Научная статья на тему 'Роль правосознания в виктимном поведении молодежи'

Роль правосознания в виктимном поведении молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / VICTIMIZATION / ВИКТИМИЗАЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIME / ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL AWARENESS / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / LEGAL NIHILISM / ЖЕРТВА / VICTIM / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / VICTIMITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сплавская Наталья Владимировна

Проведено экспериментальное исследование влияния правосознания молодежи на виктимность с целью выявления уровня его деформации. В статье определены основные причины деформации и предложены меры по перестройке правосознания молодежи с целью уменьшения уровня уязвимости от преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LEGAL AWARENESS IN VICTIM BEHAVIOR OF YOUTH

The article provides an experimental research of the youth legal awareness influence on victimity to identify its deformation level. The article defines the main causes of deformation and suggests measures for the youth legal awareness reconstruction in order to reduce the level of crime vulnerability.

Текст научной работы на тему «Роль правосознания в виктимном поведении молодежи»

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Сплавская Н.В.

РОЛЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ВИКТИМНОМ ПОВЕДЕНИИ МОЛОДЕЖИ

Деформация правосознания стала бичом российского общества. Она проникла в область правовых знаний, частично разрушила установки и убеждения граждан, их правовое мировоззрение. С целью выявления уровня деформации правосознания нами было проведено анкетирование. В качестве основных респондентов к исследованию были привлечены студенты и аспиранты Международного инновационного университета в возрасте 18-23 лет.

Исследование подтвердило, что темпы роста преступности, правовая и социальная незащищенность значительной части молодежи, отсутствие необходимых механизмов реализации норм права порождают в молодых людях неверие в закон и государство и ведут к стремительному развитию правового нигилизма - особой формы мироощущения и социального поведения, которая выражается в полном неверии в потенциальные возможности права. Большинство студентов убеждены, что они предоставлены сами себе и что в чрезвычайной ситуации государство не сможет их защитить. Как показали результаты проведенного нами анкетирования, 91% опрошенных уверены, что в любой момент могут стать жертвами преступлений. В этом убеждает возросшая в стране вик-тимность.

В.И. Полубинский определяет виктимность как «потенциальную возможность нести вред от правонарушения в результате негативного взаимодействия отрицательных личных качеств с внешними факторами» [5]. С.В. Максимов видит в ней «свойство человека (определенной социальной группы), выражающееся в его способности быть жертвой преступления» [4].

В науке выделяют индивидуальную и массовую виктимность. Первый вид - это состояние уязвимости, предрасположенности лица быть жертвой преступления в силу его определенных психофизиологических и социальных особенностей. Массовая вик-тимность представляет собой исторически изменчивое социально-правовое явление, слагающееся из всей совокупности «потенций уязвимости» [6], реализующихся в массе разнохарактерных индивидуальных виктимных проявлений, детерминирующих совершение преступлений.

Индивидуальная и массовая виктимность в известной мере обусловливают состояние правосознания. В структуре последнего можно условно выделить три компонента: познавательное, оценочное и регулятивное правосознание.

Первый компонент представляет собой результат определенной интеллектуальной деятельности. Он состоит из ряда последовательно возникающих ощущений, восприятий, особенностей памяти и мышления. Но в нашей стране немногие осмысливают и анализируют законодательство. Проведенное нами исследование показало, что пра-

вовые идеи и представления молодежи основываются на наблюдении за соблюдением норм окружающими (69%), на позиции СМИ (21%) и лишь в 10% случаев - на самостоятельном анализе текстов правовых норм. Анкетирование студентов юридического направления дало более обнадеживающие результаты: 60% респондентов формируют свои взгляды и убеждения, анализируя действующее законодательство. Однако в целом на сознание и поведение молодежи влияет восприятие права «в жизни», негативным показателем которого является рост криминогенности и виктимности общества.

