ISNN 1029-3388
Сплавская Н.В.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ КОГНИТИВНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В СФЕРЕ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Нами проведено исследование когнитивных стереотипов студенческой молодежи в сфере правовых отношений. Проведенное исследование осуществлено с позиции парадигмы сетевого образования [1], ее отличительными особенностями является обучение на основе синтеза объективного мира и виртуальной реальности посредством активизации, в равной степени как сферы рационального сознания, так и сферы бессознательного. Сетевая методология обеспечивает переход в производстве знания: от знания того, что было, к знанию того, чего еще никогда не было. Стратегия построена на учете преимуществ виртуального образовательного пространства: инициативность получения информации субъектом и соответственно ее высокая мотивированность к усвоению, психологический комфорт в получении информации, не связанный с отрицательными моментами коммуникационного взаимодействия в реальном образовательном пространстве, получение информации в соответствии с доминирующими у субъекта когнитивными, коммуникационными и аффективными стилями и стратегиями [2].
Исследование выявило поведенческие стереотипы молодежи применительно к различным отраслям права. Все стереотипы были сгруппированы в два направления: стереотипы в гражданско-правовых отношениях и стереотипы в уголовно-правовых отношения. При этом исследование показало, что в когнитивной сфере студенческой молодежи существует достаточно большое количество негативных стереотипов, которые требуют коррекции и замены на положительные.
Исследование подтвердило, что в педагогической практике образование направлено на трансляцию правовых знаний студентов и не нацелено на формирование продуктивных правовых стереотипов, являющихся основой правового поведения, в результате чего молодой человек имеет определенные сугубо теоретические правовые знания, но не готов к успешной социализации в обществе, которую обеспечивает продуктивное правовое поведение. Его отсутствие у студенческой молодежи негативно сказывается на социальной ситуации: растет как количество правонарушений среди молодежи, так и число жертв среди них, усиливается социальная апатия, все чаще встречаются случаи асоциального поведения молодых и т.д.[3]
Для того, чтобы бороться с негативными правовыми стереотипами в студенческой молодежной среде, необходимо задействовать не только сферу сознания, но и сферу поведения, опосредованную сферой бессознательного.
42
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012
На наш взгляд, именно образовательные учреждения должны принять активное и непосредственное участие в корректировке негативных стереотипов студенческой молодежи в сфере правовых отношений.
Экспериментальное исследование по разработке и внедрению инновационных технологий воспитания, построенных на коррекции негативных когнитивных стереотипов и формированию отсутствующих положительных когнитивных стереотипов в сфере правовых отношений, осуществлялось нами в организации учебного процесса в Международном инновационном университете в рамках различных профессиональных курсов.
В коррекционной работе мы использовали следующие инновационные формы: тренинговые занятия в рамках изучения профессиональных курсов, занятия в юридической клинике «Центр правового консультирования», работу научных центров и клубов (Центр виктимологического консультирования, «Клуб молодого законотворца»), работу электронного дискуссионного клуба по профессии, проведение конкурса творческих проектов «Имею право».
Коррекционные технологии основывались на организации поведенческого тренинга в рамках создания ролевых практических ситуаций, характерных для профессиональных отношений. Эти ситуации создавались в рамках тренинговой работы на курсах общепрофессиональных дисциплин «Теория государства и права», «Конституционное право РФ», «Гражданское право», «Уголовное право», «Гражданское процессуальное право», «Уголовное процессуальное право» и др. Примером таких тренинговых занятий является проведение инсценированных судебных процессов в специально оборудованном кабинете - Зале судебных заседаний. Инсценирование ролевых тренинговых ситуаций формируют у студентов положительные поведенческие стереотипы в правовой сфере жизнедеятельности. Такие тренинги учат молодых людей алгоритмическому мышлению в правовой ситуации, выбору эффективных инструментов разрешения спора.
Следующим направлением работы является проведение занятий в юридической клинике “Центр правового консультирования”. Главная задача Центра - пропаганда права и его регулирующей роли в прогрессивном развитии человека, общества и государства в целях повышения уровня нашей правовой культуры, усиления институтов гражданского общества, укрепления доверия к власти. Центр создан с целью правового просвещения, обеспечения общедоступности сведений о важнейших правовых актах и складывающейся правоприменительной и судебной практики.
Для эффективной организации работы были образованы следующие органы: начальник Центра (зав. кафедрой теории и истории государства и права), преподаватели (специалисты в какой-либо отрасли права, представители всех юридических кафедр), лаборант (ответственный студент), студенты-консультанты (заинтересованные и активные студенты старших курсов по специальности/ направлению “Юриспруденция”).
