного, семейного, трудового и жилищно-коммунального права. Именно в юридической клинике студенты получают определенные навыки юридической практики и представление о том, в чем нуждаются люди и как можно защитить их права, опираясь на закон. Их работу контролируют преподаватели, которые имеют значительный опыт практического использования права; они помогают студентам получить практический опыт, подстраховать их, обеспечить компетентное и профессиональное представление клиентов. Несмотря на то, что в большей своей части юридическую помощь оказывают студенты-консультанты, уровень их профессиональной подготовки достаточно высокий. Прежде всего, этому способствуют постоянные обучающие семинары и мастер-классы специалистов разных отраслей права и профессионалов-практиков разного направления деятельности.

На базе клиники ежемесячно проводятся обучающие семинары мировых судей, судей судов общей юрисдикции, адвокатов, нотариусов, следователей, судебных приставов. В частности, семинары проводились по следующим темам: «Интервьюирование клиентов», «Консультирование клиентов», «Анализ дела», «Техника юридического письма», «Установление психологического контакта с клиентом».

Участвуя в работе Центра, студенты получают стимул для дальнейшего обучения, колоссальный практический опыт, который выражается в получении следующих навыков: умение проводить опрос клиента; предоставление юридически обоснованной и ответственной консультации; расследование фактов дела; юридическая этика; изучение и анализ нормативной базы и литературы; умение правильно общаться как в устной, так и в письменной форме; умение выступать в суде и правильно вести документацию; умение вести переговоры и общаться с органами государственной власти и др. Таким образом, с успехом ведется

44

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012

коррекция именно тех негативных правовых стереотипов, которые были выявлены нами при диагностике.

Еще одним направлением коррекционной работы с негативными стереотипами в сфере правовых отношений является работа Центра виктимологического консультирования и «Клуба молодого законотворца». Работа этих клубов направлена на преодоление правовой безграмотности у студенческой молодежи, инициирование повышения уровня правовой культуры, и, в целом, формирование положительных стереотипов в сфере правовых отношений.

Главной целью работы Центра является виктимологическое воспитание молодежи и формирование ее правового поведения. Программа работы Центра способствует снижению воздействия негативных факторов, формированию навыков безопасного поведения молодежи и социально-значимых качеств валеологического, социального, правового характера личности молодых людей.

Структура Центра: руководитель Центра (зав. кафедрой уголовного права), преподаватели (специалисты в области криминологии, виктимологии, уголовного права, психологии), студенты (заинтересованные студенты без учета специальности, по которой они проходят подготовку).

Основными формами работы являются: индивидуальное и групповое консультирование студентов, психологические тренинги, обучающие семинары, деловые и ролевые игры, конференции.

Проведение занятий в Центре виктимологического консультирования направлено на искоренение источников дискомфорта в самом человеке и одновременно на создание условий для приобретения молодым человеком необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; обучение новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье; решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

В результате посещения занятий Центра у студентов формируются когнитивные поведенческие стереотипы о криминогенно-опасных ситуациях; формируются представления о преступниках, использующих промахи жертв; о способах, повышающих личную безопасность, безопасность своей недвижимости, финансов, автомобиля и др.; воспитываются привычки безопасного поведения в общественных местах, на улицах, в общении с незнакомыми лицами; развиваются культурные интересы, увлечения, исключающие попадание в «злачные места», компании повышенного криминального риска, секты, увлечение алкоголем, употребление наркотиков и токсических веществ, совершение действий и общения в компаниях, повышающих опасность подвергнуться нападению; студенты учатся разумной осторожности, бдительности, наблюдательности, собранности, самообладанию, находчивости, быстротереакций, ловкости, умению разбираться в людях и быть стойким к успокаивающим уговорам малознакомых и незнакомых людей; осваивают приемы самозащиты: поведенческие, словесные, технические (использование носильных защитных средств, газовых пистолетов и др.).

45

ISNN 1029-3388

В рамках ролевых игр определенные правовые ситуации создаются многократно в разных вариантах, что и формирует продуктивные паттерны правового поведения студентов

В результате проведения анкетирования студенческой молодежи нами были выявлены такие негативные позиции, как отсутствие веры в право, неуважение закона, нежелание соблюдать действующее законодательство, правовой нигилизм. Для коррекции указанных негативных стереотипов была организована работа «Клуба молодого законотворца». Его цель - пропаганда принципов формирования правового государства, привлечение молодежи к государственному управлению, подготовка кадрового резерва политических лидеров и специалистов в области правового регулирования и т.п.