Оценочное правосознание - это определенное эмоциональное отношение личности к разным явлениям правовой действительности: к праву и законодательству; к правовому поведению окружающих; к деятельности правоохранительных органов, и, наконец, к своему собственному поведению. В последнее время отношение личности к праву и правовым явлениям нельзя признать положительным. Проведенные нами исследования показали, что в молодежной среде преобладает негативная оценка деятельности полиции. 44% опрошенных отрицательно относятся к ее работе и объясняют свое отношение незащищенностью от преступности и мздоимством со стороны работников полиции. В сознании молодых людей полиция защищает не народ, а власть.

Регулятивное правосознание заключается в том, что правовые установки и ценностно-правовые ориентации помогают человеку избрать правомерный или противоправный вариант поведения. На наш вопрос: «Чем Вы в первую очередь руководствуетесь в трудной ситуации?», - лишь 8% респондентов ответили, что руководствуются нормами права, 7% - нормами морали, в то время как 85% опрошенных заявили, что поведение их определяется исключительно «здравым смыслом» (т.е. совокупностью ценностных ориентаций, привычек и интересов). Показателями состояния регулятивного правосознания являются рост преступности и иных противоправных деяний, а также индивидуальная и массовая виктимность.

Постоянно сталкиваясь с фактами совершения преступлений в быту и СМИ, человек поневоле сам становится опосредованной жертвой. Приведем пример - взрыв в московском метро 29 марта 2010 г. Шок и страх на несколько дней парализовали всю страну. Практически каждый человек вынес из этой трагедии урок: он не застрахован государством от того, что однажды не станет жертвой террористического акта или иного преступления. Проведенные нами исследования показали, что подавляющее большинство опрошенных (93%) не чувствуют себя в безопасности. При этом наиболее уязвимыми они ощущают себя на пустынных улицах (49%); в местах массового скопления народа (25%) и дома (13%) [3].

Основная масса студентов осознает свою незащищенность от возможных преступных посягательств, иными словами, свою виктимность, а осознание данного факта негативно влияет на уровень индивидуального и общественного правосознания. Однако между правосознанием и виктимностью существует и обратная связь, а именно: предрасположенность быть жертвой преступления в некоторой мере обусловливается правосознанием личности.

Нередко виновный добивается своих целей, сознательно либо интуитивно используя деструктивный потенциал самой жертвы, в том числе ее деформированное правосознание. Преступление - это всегда определенный конфликт преступника и потерпевшего,

возникающий тогда, когда его участники ощущают себя несправедливо обделенными. Но поскольку это ощущение формируется на основе ценностных ориентаций, морали и правосознания виновного и жертвы, то можно сделать вывод, что большинство преступлений обусловливается не дефицитом определенных материальных благ, а дефицитом правовой и нравственной культуры преступников и потерпевших.

Как показывают исследования, проведенные учеными в области виктимологии, жертвы преступления сами неоднократно преступали закон. Сидоренко Э.Л. отмечает, что 61% опрошенных, бывших потерпевшими, хотя бы раз в жизни совершали противоправные деяния, наиболее распространенные из которых - нарушение правил дорожного движения, безбилетный проезд в транспорте, хулиганство, дача взятки и причинение вреда здоровью. При этом 57% из них избежали наказания за совершенные деяния.

Подтверждением низкого уровня правосознания жертв служит и их психологический «профиль». Проведенные исследования показали, что в числе основных черт потерпевших от преступлений преобладают беспечность, пренебрежение к закону, агрессивность, алкоголизм и пр. В процессе совершения преступления большинство потерпевших своим отрицательным поведением провоцируют виновного либо ведут себя пассивно и не оказывают сопротивления. Подобные ситуации позволяют говорить об определенной деформации правосознания потенциальных и реальных жертв.