43
ISNN 1029-3388
Участниками был разработан этический кодекс, который призван регулировать этические основы организационной деятельности участников Центра.
Ежегодно составляется план работы Центра, в котором отражаются основные формы работы:
- организация бесплатного консультирования граждан по правовым вопросам;
- проведение мастер-классов ведущими преподавателями и практиками по отдельным проблемам юриспруденции;
- проведение “деловых игр”;
- организация и проведение обучающих семинаров, конференций и “ круглых столов”.
Студенты под контролем преподавателей проводят бесплатные юридические консультации граждан, которые нуждается в юридической помощи, но не могут обратиться в юридическую фирму по причине отсутствия средств. В основном консультации касаются разъяснения норм гражданского, уголовного, семейного, трудового и жилищно-коммунального права. Именно в юридической клинике студенты получают определенные навыки юридической практики и представление о том, в чем нуждаются люди и как можно защитить их права, опираясь на закон. Их работу контролируют преподаватели, которые имеют значительный опыт практического использования права; они помогают студентам получить практический опыт, подстраховать их, обеспечить компетентное и профессиональное представление клиентов. Несмотря на то, что в большей своей части юридическую помощь оказывают студенты-консультанты, уровень их профессиональной подготовки достаточно высокий. Прежде всего, этому способствуют постоянные обучающие семинары и мастер-классы специалистов разных отраслей права и профессионалов-практиков разного направления деятельности.
На базе клиники ежемесячно проводятся обучающие семинары мировых судей, судей судов общей юрисдикции, адвокатов, нотариусов, следователей, судебных приставов. В частности, семинары проводились по следующим темам: «Интервьюирование клиентов», «Консультирование клиентов», «Анализ дела», «Техника юридического письма», «Установление психологического контакта с клиентом».
Участвуя в работе Центра, студенты получают стимул для дальнейшего обучения, колоссальный практический опыт, который выражается в получении следующих навыков: умение проводить опрос клиента; предоставление юридически обоснованной и ответственной консультации; расследование фактов дела; юридическая этика; изучение и анализ нормативной базы и литературы; умение правильно общаться как в устной, так и в письменной форме; умение выступать в суде и правильно вести документацию; умение вести переговоры и общаться с органами государственной власти и др. Таким образом, с успехом ведется
44
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012
коррекция именно тех негативных правовых стереотипов, которые были выявлены нами при диагностике.
Еще одним направлением коррекционной работы с негативными стереотипами в сфере правовых отношений является работа Центра виктимологического консультирования и «Клуба молодого законотворца». Работа этих клубов направлена на преодоление правовой безграмотности у студенческой молодежи, инициирование повышения уровня правовой культуры, и, в целом, формирование положительных стереотипов в сфере правовых отношений.
Главной целью работы Центра является виктимологическое воспитание молодежи и формирование ее правового поведения. Программа работы Центра способствует снижению воздействия негативных факторов, формированию навыков безопасного поведения молодежи и социально-значимых качеств валеологического, социального, правового характера личности молодых людей.
Структура Центра: руководитель Центра (зав. кафедрой уголовного права), преподаватели (специалисты в области криминологии, виктимологии, уголовного права, психологии), студенты (заинтересованные студенты без учета специальности, по которой они проходят подготовку).
Основными формами работы являются: индивидуальное и групповое консультирование студентов, психологические тренинги, обучающие семинары, деловые и ролевые игры, конференции.
Проведение занятий в Центре виктимологического консультирования направлено на искоренение источников дискомфорта в самом человеке и одновременно на создание условий для приобретения молодым человеком необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; обучение новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье; решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.
В результате посещения занятий Центра у студентов формируются когнитивные поведенческие стереотипы о криминогенно-опасных ситуациях; формируются представления о преступниках, использующих промахи жертв; о способах, повышающих личную безопасность, безопасность своей недвижимости, финансов, автомобиля и др.; воспитываются привычки безопасного поведения в общественных местах, на улицах, в общении с незнакомыми лицами; развиваются культурные интересы, увлечения, исключающие попадание в «злачные места», компании повышенного криминального риска, секты, увлечение алкоголем, употребление наркотиков и токсических веществ, совершение действий и общения в компаниях, повышающих опасность подвергнуться нападению; студенты учатся разумной осторожности, бдительности, наблюдательности, собранности, самообладанию, находчивости, быстротереакций, ловкости, умению разбираться в людях и быть стойким к успокаивающим уговорам малознакомых и незнакомых людей; осваивают приемы самозащиты: поведенческие, словесные, технические (использование носильных защитных средств, газовых пистолетов и др.).