На первый взгляд, кажется, что творить законы просто, однако законотворчество - это очень сложный процесс, требующий высокой профессиональной подготовки и концентрации интеллектуальной энергии. И даже в том случае, когда за подготовку законопроекта берется команда высококлассных юристов, не всегда дело обходится без ошибок. Не следует забывать о том, что качественные юридические документы как по содержанию, так и по внешней форме, в конечном счете, являются условием эффективности правового регулирования. Поэтому в рамках занятий студенты совместно с преподавателями изучают массив современного законодательства, определяют пробелы в праве и учатся «писать законы».

Основными формами работы Клуба являются: совместное изучение современного законодательства и юридической техники, проведение «круглых столов» и конференций. В частности, ежегодно преподавателями совместно с участниками Клуба проводится студенческая конференция «Пробелы в праве», по итогам которой формируется сборник трудов студентов. Студенты Клуба принимают участие во всероссийском Конкурсе проектов нормативно-правовых актов «ЗаконоТВОРЕЦ». В текущем году на конкурс был отправлен проект Федерального закона «О виктимологическом направлении предупреждения преступлений», который включал в себя: описание проблемы, обоснование актуальности законопроекта, ожидаемые результаты и конкретный эффект, финансово-экономическое обоснование к проекту и непосредственно законопроект.

Ярко выраженной инновационной направленностью характеризуется работа электронных дискуссионных клубов по профессии, которые созданы на сайте Международного инновационного университета, в рамках реализации теории сетевого образования.

Задачами создания клубов является формирование когнитивных, социальных, коммуникативных, эмоциональных, личностных и профессиональных компетенций, важной составляющей которых являются продуктивные стереотипы психической активности студентов, направленные на расширение возможности их будущей личностной и профессиональной самореализации на основе их работы в пространстве Интернета.

46

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012

Клубы по профессиям работают в режиме открытых форумов на официальном сайте МИУ. Инновационность предлагаемой технологии состоит в том, что работа в клубах строится как дискуссионное обсуждение проблем, предлагаемых преподавателями, профильными специалистами и самими студентами. Решение проблем предполагает не только их обсуждение, но и обсуждение определенного опыта их решения различными специалистами [5]. Любой из участников форума может инициировать обсуждение какой-либо проблемы. Участвуя в работе клубов, студенты-юристы закрепляют у себя профессиональные навыки в рамках работы в электронной юридической консультации.

Инновационным направлением видится проведение ежегодного конкурса творческих проектов «Имею право». Конкурс имеет целью выявление наиболее подготовленных и активных учащихся, в том числе, желающих продолжить свое обучение на юридическом факультете, их поощрения и способствует развитию интереса к юриспруденции и, в частности, к правам человека. В конкурсе могут принять участие учащиеся 9 - 11 классов школ г. Сочи и других городов. Тематика конкурса посвящена проблемам прав человека. Оценку работ осуществляют члены жюри, из числа ведущих преподавателей ЧГА. Победители конкурса определяются по итогам публичной защиты. Победители награждаются почетными грамотами, призами.

В настоящей статье мы представили конкретный опыт внедрения образовательных инноваций, позволяющих скорректировать негативные когнитивные стереотипы в сфере правовых отношений и надеемся, что используемые технологии помогут решить проблему правового нигилизма и повысить уровень правовой культуры среди студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава Г. А., Берулава М.М. Стереотипы психической активности // Гуманизация образования. Сочи. 2010. № 8.

2. Берулава Г.А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства // Гуманизация образования. Сочи. 2010. № 4.

3. Сплавская Н.В. Когнитивные стереотипы в правовой сфере жизнедеятельности субъекта // Гуманизация образования. Сочи. 2010. № 8.

4. Роль стереотипов психической активности в развитии личности / Под ред. Берулава Г. А. - М.: Изд-во «Гуманитарная наука», 2010.

5. http://www.miu-sochi.ru/obshhie svedenija 31 1.html (Официальный сайт НОУ ВПО “Международный инновационный университет”)

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.