В первом случае поведение потерпевших во многом обусловливалось неверием в силу закона и осознанием себя хозяином положения. Налицо правовой нигилизм, когда наблюдается активная противоправная тенденция личности. У жертв - провокаторов складывалось убеждение, что в поступках следует руководствоваться не правом, а своими желаниями и интересами. На вопрос анкеты, составленной Сидоренко Э.Л.: «Из чего, на Ваш взгляд, необходимо исходить при конфликте закона и здравого смысла?», - 78% опрошенных жертв-провокаторов ответили, что из здравого смысла. Проведенные ей исследования показали, что отрицательное поведение потерпевших имело место в 60 % убийств и 65 % случаев причинения вреда здоровью. При этом оно выразилось: в применении насилия - 27%; в оскорблениях и угрозах - 20%; в учинении ссоры - 18%; в нарушении супружеской верности - 8%; в необоснованных имущественных притязаниях потерпевшего - 9%; в иных формах - 18% [2].

Потерпевших с отрицательным поведением характеризовали такие черты, как эгоизм, потеря чувства ответственности, равнодушие к проблемам других людей, цинизм, несдержанность, конфликтность, грубость, необразованность, невоспитанность. Но, прежде всего, их объединяло наличие асоциальной установки. Она выражалась в разной форме, имела неодинаковое содержание и различную интенсивность проявления, но у всех была определенной «жизненной программой». Низкий уровень правосознания, неуважение к людям и иные негативные качества легли в основу психологической установки жертв - провокаторов и во многом предопределили их судьбу [2]. Провоцирующая жертва с присущим ей отношением к праву действовала достаточно активно в процессе совершения преступления, переступала через определенные правовые и нравственные нормы. Она находилась с преступником практически в равном положении, и только случай решал, кто кем будет.

Обратной стороной такого социального явления, как правовой нигилизм, является

наличие пассивных жертв. Причина пассивного поведения видится нам в длительном подавлении инициативы и самостоятельности личности со стороны государственных институтов. Частным примером является законодательное и правоприменительное ограничение прав граждан на необходимую оборону. У пассивной жертвы, как правило, низкий уровень правосознания, однако она, в отличие от жертвы-провокатора, не демонстрирует свое неуважение к закону, поскольку боится ответственности. Очень часто в процессе совершения преступления человек стоит перед дилеммой: стать жертвой преступления либо сопротивляться и пострадать от карательной машины государства. У пассивной жертвы можно наблюдать сразу две формы деформации правосознания: правовой нигилизм и правовой идеализм. Одни аспекты правовой действительности потенциальный потерпевший недооценивает, а другие, напротив, переоценивает.

Как видно, влияние правосознания на индивидуальную и массовую виктимность велико. Однако не следует абсолютизировать ее значение и игнорировать такие явления, как психологические, физиологические, социокультурные и иные факторы. Но не следует также искусственно преуменьшать значение правосознания, поскольку оно всегда «ближе» к поведению (преступному либо виктимному), чем правовая норма. Правосознание помогает человеку всесторонне осмыслить ситуацию, «увидеть» набор возможных средств достижения целей своего поведения; более того, оно помогает оценить социальную эффективность избранной стратегии достижения определенных целей.

Для того чтобы бороться с такими социально-правовыми явлениями, как преступность и виктимность, необходимо изменить, перестроить правосознание молодежи. Необходимо научить молодежь уважать закон. И первыми шагами в данном направлении могут стать разъяснительная и воспитательная работа педагогов с молодежью, политика «открытых дверей», взаимоуважения, участия и поддержки молодежи со стороны государственных органов. Следует вызвать готовность и желание молодежи активно помогать в укреплении правопорядка. В связи с этим, следует согласиться с теми учеными, которые предлагают «разработать и внедрить в образовательный процесс учебных заведений специальные программы по виктимологическому воспитанию молодых людей» [1].

В образовательный процесс Международного инновационного университета внедрена такая специальная программа виктимологического воспитания студенческой молодежи - создан и функционирует Центр виктимологического консультирования. Работа этого клуба направлена на преодоление правовой безграмотности у студенческой молодежи, инициирование повышения уровня правовой культуры, и в целом формирование положительных стереотипов в сфере правовых отношений.

Главной целью работы Центра является виктимологическое воспитание молодежи и формирование ее правового поведения. Программа работы Центра способствует снижению воздействия негативных факторов, формированию навыков безопасного поведения молодежи и социально-значимых качеств валеологического, социального, правового характера личности молодых людей.