45
ISNN 1029-3388
В рамках ролевых игр определенные правовые ситуации создаются многократно в разных вариантах, что и формирует продуктивные паттерны правового поведения студентов
В результате проведения анкетирования студенческой молодежи нами были выявлены такие негативные позиции, как отсутствие веры в право, неуважение закона, нежелание соблюдать действующее законодательство, правовой нигилизм. Для коррекции указанных негативных стереотипов была организована работа «Клуба молодого законотворца». Его цель - пропаганда принципов формирования правового государства, привлечение молодежи к государственному управлению, подготовка кадрового резерва политических лидеров и специалистов в области правового регулирования и т.п.
На первый взгляд, кажется, что творить законы просто, однако законотворчество - это очень сложный процесс, требующий высокой профессиональной подготовки и концентрации интеллектуальной энергии. И даже в том случае, когда за подготовку законопроекта берется команда высококлассных юристов, не всегда дело обходится без ошибок. Не следует забывать о том, что качественные юридические документы как по содержанию, так и по внешней форме, в конечном счете, являются условием эффективности правового регулирования. Поэтому в рамках занятий студенты совместно с преподавателями изучают массив современного законодательства, определяют пробелы в праве и учатся «писать законы».
Основными формами работы Клуба являются: совместное изучение современного законодательства и юридической техники, проведение «круглых столов» и конференций. В частности, ежегодно преподавателями совместно с участниками Клуба проводится студенческая конференция «Пробелы в праве», по итогам которой формируется сборник трудов студентов. Студенты Клуба принимают участие во всероссийском Конкурсе проектов нормативно-правовых актов «ЗаконоТВОРЕЦ». В текущем году на конкурс был отправлен проект Федерального закона «О виктимологическом направлении предупреждения преступлений», который включал в себя: описание проблемы, обоснование актуальности законопроекта, ожидаемые результаты и конкретный эффект, финансово-экономическое обоснование к проекту и непосредственно законопроект.
Ярко выраженной инновационной направленностью характеризуется работа электронных дискуссионных клубов по профессии, которые созданы на сайте Международного инновационного университета, в рамках реализации теории сетевого образования.
Задачами создания клубов является формирование когнитивных, социальных, коммуникативных, эмоциональных, личностных и профессиональных компетенций, важной составляющей которых являются продуктивные стереотипы психической активности студентов, направленные на расширение возможности их будущей личностной и профессиональной самореализации на основе их работы в пространстве Интернета.
46
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012
Клубы по профессиям работают в режиме открытых форумов на официальном сайте МИУ. Инновационность предлагаемой технологии состоит в том, что работа в клубах строится как дискуссионное обсуждение проблем, предлагаемых преподавателями, профильными специалистами и самими студентами. Решение проблем предполагает не только их обсуждение, но и обсуждение определенного опыта их решения различными специалистами [5]. Любой из участников форума может инициировать обсуждение какой-либо проблемы. Участвуя в работе клубов, студенты-юристы закрепляют у себя профессиональные навыки в рамках работы в электронной юридической консультации.
Инновационным направлением видится проведение ежегодного конкурса творческих проектов «Имею право». Конкурс имеет целью выявление наиболее подготовленных и активных учащихся, в том числе, желающих продолжить свое обучение на юридическом факультете, их поощрения и способствует развитию интереса к юриспруденции и, в частности, к правам человека. В конкурсе могут принять участие учащиеся 9 - 11 классов школ г. Сочи и других городов. Тематика конкурса посвящена проблемам прав человека. Оценку работ осуществляют члены жюри, из числа ведущих преподавателей ЧГА. Победители конкурса определяются по итогам публичной защиты. Победители награждаются почетными грамотами, призами.
В настоящей статье мы представили конкретный опыт внедрения образовательных инноваций, позволяющих скорректировать негативные когнитивные стереотипы в сфере правовых отношений и надеемся, что используемые технологии помогут решить проблему правового нигилизма и повысить уровень правовой культуры среди студенческой молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава Г. А., Берулава М.М. Стереотипы психической активности // Гуманизация образования. Сочи. 2010. № 8.
2. Берулава Г.А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства // Гуманизация образования. Сочи. 2010. № 4.
3. Сплавская Н.В. Когнитивные стереотипы в правовой сфере жизнедеятельности субъекта // Гуманизация образования. Сочи. 2010. № 8.
4. Роль стереотипов психической активности в развитии личности / Под ред. Берулава Г. А. - М.: Изд-во «Гуманитарная наука», 2010.
5. http://www.miu-sochi.ru/obshhie svedenija 31 1.html (Официальный сайт НОУ ВПО “Международный инновационный университет”)
47