Структура Центра: руководитель Центра (зав. кафедрой уголовного права), преподаватели (специалисты в области криминологии, виктимологии, уголовного права, психологии), студенты (заинтересованные студенты, без учета направления, по которо-

му они проходят подготовку).

Основными формами работы являются: индивидуальное и групповое консультирование студентов, психологические тренинги, обучающие семинары, деловые и ролевые игры, конференции.

Проведение занятий в Центре виктимологического консультирования направлено на искоренение источников дискомфорта в самом человеке и одновременно на создание условий для приобретения молодым человеком необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; обучение новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье; решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

В результате посещения занятий Центра у студентов формируются когнитивные поведенческие стереотипы о криминогенно опасных ситуациях; формируются представления о преступниках, использующих промахи жертв; о способах, повышающих личную безопасность, безопасность своей недвижимости, финансов, автомобиля и др.; воспитываются привычки безопасного поведения в общественных местах, на улицах, в общении с незнакомыми лицами; развиваются культурные интересы, увлечения, исключающие попадание в «злачные места», компании повышенного криминального риска, секты, увлечение алкоголем, употребление наркотиков и токсических веществ, совершение действий и общения в компаниях, повышающих опасность подвергнуться нападению; студенты учатся разумной осторожности, бдительности, наблюдательности, собранности, самообладанию, находчивости, быстроте реакций, ловкости, умению разбираться в людях и быть стойкими к успокаивающим уговорам малознакомых и незнакомых людей; осваивают приемы самозащиты: поведенческие, словесные, технические (использование носильных защитных средств, газовых пистолетов и др.).

В рамках ролевых игр определенные правовые ситуации создаются многократно в разных вариантах, что и формирует продуктивные паттерны правового поведения студентов.

Использование подобных технологий в процессе коррекционной работы в целом положительно сказывается на правосознании молодежи. Мы надеемся, что специальные программы по виктимологическому воспитанию помогут решить проблему правового нигилизма и повысить уровень правовой культуры среди студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дружинина А.В. Инновационные образовательные технологии в процессе обучения бакалавров-юристов в НОУ ВПО «Международный инновационный университет» // Гуманизация образования. 2015. № 1. С. 39-43.

2. Сидоренко Э.Л. Отрицательное поведение потерпевшего как обстоятельство, влияющее на дифференциацию ответственности и индивидуализацию наказания субъекта преступления. Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002. 208 с.

3. Дейнега Н.В. Исследование правовых стереотипов студентов в разрезе викти-мологической профилактики // Инновационные технологии обучения в высшей школе: мате-риалы докладов Всероссийской научно-практической конференции в 2-х частях. Часть 1 / Под ред. М.Н. Берулавы. Сочи: Издательство Черноморской гуманитарной ака-де-мии, 2009. С.191-195.

4. Максимов С.В. Краткий криминологический словарь. М.:Норма, 1995. 400 с.

5. Полубинский В.И. Криминальная виктимология. М.: Юрлит, 1999. 180 с.

6. Ривман В.Д., Устинов В С. Виктимология. СПб: ДАНА, 2000. 210 с.

7. Сплавская, Н.В. Организационное и информационное обеспечение виктимоло-гической профилактики, осуществляемой органами внутренних дел: научная статья / Н.В. Сплавская // Государство и право в XXI веке. - 2014. - №2. - С. 19-22.

8. Сплавская, Н.В. Проблема понимания сущности продуктивного правового поведения в педагогике: научная статья / Н.В. Сплавская // Вестник Тамбовского университета. - 2013. - № 9 (125). - С. 82-88.

9. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Новые технологии организации научно-исследовательской работы в университете / А.Ю. Яковлева-Чернышева, И.Ю. Якунина // Гуманизация образования. 2015. №3. С.153-159.

10. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Инновационные технологии организации научно-исследовательской работы в университете / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Инновационная наука. 2015. №5 (май).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.